Продолжаем публиковать на сайте онлайн-журнала "Питерbook" видео с Петербургской фантастической ассамблеи-2014. На сей раз -- с дискуссии на "вечнозеленую" тему «Надумана ли проблема фантастического гетто?».
Анонс:
цитата
Отечественные фэны позаимствовали мем «фантастическое гетто» у американских товарищей по оружию. Но прижился он в России как родной — настолько, что кое-кто уже приписывает его изобретение Андрею Валентинову. И, в общем, неудивительно. С одной стороны, у фантастов свои собственные премии, свои журналы, свои критики, своя иерархия авторитетов, в которой Сергей Васильевич Лукьяненко — фигура более значимая, чем Антон Павлович Чехов. С другой стороны, недалекие филологические дамочки брезгливо морщат носы: «Евгений Лукин? Нил Стивенсон? Фантасты? Я такой стафф не читаю!» Так почему же книги с сюжетообразующим фантдопущением, выходящие в редакции Елены Шубиной, регулярно номинируются на ведущие литературные премии страны, рецензируются в «толстых» литературных журналах, а не менее талантливые и яркие произведения, публикующиеся под ярлыком «фантастика», не заслуживают серьезного разговора? В чем тут дело: в снобизме «боллитры» или в тщательно взлелеянном дурновкуссии фэндома? Об этом в рамках Петербургской фантастической ассамблеи-2014 спорили писатели Вячеслав Рыбаков и Алан Кубатиев, переводчик Александр Гузман и критик Сергей Шикарев.
По ходу, придется мне ограничить количество рецензий на книги "АСТ" и "Эксмо". "АСТМО" упразднило должность сотрудника по работе со СМИ в Санкт-Петербурге, вместо этого мне предложили списываться с семью редакциями двух издательств в Москве -- на что у меня не хватит ни времени, ни сил. Единой пиар-службы у них, как ни удивительно, нет. Или в Питере про такую не знают. Пичалька...
Ну, пока не образуется другой вариант, буду больше писать о книгах других издательств -- и для "СПб Ведомостей", и для "Мира фантастики", и для "Книжного обозрения", и для "Питерbook`а". Может, оно и к лучшему. "Всегда найдутся другие издательства".
Объявлен прием рукописей на мастер-класс фестиваля фантастики и ролевых игр «Зиланткон-2014», который пройдет в Казани с 31 октября по 4 ноября 2014 года.
Мастер-класс «Зиланткона» -- один из старейших литературных семинаров а российских конвентах. Он регулярно проводится с середины 1990-х годов. В разные годы его вели Святослав Логинов, Евгений Лукин, Леонид Кудрявцев, Александр Белаш, Дмитрий Скирюк, Владимир Аренев и другие известные писатели-фантасты.
По итогам литературного мастер-класса «Зиланткона-2013» лучшие произведения, отобранные мастерами, вошли в антологию «Письма не нашего времени». Лучшие рассказы, прошедшие мастер-класс в 2014 году, будут включены в юбилейный сборник, который планируется выпустить к двадцатипятилетию фестиваля.
На литературный семинар принимаются рассказы и небольшие повести (не более 2 текстов от одного участника). Внимание!!! Фрагменты, отрывки, зарисовки, главы из недописанных романов -- не рассматриваются.
Требования к текстам: -- объем до 80 000 знаков по статистике Microsoft Word считая пробелы; -- текст должен быть аккуратно набран и тщательно вычитан (орфография, синтаксис); -- текст должен быть завершен; -- у текста не должно быть «бумажных» публикаций.
Требования к участникам: -- к участию в мастер-классе принимаются работы только зарегистрировавшихся участников «Зиланткона -- 2014»; -- мастера разбирают исключительно работы присутствующих на конвенте участников; -- участники (как приславшие работы, так и вольнослушатели) должны быть готовы прочесть все принятые на мастер-класс рассказы и учувствовать в их обсуждении.
В письме нужно указать: -- ФИО автора (+ при желании никнейм или псевдоним); -- название произведения; -- контактный электронный адрес, если он не совпадает с тем, с которого пришло письмо; -- номер в базе сервера регистрации Кольца Конвентов (http://reg.konvent.ru/) Например: Иванов Петр Семенович (Горлум Величайший) «Чудовище вида ужасного» adress@adress.ru 12345
СРОКИ ПРИЕМА -- до 25 октября 2014 года Тексты присылайте Владиславу «Ульдору» Гончарову на адрес uldor@rambler.ru с пометкой в теме письма «На литературный мастер-класс Зиланткона-2014».
27-28 сентября 2014 под Санкт-Петербургом, в городе Пушкин, пройдет международный литературный фестиваль имени Александра Беляева. Пушкинцев и гостей фестиваля ждут встречи с петербургскими писателями, лауреатами Беляевской премии разных лет, учеными, а так же ретроспектива фильмов, снятых по произведениям Александра Беляева.
Город Пушкин (Царское село) не случайно выбран для проведения фестиваля. Именно здесь провел последние годы своей жизни Александр Романович Беляев, по праву считающийся одним из основоположников советской научно-фантастической литературы. C 12 до 14 часов 27 сентября в библиотеках Пушкина выступят петербургские писатели, лауреаты Беляевской премии разных лет: Марианна Алферова, Андрей Балабуха, Александр Железняков, Александр Етоев, Елена Первушина, Альфред Щеголев и другие. Встречи будут проходить в Центральной районной библиотеке им. Д.Н.Мамина-Сибиряка (ул. Малая, 20), в библиотеке-филиале № 2 (Кадетский бульвар, 22А) и библиотеке-филиале № 3 (ул. В. Шишкова, 32/15). С 15 до 15.30 пройдет возложение цветов к памятной доске Александра Беляева (г. Пушкин, ул. Конюшенная, 19), а с 16 до 18 – презентация Беляевской премии, демонстрация видеоролика, посвященного А. Беляеву и круглый стол с участием читателей и писателей города Пушкина («Дом Культуры», ул. Набережная, 14).
Параллельно, в кинотеатре «Авангард» (Московская ул.,32/17), будет проходить ретроспектива фильмов, снятых по романам Александра Беляева:
14.00 – «Человек-амфибия»
16.00 – «Завещание профессора Доуэля»
18.00 – «Продавец воздуха»
Их показ будет сопровождаться представлением Беляевской премии членами оргкомитета.
На все мероприятия, проходящие 27 сентября в рамках фестиваля вход свободный.
Кульминацией «БелФеста-2014» станет церемония вручения Беляевской премии, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения с 1990 года, которая традиционно собирает ученых, политиков, деятелей культуры и представителей СМИ. Она пройдет 28 сентября в Пушкинском районном Доме Культуры. На церемонии будут также награждены лауреаты премий: «Бегущая по волнам» (за лучший женский образ в фантастическом произведении), «Двойная звезда» (за литературно-критические книги, посвященные фантастическим произведениям и их авторам), «Жемчужное зерно» (за лучшую книгу, выпущенную издательством «АураИнфо»). Вход на мероприятие по приглашениям.
Литературный фестиваль имени Александра Беляева проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Отдела культуры Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, Пушкинского районного Дома Культуры и Региональной общественной организации «Спортивная Лига Санкт-Петербурга».
Официальным информационным партнером фестиваля выступает портал «Город Пушкин.ИНФО» (http://gorod-pushkin.info ).
Андрей Василевский: Владимир Аренев поставил себе локальную задачу и отлично с ней справился. Всего одно фантастическое допущение, удивительное для читателей, но не удивительное для персонажей, позволило стилизовать книгу под «реалистическую» повесть для подростков.
Александр Етоев: Хорошая юношеская повесть, чуть нескладная и затянутая, но вполне ничего себе. Притчевая такая. О том, как в некотором сволочном государстве души запечатывают в гандоны и не дают им улететь в Небо (с прописной буквы). И про отделившийся Крым актуально вполне, хотя и написано за несколько лет до красной даты в календаре крымчан – законного воссоединения с Россией, я имею в виду. Автор прямо провидец.
Сергей Жарковский: С моей точки зрения, проблема памяти-как-бессмертия рассмотрена намного интересней, чем Логиновым – нет ничего такого марктвеновского капитаностромфилдовского с лёгким налётом трагизьма. «Душница» скорей перебрасывается зелёным шариком с великим «Главным полднем» в смысле формализации.
И проблема «тайн личности» в смысле «скелетов в шкафу», вполне могущая стать известной в мире мальчика Сашки – да, это хорошо и страшно. «В чаще».
Свежая земляника.
Михаил Назаренко: Хорошо, грамотно сделанный текст. В рамках единой фабулы движутся – именно движутся, а не нарочито демонстрируются – несколько тем, вполне традиционных. Хорошо сделана и подача (для читателя) мира изнутри, глазами его обитателей; но, впрочем, исторические справки на школьных уроках – это несколько в лоб (и не первый раз, Владимир!). Почему «Душница», при всех ее достоинствах, – не «новый горизонт»? Потому что изначальная «крапивинскость» или, если угодно, «алексиновость» жанра вызывает превышение меры условности: не только «фантастика», но еще и «повесть о школьниках», то есть автору пришлось преодолевать двойной ряд жанровых штампов. Но преодолел, этого не отнять.
Андрей Рубанов: Хорошая идея, любопытная фабула — но развития нет. Герои входят в историю и выходят из неё, не претерпев метаморфозы. Идея с человеческими душами, уловленными в сосуды, кажется мне наивной, грубой и противоестественной. Духи живут в тонком мире по его законам и не могут быть уловлены. А главное — зачем их улавливать и собирать в одном месте? Какие выгоды извлекают из этого деяния те, кто его придумал? На какие обобщения автор нас хотел вывести, для чего эти шарики с душами показывать нам?
Если бы где-то и существовал такой мир, откуда нет выхода даже душам умерших — люди в этом мире вымерли бы, не имея стимула к прогрессу. Узник не будет работать на благо тюрьмы, в которой заточён.
С другими отзывами Жюри на произведения-номинанты "Новых горизонтов" можно познакомиться здесь.