Бремя мёртвых книг: Рассказы /Артур Грэй, cэр Джон Робинсон, М. Р. Джеймс; Пер. с англ. Е. Беренштейна, Л. Бриловой, А. Сорочана, С. Тимофеева. — оПУС М. — 280 с., илл. (Странная классика)
[/b]
В настоящем сборнике представлены сочинения авторов из круга М.Р. Джеймса, которые могут показаться наиболее архаичными. Книга Артура Грэя даже была озаглавлена в оригинале «Утомительные рассказы о Гранте и чародействе» (Гранта — старинное название реки Кэм, на берегу которой расположен Кембридж). Но само это заглавие довольно иронично. Артур Грэй стал главой колледжа Иисуса в 1912 году, а с 1910 г. под псевдонимом Ингульф (Ingulphus) публиковал в студенческом журнале «Кембридж ревью» и в других периодических изданиях рассказы, стилизованные под старинные хроники, местом действия которых и был Кембридж. Ингульф — имя бенедиктинского монаха (ум. 1109) из Кроулендского аббатства в графстве Линкольншир, который долгое время ошибочно считался создателем «Кроулендской хроники» на латыни. Свое авторство Грей раскрыл в 1919 г., когда его рассказы из кембриджской периодики были изданы отдельно; это роскошное издание мы и воспроизводим — рисунки, изображающие место действия, стали неотъемлемой частью повествования. А в статье Розмари Пэрдо вы найдете информацию о жизни Артура Грэя.
Сэр Джон Чарльз Робинсон, биографию которого вы также найдете в книге, также известен не литературными достижениями и даже не успехами в живописи (в книге мы воспроизводим некоторые его рисунки). На протяжении многих лет он был Королевским хранителем картин и в качестве куратора и составителя каталогов пользовался огромным авторитетом. Рассказы его, написанные в конце XIX века, нарочито старомодны, и влияние "историй антиквариев" на почтенного искусствоведа кажется очевидным.
А в приложении мы публикуем расширенный вариант новеллы «Мистер Хамфрис и его наследство», сохранившийся в архиве М.Р. Джеймса. Этот текст существенно отличается от опубликованного рассказа и демонстрирует основы той «готической традиции», на которую опирался Джеймс. Тем же основам посвящены и две статьи писателя, публикуемые в приложении. Рассуждая о творчестве Дж. Ш. Ле Фаню, Джеймс выражает свое отношение к литературе ужасов. Высокая оценка работ предшественника в данном случае очень важна — всем сочинениям Джеймса свойственен традиционализм, пусть и своеобразно понимаемый. И развитие традиции было бы невозможно без опоры на сочинения других авторов…
А в качестве финального аккорда — небольшой рассказ анонимного автора, опубликованный в кембриджском журнале. И все любители старины могут отправиться на поиски сокровищ…
Содержание
От составителя 5
Артур Грей (Ингульф)
Утомительные рассказы
о Гранте и чародействе
Двум кембриджским волшебникам* 9
Вечный клуб** 11
Сокровище Джона Бэдкока*** 21
Подлинная история Энтони Ффрайара** 33
Чернокнижник** 43
Завещание брата Джона* 53
Бремя мёртвых книг*** 67
Благодарный Томас* 91
Опора веры*** 103
Ризничая святой Радегунды*** 113
Сэр Джеймс Робинсон
Мертвый моряк и другие рассказы
Несколько вступительных слов 129
Мёртвый моряк 130
Дон Игнасио Жирон 159
Жемчуг святой Маргариты 176
Искупление 191
Приложения
Розмари Пэрдо
Артур Грей*** 219
Александр Сорочан
Несколько слов о сэре Джоне Робинсоне 225
М. Р. Джеймс
Джон Хамфрис* 233
Дж. Ш. Ле Фаню*** 256
«Дядя Сайлас: история Бартрам-Хо» 267
Неизвестный автор
Старинная рукопись*** 271
Таким образом, в настоящее время издание "М.Р. Джеймс и его окружение" выглядит так:
Ничего подобного до сих пор никто не сделал, как ни странно...
Пятый том планирую выпустить в 2021 году.
Отдельными изданиями выйдут книги Д.К. Бростер и Г.Р. Уэйкфилда, которые явно не вписываются в формат издания. Сочинения Р.Х. Бенсона и А.К. Бенсона будут выпущены в серии "Книга Чудес", где уже вышел двухтомник Э.Ф. Бенсона. Таким образом, мы планируем представить на русском всех авторов из круга Джеймса.
По всем вопросам можно писать в ЛС.
В этом году, видимо, больше книжек не будет — ближайшие планы к концу декабря сообщу
Неканоническая эстетика. Вып. 7: Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве: Сб. статей. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. — 352 с.
В основе сборника — материалы VII Апрельской междисциплинарной научной конференции, проведенной режиме интернет-блога 27–28 апреля 2020 г. в рамках научного проекта «Неканоническая эстетика».Исследователи обратились к категории «запрета» и рассмотрели ее репрезентации в различных видах искусства и литературы, в индивидуальных авторских воплощениях.
Адрес блога конференции: Tabu2020.blogspot.com
Редколлегия: С. В. Денисенко (отв. ред.), А. О. Дёмин, И. В. Мотеюнайте, А. Ю. Сорочан
Составитель: А. О. Дёмин
СОДЕРЖАНИЕ
От редколлегии 5
I
С. А. Фомичев
Табу в судьбе А. С. Пушкина: одесский период 9
А. Ф. Некрылова
Календарные запреты и народная этимология 15
О. А. Кузнецова
Не для свиней: о некоторых бестиарных запретах в русской культуре XVII–XVIII веков 29
И. А. Лобакова
Можно ли обойти патриарший запрет: Документы конца XVII — первой половины XVIII веков о местном почитании вологод-ского подвижника 43
В. Н. Шувалов
О (сомнительной) пользе запретов: Устав учебных заведений 8 декабря 1828 года и провинциальные реалии 51
И. В. Мотеюнайте
Запрет обижать юродивых и его нарушение в сюжетах русской литературы XIX–XX веков 59
А. М. Васильева
Запретные города: репрезентация провинциальной России в столичных журналах 1830–1850-х годов 71
Дж. Джиганте
Языковые табу и приемы растабуирования в творчестве Ф. М. Достоевского 78
А. М. Грачёва
Семейное табу А. М. и С. П. Ремизовых: реалии и отражения 86
А. Б. Танхилевич
Нарушение культурного запрета как сюжетный инвариант рассказов И. Бабеля 96
А. В. Астафьева
Советская самоцензура и пасхальный хронотоп в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина 105
С. В. Денисенко
Запрещенный Галич об опальных писателях, или Преодоление запретов 119
Е. П. Беренштейн
«Почему же нельзя?», или Преодоление запретов в поэтическом творчестве В. С. Высоцкого 128
Е. Н. Пенская
Категорический императив в эстетике Вс. Некрасова: к постановке вопроса 135
Г. В. Зыкова
«*Господь Бог»* / *по умолчанию»: некоторые особенности проговаривания сакрального в лирике Вс. Некрасова 143
Э. Тышковска-Каспшак
«Николай Николаевич» Юза Алешковского против запрета на телесность в соцреалистическом каноне 159
Ю. А. Говорухина
Содержание и прагматика запрета в современной литературной критике 174
II
А. А. Елкина
«Страна на цепи»: интерпретация политики сакоку в записках русских путешественников о Японии 183
А. О. Дёмин
Русские писатели в журнале «Akademos» 197
А. А. Липинская
«Стой, кто идет!» Логика запрета в нарративе готической новеллы 209
А. Ю. Сорочан
Табу и трансгрессия: английская литература в поисках предела 217
III
С. В. Фролов
Запреты в творчестве русских композиторов третьей четверти XIX века 229
О. А. Кузнецова
Табу и запреты в русском балете 237
В. Л. Гайдук
Биомеханика под запретом 246
М. А. Ермошина
Сила запрета: к функциональному анализу семантики повелительных конструкций в художественном тексте
(на материале македонского языка) 257
С. Ф. Меркушов
Языковая и тематическая детабуизация в творчестве М. И. Волохова (пьеса и фильм «Вышка Чикатило»)
265
М. В. Загидуллина
Медиаэстетизация насилия: множественное дистанцирование как прием (на примере фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек») 274
А. Бринтлингер
Заключенные в поисках пространства: Тэчинг Шей, Иосиф Бродский и вненаходимость 280
А. М. Сердюк
«Мы воспитаны в культуре ненависти и неприязни»: статус запрета в современном стендапе (на материале «Нового часа шуток» А. Долгополова) 294
А. Р. Медведева
«Хочу быть гусем»: коммуникативная стратегия контр-человека 301
IV
Ж. Адельсверд-Ферзен
И маяк над морем погас… (Глава III) (Пер. А. О. Дёмина) 311
Дж. Бакан
Роща Аштарот (Пер. С. В. Денисенко) 316
Светлой памяти Вячеслава Анатольевича Кошелева 337
Программа междисциплинарной международной научной конференции «Все запреты обманы мира: Табу в литературе и искусстве»
Старость как сюжет: Статьи и материалы / Ред. С.А. Васильева, С.В. Денисенко, А.Ю. Сорочан; сост. А.Ю. Сорочан. — Тверь: Тверской государственный университет, 2020. — 368 с., илл. (Время как сюжет; Вып. 9).
В издание включены статьи и сообщения, посвященные анализу сюжетного потенциала времени в литературе и искусстве. В центре внимания участников проекта — различные модели «старости», художественные формы воплощения индивидуального времени.
Блог конференции — starost2020.blogspot.com
Книга посвящена памяти Вячеслава Анатольевича Кошелева и Сергея Ивановича Кормилова
[/b]Содержание
От редколлегии 5
Поэзия старости
В.А. Кошелев
«Чего тебе надобно, старче?..» 11
О. А. Кузнецова
Категория «врéменной» старости в русской культуре XVII — нач. XVIII в. 21
Ю. М. Никишов
Старость в творческом сознании Пушкина 32
С. А. Васильева
«Скупая» старость: пушкинские традиции в рассказе Вс. Соловьева «Старик» 47
С. В. Галанинская
Функционирование мотива старости и старения в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева и «Крохотках» А. И. Солженицына (на примере анализа миниатюр «Старик» и «Старение») 58
О. И. Федотов
«Старик, пишу тебе по-новой...» (Стихотворные письма Бродского к Виктору Голышеву) 66
Е. А. Пастернак
«И подумать только, это навсегда»: мотив старости в лирике Б. Рыжего 85
Иллюзии старости
П. С. Громова
Инфернальная старость: образы стариков в русской романтической повести 99
А.Б. Танхилевич
Живые и мертвые старики у Исаака Бабеля 107
А. А. Липинская
«Если бы старость могла...» Поздняя готика о конфликте поколений 118
А. Ю. Сорочан
«Страшный старик»: «Третий возраст» в лавкрафтианском хорроре 127
С.Ф. Меркушов
«Зона» как воплощение / развоплощение ветхого мироздания (повесть «Пикник на обочине», сценарий «Сталкер» А. и Б. Стругацких,
фильм «Сталкер» А. Тарковского) 136
А.М. Лобин
«Вторая жизнь» — возвращение в собственное прошлое как новый тренд хронофантастики 148
Ценности старости
А.А. Рыбакова
«Горе тому, у кого её не будет под старость»: роль «старой сказки» в жизни героев хроники Н.С. Лескова «Соборяне» 163
С.С. Царегородцева
Старость и молодость: два нравственно-религиозных этапа в истории старообрядчества (по роману Г.Д. Гребенщикова «Чураевы») 170
Е. В. Воскобоева
К вопросу о соотношении старости человека и мира в дневниках Е.Л. Шварца 1940-х гг. 179
А. В. Кошелев
Статья об О. И. Сенковском из «Справочного энциклопедического словаря» (1855) 188
А. Е. Новиков
Образ старости в трилогии В. И. Белова «Час шестый» 195
С. М. Пинаев
Старость как крушение иллюзий в драматургии Юджина О'Нила 203
Д. Д. Николаев
Старость как функция: образы стариков в прозе молодого Бунина 212
И.В. Мотеюнайте
Старость как архетип личности в романе Е. Катишонок «Жили-были старик со старухой» 226
О.С. Карандашова
Старость детскими глазами 239
О.Н. Турышева
Самосознание и ценность старости в романе А. Мердок «Сон Бруно» 248
Символы старости
Л. П. Тимофеева
Старость в радости. Символическое назначение образов стариков в драматургии и на сцене японского комического театра Кёгэн 259
С. В. Фролов
«Старость» в русской музыке, или Парадоксы творчества периода «Старости» П. И. Чайковского 269
Н. Е. Никонова
Старость как сюжет жизнетворчества В. А. Жуковского 281
Ли Цун
«Старость» Китая во «Фрегате “Паллада”» И. А. Гончарова 296
С. В. Денисенко
«Старость» у И. А. Гончарова: биологическая, социальная и моральная 301
Т. В. Левицкая
Неугомонная старуха: Н. А. Лухманова на русско-японской войне 308
А. П. Люсый
«Привет от старухи в скалах», или Осень пиэтистов 317
Ю. В. Доманский
Старость в «Вишнёвом саде» Чехова 328
С. И. Кормилов
Дряхлость под видом зрелости. Позднесоветская официозная литературная критика 340
Эликсир жизни: Роман / У. Х. Эйнсворт. Пер. с англ. — оПУС М. — 224 с., илл. (Странная классика) [/i]
Впервые на русском – один из самых загадочных романов Уильяма Харрисона Эйнсворта, популярнейшего писателя викторианской эпохи. Грабители могил и тайные ритуалы, сокровенное знание и «великое делание» — всем фобиям викторианского общества нашлось место в этой небольшой книге.
Мороз по коже: Двадцать новых историй о тайнах, преступлениях и кошмарах / Сост. Джон Госворт; Пер. с англ. — оПУС М. — 340 с., илл.
Когда Джон Госворт издавал свои первые антологии, жанр "триллера" только приобретал очертания — и напряжение, которое создавалось в этом жанре, было достаточно близко не к саспенсу, а к хоррору. В этом причина недолгой популярности и долгого забвения этих книг, о которых мне уже случилось написать обстоятельный обзор.
Сегодня я представляю русскую версию самой, пожалуй, доступной из антологий Госворта — в переводе она получила (весьма подходящее) название "Мороз по коже".
В этой книге нет психологических тонкостей "Коллекции кошмаров" и странных фантомов "Новых страшных историй". Перед нами, как сказано в подзаголовке "истории о преступлениях, тайнах и кошмарах". В книгу вошли 20 историй разных авторов (наиболее основательно представлен Эдгар Джепсон — и под собственным именем, и под псевдонимом "Р. Эдисон Пейдж"). Есть и другие сочинители, также известные читателям предшествующих антологий — Фрэнсис Марсден, Э.Х. Визиак, Герберт Де Гамель. Но есть и совершенно новые имена — Л.Э.Д. Стронг, Освелл Блэйкстон и др. И конечно, запоминается прекрасная история, которую в соавторстве создали Д. Госворт и М.Ф. Шил.
"Образец дедукции" — прекрасный пример смешения жанров. Два обкуренных сыщика-любителя решают загадку, которая кажется сверхъестественной, пугающей и необычной, а на самом деле... В этой истории ирония, ужас и тайна сталкиваются, порождая нечто совершенно новое и непривычное.
То же делают на свой лад и другие авторы. Чаще всего рассказы посвящены преступлениям — можно сказать, что Госворт определяет границу между детективом и хоррором. И сделано это занимательно. Есть в антологии тексты о фантастических изобретениях (рассказы Саймона и О. Блэйкстона), этюды о безумной одержимости (Д. Госворт, Э.Г.У. Мейерштейн), есть и рассказы, в которых появляются призраки и невидимые твари. Но страшнее всего маленькие трагедии, когда маховик ужасных событий запускают совпадения, мелочи, нелепые случайности... Однако среди кошмаров и фантомов находится место и наваждениям вполне безобидным, когда благородные побуждения героев становятся известны сыщикам и вызывают скорее улыбку. Впрочем, речь пойдет и о вторжениях хтонических сил, и о чудовищной женской жестокости (едва ли не самые запоминающиеся рассказы в сборнике посвящены этой теме), и о войне и насилии...
Но мне хотелось бы представить читателям единственный рассказ, который выбивается из общего ряда — преступления в нем нет, если не считать преступлением нарушение условных "нравственных норм". Есть стремление в недостижимый фантастический мир, таящий множество открытий, но не позволяющий воспользоваться их плодами... Эта грустная история продолжает традицию "Волшебного окна" Дансени и "Двери в стене" Уэллса. А написал ее великий Томас Берк. Думаю, вскорости придется посвятить ему и его многообразному творчеству отдельный очерк. Итак, рассказ о золотом гонге можнопрочитать.
Иллюстрации к этой книге выполнил Норман Кин, мастер женских портретов и рекламных плакатов. То, что у него получилось, можно назвать "нервным нуаром" — ничего сверхъестественного, но напряжение передано отлично. Я не стал ничего менять в книге, даже биографические справки оставил в изначальном виде, с забавными мистификациями и без дополнений...
Но, конечно, главное — тексты. Я не раз писал о причинах забвения Госворта и его книг. По-прежнему считаю, что в жанре "триллера" до сих пор не создано ничего сопоставимого с этими антологиями — необычными, странными и пугающими.