| |
| Статья написана 29 апреля 2010 г. 00:11 |
Нашел на просторах Сети информацию об очередной премии. Информашка под катом -- может, кому пригодится.
Принимаются заявки на участие в литературном конкурсе “Международная детская литературная премия имени В.П.Крапивина”. Организаторы и партнеры Премии: Содружество детских писателей, Пресс-центр и флотилия «Каравелла», Тюменский государственный университет. Приглашаем в партнеры общественные и коммерческие организации, заинтересованные в воспитании подрастающего поколения, в формировании высокой нравственности среди детей. Международная детская литературная премия имени В.П.Крапивина на лучшее прозаическое произведение для детей среднего школьного возраста учреждена с целью стимулирования литературной деятельности в русле заложенных В.П.Крапивиным традиций. Цель Премии: Привлечение внимания общества к произведениям, оказывающим влияние на формирование высокой нравственности и духовности среди детей. Задача Премии: Широкая пропаганда прозаических произведений для детей среднего школьного возраста, написанных на русском языке, содействующих «росту души», формированию высокой нравственности и духовности. Условия конкурса на получение Премии: * принимаются тексты произведений для детей и подростков, написанных на русском языке, как уже изданные в виде книг, опубликованные в прессе, так и не изданные, в прозе, объемом не менее 1,5 авторских листов. Сборник рассказов или сказок рассматривается как единое произведение. Книга не должна быть издана раньше, чем за два года до даты объявления конкурса. Для неизданных произведений время написания значения не имеет. * произведения, написанные на иностранных языках, принимаются в переводе на русский язык. * принимается не более одной рукописи от одного автора (включая авторские сборники рассказов). * литературный совет премии формирует список финалистов (шорт-лист). * из произведений, попавших в финал, решением жюри под председательством В.П.Крапивина определяется победитель. * победитель получает денежный приз, медаль и почетный Диплом. * жюри оставляет за собой право увеличить количество премий; назначать специальные призы и номинации, поощрять авторов, вошедших в шорт-лист произведений. Сроки проведения: Конкурсные произведения принимаются только в электронном виде через заполненную на сайте конкурса форму с 1 апреля по 1 июля. Адрес сайта:http://www.litparus.ru Объявление списка финалистов – 1 октября. Объявление победителя и вручение премии 14 октября 2010 г. Требования к рукописям: * представляемые на Конкурс рукописи произведений должны соответствовать целям и задачам Конкурса; * произведения, культивирующие насилие, наркоманию, криминальный образ жизни, агрессивное поведение к участию в Конкурсе не допускаются. * объем произведения должен быть не менее 1,5 а.л. (60 тысяч знаков) * работы, не отвечающие требованиям Конкурса, жюри не рассматривает. * рецензии и отзывы авторам не высылаются. Подведение итогов и награждение победителей: * объявление итогов и церемония награждения состоится 14 октября 2010 г. Лауреат Премии награждается денежной премией, медалью и Дипломом. Литературный совет Премии * утверждает Положение о Премии; * контролирует выполнение Положения о Конкурсе; * рассматривает и рецензирует рукописи, * отбирает не менее 10 произведений в список финалистов Премии Жюри премии под председательством В.П.Крапивина * рассматривает и рецензирует произведения, вошедшие в список финалистов, * выносит решение о присуждении Премии, * выносит решение о поощрении авторов, не ставших Лауреатами премии. Оргкомитет Премии * готовит материалы Конкурса; * организует информационную поддержку Премии; * обеспечивает работу литературного совета и жюри по рецензированию конкурсных рукописей; * организует церемонию награждения лауреата (или лауреатов) Премии; * обеспечивает информационную рассылку о лауреатах Премии для СМИ, Интернет-сайтов, библиотек. Владислав Петрович Крапивин внес неоценимый вклад в воспитание нескольких поколений детей нашей страны. Автор нескольких сотен книг, переведенных на десятки языков, прекрасный педагог, продолжает активную деятельность по формированию высокой нравственности и духовности среди читателей. Международная детская литературная премия имени В.П.Крапивина объявляется в знак уважения к его творчеству и для стимулирования литературной деятельности в русле заложенных им традиций.
|
| | |
| Статья написана 25 апреля 2010 г. 00:12 |
Сдал очередную антологию в "Азбуку". Про вампиров. Называться будет в итоге "Повелители сумерек". Обложку скоро ждем. Сейчас стоит в майском плане, надеюсь, не сдвинется. Состав антологии следующий: Генри Лайон Олди. Остров, который всегда с тобой Кирилл Бенедиктов. Объявление Владимир Аренев. Мечтают -- и не только об электроовцах... Николай Калиниченко. Дождь над Ельцом Майк Гельприн. Последний вампир Пауль Госсен, Сергей Чекмаев. Готик-блюз Далия Трускиновская. Шлюха Сергей Жигарев. Отцы и овцы Лайон Олди Генри. Сказки дедушки-вампира Ника Батхен. Будь человеком! Даниэль Клугер. Ночь Преображения Наталья Резанова. Песнь крови Юрий Гаврюченков. Упырь Сергей Удалин. Большая разница Виктор Точинов. Мальчик-вампир Елена Первушина. Убежище. Ночь и день Юрий Гаврюченков. Ганс&roses Мария Акимова. Охота Майк Гельприн, Александр Габриэль. Персональный вампир Виктор Точинов, Надежда Штайн. Вампиры в Мэне Святослав Логинов. К вопросу о природе вампиров Василий Владимирский. Упыри, вампиры, носферату Под катом -- текст моей статьи, которая с одной стороны служит послесловием, а с другой является совершенно самостоятельным текстом.
Вампиры, упыри, носфератуГоре! малый я не сильный; Съест упырь меня совсем, Если сам земли могильной Я с молитвою не съем. Александр Пушкин, «Вурдалак» «Вампирская» литература нынче на подъеме. Истории о бессмертных кровососах, носферату, «не-мертвых», упырях, которых можно упокоить только срубив голову, вонзив в сердце осиновый кол или под завязку нашпиговав серебром, давно вышли за пределы узких рамок хоррора. Вампиры становятся героями боевиков и вестернов, слезливых мелодрам и едких пародий, порнографических фильмов и нравоучительных притч. С таким же презрением, что и к жанровым границам, они относятся к границам государственным: книги и фильмы о «не-мертвых» появляются в самых разных странах, на всех широтах, от Пакистана и Гонконга до Финляндии и Швеции. О вампирах снимают популярные телесериалы и аниме, ставят оперы и пьесы, делают компьютерные и настольные игры, рисуют традиционные европейские комиксы и мангу. Не говоря уж о костюмированных «вампирских» вечеринках и ролевых играх на местности. В последние годы благодаря неожиданному успеху серии душещипательных романов Стефани Майер и фильма «Сумерки», снятому по ее книге, о вампирах начали активно писать и в России. Причем берутся за это как правило авторы, никогда раньше в особом интересе к «литературе ужасов» не замеченные, зато обладающие уникальным талантом аккуратно выдавать по книжке раз в три месяца. Ни один из этих писателей пока не создал общепризнанного шедевра, однако тиражи их книг впечатляют... Так в чем же притягательная сила вампира? Что заставляет обращаться к зловещей фигуре, закутанной в темный плащ, и признанных мастеров вроде Джорджа Мартина («Грезы Февра») и Люциуса Шепарда («Золотая кровь»), и безвестных новичков? А главное, отчего к ней так тянет читателей? Казалось бы, давно наступил XXI век, компьютеры на каждом углу, нанотехнологии пропагандируют на государственном уровне, а готический кошмар все продолжает ворочаться в своем повапленном гробу, заполненном родной землей... Почему это происходит? Попробуем найти ответ. 1. Пленительный изгнанник Британской музы небылицы Тревожат сон отроковицы, И стал теперь ее кумир Или задумчивый Вампир, Или Мельмонт, бродяга мрачный... Александр Пушкин, «Евгений Онегин» Вампир как таковой появляется в европейской литературе в первой половине XIX столетия, в эпоху расцвета романтизма. Знаменитый «Вампир» Джона Полидори (и сиквел Сиприана Берара «Лорд Рутвен, или Вампир»), «Кармилла» Шеридан Ле Фаню, «Упырь» и «Семья вурдалака» Алексея Константиновича Толстого, ряд повестей и пьес более позднего периода, в том числе принадлежащие перу Александра Дюма-отца — почти все они созданы в рамках этой традиции. Принципы, исповедовавшиеся романтиками, в полной мере относятся и к классическим «вампирским» текстам. Более того, эти принципы настолько вошли в плоть и кровь жанра, что по сей день остаются основополагающими для большинства писателей и режиссеров, обращающихся к этой теме. Вампир — типичный романтический гений, обуреваемый яростными противоречивыми желаниями, разрывающийся между любовью и ненавистью, терзаемый муками совести, но не способный совладать с голодом, выворачивающим нутро наизнанку. Человек сильных страстей, он во многом превосходит обычных людей, имеет многовековой опыт и способен испытывать более глубокие чувства, чем большинство смртных. Его душа — бездонный колодец, целая вселенная, озаренная языками адского пламени. Заглянуть в эту бездну, понять, какие чудовища в ней таятся — большое искушение для серьезного писателя и вдумчивого читателя. Вампиру нет места в обыденном мире — и дело не только в губительности для «не-мертвых» прямых солнечных лучей. У него мало общего с людьми своего времени — торговцами и аристократами, студентами и офицерами. Вампир неизменно стоит над толпой, он вне ее. В то же время без всего этого людского кипишения, без этой суеты (бессмысленной с точки зрения бессмертного) ему в прямом смысле слова нет жизни. Именно кровь обывателей питает носферату, их силы позволяют ему столетиями сохранять юность и гипнотическое обаяние. Опасный, чарующий и глубоко несчастный (вариант: упивающийся своей кровожадностью, придерживающийся философии «чистого зла»), вампир — воплощенный вызов обыденному миру. Его время ночь, когда все добропорядочные буржуа спят в своих постелях, его солнце — луна, ему служат волки, летучие мыши, цыгане и безумцы. Но никто из них ему не ровня... Вампир стоит на грани между двумя вселенными, он вечный изгнанник, чужой и для нашего мира, и для потустороннего. Неживой и не-мертвый, гонимый вечным голодом, способный найти понимание лишь среди таких же изгоев — более романтическую фигуру сложно себе представить. Эта традиция, заложенная современниками лорда Байрона, не прерывается и по сей день. Полны внутреннего трагизма образы Лестата и Армана у Энн Райс, Ангела и Спайка в телесериале «Баффи — истребительница вампиров», Дракулы из фильма Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера», многочисленных кровосов-аристократов в романах японца Хидеюки Кикути, и так далее, и тому подобное. Разумеется, это лишь одна из множества трактовок образа. В современной литературе и кинематографе вампир нередко оказывается просто тупой и очень сильной тварью, как во второй части кинотрилогии «Блэйд» или в романе Гильермо Дель Торо и Чака Хогана «Штамм». Но в этом случае место романтического героя со всеми необходимыми атрибутами занимает охотник на нечисть, бьющийся с чудовищами под покровом ночи, без малейшей надежды на признание и сочувствие со стороны обывателей, чьи жизни он спасает — и старая история продолжается с того же места... 2. Охотник и жертва Оторви мне чего-нибудь, Укуси меня за!.. Группа «Несчастный случай» Иную причину удивительной привлекательности образа вампира называют сторонники фрейдистского подхода, и в этой трактовке, безусловно, тоже есть зерно истины. Самый знаменитый роман о вампирах («Дракула» британца ирландского происхождения Брэма Стокера), был издан в 1897 году, на излете викторианской эпохи, когда платье, обнажающее женские щиколотки, считалось непристойным, а самым модным цветом на территории могущественной Британской империи (над которой никогда не заходило солнце) десятилетиями оставался траурно-черный. Это, разумеется, не мешало уважаемым джентльменам, почтенным отцам семейств регулярно посещать бордели, но в искусстве все темы, связанные с сексом, находились под негласным запретом. Не удивительно, что сцены из «Дракулы», в которых «невесты» графа соблазняют Джонатана Харкера, а сам валашский вампир вьет сети вокруг девятнадцатилетней Люси Вестенра и ее подруги Вильгельмины Мюррей (в замужестве Харкер) вызвали бурную реакцию современников. Маловероятно, что Абрахам Стокер, никогда не отличавшийся радикально-революционным подходом к искусству, сознательно вкладывал в свою книгу весь этот подтекст. Однако с его легкой руки вампиру суждено было стать одним из главных секс-символов грядущей эпохи. В современной литературе, включая пресловутые «Сумерки» Стефани Майер и многочисленные романы-клоны, фигура «ночного охотника» не только активно романтизируется, но и по мере сил эротизируется. Необоримый зов вампира, его гипнотическая мощь почему-то особенно сильно влияют именно на молоденьких девушек. Даже тех, кто знает подлинную сущность вампира, влечет его неистребимая витальность, презрение к условностям и утонченность манер. В укусе вампира есть что-то порочное, но в то же время необъяснимо притягательное. Да и вообще, жажда крови — чрезвычайно удачная метафора сексуального голода. Тут вам и страсть, и страх, и нереализованное желание, и сладость нарушения запрета, наложенного Богом и людьми... В то же время не стоит забывать, что вампир не только охотник, но и жертва. Согласно наиболее распространенной версии, вампиризм передается при укусе, то есть преследователь, рыщущий по ночным переулкам в поисках добычи, некогда и сам побывал в роли беззащитной жертвы. Таким образом, носферату утверждает свою власть над партнером — и в то же время сам стремится к чувству защищенности. Становясь «не-мертвым», обыватель обретает необыкновенную силу, ловкость, способность превращаться в летучую мышь, в облако тумана, повелевать насекомыми, et cetera, et cetera. То есть в некотором роде становится сверхчеловеком. Но для этого ему надо пройти через боль, унижение, ужас подлинной смерти — смерти души... Классический дуализм садомазохизма, недаром вампир — одна из популярнейших ролей в современных BDSM-играх. Все эти стороны образа «не-мертвого» активно эксплуатируются современными писателями и режиссерами, взять хоть популярный телесериал «Настоящая кровь», хоть цикл романов Лорел Гамильтон про охотницу на представителей «народа Тьмы» Аниту Блейк. Да и создательница классического «Интервью с вампиром» Энн Райс, ныне ставшая истой католичкой, в свое время отдала должное жестким порно-романам, публиковавшимся под псевдонимом Э.Роеклавр. Хотя, конечно, по размаху замысла все эти книги и картины не сравнятся с порнографической версией «Дракулы», снятой в девяностых годах итальянским режиссером Марио Сальери, специализирующимся на специфической «переработке» классических литературных и фольклорных сюжетов. Вот уж воистину пир плоти!.. Однако жителям далекой заснеженной России, где по Красной площади бродят медведи, обвешанные балалайками и матрешками, а бородатые казаки хлещут водку прямо из самоваров, нет дела до всей этой вакханалии. У нас тут подход к вампирам куда мрачнее и серьезнее... 3. Красная готика Что ему дождь — от него не убудет, — Вот у живущих — закалка не та. Ну а покойники, бывшие люди, — Смелые люди и нам не чета. Владимир Высоцкий, «Веселая покойницкая» Безусловно, основоположником «вампирской» литературы в России следует считать Алексея Константиновича Толстого, чьи повести «Упырь» и «Семья вурдалака» занимают почетное место на полке любого поклонника «литературы ужасов». Упыри неоднократно упоминаются в «Песнях западных славян» Пушкина, повестях Гоголя, появляются на страницах «Красногубой гостьи» Федора Сологуба, «Замка Грон» Александра Грина, «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова... Однако для отечественной литературы вампир до последнего времени оставался персонажем проходным, второстепенным — куда больше наших классиков интересовали призраки, ведьмы и разного рода «темные двойники». Меньше повезло, пожалуй, только оборотню, которого русские классики и вовсе не жаловали. Этот скудный ручеек окончательно иссяк во второй половине тридцатых, после создания Союза советских писателей и утверждения социалистического реализма как главенствующего художественного метода. Отныне вампиры стали упоминаться лишь в ироническом контексте, как Дракула в комментариях к повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» («Дракула, граф. Знаменитый венгерский вурдалак ХVII-ХIХ вв. Графом никогда не был совершил массу преступлений против человечности. Был изловлен гусарами и торжественно проткнут осиновым колом при большом скоплении народа. Отличался необычайной жизнеспособностью: вскрытие обнаружило в нем полтора килограмма серебряных пуль»). Грубо говоря, упырей в СССР не было — как секса. Приведу только одну деталь: «Дракула» Брэма Стокера, давно ставший к тому моменту мировой классикой, был переведен в Советском Союзе лишь в самом начале 1990-х, в свободолюбивой Прибалтике — при том, что «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, к примеру, переиздавался неоднократно. Возрождение вампира началось лишь после распада СССР. Первым отечественным произведением о «не-мертвых», заслуживающим особого внимания, стал рассказ Андрея Лазарчука «Мумия» (1991), в котором лозунг «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!» получает буквальное и довольно жуткое воплощение. В этом небольшом, но чрезвычайно важном для нашего исследования рассказе Лазарчук обозначил одно из магистральных направлений развития «вампирского» жанра на территории бывшего Советского Союза: социальная фантастика, в которой ночной кровосос выступает в роли метафоры противоестественного, кровавого, но тем не менее продолжающего свое существование режима. Эту линию развили Андрей Столяров в римейке лазарчуковской «Мумии», Василий Щепетнёв в цикле «Черная земля», отчасти Олег Дивов в «Ночном смотрящем». В 2006 году Виктор Пелевин несколько переосмыслил тему, однако и его «Ампир V» несет все тот же социально-критический заряд. Куда популярнее вампир у авторов, пишущих героическую или городскую фэнтези («Дозоры» Сергея Лукьяненко, цикл «Киндрэт» Алексея Пехова, Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой, «Снулль вампира Реджинальда» Генри Лайона Олди и т.д., и т.п.), юмористическую и любовно-романтическую фантастику. Но в данном случае он как правило вылеплен по традиционным лекалам и мало отличается от своего европейского или североамериканского собрата. Порой фантасты пытаются вернуться к истокам, почерпнуть вдохновение в славянском фольклоре, но получается это у них не слишком убедительно: Брэм Стокер уже проделал подобную работу более ста лет назад, и любая попытка пройти тем же путем, что и автор «Дракулы», будет сегодня восприниматься как более-менее талантливое эпигонство. До сих пор многие продолжают видеть в «не-мертвых» представителей элиты, политической или финансовой — но, справедливости ради, то же происходит и на западе, где превилигированное положение «ночных охотников», их особый статус подчеркивали еще писатели-романтики. Десятилетия господства соцреализма не пошли на пользу хоррору вообще и «вампирской» литературе в частности. Там, где англо-американские авторы могли спорить с классиками жанра, использовать их открытия, предлагать свои трактовки общеизвестных сюжетов (как Ким Ньюман, например), нашим соотечественникам приходилось начинать с нуля — или писать, одним глазом поглядывая на Запад. Но, как я уже упоминал, вампиры не признают границ — постепенно они отвоевывали место под луной и на «одной шестой части суши». Тем более что интерес к носферату в экс-СССР возник нешуточный, как ко всему новому, непривычному, с оттенком сенсационной скандальности. Подводя итоги, можно констатировать, что к сегодняшнему дню Россия благополучно влилась в великую семью народов. Глобализация победила: буквально за каких-то двадцать лет кровососы всех мастей оккупировали территорию СНГ и шустро заняли все свободные ниши. «Не-мертвых» легко можно встретить в лесах и на горах, на ночной дискотеке и в покосившейся деревенской избушке, в шикарном лимузине и в зловонном канализационном коллекторе. Историческая справедливость восторжествовала, отставание от «цивилизованных стран» преодолено ударными темпами. Жаль, конечно, что нашим соотечественникам пока не удалось сказать новое слово в литературе о вампирах, но, будем надеяться, это еще впереди. (С) Василий Владимирский, 30.03.2010
|
| | |
| Статья написана 22 апреля 2010 г. 21:34 |
Определился "короткий список" премии "Национальный бестселлер": Роман Сенчин "Елтышевы" (11 баллов) Андрей Аствацатуров "Люди в голом" (7 баллов) Василий Авченко "Правый руль" (6 баллов) Павел Крусанов "Мертвый язык" (6 баллов) Олег Лукошин "Капитализм" (6 баллов) Эдуард Кочергин "Крещенные крестами" (5 баллов) Лукин ("С нами бог") и Успенский ("Райская машина") со свистом пролетели, что было вполне предсказуемо. Впрочем, "Машине" один из членов Большого жюри (Владимир Цыбульский) 1 балл все-таки дал. А Лукина, похоже, ни один умный человек не прочитал -- фантаст-с... Буду болеть за Крусанова и Аствацатурова.
|
| | |
| | |
| Статья написана 8 апреля 2010 г. 03:43 |
Сегодня со Славой Гончаровым выступали на радио "Свобода" в передаче Виктора Резункова "Россия между прошлым и будущим...". По-моему, получилось прилично, живенько так. Можно послушать онлайн, какую мы пургу несли. Мне понравилось. Цикл вообще любопытный -- до нас там выступали Лазарчук, Рыбаков, Столяров, Балабуха, Первушин, Курицын, Аствацатуров и куча других интересных людей. Рекомендую.
|
|
|