Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июля 2012 г. 14:20

цитата
ЛЕОНИД КАГАНОВ: «ТЕКСТ КНИГИ — СКРИПТ ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ»


— Леонид, в 2010 году вы провели эксперимент: не стали выкладывать в сеть, как обычно, новый роман «Лена Сквоттер и парагон возмездия» и обратились к читателям с просьбой воздержаться от сканирования книги и распространения файлов. Результат оказался плачевным, вы сообщили, что планируете писать «в стол»... За это время ситуация как-то изменилась?

— Это не совсем верная формулировка: выкладывать на своем сайте книгу, которая готовится к выходу из типографии, ни один автор не имеет права — права-то у издателя, а издатель не позволит. Вот через год, когда тираж разошелся, тут можно cпросить у издателя разрешения выложить у себя на сайте — что я всегда и делал. Здесь я тоже сказал: ребята, через год выложу бесплатно. А хотите сейчас — купите книгу. Но прошу не сканировать: в силу некоторых обстоятельств именно сейчас решается вопрос — чем лучше разойдется конкретно этот тираж, тем выше шансы, что издательство продлит договор, и я смогу для вас писать книги дальше. Но понятно, что с интернетом в таком тоне беседовать нельзя — все равно как детям дать спички и попросить не поджигать занавески. То есть с самого начала мне было понятно, что книгу сольют на пиратские сайты, так что это с моей стороны была просто такая «закладка», на которую мы бы с вами в будущем ссылались, вот как сейчас. И действительно развились события по худшему сценарию: издательству теперь невыгодно печатать мои книги за тот гонорар, который бы оправдывал год работы. И теперь я книг не пишу. Точнее — пишу одну, но крайне медленно, в стол, наверно лет через десять допишу.

— Последний, то есть, извините, крайний ваш сборник, «Дефицит белка», вышел в 2007 году. С тех пор рассказов и повестей накопилось изрядно, даже если брать только опубликованные. Когда стоит ждать выхода нового авторского сборника — а если не стоит, то почему?

— Это опять та же проблема: издательству сегодня невыгодно издавать бумажные книги не самых топовых авторов. Факторов тут много. С одной стороны, чтение становится экзотическим времяпровождением — сейчас много кино, сериалов, игр и прочей более медийной продукции. Чтение — процесс, который эволюционно выработался не от хорошей жизни: просто не было других способов передачи информации, не картинки же рисовать. Грубо говоря, текст книги — это некий странный скрипт для внутренней визуализации. Мозг расшифровывает поток кодов (буквы, слова, предложения, ассоциации, культурные коды) и выстраивает себе в воображении картинку, где по марсианской пустыне едут космонавты в скафандре. Ты читаешь и видишь не буквы — видишь себя рядом с героями. Поэтому, кстати, читатели так огорчаются, встретив в книге иллюстрацию: не так они себе представляли! Но от читателя при этом требуется отдельное искусство и навык, который вырабатывался с детства. И повторюсь: не от хорошей жизни была придумана эта система преобразования закорючек в мысленное кино. А теперь? Теперь огромные возможности реально снять кино и показать. Поэтому если раньше все школьники и студенты ездили в метро с книгами, то теперь — с планшетами. Кому нужны скрипты из закорючек, если есть в изобилии качественный медийный продукт: фильм, сериал? Так что эволюционно книга сейчас падает на ту свалку истории, где, например, находится конный транспорт — отдушина для единичных фанатиков или аттракцион для туристов.

Ну а кроме того, у читателя есть интернет. В смысле, у каждого читателя вдруг возникли десятки друзей, знакомых, родственников, сослуживцев, одноклассников, которые ежедневно что-то пишут. Не книги конечно, но некий контент— реплики в соцсетях, сообщения, перепосты, комментарии, новости, приколы. И в целом это тоже потребляемый текст, на чтение которого человек ежедневно стал тратить то время, которое раньше тратил на книгу.

На фоне этих общественных процессов как-то уже неловко вспоминать про пиратов. Но их взнос в дело уничтожения книги самый значительный. По крайней мере, в нашей стране. Так исторически сложилось, что мои читатели — это люди, прекрасно знакомые с компьютером. Соответственно, я один из тех авторов, для которых бумажное книгоиздание свернулось в первую очередь: кому охота покупать кирпич, когда через пару дней уже можно скачать бесплатно? Но кормит-то автора только бумажное издание — все эти электронные продажи (которыми пользуется менее 10% читателей) собирают менее 10% гонорара. За такие деньги нельзя посвятить себя книге на год, при этом живя и кормя семью. Поэтому автор реализует себя в чем-то другом — от газетных статей до сценариев сериалов. К сожалению, по «закону сохранения всего» безграничная халява во Вселенной невозможна. Если читатель сегодня скачал книгу и не заплатил, то это не энергия интернета, взятая ниоткуда. Просто за это предстоит расплатиться кому-то другому: меценату, спонсору, рекламодателю, госпроекту, а если ничего этого нет (как обычно случается), то расплачиваются профессиональные авторы, которые вынуждены уходить в смежные с литературой профессии, уступая книжную полку непрофессионалам. Если бы такое было, скажем, во времена Достоевского — он бы не написал ни строчки, потому что писал всю жизнь, чтобы вылезти из долгов.

<...>


Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питербук": http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...


Статья написана 27 июля 2012 г. 12:56

цитата
ВАДИМ ПАНОВ: «В ЭПОХЕ СТИМПАНКА ЕСТЬ НЕРВ»

Информация к размышлению:

Писатель Вадим Панов родился 15 ноября 1972 года в семье военных. С 1983 года живет в Москве. В 1995 году окончил факультет Радиоэлектроники Летательных Аппаратов МАИ. В студенческие годы принимал участие в работе театра «Зеркало», апофеозом этого сотрудничества стал спектакль «Такие игры», поставленный по пьесе Панова. После окончания института всерьез занялся бизнесом, однако писать не прекращал. В фантастике дебютировал в 2001 году романом «Войны начинают неудачники», открывающим цикл «Тайный Город» — один из самых популярных сериалов в отечественной жанровой литературе. «Тайный Город» стал основой для многочисленных онлайновых, настольных и ролевых игр. Автор циклов «Анклавы» и «Герметикон», романов «Праймашина» и «Ручной привод», сборника рассказов «Таганский перекресток» и других произведений. Лауреат премий «Портал», «Бронзовый Кадуцей» и «Серебряный Кадуцей», «Два сердца», «Серебряная стрела», «Фантаст года», «Философский камень», «Чаша Бастиона», премии имени Афанасия Никитина, неоднократный обладатель дипломов журнала «Мир фантастики». В августе этого года Вадим Панов станет почетным гостем «Петербургской фантастической Ассамблеи».

<...>

— В «Герметиконе» вы используете элементы стимпанка, он же «паровой панк». Не кажется ли вам, выпускнику МАИ, человеку с отличным инженерным образованием, что повышенный интерес читателей к архаичным технологиям, ко всем этим паровым компьютерам и боевым дирижаблям, свидетельствует о деградации общества? По крайней мере, научно-технической? Или, как минимум, об определенном застое?

— При чем здесь общество?

Интерес к Толкиену свидетельствовал о наступлении в Европе и Америке дремучих времен идолопоклонничества?

Стимпанк в первую очередь эпоха и люди.

Эпоха, в нашем исчислении конец XIX — начало XX века, — это время героев и первооткрывателей, время сильных людей, бесстрашно идущих навстречу опасностям. Примитивная техника, отсутствие нормальной связи (представляете, не было мобильных телефонов и спутниковых навигаторов!), зато на картах полно белых пятен. Это время познания мира, время свершений... Истинные герои стимпанка — люди бесстрашные, рисковые и благородные. Но есть и антигерои: те, кто продавал опиум жителям целых государств и придумал первые в истории лагеря смерти. И наличие антагонистов подводит нас ко второму значимому элементу стимпанка: общество этой эпохи находится на изломе. Власть постепенно переходит от аристократов к буржуазии, идет слом старого и строительство новой системы.

Другими словами, в эпохе стимпанка есть нерв, есть отличный материал для литературных экспериментов, а уж тем более — для фантастических экспериментов.

Вот что интересует меня в стимпанке. А вовсе не «огромные человекообразные паровые роботы».

<...>

— В 2011 году вы с романом «Праймашина» поучаствовали в запуске межавторской серии по мотивам компьютерной игры «Prime World». И это при том, что у вас за плечами солидный багаж, два десятка популярнейших книг, куча литературных премий... Получается, правы те, кто утверждает, что у молодого фантаста есть сейчас два пути: или на сайт «Самиздат», или в издательский «проект»?

— Конечно не правы. Как может быть прав хор? Толпа? Стадо? Когда я начинал, все тоже говорили: или в «Самиздат» или в «формат», чтобы книга вписалась в серию (они тогда играли роль межавторских проектов), а я написал «Тайный Город», к которому издатели приделали бирку лишь с третьей попытки. Еще раньше авторы писали в «Конана-варвара» и «Секретные материалы», весь Питер, если не ошибаюсь, в едином порыве. Тоже считалось, что без этого никуда. А еще раньше говорили, что есть один выход: писать «в стол», но ведь появился Павлов... Люди сами выбирают дороги и мир вокруг — он одинаков для всех, так что если что не получается — подойди к зеркалу и увидишь причину своих проблем.


Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питербук": http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_f...


Статья написана 25 июля 2012 г. 11:56

«СтарКон» как симптом

Василий Владимирский

цитата
<...> По сути, главным содержанием «СтарКона» стали шоу, связанные с косплеем – костюмированным «отыгрыванием» героев «Звездных войн», «Вавилона-5», «Доктора Кто» и далее по списку. Рядовым участникам действа необязательно даже самим готовить костюмы: многочисленные фирмы и фирмочки, оживленно торговавшие на фестивале «сопутствующими товарами», предлагают богатый ассортимент услуг. Ну а для тех, кто увлекается косплеем всерьез, существует глянцевый ежеквартальник Pro Cosplay, выходящий тиражом всего 3000 экземпляров, зато уже два с половиной года.

Молодежная субкультура, сцементированная «СтарКоном», ориентирована прежде всего на потребление – по вполне очевидным причинам. В России за редкими исключениями не производят качественные фантастические сериалы, да и с качественными сериалами вообще напряженно. Зато в нашей стране активно переводят и смотрят западную НФ-классику. Коммерческий потенциал этой аудитории огромен, покупательская активность высока – было бы странно, если бы никто не воспользовался столь удачным стечением обстоятельств.

А вот книги на юбилейном «СтарКоне» явно терялись среди гаджетов и аксессуаров. Пожалуй, единственным ярким пятном, с точки зрения книжников, стала презентация альтернативно-исторического комикса «Пантеон», чуть-чуть недотягивающего до серьезного «графического романа». Филипп Соседов, автор этого многообещающего проекта, сумел вывести свое детище на западный рынок, тем самым обеспечив ему более-менее светлое будущее.

На церемонии открытия организаторы не раз подчеркивали уникальность фестиваля. Не удивлюсь, если они и впрямь не слышали о существовании «Интерпресскона», «Странника», «Блинкома», «Петербургской фантастической ассамблеи» и прочих конвентов, проводящихся в нашем городе уже не первый год, в некоторых случаях – не первое десятилетие. А если и слышали, традиционные конвенты «СтарКону» не конкуренты ни по конечным целям, ни по количеству участников, ни по привлекательности для партнеров и спонсоров. <...>

Полную версию статьи см. на сайте газеты "Санкт-петербургские Ведомости".


Статья написана 24 июля 2012 г. 13:18

Юлия Зонис в Литературной гостиной Книжной ярмарки ДК им. Крупской!

В субботу 28 июля в 16 часов в Литературной гостиной Петербургской книжной ярмарки ДК им. Крупской состоится встреча с писателем-фантастом Юлией Зонис, автором романов «Дети богов», «Инквизитор и нимфа» и других, многочисленных рассказов, значительная часть которых вошла в сборник «Боевой шлюп «Арго», лауреатом премий «Портал», «Бронзовая улитка» и «Интерпресскон». Ждем вас на 2 этаже Книжной ярмарки, в комнате 245. Встречу ведет Василий Владимирский.

Купить книги Юлии Зонис можно в павильоне 16 (КП1) во дворе Ярмарки, ИП Полевик, тел. 365-59-90

Официальная группа вКонтакте: http://vk.com/event41201697

Официальная группа на "Фэйсбуке": http://www.facebook.com/events/3705074563...


Файлы: XQ1IBV_3T64.jpg (125 Кб)
Статья написана 15 июля 2012 г. 20:35

На сайте онлайн-журнала "Питерbook" появилось эксклюзивное интервью с Кори Доктороу -- к грядущему визиту писателя на "Петербургскую фантастическую ассамблею". Привожу вводную часть и небольшой фрагмент.

цитата
КОРИ ДОКТОРОУ. «ПОКОНЧИТЬ С ПИРАТСТВОМ МОЖНО, ТОЛЬКО ЛЕГАЛИЗОВАВ ЕГО»

В последние годы пресловутое «электронное пиратство» стало главным камнем преткновения для крупнейших игроков российского книжного рынка. Руководство издательства «Эксмо» прямо называет контрафактное использование произведений, защищенных законом об авторском праве, одной из основных угроз современной российской словесности. В качестве примера эффективного решения этого вопроса часто приводят ситуацию на Западе, где борьба с контрафактом поставлена на широкую ногу. Но далеко не все разделяют эти настроения — как России, так и за ее пределами. Канадский писатель-фантаст Кори Доктороу (родился 17 июля 1971 года), недавно получивший британское гражданство, лауреат премий им. Джона В. Кэмпбелла и «Прометей», неоднократный лауреат премии журнала «Локус», известный в нашей стране по роману «Младший брат», повести «Когда сисадмины правили землей» и ряду рассказов, остается одним из наиболее последовательных и популярных идеологов «копилефта». В конце лета 2012 года Доктороу станет почетным гостем «Петербургской фантастической ассамблеи», которая пройдет под Санкт-Петербургом с 17 по 20 августа. Мы связались с писателем и поинтересовались его мнением о «копирайтных войнах», столь близких сердцам российских книжников. Ну а еще одно интервью, посвященное творчеству самого Кори Доктороу, будет напечатано в одном из ближайших выпусков журнала «Мир фантастики».

<...> — Каким образом в век всеобщего Интернета может зарабатывать творческий человек?

— Большинство творческих людей не могут зарабатывать своим творчеством. Так было всегда. И так будет всегда. Интернет тут совершенно ни при чем. Думать, что законодательство об авторском праве призвано обеспечивать творцов средствами к существованию, — все равно что думать, будто цель лотереи — поддерживать средствами к существованию неимущих.

— Но если говорить не о книгах, а например, о кинематографе... Создание фильма требует больших вложений. А распространение «пиратских» копий, по уверению продюсеров, не позволит снимать зрелищное кино. Как быть в этом случае?

— Тут мы вынуждены полагаться на слово студий о том, что Интернет несовместим с их методом производства. Но в вопросе финансов студии — отъявленные лжецы. Данные, которыми они пытаются подтвердить свои заявления, — это сплошная мешанина ненадежной статистики и еще менее надежных экстраполяций. А вот вам другой пример: «Мстители» утекли в Интернет задолго до выхода, став на момент своей премьеры самым скачиваемым торрент-файлом в мире, — и при этом собрали в первый уик-энд рекордную за всю историю кинематографа сумму. Как сформулировал в свое время Итан Каплан, главный технолог «Уорнер мьюзик», «огласка равняется продажам».

Но даже если студии правы и мы должны выбирать между фильмами и Интернетом, я предпочту Интернет. Авторское право не должно превращаться в такую систему, когда государство выбирает тот или иной способ заниматься некой формой искусства и гарантирует, что этот способ останется прибыльным во веки вечные. Видеопроизводству Интернет точно не угрожает. Сейчас выпускается больше видео, чем когда-либо раньше. На Youtube выкладывается по часу видеоматериала каждую секунду.

Протестантская реформация распылила власть церкви, стало невозможно собирать достаточно средств, чтобы строить большие соборы. Но также реформация привела к тому, что начали строить множество меньших, человеческого масштаба церквей. Реформация пагубно сказалась на строительстве соборов, но не на религии.

Так же и Интернет пагубно сказывается на Голливуде, но не на кино. <...>

Целиком читайте по адресу: http://krupaspb.ru/piterbook/author.html?...





  Подписка

Количество подписчиков: 362

⇑ Наверх