Итак, новогодний анонс...
...Друзья называли его Фред. Читатели знали его как Э.Ф. Бенсона. А в свидетельстве о рождении было записано: Эдвард Фредерик Бенсон. Будущий романист, биограф, мемуарист и новеллист появился на свет 24 июля 1867 года в Веллингтон-Колледж, в Беркшире, в семье директора школы Эдварда Уайта Бенсона (потом он стал настоятелем собора Линкольна, Епископом Труро и Архиепископом Кентерберийским) и Мэри Седжвик Бенсон. Бенсон получил образование в Колледже Марлборо, здесь он взялся за перо и именно на воспоминаниях о колледже основан сюжет романа «Дэвид Блэйз».
Бенсон был пятым ребенком в семье; его родственники также заслуживают упоминания в истории weird fiction. Артур Кристофер Бенсон (1862-1925) написал не только слова гимна “Земля Надежды и Славы”, но и два сборника «странных историй», в которых объединяются элементы средневековой литературы и «неистовой словесности». Монсеньор Роберт Хью Бенсон (1871-1914) прославился в области христианской апологетики, но нам более интересны его романы о конце света, явлении Антихриста и черной магии. (На фото запечатлены трое братьев-писателей). Маргарет Бенсон (Мэгги) стала довольно авторитетным египтологом.
Первая книга Э.Ф. Бенсона — «Заметки из Марлборо». А романистом он стал после выхода в свет противоречивой и модной книги «Додо» (1893), далее последовали многочисленные сатирические и мелодраматические сочинения.
Бенсон прославился как автор историй о сверхъестественном (атмосферных, психологически убедительных, иногда юмористических и сатирических). Его рассказы очень часто включают в сборники лучших историй о привидениях, но Бенсон очень часто выходит за ограниченные жанровые рамки. «Странные истории» писатель собрал в нескольких книгах; в других они представлены в особых разделах. Сравнительно недавно вышло пятитомное собрание «страшных рассказов» Бенсона – однако авторские сборники не переиздавались очень давно, а именно они демонстрируют и разнообразие, и единство стилистики писателя. Самый популярный рассказ Бенсона – наверное, «Кондуктор»; эту историю о человеке, которого преследует возница катафалка, несколько раз экранизировали. Самая известная киноверсия – новелла в фильме «В глухую полночь» (Dead of Night), классический образец раннего хоррора. В 1961 году «Кондуктор» стал основой одной из серий «Сумеречной зоны». История стала основой занятной городской легенды и нескольких песен, включая «Dead Man’s Party» группы Oingo Boingo.
Комические истории Бенсона неизменно остроумны, но лишены обаяния книг Вудхауза и утонченного цинизма рассказов Саки. Поэтому для читателей, живущих за пределами Англии, они представляют скорее исторический интерес. Однако в целом творчество писателя более разнообразно. Он написал несколько оккультных романов; среди них нелепая новеллизация оперы Вагнера «Валькирии» и заунывный роман о реинкарнации «Рисунок на песке», но есть и настоящие жемчужины, в том числе короткий роман «Книги Судей», в котором Бенсон остроумно пересказывает одновременно «Портрет Дориана Грея» и «Странную историю доктора Джекила…» (иллюстрация к этой книге приведена в статье) Заслуживают внимания и некоторые другие романы.
В наследии Бенсона есть и рассказы о вампирах и оборотнях, о древних богах и неименуемых демонах, об убийствах и насилии… Эти истории в последние годы активно публикуются – но они рассеяны по антологиям и сборникам; две книжки Бенсона, выпущенные издательством «Фаворит», снабжены роскошными иллюстрациями, но очень малы по объему. «Полное собрание» Бенсона вряд ли возможно – многие рассказы почти недоступны, некоторые сам автор не хотел перепечатывать. Однако мы можем восстановить практически весь «канон»…
И постараемся сделать это.
В серии «Книга Чудес» выходит двухтомное издание прозы Э.Ф. Бенсона. В первую книгу включены авторские сборники «Комната в башне», «Зримое и незримое» и «Страшные истории» и роман «Книги Судей». Во вторую – сборники «Другие страшные истории», «Графиня с Лаундс-Сквер» (по-моему, лучшая книга Бенсона – разнообразная, непредсказуемая и незабываемая), несобранные рассказы и еще один роман (название его пока сохраню в тайне). Все переводы печатаются впервые (переводы для первого тома выполнены С. Тимофеевым и Е. Беренштейном).
Объем первого тома 744 с., шитый блок, ляссе. В предисловии — общая характеристика творчества Бенсона и некоторые детали биографии.
Рассылка – в конце января.
Тираж 40 экз. Запись в комментариях и ЛС.
Г.Ф. Лавкрафт высоко оценил рассказы Бенсона – но особо он отметил историю, не слишком характерную для творчества писателя. Этот рассказ скорее напоминает работы другого классика weird fiction… «Человек, который зашел слишком далеко» — блистательная, пугающая и необычная история. И я решил, что для читателей, знакомых с творчеством Бенсона, она представляет особый интерес, а незнакомым – откроет мастера классического хоррора.
И — с наступающим 2018-м!