Любителям страшных рассказов — новый выпуск серии "Замок Франкенштейна". Он же — обещанный сюрприз...
Кровожадные: Рассказы / Пер. Г. Шокина. — Литера-Т, 2018. — 308 с. (Замок Франкенштейна).
Впервые на русском – собрание рассказов из знаменитых антологий Герберта Ван Тала. Страшные истории, пугающие персонажи, зловещие шутки… Кровожадные…
Из предисловия составителя и переводчика
Несмотря на то, что в девяностые годы, в период «бума» переводных антологий «страшного рассказа», печатали, казалось бы, все, что хоть сколько-нибудь заявляло принадлежность к жанру, такое именитое явление как «Pan Books of Horror», почему-то прошло мимо отечественного неразборчивого в ту пору книгоиздателя.
Да, отдельные рассказы из антологий, любовно составленных Гербертом Ван Талом, издателем и антропологом, знатоком викторианской литературы, приверженным своему делу с 1959 по 1983 год, появлялись в отдельных книгах — зачастую, как ни странно, это были далеко не лучшие образцы того, что предлагали читателю страницы «панов». Даже само имя Ван Тала было упомянуто в довольно-таки известной отечественной антологии «Зловещие мертвецы», увидевшей свет в 1992 году — целый раздел, собранный из рассказов шестого выпуска «Pan Books», получил название «Страшные случаи Герберта Ван Тала»; и почти весь восьмой выпуск вошел в издание 1991 года, получившее заглавие «Пятнистый бультерьер».
Так что же такое эти самые «Pan Books»? Ни много ни мало — культовый проект, «лицо» британского хоррора 60-х годов, вскормивший таких мастеров, как Рэмси Кэмпбелл (ныне — общепризнанно лучший британский писатель ужасов) и оставивший след в истории становления таких столпов жанра, как Питер Страуб и сам «король» Стивен Кинг.
Герберт (или «Берти», как звали его друзья и как по сей день любовно кличут фанаты британского раритетного «пальпа» и хоррора), нанятый главой издательства Кларенсом Пэджеттом, дал зеленый свет писателям менее известным. Иные из них скрывались под замысловатыми псевдонимами, и сказать наверняка, кем же были эти загадочные авторы-однодневки, не представляется возможным и по сей день. В частности, полноправная звезда данного сборника, неповторимый и ироничный Септимус Дейл, автор потрясающих рассказов «Поедатель маленьких девочек» и «Путц умирает», оставил весьма скромный литературный след, представленный в книге, которую вы держите в руках, в полном объеме — всего три рассказа, вошедших в четвертый и шестой выпуски «Pan Books». А кем же он был на самом деле, этот язвительный шутник в традициях Альфреда Хичкока? Никто не знает.
Мартин Уоддел — писатель, родившийся в Белфасте — снискал славу как автор книг для детей. Но любимый жанрУоддела — совершенно особенный, этакая «кровавая комедия», продуманный до последней строчки чернушный анекдот высокой пробы, местами смело заступающий на территорию не то зачаточного сплаттерпанка («Хранящая тепло», «Рука об руку», «Прожаренный»), не то лютого галлюциногенного «вирда» («Кровожадный», «Шелкопрядка»). Истории Уоддела включались в антологии Ван Тала с четвертого по двенадцатый выпуск — и данный сборник делает то, что почему-то не додумались сделать даже на родине писателя: впервые собирает пятнадцать маленьких шедевров под одной обложкой.
Обращался Ван Тал и к американским, и даже к европейским источникам — Эдди Карл Бертин, бельгийский фантаст, пишущий на английском, заявлял о себе на страницах его антологий «Бормочущей тварью» и «Исповедью» (последний рассказ — явная или неявная предтеча культовой «Политики тела» пера Клайва Баркера). Интерес к жанру проявляли и писатели за пределами «ужастикового» профиля — тот же Уильям Сэнсом, хотя его творчество, сочетая в себе жесткий реализм и еле уловимый т
ревожный weird, попадает скорее в некую нишу экспериментальной прозы.
...Друзья называли его Фред. Читатели знали его как Э.Ф. Бенсона. А в свидетельстве о рождении было записано: Эдвард Фредерик Бенсон. Будущий романист, биограф, мемуарист и новеллист появился на свет 24 июля 1867 года в Веллингтон-Колледж, в Беркшире, в семье директора школы Эдварда Уайта Бенсона (потом он стал настоятелем собора Линкольна, Епископом Труро и Архиепископом Кентерберийским) и Мэри Седжвик Бенсон. Бенсон получил образование в Колледже Марлборо, здесь он взялся за перо и именно на воспоминаниях о колледже основан сюжет романа «Дэвид Блэйз».
Бенсон был пятым ребенком в семье; его родственники также заслуживают упоминания в истории weird fiction. Артур Кристофер Бенсон (1862-1925) написал не только слова гимна “Земля Надежды и Славы”, но и два сборника «странных историй», в которых объединяются элементы средневековой литературы и «неистовой словесности». Монсеньор Роберт Хью Бенсон (1871-1914) прославился в области христианской апологетики, но нам более интересны его романы о конце света, явлении Антихриста и черной магии. (На фото запечатлены трое братьев-писателей). Маргарет Бенсон (Мэгги) стала довольно авторитетным египтологом.
Первая книга Э.Ф. Бенсона — «Заметки из Марлборо». А романистом он стал после выхода в свет противоречивой и модной книги «Додо» (1893), далее последовали многочисленные сатирические и мелодраматические сочинения.
Бенсон прославился как автор историй о сверхъестественном (атмосферных, психологически убедительных, иногда юмористических и сатирических). Его рассказы очень часто включают в сборники лучших историй о привидениях, но Бенсон очень часто выходит за ограниченные жанровые рамки. «Странные истории» писатель собрал в нескольких книгах; в других они представлены в особых разделах. Сравнительно недавно вышло пятитомное собрание «страшных рассказов» Бенсона – однако авторские сборники не переиздавались очень давно, а именно они демонстрируют и разнообразие, и единство стилистики писателя. Самый популярный рассказ Бенсона – наверное, «Кондуктор»; эту историю о человеке, которого преследует возница катафалка, несколько раз экранизировали. Самая известная киноверсия – новелла в фильме «В глухую полночь» (Dead of Night), классический образец раннего хоррора. В 1961 году «Кондуктор» стал основой одной из серий «Сумеречной зоны». История стала основой занятной городской легенды и нескольких песен, включая «Dead Man’s Party» группы Oingo Boingo.
Комические истории Бенсона неизменно остроумны, но лишены обаяния книг Вудхауза и утонченного цинизма рассказов Саки. Поэтому для читателей, живущих за пределами Англии, они представляют скорее исторический интерес. Однако в целом творчество писателя более разнообразно. Он написал несколько оккультных романов; среди них нелепая новеллизация оперы Вагнера «Валькирии» и заунывный роман о реинкарнации «Рисунок на песке», но есть и настоящие жемчужины, в том числе короткий роман «Книги Судей», в котором Бенсон остроумно пересказывает одновременно «Портрет Дориана Грея» и «Странную историю доктора Джекила…» (иллюстрация к этой книге приведена в статье) Заслуживают внимания и некоторые другие романы.
В наследии Бенсона есть и рассказы о вампирах и оборотнях, о древних богах и неименуемых демонах, об убийствах и насилии… Эти истории в последние годы активно публикуются – но они рассеяны по антологиям и сборникам; две книжки Бенсона, выпущенные издательством «Фаворит», снабжены роскошными иллюстрациями, но очень малы по объему. «Полное собрание» Бенсона вряд ли возможно – многие рассказы почти недоступны, некоторые сам автор не хотел перепечатывать. Однако мы можем восстановить практически весь «канон»…
И постараемся сделать это.
В серии «Книга Чудес» выходит двухтомное издание прозы Э.Ф. Бенсона. В первую книгу включены авторские сборники «Комната в башне», «Зримое и незримое» и «Страшные истории» и роман «Книги Судей». Во вторую – сборники «Другие страшные истории», «Графиня с Лаундс-Сквер» (по-моему, лучшая книга Бенсона – разнообразная, непредсказуемая и незабываемая), несобранные рассказы и еще один роман (название его пока сохраню в тайне). Все переводы печатаются впервые (переводы для первого тома выполнены С. Тимофеевым и Е. Беренштейном).
Объем первого тома 744 с., шитый блок, ляссе. В предисловии — общая характеристика творчества Бенсона и некоторые детали биографии.
Рассылка – в конце января.
Тираж 40 экз. Запись в комментариях и ЛС.
Г.Ф. Лавкрафт высоко оценил рассказы Бенсона – но особо он отметил историю, не слишком характерную для творчества писателя. Этот рассказ скорее напоминает работы другого классика weird fiction… «Человек, который зашел слишком далеко» — блистательная, пугающая и необычная история. И я решил, что для читателей, знакомых с творчеством Бенсона, она представляет особый интерес, а незнакомым – откроет мастера классического хоррора.
Один из лучших писателей рубежа XIX-XX веков известен русскому читателю — по немногочисленным рассказам в антологиях и выходившему в "Азбуке" сборнику "Переселение душ", который, увы, не дает представления о масштабе таланта Пейна. В "Книге Чудес" я планирую сделать три тома Пейна, в одном будет представлена условная "мистика", во втором — "хоррор", в третьем — "НФ". В каждом томе — несколько сборников рассказов и роман. Обстоятельный анонс будет позже — очень хотелось бы представить писателя наидостойнейшим образом.
— про книгу, которая выйдет в серии в январе (сегодня дочитал верстку), будет отдельный пост завтра
15 декабря состоялась церемония вручения областной литературной премии Тверского союза литераторов "Золотая Тыква" — единственной, наверное, независимой литературной премии в Тверской области. В оргкомитет премии входит и ваш покорный слуга. В прошлом году премию получила Наталья Лебедева за роман "Крысиная башня". В этом году "Тыкву" за лучшую книгу получил Константин Соколов за монографии о событиях 1917-1922 годов в Тверской области. Но была впервые вручена и "Brodsky-Тыква", получившая альтернативное название "Лучший вид за этот город, если сесть в бомбардировщик..."
Премию за лучшее уничтожение Твери получил Алекс Бор — его рассказ "Гнилой"был напечатан в "Настоящей фантастике 2017". Руины Речного вокзала и расширение земли в Химинституте (знатоки новейшей истории Твери это оценят) произвели на жюри неизгладимое впечатление.
А "Гнилую Тыкву" за усилия по приближению "нового средневековья" получил замечательный тверской историк Григорий Бакус, который организовал проект Imago et Littera, для интересующихся микроисторией — весьма и весьма занимательный.
Также тыквы получили — Тверское представительство Союза российских писателей за публикацию в альманахе "Перекресток" и издательство "СТиХИ" за издание поэтической серии "Срез".