Но есть и хорошие новости. На «Бук24» открылся предзаказ на сборник «Мир без Стругацких». Это, если кто не знает, такой эксперимент в области альтернативной истории литературы. Дюжина авторов под чутким руководством составителя попыталась представить, какой была бы наша фантастика, если бы в 1960-х место «советских фантастов №1» не заняли братья Стругацкие, и эту лакуну заполнил кто-нибудь из видных шестидесятников (или околошестидесятников). В свое время электронная версия сборника выходила на старом «Букмейте», за что спасибо сердечное Полине Бояркиной, а теперь вот наконец должна увидеть свет и на бумаге. Хотя между этими версиями есть и различия: один из авторов свой рассказ не захотел перепечатывать, другой, потерявшийся рассказ, вернулся на законное место, плюс две новых писательницы присоединились к проекту – что помогло нам скорректировать гендерный дисбаланс, да.
В общем, ждем из типографии в конце января-начале февраля. Я еще напомню.
• Утопия. Конспирологическая фантастика о том, что всей правды нам не узнать. (Рецензия на телесериал «Утопия» режиссеров Марка Мандена, Алекас Гарсиа Лопеса и Уэйна Йип). — Спецвыпуск №12. Лучшие современные сериалы. С. 12-13
• Проповедник. Карты, деньги и поиски Бога. (Рецензия на телесериал «Проповедник» режиссеров Сета Рогена, Эвана Голдберга, Майкла Словиса и др.). — Спецвыпуск №12. Лучшие современные сериалы. С. 72-73
• Волшебники. Депрессивный Гарри Поттер в Нарнии. (Рецензия на телесериал «Волшебники» Серы Гэмбл и Джона Макнамара). — Спецвыпуск №12. Лучшие современные сериалы. С. 92-93
• Владимир Савченко. Инженер-электрик человеческих душ. (К 90-летию со дня рождения Владимира Савченко). №3. С. 52-55
• Беседа с Дмитрием Захаровым: «Чего нам сегодня не хватает, так это утопий». (Интервью с писателем Дмитрием Захаровым). — №4. С. 50-53
• Из гетто на кладбище. Полемические заметки о судьбе фэндом. — №12. С. 42-47
• Будущее подкрадывается на цыпочках. Каким предстает наше общее завтра в произведениях фантастов прошлого и настоящего. – РБК. № 01-02. С. 96-101.
• Нейромант, вакуумные цветы и конец радуг. Новые сценарии будущего в романах писателей-фантастов. (Упоминаю о «Нейроманте» Уильяма Гибсона, «Лавине» и «Алмазном веке» Нила Стивенсона, «Конце радуг» Вернора Винджа, «ИИ-2041. Десять образов нашего будущего» Кай-фу Ли и Чэнь Цюфаня, «Вакуумных цветах» Майкла Суэнвика, «Когда под ногами бездна» Джорджа Алека Эффинджера, «Видоизмененном углероде» Ричарда Моргана, «Глине» Дэвида Брина, «Ложной слепоте» и «Эхопраксии» Питера Уоттса, «Аччелерандо» Чарльза Стросса).
Рецензий в этом сезоне писал мало. Не то чтобы я против, я б со всей душой. Но нет внутренних ресурсов, чтоб работать за совсем уж символические гонорары. Достаточно того, что я сотрудничаю с несколькими СМИ, которые гонорар наверное когда-нибудь заплатят, но когда, как и сколько – знает только ветер.
Освоил новый для себя формат – подкаст. Совсем безгонорарный. Да, я вижу противоречие с тем, что писал в предыдущем абзаце. Но у подкаста есть перспективы, есть живая реакция слушателей, я нарабатываю опыт, который, возможно, пригодится. Вроде неплохо получается, живенько. Отдельное спасибо звукооператору Андрею Быкову, без его компетентной и безвозмездной поддержки, без редактуры и монтажа аудио я бы над этим подкастом сдох.
Написал несколько рецензий на телесериалы. Наверное, еще напишу, если выдастся возможность. «Кинокритик» в резюме смотрится более выигрышно, чем «книжный обозреватель». Но главное – написал уйму «датских» материалов, и к важным юбилеям (большие статьи о Савченко и Муре), и просто колонки к ДР писателей. Появляется повод в очередной раз перечитать хорошие книги, это особенно ценно.
Что еще? Трудился как составитель и ответред над парой сборников, писал предисловия, выступал перед публикой, читал лекции для слушателей школы Бэнд. Два раза ездил в Переделкино по разным поводам, понравилось. На книжные ярмарки и фестивали не приглашали, но это, наверное, и к лучшему – лишние хлопоты. Бодренько участвовал в подкастах «Мира фантастики» как спикер и пару раз как модератор (в результате один из выпусков надо перезаписывать), несколько раз ходил на другие подкасты. Написал пару энциклопедических статей о фантастике и отредактировал полтора десятка чужих.
Вместе с Сергеем Шикаревым подвел итоги «Новых горизонтов-2022» и запустил следующий сезон. Участвовал в организации премий «Двойная звезда» и «Вавилонская рыбка». Опять номинировался на премию «Неистовый Виссарион», но снова не был удостоен. Дважды болел гайморитом – это тоже рабочие итоги, в том смысле, что пара-тройка недель каждый раз выпадала из рабочего графика.
Ну и конечно Мегана. Ее внезапный трагический уход аукнулся и продолжает аукаться во всем. Тут уж частное от рабочего не отличить. Очень больно.
Дорогие друзья, год подходит к концу, и, отвечая на ваши вопросы, сообщаем: Фантассамблея в 2024 году не состоится.
Нам очень жаль, что провести Ассамблею в привычном формате невозможно. Если вы услышите, что в 2024 году проходит конвент с похожим названием, можете быть уверены, что оргкомитет Ассамблеи последних восьми лет не имеет к нему никакого отношения.
Мы, как и многие из вас, скучаем по любимому конвенту и поэтому продолжаем работу над проектами под эгидой Петербургской фантастической ассамблеи. На данный момент это:
• ежегодная литературная премия «Двойная звезда» за лучшую фантастиковедческую книгу года (вручается совместно с оргкомитетом премии им. Александра Беляева);
• книжная серия «Материалы Петербургской фантастической ассамблеи» — прежде всего это наши сборники (сейчас готовится к печати сборник за 2021 год, остальные уже в наличии). А еще мы делаем расшифровки докладов, дискуссий, мастер-классов и других мероприятий, выкладываем видео- и аудиозаписи. За годы проведения ассамблеи у нас накопилось много уникального контента, и мы рады поделиться им с вами.
Кроме того, несколько новых проектов в процессе разработки — если дело выгорит, пусть это станет для вас приятным сюрпризом.
Вся информация о наших дальнейших планах и мероприятиях будет, как и прежде, появляться на официальном сайте Петербургской фантастической ассамблеи и в наших соцсетях, так что оставайтесь на связи!
Закрываем переводческую тему. В смысле, о том, как переводили фантастику. Подкаст должен был выйти в ноябре, но по техническим причинам (моя болезнь, загруженность монтажера) подзадержался. Ну, не страшно, актуальность не потеряна.
Анонс: Сегодня у нас вторая часть Марлезонского балета. В прошлом выпуске «ФантКаста» немножко поговорили о том, как переводили фантастику в СССР. В этом выпуске – прямое продолжение истории: рассказываем, как переводили ее, родимую, в позднеперестроечные и в первые годы после распада Советского Союза, о том, как это повлияло на стратегию переводчиков и какие традиции сложились в итоге на постсоветском пространстве. Разумеется, не прошли мимо жанрового самиздата, пресловутой «системы ФЛП», и первых «писательских» издательских кооперативов, которые тоже не пренебрегали переводной фантастикой. Ну и немножко рассказываем о премиях за переводную фантастику – канувших в Лету и ныне существующих, таких как «Вавилонская рыбка» и «Новые горизонты».
Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:
В минувшее воскресенье в Петербурге вручили «Вавилонскую рыбку», между тем работа по другой премии за переводную фантастику – в разгаре. Я, естественно, про международную номинацию премии «Новые горизонты», где полным ходом идет «народное» голосование на сайте LiveLib.
В этом году в гонке с препятствиями участвуют:
• Лоран БИНЕ. Цивилиzaции (перевод с французского Анастасии Захаревич). – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2021.
• Уильям ГИБСОН. Агент влияния (перевод с английского Екатерины Доброхотовой-Майковой). – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.
• Дэвид МИТЧЕЛЛ. Утопия-авеню (перевод с английского Александры Питчер). – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023.
• Эдвард ЭШТОН. Микки-7 (перевод с английского Марии Валеевой). — СПб.: Аркадия, 2023.
На всякий случай напомню, что правом номинирования на эту премию обладают только издатели, а участие в голосовании принимают только произведения, изданные на языке оригинала не раньше 2018 года.
Я свою галочку уже поставил, не скажу за кого. Не поленитесь и вы заглянуть и отметиться. Голосование продлится до 16 декабря.