В литературе фэнтези часто описывается ослепляющий порошок – дескать, сыпнув его в глаза, можно вывести из строя даже самого сильного противника. Такая субстанция – shersken – выступает, например, в книгах Яцека Пекары. Трудно сказать, откуда автор цикла о Мордимере черпал свои знания, однако такого рода субстанция, вне сомнения, использовалась в средневековье. Упоминавшийся ранее Фьëре дей Либери приводит рецептуру препарата – смесь высушенных и растертых в порошок растений, которая, попав в глаза противника, может даже навсегда лишить его зрения.
В других документах упоминается применение рукоятки меча (для внезапного удара в лицо) или бросание в противника шлема, чтобы его отвлечь и получить долю секунды для решающего удара мечом. Как видим, поединок в средневековье, особенно в случае реальной, а не турнирной схватки, зачастую не имел ничего общего с тем, что мы называем рыцарством. Сражались, чтобы победить, особо не заморачиваясь правилами fair play.
P.S. Ну вот, например, несколько рекомендованных штучек:
Госпожа Каренира бьет ногой, или Здесь был Чак Норрис…
У Феликса Креса Каренира, нимало не задумываясь, бьет противника ногой, подобно тому как это делают демерит Шарлей и другие герои Анджея Сапковского. Силк из романа Эддингса даже бьет ногой в прыжке. Сохранились ли какие-либо доказательства явления Чака Норриса народу в средневековье? Их более чем достаточно. «Манускрипт I.33» содержит иллюстрацию пинка (рис. 5). Другие документы также предлагают использовать удары ногами в мечевом бою. Одним из таких документов является fechtbuchГанса Талхоффера. Содержащаяся в нем иллюстрация (рис. 6) показывает, как применяется пинок в ходе мечевого боя. Другой технический прием представлен в одном из известнейших учебников вооруженного единоборства – “Flos Duellatorum”Фьëре дей Либери (рис. 7). Считалось общепризнанным, что пинки и удары ногами могут дезориентировать или покалечить противника, однако поскольку в поединке сходились бойцы с оружием в руках, следовало применять их с осторожностью, в ситуации, когда оружие противника блокировано, потому что в ином случае подобный прием быстро завершился бы отрубанием наносящей удар конечности.
P.S. Иллюстрация из «Манускрипт I.33»:
Иллюстрация из учебника Ганса Талхоффера:
А это иллюстрация из “Flos Duellatorum”:
Ну и иллюстрация к последнему замечанию Пшехшты относительно необходимости осторожности:
Женщины в доспехах, или Эмансипантки в средневековье
Авторы книг фэнтези описывают женщин, которые наравне с мужчинами занимаются кровавым ремеслом воителей. Земяньский, Крес, Сапковский, Элизабет Мун, Дэвид Вебер, Мерседес Лэки, Л.Э. Модезитт-мл. – лишь некоторые из многих писателей, касавшихся этой тематики. Есть ли в таких описаниях что-либо общее с действительностью? Каждый, кто хоть бегло знакомился с историей средневековья, сможет назвать многих женщин, принимавших участие в войнах. Прежде всего они занимались защитой своего дома, замка или города. Замки обороняли: графиня Эмма Норфолк (Emma hrabina Norfolk), Николь де ла Э (Nicola de la Haye), Матильда де Сен-Валери (Matylda de St. Valery, 1155 – 1210) и Агнес Рэндольф, которую называли Черной Агнес (Agnes Randolph, 1300 (?) – 1369 (?)). Командовали армиями: Уррака, королева Кастилии (Urraka de Castilla, 1082 – 1126) и ее родная сестра Тереза Португальская (Theresa, Countess of Portugal, 1070 – 1130), Тамара, царица Грузии (1160 – 1212), Иоанна Наваррская (супруга короля Франции Филипа Красивого), английская королева Филиппа де Геннегау (Philippa of Hainault, Philippe de Avesnes, 1314 – 1369) и всем известная Жанна д’Арк.
Среди воинственных женщин хватало также таких, которые не только командовали войсками, но и не избегали поля боя. Ломбардская принцесса Сихельгаита (Syhelgaita или Sykelgaita, 1040 – 1090), сражалась бок о бок с супругом, норманском наемником Робертом Гискаром. Сэр Ричард Шоу (Richard Shaw, XIV век) писал о поединке с фламандским рыцарем, который оказался никому не известной женщиной. В документах упоминается некая Луиза Стэйнж (Luize Stange), отличившаяся в конной битве. Женщины также принимали участие в крестовых походах. Элеонора Аквитанская, Элеонора Кастильская, Беренгардия Наваррская, Маргарита Провансальская, Флорина Датская, графиня Фландрская и графиня Тулузская – лишь некоторые из титулованных дам, участвовавших в крестовых походах. Историк Гиберт (Виберт) Ногентский (Guibert [Wibert] de Nogent, ок. 1055 – ок. 1124) вспоминает о женщинах-крестоносцах. Пьер Жентьен (Pierre Gentien), французский поэт XVIII века в своей поэме называет около 50 женщин, которые приняли участие в турнире, чтобы подготовиться к крестовому походу. Мусульманские хронисты, такие как Имад ад-Дин, описывают женщин, сражавшихся в битвах и упорно оборонявших города и крепости. В особенности это последнее не было ничем необычным. В 1149 году Раймунд (Рамон) Беренгер, граф Тулузский (Rajmund Berenger, Ramon Berenguer IV, ок. 1114 — 1162) основал Орден Топора (orden de la Hacha) для женщин, оборонявших крепость Тортоза от мавров. Это не было всего лишь куртуазным поступком, поскольку женщины, которых это касалось, были освобождены от всех податей и налогов. В оригинальном документе таких женщин титулуют словами equitissae и mulitissae, производными от латинских терминов equites и milites (рыцари).
В 1233 году Лодериго д’Андало основал рыцарский Орден Благословенной Девы Марии (The Order of the Blessed Virgin Mary), который наряду с мужчинами принимал в свои ряды и женщин и присваивал им рыцарское звание militissa. В 1342 году войска короля Англии Эдуарда III захватили часть города Ванна. На следующий день они были отброшены силами местного гарнизона, объединившегося с горожанами, среди которых было много женщин.
На иллюстрациях в упоминавшемся выше «Манускрипте I.33” также фигурируют женщины (рис. 2), что является непосредственным доказательством того, что они проходили обучение с применением боевого оружия. Не подлежит также ни малейшему сомнению то, что женщины выступают в учебниках, представляющих технические приемы, использовавшиеся в ходе судебных поединков. Такого рода схватки наиболее часто производились между особами одного пола, но случалось также, что женщина сражалась с мужчиной (технические приемы, применимые в таких поединках описывает учебник Ганса Талхоффера“Alte Armatur und Ringkunst”, датируемый второй половиной XV века). В этом случае в поединке сходились закопанный в землю по пояс мужчина, вооруженный палкой, и женщина, располагающая свободой движений и камнем, завернутым в кожу или иной материал. Рисунки 2 и 4 иллюстрируют тот факт, что схватка была ожесточенной и ни одна из сторон не давала другой стороне пощады. То есть, следует отказаться от очередного мифа об отсутствии эмансипации среди средневековых женщин.
P.S. Учебник Ганса Талхоффера и поединки с участием женщин. Ну о-о-чень интересные рисунки…
Многие писатели (и иллюстраторы) исходят из убеждения, что в средневековье и речи не шло о какой-либо утонченности в ведении боя. Герои охаживали друг друга острыми орудиями словно дубинами, и, конечно же, побеждал сильнейший. Поэтому в фэнтези пруд пруди гуманоидов мужского и женского рода, согбенных под бременем излишне развитой мускулатуры. А как было на самом деле? А на самом деле в средневековье отчетливо представляли себе пользу, приносимую хорошей техникой единоборства и хорошим обучением. Об этом говорит другой fechtbuch (учебник фехтования), написанный священником Ханко Дëбрингером (Hanko Döbringer) в 1389 году. Автор текста был, вероятно, учеником знаменитого фехтовальщика Йоханнеса Лихтенауэра (Johannes Liechtenauer), и он уверенно заявляет, что «хиляк», знающий секреты искусства Лихтенауэра, имеет те же шансы на победу, что и силач. В трактатах, обсуждающих искусство Лихтенауэра, говорится наряду с прочим о семнадцати Hauptstücke (базовых технических приемах) применения длинного меча и называет такие приемы, как Ochs (бык), Pflug (плуг), Alber (глупец) и Vom Dach (с крыши). Упоминаются также контрприемы и способы уничтожения фехтовальщика, отразившего вашу атаку. Уже в немецких текстах, датируемых XII веком, используются такие термины как schirmmaister (мастер фехтования) и schirmslag (фехтовальный удар). Все это явно противоречит стереотипу примитивного средневекового силача.
P.S. Дадим слово эксперту – Р. Максимову, выступающему на весьма интересном (на мой взгляд) сайте «Лаборатория "Хранители"» http://mmkhraniteli.ucoz.com
«(…) говорить об отчетливом появлении именно немецкой системы фехтования можно с XIV века. Первым известным документально мастером этого стиля является Иоганн Лихтенауэр, которого считают автором окончательного варианта (сформированного им на базе собственных знаний, а также знаний большого количества его учителей) боевого искусства, получившего название «Немецкая школа фехтования» — системы, делающей главный акцент на простоте, скорости и эффективности, и как нельзя более подходящей для ведения смертельного боя. История немецкой школы охватывает примерно 250 лет (8–10 поколений мастеров). Первые трактаты были написаны в 70 — 80 годах XIV столетия, по-видимому, учениками Лихтенауэра – Ханко Дёбрингером, Андреасом Юдом, Йостом фон дер Ниссеном и Никалаусом Пруссом, однако большинство этих работ, видимо, утрачены – нам остались лишь работа Дёбрингера«Кодекс 3227а» (практически без иллюстраций) и безымянная работа, созданная около 1389 года («Кодекс Валлерштайн №2»), скорее всего, одним из учеников Лихтенауэра (к сожалению, кодекс не содержит текста, однако изображения практически полностью совпадают с текстовыми описаниями из работы Дёбрингера).
Источники крайне редки вплоть до XV века. С 1410 года появляются: работа «Флос дуэллaторум» (цветок поединка) Фьёре дей Либери, которого можно по многим признакам считать одним из учеников Лихтенауэра (сам Фьёре упоминал, что учился у некого Джованни Лихтенау). Этот манускрипт содержит очень много совпадений с немецким взглядом на фехтование, но также и содержит отчетливо просматривающийся итальянский колорит, являясь, судя по всему, родоначальником итальянского стиля фехтования (во многом родственного немецкому).
К середине XV века существовали уже «Лихтенауэрское общество» во главе с Петером фон Данцигом, а также мастера Зигмунд Рингек и Паулюс Кал, их современником был также известнейший мастер Ханс Талхоффер.
(…)Иоганнес Лихтенауэр родился около 1310 года на юге Германии. Судя по фамилии, в местечке Лихтенау, хотя точной информации об этом нет. Возможно также в швабском городе Баден Лихтенау, однако пока связей этого городка с фамилией Лихтенау не обнаружено. Искусство свое он зарифмовал стихами, написанными на южно-немецком диалекте.
О себе он говорил: «…я узнал, освоил и научу вас фехтованию пешком, верхом на лошади, в доспехах и без.. Я не открыл искусство самостоятельно, все описанное здесь разработано на основе моих путешествий». Один из его учеников писал: «И прежде всего вы должны знать и понимать, что искусство меча едино… ибо он был изобретен сотни лет назад и является универсальным, для того чтобы понять суть искусcтва от начала до конца... Основа (ядро) его была полностью понята великим мастером Иоганном Лихтенауэром. Не то чтобы он сам придумал, то, что описано, но он много путешествовал и искал изучения военного искусства в разных странах, потому что всегда хотел учиться как можно больше у честных и справедливых мастеров» (Дëбрингер). (…) Где-то после середины XIV века Лихтенауэром была собрана группа талантливых мастеров для занятий разными областями боевого искусства (в борьбе, длинном мече, кинжале, копье, и т.д.). Первые тексты были написаны зашифрованным языком, в стихах, для того чтобы предотвратить попадание искусства в чужие руки. Поэтому: «…не каждый, кто слышит, это понимает» — писал мастер фон Данциг. В основу своей системы мастер Иоганн положил приемы боя с длинным мечом. Он использовал это оружие для иллюстрации нескольких общих принципов, которые применял ко всем другим дисциплинам в рамках школы. Использование меча разделялось на просто фехтование (то есть сражение противников без доспехов — «blossfechten») и существенно отличавшееся «боевое», «бронированное» или «военное» фехтование (в котором меч держался хватом одна рука за рукоять, другая за середину лезвия – «укороченно»). Основным для иллюстрации принципов был выбран «blossfechten», длинный меч. Чтобы максимально упростить понимание искусства, мастер вводит пять главных слов (funf Worden), касающихся понятия времени, векторов усилия, и т.д.: «До», «После», «Слабый», «Сильный», «Своевременно». Эти пять слов являются основным ядром искусства мастера Лихтенуэра. Большое внимание мастер уделял также выработке основных принципиально необходимых качеств фехтовальщика: смелости, быстроты, скромности (умеренности), хитрости, и благоразумию – эти добродетели он считал ключевыми в фехтовальном искусстве. В то же время «всякая добродетель может превратиться во зло, без скромности (умеренности)» писал мастер Зигмунд Рингек в комментариях о Fechtbuch-е Иоганна Лихтенауэра. Уделялось большое внимание работе ног, тактическим основам (предпочтительной считалась атакующая манера боя; вместо простых защит предлагалось сочетать их с контратаками), акцент делался на скорость реакции, а также сбалансированность и здравый смысл. Причем постоянно подчеркивалось: искусство учит выживать, это не шутка и не игра, и если вы боитесь (например, боли или ранений), то вряд ли оно вам поможет: «имеющий унылое сердце всегда будет побежден, несмотря на все мастерство» (Петер фон Данциг). Это искусство кровавых боев, и оно включает в себя умение направить свое мышление на хладнокровный поиск средств наиболее эффективного уничтожения (убийства) оппонента – «кто ранит, а не убивает — тот сам будет ранен или убит» (Ханко Дебрингер).
10. На стр. 7 – 9 напечатана статья Адама Пшехшты/Adam Przechrzta (тут надо отметить, что пан Адам – специалист в области хоплологии, т.е. научной дисциплины, изучающей поведение и действия человека в бою), которая называется:
САПКОВСКИЙ и ДРУГИЕ, или ФЭНТЕЗИ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
(Sapkowski I inne czyli fantasy a rzeczywistość)
Каждый любитель фантастической литературы знает, что европейское средневековье инспирировало большинство миров фэнтези. Однако на практике это выглядит по-разному. Разумеется, авторы не обязаны, а даже и не должны строго придерживаться исторических реалий конкретной эпохи, но если они уделят некоторое время углублению в нюансы этой эпохи, то это, вне сомнения, пойдет лишь на пользу их творчеству. Мир, солидно развернутый в реалиях средневековья, явственно обретет глубину и правдоподобие.
Одним из тех аспектов, которые можно подвергнуть изучению в литературе фэнтези, является рукопашный бой. Поскольку речь идет о времени, отстоящем от настоящего на несколько сотен лет, возникает вопрос: на каком основании его изучать? Существуют ли документы, которые позволят сравнить фантазии авторов с действительностью? Ответ: существуют. Первым сохранившимся учебником фехтования является так называемый “Manuskrypt I.33”, хранящийся в Royal Armoures в Лидсе. Этот документ датируется концом XIII или началом XIV века. Возможно он написан немецким священником, потому что в тексте используются термины, почерпнутые из немецкого языка (хотя главным языком «Манускрипта» выступает латынь), учитель обозначается словом “sacerdos” (лат. “священник”), а на иллюстрациях, относящихся к показу конкретных технических приемов, мы видим мужчину с тонзурой, которую в средние века носили особы духовного звания. В «Манускрипте» показаны технические приемы сражения с мечом и щитом. Представленные на иллюстрациях фехтовальщики производят рубящие и режущие удары, выпады с тычками, отражения ударов, разоружение противника (рис. 1). Но, конечно, «Манускрипт» — не единственный документ такого рода.
P.S. Мне очень хотелось в лучших собственных традициях насытить вышеприведенный текст яркими картинками (благо их хоть пруд пруди), но в конце концов я предпочел стать на горло собственной песне. И в самом деле, автор тщательно отобрал нужные ему иллюстрации и моя «чересполосица» была бы вмешательством в авторский замысел. Однако ничто вроде бы не мешает мне кое-что добавить уже как бы вдогонку.
Итак, “Manuskrypt I.33”… Вот еще несколько иллюстраций из этого учебника в лучшем разрешении: