Обещала рассказать о необычных библиотеках, которые есть в нашем городе. Вот одна из них. Находится она в творческом центре "Фабрика "Заря". Здесь когда-то, не так давно, была швейная фабрика. Шила она, в основном, школьную и армейскую формы. Швейное производство еще сохраняется, но оно ужалось до одного цеха, а остальные здания — гигантские площади — остались пусты, пока не появилась идея использовать эти помещения. Да, для размещения бизнес центров и офисов. Да, для банков и страховых компаний. Да, для магазинов. Но, на деньги от аренды было решено содержать несколько цехов для других целей. Так, в цехе № 1 разместился скейт-парк, а сейчас удобная площадка для скейтеров строится и на воздухе. В цехе № 5 разместились творческие мастерские, фото и видеостудии, мастерские дизайнеров. В цехе № 2 разместился творческий центр, где проходят крупные выставки, есть кинозал, места для неформального общения, кафе, библиотека. О последней я и хочу рассказать подробнее.
Библиотека специализированная. в ней, в основном, литература по искусству — от классики до модерна, архитектуре, дизайну, литературоведению, фотоальбомы ведущих музеев мира. Никто тебя не контролирует. Взял книгу, сел, почитал, положил на место. Рядом расположены большие столы. за которыми регулярно проводят различные мастер классы художники города и преподаватели Дальневосточного федерального университета. Каждые выходные здесь масса родителей с детьми, которые лепят. рисуют, клеят. читают.
Часть книг представлена в расположенном в этом же помещении книжном магазине, который тоже "свободный". Книги берут, рассматриваю
т, листают и читают абсолютно свободно. Причем книги, в основном, не из тех, которые часто встретишь в обычных магазинах. Классика и современность, альбомы, публицистика, издаваемые небольшими тиражами.
И библиотека и магазин делят помещение с зоной отдыха, где можно читать или играть с друзьями, небольшим кафе и интернет-кафе. Народ есть всегда, в выходные даже слишком людно. Кстати такой вариант библиотеки так понравился, что решили провести модернизацию детских библиотек в городе и за основу проекта приняли такую свободную форму чтения и общения.
История этой фотографии такова. Снято сегодня на фестивале "РобоФест", который впервые проходил во Владивостоке. В нем приняли участие восемь школьных команд, которые представили по два робота собственной конструкции. Чтобы было интересней, организаторы оформили это в некое сюжетное обрамление. Роботы — Фродо и Сэм — должны взять "Кольцо всевластия" и пронести его по извилистому лабиринту Мордора до Роковой горы. Среди команд оказалась вот эта — с названием "Саурон". Самые юные участники 10-11 лет. Мне показалось забавным: если команда "Саурон", то, вроде бы, они должны сделать все, чтобы Фродо и Сэм задание не выполнили. Хотя, так и оказалось: их роботы упорно не хотели никуда ехать, отлынивали от работы или забредали не туда.
Все было действительно так, как я описала ниже. И мне этот "случай из практики" показался очень поучительным: нет ничего неизменного. Мы меняемся, меняются наши вкусы и восприятие. И это хорошо, иначе, было бы очень скучно жить. Так что, для меня название серии -"Пространство Откровения" — оказалось очень даже в тему.
Пять лет назад я первый раз прочитала "Космический Апокалипсис", и он мне категорически не понравился. Слишком масштабно, посчитала я. Так масштабно, что "в лесу" не видно отдельных "деревьев". Едва попадаем на Ресургем с его космическими тайнами, вечными политическими интригами и не совсем понятными научными разногласиями, как оставляем интригующий мир, и оказываемся на другом, не менее интригующем, мире Йолустоуна. Или на космическом корабле. Или в глубоком космосе. Тайны, древние и только народившиеся, громоздятся выше Эвереста. Трюкачи, Конджойнеры, Странники, Завеса Ласкаля, Ультра, Пожиратель Солнц, проблемы бессмертия и виртуальной реальности. И еще много чего, о чем узнаем только вскользь. Что-то появляется, как загадка звездолета Ультра, его таинственного капитана и непонятной верности ему экипажа, проскальзывает по краю сюжета, а затем исчезает за волнами новых сюжетных находок. И мне , потерявшейся среди этого множества, показалась тогда подобная масштабность чрезмерной, вызывающей нездоровое привыкание и убивающей интерес.
Но вот прошло пять лет, и я решила вновь прочитать этот роман. После еще более масштабной "Культуры"и захватывающей Вселенной Кенг-Хо Винджа. Захотелось чего-то не менее масштабного, с артефактами и множеством загадок. И вот, что интересно. Все, что не нравилось в первый раз, во второй оказалось наиболее притягательным и захватывающим. Основная сюжетная линия с раскрытием тайны гибели амарантян и жизнью Дэна Силвеста теперь воспринималась лишь эпизодом, маленьким кусочком огромной мозаики — археологической находкой, которую расчищаем неуверенными движениями кисточки от наслоений домыслов, полузабытых легенд и намеков. И это уже совсем другое восприятие. Из наносов слов вдруг проявляется небольшой кусочек чего-то яркого и обещающего новые открытия. Даже уже, казалось бы, завершенная история жизни семьи Силвестов, оставляет еще множество "нераскрытых" деталей. Многое осталось "за кадром": почему жители сразу двух планет так ненавидели Дэна Силвеста? Откуда взялся капитан и почему его команда с такой маниакальной настойчивостью пыталась его спасти? Информации по Конджойнерам, вообще, практически ноль.
Да, и финал "генеральной" линии оставил больше вопросов, чем ответов. Что случилось с космической интриганкой Мадвуазелью: не ее записью, а материальным телом на Йолустоуне? А Странники за своей Завесой: получили они ответы на свои вопросы и намерены ли выйти в изменившуюся Вселенную? То , что таилось много миллионов лет, маскируясь и выжидая: что предпримет сейчас, когда тайна его существования раскрыта? Все эти вопросы, пять лет назад заставившие бросить чтение, сейчас побуждают продолжать погружаться в новые детали, "кисточкой" расчищая новые элементы узора.
Вот такие интересные метаморфозы читательского восприятия. Что казалось скучным и нудным стало интересным и захватывающим. Думаю, произошло нечто фантастическое: совпало время, пространство/место и нечто неуловимое — квантовое состояние души. Надеюсь это, с таким трудом достигнутое равновесие, удержится надолго, и я успею прочитать оставшиеся, весьма объемные, тома серии.
Перейдем к теме читательской. Книжными шкафами на улицах городов уже никого не удивишь. У нас такой первый появился в сентябре прошлого года, дав толчок массовому буккросингу – бесплатному обмену книгами – во Владивостоке. Сегодня таких уже в городе четыре. Все установлены в скверах и все — поверьте мне, сама была немало удивлена — пользуются немалой популярностью. Более того, недавно слышала от пенсионерки, что сквер в нашем микрорайоне, кстати, недавно отремонтированный, оснащенный новой детской площадкой- неправильный: нет в нем ни спортивных тренажеров, ни книжного шкафа.
Кто читает? Пенсионеры, молодые мамочки с колясками, студенты между парами. Что читают? Особой популярностью пользуются не детективы или фантастика, а книги по географии и истории родного Владивостока и Приморья. Часто ли воруют? Как, ни удивительно, нет. Подвергаются ли шкафы нападениям вандалов? За полгода один раз разбили стекло, которое на следующий день заменил один из предпринимателей города.
Последний, четвертый по счету шкаф, появился на прошлой неделе. Он установлен возле краевой публичной библиотеки и несколько отличается от других. В нем есть "электронная" книжная полка — специальные коды, которые можно сфотографировать на телефон и потом по ним зайти на сайт краевой библиотеки и скачать бесплатно книгу, не нарушая авторских прав. Книги для электронной полки отбирались из списков лучших произведений и авторов по версии BBC, газеты The Guardian и российских изданий. Из них отобрали 40 авторов.
Предполагается, что книжные шкафы будут установлены во всех скверах города. Их больше 50 и в год открывается еще 2-3. Так что, решайте сами, любят ли в славном городе Владивостоке читать.
Хотела сегодня сделать для вас репортаж о первоцветах. Чтобы светлый, радостный и весенний...Простите, не получилось. Честно отправились с мужем на остров Русский и даже сначала нашли полянку с цветами: яркими желтыми, приглушенными голубыми и скромными белыми. Но вдруг полянка оборвалась. Как будто кто-то провел черту черным карандашом. Первая робкая зелень исчезла. И вместо нее — черным черно — пепел и зола. И так на много много километров.
Лесные пожары — страшное дело. Это трудно представить, если видишь лишь быстро сменяющиеся кадры по телевизору и слышишь лишь скороговорку диктора, перечисляющего сколько сгорело гектаров, сколько тушили и где еще горит.
А горит у нас. Весь Дальний Восток сегодня во огне. У нас в Приморье первые пожары в этом году зарегистрировали еще 5 января — на два с половиной месяца раньше обычного. А сейчас полыхает везде. Только с начала года в крае произошло почти 500 лесных пожаров на площади свыше 25 тысяч гектаров. Это в пять раз больше по количеству и в восемь — по площади, чем за весь 2013 год!
Но Русский — дело особое. Это территория города Владивостока. Здесь нельзя списывать на сельхозпалы. Каждый пожар — чья-то личная вина: непотушенный костер, брошенный из машины непогашенный окурок. И неправда, что палы безобидны. Посмотрите на эти фото. Сколько сгоревших, взрослых деревьев! Через сколько лет этот лес снова будет выглядеть, как прежде?
Поразила тропинка. сохранившаяся посреди пожарища. Это значит, что огонь был так стремителен, что просто перекинулся через утоптанную землю. Сохранились только цветы, жавшиеся к краю тропинки. Этакая полоса жизни, протянувшаяся через мертвое пепелище.
Но, если бы нам встретилась только мертвая земля. Проехав немного, наткнулись на действующий пожар. Вызвали МЧС, пока те ехали, немного поснимали. Есть ведь еще и долг журналиста. Когда возвращались домой, пожар уже был потушен. Хоть что-то сделали сегодня хорошее.
Ну, а первоцветы, наверное, придется снимать в следующем году.