В январе 2015 года исполняется 90 лет с момента выхода первого номера "Нового мира" — 1925, № 1. Редакция журнала намерена отметить это событие.
Мы проводим конкурс эссе на темы: "За что я люблю "Новый мир"" и "За что я не люблю "Новый мир"".
В конкурсе могут принять участие все авторы и читатели "Нового мира". Можно написать эссе на обе предложенные темы.
Эссе должны быть небольшого объема — не больше 10 тысяч знаков, размещать их нужно прямо в комментах под этой заметкой.
Автор эссе, собравшего максимальное количество лайков, будет объявлен победителем и получит приз зрительских симпатий.
Количество победителей не менее 1 и не более 5.
Победители конкурса будут объявлены 31 декабря 2014 года.
В качестве приза каждый победитель конкурса получит архивный номер "Нового мира" 30-х — 40-х годов (не электронную копию, а именно сам журнал из нашей библиотеки).
Награждение состоится на ежегодном вручении премий "Нового мира" в феврале 2015 года.
По решению редколлегии журнала победителям конкурса одному или нескольким может быть присуждено Гран-при. Это публикация эссе во 2-м номере "Нового мира" за 2015.
Недавно я уже писал о литературном мастер-классе, который пройдет в рамках казанского фестиваля фантастики и ролевых игр "Зиланткон" (31 октября-4 ноября). И вот готова, наконец, и остальная программа площадки фантастиковедения. Осталось только утвердить точное время проведения докладов, дискуссий и круглых столов. Но разбивка по датам уже готова.
Смело заглядывай под кат, дорогой читатель!
31 октября
Презентация антологии фестиваля «Зиланткон» «Письма не нашего времени»
Международный фестиваль фантастики и ролевых игр «Зиланткон» не раз выступал с разного рода издательскими инициативами. Но в этом году оргкомитету удалось осуществить давний замысел: выпустить сборник рассказов, объединяющий произведения мэтров, лауреатов премии «Большой Зилант», почетных гостей конвента, и победителей мастер-класса «Зиланткона-2013» и блиц-конкурса микрорассказов. В сборник «Письма не нашего времени» вошло более 25 рассказов, в том числе произведения Святослава Логинова, Евгения Лукина, Евгения Филенко, Далии Трускиновской, Людмилы и Александра Белаш, Марии Галиной, Леонида Кудрявцева, Леонида Каганова, Натальи Резановой и других писателей. Для некоторых текстов это первая книжная публикация.
О том, какой путь прошла эта антология от идеи и до воплощения – и о том, будет ли иметь продолжение этот эксперимент – расскажут составитель «Писем…» Василий Владимирский, куратор литературного мастер-класса «Зиланткона» Владислав Гончаров (aka Ульдор), художник Дмитрий Кринари.
2 ноября
Людмила и Александр Белаш. Наш дом – Иллюзион
Фантастикой считается то, что выдумано или превосходит наше воображение. Фантастика – это спецэффекты в кино или причудливые миры на страницах книг. Наконец, «Матрица» объявила всем большую новость, известную буддистам уже двадцать пять веков – мир только снится нам, он полностью виртуален, сгенерирован суперкомпьютером как единая грёза или онлайновая игра для миллионов пользователей. На самом же деле, как говорил Морфеус, всё не так плохо, как кажется, а гораздо хуже. Размышляя про себя, кто же из нас Избранный, и как бы выскользнуть из власти всемогущей Матрицы, мы не замечаем очевидного – иллюзорный мир порождается не злонамеренной мега-машиной, внедряется не штекером в затылке, а создаётся прямо у нас на глазах, в реале, здесь и сейчас. Вернее, он создавался всегда и везде, но суть программы и способы доставки иллюзий потребителям век от века плавно изменялись. И выход из этой Матрицы означает куда более серьёзные проблемы, чем попасть в подземный город и прятаться от роботов-охотников.
Прозревший субъект рискует в лучшем случае стать изгоем, в худшем – покойником. Есть и промежуточный вариант – сменить одну программу на другую; тогда есть шанс выжить, опираясь на поддержку единомышленников. Но где гарантия, что выбранная программа – верная, что она даёт более верное видение мира?.. Речь идёт о том, что называется «система взглядов». Или «система заблуждений», в зависимости от того, принадлежите вы к ней или отвергаете её. В строительстве системы участвует множество людей, знакомых вам и неизвестных. Суть её такова: названия предметов, ролей и явлений не соответствуют тому, чем они являются в действительности, а некоторые понятия существуют лишь в речах и текстах, хотя претендуют на реальность – и попробуйте-ка усомниться в этом. Фантастика иногда обращает внимание на эту странную и грозную систему. Попробуем вместе изучить иллюзорный повседневный мир, окружающий людей, и то, что происходит, если система даёт сбой.
Об этом феномене расскажут писатели Людмила и Александр Белаш, лауреаты премии "Большой Зилант", авторы циклов "Война кукол", "Капитан Удача", "Тёмные звёзды", "Русская Океания".
Писатели тоже играют в игры – с неподдельным азартом и энтузиазмом, которым позавидует бывалый ролевик. И самая любимая из этих игр – литературные онлайн-конкурсы. В первом десятилетии XXI века через горнило интернет-конкурсов прошли Олег Дивов и Леонид Каганов, Сергей Лукьяненко и Юрий Бурносов, Юлия Зонис и Дмитрий Колодан. А начиналось все с легендарной «Рваной грелки» – такое неформальное название получил конкурс «48 часов», впервые стартовавший 10 апреля 2001 года.
С тех пор много воды утекло: кто-то из отцов-основателей давно отошел от этих игр, кто-то вовсе забросил литературу – а кто-то отточил перо на конкурсных площадках и стал профессиональным литератором. Однако споры, порожденные «Рваной грелкой», не утихают по сей день. Помогает ли писателю сетевой конкурс в деле самосовершенствования, или напротив – дает ложное чувство превосходства над собратьями по перу? Можно ли чему-то научиться, соревнуясь с такими же писателями-самоучками? Да и вообще: уместен ли в литературе соревновательный элемент?
На эти вопросы попробует ответить один из отцов-основателей «Грелки», человек, благодаря которому мода на такие конкурсы распространилась по всему Рунету как пожар по торфянику – писатель, историк и журналист Вадим Нестеров, один из претендентов на премию «Просветитель» (за лучшую научно-популярную книгу), ставший в этом году почетным гостем казанского фестиваля фантастики и ролевых игр «Зиланткон».
Шамиль Идиатуллин. Сами мы местные
Гарри Поттер не грызет семечки. Стивен Кинг не пишет про Заинск. Джордж Мартин не вдохновляется Смутным временем Московии и Великой Замятью Орды. Дж.Р.Р.Толкин не лишком интересовался баитами про батыров. И это правильно. Писать, как известно, надо про то, что знаешь или про то. что не знает никто – а лучше и про то, и про другое одновременно. Гарри обожает пудинг, а названным авторам и их читателям ближе Дерри с Нью-Каслом, война Алой и Белой роз и кельтские предания с легендами Круглого стола. Считается, что нашему читателю тоже. И это неправильно. Писатель Шамиль Идиатуллин расскажет, что и как правильно, обоснует, почему местная мифология полезней самой раскрученной неместной, напомнит, как чужая речь, мотивы и проблемы набухают в городе лозунгом «Давай по-нашему!», а освоение подведомственной территории всегда выливается в вопрос «А что у вас?» и объяснит, почему действие всех его книг связано с Татарстаном, из которого он вообще-то уехал больше десяти лет назад.
Коротко о докладчике: Шамиль Идиатуллин – профессиональный журналист. Работал в газете «Известия Татарстана» («Время и Деньги»), был собкором, а позже – главным редактором ИД«Коммерсантъ» в Татарстане. С 2003 года живет и работает в Москве. В литературе дебютировал в 2005 году футурологическим романом «Татарский удар». Книга «СССР ™» принесла писателю премию «Открытие себя». Первый роман из дилогии «Убыр», изданной под псевдонимом Наиль Измайлов, отмечен литературной премией «Новые горизонты», международной литературной премией имени Владислава Крапивина в области детской литературы, дипломом журнала «Мир фантастики» в номинации «Мистика и хоррор год», выдвигался на премии «Национальный бестселлер» и «КнигуРу».
Стоит отметить так же, что на данный момент Идиатуллин-Измайлов едва ли не единственный русскоязычный писатель, активно использующий в своих книгах татарские фольклорные мотивы.
Дискуссия «Игра ума. Литературная критика: умерла так умерла?»
Литература, даже фантастическая – не только развлечение. По этой части ей трудно тягаться с другими, более яркими, динамичными интерактивными способами убить свободное время. Литература – прежде всего осмысление, рефлексия: не учитывать этого – значит, потерять как минимум половину удовольствия от чтения.
Именно осмысление текстов, интерпретация, раскрытие вложенных смыслов, выявление контекста, игра ума – задача литературной критики и литжурналистики. В последнее время часто приходится слышать, что литкритикам негде публиковаться, что читатели игнорируют статьи и рецензии, что сам жанр утратил былой авторитет и потерял влияние на умы, что журналисты разучились рассуждать о книгах одновременно корректно и увлекательно. Так ли это? Действительно ли на русскоязычном пространстве не осталось площадок для публикации? Правда ли, что профессия умирает?
В рамках секции «Фантастиковедения» фестиваля «Зиланткон» об этом поспорят люди, не чуждые и фантастике, и журналистике: Лев Лобарёв, главный редактор журнала «Мир фантастики», Вадим Нестеров, сотрудник ИА «Москва», Шамиль Идиатуллин, журналист ИД «КоммерсантЪ».
Ведет дискуссию Василий Владимирский, редактор онлайн-журнала «Питерbook», представитель оргкомитета премии «Фанткритик».
3 ноября
Людмила и Александра Белаш. След Полкана
Около 1400 года итальянец Андреа да Барберино, перелагавший прозой эпические песни, выпустил в свет рыцарский роман «Французские короли» – компиляцию из нескольких источников, среди которых была англо-нормандская поэма середины XIII века «Бэв де Антон». По неизвестной причине в сюжете «Бэва...» да Барберино заменил сарацинского великана Эскопарта странным существом по имени Пуликане. Этот могучий получеловек-полусобака, воинственный сын женщины и пса, стал побратимом и соратником героя, а затем пал смертью храбрых, защищая его жену и детей. С конца XVIвека сочинение итальянца стало известно и очень популярно на Руси. Как лубочная «Повесть о Бове Королевиче» оно издавалось около двухсот раз. Пуликане у нас был назван Полканом, что нередко толковалось как «полу-конь», из-за чего Полкана изображали в виде кентавра. Поединок Бовы с Полканом – один из самых любимых сюжетов у лубочных художников. После 1918 года «Повесть о Бове...» почти век не издавалась, и герой-королевич забылся в народе. А вот имя Полкан прижилось – его часто давали крупным псам, оно стало нарицательным для силачей и, позднее, для некоторых лиц старшего офицерского состава. Полкан на правах равного вошёл в число героев сказочного и былинного эпоса; кое-кто всерьёз считает его исконно русским аналогом кентавра-китовраса.
Не вмешиваясь в спор о том, какой стране принадлежит Полкан, мы хотим обратить внимание на неизученные стороны этой персоны. При внимательном прочтении роман да Барберино точно указывает, где и когда родился Пуликане. Расследование показывает, что у Полкана есть родня по всему свету, что само явление человека-пса на свет закономерно и связано с историей древнего тотемного клана. Можно без преувеличений утверждать, что след Полкана буквально опоясывает земной шар.
Литературно-историческим изысканиям предаются писатели Людмила и Александр Белаш, почетные гости фестиваля, лауреаты премии "Большой Зилант", авторы циклов "Война кукол", "Капитан Удача", "Тёмные звёзды", "Русская Океания".
Тим Скоренко. Я написал рассказ! Что дальше?
Не первый год площадка Фантастиковедения казанского фестиваля фантастики и ролевых игр «Зиланткон», который пройдет в этом году с 31 октября по 4 ноября, служит стартовой площадкой для начинающих писателей. Но то, чему учат на зилантовских мастер-классах, — только полдела. Увы, в условиях жесткой конкуренции мало написать толковый рассказ — надо добиться, чтобы на него обратили внимание издатели.
В наше время рассказы молодых фантастов особой популярностью не пользуются. Издательства их не принимают (разве что у именитых авторов), денег за них практически не платят. Тем не менее, возможностей опубликовать рассказ и даже получить за это гонорар — множество. Просто надо знать площадки: периодику, сборники и антологии, конкурсы и т.д. Тим Скоренко, опубликовавший в разных изданиях приличное количество рассказов, готов поделиться своим опытом в этом деле.
Для тех, кто сомневается, будет ли полезен этот доклад, коротко о ведущем: Тим Скоренко — музыкант, поэт, прозаик и журналист.
Удостоен персональной премии Бориса Стругацкого «Бронзовая Улитка», премий «Еврокон», «Странник», «Бронзовый РосКон» и многих других жанровых наград, финалист премии «Дебют», лауреат XLI Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина и так далее, и тому подобное.
Работает в московской редакции журнала «Популярная механика», сотрудничает с десятками других изданий, включая «Мир фантастики», «Maxim», «Cosmopolitan», «SportFacilities» и так далее.
Более трёх десятков рассказов Тима Скоренко опубликованы в периодике и антологиях, многие неоднократно, так что опыт лектора не дает оснований усомниться в его компетентности, а практические рекомендации пойдут на пользу любому начинающему литератору.
Круглый стол «Игра закончена? Книги по игровым вселенным»
Любая игра рано или поздно заканчивается. Не только та, что проходит «в поле», но и настольная, и компьютерная. Даже в бесконечной онлайн-игре рано или поздно приходится сделать перерыв. Однако существует проверенный временем способ продлить удовольствие для игроков – а заодно пополнить кошельки «игроделов»: написать по игре книгу. А лучше – серию книг. Существует множество текстов, расширяющих вселенные «Вархаммера» и Forgotten Realms, S.T.A.L.K.E.R.а и «Берсерка», «World of Tanks» и «Биошока». Новеллизация сегодня – едва ли не обязательная составляющая любой серьезной франшизы. Плюс к тому – гарантированный источник доходов для «писателей текстов руками», и в России, и в США, и во всем остальном мире. Но можно ли отнести эти сочинения к художественной литературе – или они, при всех своих неоспоримых коммерческих достоинствах, все-таки ближе к литературе технической? Можно ли сравнивать самостоятельные тексты с теми, что написаны «по мотивам» игр? И многим ли писателям-фантастам удалось в конце концов соскочить с проектной иглы? Об этом в рамках казанского фестиваля «Зиланткон-2014» поспорят писатели, издатели и литературные журналисты, почетные гости конвента.
Ведет круглый стол Владислав Гончаров (aka Ульдор), писатель, редактор, литературный критик и военный историк, а также ролевик с четвертьвековым игровым стажем.
Еще раз напоминаю, что "Зиланткон" пройдет в Казани с 31 октября по 4 ноября 2014 года. Основные места действия -- ДК Ленина и ДК Гайдара (остановка "Соцгород").
Дневной билет 31 октября (включает стоимость концерта «Открытой программы») — 500 руб.
Утренние билеты 1, 2 и 3 ноября — 300 руб. каждый.
Дневные билеты 1, 2 и 3 ноября — 400 руб. каждый.
Дневной билет 4 ноября — 350 руб.
По утренним билетам войти на конвент надо до 12 ч дня.
Билеты можно купить в кассе КДК им. Ленина в день посещения конвента.
Билет позволяет посещать все мероприятия конвента в течение всего дня.
Билет не дает возможности посещать места проживания участников конвента, не дает возможности селиться через службу поселения.
Более подробно о программе фестиваля можно узнать здесь:
У писателя Олега Кожина, восходящей звезды русского хоррора, сегодня день рождения, с чем его и поздравляю. В качестве небольшого подарка — интервью на сайте онлайн-журнала "Питерbook":
цитата
ОЛЕГ КОЖИН: «ЧЕРНЫЕ ЗВЕЗДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОРРОРА ТОЛЬКО ПРЕДСТОИТ ЗАЖЕЧЬ»
Целиком читайте на сайте онлайн-журнала "Питерbook":
— Говорят, что одна из главных функций «ужастиков» — компенсаторная. Если ребенку не хватает кальция в организме, он ест мел и побелку. Если человеку не хватает острых, болезненных ощущений в жизни, он читает — или пишет — литературу ужасов. Неужели жизнь в Норильске или Петрозаводске настолько безоблачная, настолько свободная от «чернухи», что возникла настоятельная необходимость в жестких, натуралистических «хоррорных» текстах?
— Бытовые ужасы и хоррор все-таки несколько разные вещи на мой взгляд. Мнение о том, что в России все мрак, грязь, страх и ничего человеческого, поэтому хоррор здесь не приживается, считаю в корне неверным. Чернухи валом везде, в любой стране, на любом континенте. В Норильске, кстати, с этим делом полный порядок — полярная ночь, сильные метели, запредельные морозы. В Норильске меня дважды пытались зарезать. Но именно там я начал писать хоррор и пишу до сих пор. Хотя, конечно, Петрозаводск после Норильска — курорт.
Так что не единой компенсаторной функцией жив хоррор. Японцы, если мне не изменяет память, считают, что ужасы благодатно влияют на нервы читателя и зрителя. Я лично полагаю, что хоррор не только страх, но и умение его преодолевать. К тому же нельзя забывать и простую развлекательную функцию. Я, например, буду рад, если в России появится пласт хороших развлекательных ужасов. Но нам еще только предстоит зажечь черные звезды отечественного хоррора. Фактически вырастить их.
У нас просто еще не научились продавать ужасы. Это вообще отдельная печаль. С каждым годом все больше убеждаюсь, что большая часть так называемых маркетологов занимается не своим делом, а те, кто берет их на работу, до сих пор относятся к маркетингу и пиару как к некой заокеанской забаве, которой можно заниматься исключительно «для престижу». Нет сформированной ниши, включающей в себя не только литературу, но и кинематограф, тематические мероприятия, сувенирную индустрию, развитое сообщество хоррор-гиков. Просто кто-то еще не придумал, как заработать на этом деньги.
— Ваши рассказы печатались в десятке журналов — тяжело ли было пробиться, учитывая конкуренцию? И как вообще строятся обычно ваши взаимоотношения с периодикой?
— Когда меня впервые напечатали в «Полдне», у меня состояние было как в том анекдоте: охренеть, вы за это еще и деньги платите?! Самое сложное — это понять, что куда засылать. Но упертость решает все. Если не бояться пахоты, работать с информацией, и писать рассказы хотя бы уровня МТА, всегда можно пристроить свой текст. До сих пор есть масса бумажных изданий, готовых рассматривать и публиковать тексты, в том числе и от неизвестных авторов. Появилось много журналов-новичков, которые хотят расти и развиваться, взращивать свой костяк авторов: «Фантастика и детективы», «ФанCity», «Космопорт» etc. А для самых отъявленных графоманов существуют журналы, предлагающие публикации за деньги.
Что касается конкуренции, то, честно говоря, в периодике я ее не заметил. Вот при отборах в сборники ощущается мясорубка, а в журналах все как-то тихо-спокойно. Мои рассказы всегда брали охотно, отказов как таковых получать не приходилось. Бывало, тупо не отвечали, но это, к сожалению, политика некоторых журналов/издательств/etc. К счастью, с таким отношением я сталкивался не часто. Хотя, конечно, не могу сказать, что мой случай типичен.
— Есть ли перспектива у хоррора в России, и если есть с чем вы это связываете?
— Есть, конечно есть. Современные пиар-технологии позволяют продать даже снег эскимосам, что уж говорить о вполне себе востребованном жанре? Чуть больше внимания, чуть больше рекламы, чуть более грамотный подход, и все наладится. Вспомним мощную рекламную компанию «Убыра» Шамиля Идиатуллина. Книга стала хитом, собрала кучу положительных отзывов, как от критиков, так и от читателей. А не будь такой рекламы, кто поручится, что «Убыр» выстрелил бы так же мощно? Понятно, что провальный текст не спасет никакая реклама — яркий пример «Отель Оюнсу» Тармашева. Эту книгу только ленивый не пнул, хотя рекламная кампания была проведена на довольно высоком уровне, говорю как дипломированный пиарщик.
Хоррор, равно как и любой другой жанр, должен продавать человек, который в нем понимает. Нужно знать целевую аудиторию, знать ее вкусы и предугадывать желания. А не заваливать прилавки тоннами вампирских соплей только потому, что успешно бабахнули «Сумерки». Проект «Самая страшная книга» делался энтузиастами и на энтузиазме. Но эти энтузиасты знают свое дело и разбираются в предмете. Как итог — грамотная точечная реклама, работа с целевой аудиторией, правильная подача продукта помогли разлететься первому тиражу и выйти второму. Новый сборник «Самая страшная книга-2015» должна выйти в начале следующего года. Это ли не отдача?
Кстати, именно с этими людьми я и связываю будущее темных жанров в России. Потому что издательства действуют хаотично и наобум, а Михаил Парфенов, Александр Подольский и прочие причастные к проекту «Darker» и его окрестностям, работают системно. Да, это медленнее. Да, дивиденды отложены. Но эти ребята растят свою аудиторию, приручают ее, прочно обосновываются в пустой нише. И когда кто-то еще прочухает, что на хорроре тоже можно зарабатывать, выковырять их оттуда будет ой как непросто.
Ну и сам я по мере сил и возможностей буду прикладывать к этому руку. С годами как-то отпало то, что мне писать не интересно, остался только ужасы да смежные жанры. И я всячески желаю древу русского хоррора расти и плодоносить.
Александр Гаврилов, бывший главред "Книжного обозрения", сопредседатель оргкомитета премии "Просветитель", организатор книжных фестивалей, премий и тэдэ и тэпэ копается в "Петербургских зимах" Георгия Иванова. Процитирую вслед за ним самую мякотку, впандан к здешним причитаниям о "падении продаж" и "утрате интереса к чтению". Звучит на диво актуально:
цитата
Летом 1910 года, на каникулах, я прочел в "Книжной Летописи" Вольфа объявление о новой книге. Называлась она "Студия Импрессионистов".Стоила два рубля.
Страниц в ней было что-то много, и содержание их было заманчивое: монодрама Евреинова, стихи Хлебникова, что-то Давида Бурлюка, что-то Бурлюка Владимира, нечто ассирийское какой-то дамы с ее же рисунками в семь красок.
Я эту "Студию" выписал. Потом, у Вольфа, мне рассказывали, что я был одним из трех покупателей. Выписал я, выписала какая-то барышня из Херсона и некто Петухов из Семипалатинска. Ни в Петербурге, ни в Москве -- не продали ни одного экземпляра. Только мы трое не пожалели кровных двух рублей, не считая пересылки, за удовольствие прочесть братьев Бурлюков с ассирийскими иллюстрациями в семь красок.Только мы: я, барышня из Херсона и Петухов. Трое из ста шестидесяти миллионов.