— Свойские отношения со Всевышним. (Рецензия на роман Грейс Макклин "Самая прекрасная земля на свете" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Город-сказка, город-мечта(Рецензия на книгу Елены Первушиной "Ленинградская утопия: Авангард в архитектуре Северной столицы" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Своя рубашка ближе к телу. (Рецензия на антологию составителей Йена Уоттсона и Йена Уэйтса "Альтернативная история" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Панпсихизм с немецким акцентом. (Рецензия на роман Юли Цее "Темная материя" на сайте газеты "Санкт-Петербургские Ведомости");
Совсем запустил я эту рубрику. Надо наверстывать хоть к концу года. Итак.
За июль 2012-го:
— Воздушные мытарства. (Рецензия на роман Грэма Джойса "Безмолвная земля" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Читательский дневник З.Прилепина(Рецензия на сборник статей и рецензий Захара Прилепина "Книгочет. Пособие по новейшей литературе, с лирическими и саркастическими отступлениями" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Голос из бутылки Клейна. (Рецензия на роман Джона Барта "Химера" на сайте онлайн-журнала "Питерbook");
— Словесное кружево. (Рецензия на сборник эссе Самуила Лурье "Железный бульвар" на сайте газеты "Санкт-Петербургские Ведомости");
— "СтарКон" как симптом(Отчет о конвенте "СтарКон-2012" на сайте газеты "Санкт-Петербургские Ведомости");
— Полемика(Ответ на открытое письмо в редакцию Андрея Арьева на сайте газеты "Санкт-Петербургские Ведомости");
— То, что наименее подобает человеку. (Рецензия на сборник Стивена Книга "Тьма — и больше ничего" на сайте газеты "Санкт-Петербургские Ведомости");
— Раз уж речь зашла о всяческих границах, такой вопрос. Жанровой литературы сейчас выходит очень много, сотни наименований в месяц. Однако за прочно ней закрепился статус «легкой» беллетристики, квалифицированный и широко эрудированный читатель от фантастики, например, шарахается. Однако стоит нереалистической книге выйти без всяких указаний на то, что перед нами фантастика, отношение тут же меняется — как в случае с «Медведками» Марии Галиной, романами Ольги Славниковой, Андрея Столярова, Сергея Кузнецова, Дмитрия Быкова... Да вы наверняка испытали этот эффект и на собственном опыте. Чем отечественная фантастика заслужила такое отношение и видите ли вы механизмы, позволяющие изменить ситуацию к лучшему?
— Это очень интересный и важный вопрос. Разумеется, каждый автор стремится к тому, чтобы его книгу издали как можно большим тиражом, еще и гонорар заплатили. Если в моей книге есть фантастическая составляющая, я направляюсь в издательство, которое издает фантастику. Но любая книга, выпущенная тиражом 5000 экземпляров в фантастической серии, имеет высокие шансы потеряться среди сотен наименований. Главный редактор одного очень крупного издательства (когда мы выпили с ним по рюмке), показывая мне только что вышедшую книгу, говорил: «Такое дерьмо! Никогда не пытайся ее читать! Да лучше и в руки не бери». «Как? — удивляюсь я. — Ведь это вы и выпустили!». «Что же мы можем поделать — покупают», — ответил он. Нужно сказать, что в редакции я оказался не случайно: пришел за сигнальным экземпляром своей книги, напечатанной в той же серии. Я думаю, что виноваты издатели (хотя я и сам издатель). Это замкнутый круг. Издатели живут за счет покупаемости книг, и им интересно, чтобы книги продавались. Для этого выпускают серию, где рядом с талантливой книгой лежит десять книг, содержание которых не имеет отношения к литературе, поэтому у книги талантливой очень мало шансов оказаться в нужных руках. Но хуже всех автору: либо ты мыкаешься со своим романом год или два по издательствам, не выпускающим фантастику (где тоже проблемы и кризис), либо ищешь деньги, чтобы издать книгу за свой счет и как-то ее продвигать самостоятельно без надежды на окупаемость, либо «идешь» в серию, где издадут твою книгу через месяц пятитысячным тиражом и заплатят гонорар. Как вы думаете, что выберет автор?