Вот почему-то не люблю я такие романтические вещи. Вроде бы все есть: рыцари, дамы, любовь, коварство, месть, мечи и даже магия. И даже читать местами интересно. А что-то внутри восстает. Видимо это профессиональное: кожей чувствую, что-то в этом супе неправильное и искусственное. И никак это чувство подавить не могу.
Но если кто-то любит рыцарский роман, где полно Любви, Благородство и все закончится прекрасно, то рекомендую: Гай Гэвриел Кей"Песнь для Арбонны":
Это сейчас, в эпоху Интернета и телевидения, когда достаточно просто ткнуть в клавишу, и становится доступно практически все написанное, сказанное или только помысленное. Где-то кто-то что-то, еще сам не знаю что — а на другом конце Земли это уже обсуждают и делают далеко идущие выводы. А каково это было тогда, когда писать-читать умели единицы?
Трубадуры, жонглеры, менестрели — не просто поэты, музыканты, певцы, бродившие по средневековым дорогам и "несущие культуру в массы"- пропагандисты нового образа мыслей и жизни, придумавшие в полном жестокости и предрассудков Средневековье волшебный мир, где царят любовь, честь и благородство, рыцарство, романтика. И одновременно — прообраз будущих СМИ, исправно собирающие все новости и сплетни, донося их в равной мере и до сильных мира сего и до самого простого крестьянина.
В какой то мере это были самые демократические СМИ по способу сбора информации и доставки ее до потребителя. Хотя, думаю, и не лишенные всех расцветших ныне пороков. Ведь платили же трубадурам и жонглерам денежки не за правду-матку или вытащенные "грязные тайны".
И вот ведь что интересно: уже и нет никаких трубадуров, и в слово "жонглер" вкладываем совсем иной смысл, а видится нам их пора в розовой дымке романтических грез о временах Прекрасных Дам и Благородных рыцарей. И видеть мы хотим только этот парадный фасад с обязательной окраской в цвета южных страстей — Любовь, Коварство, Месть и Смерть. И неважно, если наши Благородные рыцари в свободное от служения Прекрасным Дамам время режут противников, как скот на бойне, хлещут кислое вино в грязной придорожной таверне и проводят ночи с гулящими девицами, а Прекрасные Дамы подливают яд в суп супругов, наставляют им ветвистые рога или плетут коварные козни, проливая крокодиловы слезы над жертвами.
Я не очень люблю современные рыцарские романы, как таковые. А это типичный такой роман. И как водится — обычно долгое и мучительное начало, и такое переплетение семейно-родственных связей, которые нормальный человек просто себе представить не может и перед которым бледнеют все мексиканские сериалы вместе взятые. Прибавим к этому сглаженные углы: даже жестокие сцены войны или казней, сцены из дворца свихнувшегося тирана не должны разрушать романтического ореола, и потому поданы в виде нечетких набросков, не вызывающих никакого эмоционального отклика. Но больше всего я не люблю розово-слащавые охи-вздохи и нежную романтическую дымку над тем, где никакой романтики в принципе нет и не было.
Это действительно более песнь, чем фэнтезийный роман. Романтическое сказание, почти сказка, где есть благородные Герои, прекрасные Дамы, сказители и устрашающие Злодеи, Мечи и совсем чуть-чуть Магии, где Справедливость обязательно торжествует и Зло оказывается поверженным, бессмертная Любовь, Негодяи и Тираны несут заслуженное наказание, а все тайны раскрыты. Только при чем тут реализм?
Я оказалась слишком старой, уставшей и циничной для этого романа, который не вызвал никакого отклика в душе. Да, в нем прекрасны описания природы, ландшафтов, замков и городов- подробные, богатые и красочные, позволяющие будто на яву представить прекрасную Арбонну и все происходящее в ней. Замечательную страну с богатыми ярмарками, Замками на берегах спокойных и чистых озер, древними развалинами, трубадурами и жонглерами, воспитывающими красоту, щедрость, благородство и любовь. Только вот беда: я где-то когда-то потеряла свои розовые очки и никак не могу их отыскать. И даже песни Арбонны не помогли мне в этом.
Очень часто встречала в рекомендациях этот небольшой роман. И почти всегда — с восторженными отзывами, что всегда настораживает. Так вот, этот редкий случай, когда я присоединяюсь к большинству. Очень приятное для чтения и сбалансированное произведение, которое смело можно рекомендовать для ЛЮБОГО возраста и пола, поскольку каждый найдет нечто свое. С радостью рекомендую: Барбара Хэмбли "Драконья погибель":
Все врут легенды о благородных рыцарях и сказки о принцах на белых конях — все эти истории, ввергающие в мечтательное настроение легионы девиц. Как оно там грезилось, в сумерках, глядя на восходящую луну и мерцающие звезды, когда была перевернута последняя страница очередной волшебной истории? Ах, скоро на горизонте появится мой Герой, ослепительно прекрасный, играющий железной мускулатурой и одновременно стройный и элегантный, остроумный и поражающий блестящим интеллектом. Он избавит меня от драконовской семейной опеки и умчит на обязательно белом коне/ мерседесе в свой замечательный замок/коттедж/ квартиру в престижном районе, где мы будем жить счастливо, безбедно и бесконечно долго, не зная печалей и забот.
И ведь ослепленным любовью глазам все так и видится поначалу, пока время не рассеивает колдовство. И вот перед уставшим взором предстает тщательно скрываемая от себя самой правда: этот лысеющий, c дряблым пивным животиком и вечно озабоченным лицом мужчина никак не тянет на прекрасного принца, двухкомнатная двушка — на полный богатств замок, а старенькая, подержанная иномарка — не то, что на "белого коня", даже на захудалую клячу.
Как то так уж принято считать, что всякие жизненные соблазны и кризисы раннего, среднего или позднего возрастов, посещают исключительно представителей мужской части населения. Женская же часть, свив гнездышко и заведя в нем птенчиков, продолжает всю жизнь радостно щебетать/кудахтать от переполняющего ее восторга от выпавшего в жизни жребия.
Так вот, и для нас рано или поздно наступает момент, когда в голову начинают лезть всякие крамольные мысли. Типа: нынешняя твоя жизнь та ли, о которой мечталось под тлетворным влиянием волшебных сказок о принцах и рыцарях. И не было ли самой большой твоей ошибкой кидаться в объятия этого "принца", ведь были же другие, не менее привлекательные варианты. А потом следом прокрадывается мыслишка: были же и другие мечты, не связанные со строительством гнезда и утиранием детских соплей. Ведь считали же тебя подающей надежды профессионалом, способной достичь признания коллег, достаточно высоких должностей или положения.
А тут еще на горизонте замаячит соблазнитель- невероятно прекрасный Черный Дракон- поманит свободой от рутины и обыденности, начнет нашептывать о том, что все от чего отказалась, все полузабытые желания и устремления, еще не поздно осуществить. Надо только отказаться от этой скучной, однообразной, серой жизни, рвануть с ним в небеса, и все о чем мечталось, по чем истосковалась душа — осуществиться!
И нет тут советчика. Свобода, полет, власть над свой судьбой и желаниями...Или лишенная романтизма, довольно скучная и полная тягот жизнь в компании с Совсем не прекрасным принцем в совсем не волшебном Замке и с Совсем не белым конем на дворе.
Если вы подумали, что я о личном/хотя и без этого не обошлось/, то оказались неправы. Все, что я написала, напрямую касается этого небольшого романа, где волшебное почти реально, практически — обыденно. Пусть здесь и действуют принцы, короли, гномы, вампиры, драконы и колдуны, гремят войны между Добром и Злом за обладание сказочным артефактом. Суть не в этом: все сведется к вполне реалистичным отношениям между людьми, знакомым мыслям, сомнениям, соблазнам и выборам.
Просто это еще одна, и, несмотря на некоторую мрачность, очень романтическая история об обычной человеческой Любви. Такой, которая превращает усталого и побитого жизнью мужичка в Героя, позволяя рассмотреть за пивным животиком и напускной веселостью тихое мужество, стойкость, острый ум и безграничную преданность. Такой, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается.., позволяя выстоять даже тогда, когда изменила Вера и оставила Надежда.
И последнее. Может, кого испугала описанная "женственность" романа. Поверьте "мужского" в нем не меньше- о мужестве, верности и опять же Любви, Просто первое мне оказалось по понятным причинам несколько ближе.
Бэнкс у меня стоит на особом месте. Его доступные книги я берегу, как самое большое сокровище, до особых случаев. Поскольку знаю: буду смаковать каждое слово, перебирать, как скупец, страницы в напрасной попытке оттянуть неизбежный момент, когда будет перевернута последняя. "Алгебраист" лежал давно. Вылеживался до особого... Болезнь можно считать таковым? Должен же мучимый хворью и неуверенностью индивид иметь поблажки от жизни.
Более мне этот роман напомнил "Автостопом по Галактике". Более современный вариант, более ироничный и яркий, с более цельным сюжетом, но все же неуловимо похожий НЕВЕРОЯТНОСТЬЮ мира. С радостью рекомендую:
Ничто не может нанести такого сокрушающего удара по нашему вечному антропоцентризму, как выход во Вселенную, где все возможно. Буквально — ВСЁ! Любая ситуация, любой сценарий развития или эволюции, любое сочетание элементов или стечение обстоятельств.
Это сейчас нам легко представлять себя центром Мироздания, рассуждая о том, что, если наше появление стало возможным в результате реализации ничтожно малой вероятности и почти непредставимых обстоятельств, то значит эта Вселенная была создана специально для того, чтобы на ее арене на краткий миг появилось человечество и возомнило себя венцом Творения и вершиной Всего.
Представляете, если Бэнкс прав, и Космос просто набит самого разного вида жизнью и разумом, пристанищем для которого могут оказаться самые причудливые формы. И это продолжается миллиарды и миллиарды лет- все то время пока атомы, из которых составлено человечество, проползали долгий пути от сгустков межзвездного газа до озабоченных эгоцентризмом комков материи. Цивилизации сменяли друг друга в вечном круговороте, проходили пору планетарного детства, расширялись и сталкивались с другими, весьма непохожими, созданиями, создавали галактические Империи, достигали научного расцвета, а потом рушились под бременем времени и исчезали из вселенской истории, оставив только кучку малопонятных артефактов, чтобы представителям рода человеческого было над чем поломать голову в момент своего мнимого триумфа.
Вот такая Вселенная Алгебраиста- вечный круговорот жизни и разума, разнообразие форм, декораций. Вселенная, где реализуются самые смелые фантазии. Безумный калейдоскоп, где не все такое, каким кажется, и буквально — возможно ВСЁ! Порой казалось, что я снова оказалась на борту знаменитого "Золотого сердца" из "Автостопом по Галактике"- единственного во вселенной корабля на НЕВЕРОЯТНОСТНОЙ тяге, способного реализовать любое событие ничтожно малой вероятности.
Вот скажем, какова вероятность того, что в каждом газовом гиганте Галактики живут представители расы насельников, которые были цивилизованы и перемещались среди звезд еще тогда, когда Сверхновая, из недр которой были выброшены атомы человечества, еще даже не планировала свое участие в эволюции каких бы ни было разумных форм? Или, что эти насельники окажутся ребятами с очень своеобразным чувством юмора и взглядами на жизнь. Хотя какие могут быть еще взгляды, кроме как ироничными и немного циничными, у тех, кто уже все перепробовал, все изобрел и провел все мыслимые и немыслимые эксперименты над собой и окружающими. Этакие всезнающие, всемогущие, медленно плывущие по волнам времени мудрецы, которые вполне сознательно вернулись в детство с вечными играми по произвольным и переменчивым правилам, и теперь вовлекают в эти космические игры юных, активных и возомнивших себя едва ли не богами, но не видящих за своими войнами и галактическими империями в какой чудесной Вселенной они живут. Такой, где даже самые унылые архивные изыскания алгебраической формулы превращаются в полное драматизма и настоящих чудес приключение с погонями, стрельбой, интеллектуальными головоломками и обнаружением отгадки в самом неожиданном месте.
Это самая большая удача, когда читатель до последнего слова /и после него/ так и не понимает: это было серьезно или это такая большая вселенская шутка, стеб галактического насмешника, сатира на современные социальные теории или просто занятная фантазия, превращающая избитый сюжет о поисках инопланетного сокровища в захватывающее и неоднозначное приключение. Одна только религия Правды чего стоит: ведь "Матрица" уже стала культовым фильмом, заставив задуматься над тем, что есть реальность.
Но есть нечто, что подпортило впечатление. Начало обещало разветвленный сюжет со множеством героев, у которых будет своя сюжетная линия, добавляющая красок в общее плотно. Одна только линия Архимандрита Люсеферус обещала столько разнообразия! А есть еще истории Саллуса, Тайнс, клана Бантрабал. Начавшись бодро и интригующе, они достаточно быстро свернулись до скупого и редкого перечисления фактов и событий, отдав все время и пространство насельникам и долгой одиссеи Фассина.
Но даже с этим замечанием, путешествие по Вселенной Невероятности оказалось просто... замечательным. "Он уже больше не сомневался, что все это происходит с ним по-настоящему, а если нет, то вовсе не стыдно обмануться — уж больно хорошо сработана эта виртуальная среда".
Очень милая и не глупая вещь. Можно и посмеяться, и погрустить и даже подумать над своей собственной судьбой. Не ожидала от Скальци такого: всегда считала его лишь автором как раз тех "зрелищных" боевиков, которые как раз и попали под огонь его юмора. Очень редкая, оригинальная и яркая на общем фоне вещь, вполне достойная для номинации "Книга года" на нашем сайте. С радостью рекомендую" Джон Скальци"Люди в красном":
Думаю, большинство героев фэнтезийных или фантастических фильмов или книг, дай им возможность поговорить со своими создателями, первое, что спросили у них: "Ты что курил, парень?" Или более культурно: "Давно ли ты был у психиатра?" И закончили бы разговор чем-нибудь таким: "Сходи к доктору, не помешает", "Кончай баловаться дурью" или "Почитай на досуге учебник физики, дружок".
Ведь большинство из этих героев живут прямо-таки в жутких местах. Совсем не таких, в которых их создатели хотели бы сами обосноваться или просто провести пару-другую дней отпуска. В этих мирах постоянно происходят катастрофы, гремят нескончаемые войны, буйствуют маньяки и религиозные фанатики, за ни в чем неповинными обывателями охотятся монстры, чужие, мистические чудовища и мифические чудища, свирепствуют смертельные недуги и случаются прочие смертельные неприятности. Добавим к этому, что в этих мирах порой действуют странные и непредсказуемо меняющиеся физические законы, то, согласитесь, героям есть за что предъявить своим создателям счет.
Представляете, какие претензии могли бы предъявить Мартину герои знаменитой эпопеи? Или что сказал бы при встрече Буджолд ее "любимчик" Майлз? Молчу про героев Хобб, которые половину действия проводят в состоянии хронической черепно-мозговой травмы. Причем, у главных героев хотя бы есть шанс, пусть и в периодической отключке и на больничной койке, но протянуть в своем безумном мире до конца повествования. А что говорить о бесcчетных безымянных статистах, которых тысячами выкашивают ради "красного словца", поддержания драматизма и читательского интереса...
Этой безвестной массовке не позавидуешь. Эти бедняги сотнями и тысячами без единой реплики расстаются по воле сценаристов и писателей с жизнью только ради того, чтобы главный герой смог произнести воодушевляющую речь, скорбно нахмуриться или пустить одинокую слезу. Произнести что-нибудь типа: "Мы не должны сдаваться", "Их смерти не должны быть напрасными" или "Я сделаю это сам"...
Это им — безликим статистам — предстоит выстилать своими телами дорогу к победе и славе для героев. И им никто не будет подыгрывать: подземный инопланетный червь не подавиться внезапно собственными зубами, дракон не закашляется от выдыхаемого дыма, инопланетных боевиков не поразит внезапная слепота или дрожь в щупальцах, чудесным образом гениальный ученый не выдаст результат, который целые армии других гениальных исследователей искали несколько веков. Нет, все эти чудеса припасены для главных героев.
Вот об этих бедолагах, невинных жертвах безудержной фантазии сценаристов и писателей, рассказывает этот небольшой роман. Они, наконец, тоже получают слово и могут высказать в лицо своим создателям все, что они думают о качестве "произведений", в которых вынуждены существовать. Обо всех бесконечных войнах, катаклизмах, космических барсуках, ледовых акулах, инопланетных вирусах и нарушенных физических законах. Что-то типа "Бросайте курить дурь, господа, гнать халтуру и начинайте работать, как положено"- иронично, временами очень смешно и с долей самокритики. Порой — почти едкая сатира, а иногда — очень жизненно и трагично: о всех статистах — книжных, киношных, виртуальных и ... реальных — всех тех, кто предпочитает скользить по жизни незаметными тенями, безропотно позволяя бездарным "писателям" создавать для них сценарии собственных жизней и определять законы целого мира.
Кстати, о создателях миров. Мне тоже иногда хочется поговорить с тем, кто писал сценарий для нас с вами, и спросить его, почему с нами все время случается всякая ерунда: на наши головы валятся катастрофы, эпидемии, войны, экономические и политические кризисы и прочие гадости. Завязывай, брат, с дурью. Придумай для нас что-нибудь мирное, стабильное, наполненное смыслом. А потом вспоминаю... Мы же в реальности и не статисты, каждый из нас сам может "писать" свою жизнь, и, если уж что-то не так, то можешь сказать сам себе: "Сходи к доктору, не помешает", "Кончай баловаться дурью" или "Почитай на досуге учебник физики, дружок".
Очень "крайтоновское" приключение, вполне в духе "Парка Юрского периода". Небольшой по объему и наполненный приключениями роман. Для тех, кто хочет отвлечься от философии и насладиться просто фантастическим приключением. С динозаврами, инопланетянами, загадками истории Земли в необычной трактовке. С радостью рекомендую: Роберт Сойер"Конец эры".
Время, когда человечества еще не было — без душных городов, закованной в асфальт земли, без холодных бетонных башен вместо вздымающихся в небеса зеленых гигантов, с огромными бродящими на воле стадами вместо спешащих куда-то людских толп, с бурлящей жизнью, заполняющей каждый уголок земли — такое время всегда привлекательно для нашего взора. Тоскуем, наверное, по утраченному. Или чувствуем вину за то, что все испортили.
Но есть в этом времени без людей период, который привлекателен вдвойне. Когда наш мелкий млекопитающий предок сидел тихо-тихо на задворках эволюции, терпеливо, миллионы лет, дожидаясь своего шанса/и ведь дождался же!/, пока Земля принадлежала всяким разным чудищам.
О-о-о эта великая тайна! Почему они пережили сотни миллионы лет, а потом сгинули бесследно? Ведь за эпохи, пока они правили на Земле, наверняка менялся климат, сталкивались и расходились континенты, извергались вулканы, падали астероиды. А они никуда не исчезали: бродили стада травоядных гигантов, на которых охотились чудовища из наших самых кошмарных снов- сплошные когти, клыки, шипы и прочее, в небе парили огромные, размерами с самолет, ящеры, океаны бороздили стремительные тела-торпеды. А потом — раз и нет!
Вот бы хоть раз взглянуть на этот мир. Одним глазком... Кто бы отказался?
Такой счастливый момент предоставляется в романе двум палеонтологам, которые отправляются на первой машине времени в экспедицию на 65 млн лет назад в поисках ответа на вечный вопрос: Почему вымерли динозавры? Каждый ждет подтверждения своих гипотез. А на самом деле — не так все было, не так...
Приключенческая часть- просто замечательная. Тут тебе и динозавры самых разных размеров и свирепости, картины древнего мира без людей, загадки Солнечной системы и даже целой Галактики. Хотите узнать, почему и когда Марс стал безжизненной красной пустыней? Или была ли у Земли вторая луна? Почему динозавры вырастали до таких гигантских размеров? Или как появились вирусы? И это все динамично, без длинных и заумных рассуждений. Этакий современный вариант приключений в духе Крайтона.
Но есть еще одна сторона романа, которая несколько подпортила впечатление. Герои, которым выпало такое эпохальное приключение, порой производят странное впечатление. Вряд ли настоящие ученые, получившие единственный шанс в жизни получить ответы на самые свои сокровенные вопросы, будут тратить время на выяснение личных отношений и перемалывание мелочных обид. Не добавляет это им "человечности" в моих глазах ни на грамм.
Но есть и еще одна вещь, вызвавшая недоумение. В основе сюжета — некая идея о выборе, общем и личном, который определяет ход истории человечества в целом и каждой человека в отдельности. Но вот идея есть, но самого выбора так и не было совершено. Чтобы решил герой, если бы сознание его друга не оказалось под властью внешней силы, но он продолжал бы упорствовать в своем решении? Смог бы он пойти против друга или даже убить "ради счастья всего человечества"? Что-то я сомневаюсь в силе духа героя, который предстал скорее растерянным и истеричным обывателем, чем собранным и сильным исследователем-ученым. Вся цепочка событий, имевшая такие глобальные последствия в истории всей Земли и двух героев, показалась мне скорее результатом импульсивных и эмоциональных действий-случайностей, чем результатом разумных и взвешенных решений.