Не очень люблю читать по-английски длинные вещи. Но тут решила добить роман. Не потому, что слишком интересовало продолжение. Предыдущий роман был самодостаточен и вполне завершен. Просто захотелось поставить точку в этой главе своей читательской судьбы и более к ней не возвращаться. Итак, третий роман цикла Аластера Рейнольдса "Пространство Откровения""Redemption Ark"/Ковчег Спасения/
Начавшись постановкой масштабных, вселенских вопросов, история сделала почти полный круг, сведя в одной точке разных героев и подготовив ответы почти на все вопросы, которые мучили все сотни страниц с описанием Апокалипсисов, потрясающих планеты, культуры и отдельные души. Маятник качнулся от общего, общевселенского, через точку равновесия индивидуального космоса, к еще большему общему, уходящему в неизвестность не только в пространстве, но и во времени.
Вот как много слов. Общевселенское. Космическое. Неохватное. Мы уже много чего знаем к третьей части. Истории Дэна Силвеста, Капитана, Вольевой, Хоури, Небесного Хаусмана — проклятых святых, чьими благородными помыслами и неблагородными делами выстлана дорога в индивидуальный Ад. Мы знаем о жестоких машинах, Странниках, Трюкачах, Войне Утренних Зорь, Комбинированной Чуме и еще много о чем.
Было бы наивным полагать, что рассказав так много, история свернет куда-то в другое русло. Хотя в этом густом "супе" из фактов, намеков, едва уловимых нюансов, не хватало еще несколько ингредиентов. Оставалась еще масса не проясненных вопросов, и третий роман добавляет в историю новые ингредиенты в полной мере. На сцену выходят Конджойнеры, о которых два тома только слышали, но ничего о них не знали. Галеона, Фолка, Сеид и новый противоречивый герой Клавейн. Персонажи опять неоднозначные, колеблющиеся от ангельского до демонического в помыслах и деяниях.
Вот не о действии, а о героях мне хотелось бы сказать отдельно. Потому что к третьему роману проступила некое лекало, по которому развиваются истории героев. Нечто очень и очень плохое совершенное в прошлом, благородные помыслы и кровавые дела, создавшие личный Ад для каждого, и затянувшееся, бесконечное раскаяние. По этой схеме развивались истории практически всех героев. Если в первом романе новизна и загадочность Вселенной отодвигала схему на задний план, во втором положение спасала интрига с наслаивающимися воспоминаниями сразу трех ярких личностей, то в третьем романе повторяющуюся схему уже ничем не скрыть. Скажите, зачем делать всех героев закомплексованными меланхоликами, заставляя их совершать изначально глупые поступки? Многие из поступков героев показались нелогичными, вымученными и просто глупыми. Трудно мне оказалось поверить, что прожив 300-400 лет, пройдя те пути и переживая те духовные метаморфозы, которые описывают их индивидуальные истории, герои продолжат мыслить в категориях "черное-белое".
Пожалуй, именно к героям — не к сюжету, который по-прежнему масштабен, загадочен и динамичен — моя основная читательская претензия. К искусственному максимализму, истеричности решений и поступков и насильственному вышибанию жалостливой слезы у читателя, в искренность которых очень и очень трудно поверить. Поэтому название следующего романа — "Пропасть искупления" — меня просто пугает. Как настораживают почти мистические обещания воскресить духи уже похороненных героев Пространства Откровения. Может, ну их, тени ушедших. Пусть спят спокойно и не тревожат покой Пространства своими Откровениями?
Может кто-то считает, что не время для моих маленьких историй. О скверах, охране диких животных, спасении осиротевших зверенышей, выставках картин и открытии библиотек. А я считаю, самое время. Зачем тогда все, ради чего готовы люди лить свою и чужую кровь, если остается только ненависть и злоба?
Помню в 90-е, когда, казалось бы, рухнуло все, среди нас были те, кто ходил и рассказывал такие истории измученным проблемами жителям и равнодушным чиновникам. Изо дня в день: о памятниках, которые нельзя рушить, о библиотеках и архивах, которые нельзя закрывать, и о русских тиграх и леопардах, которых необходимо сохранить, во что бы то ни стало.
Это сейчас созданные ими общественные фонды и организации — авторитетные и уважаемые. А тогда им приходилось отдавать последние сбережения, чтобы прокормить и вылечить таежных найденышей, организовать лекции и конкурсы, с которых начиналась программа сохранения дальневосточного леопарда на юго-западе Приморья. И доказывать и уговаривать, что вложения в охрану природы не бывают несвоевременными или излишними.
А ведь судьба дальневосточных леопардов, действительно, висела на волоске. Да и сейчас, угроза не отступила. Численность их крайне мала. Серьезный катаклизм, внезапная эпидемия или голод — и все! Не будет больше пятнистых красавцев. И вот этого, о котором я сегодня вам расскажу, тоже.
История седьмая: Лорд
Дикий леопард- молодой самец с необычным окрасом — белыми "перчатками" на лапах — впервые был обнаружен в марте 2013 года. Ученые сразу же заинтересовались этим случаем. С одной стороны — радость. Молодой самец, поселившийся на территории национального парка "Земля леопарда", свидетельствует о верной тактике экологов по охране редкого вида. С другой стороны, проявление такого окраса свидетельствует о снижении генетического разнообразия в популяции, что может в дальнейшем привести к появлению и других, более опасных для здоровья животных, признаков.
Но сам по себе зверь оказался ярким и запоминающимся. Поэтому было принято решение дать необычному леопарду имя, для чего среди жителей Приморья был объявлен конкурс. Однако он вызвал огромный интерес среди любителей природы со всей России. Всего в конкурсе приняли участие более тысячи человек, большинство из которых впервые узнали, что в России есть леопарды.
Варианты имен для леопарда поступили из всех регионов России, как из крупных городов, так и из маленьких поселков. Фантазия у наших соотечественников оказалась не слишком богатой. Наиболее частыми вариантами стали Лео, Лорд, Денди, Франт, Леон, Хасан, Амур, Владик, Приморец, Консул. Были и необычные предложения: Альбинчик, Тишка, Бастер, Ундик, Лаки, Ванталла, Анхель, Веснушка, Ахилл, Ух-ты, Барди.
Из всего разнообразия имен специальная комиссия выбрала пять: Лорд, Дэрсу, Хасан, Лу и Зефир. Каждому из них были присвоены номера, написанные на шариках, и заместитель директора по науке и экологическому просвещению национального парка Елена Салманова путем лотереи вытянула шар, присвоенный имени Лорд. Это имя оказалось одним из самых популярных среди участников конкурса: его предложили сразу 26 человек, победителя среди которых также пришлось определять с помощью лотереи. В результате, "крестной мамой" леопарда стала 24-летняя жительница города Каменск-Уральский Свердловской области Полина Котова.
Так Лорд обрел свое имя. Под ним он теперь фигурирует в научных отчетах. Сейчас Лoрд — доминирующий самец на самом значимом для леопардов участке, в самом центре национального парка. Кстати, именно он, по предположению ученых, является отцом тройняшек самки Кедровки, о которых я рассказала в самой первой Звериной истории. Пожалуй, сейчас Лорд — самый важный леопард в Приморье. Не только, как производитель, но и как рекламный агент всей программы по сохранению леопардов. Вокруг его участка наставлена целая куча фото- и видеокамер, про него издаются научные статьи и красочные фотоальбомы. По его любимой тропе водят иностранных туристов, которые c замиранием сердца рассматривают следы его жизнедеятельности.
Кстати, для тех кто интересуется: 1. Сейчас в Приморье выбирают имя для еще одного леопарда. Можете принять участие в голосовании
2. Новые серии "Пятнистой семейки" уже готовы к выходу и их можно будет увидеть в конце мая.
3. Тигрята Боря, Кузя, Устин, Светлая и Илона из "Тигриных историй" завершили курс реабилитации и отправляются в Амурскую область, где будут выпущены на волю.
Сегодняшний пост посвящен выполнению некоторых обещаний. Часто ведь пишу: "будет свободная минуточка, обязательно...". Ну вот, минуточка есть.
Итак, сначала для Ev.Genia, которую заинтересовали скульптуры в Адмиральском сквере. Я, вообще, считаю этот сквер очень толерантным. В нем вполне мирно уживаются православный святой Илья Муромец и языческий бог Нептун. Нептун стоит в сквере с незапамятных времен. Изначально скульптура задумывалась, как фонтан, но в какую-то из засух фонтан превратился в клумбу. За последние годы Нептун был и скромно серым, и легкомысленно голубым. Два года назад сквер был капитально отреставрирован, и Нептун приобрел нынешний облик. Грозный и не терпящий панибратства. Бог сурового туманного Тихого океана, а не ласкового голубого Средиземноморья. Законный житель Владивостока, возле которого проходит чествование ветеранов 9 Мая.
Совсем рядом, всего лишь в десяти метрах от Нептуна, установлен памятник Святому Илье Муромцу. Памятник является подарком общественности Красноярска Владивостоку и установлен три года назад. Облик скульптурного изображения Ильи Муромца выполнен в соответствии с общепринятым каноническим образом, который можно увидеть на иконах. Памятник получил одобрение Владивостокской епархии. Помню, когда устанавливали памятник, его облик всех..несколько удивил. Хоть тресни, не вяжется он с представлением о защитнике Земли Русской. А борода вызывает во мне неприятные воспоминания о том, как болели всей семьей паротитом. Но китайцы, японцы, корейцы и прочие азиатские туристы его любят значительно больше сурового Нептуна.
Теперь для читателя StasKr, который просил шире показать оформление Японского сада камней и Сада сакур. Вот эту скульптуру, по моему, сейчас оценить еще очень трудно. Лет через 10, когда деревья подрастут, из ветви переплетутся, в период цветения спящая красавица окажется под пологом нежных розовых цветов. Вот тогда можно будет в полной мере оценить замысел японского скульптура из префектуры Тояма.
Другие детали Сада Камней — изысканны и лаконичны. Все по делу и к месту. Сейчас, спустя годы, когда непогода и ветер уже внесли в облик свои штрихи, сад приобретает ощущение не новодела, а Места покоя и красоты.
Лаборанту Veronika я обещала регулярно рассказывать о свободных библиотеках. Вот вариант, который вообще не требует никаких особых затрат. Нужно: дерево, желательно раскидистое, подстилка теплая и мягкая, ну, и собственно, сами книги. Этот вариант свободной библиотеки был реализован у нас в прошлом году в Фестивальной деревне Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона "Меридианы Тихого", который проходит по традиции во Владивостоке в сентябре. Фотография сделана в день открытия фестивальной деревни, в будний день. Книги, которые были предложены — сплошь классика. Чехов, Толстой, Достоевский. Библиотека работала в течение недели, и ее успех дал повод задуматься об установке книжных шкафов в скверах.
Естественно, я ждала продолжения. Естественно, я хотела, чтобы мне разжевали и "положили" в рот ответы на вопросы, оставшиеся от первой части. Как то, почему жители сразу двух планет так ненавидели Дэна Силвеста? Откуда взялся капитан и почему его команда с такой маниакальной настойчивостью пыталась его спасти? Кто такие Конджойнеры и в чем основа их уникальных технологий и знаний. Что стало с Завесой Странников и решились ли они покинуть свое убежище? Привлекло ли Человечество внимание Подавляющих, и есть ли у людей надежда на спасение?
Вот сколько вопросов накопилось. Масштабных, общевселенских. И вдруг — почти камерная история одного единственного человека, протянувшаяся через века, охватывающая всего лишь малый уголок описываемой Вселенной. Сначала бессвязная, состоящая из отдельных эпизодов реальности, вперемежку с воспоминаниями, то ли своими, то ли чужими, навязанными извне неизвестной враждебной силой. Но, постепенно, история набирает обороты, обретает все большую четкость и связность. Неожиданны ли такие повороты сюжета? Пожалуй, нет. Уже к середине книги становится ясно, как связаны между собой наемник Теннер Мирабель, мафиозник Кагуэлл и противоречивый святой Небесный Хаусман. Ясно то становится, но вот интереса к событиям и разворачивающей интриге это не уменьшает.
Три истории жизни, сливающиеся в одно целое. Привлекательная перспектива для человека рассмотреть свое прошлое беспристрастно, со стороны. Вытащить на свет все тайные пороки, фобии и мотивации. Взглянуть в глаза правде и сделать новый выбор. Этот процесс переосмысления долгой жизни даже более интересен, чем поиски какого-то там Рейвича с множеством квестов, разгадыванием загадок, складыванием головоломок, стрельбой и погонями. Ну, а если попутно станут понятны некоторые факты из первой части, то это только плюс самому действию. По крайней мере, теперь более стало понятно, как и почему началась колонизация землян и что происходило в это время на самой Земле, как складывалась цивилизация Йелоустона и откуда взялась погубившая ее эпидемия Чумы.
Описательная часть странной, балансирующей между полным крахом и началом возрождения, цивилизации Йелоустона просто завораживает.. Город Бездны с его противоречиями, сочетанием высоких технологий и полным варварством — мрачный и притягательный. Разнообразие обычаев и персонажей — находка для антропологических изысканий. Все вместе — чудесный фон для динамичного, почти детективного сюжета, с изрядной долей психологии.
Удачное сочетание. Не дающее скучать, и в то же время, позволяющее задуматься над некоторыми общечеловеческими проблемами. К примеру, способная ли долгая и праведная жизнь, благородные и милосердные поступки искупить совершенные преступления? Что нужно, чтобы заслужить прощения окружающих и свое собственное? Не праздные вопросы в нашем бурном мире.
Не скажу, что все в романе меня полностью удовлетворило. Некоторые сцены показались затянутыми или просто излишними. Это, прежде всего, пребывание в хосписе, воспоминания о жизни в Доме Рептилий. Другие сцены, наоборот, показались излишне лаконичными. В основном, это касается воспоминаний Небесного Хаусмана о путешествии, взаимоотношениях внутри экипажа и во флотилии, мотивациях его поступков, действиях сторонников и противников, тайны Чумы и инопланетянина Гедеона.
Пожалуй, такой переход от общего к частному, пошел циклу только на пользу. Картина Пространства Откровения стала четче, и...человечней, наполнившись не просто "техническими" деталями, но мыслями, чувствами и ощущениями.
Весна в этом году просто сумасшедшая. Конец апреля — а в городе все зеленое, цветут яблони, сливы и вишни. Последние самые разные — обычные, декоративные и эти, экзотические — настоящие японские сакуры. Не то, чтобы они растут во Владивостоке на каждом углу. Климат у нас для них суровый, чтобы дерево прижилось надо много труда и терпения, а в особо холодные зимы их приходится защищать от непогоды, до тех пор пока они не окрепнут.
Почти все сакуры в городе подарены нам японскими городами-побратимами Владивостока и посажены в местах, связанных с историей российско-японских отношений. Молодой сад, о котором я хочу вам рассказать, находится на территории кампуса Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса/ВГУЭС/ и его история связана с другим примечательным местом — японским Садом Камней.
Сад Камней во ВГУЭС открыли в 2001 году благодаря вложениям известного мецената из Японии господина Ёсио Моримото, чьим именем он назван, и группе профессионалов-волонтеров ландшафтного и садового искусства из префектуры Тояма, административный центр которой является городом-побратимом Владивостока. Сад выполнен по всем канонам японской ландшафтной архитектуры и был преподнесен в дар Владивостоку. Материалы, сформировавшие основу композиции, добыты и завезены из окрестной бухты Лазурная/Шамора/. Галька и гравий доставлены из Японии. Деревья и кустарники, высаженные в саду камней, отобраны в Ботаническом саду Владивостока. Место для Сада было выбрано не случайно. Он расположен рядом с транспортной развязкой, которую проектировали и помогали строить специалисты из Тоямы.
В 2003 году Сад Камней дополнили клумба тюльпанов из префектуры Тояма, а на следующий год был высажен Вишневый сад из настоящих сакур.
Десять лет деревья росли и крепли. Почти не цвели. И вот, спустя годы, сад зацвел во всей красе. Да так, что приходят посмотреть со всего Владивостока. Нежные цветы от едва заметного розового до насыщенных тонов, трепещущие, как диковинные бабочки, на ветру. Стоит сделать шаг с асфальта, и сразу становится понятно, почему японцы так любят сакуру и период ее цветения. Нежное чудо, наполняющее душу миром и покоем, благоговением перед красотой природы.
Примечательно, но в 2013 году, выбирая 10 рукотворных чудес Приморского края, жители региона назвали одним из них этот чудестный кусочек Японии посреди русского города Владивостока.