Александр Гаврилов, бывший главред "Книжного обозрения", сопредседатель оргкомитета премии "Просветитель", организатор книжных фестивалей, премий и тэдэ и тэпэ копается в "Петербургских зимах" Георгия Иванова. Процитирую вслед за ним самую мякотку, впандан к здешним причитаниям о "падении продаж" и "утрате интереса к чтению". Звучит на диво актуально:
цитата
Летом 1910 года, на каникулах, я прочел в "Книжной Летописи" Вольфа объявление о новой книге. Называлась она "Студия Импрессионистов".Стоила два рубля.
Страниц в ней было что-то много, и содержание их было заманчивое: монодрама Евреинова, стихи Хлебникова, что-то Давида Бурлюка, что-то Бурлюка Владимира, нечто ассирийское какой-то дамы с ее же рисунками в семь красок.
Я эту "Студию" выписал. Потом, у Вольфа, мне рассказывали, что я был одним из трех покупателей. Выписал я, выписала какая-то барышня из Херсона и некто Петухов из Семипалатинска. Ни в Петербурге, ни в Москве -- не продали ни одного экземпляра. Только мы трое не пожалели кровных двух рублей, не считая пересылки, за удовольствие прочесть братьев Бурлюков с ассирийскими иллюстрациями в семь красок.Только мы: я, барышня из Херсона и Петухов. Трое из ста шестидесяти миллионов.
За последний месяц несколько раз в «Фейсбуке» натыкался на очередной плач Ярославны по поводу смерти литературной критики. Не в том смысле, что уровень ниже плинтуса, тут можно спорить, а в том, что рецензий никто не пишет, их нигде не печатают – в общем, пропал Калабуховский дом. Понятно, когда о «смерти критики» в таком вот ключе рассуждает девушка из журнала «The Village». Но когда на отсутствие площадок сетуют профессиональные критики и книжные журналисты, выглядит это как минимум странно. На русский литературный я это могу перевести только одним образом (простите за профессиональный цинизм): «площадки-то есть, но меня туда никто не приглашает, а куда приглашают – там за рецензию по сто баксов не платят».
На досуге составил список изданий, газет-журналов-сайтов, в которых более-менее регулярно публикуются более-менее профессиональные рецензии на книжные новинки и статьи о литературе. Список наверняка неполный, но тем не менее. Вот что у нас получается. Сейчас в России выходит два специализированных журнала книжных рецензий:
— «Пойнтер» (издатель – книжная сеть «Буквоед»)
— «Читаем вместе» (издатель – сеть «Московский дом книги»)
И две специализированные еженедельные газеты:
— «Ex Libris «НГ» (приложение к «Независимой газете»)
— «Книжное обозрение»
Книжные рецензии и статьи о литературе также печатают (как правило, два-три-четыре раза в месяц) в газетах:
Никуда не делись «толстяки», отличные площадки для «умных» развернутых рецензий и статей:
— «Аврора»
— «Арион»
— «Волга»
— «День и ночь»
— «Дружба народов»
— «Звезда»
— «Знамя»
— «Иностранная литература»
— «Наш современник»
— «Нева»
— «Новый мир»
— «Октябрь»
— «Сибирские огни»
— «Урал»
Специализированные филологические журналы:
— «Вопросы литературы»
— «Новое литературное обозрение»
Есть еще и профильные издания: например, журнал «Мир фантастики», который посвящает книгам примерно треть объема.
Список наверняка неполон, думаю, я и половины не охватил – буду признателен за уточнения. Речь, повторяю, идет не о качестве газет-журналов-сайтов, а о самом факте их существования. Если это – «смерть литературной критики» и «отсутствие площадок», то я, ей-богу, балерина Анастасия Волочкова.
Между тем "Эксмо" продолжает искать ведущих редакторов в штат. Специалистов с десятью годами стажа в отрасли и тэпэ. Расширяется, надо понимать. Вот только то на тему "психология", то "искусство, культура"... Массовая литература как-то не очень котируется.
Ребята, не нервничайте. Политика, как известно, искусство возможного. В том числе редакционная политика или политика интернет-ресурса. В переводе на язык родных осин: если кто-то может вас нагнуть, существует ненулевой шанс, что он вас таки нагнет. Вопреки любым принципам, конвенциям и договоренностям. А уж если регламент допускает разночтения -- то с легкой душой. И удивляться тут (типа, ой, что это?!) -- верх наивности. Меня всегда забавляло возмущение журналистов: ах, владелец телеканала-газеты-портала вдруг выгнал две трети опытных сотрудников и заменил мальчиками-девочками по объявлению, как он мог, нехороший такой? Да запросто: СМИ для него -- инструмент решения неких задач, о которых вам, дорогие волки газетных страниц, забыли доложить. Да и никогда не докладывали, если уж напрямик. Сменились приоритеты -- и все, ступайте с миром и не грешите. Что вы как маленькие!
Истерить по этому поводу и качать права бессмысленно. Просто надо понимать ситуацию и быть готовым. Применительно к "ФантЛабу" -- использовать его по прямому назначению. "Лаборатория фантастики" -- информационно-рекламный ресурс. Информационный -- лучший по фантастике в Рунете. Рекламный -- средненький, хорошо подготовленная пиар-кампания в соцсетях эффективнее, но здесь проще подготовить вброс и зацепить целевую аудиторию. Ну так собирайте и распространяйте информацию, рекламируйте проекты и себя, любимых -- но не делайте из сайта фетиш, не тратьте на него дни и недели своего рабочего времени, не пишите уникальные тексты. Тогда и истерить будет не о чем.
Ах да, и ни в коем случае не нагибайтесь за мылом, конечно.
В добавление к информации о литературном мастер-классе, который пройдет на фестивале фантастики и ролевых игр "Зиланткон-2014":
В роли ведущих этого традиционного мероприятия в нынешнем году выступают писатели Дмитрий Скирюк и Александр Белаш. Дедлайн — 25 октября. Рассматриваются только произведения авторов, готовых принять очное участие в "Зиланте". Напоминаю, что сам фестиваль пройдет с 31 октября по 5 ноября 2014 года в городе Казани — в 24-й раз, кстати говоря. Юбилей близок!
Лучший рассказ войдет в юбилейный сборник, выход которого будет приурочен к 25-летнему юбилею конвента.