Господа литераторы, примкнувшие, сочувствующие и заинтересованные! В этом году на Зиланте у вас не найдется времени, чтобы скучать.
Новинка этого года — конкурс рассказов "З — значит Зилант". Победителям представится редкостная возможность — прямо на конвенте переработать свой текст в сценарий и снять по нему короткометражный фильм.
Для начинающих поэтов, сказочников и фантастов мы предлагаем мастер-классы писателей. Леонид Кудрявцев, Дмитрий Федотов, Дмитрий Скирюк и Юлия Зонис поделятся с вами знаниями. Заявите свое произведение — и получите рекомендацию, как исправить, что улучшить и где его напечатать.
Тема конкурса «З – значит Зилант» — в вашем рассказе должна присутствовать тема Зиланта – конвента, дракона, монастыря и т.д. Небольшие вольности в трактовке допускаются. Раскрытие темы на ваше усмотрение, с учетом, что это все будет сниматься «в полевых условиях», а живого дракона на Зиланткон пока что не привезли.
Подавать тексты следует до 25 октября включительно на адрес nikab@yandex.ru
Требования к текстам: файлы word или txt, 12 кеглем, со стандартным интервалом, без нецензурной лексики, с минимумом грамматических ошибок (пользуйтесь спеллером), указывайте в файле имя, фамилию и номер заявки автора. Объем текста — 5-20 тыс. знаков с пробелами, один автор или одна пара соавторов подает одно произведение. Не годятся полный абсурд, жесткий трэш и грубый стеб. Произведения бОльшего объёма, изобилующие грамматическими ошибками и не имеющие отношения к теме, будут отклонены.
Для участия в очном туре необходимо прибыть на Зиланткон лично и принять участие в обсуждении и постановке. При себе лучше иметь необходимую на ваш взгляд музыку для фильма и по необходимости реквизит, грим и маски.
Семинар будет работать все время конвента. В первый день участники обсудят представленные произведения и выберут одно-три (в зависимости от количества завербованных на мероприятие операторов) произведения для дальнейшей переработки. На второй день отобранные рассказы усилиями всего семинара перерабатываются в сценарий, проводится кастинг актеров и обсуждение съемки с оператором. Решающее слово остается за авторами отобранных рассказов, они же режиссируют свои фильмы. В третий день проходит съемка. Если удастся закончить монтаж, фильмы будут показан на закрытии конвента, и в любом случае рассказы-победители будут отмечены дипломами, а их авторы получат фильмы по своим произведениям.
Операторы и актеры, желающие принять участие в работе семинара – пишите на nikab@yandex.ru, операторы указывайте пожалуйста опыт работы, актеры – прилагайте фотографии в полный рост.
Мастер–классы это семинары по обучению работе с прозаическими текстами. Их проводят уже известные, публикующиеся и награждённые многочисленными премиями авторы. Это одно из традиционных мероприятий Зиланта, мастер-классы проводятся более 15 лет, первые выпускники МК уже стали публикующимися авторами. Участники семинара могут получить информацию о ремесле литератора, приемах работы со словом, слогом и текстом, узнать, как оформлять рукопись, как готовить ее к печати и куда рассылать. Наград за обучение не предполагается, но победители прозаических мастер-классов получат дипломы на закрытии Зиланта. Если вам важно узнать мнение профессионала о вашем творчестве — добро пожаловать. В этом году мастер-классов по фантастической прозе будет два – один проведут известные писатели-фантасты Леонид Кудрявцев и Дмитрий Федотов, другой — Дмитрий Скирюк и Юлия Зонис. Поэтический МК ведут Леонид Кудрявцев, Дмитрий Федотов и Ника Батхен.
Как заявиться на мастер–класс: прислать на адрес nikab@yandex.ru свои произведения для первичного отбора и дальнейшей рассылки по мастерам. Всем участники МК будут разосланы тексты коллег для ознакомления, рекомендуется их прочитать.
Требования к рукописям: фантастика, фэнтези, мистика, сказка, стихи, файлы word или txt, 12 кеглем, со стандартным интервалом, без нецензурной лексики, с минимумом грамматических ошибок (пользуйтесь спеллером), указывайте в файле имя, фамилию, номер заявки автора и фамилию мастера семинара, у которого бы вы хотели заниматься.
Объем прозы — 5—40 тыс. знаков с пробелами (один или несколько рассказов или отрывок + синопсис из большого произведения). Не приветствуются откровенные фанфики, жесткий трэш и полный стеб.
Стихи — поэма или подборка из 10-12 стихотворений.
Срок подачи работ — до 20 октября. Произведения бОльшего объёма, изобилующие грамматическими ошибками и не имеющие отношения к фантастике могут быть отклонены.
Кто у нас там интересовался бытом и нравами американских литагентов? Под катом -- крайне познавательная интевьюшечка из ЖЖ сценариста Алексея Волкова, успевшего во всем этом повариться. Он сейчас пишет на английском, для американского рынка, и добился определенных успехов, так что информация фактически инсайдерская. Если кратко -- для литератора нигде медом не намазано, даже в Голливуде. Подробности -- ниже.
Сценарные и литературные агенты в США
Apr. 14th, 2012 at 12:53 AM
Один из читателей задал несколько вопросов про литагентов в Голливуде. Отвечаю кратко, ибо свободного времени нет.
Вопрос: Никак не могу найти в вашем блоге информацию об агентах сценаристов. Писали ли вы об этом или нет? Хотелось бы узнать, легко ли американский агент возьмется за иностранного сценариста без проданных сценариев?
И вопрос поглобальнее: почему никто из российских сценаристов не пишет сценарии к высокобюджетным фильмам, хотя бы к тем же «Пиратам», ведь иностранному сценаристу гораздо легче работать в Голливуде, чем актерам, которым нужно бороться со своим акцентом?
Ответ: Я уже где-то упоминал, что лучшие голливудские агентства не рассматривают сценарии со стороны. Тем более, если они присланы из не англоязычных стран. Для агентов это бизнес. Им нужны авторы, способные, как на конвейере, один за одним выдавать сценарии, написанные на высоком уровне. Поэтому шанс, что американский литагент заинтересуется сценарием из России ничтожно мал.
И всё же агентства, особенно небольшие, могут рассмотреть сценарий с улицы, но у такой работы должен быть экстраординарный логлайн. Т.е. если у автора нет значительного послужного списка, то блестящая задумка фильма — единственное, что может привлечь агента.
Часто телефонный звонок оказывается эффективнее письма. Обычно звонящий попадает на ассистента или секретаршу, которая постарается его отфутболить, сообщив, что не принимают заявки со стороны. Но если она согласится выслушать логлайн (правда, это не её обязанность), и этот логлайн произведёт на неё впечатление, то секретарша может порекомендовать обратиться к одному из начинающих агентов, особенно если её вежливо об этом попросить. Но опять же – идея в таком случае должна быть “на мировом уровне”. В противном случае разговора не будет.
Вопрос: На сайте WGA есть список агентств, но без конкретных имен. Что вы думаете по поводу этого списка?
Ответ: Агентства из списка WGA заслуживают доверие, но чем крупнее агентство, тем меньше шансов до него достучаться. Без обращения к агенту по имени лучше не обращаться. Тоже самое касается топ-агентов, их лучше не беспокоить. Имена и контакты можно найти на IMDBpro. Я бы рекомендовал обращаться в небольшие агентства, а ещё лучше к режиссёрам, продюсерам и актёрам. (Только не высылайте сразу сценарий. Если он не был затребован ранее, читать его никто не будет).
Вопрос: Почему никто из российских сценаристов не пишет сценарии к высокобюджетным голливудским фильмам?
Ответ: На мой взгляд, по той же самой причине, по которой российские футболисты не блистают в европейском футболе, а наших поп-музыкантов мало кто знает в странах дальнего зарубежья. Многие из них могут быть хороши на своём поле, а в борьбе с лучшими из лучших не выдерживают конкуренции. Зато с хоккеистами у нас всё в порядке. Потому что соответствуют профессиональному уровню заокеанских коллег.
Если средний профессиональный уровень российского сценариста ниже среднего американского, то откуда взяться тем, кто сможет работать в Голливуде? В сценарном деле, кроме профессионализма, ещё язык играет немаловажную роль. (Правда, Билли Уайлдер, автор сценария к фильму «В джазе только девушки», не зная английского, приехал в Голливуд, когда ему было 27 лет. А в 33, написав комедию «Ниночка, стал знаменитым. Однако для этого нужно быть Билли Уайлдером).
В итоге, чем больше в России будет крепких профессионалов, владеющих хорошим английским, тем выше вероятность того, что кто-то из них будет востребован в США. Хотелось бы, конечно, чтобы они были востребованы в России, но тут свои правила игры.
У нас в России были и есть мастера, в основном советской школы, чьи сценарии на порядок лучше «пиратов», но, может, и слава Богу, что они не в Голливуде. Возможно, они там бы и не прижились, как не приживаются наши юмористы. Хотя если у них бы всё получилось, не сомневаюсь, что их талант был бы вознаграждён достойнее, чем на Родине.
Вопрос: «им нужны авторы, способные, как на конвейере, один за одним выдавать сценарии», а сколько в среднем за год сценарист пишет сценариев или это зависит от количества заказов (в один год заказали четыре, а потом пять сиди без работы)?
Ответ: Зависит от автора, от одного до четырёх и более сценариев. Особенно, если у топ-автора есть помощники... Не знаю, можно ли назвать их литературными рабами. Там всё официально, у сценариста своя, можно сказать, сценарная компания или фирма, а в которой трудятся его ассистенты. Сценарист даёт им задание, они что-то пишут, а затем сценарист правит. Но такое не часто происходит.
Бывает так же, что автор (например, Шейн Блэк, «Смертельное оружие»), написав несколько хитов, забрасывает ремесло, а затем снова возвращается «в обойму».
Кстати, насчёт «сиди без работы». В 2007 году из 8129 членов WGA 3775 были безработными.
Вопрос: Сильно ли сказывается единичный провал фильма на дальнейшей карьере сценариста?
Ответ: Сценаристам в этом плане гораздо проще, нежели режиссёрам. Провал сказывается в меньшей степени. Поскольку:
а) Даже самый хороший сценарий можно испортить постановкой; б) Продюсеры ценят то, что может принести деньги. Если сценарист напишет классный сценарий, а продюсер, читая сценарий, почувствует запах денег, то наверняка постарается не упустить возможность на нём заработать.
Вопрос: «Поэтому рекомендуется присылать заявки (query letters) aктёрам и режиссёрам» — а у актеров и режиссеров есть деньги на съемки?
Ответ: У них есть не только деньги, но и связи, которые часто ценятся дороже денег. Кроме того, как правило, у «звёздных» актёров и режиссёров есть свои продюсерские компании. Деньги могут вложить свои или найти инвесторов. (К слову вспомнилась одна из заповедей продюсера: никогда не вкладывай в постановку свои деньги).
Вопрос: «я бы рекомендовал обращаться лучше к режиссёрам, продюсерам и актёрам» — Получается, обращаться напрямую, без помощи агента? Разве в США не агенты договорами с продюсерами занимаются?
Ответ: Если найдёте агента, можете воспользоваться его услугами. А пока его нет, придётся использовать любую возможность. Позднее, когда дело дойдёт до подписания договора с продюсером, будет легче найти агента или же заручиться рекомендацией продюсера, который сам представит Вас агенту.
Вопрос: Наш взгляд, реально открыть свою студию в Америке, взять кредит в банке (если дают, конечно), нанять команду, а самому быть продюсером и сценаристом. Или все это из области фантастики?
Ответ: Точно не знаю, не интересовался. Скорее всего, кредит не дадут. Хотя вполне возможно, если позволяют финансы, заняться продюсированием своих картин. Т.е. снимать «независимое кино».
Вопрос: А это миф или реальность, что подписывается каждая страница сценария и без разрешения сценариста никто не может ничего менять в нем?
Ответ: Реальность разной бывает, одни подписывают, другие нет. За всех не могу говорить.
Насчёт разрешения сценариста, всё зависит от контракта. Если данный пункт в нём указан, то да, ничего не имеют права менять. Но начинающему автору рассчитывать на подобную привилегию не стоит.
Вопрос: Сколько получают от продаж на физ. носителях и на ТВ сценаристы, условно или можно жить?
Ответ: Зависит от конкретного автора, контракта и успешности фильма.
Для членов WGA существует минимум, ниже которого продюсеры не имеют права им платить. Минимальные расценки можно найти на сайте Гильдии американских сценаристов и режиссёров.
Вопрос: Можно отказаться от гонорара взамен на часть кассового «пирога»?
Ответ: Можно, особенно, если у автора есть имя и он уверен в успехе. Такой сценарист даже может получить не только гонорар, но и 2-3% от прибыли. Однако для новичков это бывает рискованно. Некоторые не совсем порядочные продюсеры умудряются утаивать прибыль, в отчётах указывая, что фильм едва окупил затраты, а то и вовсе сводят баланс по нулям.
Вопрос: К Харви Вайнштейну у вас какое отношение? Он, действительно, монстр? Просто мне очень импонирует его фильмография. Видно, что ему интересно авторское кино.
Ответ: Монстр, точнеё — большой профессионал с отличным чутьём. Очень его уважаю.
АЛЕКСАНДР БАЧИЛО: «РАССКАЗЫ РАБОТАЮТ НА ИМЯ, А НЕ НА КОШЕЛЕК»
— Александр, в 1980-х, в самом начале литературной карьеры, вы принимали активное участие в КЛФ-движении, в событиях, разворачивавшихся вокруг «Школы Ефремова», ВТО МПФ... А потом как-то обособились, занялись совершенно другими делами, отошли от фэндома — хотя окончательно связь с ним и не разорвали. Вот это активное «вращение в кругах» — оно идет на пользу писателю, или лучше сразу научиться держать дистанцию?
— Как правильно намекал Воланд, человек не всегда сам управляет своей судьбой. То его в армию заберут, то болезнь и смерть кого-то из близких надолго выбьет из привычного круга, то сам вдруг увлечется чем-то совсем не похожим на то, что делал раньше. Да и насчет дистанции — тоже отчасти справедливо. Фэндом ведь не всегда поворачивается только белой и пушистой стороной. Я же, вероятно из врожденного эгоизма, люблю сохранять независимость от различных группировок, стараюсь не становиться под флаги, и по мере сил гну свою линию. В КЛФ-движении я участвовал постольку, поскольку оно помогало реализовать мои писательские амбиции. И надо сказать, мне всегда везло на людей, готовых помогать моей карьере. В 1983 году я пришел в новосибирский КЛФ «Амальтея», возглавляемый старейшим сибирским писателем-фантастом и детективщиком Михаилом Петровичем Михеевым. Он же был автором прекрасных детских книг и даже песен, которые давным-давно считаются народными. В общем, живой пример литератора, который умеет все. Это заставляло и молодых стремиться к должной широте горизонтов. Клуб, между прочим, заседал прямо в помещении новосибирской писательской организации, что тоже побуждало держать марочку, не только фантастическую, но и общелитературную. Какие люди вокруг! Они же все видят. И читают.
В «Амальтее» я познакомился с такими знаменитостями, как Геннадий Прашкевич и Алан Кубатиев. Последний преподавал тогда иностранную литературу в НГУ, что называется «нас заметил» и — дай ему Бог здоровья — благословил. То есть рекомендовал к участию в Малевском семинаре. С публикациями тогда было трудно, но зато, если что-то напечатают, так в серьезном литературном журнале «Сибирские огни» или в Западно-Сибирском Книжном Издательстве. Не хухры-мухры. Но даже если рассказик будет тиснут в каком-нибудь «Пожарном деле» или брошюре «За безопасность движения», можешь быть уверен, что вся страна его прочитает. Да еще и перепечатает в рукописных сборниках. Может быть, поэтому сейчас кажется, что мы вели какую-то активную литературную жизнь, а потом отошли от дел. Просто каждый был поначалу на виду, но растворился в хлынувшем позже книжном потоке. Чтобы держаться в нем наплаву и сохранять известность, надо было, прежде всего, писать много. Как говорится, иметь железную задницу. Это ведь основная часть таланта. А я оказался недостаточно талантлив.
К тому же в начале девяностых я страстно увлекся КВН-ом, как результат — попал на телевидение, закрутила нелегкая, унесла из родного города, поманила большими деньгами... в общем, типичная история всякого московского дворника. Но в писательской профессии своя выгода: любые превратности судьбы идут на пользу.
— В основном вы пишете повести и рассказы. Есть ли сегодня у рассказчика шанс пусть не разбогатеть, но хотя бы прославиться, добиться признания — и какой стратегии ему для этого стоит придерживаться?
— Сладкой жизни у рассказчика никогда не было, и сейчас не предвидится. Только прикормишься в журнале или издательстве, начинаешь регулярно печататься, входить во вкус, а их — бац! И прикрыли. Общий кризис бумажной литературы и периодических изданий — это не шутка, он объективен. Впрочем, зарабатывать рассказами на жизнь — это всегда было то же, что плясать на дороге перед автомобилями и кричать: «Давай дэнги! Дэнги давай!».
Рассказы работают на имя, а не на кошелек. Причем работают очень честно. Можно быть известным автором плохих романов — лишь бы их было много. Но прославиться плохими рассказами нельзя — их моментально забывают. Рассказ должен быть хорошим, и тогда он прославит своего автора, даже если будет опубликован только в Интернете. С этого начинал Каганов. И прославился..
Через четыре дня, 16 сентября, вашему покорному исполняется 37 лет. Дата не круглая и не юбилейная, хотя что-то в ней есть... Но я не об этом.
Как известно, на день рождения обычно дарят то, что виновнику торжества нахрен не нужно, а то, что нужно, хрен подарят. В связи с этим хочу провести маленький деньрожденьевский эксперимент. Если кто-то вдруг неожиданно захочет сделать мне приятное, вместо поздравлений и подарков может кинуть на мой счет "Яндекс-Деньги" сколько ему не жалко. А я уж сам куплю, что-нибудь полезное: пару носков, пачку пельменей или там билет на самолет с серебристым крылом — сколько наберется. 200-300-500 рублей ваш бюджет не подорвут, а мне будет приятно. Номер счета: 410011557023033, денежку можно отправить почти с любого терминала, где вы платите за телефон, или через банкомат, где вы получаете зарплату. Вот списки: https://money.yandex.ru/doc.xml?id=522781 и https://money.yandex.ru/doc.xml?id=522870
Да, сам я не большой ценитель деньрожденьевских ритуалов, так что если проигнорируете эту записку — никаких обид.