Аластер Рейнольдс «Город бездны»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Звёздный ковчег/замкнутый мир | Путешествие к особой цели | Контакт | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Таннер Мирабель, солдат и наёмник, идёт по следу... Его цель — выследить и убить Рэйвича — человека, виновного в смерти женщины, любимой Мирабелем. Для того чтобы выследить свою жертву, Таннер, рискуя жизнью, пересекает межзвездное пространство. Конечная цель его путешествия — Город Бездны, таящий много опасностей. Но наибольшая опасность скрыта внутри самого Таннера Мирабеля...
Входит в:
— цикл «Пространство Откровения»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2002 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2004 // Научная фантастика в двух томах (Великобритания) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第38回 (2007) // Переводной роман | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2018 // Зарубежный роман (Великобритания) |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 7 февраля 2023 г.
Ох, как я прекрасно помню эти строки: «Уважаемый иммигрант!
Мы рады приветствовать Вас в системе Эпсилона Эридана»
С этой фразы началось моё успешное возвращение к миру твёрдой научной фантастики и отход от увлечения всякими фэнтези...
Тогда я замкнул старый маршрут и начал, как ранней юности — читать фантастику, хорошую и разную.
И вот прочитав половину сборника Алмазные псы, дойдя хронологически до времени событий Город Бездны — я решил, что время пришло. Прошло долгих 9 лет с 2014го, когда я вернулся на путь истинный в своих литературных предпочтениях, и я снова хочу и готов побывать в Йелоустоне!
Вот он мир победившего межпланетного киберпанка. Плавящая чума, трущобы, банды, чёрный рынок имплантов и киберпротезов...
Кажется, что с нынешним бэкграундом — прочитав и посмотрев много чего из киберпанка — я как-то по-новому оцениваю эту книгу и этот мир Эпсилона Эридана. Будто вижу в нём больше деталей.
Вирус, передающий религию — ни ново, но весьма оригинально. Наш бандит и наёмник, как раз таки заразился подобным и видит сны о Небесном Хаусмане. Местном пророке, прилетевшем с Земли на корабле поколений.
Кажется, что образ главного героя для Рейнольдса довольно нетипичный, такой скорее блокбастерный герой-воин. Такими больше баловался Иен Бэнкс, но тут вот на тебе от Рейнольдса такого же.
История окутана тайной, детективная линия у автора, как всегда, хороша, в любом антураже. А уж на Йелоустоне она не могла выйти плохой.
Забавно, найти ещё одну параллель с Бэнксом — композитор, пишущий симфонию — прям как Циллер во Взгляде с наветренной стороны. Причём тут скорее коллективное бессознательное сыграло злую шутку — разница в выходе романов всего год и вряд ли Рейнольдс слизал идею у Бэнкса.
И всё-таки каков получился роман! Многие запомнили только экшен, но ведь это и нуарный детектив, где космокиберпанковский Город живёт в мрачных тонах, в слабом свете Эридана.
Антагонист и протагонист — может ли быть им один и тот же человек?
Можно ли исправить прошлое? А если нельзя, то можно ли от него избавиться? Или избавиться от одной своей личности, чтоб затем обрести другую?
А искупить старые грехи, совершив новые, но уже действительно во благо, а не ради власти и положения?
Кто вы такой, мистер Мирабель?
Кто вы такой, мистер Хаусман?
Кто вы такой, мистер Кагуэлла?
Кем может стать диктатор, лишённый своего государства, но сохранивший жизнь и алчность до денег и влияния?
Кем может стать торговец оружием и контрабандист, с кровью на руках, если захочет изменить свою жизнь?
Кем станет преданный солдат, когда его предадут?
А Город Бездны всё ещё стоит и продолжает принимать новых прибывающих, добро пожаловать в систему Эпсилона Эридана...
SAM77, 10 мая 2015 г.
«Город бездны» — роман , в котором навалено всё. Здесь можно встретить и биомодификации и контакт с пришельцами, нам рассказывают о колонизации космоса, о технологиях копирования сознания, об извращенных играх зажравшихся и изнывающих от скуки сверхлюдей. Я до сих пор не могу поверить, что обо всём этом можно рассказывать так скучно. Скука. Она закралась в книгу почти в самом начале и не покидала её до последней страницы. В книге три основных сюжетных линии: о Таннере , о Небесном Хаусманне и опять о Таннере: о более ранних событиях его жизни на колонизированной планете Окраина неба.
Все сюжетные линии чередуются между собой, постепенно переплетаясь и сходясь в финал почти с хирургической точностью, размеренно, почти без провалов в логике (хотя, это только на первый взгляд). Но я не увидел огонька, я не увидел эмоций. История подаётся словно «из –под палки», а всевозможные фантастические придумки блекнут от такого исполнения.
В качестве примера могу привести сам город Бездны. Его образ очень ярок: колония , расположенная над таинственной бездной на спутнике газового гиганта. Бездна служит источником энергии, в неё прыгают особо эксцентричные жители. Город сам по себе не прост и когда-то был прекрасен, но затем его поразила эпидемия, которая превратила служащие людям машины в какие-то извращенные вещи, исказила облик города, заставив самомодифицирующиеся дома изменится. Автор рассказал историю города – и этот город засветился, словно яркий бриллиант. Автор начал действия в городе – и он (город) замер, оплыл и посерел. В романе создана очень серьезная конструкция, применены очень яркие допущения, настраивающие на очень интересное повествование. Но данную конструкцию, на мой взгляд, автор так и не смог нормально расшевелить. Город не ожил – разрозненные районы Малч и Кэнопи для меня выглядели словно декорации. И это при таком объеме повествования!
С героями ещё хуже. ГГ любит порефлексировать, его рассуждения и самокопания начинают утомлять уже к середине книги, остальные герои выскакивают как черти из коробки – бесконечные модифицированные Зебры, Шантарелли, пафосные мужики. Они ужасны, они сыпят банальными фразами, они не то чтобы мертвы, скорее статисты, за редкими исключениями. Ситуация более менее исправляется только в финале, когда градус эмоциональной окраски значительно повышается.
Каких либо технических идей, интересно описанных роман мне тоже не показал. Есть странный способ копирования сознания, который почему-то уничтожает тело, я так и не понял — как это действует, хотя, возможно, это только моя проблема.
С логикой тоже не совсем в порядке: на корабле, нашпигованном следящей аппаратурой, прячут дельфинов с бассеинами, людям дают по башке и тоже прячут, после эпидемии прошло целых 13 лет(!), а люди уже забыли о жизни «до», сложные кибернетические системы заменены на паровые машины, при этом продолжают работать странные сложнейшие «фуникулеры», которые можно было заменить на те же вертолеты, а дурацкие провода, служащие для их передвижения просто отрезать. И вообще – город не похож на город – это арена для фантазий автора. В нём не видно жизни, не понятно как существуют люди, как устроены общественные институты, как снабжаются орбитальные базы и много ещё другого можно добавить.
Короче, я понимаю, что роман многим понравился, но меня, увы, он жутко разочаровал.
ol.khomych, 27 февраля 2018 г.
Скорее детектив в стиле нуар, чем научная фантастика. Со всеми вытекающими последствиями и шаблонами. Собственно не имею ничего против этого жанра, но что меня расстроило в этой книге, так это мотивация персонажей, которая совершенно непонятна и нерациональна. Главный герой несется по сюжету как горячий нож сквозь масло. Враги дрожат, а женщины текут... И все почему-то хотят ему помочь, хотя с чего бы, ведь он в сущности просто головорез.
А ещё, если потенциальный читатель ожидает от романа погружения в атмосферу чумного города, то он будет разочарован. Все как-то по поверхности и вскользь. И это здесь главная печаль.
Нельзя, конечно, сказать, что прямо все очень плохо. Довольно интригующей оказалась сюжетная линия Небесного. Хотя и его мотивация тоже остается загадкой. Сюжет развивается динамично, есть какая-никакая развязка. Но от признанного современного фантаста ожидал более глубокой проработки
Deliann, 21 мая 2021 г.
Иногда после масштабной истории о глобальной космической угрозе хочется немного снизить ставки и обратиться к чему-то более камерному. И переход от «Пространства Откровения» к «Городу Бездны» – как раз такой случай. Во втором своём романе Аластер Рейнольдс отклонился от расхожих приключенческих сюжетов и взял за основу вестерн, поместив его в антураж частично космооперы, частично киберпанка. Но вестерн остается вестерном, и вот перед читателем разворачивается история о том, как хитрый человек Рейвич скрывался в космических пространствах, а ведомый местью Таннер Мирабель преследовал его.
Хронологически «Город Бездны» является приквелом к «Пространству Откровения»: его действие начинается за двадцать лет до старта линии Хоури. Собственно, именно через Хоури связь между романами и проступает наиболее отчётливо, ведь она знала Таннера лично. Но их знакомство ещё впереди, а пока присоединимся к Мирабелю в его преследовании.
Будучи отличным специалистом по охране и вооружению, Таннер работал на Кагуэллу. А будучи человеком чести, он сам выбирал задачи, за которые браться, и сам же выбирал методы решения. У Кагуэллы, кстати, была жена Гитта, в которую Таннер был влюблён, но о которой мог только мечтать. И вот однажды, некто Рейвич, организовал нападение на Кагуэллу, в результате которого Таннер был тяжело ранен, а его босс – убит. Понятное дело, убийство работодателя задело профессиональную часть Мирабеля, но во время нападения была убита ещё и Гитта. Теперь это дело стало для Таннера личным. Теперь он готов преследовать Рейвича по всей галактике и, не колеблясь, войдёт даже в Город Бездны.
Сюжет и мир по-прежнему поставлены во главу угла. Хотя на этот раз и персонажи получились живее. Возможно дело в том, что количество сюжетных линий сократилось с трёх до полутора. А может Рейнольдс набил руку. На самом деле, это не так уж важно. Главное, что за приключениями Таннера интересно следить и за него переживаешь. Вся его линия – сплошной боевиковый вестерн, в котором Мирабель постоянно ввязывается в новые переделки и всё время доказывает, что он если не самый крутой мужик в этой части космоса, то уж точно один из. Разбавляют этот каскад приключений сны Таннера, где он видит жизнь Небесного Хаусманна. Это небольшое сюжетное ответвление посвящено неоднозначной фигуре далёкого прошлого. Вот только как он связан с Таннером удастся узнать далеко не сразу.
Темп романа достаточно высокий, действия довольно много, вот только временами создаётся ощущение, что часть эпизодов можно вырезать без ущерба для основного сюжета. А после финала это ощущение ещё и подтверждается. Хотя если главный герой пришёлся вам по душе, то и читать о том, как он выпутывается из очередной переделки, будет интересно. Ну и если вытерпите первые 70% книги, то получите ворох сюжетных перевёртышей, перечёркивающих даже вводную информацию.
Хороший роман. Не настолько потрясающий воображение своим размахом, как «Пространство Откровения», но приятно удивляющий неожиданными поворотами, и отлично развлекающий головокружительными приключениями.
nordcor, 14 марта 2025 г.
Читаю второй роман британского писателя-фантаста Аластера Рейнольдса — Город Бездны. И там должен быть этот город, но спустя 100 странниц его всё нет. И если бы не вторая сюжетная линия из прошлого, про то как корабли из солнечной системы вылетели заселять далекий мир, то основная часть — повесть про супер-солдата, который может все, но с харизмой как у камушка, — смотрелась бы совсем уж жалко и скучно. Это очень плохо. Особенно странная часть в джунглях, как будто из самого типичного боевика прошлого столетия, где герой обучает кого-то стрельбе/борьбе, да чему угодно. Это обрывочное воспоминание хотя и на 20 страницах А4, которое должно было как-то раскрыть прошлое героя, то как он был (унылым) наемником у какого то босса и ему понравилась его жена, описано так поверхностно, особенно персонажи, их характеры, что все это кажется абсолютно бессмысленным, зачем эти воспоминания из прошлого в джунглях? Тогда как картонки остались картонками, а крутой гг от лица которого ведет повествование Рейнольдс (и это ужасно скучно) как был солдафон-картон без прошлого, без эмоций, без ничего так и остался. Уныло. Зато удалась сцена избиения русского амбала на челноке этим нашим «героем», тут Рейнольдс, как англичанин показал всю свою «любовь» к русским. Да уж, читать было неприятно. Но это показательный момент, ведь Рейнольдс такой же англичанин как и все остальные и так они относятся к русским всю историю.
Но если все так плохо с этим романом, а точнее супер-длиной повестью, то что «заставляет» читать это дальше? Язык не самый плохой, космос и корабли-колонизаторы в одной сюжетной линии без этого брита-солдафона на гг, ну и типичные для Рейнольдса рояли в кустах, которые он расставляет довольно умело, почти равномерно по ходу текста. Еще, наверное, надежда на то, что Город Бездны будет описан так как ничто удачно. Чтобы он стоял перед глазами и окутывал своей атмосферой. Шутка. На это шансов почти нет.
Да, еще до русского верзилы на корабле, который весьма вежливо и дружелюбно общался с этим нашим главным героем крутым солдатом, тогда как последний отвечал огрызаясь идя на явный конфликт (вот такие бриты и наш гг этой безмерно раздутой повести), так вот до «плохого» русского барыги на корабле, был еще один «плохой» русский, который оказался монахом преследующим монашку, которая помогала гг. Ну и наш бравый солдат-брит припугнул русского монаха. Да, его звали Алексей, а второго, Вадим. И это пока за 150 страниц истории Рейнольдса единственные плохие персонажи, встретившемся на пути крутого брита. И оба — русские. Совпадение или типичный британский шовинизм? Я был лучшего мнения о Рейнольдсе.
Вадим потом второй раз покажется, и ему гг-брит выбьет глаз. После этого Рейнольдс забудет о нем, линия этого персонажа обрывается здесь, хотя казалось бы самый колоритный персонаж в этих приключениях...
Возвращаясь к тексту Города Бездны, прошло уже 150 страниц, а его все нет, но летим, летим. Солдат-брит помимо того, что беспочвенно жестоко избил русского барыгу на челноке, потом на пару с другим англосаксом еще и ограбил его каюту. Типично для них?
Возвращаясь к главной проблеме — мотивации героя в классическом сюжете мести за родных/любимых. Наш крутой брит солдат идет по следу человека, который убил босса гг — мерзкого местечкового барыгу, с которым согласно тексту Рейнольдса у гг не было никаких дружеских отношений, вторая жертва — жена босса, с которой согласно тексту Рейнольдса у пустоголового и безликого гг тоже не было никаких близких отношений, любви так точно. Было только единственное упоминание, что эта женщина ему вроде бы нравилась. И вот проблема этой повести и охотника идущего мстить за неких убитых людей — нечистого на руку работодателя и его жены, с которой ничего не было. Хм... это очень странно, это очень слабо, а ведь такую завязку и именно этот сюжетный стержень нам предлагает британский писатель.
Мы шли по лабиринту коридоров дома рептилий...
Внутри корабля Сантьяго был лабиринт коридоров
Где то еще коридоры были как лабиринт...
Мы поняли, что любое большое помещение у Рейнольдса внутри представляет собой лабиринт либо кишки. Не очень разумная конструкция.
Гомодриады — беспозвоночные надутые жидкостями змеи со ста сердцами. Серьезно? Это фэнтези?
Гомодриады постоянно упоминаются, но не указана хотя бы банальная их длина и не описан внешний вид. (где-то через страниц 100 Рейнольдс все таки опишет как они выглядит и сколько они в длину).
А еще внутри очередного корабля, коридоры были словно кишки. И провода, трубы у Рейнольдса всегда спутаны как паутина, кишки, лабиринт. Ок.
Очень и очень странные и нелогичные конструкции космических кораблей далекого технологичного будущего. По Рейнольдсу.
А главный герой? Он специально такой тупой, и так задумал автор? В гг стреляют, ранят, потом эти люди говорят, что это они так ему помогли, гг верит, мы тебя спасли от невидимых призраков свино-людов или еще чего, поэтому тебя и подстрелили и похитили, ты нам веришь, да?
- Да.
Потом его ведут в ресторан, кормят, и вот неожиданность — обманывают, берут в заложники под прицелом, вставляют ему в голову чип слежения, и отпускают, чтобы поохотиться на него.
Этот момент (хоть и подводка к нему крайне тупая), было читать интересно, и на том спасибо Рейнольдсу.
Но потом пошла глава про джунгли... Прошлое, сон собаки, какие-то гомодриады, с отсутствующим описанием, но зато со ста сердцами и накаченные жидкостями холоднокровные беспозвоночные — главные обитатели тех мест. Началось скучное фэнтези, которое надо перетерпеть.
Так и вся книга, как поездка по холмам, то интересно, то совсем нет, то терминатор просыпается для своих темных дел на космическом корабле, то герой учит стрельбе в джунглях жену босса, просто так, без задней мысли и какого-то смысла, и развития отношений ну и так далее. Самое интересное, как по мне это главы про армаду кораблей-колонизаторов. Хотя и там внутреннее убранство описано классически по-рейнольдски — везде у него лабиринты...
Хочется поставить за этот винегрет 2/10, за глупость и безынтересность, абсолютную картонность гг и всего того что было в главах про джунгли, с другой стороны переносимся в прошлое на корабль со спящими колонизаторами и получаем такой себе неплохой нф технотриллер, и это уже тянет на 7-8/10, основная же часть в настоящем с этим «гением» солдафоном-охранником что-то среднее — с бессмысленными избиениями «плохих русских», кидком друга-попутчика на операционном столе в палатке, полное доверие людям, которые тебя подстрелили... Ну такое. 4-5 не больше.
Странный крайне не ровный «лабиринт» из трех историй построил Рейнольдс. Далекое прошлое с кораблями-колонизаторов бороздящих далекий космос — интересное и крепкое, недалекое прошлое героя-солдафона в джунглях — скука полная, которой лучше бы не было вообще, и настоящее где герой путешествует и гонится за человеком, с очень плохо прописанной мотивацией, приключения с избиениями в стиле дешевого B-movie.
Да, через 160 страниц наш Гениальный Герой наконец-то добирается до Города Бездны (уууу). Потом от вокзала едет с человеко-макакой, которая плохо разговаривает, до самого города (еще 5 страниц А4 «бесподобных» разговоров!), чтобы потом высадиться из повозки и поймать лазерную маслину в ногу от местных. Приключения ГГ в стиле тетя Люся перепила и пошла гулять по подъезду. Какой то срам, а не НФ.
Город Бездны английского писателя-фантаста А. Рейнольдса... Есть только один вопрос после прочтения более половины текста романа. — А где Город собственно? Где Город Бездны? Кроме схематичного нижнего и верхнего районов? Кроме схематичного представления небоскребов в виде гигантских деревьев? Где всё, Рейнольдс? Каков он этот город? Архитектура, бары, стены, дома? Ну хоть какое-нибудь минимально необходимое описание этого мира для представления в голове? Нет. Тут только вокзал, яма в центре, приземление в лужу, палатка с вырезательницей имплантатов на рынке, верхние уровни как верхушки деревьев с дуплами-квартирами или... нечто такое слабо описанное.
Нет города, нет ничего, пустышка! В этом моя главная претензия к творению англичанина. Невозможно представить и ощутить атмосферу этого города к большому сожалению, так как задумка то очень хороша... Но нет. И с учетом простого языка и хорошего слога, роман проваливается из-за главной проблемы, огромного недостатка. Город не получился. Его просто нет в книге Город Бездны. И на этом можно закончить. Больше 5/10 поставить нельзя.
Но Рейнольдсу удается описание живности, он как бы за нее цепляется, и повторяет из раз в раз. В итоге первая планета от куда прилетел наш герой, запомнилась только лишь змеями-гомодриадами, а Город Бездны, запомнился бессмертным карпом в аквариуме на некой площади верхнего уровня этого города. Проблема в том, что почти все локации в городе Бездны плохо описаны, воспринимаются как обособленные комнаты без окон и дверей, лишь с одного края у них стоянка для фуникулеров и обрыв, а в глубь здания, небоскреба, никто и ни разу так и не зашел. Глубины просто нет.
На 800 странице кирпича Рейнольдса из двух романов, осталось около 200 страниц до конца раздутой повести Город без города и Бездна тупой трепотни. Да, пустопорожняя трепотня тут занимает минимум 60 процентов текста.
- Да.
- Нет.
- Что вы хотите сказать этим.
- Ничего. — Он ухмыльнулся.
- Тогда давайте двигаться дальше. — Озадаченно проговорила она.
- Безусловно. Мне хотелось посмотреть город.
- Я вам покажу. Вы загадочный.
- Почему?
- Мне так показалось.
- Как хотите.
- Расскажите о себе.
- Что рассказать?
......
И так далее и так далее. Просто страницы многие и многие страницы А4 вот такого уровня текста. Это точно не НФ. Больше всего напоминает фанфик, известной серии боевичков и приключений для детей от Гаррисона — прыг-скок, выстрел, прыг-скок, удар ногой, пролез, поднялся, спрыгнул и перекатился. Конец. Только тут вместо прыг-скоков, унылейшие и бесконечные диалоги между картонками. Да, если этот роман весит около 550 страниц, то диалоги занимают никак не меньше 300, а по ощущениям и все 400 страниц. И диалоги эти на самом посредственном уровне. Оставшиеся страниц 150 это сюжет... Он мог быть даже не плох, но к нему нужно буквально продираться сквозь эти искусственные горы текста из пустых диалогов. Да, Рейнольдс гений, наверное, раз придумал как повесть в 100 страниц разбавить, так чтобы можно было ее выдать за целый роман в 550 страниц. Никому не советую читать это, все же тратится приличное время, а выхлоп, КПД, то есть удовольствие — минимальное. Уверен, есть более стоящие авторы и намного более интересные книги. С другой стороны если вы настоящий фанат НФ и хотите свежих и не очень идей, то читать... стоит!
И я продираюсь дальше. Осталось до конца этого опуса Рейнольдса страниц 150. Уже не в моготу, хотя предвкушаешь что-то крутое, но проблема в том что после 400 страниц воды без всякой научной фантастики, уже не хочется вообще ничего. Приходится заставлять себя вернуться к чтиву и все таки добить книгу. А это не просто. Последние 100 страниц, история с флотилией достигает самого интересного события, появляется значимая научно-фантастическая идея, конечно это довольно интересно, если бы не было сотен тонн скучных страниц до этого, они как бы опустошили и испортили настрой. Вот была бы это повесть, крепкая идейная, с тем в чем Рейнольдс хорош — космос, корабли, нф идеи про цивилизации в космосе и с минимум того в чем он плох — персонажи и их бесконечная трепотня, а также наполнение мира на планетах. Повесть была бы про флотилию колонистов на 10/10. Но «роман» из трех сюжетных линий, сшитый белыми нитками и наполненный на 90 процентов водой провалился и тянет на 5/10.
Дочитал. Финал никакого вау-эффекта не вызвал, линии сошлись, хорошо, молодец Рейнольдс. Но я так устал читать его опус, продираться сквозь тонны и тонны воды и какие-то дурацкие приключения, чтобы встретить наконец те самые крупицы Научной Фантастики.
Идеи Рейнольдса в Городе Бездны, которые мне понравились и которые хочется отметить отметить.
Заморозка, заморозка, всюду заморозка, и наноботы, которые делают людей бессмертными.
Идея пересадки памяти в стиле фильма Вспомнить все и диковского первоисточника.
Но это все от силы пара процентов текста. Когда действительно интересно читать. Остальное же...
Следует отнести к плюсам язык Рейнольдса, у него безусловно есть литературный талант, это не просто сухой текст автора учебника по астрономии. Особенно корабли, двигатели, взрывы, в общем все то, что происходит в космосе, Рейнольдс описывает яркими красками. Такое читать и лицезреть — одно удовольствие.
Описание же города просто не удалось. Как и персонажи — один приятель-попутчик, одна девушка-монашка, потом две девушки помощницы, одна из них по имени (и виду) Зебра другая нет. И как то вот с этими девушками плюс попутчиком наш герой проходит некие квесты на планете и ее орбите, но эти попутчики настолько похожи между собой (однообразны, безлики; девушки, мужчина — не имеет значения), что сливаются в одного, и когда кто-то из них вставляет свои пять копеек в диалоге, то уже не обращаешь внимания, кто конкретно это сказал, так как это совершенно не важно и не интересно. Пустышки без ничего. Ну это было еще понятно по первому роману Рейнольдса в этом сборнике.
Про перевод и издание. В целом он хороший, редактура на уровне, корректура тоже. Встречались в тексте красивые высокохудожественные предложения. Но также встретилось и пару слов «кракозябров», ну и буквально одна ошибка. Издание от Азбуки очень красивое — блестящая обложка с переливающимися звездами и оригинально изображенными космическими кораблями по центру, белые, очень приятные на ощупь листы формата А4, не излишне шершавые и не излишне гладкие — золотая середина. Два романа под одной обложкой (это скорее минус). В плане оформления обложки — дизайна и ее качества, а также белых не тонких листов, хочется сказать большое спасибо издательству и конкретно тем людям, кто причастен к такой красоте, они действительно любят свое дело. Хочется пожелать, чтобы было больше таких таких изданий научной фантастики, такого выского качества и красоты. Спасибо.
tapok, 8 января 2019 г.
Серый кардинал Города Бездны
***
Когда я решил читать «Пространство Откровения» в порядке хронологии (не выхода книг, но в порядке действия), то сделал правильный ход. Я убежден, что если начинать знакомство с циклом, например, с «Города бездны», то вполне вероятно, что на этом знакомство и закончится. Данный роман в отрыве от общей вселенной – штука весьма серая. Но давайте обо всем по порядку.
«Город бездны» — многостраничный (он примерно на треть длиннее «Префекта») роман, ни разу не космооперный (хотя ожидалось именно это). Он крайне локальный. В целом, у Рейнольдса бывают как такие книги («Звездный лёд» и «Префект»), так и другие (вышеназванный «Город бездны», «Обреченный мир», частично – «Дождь забвения»). Главный герой – Таннер – наёмник, телохранитель и бывший военный. Мирабель движется по следу Рейвича, цель одна – месть за убийство патрона и его жены. Пожалуй, аннотация к книге – один из минусов. Разве приятно узнавать, что аннотация и раскрывает весь сюжет? Конечно, Рейнольдс сделает пару вбросов – в прошлое, в историю человечества в своей вселенной. Но…сюжет так и будет рассказывать о мести Таннера. Причём крайне неспешно. В романе полно воды. Так много воды я не замечал нигде. Даже в «Войне и мире», которую я забросил после первого тома. По поводу ответвлений сюжета. Аластер практически сразу дает понять, что патрон Таннера – Кагуэлла — мёртв. Тогда зачем уделять четверть романа ретроспективе, рассказывающей об этом случае? Конкретно эта сюжетная линия мало дает для общей канвы. Она не раскрывает характер Мирабеля. Она не раскрывает общую историю. Хуже того, в ней нет ничего интересного. Еще четверть романа уделена истории Небесного – пророка-мученника, после смерти которого была создана целая секта. Эта линия сюжета чуть интереснее. Она хотя бы дает какое-то представление о религии мира Рейнольдса. Хотя это крайне локальная религия (точнее – секта). Оставшаяся половина романа – это приключения главного героя в Городе бездны. Приключения очень вялотекущие, основа их – примерно то же, что было у Кинга в «Бегущем человеке». Плюс есть элементы «Принцип оборотня» Саймака. В принципе, неплохой такой оммаж. Только мало драйва.
Всё, что написано выше – это практически критика романа. Помимо плохих сторон в книге есть и положительные. Сюда я хочу отнести то, что «Город бездны» дает для «Пространства откровения». Дело в том, что «Префект» был написан позднее, но по хронологии событий он раньше «Города». Скорее всего, Рейнольдс решил не повторять пройденный материал. Поэтому в «Префекте» очень много логических дыр. «Город бездны» закрывает многие из них. Дабы не быть голословным, перечислю некоторые из них, не вдаваясь в подробности: история гиперсвиней (в «Городе» они просто свиньи, без приставки «гипер»); история восьмидесяти. Аластер так же не раз упоминает о Ласкале. Но самое интересное – это история будущего людей. Конечно, дыры по-прежнему остаются. Но общая картина начинает складываться. Еще один плюс – это сюжетные ходы. Рейнольдс очень долго выстраивал фигуры на шахматной доске (в «Префекте» на это ушла половина книги, сейчас – около 80%), это само по себе несколько снижает градус интереса, но всё-таки кое-какие твисты получились на ура. Например, мне особенно понравилось, как линии сюжета Небесного и Таннера сошлись воедино. Конечно, здесь была доля предсказуемости, поскольку автор оставил подтверждение догадки на самый конец произведения. А вот предсказать, что
Заключение: «Город бездны» — сложная книга, в ней полно воды, стиль оставляет желать лучшего. Подозреваю, это одно из самых слабых произведений Рейнольдса (как вообще, так и в «Пространстве откровения). Однако, данный роман очень многое дает циклу. К тому же теперь «Пространство откровения» вполне можно считать мультижанровым циклом. «Префект» был детективом-космооперой, «Город бездны» — фантастический боевик.
elninjo_3, 11 декабря 2016 г.
Я начал читать этот роман после прочтения цикла об Ингибиторах. Начал, потому что вселенная Рейнольдса никак не хотела меня выпускать, а город Бездны, маячивший в нескольких частях цикла, интриговал своими тайнами. Кроме того этот роман обещал ответы на вопросы, вскользь упомянутые в Пространстве откровения — что такое комбинированная чума и откуда она взялась, что это за бездна, почему идет война на Окраине Неба, что за лечинка была в плену и Мадемуазель? Положительные отзывы на форуме и под аннотацией буквально кричали — надо читать!
Но этот роман мне принес больше разочарований, чем радости.
К сожалению, мне не удалось прочувствовать атмосферу зачумленного гигантского города. Эта атмосфера была куда серьезной в Пространстве Откровения, где лишь мельком говорилось про гигантские башни, измененные комбинированной чумой. И я ждал, что в этом романе Рейнольдс окунет нас в этот мир. Но не вышло. В воображение прорвалось что-то вроде вьетнамских лачуг под огромными домами-деревьями и залы с бутиками, по которым ходят странные люди в странных одеждах. Он не смог передать ни масштаба беды, ни атмосферы. Что удалось Суэнвику в «Пути прилива», совершенно не удалось Рейнольдсу. Все это усугубилось еще и тем, что это детектив-нуар со всеми сопутствующими атрибутами в виде невероятной крутизны главного героя, который умнее, опытнее всех на свете, который заслуживает доверия с первого взгляда, который видит всех насквозь и знает как общаться с негодями, детьми и гамадриадами, к которому сразу же кидаются в постель прекрасные незнакомки. Он немногословен. Вот типичный диалог романа:
— Что вы ищете, Таннер? — спросил Квирренбах.
— Ответ.
— И только? А может быть, хотите обзавестись личным запасом Горючего Грез? Не стесняйтесь, говорите. Мы же с вами старые друзья.
— Следите за дорогой, — бросил я.
Поначалу это кажется нормальным, но затем начинает все больше напрягать и напоминать уже совсем другой роман совсем другого писателя. «Мукулатура» Чарльза Буковски. Именно на такие романы он и сочинил свою пародию. Бесконечное мельтешение встречаемых главным героем персонажей, которые раза за разом появляются в его жизни вновь и вновь. Из общения с ними и состоит этот роман. А сцена в конце, когда они собираются лететь в Убежище по своему пафосу напоминает «Трех мушкетеров». «Один за всех и все за одного». Хотя совершенно непонятно что заставляет, например, Шантерель Саммартини идти в смертельно опасную ловушку. Ради чего? Кроме того, присутствие одних и тех же людей в одних и тех же местах уменьшают мир города Бездны до масштаба какого-нибудь торгового центра с фонтанами, подъемниками и платными парковками на подземных этажах.
Единственное, что автору удалось — это линия Небесного Хаусманна. Из-за нее я и не могу поставить совсем низкую оценку, потому что это именно то, за что мы и любим Рейнольдса и фантастику вообще. Здесь вам и нетипичный персонаж, и психология, и ковчеги, и пришельцы, и тайна. Именно эта история, а еще концовка романа с переплетением памяти, вытягивают все это действо.
Я никак не могу считать этот роман лучшим в цикле, как заявляют многие. Этот роман проигрывает 3-м романам Пространства Откровения по масштабности, по фантазии, по футуристичности. Его неплохо бы прочитать перед Пространством Откровения, тогда вы намного лучше поймете историю Хоури и Мадемуазель. Но лучше не стоит. Оставьте для себя привкус тайны. Этот роман, к сожалению, вторичен. Вторичность даже не в том, что тут описывается история нескольких людей в большом городе, а не фракций человечества в большом космосе, а в том, что здесь повторяются те же сюжеты. Например, автор огромное внимание уделяет глазам Мирабеля. Так же как, в свое время, он уделял внимание глазам Дена Силвеста. Я ни тогда ни сейчас не мог понять, чем эти глаза заслужили такое внимание? В мире, где изменяется все: тело, мозг, сознание, что такого странного, что чьи-то глаза блестят в темноте и видят в инфракрасном спектре? Мы опять читаем про индоктриационный вирус. Весь текст повторяется прием в диалоге, когда Мирабель говорит «Продолжай...». Также как когда-то говорил Васко Малинин. И таких вроде бы мелочей очень много, но они понижают планку, которую автор поднял в самом своем ругаемом романе «Пространство откровения».
На этом я, пожалуй, прекращу читать цикл, чтобы не расстраиваться дальше. Пусть в моей памяти останется старый добрый безумный триумвират Ностальгии по бесконечности и безголовая Скади.
primorec, 30 апреля 2014 г.
Естественно, я ждала продолжения. Естественно, я хотела, чтобы мне разжевали и «положили» в рот ответы на вопросы, оставшиеся от первой части. Как то, почему жители сразу двух планет так ненавидели Дэна Силвеста? Откуда взялся капитан и почему его команда с такой маниакальной настойчивостью пыталась его спасти? Кто такие Конджойнеры и в чем основа их уникальных технологий и знаний. Что стало с Завесой Странников и решились ли они покинуть свое убежище? Привлекло ли Человечество внимание Подавляющих, и есть ли у людей надежда на спасение?
Вот сколько вопросов накопилось. Масштабных, общевселенских. И вдруг — почти камерная история одного единственного человека, протянувшаяся через века, охватывающая всего лишь малый уголок описываемой Вселенной. Сначала бессвязная, состоящая из отдельных эпизодов реальности, вперемежку с воспоминаниями, то ли своими, то ли чужими, навязанными извне неизвестной враждебной силой. Но, постепенно, история набирает обороты, обретает все большую четкость и связность. Неожиданны ли такие повороты сюжета? Пожалуй, нет. Уже к середине книги становится ясно, как связаны между собой наемник Теннер Мирабель, мафиозник Кагуэлл и противоречивый святой Небесный Хаусман. Ясно то становится, но вот интереса к событиям и разворачивающей интриге это не уменьшает.
Три истории жизни, сливающиеся в одно целое. Привлекательная перспектива для человека рассмотреть свое прошлое беспристрастно, со стороны. Вытащить на свет все тайные пороки, фобии и мотивации. Взглянуть в глаза правде и сделать новый выбор. Этот процесс переосмысления долгой жизни даже более интересен, чем поиски какого-то там Рейвича с множеством квестов, разгадыванием загадок, складыванием головоломок, стрельбой и погонями. Ну, а если попутно станут понятны некоторые факты из первой части, то это только плюс самому действию. По крайней мере, теперь более стало понятно, как и почему началась колонизация землян и что происходило в это время на самой Земле, как складывалась цивилизация Йелоустона и откуда взялась погубившая ее эпидемия Чумы.
Описательная часть странной, балансирующей между полным крахом и началом возрождения, цивилизации Йелоустона просто завораживает. Город Бездны с его противоречиями, сочетанием высоких технологий и полным варварством — мрачный и притягательный. Разнообразие обычаев и персонажей — находка для антропологических изысканий. Все вместе — чудесный фон для динамичного, почти детективного сюжета, с изрядной долей психологии.
Удачное сочетание. Не дающее скучать, и в то же время, позволяющее задуматься над некоторыми общечеловеческими проблемами. К примеру, способная ли долгая и праведная жизнь, благородные и милосердные поступки искупить совершенные преступления? Что нужно, чтобы заслужить прощения окружающих и свое собственное? Не праздные вопросы в нашем бурном мире.
Не скажу, что все в романе меня полностью удовлетворило. Некоторые сцены показались затянутыми или просто излишними. Это, прежде всего, пребывание в хосписе, воспоминания о жизни в Доме Рептилий. Другие сцены, наоборот, показались излишне лаконичными. В основном, это касается воспоминаний Небесного Хаусмана о путешествии, взаимоотношениях внутри экипажа и во флотилии, мотивациях его поступков, действиях сторонников и противников, тайны Чумы и инопланетянина Гедеона.
Пожалуй, такой переход от общего к частному, пошел циклу только на пользу. Картина Пространства Откровения стала четче, и...человечней, наполнившись не просто «техническими» деталями, но мыслями, чувствами и ощущениями.
koudiarov, 30 августа 2021 г.
Хорошая космоопера — получите огромное удовольствие. Главный герой — почти как Руиз Ав или, его отражение, Кей Альтос,
Ev.Genia, 7 июня 2016 г.
Прочитав ,,Город Бездны» я поняла, что события здесь происходят за несколько десятков лет до отправной точки ,,Пространства Откровения». Как мне увиделось никакой особой значимой связи в сюжете этих книг нет, поэтому читать их можно в любом порядке. В ,,Пространстве Откровения» присутствовала холодная атмосфера, тайны колоссальных масштабов, грандиозность и значимость событий. ,,Город Бездны» не достигает такого размаха. Но в нём присутствует динамика, энергия движения и, конечно же, тайны – без них не обходится ни одно произведение Автора.
И вообще, Автор на каждом шагу находит чем удивить и заинтересовать читателя. Ещё в самом начале романа он показал грандиознейшее сооружение – лифт, уходящий с поверхности планеты на колоссальную высоту. И казалось бы, что ещё может произвести такое же сильное впечатление. Вопрос отпадает, когда попадаешь в сам Город Бездны – центральный образ романа. Своей многослойностью, мрачностью, темнотою души, скрытыми тайнами, неприкрытыми мотивами он очень похож на главного героя романа, отправившегося в путь с одним желанием – отомстить. Этот город, выросший на краю гигантского кратера когда–то был пределом мечтаний для многих. Теперь это крайне опасное место: вирус поражает высокотехнологичные механизмы и имплантанты, он изменил этот город до неузнаваемости. Но всё же он пленяет своей упаднической красотой, поражает и удивляет своими экспериментами – генная инженерия, нанотехнологии, биотехнологии здесь развиты в высшей степени. Но небольшому количеству аристократов здесь скучно – поэтому постоянно ведётся поиск развлечений: ,,топливо грёз», прыжки в бездну, охота на живого человека под названием ,,Игра'' и всё это с горячим желанием пощекотать нервы. Поэтому то находятся несколько желающих помогать главному герою–одиночке в его поисках – хоть какое–то непохожее ни на что развлечение.
Детективная составляющая разветвляется достаточно быстро и уходит не только вперёд, но и в прошлое нашего героя и вообще в очень далёкое прошлое. И окончательно разобраться в главном герое удастся не сразу. Вроде только проникнулась к нему, поняла его мотивы, начала ему как–то симпатизировать и тут Автор раскрывает новые карты, что в корне меняют к нему отношение. У меня вновь произошла переоценка его действий – уже не так легко понять каков же он, главный герой, а главное – кто он. Он тот, кому случалось проникать через границы, подобно призраку, он субъект с десятком биографий и несколькими вариантами прошлого, каждый из которых правдив и ложен одновременно, риск для него это обычное дело, он наживал себе врагов так, как другие заводят приятелей – он был решителен и свободен в любом выборе. Он был человеком, который спокойно обдумывал убийство и планы мести, которые в итоге и привели его в Город Бездны.
Но и это не всё. У Автора в рукаве оказался важный козырь. Ведь не даром так далеко в прошлое уходит повестование, где раскрывается личность совершенно неординарного человека – Небесного Хаусмана, который для одних стал объектом религиозного поклонения, а для других проклятием и преступником. Но он был историческим деятелем, человеком, который совершил жесточайшее преступление и понёс столь же страшное наказание. Но он стоил того, чтобы его помнить, потому что подарил целый мир. В истории полным-полно таких людей со сложной репутацией – их деяния не черны и не белы, а окрашены в мутные оттенки серого. Но в итоге, по раскрытию всех тайн, симпатизировать главному герою трудно – думаю, что Автор и не ставил такой задачи, он просто попытался показать все грани сильной личности, через что ему приходилось переступать, чем платить, чем жертвовать и к чему это привело.
Роман интересный, увлекательный. Его бы подсократить чуток – удалить некоторые моменты, которые ничего не дают или поменять на больший психологизм в главном герое. Ведь он раскрывает в себе столь грандиозные тайны, а свыкается с этим как–то уж очень легко и быстро. Очень часто он скрывает свои истинные мотивы, боится проговориться и тут же раскрывает первой встречной всю подноготную своей истории и делает это не один раз – конечно красивой женщине ему трудно отказать в любопытстве. А в целом читать было здорово. Этот роман в очередной раз показал, что фантазия у Автора – что надо!
Sph, 5 декабря 2018 г.
Снова не повезло. Читать невероятно тяжело и скучно, куча воды и ненужных событий. Эту томяру нужно раза в 3 сократить, тогда будет прок. Основной твист в конце так себе, читал зевая. Но сама книга явно повыше уровнем подавляющего числа графоманов, нет откровенных косяков и ляпов. Такой себе средний роман.
Enelya, 24 июля 2020 г.
Довольно объемный текст, 2/3 которых-сплошная вода.Интерес появляется уже под конец, когда начинаются раскрываться ответы на вопросы.До этого-сплошная тягомотина и никакого развития как сюжета, так и персонажей.Довольно неудобный стиль написания, что сказывается на сложности в постижения мира и пороге вхождения.Как таковое ощущение после прочтения, что удивительно, осталось довольно приятным и есть о чем подумать, но сам процесс чтения был довольно тягостным.
P.S. Порывшись в отзывах понял так, что не с того начал знакомиться с автором и вселенной.Буду пробовать дальше
alena_korf, 13 июня 2018 г.
начала знакомство с творчеством Рейнольдса с этой книги. начала читать с довольно скептическим настроением. но книга действительно потрясающая и увлекательная. захватывающий сюжет. читается на одном дыхании.
много мрачности и жестокости, что меня всегда привлекает. нет однозначно хороших и благостных персонажей. все личности довольно мрачные, что однозначно плюс.
в сравнении с розовыми соплями про гуманистический рай будущего, братство всех людей и прочий мир, дружбу, жвачку некоторых авторов, данное произведение просто прекрасно, доставляет эстетическое наслаждение.
линия Хаусмана потрясает описанием межзвездной колонизаторской экспедиции.
мелкие минусы, вроде фантастического везения ГГ, картину в целом не портят.
но один серьезный минус несколько портит впечатление. это описание инопланетян
но что поделать, достоверно описать инопланетян мало кому удавалось. кроме Лема в «Фиаско» и Уоттса в «Ложной слепоте», даже не припомню, кому бы это удалось.
спасибо хоть, нет шаблонных инопланетных гуманоидов со стандартными двумя руками, двумя ногами, позвоночником, двумя глазами.
ну и технологии этих инопланетян. стандартная чепуха про управление гравитацией дико смотрится в столь твердой НФ.
поэтому оценку снижаю на бал. но в остальном — замечательно.
Anahitta, 3 июня 2016 г.
Добро пожаловать в Город Бездны − место, которое может являться сумасшедшему архитектору в безумных снах. В результате эпидемии пораженные вирусами здания искажаются, скручиваются, обрастают причудливыми наростами и стеблями. Обитатели города под стать своему дому. Здесь есть нижний уровень Малч, где живет низший класс, и есть Кэнопи − верхушка, принадлежащая бессмертным-послесмертным − тем, кто выжил после эпидемии, поразившей вживленные в их тела наномеханизмы. Низ озабочен повседневными проблемами, пресыщенный верх изощряется в поисках всего, что может придать остроты их бессмертному существованию.
В романе, как и в самом Городе Бездны, есть несколько уровней. По сути это три истории, которые в итоге переплетутся воедино. Верхний уровень − повествование от первого лица некого Таннера Мирабеля, бывшего телохранителя мафиозного босса с планеты Окраина Неба. Мирабель явился в Город Бездны в погоне за человеком, которого он намерен убить. Второй уровень − экскурсы в прошлое Таннера, его воспоминания о событиях, за которые он жаждет отомстить, считая завершение кровавой вендетты делом чести. Пласт третий, глубинный − невесть как вторгающиеся в сны Таннера эпизоды из жизни Небесного Хаусманна. Небесный столетия назад возглавил космическую экспедицию, заселившую Окраину Неба, а потом был распят как великий преступник и обожествлен своими последователями.
Если снять с романа всю фантастическую кожуру, под нею обнаружится классический крутой детектив, с мафией, наркоторговлей, вендеттами, двойными агентами, осведомителями и разборками между кланами. Шахматная партия с обманными ходами. Охота, в которой не разберешь, кто охотник, а кто добыча.
Психология гомо сапиенса далекого будущего не только не ушла вперед по сравнению с современностью, но как бы не стала еще более жестокой и примитивной. Бессмертные, прожившие пару столетий, ведут себя как капризная золотая молодежь, жадная до рискованных развлечений. Руководители космической экспедиции вместо того, чтобы объединиться в стремлении к общей цели, конкурируют друг с другом за то, чтобы именно их звездолет первым достиг места назначения, причем любой ценой. А после приземления на планету, само собой, между колонизаторами немедленно начинается война.
Но еще шаг − и под крутым детективом обнаруживается еще одна бездна. Эта бездна в душе главного героя, который вдруг обнаруживает, что он не тот, кем себя считал. И, несмотря на все психологические увертки и игры с высокотехнологичными манипуляциями сознания, образ главного героя остался недоработан. Вопрос, считать ли главного героя положительным или же отрицательным персонажем, автор оставил размытым. «Я буду решать этические проблемы, когда подотру кровь с пола». Но как-то его жалкие потуги стать хорошим выглядят крайне неубедительно.
А всё остальное − экшен, фантазия и хитро закрученный многоуровневый сюжет − на высоте.
Y_chromosome, 1 июня 2018 г.
Неее, ну такие книжечки лучше почитывать до совершеннолетия, а после 30 в такие книги уже не веришь. Не смог я дочитать, мучился-мучился, но не смог. Это не научная фантастика! Где мои Лем и Стругацкие, как надоело уже искать настоящую старую-добрую sci-fi. Все эти ваши песни Гипериона, Пространства, Виктории Харрингтоны все это сумбур, «мелодрама» в худшем смысле слова и тупой боевичок. Лучше пойду Аристофана перечитаю. А может приключенческий sci-fi это не мое?