Чувствую, в основной рецензии осталось недосказанное, а то и просто недопонятое. Поэтому, если родился пролог, то не стоит отходить от начатого. Пусть будет и эпилог.
К роману Брина моей главной претензией стала форма, когда сюжет неоднократно и неожиданно обрывается в местах, где и когда автор внятно и неоднозначно должен сказать о своей позиции. Это не тот вариант, когда автор осторожно подводит читателя к восприятию определенных идей. И не тот, когда он побуждает читателя акцентировать внимание на существующих или только зарождающихся проблемах, размышлять, сравнивать и делать собственные выводы. Это вариант, когда автор внезапно останавливается, внезапно испугавшись, что слишком далеко зашел, и сказанное далее явно не понравится достаточно большому кругу читателей, отчего упадут продажи, не дадут премий и нахлынет вал критики.
К примеру, сюжетная линия о зарождающейся расе дельфинов. О Возвышении предразумных видов. Сама эта часть с описанием нового общества, его социальной структуры, появления ростков морской цивилизации могла бы стать основой для отдельного романа. Но это практически невозможно без прояснения вопроса: а что есть разумность? Где та самая грань, когда живое существо в наших глазах становится разумным и, следовательно, приобретает определенные права?
По мне, так моя кошка, умело манипулирующая нами и даже плетущая многоходовые интриги в пользу себя любимой, много разумнее, чем алкаш из соседней квартиры. Или вороны из сквера напротив, социальная жизнь которых много сложней и разнообразней, чем у некоторых человеческих сообществ. Но у кошки в глазах людей прав нет, а у алкаша — есть. И вопрос этот даже не обсуждается: кошка — всего лишь кошка, а алкаш- человек. И все.
Вот и Брин, долго описывая зарождающиеся цивилизации дельфинов, аутистов, возрожденных неандертальцев, искусственных разумов и андроидов неожиданно стыдливо останавливается, когда доходит до ответа о разумности 7-ми миллиардного человечества, которое довело Землю до описанной в романе ситуации. Он долго восхваляет невинность и добрый нрав дельфинов, описывает первые их шаги на пути "прогресса", и замирает, когда надо высказать мнение о том, кто и зачем превращает море в большую помойку и сотнями убивает наших "братьев по разуму". Но в этом месте, когда уже деваться некуда, линия обрывается, и далее о ней будут только краткие упоминания.
И если бы это был единичный пример. Практически любая важная тема подана только так. Проблемы без решений, и даже без оформленной позиции. Несколько десятков глав рассказывают о новых-старых формах организации общества и политического правления. Но как только надо четко сказать: а как сам автор относится к современным демократическим институтам и видит ли им альтернативу, линия обрезается без каких-либо объяснений.
Между тем, при таких то претензиях, я поставила роману высокую оценку. И оценка эта за оптимизм.
В последнее время я прочитала сразу несколько романов на тему близкого будущего, в том числе и "Отчаяние" Игана. И они все были депрессивными, из той серии которую я называю "Все плохо, но будет еще хуже". И даже дергаться не надо. При всех описанных ужасах и целом ворохе проблем "Бытие" на этом фоне просто переполнено верой в то, что, несмотря на то, что 99 проц человечества неустанно трудятся, чтобы погубить наш мир, оставшегося одного процента хватит, чтобы обогнуть очередную "мину" истории. И в этом вопросе Брин не уходит от ответов, до последнего защищая свою веру, которая может многим показаться беспочвенной и наивной.
И в конце хочется ответить на замечание Nicolett, написавшей о романе: "Обилие героев, которые бестолково мечутся по сюжету, якобы что-то делая (ключевое здесь "якобы"), вперемежку с псевдофилософскими рассуждениями – ну, диагноз, в общем и целом, ясен". Так, это можно сказать о любом последнем романе Мартина или Сандерсона, в которых градус бесполезных метаний героев просто-таки зашкаливает. И ничего, считают шедеврами.
М.: АСТ, 2015 г. /по факту вышла в декабре 2014 г./
Серия: Сны разума
Аннотация: Известный футурист Дэвид Брин возвращается к глобальной и масштабной НФ с новым романом, “Existence”
Джеральд Ливингстон убирает мусор на орбите. На протяжении сотен лет люди выбрасывали вещи в космос, и кому-то нужно заниматься уборкой. Но он обнаруживает на орбите что-то, чего он не ожидал, что-то, чего нет на старых картах. Через час после того как он подбирает эту вещь, Земля переполняется слухами о “инопланетном артефакте”.
Артефакт оказывается в центре всеобщего внимания и меняет все. Послание в бутылке; инопланетная капсула желающая общаться. Мир реагирует традиционно: со страхом и надеждой, и эгоизмом, и любовью, и жестокостью. И ненасытным любопытством.
ЧТО ЕСТЬ ВЫЖИВАНИЕ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ВЫЖИВИТЕ В ЦЕЛЬНОСТИ? СПРОСИ ОБ ЭТОМ БЕНЕ ТЛЕЙЛАКС! ЧТО, ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШЕ НЕ УСЛЫШИТЕ МУЗЫКИ ЖИЗНИ? ПАМЯТЕЙ НЕДОСТАТОЧНО, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ НЕ ПРИЗЫВАЮТ ВАС К БЛАГОРОДНОЙ ЦЕЛИ!/из послания Бога-Императора Дюны/ Фрэнк Герберт "Еретики Дюны"/
Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.
Меня всегда занимал этот вопрос: как же все происходило на самом деле? С чего это вдруг людям разонравились саванны, по которым они бродили тысячи лет, и простая жизнь в единении с природой. Сотни веков удовлетворяла жизнь охотников-собирателей, каменные топоры и кремневые гарпуны, теплые пещеры и одежда из шкур, а потом, за каких то пять тысяч лет — градостроительство, земледелие, скотоводство, металлургия, письменность, наука, высокие технологии. Всего лишь век назад — радио и телефон казались чудом техники. От первых "самоходных экипажей" до полета на Луну — несколько десятилетий. Люди, которые изумлялись первым автомобилям, смогли стать свидетелями полетов в Космос!
Наверное, не все было так прямолинейно. Откуда нам теперь знать, сколько раз изобретались гончарный круг или кузнечный горн, сколько неудачных экспериментов было проведено первыми земледельцами, прежде чем был получен урожай. Сколько безымянных изобретателей терпели поражение, пока их изобретения не были признаны соплеменниками полезными и прочно вошли в обиход. Скольких из них изгнали из племени или принесли в жертву темным духам вместе с греховными поделками за вольнодумство и нарушение традиций?
Но, как бы то ни было, мы все же вышли на путь технологий и пока с него не сворачивали, хотя и делали довольно долгие остановки. А ведь сколько опасных случайностей было на пути: ледниковые периоды сменялись глобальным потеплением, засухи, ураганы, наводнения, извержения вулканов или падение гигантского астероида — любая природная случайность могла прервать этот путь. Умер неугомонный новатор, не успев доказать полезность нового способа изготовления копий или не создав свой новаторский ткацкий станок- и опять десятилетия застоя до рождения очередного гения. Добавим сюда эпидемии, войны, религиозные конфликты...
Создается впечатление, что мы, как разумный вид, вступили не на торную дорогу, ведущую к процветанию, а на минное поле, где с каждым шагом плотность взрывных устройств только возрастает. Причем, они становятся все сложней и разрушительней. Каждое новое открытие или технология, сулящие на первый взгляд процветание, влекут за собой все больше непредсказуемых "побочных эффектов". Только за последние десятилетия сколько всего появилось — генные технологии, способные излечить опасные недуги и породить совершенно новые, или технологии связи, открывающие новые пласты реальности, но грозящие полностью изменить наше общественное устройство. С каждой минутой все только ускоряется и усложняется, так, что становится невольно страшно: а справятся ли наши мозги с каскадом порожденных нами же проблем?
Я не случайно начала со столь длинного вступления. Все сказанное напрямую имеет отношение к роману Брина "Бытие", который рассказывает о современности и о грозящих нам в ближайшем будущем опасностях, если дела на Земле будут идти так, как они идут сейчас.
Трудно даже сказать, какую из уже имеющихся в наличии или близких "мин", способных взорвать нашу цивилизацию, и, если не уничтожить наш вид полностью, то отбросить назад к охоте и собирательству, Брин пропустил. Климатические изменения и природные катаклизмы, экологическая деградация, глобальные войны и терроризм, социальные потрясения и кардинальное изменение общественно-политического устройства, вмешивающиеся в генетику человека технологии и технологии, изменяющие сознание и разум, развитие науки и растущее недоверие к ее открытиям и много чего еще. Из фантастических допущений, пожалуй, только инопланетяне с их космической инфекцией. Даже появление на Земле новых видов разумных существ- выглядит органично, а не фантастично.
Огромный пласт проблем. Поистине, описание БЫТИЯ— космоса, природы, человека. Объективной реальности, перетекающей в фантастические допущения. Поданное в оболочке вселенского приключения, в центре которого- изучение инопланетных артефактов и новая версия объяснения Парадокса Ферми, исследование не просто ближайших перспектив технологического развития человеческой цивилизации, а размышление о развитии сознания — философии, морали и нравственности.
Во многом роман перекликается с первыми романами "Возвышения"— "Прыжком в Солнце" и "Война за Возвышение", в которых Человечество борется со всей Галактикой за собственный путь развития и взгляд на БЫТИЕ. В какой-то мере роман даже можно считать приквелом "Возвышения", настолько легко представить себе события, связывающие представленную историю со знаменитым циклом.
Как ни странно для скрупулезного перечисления смертельных опасностей, роман произведение очень оптимистичное. В отличии от других книг о ближайшем будущем, где "все плохо, а будет еще хуже", в "Бытие" есть рецепт лекарства от общих бед: у нас есть явное эволюционное преимущество — разнообразие культур, порождающих выбор в решениях и действиях, позволяющих проложить не заводящую в однозначный тупик дорогу по минному полю. Если и возможно пройти по этому минному полю, не разлетевшись на куски, по тонкому льду, не пойдя ко дну со всеми своими благими намерениями, по лезвию бритвы, не изрезавшись до полного исчезновения, то только так. Но и этого не достаточно: нужна общая, великая, объединяющая цель, определяющая направление в опасном путешествии. ПАМЯТЕЙ НЕДОСТАТОЧНО, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ НЕ ПРИЗЫВАЮТ ВАС К БЛАГОРОДНОЙ ЦЕЛИ!
Но это все о содержании. Теперь о форме. На самом деле, идей, задумок, сюжетных ходов в романе — на целый полновесный цикл. Многие линии оказались внезапно оборваны, без какого-то влияния на основной сюжет. Даже основное действие дважды обрывается на самом интересном месте, переносясь во времени вперед на десятилетия. Причем это "самое интересное место" совпадает с моментом, когда автору нужно самому определить за "красных" он или за "белых", четко высказать свое мнение и отношение. Но мысль обрывается и начинается новая глава, поднимающая новый пласт проблем, рождающая новые идеи, которым предстоит промелькнуть ярким метеором, не оставив в сюжете даже легкой дымки следа.
Кому я рекомендую роман? Всем, кто считает, что настоящая фантастика — это не занимательное чтиво на вечерок, а возможность через привлекательную форму поговорить с читателем о множестве современных проблем, эксперимент, изучающий прежде всего человека и Человечество.
Это не просто отвлеченный пост, не "крик души". Это небольшой пролог к рецензии на роман "Бытие" Дэвида Брина.
Рецензия, как жанр, имеет некоторое ограничение: приходится писать о многом и кратко, иногда оставляя за рамками личное впечатление. Тем более, если речь идет о таком объемном и многослойном произведении, как новое произведение Брина.
А в нем много о чем. Собственно, роман один из тех немногих, каким хотелось постоянно видеть фантастическое произведение, будь то фильм или книгу: увлекательно, масштабно, ярко, научно и ... умно. О людям и Человечестве, о проблемах современности и путях их решения. В романе очень много об этом, несмотря на будущее, Космос, инопланетян и множественность разумных видов о Земле.
Но мне бы хотелось выделить то, что задело и о чем Брин начал говорить, но бросил, предпочтя другие, более увлекательные темы. А жаль: тема эта близка нам, как никогда. О Веке Дилетантов.
На самом деле этот Век уже на дворе. Это раньше все население поголовно разбиралось в двух областях: образовании и медицине. На любой кухне, от любой домохозяйки вы могли услышать "компетентное" мнение, о диагнозе и методах лечения, о том, какие лекарства пить, а какие не пить, с подробной критикой мнения ученых или ведущих специалистов. То же и с образованием. Каждый знал, как и что учить несчастному школьнику, что нужно, а что нет.
Но, как правило, эти "специалисты", так и оставались в пределах кухни, офиса, максимум двора. Но прошли эти замечательные времена. Теперь у "все знающих" есть Интернет и возможность донести свое "компетентное" мнение до самых удаленных уголков планеты.
Создается впечатление, что все разбираются во всем. В инженерных коммуникациях, строительстве, юстиции...Былые "знания" об образовании и медицине блекнут на фоне новых фаворитов: политики и экономики. Каждый, не смущаясь и не сомневаясь, может не просто высказывать свое мнение, но и давать советы специалистам, что и как им делать, как учить, лечить, руководить, о чем и как писать.
В этом плане показателен пример Фотографии, которая, с моей точки зрения, стала одной из первых жертв Века Дилетантов. С одной стороны Интернет дал нам возможность смотреть на лучшие образцы фотоискусства и репортажной съемки. С другой, сегодня любому доступна качественная техника и программы обработки, и каждый, даже те, у кого руки не из того места растут, может сделать качественный снимок.
Эта легкость сыграла злую шутку. Все сразу стали считать себя знатоками фотографии, ставя себя едва ли не на одну доску с профессиональными фотографами. И, вообще, зачем они нужны, спрашивается, когда так легко навести объектив и нажать кнопку, а все остальное делает электроника? Как результат, профессионалов, которые думали о кадре и его наполнении, начали замещать "нажиматели кнопок", использующие возможности своей аппаратуры едва ли на 10 проц.
Хорошо это или плохо Брин в своем "Бытие" ответа не дает. Он, кстати, вообще дает очень мало ответов, в основном, только обозначая многие проблемы. Но эти проблемы оказываются наиболее острыми и современными, как раз теми, где надо вполне четко сказать, на чьей ты стороне.
Что же касается Века Дилетантов, то есть романе вполне здравая мысль на этот счет. "Однако Тор с нетерпением ждала возвращения в этот мир. В цивилизацию, которая была гораздо разнообразнее той, в которой она родилась, и продолжала набирать разнообразие. Со множеством подсматривающих глаз, готовых поймать тебя на ошибках, и дерзких голосов, свободно выкрикивающих любые предостережения. Именно такая цивилизация в состоянии заметить ловушку, в которую попадали все другие перспективные разумные расы нашего спирального рукава". Видимо, истинна, как всегда, где-то посередине: в сигнальной системе, которая предупреждает о снижение профессионализма, а не в подмене специалистов, или тем более в поучении их, как и что делать.
Р.S. Сама рецензия на роман уже "сложилась" в голове, и в ближайшие пару дней буду рада представить ее на ваш суд.
Я уже много раз писала, что люблю Макдевитта. Не смотря на то, что сюжеты просты, действие линейно, герои бесхитростны, а сюжетные ходы повторяются из романа в роман. Но есть в его романах постоянство, собственные принципы, которым автор предан и не предает их, даже если они не совсем укладываются в нынешние тенденции. Это внушает уверенность и уважение. Потому со всей ответственностью рекомендую любителям классического НФ: Джек Макдевитт"Око Дьявола":
К третьему-четвертому роману любого цикла уже можно говорить о тенденциях и традициях. Этого ждешь, поскольку подобные традиции, в некотором роде, обещание стабильности: сюжет может "провиснуть", но уже знакомые и отработанные приемы "вытащат" все действие на должный уровень.
Мне всегда импонировал в этом плане Макдевитт, с моей точки зрения, писатель, исключительно верный собственным традициям. На него всегда можно положиться: героини обязательно смелы, умны и красивы/никаких комплексующих дур или уродин/, герои — мужественные, решительные, благородные и почти гениальные в своих областях/никаких унылых или мучимых фобиями неудачников/, сюжет с выверенным балансом активного действия и диалогов, а предъявленные в первом акте "ружья" всегда выстреливают в финале. В истории обязательно в равной мере будет космос, тайны, интриги с непременным добавлением социальных и психологических проблем, отсылающих фантастический сюжет к современности.
В этом плане "Око Дьявола" — уже четвертая книга из цикла "Алекс Бенедикт"- очень традиционный роман для Макдевитта. В нем все, как и положено: развитие героев, космос, загадки. Даже два небольших "новшества" укладываются в эту схему. Первое — в этот раз команде из Алекса и Чейз предстоит расследовать не древние тайны и разыскивать отнюдь не археологические артефакты. Но, как бы то ни было, история будет присутствовать: в данном случае — история затерянной на краю, почти в межгалактическом пространстве, планеты Салуд Дальний. Как и Космос — с его разнообразием, тайнами, масштабностью и непередаваемой красотой.
Второе небольшое "новшество" касается главной героини Чейз, заслуги которой в этой и предыдущих историях будут, наконец, признаны в полной мере. "Око Дьявола", вообще, в большей степени Книга Чейз, чем Алекса, хотя, надеюсь, это не станет еще одной традицией: фанфары в честь прекрасных дам хороши в меру.
Но это общие для Макдевитта традиционные ходы. К четвертому роману появились уже "цикловые" приемы, без которых представить очередной роман об Алексе Бенедикте просто невозможно. К примеру, без покушения на жизнь героев с помощью скиммера. Этот летательный аппарат, видимо, в будущем станет главным орудием убийств, таким же простым и доступным, как сегодня кухонный нож. Или как же без сцены с терпящим бедствие транспортным средством в Космосе? Или без драки в темной комнате? А уж без злодея, который преследует героев, роман об Алексе и Чейз — не роман вовсе. Это, как история о Бонде без девушки Бонда.
Нет, традиции — вещь хорошая. Придающая уверенность в себе, как в читателе. Чувствуешь себя не просто наблюдателем, а соучастником, провидцем, способным предсказать события за сотню страниц, что значительно повышает самооценку. Вот, к примеру, если повесили в начале на стену "ружье" — ашиуров- "немых" и идею о том, что для примирения двух рас необходимо сделать вместе глобальное и неподъемное дело — твердо знаешь, что это — неспроста, "выстрел" обязательно прозвучит и даже куда попадет пуля всегда ясно. И опять, как и предыдущем романе, главы о культуре, социальном устройстве и жизни ашиуров оказались едва ли не самыми интересными и оригинальными.
Самое поразительное в этом, что впечатление от романа эта "традиционность" не портит ни в коей мере. Читается легко, непринужденно: шаг за шагом, по следу очередной вселенской тайны к обязательному триумфу разума, правды и благородства. Вот это последнее — самое главное: Разум, Правда и Благородство- уж больно этого не хватает сегодня в нашей жизни. И в книгах. Потому только за это можно простить все "традиции" и "тенденции".
Так, все. Двухмесячное безделье завершено и с понедельника отправляюсь на работу. Рука пока не восстановилась до конца, в лучшем случае на половину. Оказалось, что есть некоторые осложнения в виде контузии локтевого нерва, но это будет еще месяцев шесть. Что, с моей точки зрения, не является поводом для безделья. Но зато мы снова будем посещать выставки и фестивали. Мне даже обещали подарить к весне новый, более продвинутый, фотоаппарат, поскольку муж счел, что начальный этап обучения фотосъемки я успешно прошла.
Это о личном. Теперь же о книге, которую я сегодня хочу представить. Мне, не самой большой любительнице детективов, больше понравилась атмосферная часть романа Бена Аароновича "Реки Лондона". В Лондоне я не бывала и никогда там не побываю уже, так что для меня это была замечательная туристическая поездка. Те же, кто этот город хорошо знают и бывали в описанных местах, должны получить большее удовольствие от узнавания мест и их применения в ходе действия.Самый близкий из читанных мною к этому роман Резника "По следу единорога" и последний мне понравился больше своей не злой магией. Уж больно в "Реках Лондона" много социальных проблем: ими оказалось заражено даже волшебство.
Уж если где и остался на нашем материке тот самый, первоначальный, древний мир волшебства и таинственности, мир первоначальной Магии Земли, Воды, Воздуха и Огня, мир, где у каждого, даже самого захудалого ручейка, был свой дух-хранитель, в реках плескались русалки, в мрачных подвалах дремали вампиры, а неприкаянные призраки маялись веками на тихих кладбищах и в развалинах замков, то это, наверное, Англия. И уж если есть сегодня на свете город, который должен стать пристанищем волшебных созданий, то, безусловно, Лондон.
Мне, никогда в столице Британии не бывавшей, почему то, оказалось очень легко поверить в ТАКОЙ Лондон. Одновременно старый и современный, в котором тихое кладбище с многовековой историей соседствует с оживленными магистралями с бесконечными пробками, в котором практически каждая старая улица, дом, камень имеют свою историю, теряющуюся во времени, по большей части мрачную и кровавую. По такому городу можно днями и неделями ходить и думать: "вот здесь в таком-то веке наверняка стоял такой-то..., а здесь произошло то-то", и эти "такие-то" и "то-то" будут целыми главами в учебниках истории.
Да, легко представить, что в таком городе по-прежнему живут волшебники, состоящие на службе у короны, передающие свои секреты от мастера ученику и строго следящие за соблюдением договоров и соглашений, заключенных еще в те времена, когда и города на этом месте никто не планировал строить. Что здесь живут и здравствуют вампиры, призраки, боги и богини, духи, успешно приспособившиеся к нашему быстро меняющемуся миру. С виду обычные горожане, немного со странностями, но кто нынче без тараканов в голове?
Тем более, что город этот немного/ ладно, пусть не немного/ изменился за последнее время. Это теперь большой котел, в котором варятся традиции, культуры, языки, предрассудки, старые и новые. И я бы не сказала, что роман поет оды пресловутым толерантности и мультикультурализму, поскольку дремлющие противоречия то и дело вылазят на поверхность повествования. Тут вам и противоречия между исконным британцем — отцом Темзой и новыми мигрантами в лице многочисленного семейства Матушки Темзы. Или потрясающая сцена в метро, где каждый оценивает соседа с точки зрения его потенциальной опасности, рассчитывает возможные пути отступления. Или мятежный дух бунтаря и сеятеля Хаоса Панча, легко находящий отклик в сердцах обычных горожан, готовых в любую минуту выплеснуть свое раздражение и недовольство.
Вообще, в романе очень много о "новых" лондонцах. Иногда, иронично, а иногда и жутковато, как еще одна сильная сцена: выступление Панча-Лесли в театре и описание последующего погрома в центре Лондона. Скажите, это отрицательный персонаж вещает о крахе мультикультурализма, но мы то с вами знаем, как часто именно такой герой выкладывает без оглядки все сомнения и тайные страхи, которые мучат героев положительных.
В общем, я рада, что побывала в таком Лондоне со всеми его древними тайнами и современными проблемами. Но это, пожалуй, лучшая часть книги. Сам сюжет и рыхлый на фоне остальных персонажей главный герой ни коем образом не впечатлили. Действие имеет свойство замирать на долгий срок или сворачивать с торной дороги — расследования серии странных убийств и происшествий. Неожиданно длинные "уроки магии" с описанием взорванных яблок и сломанных телефонов навеяли скуку излишними подробностями, а, напротив, лаконичные описания оперы, кладбища, жилищ Матери Темзы или Отца Темзы вызвали раздражение своей невыразительностью.
Есть еще одно замечание. Удовольствие от книги и Лондона Аарановича будет, наверное, большим, если вы сами бывали в этом городе, знакомы не понаслышке с его атмосферой. Тогда в полной мере сможете оценить прогулки по улицам и мостам Лондона и значимость описанных странных происшествий.