Евгений Пантелеев
О мгновениях подумали свысока
Время разложили на составляющие
Международная научная конференция «Мгновение как сюжет» прошла в областной библиотеке имени Горького. Она собрала более пятидесяти исследователей из ведущих научных центров России, Италии, Австралии и Украины, которые задумались на тем, как эта категория времени описывается в художественных текстах и кинематографе.
Собственно, под знаком кино этот форум и прошел – все три дня на участников конференции смотрел с фотографии советский актер Вячеслав Тихонов в образе разведчика Штирлица. В фильме Татьяны Лиозновой песня про мгновения играет очень важную роль, поэтому организаторы, собирая в Твери ученых в Год российского кино, весьма мудро решили именно эту картину и именно этого героя сделать центральными фигурами. Даже несмотря на то, что речь шла о разных мгновениях и о разном концептуальном наполнении этой категории в том или ином произведении русских и зарубежных авторов.
– Состоявшаяся конференция стала логичным продолжением большого научно-исследовательского проекта «Время как сюжет», который с 2012 года реализует кафедра истории русской литературы Тверского государственного университета, – рассказывает организатор форума профессор Александр Сорочан. – На предшествующих собраниях ученые обсуждали прошлое, настоящее, будущее и вечность. Теперь настал черед мгновения, мельчайшему отрезку времени в нашей жизни, у которого, как известно, свой резон…
С ним-то как раз и разбираются не только филологи, занимающиеся изучением русской литературы, но и философы, культурологи, социологи, специалисты по лингвистике, в том числе и математической, представители других научных школ и направлений из Института мировой литературы, Института русской литературы (Пушкинский Дом), различных университетов страны.
На заседаниях разговор шел о дискретном времени, то есть проблемах его распада на мельчайшие частицы, и здесь ученые основывались на произведениях Льва Толстого, Чехова и текстах современных авторов. Исследователи, делая попытки описать смежные категории, говорили о том, как изображается в художественной литературе нелинейное время или безвременье, но все теоретические построения были связаны с центральной категорией. И все сюжеты касались именно ее.
Разумеется, избрав Штирлица в качестве человека, знавшего о мгновениях если не все, то очень многое, нельзя было игнорировать картину Татьяны Лиозновой. Которая, как оказалось, хоть и не обойдена вниманием киноведов, но все равно предоставляет большое поле для научной рефлексии. Профессор из Псковского университета Илона Мотеюнайте свой доклад назвала «Мгновения штандартенфюрера СС фон Штирлица и секунды лауреатов Государственной премии СССР Р. Рождественского и М. Таривердиева».
И речь, естественно, шла о «Семнадцати мгновениях весны». Подсчитано, что сериал за последние десять лет по центральным каналам демонстрировался 33 раза. Несмотря на это, некоторые очевидные, казалось бы, вещи до сих пор остались не отмеченными. Самый, быть может, интересный пример касается ключевых сцен убийств. В кадре, напомним, убивают дважды – провокатора Клауса и эсэсовца Рольфа, и происходит это под песню, начинающуюся знаменитыми словами «Не думай о секундах свысока…». Самоубийство профессора Плейшнера меж тем сопровождается совсем другой музыкой, но он добровольно уходит из жизни…
На экране появляются часы с жалюзи, которые то открываются – и тогда мы заглядываем во время, то закрываются – и тогда мы возвращаемся в пространство сюжета. Зритель, конечно, не замечает, какие это часы и какое время они показывают, потому как важны секунды, то есть нам показывают буквально мгновение, которое, таким образом, играет в фильме сюжетообразующую роль. Впрочем, не все загадки были раскрыты. Ученые пока не дали ответ, почему мгновений именно семнадцать, хотя серий в фильме 12, а действие охватывает 16 дней. Илона Мотеюнайте предположила, что слово «семнадцать» удобнее произносить, оно лучше запоминается. Только поэтому оно и попало в название…
Также прозвучали доклады о модели времени, описанной в классической литературе, и его соотношении с моделью, предлагаемой современными авторами. Был доклад о мгновениях, которые не успел или не захотел остановить Бродский, о мгновениях в текстах песен группы «Гражданская оборона» и в советском кино и многие другие.
Все бы хорошо, но денег на сборник не осталось — будет, видимо, электронный