Сквозь горизонт Горизонт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Сквозь горизонт / Горизонт событий (Event Horizon), 1997
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сквозь горизонт / Горизонт событий (Event Horizon), 1997

Статья написана 8 декабря 2023 г. 12:12

«Из ада», или Звездолет на холме

skvoz_gorizont

2047 год. К орбите Нептуна, где обнаружен пропавший недавно исследовательский корабль «Горизонт событий» отправляется спасательная экспедиция, среди членов которой создатель Горизонта доктор Вейр.

Со внезапно обнаруженным Горизонтом нелады. Людей на борту нет, зато в наличии один замороженный труп и кровавые следы. Оказывается, Горизонт снабжен гравитационным двигателем, позволяющим создавать порталы в пространстве-времени. И должен был отправиться к ближайшей звезде Проксима Центавра.

Но, по-видимому, что-то пошло не так. И теперь спасателям предстоит иметь дело с чем-то абсолютно невообразимым.

И смертельно опасным.


Культовый в определенный кругах (и узнаваемый в немалом количестве последователей, вспомним хотя бы относительно свежих «Летящих») фильм с непростой судьбой. Благодаря целому комплексу причин снималась и монтировалась лента в авральном режиме, вдобавок куче материала не нашлось места в финальной версии. В прокате Event с грохотом провалился, зато компенсировал свои недобранные висты после выпуска на видео.

Перед нами своеобразная лента, с одной стороны беззастенчиво использующая множество хоррор-концептов, показанных в куче фильмов от Чужого , Призраков, Сияния до Соляриса (отсюда заимствований особенно много) и похождений Пинхэда. С другой –атмосферный космический ужастик, смешавший научную фантастику с мистикой, проблемы героев в вакууме с древним ужасом из глубин людской истории.

Дизайн корабля «Горизонт событий» вдохновлен собором Нотр-Дам де Пари.

Гнетущая, тревожная, параноидальная атмосфера вышла у постановщиков на славу. Сны доктора, полные предчувствия неприятностей и жутковатых картинок. Первое знакомство с циклопическим Горизонтом, чуть не закончившееся трагедией. Пустые коридоры корабля с парящими в невесомости вещами. Отсутствие экипажа и странные сигналы биосканера. Исследование Летучего Голландца и пугательные бу!-моменты. Незамеченные сразу героями кровавые странности на стенах. Впечатляющее ядро гравитационной системы. И нарастающие как снежный ком галлюцинации.

Именно на них на протяжении изрядной части ленты будет построен основной хоррор-элемент. Обратите внимание, большую часть времени антагонист использует не физическое, а моральное и психологическое воздействие. Слабости, страхи, темные секреты, фобии героев, их потери, призраки прошлого, воспоминания, грешки, промахи обращаются против них. Заставляя терять критическое восприятие и душевное равновесие, совершать глупости и ошибки. Лишь в финале ситуация меняется, переходя на уровень непосредственного контакта. Как на меня не самый удачный переход. Именно первая половина фильма, с ее нагнетанием, пустотой Горизонта, неверными глюками, попытками разобраться в происходящем, становится наиболее напряженной и берущей за душу. После условного экватора нам добавят динамики и трэша, но изрядно покалечат напряженную атмосферу. Да и первая версия злодея (без зеркал души) смотрелась интереснее второй. Кстати почему «они не нужны чтобы видеть»? Может, как раз дело в тех самых «зеркалах»?


Отдельное спасибо за нестандартного для космических ужастиков противника, создающего натуральный диссонанс восприятия (какое время на дворе?). Никаких кислотных пришельцев, не надейтесь. Все по-другому.

Ну и как не упомянуть моральную основу картины, напоминающую зрителю, что «есть многое на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Порицающую людей науки, безоглядно лезущих в непознанное, играющих с законами природы и вещами, которые неспособны объяснить и до конца понять. В стремлении к новому не задумываясь привлекающих на головы человечества проблемы, по сравнению с которыми все людские страхи покажутся детским писком на лужайке.

Да, до сих пор ничего страшнее расщепления атома (хотя и этого, знаете ли, многим хватило) «яйцеголовые» не придумали, но кто знает, что будет дальше. К этой концепции примыкают вопросы о неготовности людей к далеким полетам в неведомые уголки вселенной и опасностях, вероятно, поджидающих там. Сидите, мол, дома, не гуляйте?

Вейр (Нил). А вот и типичный представитель этих самых ученых. Вежливо-снисходительно-пренебрежительный по отношению к команде. С горящими глазами рассказывающий о своем детище – Горизонте. Одинокий трудоголик, потерявший единственного близкого человека. Отличающийся не самой крепкой психикой и изрядным самомнением.

Как шикарно обыграны тени на лице доктора ближе к финалу! (Я дома!).

Вторым центральным образом стал Миллер (Фишборн/Фишберн ). Суровый как горы и монументальный капитан спасательного корабля. Настоящий «отец солдатам», точнее своей команде, готовый для них на что угодно. Тоже имеющий жаркий скелет в шкафу.

Из остальных членов команды можно вспомнить боевую старопма Старк (Ричардсон ). Пилота Скотти (Пертви) радующего некислой интуицией. Да офицера с не до конца ясными обязанностями («травма»)Ди Джея (Айзекс) этого как всегда у Айзекса за стильный вид.

Графика в картине неоднородна. Местами смотрится на уровне, порой радуют визуальные статичные картинки корабля, как изнутри, так и снаружи. Местами откровенно «гуляет», что неудивительно, учитывая, что времени на ее создание было в обрез.

Кровавые, неаппетитные моменты в наличии, но самое забавное, что их должно было быть на порядок больше – отснятый материал «реальной жести» не вошел в ленту, а позднее был утерян.

Эрго. Космический хоррор с неожиданным для этого поджанра антагонистом. Из главных достоинств – недурная атмосфера и первая часть ленты, вторая — изрядно слабее. Из недостатков – чрезмерное количество заимствований.

Режиссер: Пол У.С. Андерсон

В ролях: Лоуренс Фишборн, Сэм Нилл, Кэтлин Куинлен, Джоэли Ричардсон, Ричард Т. Джонс, Джек Ноузворфи, Джейсон Айзекс, Шон Пертуи, Питер Маринкер, Холли Чэнт, Барклай Райт, Ноа Хантли, Роберт Йезек, Эмили Бут, Тереза Мэй





1160
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 12:27
Мой любимый космохоррор. Сделано с душой!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 16:33
И пожалуй, лучший. Чужой и Чужие это ещё и нф и триллер.


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 12:47
Еще стоить упомянуть интересную теорию о том, что Ваха 40к и данный фильм происходят в одной вселенной, по крайней мере, отсылок на ваху много.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 14:07
Интересно, каких? Часто встречается такое мнение от фанатов вахи, но как-то с какими-то очень общими и обтекаемыми формулировками (а с учетом слабого знания фантастики вне вахи у большинства из них...).
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 14:10
Так иной мир, в который попал корабль Горизонт, это чисто ваховский Хаос. Готическая архитектура внутри корабля, со странными шипами, тоже похожа на ваху. Герой Нила в конце очень похож на посвященного-хаосита
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 14:17
Нда, вот те же объяснения. А обратного влияния не предполагаете?
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 14:34
Нет, первая редакция вахи 40к вышла в 1987, за 10 лет до фильма
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 14:48
Как совершенно справедливо заметил автор статьи, фильм использовал много чего и много откуда. Поэтому Ваху тоже нельзя исключать. Хотя лично мне отсылка к Вахе в глаза не бросилась.
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 09:09
А 8 последних после. И вообще, прямо из рулбуков заимствовали, правда? Ведь ни фильмов, ни компьютерных игр не было, и даже подавляющее большинство книжек вышло позже.
Короче, натяжки, видят то, что хотят видеть.
Создатели фильма где-то рассказывали, что играли и вероятно взяли идею варпа. Но сам варп и в В40к заимствован из фильма 56 года Запретная планета. Источников заимствования там вагон: Толкин, Муркок, Лавкрафт, Потерянный рай и прочее. И в Сквозь Горизонт тоже — это как бы Лавкрафт в космосе. Так что это заимствование из Лавкрафта в обоих случаях, а не в фильме из настольной игры.
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 18:26
Запретная планета с Нильсеном тоже ничего так кинцо для своего времени, да и сейчас интересно глянуть на фантастику тех лет)


Ссылка на сообщение8 декабря 2023 г. 16:09
Очень страшный был фильм. Даже для 90-х, со всеми тогдашними демонами.


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 00:25
Как по мне, то фильм замечательный. В той же степени замечательности и Пандорум
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 13:31
Согласен.
Увы, «Пандорум» как-то гораздо менее известен, хотя заслуживает большего.


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 15:35
Один из лучших космических хорроров. Папа DEAD SPACE ))Жаль,что полная версия не сохранилась,было бы любопытно посмотреть,что там вырезали.
Чужой-Сквозь горизонт-Пандорум = лучшее,что было в этом жанре ( в кино !) за последние четыре десятка лет.


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 18:24
Вообще согласен. Отличное кино. ВИдел когда-то давно, а недавно наткнулся, да еще в шикарном качестве и с удовольствием пересмотрел на большом экране. Кино в свое время в прокате провалилось, но кого это волнует из зрителей, если кино шикарное? Один из лучших в своем жанре.


Ссылка на сообщение9 декабря 2023 г. 22:39
Мне он напоминал Восставшие из ада, что-то такое больное и потустороннее, только что в космосе


Ссылка на сообщение10 декабря 2023 г. 18:11
Фильм хорош,особенно удалась разгадка последнего послания на латыни


⇑ Наверх