— Вопрос, который я задаю писателям, пришедшим в «жанровую» литературу не из фэндома: что, на ваш взгляд, происходит с фантастикой в России и на Украине, в каком направлении она движется, о какой динамике можно говорить? Ну и шире: какой вам видится судьба массовой литературы, написанной на русском языке — с обобщенной, культурологической позиции?
— В «жанровой» литературе я чувствую себя, как перигрин в Римской империи — правами гражданина не обладаю, но зато это обстоятельство освобождает меня от необходимости высказывать экспертную точку зрения. Со своей сугубо частной позиции, которая на полноту представления претендовать не может, скажу, что проза вообще дрейфует от реалистичной к условно-реалистичной. Реализм с фантастическими допущениями, магический реализм — все это попытки описать то, что получается, когда автор начинает расширять и усложнять пространство, в котором движется. Зачем он это делает? Возможно, он таким образом преодолевает линейность и предопределенность реальности. Возможно, оттого, что рефлектирует свою частичность, дифициентность и достраивает себя до целого, создавая мир как собственный дом. Вообще психофизиология автора — как он дышит, когда пишет — это довольно интересная тема, впрочем, и об этом написано немало. Но, думаю, в современном мире авторский эскапизм все чаще становится основным стимулом движения в сторону от реалистичной прозы.
О русскоязычных украинских фантастах. Яна Дубинянская и тандем Дяченко — это те авторы, которые никогда не обманывают моих читательских ожиданий. Олди, Вершинин, Федоров, далеко не всех называю, но есть такое «ядро» списка — так ведь у этих авторов как в России, так и в Украине узнаваемость примерно одинаковая. Вопрос гражданства тут очень условен — эти авторы успешно издаются в России и имеют российско-украинскую читательскую аудиторию. По-моему, не существует какой-то особой специфики или колорита современной украинской фантастики — «жанровая» литература подчеркнуто космополитична, если нет — поправьте меня. Корпус образцов и примеров для подражания, за исключением Лема, Стругацких и Крапивина, живет в англоязычной культуре.
О массовой литературе я не могу говорить квалифицированно, но, благодаря этому вопросу обнаружила для себя интересный предмет для изучения. Мой сын дал мне почитать сначала «Голодные игры», а потом «Сумерки» и спрашивает осторожно: ну как? В чем, спрашивает он, причина такого оглушительного рыночного успеха? И я вынуждена была признать, что в случае с «Голодными играми» я понимаю причину, а в случае с «Сумерками» не понимаю, что бы там мне ни рассказывали о тинейджерской аудитории. В «Голодных играх» есть впечатляющий социальный заряд, и эта революционность, безусловно, взяла за живое.
В понятии «массовая литература» очень размыты границы и критерии. Если руководствоваться только тем, что ее потребитель — это читатель, который не отягощен культурологической рефлексией, «большая литература» поместится на очень скромной книжной полке. Уже сейчас она рождается в той же питательной среде, в которой и потребляется.
Помните, я где-то на форуме говорил пару месяцев назад, что "букридер" -- прошлый век, детство человечества, скоро этот рынок схлопнется нафиг под напором многофункциональных планшеток? Был прав: http://pro-books.ru/sitearticles/11228
Меня тут вчера поставили в тупик вопросом: а кто из писателей, оставивших заметный след в литературе, отлично начинал, потом с головой ушел в поденщину, а потом смог опять вернуться к настоящей литературе? Тех, кто начинал с чепуховин а потом дорос до статуса классика знаю в избытке, от Пушкина до Чехова. Тех, кто одновременно халтурил и ваял нетленки, тоже полно: почитай, все наши "шестидесятники". А вот таких, кто похалтурил-похалтурил, да бросил, не вспомнил ни одного. Голова совсем дырявая. Подскажите, плс, у кого эрудиция богаче.
Напоминаю, что до окончания приема рукописей на литературный семинар "Малеевка-Интерпресскон. Новая волна" осталось меньше месяца. Текстов набралось изрядно, так что есть смысл поторопиться: исходя из практики могу сказать, что произведения, присланные в последние дни, скорее всего будут читаться в спешке, а их авторы имеют меньше шансов попасть на семинар. А пока -- официальная реклама семинара. Перепост приветствуется!
Российская фантастика в кризисе. Падают тиражи, закрываются серии. Начинающему автору все труднее пробиться к читателю.
Выживут сильнейшие. В этих условиях владение секретами литературного мастерства, интригой и композицией, стилем и фабулой становится несомненным бонусом, превращается в волшебную палочку, открывающую фантасту двери издательств и путь к читательским сердцам.
Помимо традиционной работы в группах мэтров вас ждет практикум по боевым сценам, блиц-семинар по поэзии, встречи с издателями, профессиональными кино- и литературоведами, а также другие приятные сюрпризы.
Упоминавшуюся ранее среднепотолочную стоимость участия удалось существенно снизить: стандартный оргвзнос (поселение в двухместном номере с удобствами и питание) составит 8900 рублей за шесть дней; есть и другие http://interpresscon.ru/seminar.html#price">варианты размещения, включая эконом за 6800 рублей, что даже дешевле, чем минимальный оргвзнос прошлого года.
Связаться с оргкомитетом «Малеевки-Интерпресскона» можно по электронному адресу mailto:maleevka@interpresscon.ru">maleevka@interpresscon.ru.