Дуглас Адамс «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Сатирическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы ) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Спасение мира
- Возраст читателя: Любой
Пестрая компания вольных странников колесит от звезды к звезде в поисках радости, покоя и коктейля «Пангалактический Грызлодер» — но неведомые силы по два раза на дню навязывают им разнообразные высокие миссии по спасению всего живого от разных мерзавцев и психопатов. То с саркастической усмешкой, то с меланхолической улыбкой Адамс размышляет о Смысле Жизни, Вселенной и Всего Остального.
Заключительная часть цикла была написана Йоном Колфером с разрешения вдовы писателя
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
- /языки:
- русский (30), английский (13), итальянский (4), украинский (13), белорусский (1), болгарский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (51), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (8)
- /перевод:
- А. Антомонов (12), Ю. Аринович (1), С. Асланян (1), В. Баканов (12), А. Бушуев (5), Т. Бушуева (5), В. Генкин (11), П. Костюкевич (1), Н. Кудряшов (10), Н. Магнат (10), Л. Серра (4), С. Силакова (19), В. Филиппов (1), З. Якшич (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sash, 3 марта 2022 г.
Что это такое?
Говорят фантастика, юмор и т.н. абсурдизм.
На деле — фантастика третьего отжима, «юмор» крайне натянут, что остается, абсурдизм?
Так ведь и он крайне далек от оригинального.
Литературное качество очень посредственное. Просто через силу смог осилить первую часть и треть «Ресторана».
Или я чего-то не понимаю, или может восторгающиеся никогда не читали Лема или хоть Свифта и Кэрролла?
reverenge, 17 марта 2024 г.
Сначала посмотрел фильм — забавно, интересно, но не шедевр, как о нём слышал.
Хорошо — думаю — может плохо сняли, урезали, переделали (как это было с Я — Легенда). Прочитал книгу — и опять — интересно, с иронией и сатирой, но — обычно — ни чего шедеврального.
Хорошее произведение с экранизацией — не более. Видимо были завышенные ожидания. А жаль!
Eni, 3 мая 2022 г.
Я знать не знала, что «Автостопом по Галактике» — культовая книга, так что вся эта кутерьма с полотенцами проходила мимо меня (где-то на манжете противоположного рукава Галактики, да). Я просто планировала когда-нибудь до неё добраться, даже купила в бумаге заранее, но почему-то всегда откладывала. Недавно мне исполнилось 42 года, и я решила, что вот теперь уж точно пора 😉
Всё начинается с Артура Дента и бульдозера. Дом Артура собираются снести, так как здесь пройдёт новое шоссе. И у Артура два варианта развития событий: смириться или лечь под бульдозер. Вскоре выясняется, что есть ещё неожиданный третий вариант — отправиться путешествовать автостопом по Галактике.
Артуру предстоит узнать ответ на Великий Вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального, посетить бар «У конца Вселенной», побывать в доисторическом прошлом и невероятно далёком будущем, познакомиться с одним из мастеров, строящих планеты (видели побережье Норвегии? его работа!), понять, почему люди не летают, и пережить много-много других опасных, чудесных, захватывающих, дурацких, бессмысленных... в общем, моментов на любой вкус 😏
Есть здесь и другие главные герои, помимо Артура. Никогда неунывающий Форд Префект — профессиональный автостопщик, опытный путешественник, один из авторов знаменитого «Путеводителя по Галактике». Зафод Библброкс, Президент Галактики — выпендрёжник и пижон, угнавший лучший космический корабль на свете. Триша Макмиллан — девушка с Земли, которой суждено вечно стоять на перепутье, не в силах окончательно выбрать между спокойной жизнью и возможностью космических приключений. Каждый из них понравился мне хотя бы однажды, и каждый из них хотя бы разок чудовищно выбесил. Мой же самый любимый персонаж — робот Марвин, само собой. Безупречное, самое умное и прекрасное в мире, но глубоко несчастное существо (а ещё эти гады его везде забывали, отчего у меня регулярно подгорало).
Дивной придурошностью и низведением любого пафоса до хиханек книга очень напоминает «Доктора Кто» (оффтоп: есть у меня подозрение, что именно от Адамса за «15 месяцев совместной жизни» Доктор подхватил и пронёс через дальнейшие воплощения свою суперспособность придуриваться на серьёзных щах, ведь до Четвёртого её, кажется, не было, нет?). Похожа она и на Пратчетта: «английскостью» в целом, тем самым «английским юмором» в частности, и весьма своеобразной, но неуловимо схожей именно среди (известных мне) британских писателей извилистостью формулировок, а ещё у неё такой, весьма характерный флёр горечи, сквозящий сквозь абсурд и смех.
Я читала её немного дольше, чем планировала. Во-первых, она так-то довольно большая (у меня все пять частей в одном томе, 638 страниц мелким, примерно десятым шрифтом). Во-вторых, нелепый сюжет в первых книгах почему-то казался лично мне местами скучноватым. Возможно, я не сразу настроилась просто... Но я не могла её бросить, потому что это очень тонко, изящно и смешно. Чистейший, концентрированный эстетический восторг! Хочется читать её вслух, и, да, я с большим удовольствием именно так и делала, чему, увы, очень мешало собственное хихиканье.
vovun, 19 января 2017 г.
Прочитал эту книгу из-за её известности. И, к сожалению, оказался далеко не в восторге. В моём томике было два первых романа. Самый первый начал читать на ура. Сначала нравилось, казалось свежим и умным, но в то же время легким. Потом становилось всё скучнее и скучнее. Ближе к концу я даже перестал понимать, что происходит. По-моему, повествование просто затянуто. Я бы остановился на первом романе, дальше бы на месте автора не писал. Особенно разочаровала возня около вечного вопроса мироздания. Ответ есть: 42. А вопрос, оказывается, еще надо толком сформулировать. Ну и что? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы так обыграть вечный вопрос. Например, у Набокова в «Ультима Суле» об этом писалось гораздо глубже. Я, конечно, понимаю, что здесь юмор, но... Не смешно! Да и то, что мыши там в какой-то части романа оказались важнее людей, тоже банально и не смешно. В целом, неплохо, но не более.
HDRip, 23 сентября 2021 г.
Роман «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом» очень короткий. Настолько короткий, что и романом то его назвать язык не поворачивается. И тем не менее, не смотря на свой объем, он получился достаточно цельным и содержательным. Как по мне, всё-таки «Автостоп по галактике» — это, в первую очередь, колкая сатира, а не просто «абсурдная комедия». Хотя, бесспорно, если какой-нибудь Шекли, высмеивая тот или иной аспект быта, возводил его в абсурд, то Адамс возводит в абсурд в квадрате. И всё-таки, именно первый роман получился достаточно цельным, не смотря на то, что сюжет скачет галопом.
Увы, не могу сказать того же самого про продолжение. Я, признаюсь честно, дальше «Ресторана на краю вселенной» не читал, но вот «Ресторан» шёл через силу. В отличии от первой книги, вторая представляет из себя бессвязный набор идей и зарисовок, какой-то черновик, который автор составлял в большой спешке, чтобы не забыть пришедшие на ум мысли. Только вместо того, чтобы потом на основании этого черновика, написать полноценную повесть, он решил выпустить его прямо в таком черновом виде. И хотя в нём встречаются занимательные идеи, в целом вторая часть оставляет впечатление неудачного сборника анекдотов.
Поэтому порекомендовать могу лишь первую книгу цикла, но не её продолжение.
Crazy Nyx, 4 июля 2024 г.
Может соотечественник автора сможет по достоинству оценить сие произведение, но никак не мы.
Сомневался, возможно я не догоняю скрытых смыслов в этом абсурде, но нет.
Такова любимая книга Илона Маска.
vam-1970, 18 ноября 2018 г.
В целом о цикле -автор на мой взгляд имел по жизни в запасе огромный набор юмористических перлов, но как их опубликовать?
Выбрал стиль абсурдного романа на фантастическую тему. И понеслось. Что для меня запомнилось -это множество отличных и оригинальных высказываний автора на разные темы. Действительно остроумно и метко. Стоит даже эти афоризмы писать на стенах — стенам будет приятно.
Больше ничего на душу не запало. Абсурд абсурдов в квадрате. Ранее я писал в кубе, но по мере прочтения всех томов снизил до квадрата вместе с автором.
buy07, 9 сентября 2016 г.
Конечно, сколько людей столько и мнений. Но по мне ,так не особо и смешно. Тупость на тупости и тупостью погоняет. Первый роман еще как-то можно читать, третий тоска невероятная. Остальные романы где-то между так себе и тоска невероятная.
YanaD16, 6 марта 2017 г.
Ожидала от книги многого.
А получила фактически ничего...
Абсурдная, очень абсурдная, имхо, книга.
Юмористическая фантастика? Видно, у меня другое чувство юмора. «Автостоп» показался мне таким же унылым, как робот-меланхолик Марвин.
Некоторые моменты (например, про чай) заставили меня слегка хихикнуть, но не более того. А уж знаменитые «42» вообще ввели в ступор. Как и белые мышки...
В общем, книга на любителя.
Как правильно написал один отзовик, читатели этого произведения делятся на два лагеря: на тех, кто без ума от «Автостопа» и тех, кому он не зашёл.
Лично я во втором лагере. Увы.
KindLion, 13 сентября 2020 г.
Честно говоря, мне настолько давно советовали прочесть эту книгу, и это чтение настолько долго, по тем или иным причинам, откладывалось, что это становилось уже крайне неприличным. Неприличным по отношению ко всему – к себе — читателю, к людям, искренне мне советовавшим эту книгу, к автору, да и, в конце — концов, к фантастике как к таковой. И вот, наконец, я взялся за чтение.
Первые страницы – восторг! Человек, противостоящий в одиночку государству и всему «правильному» обществу. Ну представьте – государство решило проложить новую дорогу. Нашло подрядчика, согласовало все бумаги – можно начинать строительство. Люди – готовы. Техника – готова. За чем же заминка? Почему не начинаем? Заминка за малым. За маленьким человечком, по совместительству – главным героем книги. Дело в том, что Новая Замечательная Супердорога должна пройти ровнехонько там, где стоит дом этого самого главного героя – Артура Дента. А Артур – он никуда не хочет переезжать. Ну нравится ему его собственный дом. Нравится жить там, где он живет. Налицо противостояние, интрига.
Еще одна интрига первых страниц романа – совершенно прикольная личность, инопланетянин, живущий на Земле уже несколько лет под видом обычного землянина. Очень прикольная и своеобразная личность. Существо, знающее то, что планете Земля жить осталось совсем мало времени…
Круто? Да, круто! Еще бы! Совершенно потрясающая затравка для книги! Ну а дальше? А дальше чудесным образом Артур со своим знакомцем-инопланетянином оказываются в космосе, по которому, собственно и начинают путешествовать автостопом. Ну и вот с этого момента книга перестала быть мне интересной. Я бы назвал эту часть повествования (собственно, насколько я понимаю, — основную) – фантастикой ради фантастики. Допускаю, что это сатира, стеб автора над собратьями по перу… но я это все не очень уловил и было мне откровенно не интересно.
Gnbwsyf, 8 сентября 2017 г.
Абсолютно не моё произведение. На мой взгляд какая-то фантасмагория и абсолютная бессмыслица. С трудом прочитала две трети книги и бросила, поняв, что меня так и «не вштырило» ))... Очень удивлена, что у книги так много высоких оценок и лестных отзывов. Купила книгу как раз по отзывам и рекомендациям и оказалась полностью разочарована
Тимолеонт, 8 января 2018 г.
Очень долго по разным причинам я оттягивал знакомство с этим циклом и в итоге меня на него сподвигло издание на русском языке «Не паникуй!» Геймана.
Но вот прочитал, и что сказать об «Автостопе»? Естественно, что в полной мере, на 100% книгу смогут понять только соотечественники автора, для них она и писалась, но мощь юмора, сатиры и идей заложенных в книге оказались настолько универсальны, что она распространилась на весь мир и её влияние чувствуется во множестве художественных произведений. Это и игра Fallout, и «42», и, даже, творчество Пратчетта. Никто меня не сможет переубедить в том, что создатель великого цикла о Плоском Мире, позаимствовал и преобразовал парадоксальность юмористических ситуаций Адамса, его остроумную абсурдность, сделав её более взрослой, логичной и последовательной. И да, я в курсе существования Вудхауса и даже читал его немного.
Что особо радует — цикл не стоит на месте и постоянно эволюционирует, от простой «комедии положений» в первой части, до сложной сюжетной драмы к концу. И что радует ещё больше — развитие чисто сюжетной части и больший упор на характеры персонажей не делает книги менее смешными, остроумными и интересными.
В то же время чувствуется, что своё творчество Адамс никогда не любил. Ещё в ходе прочтения у меня сложилось впечатление, что своих героев он ненавидит и вообще пишет через силу. И ОЧЕНЬ удивился, когда в «Не паникуй» Геймана нашёл подтверждения этому мнению. Впрочем, это не делает книгу менее значимой. Она однозначно обогатила мировую художественную культуру и может в значительной степени поменять взгляды на жизнь и юмор многих людей.
Цикл однозначно обязателен к прочтению вообще всем любителям хорошей литературы.
Скворец, 3 ноября 2019 г.
Классика жанра. Нужно, если не хочется читать, то хоть пролистать по диагонали, чтобы иметь представление и не выглядеть идиотом, когда кто-нибудь задумчиво пошутит про Вопрос Вселенной и Всего Остального.
Вообще говоря, для ценителя фантастики тут есть всё полагающееся. Космические корабли, заговоры, разумные роботы (вернее, один разумный робот, но до того обворожительный, что его вам с лихвой хватит), путешествия во времени и пространстве, бои в открытом космосе, инопланетяне и ещё целая куча всего нужного. Всё добросовестно сдобрено юмором, иногда своеобразным, но всё равно улыбку вызывает, а также ненавязчивой философией.
Можно, пожалуй, придраться только к главному персонажу — Артуру. Круглый дурак, иногда даже натянуто придурковатый, видно, чтобы не нарушался образ. Образ — да, живой, не поспоришь. Впрочем, у Артура тоже есть своё преимущество — много вы вспомните произведений, где главный герой абсолютно ничего не понимает, и вообще у него, кажется, с головой не всё в порядке? Зато симпатичный.
Форд вызывает гораздо больше доверия — уж он-то матёрый космический волк (или, вернее, матёрый космический репортёр). Тоже не без своих тараканов, но персонаж определённо положительный.
Триллиан — тоже понятная и очень хорошо прописанная, на мой взгляд, особа. Хоть и добрая, даже нежная, но с характером — достойное сочетание.
Ну, про Зафода и Марвина даже говорить нечего — они удались. С одной стороны — самовлюблённый Президент Галактики, с другой — депрессивный робот. Прекрасная пара.
Ах да, есть ещё Рэндом. По-моему, наиболее достоверный образ с понятными мотивами и чувствами. Ничто не вызывает чувства «ну нет, так она не могла сказать».
(Вообще в этом произведении ничего не вызывает такого чувства.)
Сюжет? Поначалу — вроде бы весёлый. Полёты туда-сюда, суперкомпьютер, даже путешествие на доисторическую Землю — динамично, интересно, забавно.
И, конечно, смерть Марвина — сильнейшее место всего цикла. Даже всеобщая гибель в конце последней книги не вызывает столько чувств, сколько кончина робота.
В общем, потом становится грустнее. И ещё грустнее. И ещё... Но, как по мне, хуже от этого не становится. Хорошая книга всегда должна быть и весёлой, и грустной.
Одним словом — читать, просто чтобы иметь представление и к тому же получить удовольствие. Логика — есть, юмор — есть, философия — есть, фантастика — тоже есть. Всё, что нужно.
narsyy, 7 мая 2017 г.
Имхо, такие истории прекрасно разбились бы на рассказы, а вот собирать все это в романы — идея не слишком хорошая. К концу первой книги я серьезно подустал, вторую заставил себя прочитать силой. На третьей конкретно застрял, и после каждых 10 страниц подумывал бросить.
Из героев только Марвин имеет подобие характера, остальные одинаковы настолько, что я, прочитав 250 страниц, продолжал их путать. Никаких целей или мотивов у них нет, они делают то, что необходимо автору для создания очередной шютки. Шуточки и колкости местами хороши, а кое-где не очень заезжают. Диалоги в этой связи часто присутствуют только для создания буфера между шутками.
Вот у Лема есть очень похожий цикл сказок роботов, где каждая история самобытная и оригинальна. В таком формате и обертке эти цветастые фантасмагории читаются гораздо легче и лучше усваиваются читателями
scafandr, 23 декабря 2018 г.
Интерес к циклу у меня появился совершенно случайно. Один мой знакомый издавал самиздат-журнал, который назывался Don't Panic! Я думал, что он сам придумал такое необычное название, но потом, спустя лет 10, я узнал, что фраза взята из одной фантастической книги. И когда на мои глаза в интернет-магазине попалась эта книга, я сразу же ее купил, не задумываясь, о чем вообще она.
И когда я начал читать, то подумал, что это юмористически-сатирический роман (о цикле я узнал тогда, когда прочитал первую часть цикла=)). И это одно из главных заблуждений тех, кто разочаровался в «Путеводителе по галактике для путешествующих автостопом». По мне, это одна из уникальных абсурдистских книг, какие я читал. Где-то рядом проходил Асприн, но он все же более мягкий и склонен больше к нелепому юмору. А Адамс умеет мастерски создавать крайне глупые, но забавные ситуации, которыми часто пестрит британский юмор (сразу вспоминается Монти Пайтон).
Отличный цикл, уверен, что буду не раз его перечитывать, но советовать его всем, как мне кажется, было бы слишком рискованно, т.к. милые глупости не у каждого человека хорошо усваиваются в голове