Американский дьявол против Короля и Компании, или Борьба за далекое наследство
Лондон, 1814 год. В Британию возвращается некий Джеймс Дилэйни (Харди), уже 10 лет считавшийся погибшим при крушении корабля у берегов Африки. Возвращается как раз к оглашению завещания своего недавно умершего отца.
Казалось бы, что тут такого? Еще один бродяга вернулся к родным пенатам. Все просто – дело в том, что именно становится новой собственностью молодого Дилэйни согласно завещанию. Американский залив Нутка – ключевая точка в будущих переговорах по окончании англо-американской войны.
Представители всевластной Ост-индийской компании предлагают Джеймсу уступить землю, взывая к его патриотическим чувствам и подкрепляя их немалой сумой хрустящих фунтов. А ведь в заливе заинтересованы не только ост-индийцы…
Однако Дилэйни упирается, пытаясь выбить себе монополию на торговлю с Китаем, а значит, его жизнь повисает на тонюсеньком волоске.
Ситуация усугубляется странными мистическими слухами, тучами вьющимися вокруг Джеймса, его конфликтами с некоторыми представителями лондонского дна. И давней любовью к сводной сестре, уже много лет как вышедшей замуж за высокомерного аристократа.
Том Харди, за последние пяток лет стал одним из лучших актеров Голливуда. Бывают у него работы послабее, как тот же клюквенный «Номер 44», но даже в них он выкладывается на все 120 процентов. Посему, когда появился сериал, снятый по рассказу Тома Харди, где Том Харди выступает продюсером и играет главную роль, пропустить его было бы моветоном. Тем более что постановщики уложились в восемь часовых серий (хотя в планах еще два сезона). И одним из авторов стал сценарист убойных «Острых козырьков» Стивен Найт.
Первое на что обращаешь внимание – на тусклую, мрачную, нуарную атмосферу Лондона начала 19 века. Нечто подобное, но с еще большим акцентом на чернуху, мы уже видели в «Хрониках Франкенштейна» с Шоном Бином в роли крутого полицейского инспектора.
По сравнению с «Франкенштейном» «Табу» чуть смягчает лондонские реалии, не выпячивая их настолько явно, но именно «чуть». Грязь, безнадега, усталые, больные люди, грабежи и убийства, вода Темзы, переполненная нечистотами и серой пеной, трупы на берегу и снова грязь. И даже высший свет, погрязший в разврате, балах и пьянках, сохраняет лишь тонкий внешний слой пристойности, мгновенно слетающий под влиянием алкоголя. В общем, идет нормальная общественная жизнь. Кстати, обратите внимание – с какой беспощадной откровенностью британцы уже не первый раз показывают (и видят) свое прошлое. Никакого гламура и блесток – все откровенно, грубо, прям взаправду.
Второй интересной особенностью проекта стала его мистическая составляющая. Нам изначально заявляют интригу, связанную с африканскими похождениями протагониста. Абсолютно непонятно как он дошел до жизни такой, став из мелкого пацана-хулигана эдакой глыбищей. Что произошло на затонувшем корабле, откуда у него мешочек с блестяшками, и, главное, умеет он что-то в магическом плане, или это исключительно людская молва и слухи? Долгое время ситуация почти не проясняется, все разжигая и разжигая зрительское любопытство. И хотя первый сезон дает нам мало ответов о силе шаманских возможностей Дилэйни, их происхождении, оставляя объяснения на потом, свою работу в привлечении зрительского внимания магическая часть проекта исполняет «на ура»
Но основной изюминкой сериала является главный герой. Мощный, могутный, загадочный мужик, покрытый татуировками. Человек, скрывающий массу тайн. Человек, обладающий не до конца понятными способностями. Человек, рискующий собой и другими. Человек не ценящий своей и чужой жизни, не страшащийся крови. Человек идущий по жизни уверенно и неостановимо. Человек, которому чуждо здравомыслие, чуть безумный, при этом неглупый, весьма сообразительный, умеющий строить долгоиграющие планы и чертовски опасный. Еще и влюбленный в собственную сводную сестру. Сперва мы не понимаем до конца его целей, что еще больше взвинчивает интригу, а затем, когда ситуация чуть проясняется, затаив дыхание наблюдаем за его, казалось бы, обреченным противостоянием с самыми мощными силами на планете.
При этом перед нами аж никак не супермен. Он ошибается, терпит поражения, получает по голове и ножом в брюхо, но продолжает ползти к своей мечте.
Сыграно персонаж на очень высоком уровне. Взгляд Харди, когда спокойный как у удава, когда безумный и повергающий в ужас, давящий, страдающий, погруженный в себя, сметающий противника с дороги – всегда полный эмоций. Его мимика – скупая, но едва сдерживающая клокочущий внутри вулкан страстей. Его бесстрашие и уверенность в себе. Его странное чувство к сестре. Его дружба с дворецким. Его от ношение к людям. Из этих мелочей складывается полнокровный живой человек, которого никто не хотел бы иметь врагом, но и назвавшие его другом — вряд ли чувствуют себя полностью спокойно. Безоговорочные пять баллов актеру и еще один персонаж в золотой фонд кинематографа.
Эрго. Атмосферное историческое приключение с шикарной ролью Тома Харди, удачно поддерживаемой интригой и интересно поданной мистической составляющей. Грязновато, местами кроваво, и любители гламура вряд ли смогут долго смотреть Taboo. А вот приверженцам «жизненного» кино стоит обратить на сериал внимание.
Режиссер: Андерс Энгстрем, Кристоффер Нюхольм
В ролях: Том Харди, Лео Билл, Уна Чаплин, Ричард Диксон, Дэвид Хейман, Майкл Келли, Дэнни Лигаири, Джонатан Прайс, Рой Торн, Скрубиус Пип
Испытание Содружества, или Эгоизм разумных – беда для Вселенной
24 век. Человечество давно объединилось в Межзвездное Содружество, вышло в космос, изобретя технологию червоточин – сжатия пространства, и расселилось по десяткам отдаленных планет. За время колонизации неведомых просторов люди несколько раз встречали разумных инопланетян. Но их технологическое развитие находилось более менее на земном уровне.
Именно поэтому, когда астрономы обнаружили, что одна из дальних звезд оказалась мгновенно окутана некой гигантской оболочкой, правительство Содружества переполошилось не на шутку. Ведь подобное действо, сотворенное за столь короткое время, находится далеко за пределами возможностей земной науки.
А значит, около Пары Дайсона обитает некто, далеко обогнавший Содружество в сфере технологий. И его намерения неведомы никому из людей.
Для выяснения этих самых намерений Совет Внешней Защиты Содружества посылает к звезде корабль.
Вот только что они будут делать с тем, что обнаружит экипаж звездолета? И не разбудят ли они этим полетом то, что не смогут усмирить.
Англичанин Питер Гамильтон, тезка куда более известного в наших краях Эдмонда Гамильтона (эх, молодость-молодость — так и встает перед глазами «Техника молодежи» за затертый 1988), весьма плодовитый и талантливый автор (к 2014 году его книги изданы тиражом более 2 миллионов экземпляров). Писательской тропой он пошел в 27 лет, и уже через год его первый рассказ опубликован в журнале «Fear». Относительно немного времени прошло и до издания его первого романа – еще пять лет. Именно тогда, в 1993-м увидела свет первая книга из цикла о детективе-экстрасенсе Греге Манделе (на русском этот цикл не выходил).
В 1996 Питер пробует свои силы в жанре космической эпопеи, романом «Дисфункция Реальности» начиная цикл (трилогия, разделенная при переводе на русский на 6 книг) «Пришествие ночи» (ранее было написано несколько рассказов, действие которых происходит в той же вселенной).
В этом поджанре написан и наш сегодняшний герой, первый роман цикла «Commonwealth Universe» (Содружество вселенной?).
Роман интересный, тщательно выстроенный, а главное детально и очень достоверно рисующий мир будущего по Гамильтону.
Начнем рассказ с основных фантдопущений, использованных в книге.
— Червоточины, позволяющие мгновенно преодолевать невообразимые расстояния в многие световые годы. На этой технологии, собственно и построено Межзвездное Содружество. Никаких кораблей, бороздящих межзвездные просторы. Все деловито, прагматично, неостановимо. Находится подходящая система, рассчитываются координаты, открывается червоточина, начинаются исследования. Если планета подходит для жизни – вуаля! Начинается колонизация, и добро пожаловать в Содружество. После чего новая планета связывается с другими железными дорогами (!) и начинает активно развиваться на благо всему человечеству. Даже корабль, отправившийся к Паре Дайсона, использует подвид червоточин. Однозначно системообразующее изобретение.
— Вторым настолько же важным для большинства гомо сапиенс открытием, стала технология омоложения и оживления, позволяющая людям жить столетиями. После 2050-го года смерть перестала быть приговором. Теперь (если у вас хватает денег, понятно) она лишь досадное неудобство. У каждого гражданина (кроме маленьких детей) есть встроенные ячейки памяти, со специальными вставками, откуда он регулярно сбрасывает воспоминания в специальные банки. И стоит произойти несчастному случаю или убийству, как выращивается клонированное тело, в которое загружается память. И Петр Петрович снова с нами. Но лучше, понятное дело до оживления не доводить. Муторно, дорого, долго. Тем более, что естественная смерть жителям Содружества не грозит. Опять таки либо тем, кто достаточно богат, либо тем, кто заключил контракт с работодателем, подразумевающим оплату омоложения, либо тем, кто отработал полную страховку (какой стимул к корпоративной верности). Так вот, эти счастливчики, прошедшие процедуру омоложения, будто совершают прыжок в прошлое. Им снова по 18-ть, или по 23, да какой возраст пожелают, такой и получат. И впереди снова десятилетия жизни.
Кроме основополагающий фантдопущений этого мира есть и менее глобальные, но тоже довольно интересные. Это не считая планетарной киберсферы на каждой планете, уже ставшей стандартным местом любого уважающего себя научно-фантастического романа.
Жители Содружества вовсю пользуются Эл-дворецкими, служебным интеллектом, выполняющим функции управляющего ваших виртуальных дел. И ОС-татуировками, через них идет виртуальное управление техникой, связь, и прямой доступ к планетарной киберсфере. И стандартными общедоступными наборами клеточного перепрофилирования — косметическим ремонтом для бедных неудачников. Оно лишь меняет внешний вид пожилого человека, высасывая жир, убирая рубцы, складки и шрамы, но не омолаживая организм. И пакетами искусственной памяти (к примеру, 1-го курса колледжа), позволяющими получать знания не тратя лишнего времени.
А как вам Развивающийся интеллект – объединение искусственных разумов, получившее для своей физического месторасположения целую планету, координаты которой держатся в строжайшей тайне? Или слуховые и зрительные вставки, многократно увеличивающие возможности этих органов, вплоть до инфракрасного режима. Или сухие кораллы для строительства домов, которые требуется лишь высадить по контуру будущего «свит хуом», и затем лишь периодически контролировать их рост, да вырезать места для дверей и окон. Или…
А уж сколько сюрпризов ждет нас на Паре Дайсона!
В общем, с воображением у Гамильтона все в порядке.
Что не менее приятно Питер, помимо его изобретательности как фантаста, способен порадовать читателя стилем как литератор.
Помимо основной сюжетной канвы с кораблем роман наполнен дополнительными линиями, создающими и раскрывающими мир «Звезды Пандоры». Линиями сперва, вроде, не имеющими особого отношения к проблеме Пары Дайсона. Коп, преследующий неуловимого террориста. Своеобразные жители Дальней. Богатые дамы, бесящиеся с жиру и бросающиеся в омут покорения штормов. Убийство, произошедшее 40 лет назад и полицейская работа по его раскрытию. Арктическое путешествие Оззи по тропам сильфенов.
Каждая из этих линий написана в своем антураже и играет на поле определенного литературного поджанра. Детективная история с давним убийством и расследование Паулы Мио. Безумный полет Джастины на гиперглайдере в оке шторма над 30-километровыми вулканами Дальней. Полярные приключения Оззи и его молодого напарника.
Гамильтон буквально засыпает читателя подробностями и деталями своего мира. Перед нами проплывают кинематографично показанные описания различных планет. Пристально следящая за своей экосферой Земля. Финансовые муравейники. Фронтир с жуткими штормами и невообразимыми по величине вулканами. Промышленные центры. Провинциальные аграрные оазисы. Экологически идеальный туристический рай. Замерзший мир – мечта советских полярников и его необычные киты.
В результате через пару-тройку сотен страниц мы будто живем в этой вселенной с самого рождения.
На эту же мельницу льют воду персонажи романа, хорошо прописанные, живые и целостные. Непокобелимая Паула Мио. Последний из могикан — Капитан Уилсон. Социалист-террорист Адам Элвин. Основоположники нового мира Найджел и Оззи. Казимир Макофстер и прочие Хранители Личности – будто вышедшие из шотландского вестерна, живущие под сенью демонической фигуры Брэдли Йоханссона.
А также политические и экономические игрища (до боли знакомые по новостям нашей земли), занятия за которыми проводят 90 процентов времени большинство финансово обеспеченных героев романа.
И вишенкой на торте разнообразные расы чужих. От эльфоподобных мистиков-сильфенов. До слонообразных райелей, чьему мозгу нам остается лишь скромно позавидовать.
И, конечно, вопросы романтического и прагматического подходов к развитию человечества. Тех, кто жаждет нестись в неизвестность, полную сюрпризов и опасностей. Или те, кто систематически и хорошо подготовившись, практически без риска готовит к жизни людей новые миры. Питер уверен, что последний подход присущ существам, привыкшим к неторопливому, длинному сроку жизни, а первый более подходит короткоживущим. Тоже версия.
Да, глубоко раскрытых идей в романе маловато. Размышления об агрессии и эгоизме разумных, их влиянии на вселенную, об изменении благополучного общества под внешней угрозой. Негусто, как для космооперы, претендующей на место на золотом пьедестале фантастики (по большинству остальных параметров книга этого вполне достойна).
Да, «Звезда Пандоры» немного подзатянута. О чем может идти речь, если корабль к Паре Дайсона, звезде из-за которой разгорелся весь сыр-бор, отправляется лишь в середине книги. И как это наши сребролюбивые издатели не разбили Звезду на два тома, я до сих пор не понимаю. Но даже при том, что у Питера в романе действительно «хватает буков» скучать вам не придется. Научные исследования сменяются внезапными боевыми сценами, детектив — приключением, знакомство с инопланетянами – нюансами мира 24 века. Напряжение зачастую можно просто пощупать руками, а ощущение будущего намазать на хлеб.
Будущего, в котором, наверное, не отказались бы жить большинство из нас.
Эрго. Качественная и отлично поработанная космическая эпопея, способная, правда, напугать нетерпеливого читателя изрядным объемом. Ну а те, кто не испугаются, отправятся в увлекательное путешествие в 24 век, полное приключений, звенящего напряжения и ярких фантастических допущений. В добрый путь!
Всегда! Благородные киллеры на страже свободы воли, или Создатели антиутопий против анархистов в капюшонах
Жизнь Кэла Линча (Фассбендер) сложно было назвать удавшейся. Отец, заколовший мать почти на глазах у маленького Кэла. Сложное существование без родителей, постоянное агрессивное поведение парня и как логичное завершение пути – смертная казнь за убийство. Однако, как оказалось, история на этом не заканчивается, а только начинается.
После смертельной инъекции Кэл приходит в себя у представителей некой загадочной организации тамплиеров. Оказывается, что Линч последний потомок Агилара де Нерх, члена Братства ассасинов, веками противостоящего тамплиерам. В конце 15 века именно Агилар был последним, державшим в руках могущественный артефакт – Яблоко Эдема. Артефакт, за которым рыцари храма охотились столетиями. И лишь теперь, после создания Анимуса — машины для считывания генетической памяти, и обнаружения прямого потомка Агилара, у тамплиеров появилась возможность выяснить, где же находится вожделенный артефакт.
Экранизация компьютерных игр все никак не выйдет в Голливуде на полностью успешный уровень. Казалось бы уже и бюджеты вкладываются в фильмы нехилые (как в недавнем «Варкрафте»), и компьютерщики работают не покладая рук, а все чего-то не хватает для прорыва. Может, имело смысл воспользоваться примером супергеройских фильмов и пригласить на главную роль действительно большую звезду?
Постановщики Assassin's Creed решили разыграть именно эту карту, заманив в свою картину мощного и талантливого артиста Майкла Фассбендера. Он никогда не играл в компьютерное противостояние ассасинов и тамплиеров, но всегда хотел сняться в фэнтези с научным уклоном.
К сожалению, получилось так, что и Майклу изрядную часть времени играть особо нечего, и сама картина хромает на обе ноги в вопросах мотивации персонажей и логики их поступков. Да и к зрелищности ленты есть вопросы, несмотря на $125 000 000 бюджета.
Фассбендер старается, абсолютно «без балды» играя человека, переполненного агрессией (правда некоторые реакции у него слишком мягкие, как для альфа-самца, брызжущего тестостероном). Человека, пережившего жуткую психотравму в детстве, повлиявшую на всю его жизнь. Человека, растерянного, не совсем понимающего, что вокруг происходит, и как ему быть. Человека, постепенно сливающегося со своим предком, и медленно, но неуклонно меняющегося. Человека, принимающего свою судьбу ассасина.
Вот только на одну мощную, выразительную сцену обязательно приходится одна стандартная, «никакая», где бедный Майкл вынужден с каменно-серьезным лицом созерцать происходящее вокруг непотребство. Понятное дело, что, скорее всего это претензия к сценаристу и режиссеру, но если учесть, что Фассбендер выступал еще и продюсером картины, рыльце у Майкла тоже в пушку.
Но это все пустяки, ведь гораздо хуже смотрится логическая и мотивационная часть ленты. Мало того, что тамплиеры выглядят у постановщиков откровенным злом, несмотря на утверждение Курзеля, что как таковых антагонистов у него не будет. Существами, стремящимися управлять всем миром, вмешиваться в сотворенное богом, мечтающими построить антиутопию с покорным стадом из миллиардов и миллиардов обычных людишек. Так они выглядят вдобавок еще и тупым злом. На кой вам это райский фрукт, когда у вас есть тысячелетняя организация, такие возможности и деньги? Инакомыслие подавлять? Когда это тиранам для этого артефакты нужны были?
Да и вообще стремиться убрать насилие, заложенное в природе человека, с помощью «волшебного шарика», по меньшей мере, глупо. Софи, если она ученый, а не экзальтированная девица, должна это прекрасно понимать. Замена насилия любовью — исключительно индивидуальная работа, не случающаяся по мановению руки. Посему мисс Райлин (Котийяр) выглядит наивной, глупой малышкой, которой вертят все кому не лень.
А анархисты-ассасины, наоборот смотрятся белыми и пушистыми. Как же, о свободе человеческой пекутся, а то, что для них ни законов, ни морали не существует, им все дозволено, так это ничего – они ж о воле думают. Знаете, сколько уже таких было за историю человечества?
Вагон и маленькая тележка. И все рано или поздно становились из борцов за свободу обычными, безнаказанными сволочами. Хорошо хоть ненадолго, чаще всего.
А уж сколько на бедного зрителя выливается пафоса и патетики! Из-под этого бравурного водопада неподготовленному человеку выплыть нелегко.
Это уже не говоря о чисто технических моментах тамплиерской организации, таких как удивительно слабая подготовка бойцов, наивная система безопасности в Абстерго, или дилетантский уровень охраны при финальной тусовке. И эти люди хотят управлять миром? Не смешите мои тапочки.
Но даже то, что должно было стать неубиваемым козырем ленты – графика и экшен, оказалось вовсе не на таком шикарном уровне, как ожидалось.
Историческая часть хороша, правда воспринимается несколько серо, пыльно и дымно. Идет постоянная движуха, летают идеологически выдержанные птички, бегают мужики в доспехах, часто сменяются ракурсы от человечьего до орлиного взора. Много архитектуры и панорамных видов.
Плюс именно тут происходит одна-единственная шикарная погоня-драка толпы туповатых тамплиеров за парой ассасинов (освобождение наследника и добывание яблока слишком уж коротко и малолюдно). Эта пятиминутная сцена стала украшением фильма, не спорю, но она одна. Хорошо, если вспомнить уже упомянутые минутные «разминки» — три. Все.
Гораздо больше времени в фильме занимает современная линия, а она уступает испанской по всем фронтам, да и попросту смотрится тускловато. Периодически ее вытаскивает своей игрой Фассбендер, но происходит это далеко не так часто, как хотелось бы.
А кроме Майкла смотреть тут по большому счету не на что.
Котийяр – вялая, Айронс – шаблонный, остальные ассасины на секунду могут заставить зрителя проснуться, но именно что на секунду.
Скучно.
Вот что однозначно можно определить как удачу Assassin's Creed, так это сцены, где происходит наложение Фассбендера из прошлого и настоящего. Смотрится отлично — когда Агилар и Кэл будто перетекают друг в друга, составляя вместе эдакий идеальный образ ассасина, вместе нанося и отражая удары, занимаясь любимым паркуром или солдатиком сигая в бездну.
Но эти сцены происходят в основном во время сражений и опять-таки относятся больше к испанской части.
В общем, прорыва опять не получилось. Слушайте, может это поджанр кто-то проклял? Например, парни, снимающие супергероику (благо у них нынче цельный Верховный маг под рукой) зачем, им лишний успешный конкурент?
Эрго. Спорная экранизация компьютерной игры, радующая частью, относящейся к прошлому, пятиминутной сценой паркура и местами — работой Фассбендера. А вот современность, занимающая большую часть фильма, в основном нагоняет на зрителя тоску (а если бы не Майкл, то и вовсе здоровый сон). По-настоящему достойна внимания лишь уже упомянутая сцена погони. Но ее вполне можно посмотреть, не тратя два часа на остальную ленту.
Режиссер: Джастин Курзель
В ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс, Брендан Глисон, Шарлотта Рэмплинг, Майкл Кеннет Уильямс, Дени Меноше, Ариана Лабед, Халид Абдалла, Эсси Дэвис
Романтическое свидание в пустоте, или Спасательная мелодрама под взглядом Космоса
Джим Престон (Прэтт), отправляясь вместе с другими 5 тысячами пассажиров на новую планету, не ждал от этой поездки ничего дурного. Да, необычно проспать целых 120 лет, пережив всех своих знакомых, друзей и прочих современников. Зато потом какие перспективы! Мир, где по полной программе понадобятся его способности инженера-механика.
Все оказалось не так радужно. Особенно когда Джим очнулся среди других пассажиров, погруженных в сон, выяснив, что до точки назначения еще 90 лет, и добраться туда ему не светит никоим образом. Да, общество очаровательной писательницы Авроры Лейн (Лоуренс), чья капсула гибернации также вышла из строя (скажем так) через некоторое время, изрядно скрасило одиночество.
Однако вскоре выясняется, что проблемы наступают не только в отношениях двух бодрствующих людей на борту, но и у самого корабля. А значит, на второй план отходят все ошибки совершенные Джимом в отношениях, и то, что они с Авророй никогда не увидят дивный новый мир.
Им просто нужно выжить, спасти корабль, и пять тысяч ни о чем не подозревающих пассажиров.
Обычно мелодрама является не самым сложным в мире жанром, берущим свое за счет отношений между потенциальными возлюбленными и чувственной атмосферой. Исключения есть (к примеру: «Кейт и Лео», «Мистер и миссис Смит», «Рыцарь дня», «Дом у озера»), но их можно буквально пересчитать по пальцам.
Эти запоминающиеся фильмы чаще всего радуют зрителя оригинальным антуражем. Создатели Passengers, заполучив себе вкусный 110 миллионный бюджет, поступили еще хитрее.
Лента Мортена Тильдума начинается таким образом, что попервой абсолютно непонятно, что же мы увидим в результате. Сагу о Робинзоне Крузо и его Пятнице? Фильм-катастрофу? Триллер о неизвестной угрозе? Рассказ о спятившем искусственном интеллекте или первом контакте? Приключения с преодолением обстоятельств? Развиваться история может как угодно. Благо условия позволяют. В арсенале постановщиков безбрежный космос, качественно нарисованный космический корабль, интрига с причиной пробуждения Джима, надвигающиеся неприятности, и толковые актеры.
Режиссер избрал для своего фильма романтические рельсы, и покатил по ним, все время увеличивая ход. Жизнь на необычном необитаемом острове смешивается с моральными терзаниями человека, совершающего этически недопустимое действие. Одиночество сменяется зарождающимися чувствами. На головы героев обрушивается неожиданность за неожиданностью. Кризис отношений разбавляется сюрпризом, влекущим за собой осознание масштаба проблемы. Яростная борьба за жизнь приводит к пониманию того, что на самом деле важно.
Уместно и вовремя меняется темпоритм картины. Плавное начало приобретает чувственное развитие, крах отношений приводит к смене приоритетов, ураганной кульминации и щемящему финалу.
И надо всеми метаниями героев царит его величество Космос. Невообразимый, непостижимый, смертельно опасный и бесконечно прекрасный. Космос, выступающий для героев мерилом всех вещей, бесстрастным свидетелем, справедливым судьей и местом восторженной медитации. Это конечно не «Гравитация» буквально окунавшая зрителя в вакуум, но тоже весьма неплохо.
Лента вышла трогательной, милой, вполне увлекательной и с достойным идейным наполнением. Ведь жизнь действительно является величайшей ценностью для человека. Тем более, когда удается ее прожить с понимающим, любимым и любящим спутником. И настоящее таки-да способно принести вам огромное количество приятных моментов. Пускай даже оно не сильно похоже на планы, которые вы построили заранее. Не будем уже говорить о практически идеальных условиях созданных судьбой для нашей парочки. Никаких тебе соседей за картонной стенкой с орущими младенцами и ремонтом по ночам. Никаких физических возможностей для измены, никаких счетов, страховок, проблем с деньгами или медицинским обеспечением, конфликтов с социумом и забот о хлебе насущном. Твори, строй, люби, живи полной жизнью. Парадиз, право слово.
Лента по большей части вышла напряженной и не дающей особо заскучать (особенно во второй половине, когда начинаются сюрпризы).
Актеры отработали качественно, профессионально и вполне достоверно в эмоциональном плане.
Крис Прэтт оказывается, может не только «хохмить», но и старательно отыгрывать тяжелые эмоции. До идеала Крису, прямо скажем еще далековато, но дорога избрана верная.
Дженнифер Лоуренс получившая опыт работы не только в подростковых антиутопиях и комиксах), но и во вполне взрослых проектах типа “Аферы по-американски», потихоньку матереет, и если ничего не изменится, способна вырасти в отличную актрису.
Хватает в фильме недоработок, не спорю.
Начиная от поразительно милой внешности нашего Робинзона. Интересно, знаете ли, было бы посмотреть на развитие любовной линии, если бы Джим оказался бы не мускулистым мачо, а страшным, как смертный грех сантехником-алкашом с двумя классами образования.
Или поразительно беспечного экипажа, не выделяющего сменных дежурных на рейс и полностью полагающегося на компьютер (надеюсь, после этого полета такая практика прекратится?)
До странноватого финального решения нашей пары, не пожелавшей поиграться с возможностями модного бокса.
И совсем уж нетипично для человеческих индивидуумов отсутствие посреди деревьев спиногрызов, радостно встречающих экипаж. Один из самых нелогичных моментов ленты.
Но это все, как и технические «баги» педантично отслеженные Кинопоиском, больше похоже на мелочные придирки к простой, но вполне милой и качественной истории о любви.
Да, Возможно имело смысл уделить поменьше внимания чувственным терзаниям и плотнее зацепить мир вокруг, замахнувшись на взрослую фантастику (бюджет позволял). Но это была бы абсолютно другая картина.
Эрго. Удачная космическая мелодрама с хорошим идейным содержанием, не забывающая периодически слиться в экстазе с другими жанрами, типа катастрофы, приключений, или психологической трагедии. Не ждите от фильма серьезной фантастики типа «Контакта» или недавнего «Прибытия», а просто получите удовольствие от просмотра романтической истории, и самой жизни. У Джима и Авроры получилось.
Режиссер: Мортен Тильдум
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Крис Прэтт, Майкл Шин, Лоуренс Фишборн, Энди Гарсиа, Винс Фостер, Кара Мишель Уайлдер, Конор Брофи, Джули Серда, Аврора Перрино
Зачет на человечность. А когда пересдача? Или Агрессивная обезьяна под снисходительным взглядом вселенной
Старшекласница Юлия Лебедева (Старшенбаум) ожидала от вечера исключительно положительных эмоций. Метеоритный дождь, поглядеть на который она сбежала, несмотря на запрет отца, полковника Валентина Лебедева (Меньшиков). Приятно проведенное время со своим поклонником – конкретным пацаном с Чертаново Артёмом (Петров). Кто ж знал, что вместо всего этого благолепия ей (а заодно и всему московскому району Чертаново) на голову свалится огромный инопланетный корабль.
Теперь властям нужно разобраться с причинами появления у нас далеких гостей, а заодно не допустить агрессии со стороны местных жителей, крайне недовольных гибелью своих близких во время падения тарелки.
Лента, навеянная беспорядками в Бирюлево 2013 года. Самый кассовый фильм России 2017 года (более миллиарда рублей сборов при 380 лимонов бюджета). Съемки, проводимые в условиях строжайшей секретности (о внешнем виде пришельцев не было известно до самого конца). 255 художников работающих над спецэффектами. Сотни молодых актеров на кастинге. Режиссер, самолично повязывающий галстуки (галстуки, Карл!) Сергею Гармашу, тем самым демонстрируя «свое исключительное чувство стиля».
В общем, было любопытно. Невзирая на жуткий сарафан, когда практически каждый интеллигентный (и не очень) российский зритель посчитал своим долгом обматерить новую работу Бондарчука («9 рота», «Обитаемый остров», «Сталинград») с ног до головы.
Оказалось, что все не так плохо. Лента действительно изрядно вторична, рассчитана на молодежь, но при этом показывает отличное идейное наполнение.
Сперва о грустном. Бондарчук абсолютно не стесняясь, по полной программе пользует идеи зарубежных коллег. Элементы «Чужих на районе», «Района №9», «Робота по имени Чаппи», «Дня независимости», «Дня, когда земля остановилась» и прочих «Трансформеров» торчат из всех щелей. Оригинальных задумок в кино сейчас действительно немного, и в принципе я нормально отношусь к легкому плагиату, но вторичность «Притяжения» слишком уж бросается в глаза. Не хватило Бондарчуку какой-нибудь оригинальной фишки, на фоне которой затерялась хоть часть остальных заимствований.
Фильм слишком беззастенчиво заигрывает с тинэйджерами и прочими старшеклассниками (особенно с их женской частью), делая прямой и конкретный расчет на эту аудиторию. Причем расчет, судя по сборам, оправдавшийся. Этот прием изобретен отнюдь не Бондарчуком и используется в подавляющем большинстве современных лент. Подростки составляют огромную количественно и активную в плане посещения кинотеатров часть населения, а обвинять режиссера в попытке создать коммерчески успешное кино просто глупо. Покажите мне постановщика, который этого не хочет.
На эту же мельницу льет воду пресловутый продакт плейсмент, особенно наглый и навязчивый в российском кино (за бугром уже научились делать это менее бросающимся в глаза).
Фильм поставлен по слабому, недоработанному сценарию (60 вариантов? Мало, надо было 120!), порой откровенно плюющему на логику событий, мотивацию персонажей и обоснование их действий. Причем это касается как 16-летней Юли, мечущейся в своих романтических привязанностях, как воздушный шарик, так и пожилого полковника, порой творящего такое, что вообще на голову не налазит (любящий отец и специалист по тылу, блин). И даже человеколюбивого инопланетного экзоскелета, свершившего мезальянс с хуманом. Но это опять же проблема далеко не только картин Бондарчука.
Фильм снят серьезно, без стеба (как те же «Чужие на районе»), хотя саркастичные моменты в ленте есть (возьмите хотя бы ту же речь депутата Полескина). Ну не умеют российские постановщики говорить о серьезных вещах с ухмылкой.
Теперь об идейном наполнении. Большинство рецензентов возмутило, как именно изобразил москвичей, а конкретнее жителей Чертаново, господин режиссер. Мол, Бондарчук показал их быдлом, а не высокодуховными, интеллигентными, воспитанными и тонко чувствующими людьми, каковыми они являются на самом деле. Как же так, ведь кино увидят на западе, что же они подумают?
Напоминаю, идея картины появилась после беспорядков в Бирюлево, абсолютно реального события, никакого отношения к фантастике не имеющего. Соответственно, постановщик, опираясь на реальную реакцию горожан, просто воспроизвел ее в своем фильме. К зеркалу-режиссеру то какие претензии, коль рожа крива?
Бондарчук действительно поразительно тонко (в стиле «Штирлиц, да вами же интересуется Ева Браун!») намекает на конфликты москвичей и понаехавших пришельцев, отбивающих наших женщин, и претендующих на нашу землю (особенно если учитывать несколько восточные черты лица Риналя Мухаметова. На власть, крайне слабо заботящуюся о своих подданных. На паранойю, преследующих военных, способных с перепугу развязать войну с неведомой силой. На туповатых разглагольствующих политиков («Мы готовы к плодотворному сотрудничеству, первый шаг которому уже положен в ходе нашего содействия вашему успешному приземлению»). На агрессию, буквально брызжущую из обычных граждан, чувствующих свою жизненную несостоятельность, задыхающихся в кольце растущих цен и тарифов. На отсутствие мозгов (или неумение ими пользоваться) не позволяющее сообразить, что винить в смерти близких терпящий аварию инопланетный аппарат, по меньшей мере, глупо (особенно учитывая обстоятельства этой аварии). На стадность бесхвостых обезьян, на щелчок пальца по мышке сбивающихся в толпу и полностью теряющих остатки разума. На одинокий, и почти не услышанный голос действительно умного и образованного человека, взывающий к людям и тонущий в океане тестостерона. На любимую мантру туповатых агрессоров: «мы ни на кого не нападали, нам чужого не надо».
Не знаю, было ли это осознанным решением гламурного постановщика, но фактически в его фильме содержится жирная провокация, берущая зрителя за живое и пробующая достучаться до его положительных людских качеств через негативное изображение действительности, в идеале вызывающее желание доказать всем, что на самом деле все не так плохо.
Бог в помощь. Вот только как же те самые власть имущие пропустили в прокат такую диверсию?
И напоследок пару слов об актерах.
Ирина Старшенбаум (кстати, актрисе далеко не 16-ть, а вовсе даже 25) – оставила вполне адекватное впечатление ершистого колючего подростка, которому не повезло с папаней. А по поводу действий персонажа, ее странноватых любовных метаний вопрос скорее к сценаристам, чем к лицедейке.
Александр Петров продемонстрировал отличное развитие образа. От вменяемого гопника (пардон за оксюморон), пытающегося попервой даже остановить бунт, до его главного инициатора и чуть ли не до основного антагониста фильма. Причем как раз подоплека его действий показана вполне обоснованно. Кривляния в финале? Да, перебор, но это опять же вопрос к постановщику, че ж ты мил человек юношеский порыв артиста не приструнил?
Риналь Мухаметов. Наш Д’Артаньян вырос в плане актерского мастерства, хотя работы над собой еще непочатый край. Ну и конечно нужно учитывать специфику образа, доставшегося ему в фильме.
Олег Меньшиков. Пожалуй, главное разочарование фильма. Этот великолепный актер как то не очень раскрылся в пространстве картины Бондарчука. Есть пара моментов, когда Олег играет на своем уровне, но в большинстве сцен – «ни о чем».
А Сергей Гармаш тут и вовсе для галстуков и мебели. А также одной хорошей фразы насчет рассвета.
Спецэффекты? Есть, куда ж без них. Тарелка грохнулась красиво. Роботокостюмы инопланетные пластику хорошую показали. Но это как раз тот случай, когда вся эта картинка работает лишь «заманухой» для зрителя, а вовсе не является единственным, на что можно посмотреть.
Эрго. Технически вторичное и чересчур подростковое кино «о человеке и человеках» с хорошим идейным посылом, ставшее для российского зрителя настоящей провокацией, стремящейся помочь нам осознать себя в полной мере Людьми. А не бесхвостыми обезьянами, которых не примут ни в одной приличной галактике.
Режиссер Фёдор Бондарчук
В главных ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Евгений Сангаджиев, Алексей Маслодудов, Никита Кукушкин, Евгений Михеев, Антон Шпиньков, Евгений Коряковский