2. Анджей Вуйцик/Andrzej Wójcik (род. 1952) – польский писатель, критик, журналист, редактор, книгоиздатель, активный деятель отечественного и международного движения любителей и творцов научной фантастики, сооснователь Общепольского Клуба Любителей Фантастики и Научной Фантастики, сооснователь журнала «Fantastyka». Окончил филологический факультет Варшавского университета в 1976 году (дипломная работа, выполненная под руководством профессора Яна Зигмунта Якубовского, была посвящена проблемам научной фантастики), учился в докторантуре на кафедре польской филологии. Был активным деятелем студенческого культурного движения, четырехкратным лауреатом премии «Czerwona Róża», лауреатом V Фестиваля культуры студентов. В 1971 – 1982 годах активно участвовал в студенческой жизни – был руководителем варшавского студенческого клуба «UBAB», членом комиссии по культуре Варшавского окружного совета SZSP, членом комиссии по культуре Контрольного Совета SZSP.
В 1975 году вместе с Мареком Энглендером/Marek Englender, Отомаром Карповским/Otomar Karpowski, Анджеем Прушиньским/Andrzej Pruszyński и Мареком Нововейским/Marek Nowowiejski основал Общепольский Клуб Любителей Фантастики и Научной Фантастики/Ogólnopolski Kłub Milośników Fantastyki i Science Fiction (OKMFiSF) – величайшую из организаций такого рода в Восточной Европе. В 1976 – 1980 годах был вице-председателем Центрального комитета (Главного управления) OKMFiSF, в 1980 – 1981 годах – его председателем. Клуб объединил в своих рядах около 20 тысяч членов и предоставил возможности для товарищеских встреч практически всем тогдашним польским писателям научной фантастики, в том числе и тем, которые составили позже костяк творцов направления «социально-политической фантастики/social-political fiction» (Я. Зайдель, М. Паровский, Э. Внук-Липиньский, А. Кжепковский и др.). OKMFiSF сотрудничал со многими польскими газетами и журналами, организуя публикацию в них статей, заметок, небольших рассказов своих членов.
А.Вуйцик был также организатором первых в Польше конвентов и съездов любителей фантастики и конференций писателей фантастики. В 1982 – 1986 годах активно участвовал в международном SF-движении. Помимо прочего, был Генеральным секретарем Европейского союза SF, членом World SF Association, членом Science Fiction Writers of America (из поляков, кроме него, в этой организации побывали лишь С.Лем и К.Фиалковский). Вуйцик был трехкратным лауреатом премии Еврокона (за издательскую деятельность): в 1980(серия КАW), 1982 (серия KAW), 1983 (ж-л «Fantastyka») годах.
С 1976 года работал редактором, а затем заведующим отделом научной фантастики в редакции издательства «Krajowa Agencja Wydawnicza (КАW)». В 1982 году вместе с Яцеком Родеком/Jacek Rodek, Тадеушем Марковским/Tadeusz Markowski, Анджеем Кжепковским/Andrzej Krzepkowski и Адамом Холлянеком/Adam Hollanek (в качестве назначенного главного редактора) основал журнал «Fantastyka», а затем, в 1982 – 1984 годах, был заместителем главного редактора журнала.
В 1984 году продолжил работу в КАW, в 1987 году перешел на работу в кооператив «Presspol», наряду с этим исполнял также в 1988 – 1989 годах обязанности руководителя отдела в газете «Kultura». В 1989 – 1997 годах был директором-главным редактором Агентства по защите авторских прав и издательства «INTERART», в 1991 – 1992 годах был также председателем «Interart International» в Чикаго. В 1997 – 2000 годах А. Вуйцик координировал программу PFARE-издательство и был директором муниципального издательства Фонда развития местной демократии, а также в 1998 – 2000 годах директором Института развития гражданского общества, в 2000 – 2003 годах – заместителем главного редактора, а затем главным редактором издательства «DW Bellona», в 2004 – 2006 годах – главным редактором издательства «Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza», в 2007 – 2011 годах – главным редактором издательства «Verbinium». В списке его издательских достижений насчитывается около 1500 титульных названий, в том числе образцовые издания собраний сочинений Ханса Хельмута Кирста (72 тома), Зигфрида Ленца, Макса Фриша, Станислава Лема, Иоанны Хмелевской, Алистера Маклина, а также два тома Большой энциклопедии Варшавского восстания.
В 1991 году вместе с Анджеем Фрукачем/Andrzej Frukacz организовал Первую ярмарку польской книги в Чикаго и Нью-Йорке – величайшую в послевоенный период на территории США презентацию достижений польского книгоиздания. С 2010 года постоянно сотрудничает с «Radio Warszawa», участвует в создании еженедельных радиопередач «Damy rade/Справимся». С 2006 года сотрудничает с Научно-исследовательским институтом отечественной кооперации, является соавтором многих проектов и предприятий, касающихся развития кооперативного движения в Польше, редактирует «Zeszyty szkolieniowe/Учебные тетради» Польского совета кооператоров.
Как литературный критик дебютировал в 1976 году на страницах газеты «Argumenty», позже публиковал свои статьи, очерки и эссе на темы, относящиеся к научной фантастике, в газетах и журналах «Merkuriusz», «Literatura», «Okolicy», «Nowy Wyraz», «Perspektywy», «Razem», «Sztandar Młodych», «Tygodnik Demokratyczny» и других изданиях – к настоящему времени количество таких публикаций составляет несколько сотен. Некоторые поднятые в них темы получили дальнейшее развитие в сборниках эссе и литературно-критических очерков «Okno kosmosu/Окно космоса» (1979); «Budowniczowie gwiazd/Строители звезд», вып. 1 (1980); «Wizjonerzy i szarlatani/Пророки и шарлатаны» (1987). К этому следует добавить также предисловия к составленным им антологиям «Spotkanie w przestworzach /Встреча на просторах»; «Odkrywanie planety/ Открытие планеты», современным переизданиям классических произведений польской фантастики.
Литературным дебютом А.Вуйцика был написанный в соавторстве с А. Кжепковским роман (повесть) «Obszar nieciagłości/Зона прерывистости» (1979) -- видный вклад в развивавшийся в ту пору в Польше поджанр «social-political fiction». Список следует продолжить также перечислением киносценариев и сценариев радио- и телепередач. И завершить перечислением переводов с немецкого и английского языков (в т.ч. произведений Эрика Симона/Erik Simon, Карлоса Раша/Carlos Rasch, Джорджа Р.Р. Мартина).
29 октября 2007 года, по случаю празднования 25-летнего юбилея «Фантастыки», Анджей Вуйцик был награжден знаком отличия «Zaslużony dla Kultury Polskiej/Заслуженный деятель Польской Культуры» как один из редакторов первого состава редакции "Fantastyki".
1. Итак, журнал в одночасье лишился половины своих соучредителей. Случилось это, конечно, не в апреле, а тремя месяцами ранее (вспомним об особенностях производственного цикла). Между главным редактором и двумя его полноправными заместителями накопилось столько разногласий, что конфликт приобрел антагонистический характер. В какой-то момент нервы у парней не выдержали, и они громко хлопнули дверью. Чего, возможно, и добивался более хладнокровный и опытный Холлянек, элементарно опасавшийся, что Вуйцик его "подсидит". (И, наверное, не без причины. К тому же у Холлянека был за плечами горький опыт -- он издавал уже в Кракове журнал, который у него забрали не за оппозиционную статью даже, а всего лишь за некую оговорку). Недаром очевидцы рассказывали, что после указанного события он какое-то время ходил довольный, словно кот, слопавший мышь. Яцек Родек (третий отец-основатель) в эти дрязги не ввязывался, хотя Вуйцик и Марковский предлагали ему присоединиться к ним. У него была четко обозначенная область деятельности (иностранная фантастика), он даже не столько навязал, сколько укрепил связи, налаженные ранее через OKMFiSF, и считал в тот момент, что важнее журнала для него ничего нет. Паровского никто и в расчет не брал -- сидишь на польском секторе, ну и сиди, не рыпайся. Вуйцик же и Марковский отошли на запасные позиции, которыми были для них штатные ставки в издательстве KAW. Правда, положение этого крупнейшего на тот момент польского издательства оказалось не столь устойчивым, как они, вероятно, считали – летом 1987 года варшавская редакция KAW, занимавшаяся изданием научной фантастики, увы, прекратит свое существование... Ну что ж, давайте еще раз скажем парням «спасибо» за прекрасный журнал и посмотрим, как сложилась их дальнейшая судьба…
Тадеуш Марковский/Tadeusz Markowski (род. 1954) – польский писатель научной фантастики и переводчик с английского и французского языков. Учился в Варшавском политехническом институте, затем изучал кибернетику в Университете планирования и статистики. В годы учебы сотрудничал со студенческим еженедельником «Politechnik» и журналом «Przegląd Techniczny».
Был одним из основателей журнала «Fantastyka», где в 1982 – 1984 годах исполнял обязанности заместителя главного редактора. С 1984 года работал в редакции фантастики издательства Krajowa Agencja Wydawnicza (KAW). В начале 1990-х годов основал издательство Temark, где издавалась фантастика, а также (в течение года) выходил в свет польский вариант американского журнала Isaac Asimov’s Science Fiction. Активный деятель международного фэндома, член World SF.
В фантастике дебютировал рассказом «Test/Тест» в 1977 году в еженедельнике «Politechnik». Первой его книгой был сборник рассказов «Tak bardzo chcial być człowiekiem/Так сильно хотел быть человеком» (1982). Рассказы Марковского были изданы также в антологии «Spotkanie w przestworzach/Встреча на просторах», выпуски 1 и 4. В 1984 году в издательстве KAW был издан первый роман (повесть) писателя «Umrzeć, by nie zginąć/Умереть, чтобы не погибнуть», переведенный позже на русский язык. В 1988 году издательство «Orbita» выпустило в свет приквел этой книги «Mutanci/Мутанты», а в 1989 году переиздало первый роман. Была анонсирована и третья книга цикла – «Dzieci Hildora/Дети Хильдора», которая до сих пор не издана. Романы Т.Марковского можно отнести к жанру «космической оперы», хотя и в них сильны социологические мотивы, особенно характерные для большинства его рассказов.
Марковский также переводил с английского и французского языков. Среди переводов с английского следует назвать «Formy Chaosu/Формы Хаоса» (1984) Колина Кэппа/Colin Capp, «Stanie sie czas/Настанет время» (2010) Пола Андерсона/Poul Anderson, а также «Rzeka śmierci/Река смерти» (1989, 1996) и «Goodbye Kalifornia/Гудбай, Калифорния» (1989) Алистера Маклина/Alister MacLean, «Truman Stalin i koniec monopolu atomowego/Труман, Сталин и конец атомной монополии» (2010) Майкла Д. Гордона/Michael D. Gordon. Среди переводов с французского языка следует отметить: «O czym marzą psyborgi/О чем мечтают псиборги» (1989) Пьера Барбе/Pierre Barbet, «Tarantula/Тарантула» (2008, 2010) Тьерри Жонке/Thierry Jonquet, «Dżin z tonikiem i ogórkiem/Джин с тоником и огурцом» (2009) Рафаэля Жермена/Rafaele Germain.
Ну и отдельной строкой следует сказать о переводе замечательного комикса «Szninkiel/Шнинкель» и серии комиксов «Thorgal/Торгаль».
29 октября 2007 года, по случаю празднования 25-летнего юбилея «Фантастыки», Тадеуш Марковский был награжден знаком отличия «Zaslużony dla Kultury Polskiej/Заслуженный деятель Польской Культуры» как один из редакторов первого состава редакции «Фантастыки».
В составе редколлегии журнала большие перемены: нет Анджея Вуйцика и Тадеуша Марковского, ушел также Марек Кубала. Объем журнала, бумага, типография – все те же. Тираж – 140 тысяч экземпляров. На первой странице обложки – репродукция работы БОРИСА ВАЛЬЕХО/Boris Vallejo, последняя представляет собой обложку к повести Сергея Снегова, публикация которой заканчивается в этом номере (работа РИШАРДА ВОЙТИНЬСКОГО/Ryszard Wojtynski). Художественное оформление журнала МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО и АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО.
5. В разделе «Критики о фантастике» Антоний Смушкевич/Antoni Smuszkiewicz публикует в виде статьи «Rekwizyt w utworze fantastyczno-naukowym/Реквизит в научно-фантастическом произведении» уже неплохо обкатанный на филологических конференциях материал соответствующего доклада. Разумеется, что-то в статье ныне выглядит архаичным, но основная ее часть уцелела и, по крайней мере, все еще будит мысль… Цветная иллюстрация ВИТОЛЬДА ПОПЕЛЯ/Witold Popiel.
6. В разделе «Встреча с писателем» публикуется интервью Джеймса Грэхема Балларда/James Gracham Ballard. Все бы ничего, но интервью это, увы, -- перепечатка. Писатель дал это интервью еще в 1976 году двум западногерманским критикам: Йëргу Крихбауму/Jörg Krichbaum и Рейну Зондергельду/Rein Zondergeld, в 1979 году оно было напечатано в журнале «Quarber Merkur», откуда его и извлек для перевода на польский язык МЕЧИСЛАВ ДУТКЕВИЧ/Mieczysław Dutkiewicz.
В «Фантастыке» интервью печатается «с небольшими сокращениями». Писатель говорит о «новой волне», о расширении тематики в своих последних произведениях, об изменении их формы («condensed novels»), влиянии сюрреалистов на его творчество, заимствованиях из кинематографии в его прозе («кадрирование», замедление действия, применение крупного плана)… Вот что он говорит, когда разговор заходит о европейских писателях, Станиславе Леме в частности. «Говоря откровенно, Лем для меня тяжеловат. Его отношение к материальному миру в корне отличается от моего. В нем чувствуется нечто исключительно научное и… миссионерское. Я подхожу ко всем этим делам скорее как аналитик, в то время как он строит чудовищные синтетические системы…» В Польше к этому времени у Балларда были изданы роман «Concrete Island», как «Wyspa /Остров» (1982) и сборник рассказов «Ogród czasu/Сад времени» (1983), а также несколько рассказов в периодике и антологии «Kroki w nieznane/Шаги в неизвестное».
7. В разделе рецензий Анджей Невядовский обсуждает повесть (роман) Януша Зайделя «Выход из тени» (J.A.Zajdel «Wyjście z cienia», Warszawa, «Czytelnik», 1983), Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski знакомит читателей журнала с не переведенной еще книгой Брайана Олдисса «Весна Геликонии» (Brian W. Aldiss «Heliconia Spring», New York, Atheneum, 1982), а Мацей Паровский/Macej Parowski делится впечатлениями, полученными во время просмотра фильма сценариста и режиссера Юлиуша Махульского/Juliusz Machulski «Seksmisja/Сексмиссия» (1983).
8. Замечательный «Словарь польских авторов фантастики» стараниями Анджея Невядовского пополняется персоналией Витольда Гомбровича /Gombrowicz Witold (1904 -- 1969) – романиста, драматурга, эссеиста. Здесь же публикуется отрывок из рассказа Гомбровича «За пять минут до засыпания» («Na 5 minut przed zaśnięciem» (w) «Pamiętnik z okresu dojrzewania». Tow. Wyd «Rój», Warszawa, 1933).
9. Польский знаток, библиограф и писатель фантастики Яцек Изворский/Jacek Izworski публикует следующую часть своей великолепной библиографии «Фантастические произведения, изданные в Польше после 1945 года/Utwory fantastyczne wydane w Polsce po 1945 r.» -- пока только книжные издания. В этой части библиографии описан 1949 год.
10. В статье «Wielkie wymieranie /Великое вымирание»Мацей Иловецкий/Maciej Iłowecki пишет о вымирании динозавров в конце мезозойской эры. Цветная иллюстрация МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski.
11. В сентябре 1983 года редакцию «Фантастыки» посетила с ответным визитом советская делегация, в составе которой были Светлана Михайлова (ВААП), Вадим Дунин (ВААП), Дмитрий Биленкин и Михаил Пухов. Помимо редколлегии в полном составе гостей принимали также Янина Зелëнко, Кшиштоф Борунь, Тадеуш Госк, Лех Енчмык, Адам Висьневский-Снерг, Януш Зайдель. Короче говоря, обменялись планами, мнениями и впечатлениями. Мацей Паровский прилежно записывал, и у него всего этого набралось в конце концов аж на три журнальных страницы (нет, 2,5 – там еще и фотографии есть).
4. Ссылки на оригинал коротенького рассказа немецкого (ФРГ) писателя Уве Лусерке/Uwe Luserke я, увы, не нашел. В журнале перевод рассказа на польский язык, сделанный также МЕЧИСЛАВОМ ДУТКЕВИЧЕМ/Mieczysław Dutkiewicz, носит название «Enigma/Загадка (Тайна)». Рассказ сопровождает черно-белая иллюстрация МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski. На спутнике Сатурна космонавты обнаруживают статую, точь в точь похожую на древнеегипетского сфинкса. Только вот статуя ли это?..
Надо сказать, что Уве Лусерке/Uwe Luserke – весьма даже колоритная личность. Он и писатель, и поэт, и художник (и супруг, кстати, художницы), и редактор и составитель антологий и сборников, и библиограф, и критик, и журналист, и, как мы уже знаем, главный редактор журнала «Солярис» -- лауреата (наряду с «Фантастыкой») только что прошедшего Еврокона. И глава литературного агентства, работа которого вызывает множество нареканий. Информации вроде бы полно, но цельный портрет почему-то пока не вырисовывается, поэтому прекратим на этом дозволенные речи.
5. Рассказ американского писателя Айзека Азимова/Isaac Asimov, который в оригинале называется «The Bicentennial Man» (ж-л «Stellar», № 2, 1976), под названием «Człowiek, który żyl 200 lat/Человек, который жил 200 лет» перевела на польский язык ЕВА БУДРЕВИЧ/Ewa Budrewicz. Две цветные иллюстрации АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО/Andrzej Brzezicki.
Этот перевод (в несколько сокращенном виде) уже печатался ранее: в предшественнике фэнзина «Kwazar» -- любительском сборнике «Materiały» (№ 6(6), 1979) и еженедельном журнале «Perspektywy» (№ 15 – 22, 1979). А рассказ, конечно, знатный – лауреат «Хьюго» 1977, «Небьюлы» 1976, премии журнала «Локус» 1977. На русском языке этот рассказ в переводе А. Новикова был опубликован в 1993 году (ж-л «Если», № 4). Об авторе можно почитать здесь Карточка рассказа тут И да, чуть не забыл напомнить: это уже вторая встреча читателей журнала с А.Азимовым, первая состоялась в № 1 за 1982 год.
6. Повесть русского писателя Сергея Снегова, которая в оригинале называется «Кольцо обратного времени» (1977), перевел на польский язык под названием «W jądrze Galaktyki/В ядре Галактики» ТАДЕУШ ГОСК/Tadeusz Gosk.
Это, как известно, третья – заключительная -- часть романа «Люди как боги». Две первые части уже выходили в переводе на польский язык в одном томе под общим названием «Dalekie szlaki/Дальние дороги» в 1972 году (переиздано в 1977 году). В этом номере журнала публикуется первый отрывок повести. О писателе можно почитать здесь Карточка повести тут
7. Блок польской фантастики отдан в полное распоряжение недавних конкурсантов. В номере публикуются:
-- награжденный поощрительной премией рассказ Анджея Тузяка/Andrzej Tuziak «Człowiek publiczny/Публичный человек». Его герой, участник того, что ныне называется реалити-шоу, и равнодушные к зрелищу зрители-горожане живут как бы в параллельных мирах… Две черно-белых иллюстрации ЗБИГНЕВА ЛЯТАЛЫ/Zbigniew Latała. Позже рассказ вошел в состав сборника «Trzecia brama/Третьи врата»;
-- награжденный поощрительной премией короткий (6 строк) и весьма пессимистичный белый стих Александры Семенец/Aleksandra Siemieniec «Chciano ja ratować…/Хотели ее спасти…»;
-- награжденный III премией коротенький (на полсотни слов) нарочито небрежно написанный (а может, «нарочито» следует убрать) рассказ (скорее анекдот) Вальдемара Каминьского/Waldemar Kamiński «Koniec Wszechświata/Конец Вселенной»;
-- награжденный поощрительной премией рассказ Ежи Струсиньского/Jerzy Strusiński «Bariera/Барьер», герой которого изобрел дубликатор материи, которым можно воспользоваться, однако, лишь преодолев некий психологический барьер… Черно-белая (и совершенно не различимая) иллюстрация Е. ГУТКОВСКОГО/J. Gutkowski;
-- награжденный III премией рассказ Лешека Красковского/Leszek Kraskowski «Inspekcja/Инспекция», в котором идет речь о террористическом акте в эпоху межгалактических войн. Прямо-таки умиляет сочетание наивно-примитивного антуража эпохи (напоминаю, межгалактических(!) войн) и неплохо проработанного приключенческого сюжета, соль которого, увы, на корню выдает «говорящее» название. Лешек Красковский/Leszek Kraskowski (род. 1967) в ту пору еще учился в общеобразовательном лицее города Лодзи и был завзятым читателем фантастики. Его короткие рассказы («шорты») и позже, в 1984 – 1988 годах, будет печатать «Фантастыка». В 1984 – 1985 годах его короткие рассказы публиковались также в местном (Лодзь) еженедельнике «Odgłosy», но потом, видимо, парня отвлекли от литературы другие заботы…
Мацей Паровский позже говорил: «Та редакторская экстравагантность, в которой меня обвиняют, возникала из того, что стоило прийти в фирму какому-нибудь нешаблонному тексту, я его брал, потому что шел за художественной правдой, пренебрегая канонами…»