Джек Макдевитт Око Дьявола


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джек Макдевитт "Око Дьявола": Ода традициям или скиммер, как орудие убийства
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джек Макдевитт «Око Дьявола»: Ода традициям или скиммер, как орудие убийства

Статья написана 12 января 2015 г. 06:27

Я уже много раз писала, что люблю Макдевитта. Не смотря на то, что сюжеты просты, действие линейно, герои бесхитростны, а сюжетные ходы повторяются из романа в роман. Но есть в его романах постоянство, собственные принципы, которым автор предан и не предает их, даже если они не совсем укладываются в нынешние тенденции. Это внушает уверенность и уважение. Потому со всей ответственностью рекомендую любителям классического НФ: Джек Макдевитт «Око Дьявола»:


Джек Макдевитт «Око Дьявола»
К третьему-четвертому роману любого цикла уже можно говорить о тенденциях и традициях. Этого ждешь, поскольку подобные традиции, в некотором роде, обещание стабильности: сюжет может «провиснуть», но уже знакомые и отработанные приемы «вытащат» все действие на должный уровень.

Мне всегда импонировал в этом плане Макдевитт, с моей точки зрения, писатель,  исключительно верный собственным традициям. На него всегда можно положиться: героини обязательно смелы, умны и красивы/никаких комплексующих дур или уродин/, герои — мужественные, решительные, благородные и почти гениальные в своих областях/никаких унылых или мучимых фобиями неудачников/, сюжет с выверенным балансом активного действия и диалогов, а предъявленные в первом акте «ружья» всегда выстреливают в финале. В истории обязательно в равной мере будет космос, тайны, интриги с непременным добавлением социальных и психологических проблем, отсылающих фантастический сюжет к современности.

В этом плане «Око Дьявола» — уже четвертая книга из цикла «Алекс Бенедикт»- очень традиционный роман для Макдевитта. В нем все, как и положено: развитие героев, космос, загадки. Даже два небольших «новшества» укладываются в эту схему. Первое — в этот раз команде из Алекса и Чейз предстоит расследовать не древние тайны и разыскивать отнюдь не археологические артефакты. Но, как бы то ни было, история будет присутствовать: в данном случае — история затерянной на краю, почти в межгалактическом пространстве, планеты Салуд Дальний. Как и Космос — с его разнообразием, тайнами, масштабностью и непередаваемой красотой.

Второе небольшое «новшество» касается главной героини Чейз, заслуги которой в этой и предыдущих историях будут, наконец, признаны в полной мере. «Око Дьявола», вообще, в большей степени Книга Чейз, чем Алекса, хотя, надеюсь, это не станет еще одной традицией: фанфары в честь прекрасных дам хороши в меру.

Но это общие для Макдевитта традиционные ходы. К четвертому роману появились уже «цикловые» приемы, без которых представить очередной роман об Алексе Бенедикте просто невозможно. К примеру, без покушения на жизнь героев с помощью скиммера. Этот летательный аппарат, видимо, в будущем станет главным орудием убийств, таким же простым и доступным, как сегодня кухонный нож. Или как же без сцены с терпящим бедствие транспортным средством в Космосе? Или без драки в темной комнате? А уж без злодея, который преследует героев, роман об Алексе и Чейз — не роман вовсе.  Это, как история о Бонде без девушки Бонда.

Нет, традиции — вещь хорошая. Придающая уверенность в себе, как в читателе. Чувствуешь себя не просто наблюдателем, а соучастником, провидцем, способным предсказать события за сотню страниц, что значительно повышает самооценку. Вот, к примеру, если повесили в начале на стену «ружье» — ашиуров- «немых» и идею о том, что для примирения двух рас необходимо сделать вместе глобальное и неподъемное дело — твердо знаешь, что это — неспроста, «выстрел» обязательно прозвучит и даже куда попадет пуля всегда ясно.  И опять, как и предыдущем романе, главы о культуре, социальном устройстве и жизни ашиуров оказались едва ли не самыми интересными и оригинальными.

Самое поразительное в этом, что впечатление от романа эта «традиционность» не портит ни в коей мере. Читается легко, непринужденно: шаг за шагом, по следу очередной вселенской тайны к обязательному триумфу разума, правды и благородства. Вот это последнее — самое главное: Разум, Правда и Благородство- уж больно этого не хватает сегодня в нашей жизни. И в книгах. Потому только за это можно простить все «традиции» и «тенденции».





216
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 января 2015 г. 10:05

цитата primorec

героини обязательно смелы, умны и красивы/никаких комплексующих дур или уродин/, герои — мужественные, решительные, благородные и почти гениальные в своих областях/никаких унылых или мучимых фобиями неудачников/,
Вот честно, два года назад представился шанс попереводить «Полярис», но когда освежил воспоминания, прочитав «Военный талант», то переключился на «Праксис — 3». Потому что труслив Алекс, а не мужественен, читать про него неприятно. Может и поэтому дальше в центре Чейз.

Вчера только дочитал «Око»... А вы на какой главе догадались, что дело во взрыве звезды? 8-) Я обычно никогда не стараюсь забежать вперёд и жду пока автор сам все загадки раскороет, но тут Макдевит был так настойчив с намёками, что к началу 10 главы даже я догадался, невольно :-). Но видимо для читателей с другими привычками всё было ясно почти сразу после сообщения Вики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2015 г. 11:54
Как только прозвучало — гипергигант- так и догодалась. Уж больно все явно было — сверхгигант, одинокая звезда, люди исчезли, имущество осталось...такое здоровое ружье, что трудно не заметить.
Забыла отметить: половину книги почему- то « гипернова» , а половину привычное « сверхновая» ???

А мне не особенно нравятся оба персонажа. Чейз кариктурно идеальная — комсомолка, спортсменка, красавица. И довольно схематичный Алекс, который постоянно морщит лоб и делает загадочный вид.


Ссылка на сообщение12 января 2015 г. 12:30
С «гипернова» раньше не встречался, глянул оригинал, там hypernova. Википедию посмотрел:«другими словами, это очень большая сверхновая». Теперь буду знать :-)

цитата primorec

Чейз кариктурно идеальная — комсомолка, спортсменка, красавица.
Мне она показалась идельной американкой, так сказать, в нужной степени эмансипированной и просвещённой, но без фанатизма 8-). В общем-то от американского автора другого сложно ожидать, недостатки продолжение достоинств, и всё такое 8-)


⇑ Наверх