«Понаехавшие» во времени, или Смешение эпох на норвежской земле
Норвегия. Наше время. Как-то ночью посреди залива из ниоткуда начинают появляться люди из прошлого.
Конкретнее из каменного века, раннего средневековья и 19 века. Как оказалось, такое невиданное явление происходит по всему миру. Каждую ночь.
Их назвали иммигрантами.
Проходит несколько лет. На берегу того самого залива находят труп женщины-иммигрантки. Бывало, они тонули и раньше. Но, похоже, этот случай отличается от предыдущих: власти имеют дело с первым случаем убийства новоприбывшего в Норвегии.
Расследовать дело поручают полицейскому Ларсу Холланду (Клеве Брок) и выпускнице академии Алфхилдре (Косонен) — переселенке из времен викингов. Парочка активно принимается за дело, вскоре выясняя, что в этом преступлении масса странных моментов.
О путешествиях во времени написано немало книг и снято изрядно фильмов. Но совместить идею переселенцев из других эпох с современными тенденциями развития европейского общества пришло в голову немногим. В частности создателям Fremvandrerne.
Проекта интересного в первую очередь мелочами. Мелочами мира, образовавшегося в результате появления мигрантов. А также иронией над нашей с вами (точнее европейской) сегодняшней реальностью.
Начнем с мелочей. Настолько фантасмагоричной, безумно-спокойной, при этом гармоничной реальности я не видел давно. За несколько лет постоянного наплыва иммигрантов они проникли во все щели современного мира. На улицы, в парки, кабаки, ночные клубы, бордели, службу доставки и даже полицию.
Разработана стандартная процедура по приему незваных гостей. Сперва ошарашенные путешественники во времени попадают в карантинный центр, где большинство из них удерживают под наркотой для смягчения цивилизационного шока. Затем через пару-тройку недель их выпускают на улицы. При этом жилье не предоставляют, но минимальным пособием обеспечивают. Вот и бродят городами Земли потерянные древние люди. Кто потерянно бродит, а кто начинает ощущать себя полностью в своей тарелке, празднуя вместо дня рождения – день прибытия. Вот и выхватывает камера мужика в шкурах, удобно расположившегося на дереве и жующего наохоченный где-то хот дог. Или другого дикаря деловито несущего под мышкой упаковку туалетной бумаги. Или каменного человека бьющего рыбу острогой в одном из заливов Осло. А вон целое семейство, уютно расположившееся на лужайке парка прямо со всеми своими пожитками, кострами и шалашами. Вон коза, живущая прямо в лифте. А вон могучий старик-викинг с карманной собачкой, целиком умещающейся у него на ладони. Мигранты активно осваивают новейшие технологии, обзаводясь мобилами, электронной почтой, аккаунтами в соцсетях и прочими кредитками. Переселенцы-викинги открывают бары для своих, где нередки состязания скальдов, а хмельной мед подносят в рогах, установленных на специальных переносных подставках. По квартирам ходят религиозные проповедники несущие согражданам веру в Одина («хотите поговорить о боге нашем Одине, и о том, что он может принести в вашу жизнь»). Вон проехал возница на телеге из 19 века, слушающий музыку через наушники. А вон куча народу в нарядах того времени. Джентльмены из 19 века вообще неплохо входят в современный мир. Годик-другой, и все уже говорят о движении неолуддитов, сражающихся с технологиями и заявляющих, что это бог послал мигрантов в 21 век, чтобы спасти современное человечество от уничтожения. Вон пышная дама, владелица бренда «Жена дикаря». А вон тот самый дикарь – брутальный и опасный, принципиально гуляющий по особняку и прилегающему парку нагишом.
Полное смешение времен, обычаев, реакций и подходов.
Но забавными сценками из здешней жизни список прелестных мелочей сериала не ограничивается. Ведь на дворе политкорректный 21 век.
В этом мире не употребляют слово на «в» (т-с-с, по секрету: имеется в виду «викинг»), заменяя его термином «средневековый переселенец». Вас в любой момент могут обвинить в таймсизме, особенно если за дело возьмется пронырливая журналистка из 19 века. А в музее опасно выставлять шокирующие экспонаты, посвященные битвам раннего средневековья, ведь они могут вызвать ПТСР у иммигрантов, которые в них участвовали. Жутко популярны транстемпоральные общины, привлекающие тех, кто уверен, что родился не в своем веке, и жаждет отыскать истину в нравах прошлых веков. Транстемпоралам помогают обрести их истинный облик в модных салонах, и вот уже одетые по моде 19 века экс-наши современники тянутся к природе, уходя в коммуны, где запрещены любые современные гаджеты.
На стенах при этом гордо красуются лозунги: «Норвегия для норвежцев», «Иммигранты валите домой», а на кладбищах бузят вандалы-таймсисты, рушащие надгробия иммигрантов.
По лицемерию нашего общества постановщики прошлись асфальтным катком.
Понятно, что сериал полон кинематографических условностей, в частности слишком уж легко прошла адаптация парней из каменного века и средневековья к современным моральным нормам и законопослушанию. Да и других моментов притянутых за уши хватает, но во время просмотра на них практически не обращаешь внимания.
Второй сильной стороной проекта стали персонажи.
Ларс Холланд (Клеве Брок). Полицейский из Осло, по которому пришествие иммигрантов ударило особенно больно. Ведь его супруга «сделала ноги» к одному из тех самых джентльменов 19 века. Понятно почему. Очень уж отличаются реакции обстоятельного, спокойного, располагающего к себе мужчины средних лет от привычных суетливых, нервных современных представителей сильного пола. А ведь Ларс еще из лучших. Соответственно нас изредка радуют семейными сценами, разными подходами к воспитанию (у четы Холланд дочь-подросток), попытками мужчин наладить взаимопонимание на фоне стервы-жены. Есть у Ларса еще один «косяк» — парень, подверженный хронической усталости, подсел на наркоту. Причем не на стандартный кокаин, а на экзотический темпроксал, также напрямую связанный с пришельцами. Если об этом узнают, неприятностей будет выше крыши. В общем, проблем у нашего копа хватает.
Его напарница получилась еще ярче. Алфхилдра (Косонен) – некогда воин-щитоносец Одина, ныне выпускница полицейской академии, первая сотрудница полиции «с опытом жизни в другой эпохе». Это при том, что воителям из прошлого запрещено работать в силовых структурах, и Алфхилдре приходится скрывать свой былой статус. Она уже пообтесалась, но все равно периодически выдает шикарные перлы. Мох вместо прокладок, ведь живучи на пособие, обитая в старом трейлере, позволить себе чудесные Либресс она не может (непонятно правда, откуда позднее у нее появились средства на той самой кредитке? Не было ни гроша, а вдруг алтын?). Бурные загулы в ночных клубах. Привычные для нее и невозможные для этого времени реакции, вроде пробы на язык крови жертвы. Забавный юмор: «гребешь, как баба», или «злой дух по имени глютен». Она конфликтует с коллегами-копами, считающими ее дикаркой, допускает детские ошибки, при этом обладает шикарной интуицией и талантом детектива. Косонен профессионально собирает образ своего персонажа, не забывает о мимике (посмотрите на лицо Алфхилдры во время посещения карантинного центра). Алфхилдра откровенно понравилась. И на фоне остальных прекрасных дам из Fremvandrerne Косонен выглядит писаной красавицей.
Не меньше порадовали второстепенные персонажи. Вспомнить хотя бы Урд (Эрлендсдоуттир) боевую подругу-оторву Алфхилдры, напоминающую классическую валькирию. Нагловато-уверенного, колоритного пещерного Навана. Или удачливого соперника Ларса. Да практически все, кому постановщики не поленились выделить минут 5-7 времени – хороши.
Идейный пласт у сериала богатейший. Помимо сарказма над лицемерной политкорректностью современного мира, постановщики озадачивают зрителя непростым вопросом. Ну допустим, говорят они, с «понаехавшими» из других земель все понятно. Они создают кучу неудобств местным, наглеют, лезут со своим уставом в чужой монастырь, и вообще становятся одной из наибольших проблем 21 века (спасибо арабам).
Но что, если эти самые «понаехавшие» имеют не меньше прав на эту землю, чем вы? Если они жили тут до вас, вкладывали в эту землю, развивали и холили ее, поливали своей кровью и потом? Если не совсем понятно, кто именно тут «понаехавшие»? К сожалению, для большинства условных норвежцев ответ все равно будет однозначным и написанным на ближайшем заборе. Но для людей мыслящих все гораздо сложнее (я в курсе, что тема реальных мигрантов, мягко говоря, неоднозначная, с какой стороны не посмотри, и не имеет простого решения).
И, возможно, создатели сериала даже пытаются шепотом намекнуть на то, что Земля у нас одна, а все мы одновременно мигранты и хозяева на этом маленьком шарике.
Детектив, наоборот, «не зашел», несмотря на то, что полицейскую работу нам показывают как настоящую. Кропотливая возня с уликами, просмотр записей с камер, перелопачивание списков подозреваемых. А оружие выдают на большие праздники под расписку, в остальное время дубинками обойдетесь.
При всем этом некоторые моменты удаются нашей парочке слишком легко. К некоторым они относятся слишком легкомысленно. Похоже, расследование как таковое просто не ставилось при создании сериала во главу угла.
А вот интригу постановщики нагнетают знатно. Намеки на то, что с временные порталы не открыли все своих тайн (фактически они не одной тайны еще не открыли). Дышащая героям в спину таинственная и могущественная организация. Элементы сверхъестественных способностей у пришельцев (и не только). Да еще и знатный клиффхэнгер.
Расставаться с миром Fremvandrerne неохота, остается лишь с нетерпением ожидать второй сезон и держать кулаки за его появление на свет.
Эрго. Приятный социально-психологический проект, «иронично-саркастично» беседующий со зрителями о проблемах миграции, лицемерии, нарочитой политкорректности современного общества. Хорошие актерские работы, фантасмагоричный мир с кучей забавных мелочей, сильный идейный пласт. И даже приличное количество кинематографических условностей не в силах подпортить впечатление от хорошей работы.
Режиссер: Йенс Лиен
В ролях: Николай Клеве Брок, Криста Косонен, Аугуста Эва Эрлендсдоуттир, Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон, Веслемей Мёркрид, Элли Харбоа, Стиг Хенрик Хофф, Агнес Киттельсен, Камилла Роман, Миккель Братт Сильсет