— Вместе с Игорем Минаковым и Антоном Первушиным вы написали два романа для межавторской серии по «Обитаемому острову» Стругацких — «Отдел "Массаракш"» и «Пираты Тагоры». Что это для вас: попытка литературной рефлексии, осмысления вопросов, поставленных классиками, заочная полемика с АБС, просто возвращение в любимый с детства мир? И, кстати, откуда вообще взялась уверенность, что вашему триумвирату хватит силенок, чтобы потягаться с самими Стругацкими?
— Отвечая на этот вопрос, я, возможно, выскажу какие-то крамольные вещи. Я не читал Стругацких в детстве. Да, когда я был совсем маленьким, отец вместо сказок на ночь пересказывал мне сюжеты своих любимых фантастических книг, в том числе — написанных Стругацкими. В подростковом возрасте я прочитал «Отель "У погибшего альпиниста"», повесть мне понравилась, но это был всего лишь эпизод, который никакого влияния на меня не оказал. Книги Стругацких — это мой осознанный выбор. Выбор пусть молодого, но уже состоявшегося человека.
Далее, повесть «Обитаемый остров» мне никогда не нравилась. Вот «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер» — да, а «Обитаемый остров» — нет. Поймите правильно: «Обитаемый остров» не вызывал отторжения или иных негативных эмоций, в повести масса интересных моментов, но, как произведение, она меня не цепляла.
Участие в одноименном литературном проекте — это было предложение, от которого я не мог отказаться. К тому моменту, когда речь зашла об «Отделе "Массаракш"», я написал четыре романа, и мне хотелось попробовать эксперимента ради иной метод работы. Например — в соавторстве. И здесь я имел возможность вволю поэкспериментировать, потому что писать нужно было в тесном сотрудничестве с Антоном Первушиным и Игорем Минаковым. У Антона имелась прекрасная сюжетообразующая идея, с ней было интересно иметь дело.
Работая над «Отделом "Массаракш"» и «Пиратами Тагоры» — это дилогия — мы даже не пытались бросить вызов Стругацким или каким-то образом вступить с ними в полемику. Мы писали свои книги и в своем стиле. Мы высказывали и развивали свои идеи. Но все это — оставаясь в реалиях Саракша. Наверное, потому что мы изначально не задавались целью тягаться со Стругацкими, у нас все получилось.
Кроме того, я не вижу ничего зазорного в том, чтобы сочинять вольные продолжения к произведениям Стругацких. АБС — классики, их книги — это шедевры мирового уровня. Стругацкие создали не просто ряд миров, они создали Вселенную. И в этой Вселенной достаточно просторно. Эту Вселенную хочется изучать и открывать. А иногда — просто в ней жить.
Сейчас я с теплом вспоминаю те зимние дни, когда мы писали «Отдел "Массаракш"». Был азарт, энтузиазм, вдохновение. Текст не отпускал. «Отдел...» мы написали за 45 дней. Я — в Симферополе, Игорь — в Москве, Антон — в Питере. Видите, никаких не стояло между нами границ. Мы перебрасывались черновыми фрагментами текста, тут же высказывали друг другу замечания, делали правки, обсуждали в «скайпе» развитие сюжета, персонажей, особенности мира.
С «Пиратами Тагоры» вышло не все гладко. Но я начал писать второй роман с той сцены, которой закончил первую книгу, очень хотелось дорассказать историю. Я еще не читал этот роман на бумаге. Пока я его не впитаю, как читатель, мне трудно сказать о нем много.
17:30–19:00 Знакомство с группой и организация работы
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 Встреча с главным редактором издательского дома «Ленинград» Александром Сидоровичем
3 февраля, воскресенье
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 Мастер-класс «Учимся писать синопсисы». Ведет Н. Цюрупа
4 февраля, понедельник
9:00–10:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 «Силовые конфликты в фантастике, или Как писать „боевку“». Практикум по боевым сценам. Ведет А. Фарб
5 февраля, вторник
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 Встреча с представителями издательств
6 февраля, среда
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Занятия по группам
14:00–15:00 Обед
15:00–19:00 Занятия по группам (продолжение)
19:00–20:00 Ужин
20:00–21:00 «Поэзия прозе не помеха». Поэтический вечер. Ведет Н. Цюрупа
7 февраля, четверг
10:00–11:00 Завтрак
11:00–14:00 Отъезд участников семинара
АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Мастер-класс «Учимся писать синопсисы»
Ведущая — Нина Цюрупа.
Легче всего учиться писать синопсис на чужих произведениях. Поверьте, сделать «краткий пересказ» своего романа гораздо труднее, чем «Войны и Мира». Именно поэтому желающим участвовать в мастер-классе по синопсисам предлагается задание.
Перечитать или вспомнить «Трудно быть богом» братьев Стругацких.
Изучить имеющиеся в сети материалы по синопсисам.
Написать синопсис «ТББ» объемом 4-5 тысяч знаков, оформить его и выслать на адрес: synopsis@interpresscon.ru.
«Силовые конфликты в фантастике, или Как писать „боевку“»
Ведущий — Антон Фарб.
Современную фантастику трудно представить без боевых сцен. Но писать их совсем не так просто, как может показаться. Даже если вам не раз доводилось принимать участие в силовых взаимодействиях, подобрать правильные слова, задать темп и ритм эпизода получится далеко не у каждого и отнюдь не сразу.
Найти верный подход к этой задаче поможет писатель-фантаст Антон Фарб, практикующий инструктор по крав-маге, специалист по рукопашному бою и самозащите.
На практикуме будут затронуты следующие темы:
— Силовые конфликты в фантастике.
— Сценическая хореография как вид искусства: реализм против художественной выразительности.
— Три основных способа описания драки в литературе.
— Обзор существующих систем рукопашного боя.
— Вымышленные системы рукопашного боя в фантастике.
— Групповой бой: основные ошибки в описаниях.
— Что такое «гопник» и с чем его едят?
— Поножовщина: мифы и реалии.
— Характер и тяжесть повреждений клинковым оружием.
— Перестрелка: как это бывает на самом деле?
— Ложные синонимы в описаниях огнестрельного оружия.
«Поэзия прозе не помеха». Поэтический вечер
Многие из нас пишут стихи.
Никто не отказывается почитать их в узком кругу. Но мало кто умеет критиковать поэзию.
Так давайте попробуем научиться! Поверьте, поэтическая критика — увлекательное и кровавое занятие.
Для участия в поэтическом вечере с последующим избиением при себе иметь:
— свои тексты в распечатке, чтобы другие могли ознакомиться;
— желание слушать и воспринимать тексты товарищей;
— боксерские перчатки, капу, защиту паха.
Ведет поэтический вечер Нина Цюрупа, которую целых пять лет учили ругать стихи.
Поздравляю всех прошедших отбор! В ближайшее время каждый получит официальное письмо с дополнительной информацией и ссылкой на тексты для чтения. Барахлит система рассылки, так что до кого-то письмо могло еще не добраться -- не переживайте, в ближайшее время исправим.
Коллеги, такой неожиданный вопрос: а никто не знает, какого числа или хотя бы в каком месяце в 1963 году в продажу поступила "Колыбель для кошки" Воннегута? Совместными усилиями удалось выяснить, что до начала лета, но вдруг кто знает точнее...