Гравитация на удивление редко становится сюжетообразующим фактором в фантастике. думается, что дело тут в том, что фактор этот не терпит недопонимания и вольного обращения. Он требует не просто знания, что яблоко всегда падает на голову Ньютону, но понимания, что это событие- лишь результат проявления физических законов. Но для тех, кто понял суть явления, открывается прямо-таки невероятные возможности придумать свои захватывающие Игры с гравитацией.
Аннотация: Фантастическая планета Месклин — огромная линза. Она вращается вокруг звезды Белн по очень вытянутой орбите, а сила тяжести на её полюсах в семьсот раз превышает земную. Большинство населения живёт поближе к полюсам, где нормальная для них сила тяжести.
Поразительное произведение. Вселенная глазами существа, которое так отлично от человека и так.... похоже. Здесь нет Чужих, а есть Разумные существа, которые всегда найдут точки соприкосновения, несмотря на различия.
Кажется, что Гравитация- непреодолимое препятствие, но и она сдается перед Разумом, Наукой и доброй волей. Редкий ныне посыл, когда даже представители одного вида редко находят точки соприкосновения.
Из отзыва: Приключение звездолета « Красное смещение» не просто бы не получилось, оно бы не состоялось без детальной проработки физических законов и следующих из них эффектов. Это необычное пространство, описанное детально и скрупулезно, слой за слоем, становится не просто фоном, а еще одним полноправным — и далеко не рядовым- героем всего романа. Это главный и решающий аргумент в пользу всей книги.
А вот этот роман редко читается сегодня. Хотя в нем есть и приключение, и наука, и так любимые всеми космические сражения. И был бы это очередной космический боевик, если бы не Гравитация, которая превращает банальные приемы в запоминающиеся сюжетные ходы.
Аннотация: Что может произойти с Землёй, если поменяется вектор гравитации? Катастрофа! Остатки человечества пытаются выжить в этом странном мире, где плоскость планеты стала Стеной.
Скажу сразу: этот роман мне не понравился. Но я включила его в свой обзор за весьма оригинальное фантастическое допущение, потенциал которого автор так и не смог использовать в полной мере. И жаль, что никто до сих пор не подхватил плодотворную идею и не придал ей блеска.
В следующий раз вспомним о таких героях, как Расхитители гробниц
С моей точки зрения, современное фэнтези страдает от однообразия и безликости. Армии Героев мочат с разным успехом армии Темных властелинов, короли сражаются за Троны разной формы и окраса, древние монстры с непроизносимыми именами плетут козни и так далее, так далее, так далее. По настоящему оригинальных или хотя бы запоминающихся Миров и Героев- по пальцам перечесть. И в этой ситуации творение Мартина представляется мне чрезвычайно опасным как для авторов – нынешних и будущих, так и для нас- несчастных читателей. А в чем эта опасность, попробую объяснить далее.
Наверное, у всех великих и знаменитых есть проблемы с наследниками и их наследством. Смерть- штука такая, всегда не ко времени. Что- то всегда остается недосказанным, какие- то планы нереализованными. Ненаписанные книги, незаконченные истории...Всем жаль, особенно читателям, которые чувствуют себя обделенными, так и не узнав финал истории или не прочитав обещанного шедевра.
Иногда на помощь приходят наследники. Можно, как Кристофер Толкиен очень бережно -по страничке, по предложению, по малой записи- собрать для нас Историю Средиземья, в общем, не претендуя на подлинность и предоставляя нам разные версии замыслов великого отца, мысли, заготовки. Можно, как наследники Джордана найти кого-то талантливого и дерзкого, кто проникнется замыслом мастера и завершит эпохальный труд. Иногда читателю не везет, и наследники пускаются во все тяжкие, превращая весь замысел Мастера не пойми в какое безобразие, выкинув из него все наполнение, как это сделали Брайан Герьберт и Кевин Андерсон со Вселенной Дюны, превратив ее в нескончаемый балаган.
Я очень и очень надеюсь, что Мартин побеспокоиться о своем наследстве. Иначе нам живущим и тем, кто только собирается родиться, грозит лет 90 сражаться на полях Игры Престолов на разнообразных землях Вестероса. А беспокоиться есть о чем, столько "мин" заложил, столько «ружий» развесил на будущее Марин своей «исторической хроникой» "Пламя и Кровь".
Издатели были милостивы и разделили сиё произведение на два тома. И я им исключительно благодарна. Нужен, нужен был перерыв, чтобы не утонуть окончательно в именах, прозвищах, сложных переплетениях родственных связей, семейных хрониках, датах, географических описаниях и прочей информации, в сущности, не имеющей никакого принципиального значения для основного сюжета. И еще приятная неожиданность: если в первом томе мы сухо и быстро получили описание без малого первого века Таргариенов в Вестеросе, то второй целиком посвящен одному, но важнейшему эпизоду, который именуется то Войной зеленых и черных, то "Пляской драконов". И эта сосредоточенность на одной теме сделала повествование более логичным и живым.
Хотя, в сущности, то, что мы читаем- просто облегченный вариант Игры Престолов, когда претендентов на Железный Трон пруд пруди, поскольку Таргариены и прочие выходцы из Валирии щедро разбросали свое семя среди прочего населения, изрядно разбавив свою кровушку менее ценной и привлекательной для драконов. Среди "героев" — представители все тех же знакомых нам семей, которые сражаются и интригуют, предают союзников, мстят обидчикам и убивают, убивают, убивают самыми разными способами, которые так любит описывать мастер Мартин.
Но пожалуй главное отличие этого варианта Игры- драконы с обеих сторон. Это в основной сюжетной линии они еще только-только осваивают тонкости воздушного боя и искусства убийства. Здесь же бои в воздухе кипят отнюдь не менее яростно, чем на земле. Драконы разнообразны, как и их всадники, а значит и манеры ведения боя и различные хитрые приемы весьма многочисленны, что освежает уже привычные описания интриг и козней.
Но боюсь что это далеко не финал задуманной истории. Похоже, нас еще много чего ждет, даже в том кратком и сухом описании, которое использует Мартин. Правда, чего мелочиться? Зачем, спрашивается, спешить с финалом основного сюжета? Чем дело закончится, узнаем из фильма, а детали, кто там кого предал в очередной раз, с кем переспал, кому кто братом-сестрой приходится, кто что пил-ел — эти детали можно отложить на неопределенный срок.
Но есть во мне еще больший страх, чем не дожить до окончания Саги Льда и Огня. Помните сколько "последователи" и "подражатели" выжали из тоненького "Сильмариллиона"? А там, между прочим, все было описано весьма поверхностно и схематично. И это блекнет перед тем, что может предложить почитателям Мартин. Хоть и весьма однообразно- драконы, рыцари и, конечно, Игра Престолов, зато он умудрился продумать практически все: и набор героев, и географию, и легендариум, и интриги. Добавляйте диалоги и описания, и готовы новые романы.
И даже если не прозвучат привычные имена и названия, боюсь, описанные сюжетные ходы найдут себе применение. И получим мы на долгие годы стандартные войны — благо цветов и оттенков в палитре природы великое множество, и танцы всегда и везде отличаются разнообразием, и в списке чудовищ драконы не единственная позиция, и в Игры можно добавлять правила. И еще много чего можно изъять из этого пособия для авторов фэнтези. Кроме, наверное, вдохновения и оригинальности.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
В следующий раз я представлю вам уже прочитанную и весьма достойную вещь из новинок: Светерлич Том "Исчезнувший мир"
Я недаром назвала Дэйва Дункана самым недооцененным писателем. Наверное, все дело в рекламе и экранизациях, которые сразу привлекают внимание и в разы поднимают тиражи.
И тут кому как повезет. Кто то вечность может провести, придумывая великолепные миры и захватывающие приключения, рассказывая о человеческих проблемах, имея при этом в своем активе только несколько тысяч верных сторонников. А потом бац- и попал один раз в десятку- и дальше может почивать на лаврах: все , что не напишет, будет считаться уже миллионами фанатов шедевром на все времена.
А кто-то, как Дункан, десятилетиями просто сочиняет крепкие истории. И что примечательно, каждый раз новые и оригинальные, не следуя моде, а лишь своему представлению о том, какой должна быть настоящая фантастическая или фэнтезийная книга.
И думаю, Дункану просто не повезло. Звезды не сошлись: не повезло с рекламой, не повезло с читателями, которые предпочитают раскрученные имена, не повезло с кино. Но это не делает придуманные им истории менее оригинальными или занимательными.
Я уже не раз упоминала в своих обзорах романы Дункана, написанные как в жанре фантастики, так и фэнтези. Но есть среди его работ одна, которая произвела на меня огромное впечатление формой и содержанием. "Герой" — забытый шедевр в жанре фантастики.
Вот такой а подобрала эпиграф к отзыву на этот роман больше трех лет назад:
«А если это не «Жук в муравейнике»? А если это «Хорек в курятнике»?(А.и Б. Стругацкие «Жук в муравейнике»)
"«Верно», сказала логика.
«Неверно», сказала интуиция. ( Д.Дункан «Герой!»)
Представляете, этим все основное о романе сказано. Краткая аннотация. Вариант "Жука в муравейнике" или "Хорька в курятнике"- решать вам. И сначала покажется, что это совсем не трудно: все ясно и понятно с первой страницы. В отличии от Льва Абалкина, мы про этого Героя знаем все: кто, откуда, когда, Кто его творцы и чего добиваются. Вообще все знаем о нем. И даже, как он поступит, знаем..... до самой последней страницы, потому что так диктует логика. Но этот тот самый роман, когда на логику полагаться не стоит. Даже на читательский опыт не стоит. А интуиция- дама капризная.
Я всем советую почитать этот роман- лучший из того, что переводили у нас от Дункана. Мне показался финал романа более реалистичным, более жестким и абсолютно безнадежным, чем у Стругацких, где все свелось к этическому выбору одного и личной ответственности с оставленной в качестве награды надеждой, что все еще можно переиграть- есть ведь еще «кукушата» в запасе! Здесь же все глубже и трагичней не только для Героя, но и всего Человечества.
И в следующий раз вспомним об Играх... с гравитацией
Хочу сразу сказать: роман не для всех. Это чтобы не обманывались высокими оценками. Он для тех, кому нравятся романы «Дюны» со скрытым философским смыслом, Уилсона или Вандермеера. Это нелегкое чтение: в нем много диалогов, которые надо внимательно читать, а динамичные сцены похожи на словесное описание картин Пикассо или Дали. Но что важно: после чтения остается тревожное ощущение, что все прочитанное –лишь доведенное до абсурда отражение нашей реальности. Юн Ха Ли«Гамбит девятихвостого лиса»
"Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка". Всю вторую половину 20 века эту фразу великого Федора Михайловича повторяли так часто и по любому поводу, что затерли ее до полного обесценивания, до полного исчезновения эмоционального ответа со стороны слышащих ее ежедневно из разных, порой лживых уст.
И вот, с моей точки зрения, настало время опять вспомнить про нее. И все потому, что люди почему то стали забывать ее глубинный смысл. Как и многие другие оставленные нам философами и гуманистами прошлого мудрые мысли, призывающими слушать, слышать и понимать.
Не знаю, как вас, но меня пугает мир, где на самом высоком политическом уровне находится оправдание решению проблем ЛЮБЫМИ средствами, включая ЛЮБЫЕ жертвы. Еще более меня пугает мир, когда ЛЮБЫЕ средства не вызывают активного отторжения в обществе, когда вообще в обществе допускается мысль о моральности даже обсуждения подобного пути решения проблем.
Это было небольшое вступление. А теперь, почему подобные мысли родились у меня по чтения этого весьма примечательного романа. Я не буду здесь петь хвалебные оды и повторять про оригинальную находку с календарной реальностью, когда некие идеологические законы начинают действовать не только на социальном, но и физическом уровне, влияя на основы мироздания, восхищаться развитием идей бессмертия, слияния разумов и разумности роботов. Это уже сделали неоднократно и подробно. А мне бы хотелось поговорить не о форме, а о содержании. О том, как я поняла авторский замысел.
Во-первых, как бы долго человек Востока не жил на Западе, он все равно останется "восточным" человеком. Никуда не денется тысячелетний, впечатанный в гены, опыт выживания в условиях жестких иерархических систем, регламентирующих каждый вздох традиций и достигшего высот чистого искусства бюрократизма. Эти три "кита" Востока никуда не исчезают, какие бы новые технологии и социальные идеи не создавали яркую картинку свободы и процветания. И в романе это тысячелетнее наследие — на каждой странице.
Система подчинения и разделения, возводящая в абсолют идею служения и полезности. Каждый шаг регламентирован: постулаты Веры диктуют каждый вздох, взгляд, жест, которые скрупулезно фиксируются и анализируются на предмет следования возведенным в закон правилам. Жестокая система, ограничивающая не просто внешние проявления свободы, но проникающая в разум, берущая под контроль мысли и чувства, глубинные проявления личности.
Но даже при такой жесткой системе контроля невозможно учесть все факторы. Творчество, талант, чувства, привязанности, постоянно ускользающие от зоркого глаза инквизиторов, за тысячелетия несвободы разработавшие множество вариантов мимикрии, прошедшие самый жесткий отбор социальной эволюции.
Практически весь роман со всеми его безумными фантазиями и причудливыми искажениями реальности, яркими абстрактными картинами изломанной бредовой идеологией действительности именно об этом: о том, что невозможно полностью и безоговорочно изменить человеческую природу. Всегда найдутся те, кто не сможет пренебрегать фактами или закрывать глаза на ложь, не пройдет мимо несправедливости и не откажется от своих истинных чувств, мыслей, порывов, достижений ради навязанных кем-то чуждых понятий. Два необычайно талантливых человека -математик Черис и стратег Джедао- оказываются в настоящей ловушке : существующая система оставляет для них- ироничного мастера хитроумных игр и ранимой, тонко чувствующей окружающий мир и чуждой жестокости любительнице роботов и мелодрам-только один путь реализации великолепных способностей- через войну, уничтожение и предательство. И это- настоящая трагедия – понимать, что единственный путь из этой ловушки сделает в итоге тебя ничуть не лучше тех, с кем решил вести борьбу.
Есть еще два момента, мимо которых невозможно пройти. Наши два героя чужие для всех. Существующая система- жестокая и равнодушная- ужасна в своем проявлении, но и предлагаемые реформаторами альтернативы не лучше, поскольку предполагают только чисто косметические изменения, опираясь все на те же бесчеловечные принципы подавления. И ответа пока нет не только у автора, но и в целом у всех у нас. Потому и финал открытый: герои остаются более свободные, более знающие, но по-прежнему знающие только как разрушать, но не созидать. Единственная надежда это то, что опираться они намерены на собственный горький опыт, умения и знания и, возможно, нерастраченная человечность не даст им пойти по легкому пути своих предшественников.
Вот мы подошли, с чего и начали. Со слезинок ребенка. Легкий путь манит: надо просто уничтожить злодея и всех его приспешников. И даже если придется на алтарь принести невинные жертвы- такова цена. Их жаль, но ради блага всех, придется пойти на это. И вот от что меня тревожит и отчего мне неуютно: я искренне сочувствовала нашим героям. Мне было жаль их- одиноких, неприкаянных и лишенных человеческой радости, отказавшихся от любви и предавших друзей, страдающих и жаждущих еще большей боли, чтобы заглушить боль давнюю, не умеющих строить, а лишь разрушать. И это сочувствие было большим, чем понимание, что жалеть надо их жертвы, которые уже были и которые еще будут. Но такова искаженная реальность: дерево свободы, как известно, цветет только если его регулярно поливают кровью и , как правило, уже не спрашивая согласия у доноров.
Постепенно я буду переходить целиком в колонку, поскольку меня привлекают свободный стиль и свободный разговор.Эти статьи, написанные только два вас, будут помечаться НЕФОРМАТ. Предупреждаю, что в них будут и спойлеры, и резкие высказывания, которых я в публичных статьях , как правило, избегаю. И в следующий раз неформатно поговорим о второй части творения Джорджа Мартина «Пламя и кровь»
Тема этой тройки "Живые крылья". Я имею в виду использование для полета различных существ, при этом собираюсь выбрать романы, где подобный полет играет весомую роль в сюжете.
Если думаете, что Живые крылья часто используются для транспорта героев, то жестоко ошибаетесь. Если отбросить всякого рода драконов, то выбор невелик. И вроде бы тема дает такие возможности для полета фантазии, но, как правило, все ограничивается вполне предсказуемыми и традиционными сюжетными ходами.
Но есть и весьма оригинальные вещи, и вот мой выбор:
Из отзыва: Любая фэнтезийная сага позавидует такому миру. Здесь люди живут на склонах гигантских гор, страшась смертоносных равнин, на зыбкой границе между вечными светом и тьмой. И единственным транспортом между обжитыми людьми горными склонами служат огромные орлы, ставшие основой местной экономики и связывающие разрозненные поселения в единое государство.
O-o-o, эти орлы! Громадные птицы, подобные вестникам Манвэ Сулимо, способные преодолевать громадные расстояния, опускаться к ядовитым туманам равнин и залетать в вечную ночь Темной стороны. Гордые, непокорные, непостижимые...
Исключительно недооцененная читателями история. Оригинальный фантастический мир, и умелое сплетение фантастики и фэнтезийных элементов, с непредсказуемой концовкой. И панорамными пейзажами. которые взбудоражат даже самую бедную фантазию. И совершенно не понятно, почему эта книга до сих пор не экранизирована.
Почему не весь "Пернский цикл"? В нем огромное количество романов, повестей и рассказов. Очень неровных по качеству написанного. И большую часть я все же читала. Однако кроме "Полета дракона" их сюжет пересказать я не вам не смогу. В памяти осталось лишь общее направление и какие то отрывки, но сказать конкретного из какого они произведения я вам не смогу.
Совсем другое дело "Полет дракона". Его я помню со всеми подробностями, несмотря на то, что читала много лет назад. Тогда я воспринимала роман не как научную или даже гуманитарную фантастику, а скорее, как фэнтези, сказку, иногда очень похожую на реальность, о могучих существах, стремительных и гордых, рассекающих своими крыльями не только пространство, но и само время. Как историю об их мужественных и преданных друзьях/не повелителях — равноправных партнерах/ Всадниках, готовых ринуться в бой с ускользающим врагом и любой ценой выполнить свой долг. Как эпический роман о сражении с неведомым ради спасения Мира.
Прискорбно, но фэнтези предлагает не так уж много вариантов Живых крыльев. Разве что Поттериана в этом плане выделяется. Но в остальном это разнообразные и одинаковые, традиционные драконы, изредка орлы, пегасы и крылатые химеры. Но вот в этом романе, мне понравилось использование крылатых существ в качестве средства для десантирования.
В отзыве я этому аспекту на уделила особого внимания. Но самая идея, когда гигантская птица, становится десантным кораблем,мне ранее как то в фэнтези не встречалась. И обидно, что эта сюжетная линия пока не получила особого развития. Но тут есть и надежда: цикл только начат, автор молод и , возможно, разработает эту золотую сюжетную жилу.
Следующее воспоминание будет не о теме, а о писателе. Я уже упоминала Дэйва Дункана, как несправедливо забытого читателями писателя. А у него есть и другие примечательные вещи, помимо тех, о которых я уже вспомнила.