Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 ноября 2014 г. 12:45

Сегодня был исключительно теплый денек — +13. Как тут не погулять. В то же самое место, где снимала клены месяц назад.

Первое фото получилось случайно. Кадр "засветился". Но после небольшой доработки в результате получилось вот что:

 Осенняя акварель
Осенняя акварель

Здесь не рассыпаны листья и семена. Это участок живой изгороди. Получилась почти картина. Помните детские секреты под стеклом?

 Калейдоскоп
Калейдоскоп

Наши кленовые листья уже не раз тронуло марозом. Получилось печально и волшебно одновременно. Назовем их..

 Стоял декабрь уж у двора-1
Стоял декабрь уж у двора-1

 Стоял декабрь уж у двора-2
Стоял декабрь уж у двора-2


Тэги: Фото, осень
Статья написана 5 ноября 2014 г. 03:17

Тэд Уильямс "Грязные улицы Небес"
Тэд Уильямс "Грязные улицы Небес"
Тэд Уильямс

"Грязные улицы Небес"

авторская книга, первое издание

М.: Эксмо, 2014 г.

Аннотация:

Бобби Доллар — самый настоящий ангел. Он много знает о грехах, и не только потому что его работа защищать души, колеблющиеся между Небесами и Преисподней. Бобби приходится бороться с собственными смертными грехами — гордостью, гневом и даже иногда похотью.

Но не все его проблемы происходят по его собственной вине. Бобби не может полностью доверять своему небесному начальству, и он не слишком уверен в любом из коллег по ангельскому ремеслу, особенно одному новенькому, которого райское начальство отправило к земным ангелам и который задаёт слишком много вопросов. А вот в чём он однозначно уверен, что Ад не верит великолепной Графине Холодных Рук, демонессе, который, кажется, единственная, кто пытается поделиться с ним правдой.

А тем временем события становятся всё непонятнее и непонятнее. Таинственные исчезновения душ недавно преставившихся застают врасплох и Ад, и Рай. Похоже Апокалипсис не за горами. И всё, что остаётся Бобби Доллару — это собрать всех своих друзей (с Небес, с Земли и любых других мест) и попытаться не попасться ни в лапы разгневанных демонов, ни в пасть чудовищной нежити, которая мечтает выпить его душу.

Как бы ни были хороши идеи, научные гипотезы, новые виды спорта, направления в искусстве или философии, все всегда примерно одинаково. Сначала восторг открытия, восхищение новизной. Неофиты с энтузиазмом бросаются осваивать открывшиеся горизонты, изобретая, исследуя, споря, находя новые краски и нюансы. Кажется, что найдено, наконец, то единственное, что даст ответы на все вопросы, лекарство от боли мира и души, смысл существования.

Но проходит некоторое, иногда очень даже долгое, время, и все меняется. Движение вперед, расширение казавшихся неограниченными возможностей прекращается, и на смену приходит застой. Появляются патриархи-классики, которые твердо знают, как и что трактовать, говорить и делать, инструкции, уложения, законы, правила. КАНОН, нарушение которого становится даже не проступком, Ересью, Грехом, которые уже не обсуждаются — караются преследованием и отлучением, беспощадным выпалыванием инакомыслия.

Что же там дальше. Загнивание, упадок? Вместо былого великолепия — страх перемен, шепотки, деление на "Своих" и "чужих", тайные интриги и борьба за лучшее место у разлагающейся, но пока еще полной, кормушки. Где тот энтузиазм открытия? Где надежды, мечты, поиски и открытия? Все сгинуло, растворилось в разочаровании очередной неудачи, в горечи поражения или зависти к более удачливым собратьям по вечному поиску. Хорошо, если это касается чего-то не слишком значимого, не влияющего на судьбы миллионов людей или всего Человечества.

А если все иначе? Если дело касается извечной борьбы Добра и Зла, Ада и Рая, и от того, как повернется дело, зависят судьбы каждого — сколько их ни было, есть и еще будет — людей?

Когда это произошло, что вселенские войны Света и Тьмы стали лишь политическими конфликтами в пределах одного заштатного государства, сражения за души людей между Богом и Сатаной — рутинными судебными процессами, Спасение и Проклятие — лишь строчками скучных документов. Земля больше не поле для сражений: не трубят трубы, архангелы не крушат золотыми мечами Света Адовы полчища, очищая ЕГО ЗАМЫСЕЛ. Нет, теперь все решается на конференциях, дипломатических встречах, где высокие договаривающиеся стороны, похожие на "ведущих" политиков и дипломатов высокого ранга, ведут свои бесконечные переговоры в окружении более мелких сошек-исполнителей, которым и мнения то своего иметь не полагается.

Вот такая "мелкая сошка" наш герой Бобби Доллар, ангел Долориэль, скромный адвокат, скованный правилами, уложениями, КАНОНОМ. Ведущий далеко не ангельскую жизнь на нашей грешной Земле. Худо-бедно выполняющий свою рутинную работу адвоката человеческих душ на Божьем суде, не задающий лишние вопросы и не слишком рьяно, скучно и обыденно, ругающийся со слугами Ада. Все меняется, когда его, скромного и не претендующего на высокие посты и внимание "начальства", начинают использовать в качестве "пешки" в большой Игре сторон.

Так закручивается детективная история с расследованием исчезновения человеческих Душ. Чтобы спастись, нашему герою необходимо отыскать мельчайшие кусочки мозаики, намеки и тщательно скрытые факты. И врагом здесь может оказаться любой, даже самый преданный с виду друг, а помощь прийти из самого неожиданного источника. Расследование идет, как и должно — поиски фактов, улик, допросы свидетелей. Но периодически оно заходит в тупик, и тогда все решается, как по волшебству — случайные находки или помощь друзей. У вас всегда в запасе "помощь друга", как в обычном телевизионном шоу.

Чтобы читатель не заскучал, все это сдобрено откровенно киношными вставками: разнообразными погонями и перестрелками, которые так и просятся на большой экран поближе к большому бюджету. Огромный, рогатый, пылающий, древний, как сам Мир, упрямый Демон, выползший из самых темных подвалов Вселенной, бегающий, прыгающий и крушащий современный город в бесплодных попытках поймать главного героя. Плюс к этому целые толпы демонов помельче, которые похожи на карикатурные образы гангстеров из самых плохих боевиков, но которые исправно стреляют, бегают и взрывают, честно выполняя возложенную на них роль — привносить живость и разнообразие в действие.

А оно, действие, достаточно лаконично. Минимум описаний или диалогов, все сжато до предела. У Вас возник вопрос: что там и как на Небесах или в Аду? Получите ответ: "Не спрашивайте меня, я давал подписку о неразглашении" или "Как-нибудь в другой раз, приятель".

От того все напоминает больше сценарий, чем роман, когда более уделяется внешнему впечатлению, чем внутреннему восприятию. Ярко, легко, занимательно, но неглубоко. А ведь все для этого есть: идея о превратившейся в рутину борьбе Добра со Злом, о "серой" зоне, где стерты понятия Света и Тьмы, о непоколебимой верности и бессмертной любви, которые оказываются бессильны перед Грязными улицами Небес, о Вере, которая разбивается о реальность, становится просто набором заученных инструкций, о душевной пустоте, вопросах и сомнениях, которые снова и снова лишают сна и покоя.

Как мне ни было интересно следить за расследованием, любовной историей или сомнениями героя, кое-чего не хватило. Если бы добавить чуть-чуть серьезности и трагизма, могла бы получится почти драма о любви и противостоянии судьбе, если бы чуть-чуть юмора — почти сатира на современное общество. Чуть больше воздушности и легкости, и замечательные задумки, яркие второстепенные персонажи и маленькие запоминающиеся детали заискрили бы по-особенному.

Может, все эти недостатки уйдут в последующих романах. Ведь дело о пропавших душах так и не завершено. Названы исполнители, но не заказчики. И не ясно, кто же стоит за открывшимися фактами, ведь ничего не вершится без воли ЕГО. Или вершится?


Статья написана 4 ноября 2014 г. 05:35

Добила вторую часть "Пришествие Ночи" Питера Гамильтона "Дисфункция реальности: Угроза". Хорошо, что он был издан двумя частями, создавая иллюзию, что ты читаешь две книги, а не одну. Одну такого объема было осилить просто невозможно. А две — совсем другое дело... Опять эти причуды восприятия.

Ладно тешить себя, это — один и жутко объемный роман. Поэтому этот отзыв на самом деле продолжение предыдущего. Но с маленьким дополнением. При всех найденных недостатках, роман все же натолкнул на некоторые мысли, которыми я с вами и делюсь.

Питер Гамильтон "Дисфункция реальности. Угроза"
Питер Гамильтон "Дисфункция реальности. Угроза"
Итак, мы пришли к выводу, что ничем, собственно, эта космоопера не отличается от прочих в этом жанре. Размеры, масштабность, герои, события — все укладывается в определение качественного продукта для массового потребления. Теперь, позвольте, остановиться на том, почему лично меня, конкретного читателя с конкретными вкусами, этот роман оставил..Нет, не в восторге. Нет, не в раздражении. А в полном равнодушии.

А дело вот в чем. В нем, за небольшим исключением, не обнаружилось ничего нового. А это небольшое исключение — описание живых кораблей и станций биотехов с их впечатляющими городами и экологией, не менее впечатляющими взаимосвязями с обитателями- заняло лишь небольшую часть действия. Остальное же происходит в местах, которые явно уже встречались мне на моем читательском пути.

Почему, скажите мне на милость, если речь заходит о реке и плавании по ней, то обязательно на страницах появится колесный пароход из романов Марка Твена с обязательным включением в действие капитанов, влюбленных в свое судно, вечно недовольной команды и проблем с топливом, течениями и климатом? А если речь зайдет о колонизации, то это непременно будет вариант Дикого Запада с хмурыми и необразованными трудягами-фермерами и девизом "Каждый сам за себя"? А если нам описывают зажиточную плантацию, то это еще один вариант Тары из "Унесенные ветром", пусть вместо хлопка под двумя солнцами на полях и растет иноземный цветок. Ну, уж если мы попадаем на морскую станцию, то тут не обойтись без ассоциаций с Атлантидой из Звездных врат.

Но это места. Подобные герои то же постоянно встречались мне на страницах многочисленных романов. Одиночки, не слишком положительные с точки зрения принятого закона, но с обостренным чувством справедливости и чести, готовые рискнуть ради БЛАГА ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и положить на алтарь этой благородной цели свои и, преимущественно, чужие жизни.

Все это так знакомо, так узнаваемо. Даже несчастные, выползшие из темноты души мертвецов, захватывающие тела живых, чтобы творить и дальше свои черные дела... Как будто Кинга вновь прочитала, какое-нибудь "Противостояние".

Вот это отсутствие новизны, наверное, самая большая неудача книги. Если уж тебе предлагают такой величины произведение, то желательно, чтобы это была не компиляция из уже известных и заслуженно знаменитых вещей. Фантастика, как жанр, все же предполагает полет фантазии и движение вперед, а не повторение пройденного. Для этого есть совсем другие жанры.

Тут мне бы хотелось сказать еще вот о чем. Сколько не читала последних романов, будущее, описанное в них, было явно не тем, до которого хотелось бы дожить самому и, тем более, обеспечить такое грядущее для своих детей-внуков. Описываемое "Прекрасное далеко" не просто жестоко, оно мерзкое и угнетающе тоскливое. В нем много больше того, что окружает нас сегодня и доставляет столько неприятностей: тирании, фанатизма, глупости, алчности, преступности, извращений. Можно подумать, сотни лет развития науки и технологии ничего не могут дать человечеству, кроме новых видов оружия и способов угнетения себе подобных, а звездные корабли нам нужны исключительно для того, чтобы сеять во Вселенной глупость, ксенофобию, необразованность и жестокость. Если Человечество таково, то зачем из романа в роман спасать его остатки?

Господи, неужели мы мечтаем о таком, и никто из современных писателей не может представить общества, в котором люди делают хотя бы попытку от всего этого избавиться? Почему книги у нас просто забиты этим, а толковые мысль, идею, социальный эксперимент, как у Лема, Стругацких или Саймака, практически и не найти? Представляете, какой будет облом, если будущие поколения, те самые, которые полетят к звездам, воссоздадут эти жуткие модели, только потому, что будут считать их нормой на основании всего написанного, потому, что мы не смогли ясно выразить свои сокровенные мечтания и идеи на бумаге, отдав предпочтение описаниям страхов и темных мыслей?


Статья написана 1 ноября 2014 г. 07:19

Дэниел Абрахам и Тай Френк "Врата Абаддона"
Дэниел Абрахам и Тай Френк "Врата Абаддона"
Джеймс Кори/Дэниел Абрахам и Тай Френк/

Врата Абаддона

авторская книга, первое издание

СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2014 г. (август)

Аннотация: На орбите Урана неожиданно появляется гигантское нерукотворное образование в форме кольца, которое приковывает к себе всеобщее внимание. Однако любопытство сменяется настоящей паникой, когда в загадочном Кольце бесследно исчезает космический корабль. Куда он подевался? Что явилось причиной подобной аномалии? И что же на самом деле находится по другую сторону этих адских врат? Ученые, журналисты и военные с Земли и Марса направляются к Кольцу, чтобы исследовать таинственный объект. Среди прочих судов этой обширной флотилии оказывается и «Росинант» под командованием Джеймса Холдена. В то время как посланники человеческой расы пытаются определить, открывает ли Кольцо новые возможности или таит в себе угрозу, Холдену предстоит столкнуться с куда более серьезной опасностью…


Любите ли вы франшизы-боевики? Ну, такие, где обычный с виду рядовой парень или группа не выделяющихся ничем граждан, которых можно встретить каждый день во дворе собственного дома или в любимом баре за кружечкой чего-нибудь, вдруг начинают вести себя, как отличники боевой и политической подготовки, десятилетиями оттачивавшие боевые навыки в тяжелых полевых условиях. Такие, где из серии в серию этим героям приходиться брать на себя ответственность за все человечество и спасать мир от внешней и внутренней угрозы. Да, какой там, даже не от угрозы — от ЗЛА, которое с завидным упорством вылезает из всех щелей в виде нашествия Чужих, непонятных природных и потусторонних сил, а также алчных транснациональных корпораций, безумных ученых и маньяков- одиночек, жаждущих крови, мести или чего там еще могут жаждать маньяки-одиночки.

Как правило, такие незатейливые сюжеты все равно завлекают необычайно. Простые люди, берущие судьбу в свои руки и загоняющие ЗЛО во всех его проявлениях туда, где фонарь не светит. Парни и девчата с обостренным чувством справедливости, одного которого хватает, чтобы вознестись на недосягаемую высоту боевых искусств и моральных качеств. Такими мы сами хотели бы видеть себя, особенно в моменты, когда очередной зарвавшийся чиновник посылает нас подальше со всеми нашими проблемами, или наглый хам отдавливает в набитом транспорте любимую мозоль. Вот тогда очень хочется. чтобы все решалось таким простым и верным способом — трах, бах, ЗЛО повержено. Ну и что, что половина мира в развалинах — за все хорошее надо платить. Скупая слеза, скорбное молчание по этому случаю. Но ЗЛО побеждено, герои свободны и отправляются заниматься своими обычными делами, чаще всего в соседний бар. До следующего раза. Миру ведь всегда кто-нибудь или что-нибудь угрожает.

Вот, с моей точки зрения, "Пространство" Дэниела Абрахама и Тая Френка. Было "Пробуждение Левиафана", и герои спасли мир от биологического заражения протомолекулой, которую желал использовать в качестве супероружия безумный ученый. Была "Война Калибана" — и герои опять спасли мир от протомолекулы, которую опять же хотели использовать для своих грязных целей нечистоплотные политики и транснациональные корпорации. Из привычного набора ЗЛА следующим идет маньяк-одиночка, жаждущий- чего там они жаждут обычно? — того и жаждущий.

Вот это и есть "Врата Абадддона". Команда спасителей мира правдоруба и правдоискателя, "крепкого орешка" Дальнего Внеземелья Джеймса Холдена чахнет на каботажных перевозках, в ожидании очередной порции апокалиптических событий. Но главные события теперь разворачиваются в неизмеримых далях и вне досягаемости любителей социальной справедливости — аж на орбите Урана, где протомолекула построила Кольцо. А каждому землянину, марсианину или астеру с детства известно. что в нашем с вами Космосе от Колец добра не жди. Тем более, что на сцену выходят всякие личности, добивающиеся мести, славы, признания заслуг, справедливости или всеобщего добра. Осторожнее, последние особенно опасны! Тут уж главное не оказаться на той половине мира, которую обычно обращают в руины в процессе борьбы за спасение и справедливость.

Но это касается обычных граждан. Судьба же сама позаботиться о том, чтобы там, где СПРАВЕДЛИВОСТЬ попрана, оказались те, кто уже стал едва ли не профессиональным ее защитником.

Печально, но практически всю первую половину книги занимает обычная в таких случаях долгая прелюдия к основным событиям. Грустные повести о том, как будущие участники действия дошли до жизни такой. Минимум событий и максимум разговоров, перечислений, что едят, с кем спят и почему им плохо в настоящей реальности, от которой не помогают алкоголь, наркотики или религия. Понятно, что все герои страдают от болезненного чувства справедливости, которую уже готовы утверждать не только словом, но и делом, для чего готовы отправиться даже на орбиту Урана, чтобы помешать политикам, военным и нечистым на руку коммерсантам использовать протомолекулу в своих грязных интересах.

Кстати, теперь протомолекула и ее создатели переходят из категории ЗЛА и категорию НЕВИННЫХ ЖЕРТВ. Куда им со всеми своими галактическими войнами и уничтожением целых звездных систем против наших доморощенных фанатиков, желающих утвердить свое понимание ДОБРА и СПРАВЕДЛИВОСТИ, даже если не останется никого кто сможет эти понятия воспринимать.

К сожалению, все самое интересное в романе- космические станции и технологии Чужаков, тайны их происхождения и создания протомолекулы — остается лишь декорацией для очередного спасения мира старыми и новыми героями. Очередная серия перестрелок, перебежек, безумных маньяков, фанатиков, в том числе, религиозных, с обязательным счастливым избавлением в последнюю минуту и открытым финалам, позволяющим добавить четвертую, пятую, шестую и какую еще угодно по счету серию.., ай, книгу.

Все сказанное не значит, что роман плох. Напротив, читать интересно, местами даже очень. Профессиональная работа, учитывающая все тайные и явные пожелания к произведениям этого жанра, все негласные правила развития сюжета и героев. Все модные тенденции учтены, включая толерантные поклоны в сторону гомосексуальных семей и религиозных различий.

Так что, все на месте и пока люди покупают и читают- а они это будут делать, ведь остались вопросы и загадки- будет выходить следующий роман. До бесконечности. Пространство велико, несправедливости в нем много, ЗЛА — немерено, так что работы для наших героев всегда хватит.


Статья написана 31 октября 2014 г. 05:41

Как и обещала, делюсь своими впечатлениями от первого романа цикла "Пришествие Ночи" Питера Гамильтона "Дисфункция реальности. Увертюра". Сразу объясню, что роман я просто прочитала и не нашла в нем особых отличий в плане формы и содержания, чем от других игроков этого же класса, таких как "Пространство Откровения". Ожидала худшего из-за многочисленных отрицательных отзывов, обвиняющих цикл в целом во всех литературных грехах вместе взятых. При этом оценки всех романов достаточно высоки, что заставило задуматься о причинах такого несоответствия. Что из этого "задумывания" получилось, прочтете ниже.

Питер Гамильтон "Дисфункция реальности. Увертюра"
Питер Гамильтон "Дисфункция реальности. Увертюра"
Забавная штука — человеческое восприятие. Положи перед человеком две одинаковые вещи — пусть это будут две палочки "Твикс", неотличимые, вышедшие с одного конвейера, но скажи, что одна из них лучше, вкуснее, слаще, как тут же наше сознание/подсознание начнет искать отличия. И, самое интересное, найдет! И даже обоснует.

Но куда общечеловеческому восприятию до читательского, которое в сто крат более субъективно и в сто крат более уязвимо перед внешним воздействием в виде чужого мнения. Кто-то где-то скажет/напишет, что, мол, книга -то не очень, и сразу начинают терзать сомнения: может я не так что-то понял, не достаточно развит духовно или, что страшнее, неграмотен и не образован? Всем не нравится, ругают, а мне так вроде бы и ничего? Может что со мной не так? Впору к психотерапевту.

Поскольку я свято верю в постулат, что "на вкус и цвет товарища нет", и не собираюсь восхвалять или огульно ругать этот роман, то рассмотрю совсем другую сторону вопроса.

Вот передо мной "палочка "Твикс". Постараюсь отыскать в ней отличия, коль так много людей настаивают, что такие отличия есть.

Возьмем сначала форму. Размер, на мой вкус, великоват. Но что в нем особенного на фоне эпопеи Мартина или "Сокровищ Штормсвета" Сандерсона? По мне, так каждый первый современный фантастико-фэнтезийный роман можно сократить без потерь для сюжета в 2-3 раза. Выкинуть все эти разговоры-переговоры, смакования душевных терзаний, мелкие детальки быта виде описаний вазочек, скатерок, шкатулок, нарядов, украшений, колесных пароходиков, деревенских пейзажей, злачных мест. Туда же дамские страдания и погружения в личные истории героев. Но всего этого полно в любых нынешних романах, в которых это почему-то называют "достоверностью". Так что, в этом плане, ничего в нашей "палочке" особенного нет.

С другой стороны посмотрим на масштабность. Если ты "Космоопера", то должна быть, как минимум, космического масштаба. Все здесь на месте: огромное количество декораций — планеты цивилизованные и абсолютно дикие, космические станции, астероидные пояса, звездолеты всех марок и типов. Причем, все детально проработано, подкреплено местным легендариумом и выглядит вполне логично. К масштабу пространства прилагается не меньший масштаб героев: одних только главных, судьбы которых то сплетаются, то расходятся, десяток, а то и больше. И опять же все детализировано: истории, характеры, духовная подоплека. Чем это выделяется на фоне той же Хобб или Ротфусса?

Теперь перейдем к содержанию. Приключение, как не крути, главное в фантастике. Здесь оно присутствует в полной мере. Глобальное, в виде неизвестной угрозы, той самой Ночи, пришествие которой не может быть неожиданным, поскольку какая же нынче Космоопера без вселенских потрясений? Небольших — в виде мелких перестрелок-перебранок, контрабандных поставок и шпионских игр dполне достаточно, чтобы сохранять интригу, даже когда описанные выше детали начинают вызывать легкое раздражение. А что до наполнения жестокими или эротическими сценами, то на фоне того же Мартина, все выглядит вполне пристойно и без извращений. Секс, по — крайней мере, естественный и добровольный.

Что у нас еще осталось? Ага. Религиозная и мистическая составляющая. Ну, в современной книге, без морали, причем ясной и прозрачной, никуда. На тему, что первично — материальное или духовное. что есть всеобщее Зло и что такое Грех. Что такое Хорошо и что такое Плохо. Могу с ходу назвать парочку последних и вызвавших практически всеобщее одобрение романов, где этого добра навалом.

Итак, что же мы имеем после детального рассмотрения нашей "палочки "Твикс"? Ничем она, в сущности, не выделяется на общем фоне. Качественный продукт для массового потребления. Все же остальное — дело вкусовых пристрастий и маленьких чудес восприятия. Так сказать, "левая палочка, правая палочка... Попробуй и определись, на чьей стороне ты!".





  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх