Ромер. С. Тень доктора Фу Манчи: Романы. оПУС М, 2017. 584 с.: илл.
Приключения Фу Манчи и Найланда Смита продолжаются. Опасные изобретения и кошмарные заговоры, зловещие русские и жестокие американцы, очаровательные шпионки и честные военные — на страницах культового сериала Сакса Ромера.
Третий том несколько позже — видимо, в середине июня...
Коллекция кошмаров/ Ред. Фиттон Армстронг (Джон Госворт); Пер. С. Бархатова, Е. Беренштейна и др. — оПУС М, 2017. — 336 с. (Библиотека Джона Госворта).
Второй выпуск "Библиотеки Джона Госворта", давно обещанный, выходит на русском только сейчас. Тому есть несколько причин. И главная — странность, необычность, оригинальность самой книги. Не будет преувеличением сказать, что подобного сборника "хоррора" в России еще не видели. В этой книге есть и фантастические монстры, и призраки, и серийные убийцы, и безумцы, есть уродства и аномалии, есть кошмарные происшествия... Но дело совсем не в них: антология Госворта посвящена той грани литературы ужасов, которая близка мэйнстриму. Самые страшные кошмары — те, что происходят в обыденном мире. Представьте, что дело, которым вы занимаетесь и которому посвятили всю жизнь, оказывается никчемным и ненужным. Представьте, что однажды ночью вы просыпаетесь — и понимаете, что любовь вашей жизни — жестокий самообман. Представьте, что вы — ребенок, впервые постигающий смысл слова "невинность". Или юноша, разбивающий жизнь любящей девушки, потому что... Вот на вопрос "почему?" никто из авторов прямого ответа не дает. А авторы более чем оригинальные: и русский еврей Луис Голдинг, и неутомимый путешественник Стивен Грэм, и Вилфрид Эварт, славу которому принесла безвременная и таинственная смерть, и классик литературы ужасов М.Ф. Шил, и многие, многие другие...
Огромную роль в создании этой книги сыграл Артур Мэйчен. В антологии представлен один из его рассказов; но Мэйчен еще написал послесловие (формально — к рассказу Д. Госворта, на деле — ко всей книге) и принял участие в редактировании и составлении. Результат — высочайшее качество и необычная концепция книги.
Строго говоря, вряд ли этот сборник порадует любителей традиционного хоррора; а поклонникам классики книга может показаться неприятной... В общем, другие антологии Госворта более доступны с точки зрения поклонников жанра — но именно "Коллекция кошмаров" показывает, как условна граница между хоррором и мэйнстримом. Башня из слоновой кости, которую возвел для себя и своих коллег Джон Госворт, украшена чудовищными узорами и непропорциональна, нелепа и уродлива — но по-своему прекрасна.
И нет ничего удивительного, что рассказы вызвали огромные затруднения у переводчиков: коллектив складывался долго и трудно; в работе над сборником приняли участие С. Бархатов, Е. Беренштейн, В. Вотрин, Р. Гурский, С. Денисенко, М. Каралов, А. Лазарев, Е. Муравьева, А. Сорочан.
И значительная часть тиража как раз переводчикам и предназначается. Но те, кого заинтересовала предшествующая антология Госворта "Новые страшные истории", не будут разочарованы и "Коллекцией кошмаров". Повторюсь, ничего подобного на русском не было — и вряд ли в обозримом будущем появится.
Рассказ Шейна Лесли я ранее печатал в своем блоге. А сейчас всем любителям необычного хоррора предлагаю ознакомиться с одной из жемчужин сборника — "Печальной участью Саула" М.Ф. Шила. Теперь вы знаете, чего ожидать от книги — и не знаете ничего, ибо рассказы в антологии объединены не темой и даже не настроением, а ощущением кошмара, который может закончиться счастливо, может не закончиться никогда — но все равно запечатлеется на печатных страницах...
Тут выяснилось следующее печальное обстоятельство: оказывается, я обещал в третий том Ромера сдать статью о "хаммеровских" экранизациях Фу Манчи... И, естественно, ничего не сделал — а мне никто не напомнил, так что готовый том лежал себе и лежал. В ближайшее время я вряд ли сделаю статью — так что 4-й том похождений доброго доктора выйдет, кажется, раньше третьего. Вина целиком и полностью моя(((
Но из радостных новостей могу сообщить, что пятью томами дело не ограничится. Будет и шестой — который некоторых читателей весьма порадует.
В этой связи издатели задумались: стоит ли издавать другие книги Ромера. Я медленно и печально делаю "Вольфхейм", но эта книга — особая (строго говоря, это и не совсем Ромер — издано под псевдонимом неспроста). А надо ли кому остальное?
Елена Александровна Догонина (Мураново) Загадка стеклянного сфинкса
Джулия Джиганте (Брюссель, Бельгия) Окна с видом на тайну в поэзии Елены Шварц
Антон Олегович Дёмин (Санкт-Петербург) Хабанера в Пятой симфонии Шостаковича: курьез, шифр, ключ
Наталья Игоревна Жданова (фортепьяно) Из вокального цикла Р. Шумана на стихи А. Шамиссо «Любовь и жизнь женщины»
ДЕНЬ ВТОРОЙ
25 апреля, вторник
Перед началом заседания (10.30)
будет демонстрироваться фильм «Неизвестный» (реж. Тод Броунинг; 1927)
11.00 ЗАСЕДАНИЕ ПЯТОЕ
Председатель: Илона Витаутасовна Мотеюнайте
Анастасия Александровна Елкина (Тверь) Смерть в стиле аниме: «Городские легенды» Хаяо Миядзаки и рассказы о призраках
Юлия Анатольевна Долгих (Санкт-Петербург) «Зловещий взгляд» и гипнотическая власть: о «таинственном госте» в русской литературе первой половины XIX века
Андрей Алексеевич Аствацатуров (Санкт-Петербург) Генри Миллер: женщина как тайна
12.30–12.45 Перерыв
12.45 ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТОЕ
Председатель: Андрей Алексеевич Аствацатуров
Наталья Сергеевна Корост, Ирина Владимировна Цуканова, Евгений Александрович Цуканов (Белгород) Тайна Вильгельма Котарбинского
Александр Иосифович Федута (Минск) Тень собаки. Баллада Юлиуша Словацкого «Неведомо что, или Романтизм»
Сергей Леонидович Фокин (Санкт-Петербург) Тайна смерти Рене Декарта
Людмила Александровна Борботько (Москва) «Все тайное станет...»: постдраматическое будущее настоящего театра
Эухенио Лопез-Арриазу (Буэнос-Айрес, Аргентина) Секрет как эстетика в «The figure in the carpet» («Фигуре на ковре») Г. Джеймса
14.00–15.00 Обед
15.00 ЗАСЕДАНИЕ СЕДЬМОЕ
Председатель: Ирина Борисовна Сазеева
Александр Александрович Малышев (Санкт-Петербург) Действительные и мнимые тайны в статьях «Примечаний к Санкт-Петербургским ведомостям» (1728–1742)
Анатолий Вячеславович Кошелев (Новгород Великий) Об одном «утаенном» преступлении (Новгород, сентябрь 1862 года)
Елена Леонидовна Куранда (Санкт-Петербург) Тот(с), кто ... знал тайну жизни: (о дневниках Георгия Адольфовича Тотса)
16.00–16.45 Перерыв
16.45 ЗАСЕДАНИЕ ВОСЬМОЕ
Председатель: Антон Олегович Дёмин
Елена Николаевна Проскурина (Новосибирск) «По когтю льва»: уликовый метод как ключ к тайнописи А. Платонова
Анна Александровна Буряковская (Тула) Актуализация семантики таинственного в повести С. Кинга «Метод дыхания» и в ее переводах на русский и итальянский языки
Ольга Валерьевна Закутняя (Москва) «Глас Господа» Станислава Лема: к эволюции концепта загадки в научной фантастике
Ирина Борисовна Сазеева (Арзамас) Ощущение бездны как способ постижения Тайны бытия (Паскаль, Бодлер, Фондан)