Что такое шахматы? 64 клетки, 32 фигуры, принадлежащих всего лишь к 6 видам, и 2 цвета. Но за всем этим скрывается гигантский потенциал возможных путей развития, который тяжело просто вообразить. Меня всегда тяготила эта бесконечность, так что играть я предпочитал в шашки. :-) Но и в шахматах, и в шашках меня всегда занимал момент, когда известная, легко просчитываемая схема игры с грохотом и пылью рушится, а из обломков начинает расти что-то абсолютно новое, что еще предстоит изучить и понять. Литература гораздо сложнее шахмат, но, оказывается, и здесь можно импровизировать, расставив фигуры по определенным, заранее заданным местам.
Как только я начал читать «Нелюдь» Юлии Латыниной, червячок дежа вю начал лакомиться моим мозгом. Где же я это все уже видел? Озарение пришло вот на этой фразе: «две щелкающих гласных были воспроизведены при этом в диапазоне частот, считавшихся недоступными человеческому горлу». Сравним с одной очень известной дилогией: «Но вот воспроизвести все оттенки интонаций, несущих не смысловую, а эмоциональную нагрузку, считалось практически невозможным. Сейчас Томми показалось, что Кей пересек границу доступного человеку». Еще характерный текстовый пример: Латынина «и редкий деликатес – белые сдобные булки. Зерновые культуры были первое, что уничтожил бактериологический удар полтора века назад, пшеница и рожь росли только в стерильных теплицах», Лукьяненко «шпината, почти исчезнувшего в годы Смутной Войны …Но шпинат с тех пор мог расти лишь в герметичных помещениях с полностью замкнутой экологией». Сходство, конечно, не столько текстовые, сколько в описание мира и в некоторых сюжетных коллизиях. Давайте попробуем сравнить. И там, и там литературная вселенная населена большим числом инопланетных рас, многие из которых очень далеки от гуманоидных стандартов. И там, и там земляне в кровопролитнейшей и заведомо проигранной войне сталкиваются с несколько инопланетными цивилизациями и побеждают, в первую очередь за счет создания полутоталитарных государств. Ко времени действия обоих книгах оба государства превращаются в могущественные Империи, в которые входят как планеты, населенные землянами, так и миры иных цивилизаций, представители которых играют важную роль в государстве. И в «Линии Грез», и в «Нелюди», несмотря на декларируемое равенство всех граждан, первую скрипку играют представители титульной расы, в смысле люди. Сюжетный параллелизм тоже можно заметить без труда: и в одной, и в другой книге главный герой житель уничтоженной самими землянами планеты, в обеих они отправляются в довольно бестолковое странствие по различным планетам Империи по заданию крупных политических фигур, а в качестве компаньонов получают сыновей этих людей. И Кей, и Ван Эрлик с ходе своих странствий оказываются на планетах, где фактической властью обладают мафиозные структуры, которые возглавляет женщина и т.п.. Есть сходство и в некоторых приемов, как Лукьяненко, так и Латынина раскручивают сюжетный маховик для мелькающих третьестепенных героев. Следуя за ними оба автора показывая, как изменяется жизнь этих персонажей после столкновения с главными героями повествования.
Несмотря на явное сходство между книгами, произведения вышли абсолютно разными. Латынина взяла лукьяненовские мир и сюжет и на их основе разыграла абсолютно иную партию. Писательница вместо легкой развлекательной космооперы о приключениях в далеком будущем, сымпровизировала на интересные ей политические и социальные темы.
В первую очередь она предприняла эксперимент над социальной составляющей «Линии грез». Казалось бы легкий сдвиг акцентов в сторону реализма – полная ерунда. А вот на практике это обернулось совсем другим миром, черты которого явственно намекают на Российскую Федерацию. Да, несомненно, Латынина при этом сгущает краски, но это не мешает ее Империя быть гораздо правдоподобней и честней Империи Лукьяненко.
Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Эта мысль отштампована в каждом предложении, посвященном нравам чиновнического аппарата Империи Латыниной. То, что у Лукьяненко представлялось скорее исключением, в «Нелюде» вытащено наружу, вывернуто и представлено во всей его омерзительной неприглядности. Повсеместная коррупция, крышевание криминального бизнеса, доносы, устранения конкурентов, выжимания всех соков от подконтрольных граждан с одной стороны, а с другой полное отсутствие моральных принципов. Любое желание, каким бы извращенным оно ни было, легко выполнимо после достижения определенного положения в местной табели о рангах. И даже наказание за преступление становится частью этой патологической системы отношений, это еще один способ расправы с конкурентами, или удобный повод расправиться с зарвавшимся нижестоящим чиновником. И еще один момент, который меня сильно задел, никто из простых граждан в романе Латыниной даже не помышляет о том, чтобы заниматься каким-то правдоискательством. Такое положение дел воспринимается всеми как вполне естественное, а ненормальным воспринимается уже человек вроде полковника Станиса Трастамара, не берущий взятки.
Станис – пожалуй, самый запоминающийся герой «Нелюдя», он заметно выделяется на фоне других героев-характеров: благородный разбойник, молодой неопытный ГБшник, мудрый инопланетянин. Полковник местного аналога КГБ, наследственный военный, плоть от плоти и кровь от крови латынинской Империи, но вопреки этому из человеческих персонажей он единственный идеалист, который по настоящему верит в те истины, которые большинство чиновников вертит так как им удобно, прикрывая свои корыстные интересы. Не случайно именно Станису в финале и предоставлена возможность принять решение за все человечество, определить по какому пути пойти дальше.
Политическая позиция Юлии Латыниной хорошо известна, но идейно «Нелюдь» заполнен не только критикой тоталитарного государства. Автор делится своим скепсисом и по поводу демократического способа управления. Тоталитаризм – неминуемо загниет, демократия не способна адекватно отвечать на требования времени. Из чего выбирать? И, наверное, самое фантастическое в романе Латыниной это как раз третий путь, который делают герои «Нелюдя» – предоставить возможность попробовать поуправлять человечеством высокоморальным инопланетянам. Такой вот нерадостный вывод о полном несовершенстве человеческой природы.
Хороший роман, хоть и не без черных моментов, для меня стало довольно неожиданно, что Латынина обычно довольно ловко и изобретательно владеющая пером в этой книге была как-то удивительно проста и не очень внимательна. Я нашел в тексте пару довольно курьезных описаний, вроде «пронзительно-серыми глазами на лысой, как шар, голове». И к сожалению, не очень удачной вышла сюжетная линия, местами она становилась попросту скучной.
В целом, долгожданное возвращение Латыниной в фантастику, скорее удалось, чем нет. Она сумела удачно сымпровизировать на основе мира Сергея Лукьяненко, совместив в своей книги и черты политического памфлета и космооперы, каким бы удивительным не казалось подобное сочетание. 8/10
Уф, прошу прощения за задержку. Как честный человек отсидел 5 дней в бане.
Сыграли, не побоюсь этого слова великолепно. Много участников, много верных ответов. То ли все такие знатные градоведы, то ли вопросы были слишком правильные. Так что на следующий раз буду готовить сложную-пресложную викторину.
Правильные ответы
1) Рим — вечный город? Нет, вечный город совсем другой. Это не город легионов, город завоеватель, это город покоя. Место, где измученный герой может наконец-то отдохнуть от своих вечных приключений.
2) Второй город самый уютный из всех фантастических городов. Небольшие домишки, мозаичные мостовые, река, делящая его пополам и огромное количество разных мест, где можно хорошо поесть и даже магия, пронизывающая его какая-то удивительно домашняя.
3) Третий с точки зрения автора — единственный настоящий город, город, о котором мечтает любой член правящей семьи, и город, который является их проклятие. Место, которое было создано в доисторические времена. Место, в котором не действует многие физические и магические законы.
4) Этот город явился автору во сне, и раннее пробуждение лишило читателей возможности оценить его образ целиком. Но и то, что сохранилось заставляет трепетать сердце, своей неземной красотой оазиса в пустыни.
Ксанаду "Кубла-хан" Кольридж. Как оказалось самый заковыристый вопрос, подсказка была в истории с просыпанием.
5) Жизнь в этом городе оборвалась много тысячелетий назад. Но он не умер, скрытый толщами вод, он спит и ждет своего часа для того, чтобы подняться на поверхность о открыть двери своих пирамид, в которых спит древнее, могущественное зло.
7) Ну а этот город, наверное, самый веселый из всех фантастических, люди, тролли, гномы — чувствуют себя в нем, как дома. Судьба этого города быть самым современным во всем мире, что значит испытывать на себе все новое, что придумывает его бессменный правитель.
8) Этот город в Северной Америки не существует, а жаль. Посетить место, где сказка становится по-настоящему городской, было бы очень интересно. А пока автор не устает придумывать все новые и новые фантастические истории, которые происходят в нем.
9) Город в этом пункте известная антитеза Рима, город беспорядка, место, где сталкиваются разноязычные племена, место, в котором удивительным образом сочетаются древние, давно исчезнувшие обычаи и современная жизнь.
10) Судьба потерянной колонии — медленное умирание, и первый город, построенный пришельцами, станет для них последним. А длинная зима — практически идеальное время для того, чтобы встретить его гибель под оружием мигрирующих варваров.
Праздники прошли, работы тоже поубавилось до терпимых пределов, в смысле из-за бумажных завалов показались мои уши. Так что я снова готов задавать каверзные вопросы. Ну а вы, как мне хочется верить, готовы ломать голову над этими вопросами. И в этот раз хотелось бы поговорить о городах в литературе. Но не о городах, которые просто место, где живут или действуют герои, а о тех городах, которые являются настоящими персонажами произведений, о городах-мечтах, о городах-кошмарах, о городах, которые обладают собственным характером. Городах, чьи улицы — это сосуды, по которым течет жизнь. Городах, камни которых могу рассказать немало увлекательных историй, если их разговорить. Но оставим лирику тем, кто ей зарабатывает на хлеб с маслом. Правила обычные, книги и авторы в вопросах не повторяются. По баллу начисляется за название города, книгу и автора (т.е. максимум три за каждый пункт). Ответы посылайте в личку. Итоги, если кто-то все-таки пришлет ответы :-), подведем в понедельник через неделю.
Удачной книжной охоты!
1) Рим — вечный город? Нет, вечный город совсем другой. Это не город легионов, город завоеватель, это город покоя. Место, где измученный герой может наконец-то отдохнуть от своих вечных приключений.
2) Второй город самый уютный из всех фантастических городов. Небольшие домишки, мозаичные мостовые, река, делящая его пополам и огромное количество разных мест, где можно хорошо поесть и даже магия, пронизывающая его какая-то удивительно домашняя.
3) Третий с точки зрения автора — единственный настоящий город, город, о котором мечтает любой член правящей семьи, и город, который является их проклятие. Место, которое было создано в доисторические времена. Место, в котором не действует многие физические и магические законы.
4) Этот город явился автору во сне, и раннее пробуждение лишило читателей возможности оценить его образ целиком. Но и то, что сохранилось заставляет трепетать сердце, своей неземной красотой оазиса в пустыни.
5) Жизнь в этом городе оборвалась много тысячелетий назад. Но он не умер, скрытый толщами вод, он спит и ждет своего часа для того, чтобы подняться на поверхность о открыть двери своих пирамид, в которых спит древнее, могущественное зло.
6) Следующий город — это город туманов и теней, город, в котором ночью лучше не выходить на улицу, ведь некоторые из теней захотят увести ваш кошелек.
7) Ну а этот город, наверное, самый веселый из всех фантастических, люди, тролли, гномы — чувствуют себя в нем, как дома. Судьба этого города быть самым современным во всем мире, что значит испытывать на себе все новое, что придумывает его бессменный правитель.
8) Этот город в Северной Америки не существует, а жаль. Посетить место, где сказка становится по-настоящему городской, было бы очень интересно. А пока автор не устает придумывать все новые и новые фантастические истории, которые происходят в нем.
9) Город в этом пункте известная антитеза Рима, город беспорядка, место, где сталкиваются разноязычные племена, место, в котором удивительным образом сочетаются древние, давно исчезнувшие обычаи и современная жизнь.
10) Судьба потерянной колонии — медленное умирание, и первый город, построенный пришельцами, станет для них последним. А длинная зима — практически идеальное время для того, чтобы встретить его гибель под оружием мигрирующих варваров.
PS пока писал еще с десяток городов припомнил, так что если кто-то захочет может быть продолжение на ту же тему. :-)
Сегодня в Великобритании опубликована новая книга Джона Р.Р. Толкина. Не удивляйтесь, но это действительно так. Кристофер Толкин продолжает работу в отцовском архиве, и вот за "Детьми Хурина" выходит "The Legend of Sigurd and Gudrun".
Повесть "The Legend of Sigurd and Gudrun" была написана в 20-х 30-х годах прошлого века. Эта книга представляет из себя поэтическую переработку легенд древнескандинавского эпоса, в первую очередь "Sigurd the Völsung and the Fall of the Niflungs".
Что выйдет из этой затеи, посмотрим. Вероятно, "The Legend of Sigurd and Gudrun" будут довольно скоро выпущены и на русском. Хотя смущает слово "поэтическая". :-)
И все-таки чертовски интересно, что еще из наследия Толкина может увидеть свет?
Сыграли как-то неактивно, ответов не очень много правильных. Странно, что мало кто заметил про дополнительные баллы за имя автора и книгу, сами себя решили заслуженного успеха . Ну и самое удивительно всего один! человек узнал Симмонса, настоящий ужас от любителей хоррора.
Ответы:
1) Обычно сочинения «Как я провел лето» пишут школьники, а не взрослые люди. Возможно, одна из причин описана в этой книге. Ведь за цветочками должны следовать ягодки. И подобный труд, пусть и написанный исключительно для развлечения, может производить воистину революционные преобразования в головах.
2) Что написано пером обычно невозможно вырубить никакими острыми предметами, так что одному из героев этой книги пришлось к необычному (впрочем, вполне обычному для человека его профессии) способу для борьбы с научным трудом, выпущенным его бывшим учеником, а ныне коллегой соперником. Способ оказался как весьма эффективным, так и довольно эффектным. Так что из всего тиража книги помимо авторского, уцелел только один экземпляр, занявший свое место в библиотеке этого героя, страстного библиофила.
3) Третий вопрос в каком-то смысле примыкает к предыдущему, ведь книга, упомянутая в этом произведении, посвящена сценическому аспекту научной дисциплины, о которой писал герой из второго вопроса. Впрочем, это не мешает самому произведению принадлежать к лагерю научной фантастики. :-) Ну а с появления переиздания этой книги читатель начинает знакомиться с историей весьма неожиданного соперничества, в ходе которого в дело идут самые грязные трюки. А вот установить авторство этой книги непросто, непроще чем попробовать отличить одного близнеца от другого.
Кристофер Прист "Престиж", автор — Альфред Борден, книга — "Тайны сценической магии"
4) Говорить об этой книге непросто. Уж очень запутанная история сложилась. Ну вот хотя бы, а кто автор? Герой романа или его создатели? Что это? Рукопись или полноценная книга? С разных позиций оказывается что и то, и то. Ну и наконец самый главный, а что же внутри? Может ли быть так, что авторский замысел менялся?
дуал от Vladimir Puziy Генри Лайон Олди "Дорога", автор — Бес Марцелл, книга — "Дорога"
5) Автор этой серии книг — известный детский писатель, но вряд ли кто-то, зная его историю, дал бы ему общаться со своими детьми. Автор удивительно легко привязывает к себя людей, но предпочитает вести полуотшельничий образ жизни. Так, в чем же причина таких противоречий его жизни?
Мария и Сергей Дяченко "Долина совести", автор — Влад Палий, серия книг о тролле Гран-Грэме
6) Два поэта: дитя европейской цивилизации и плоть от плоти Востока. Одна и та же сила одного сломала и превратила в своего верного слугу и покорежила, но не покорила другого. И в первую очередь изменения коснулись характера их книг. Жизнеутверждающую поэзия одного сменило религиозное безумство, а второй перешел от поэзии к сказкам.
Дэн Симмонс "Песнь Кали", два поэта — Роберт Лузак, начавший сочинять сказки, и М.Дас, сочинивший гимн в честь Кали.
7) Земля, как арена для столкновения сил непонятной природы, определяющих пути развития общества. Ну а в центре происходящих событий — писатель. Ирония автора, подарившего этому герою одну из своих книг, сыграла злую шутку с ним самим. Для начала читателями этот герой был воспринят, как авторское альтер-эго. Ну а затем он и сам стал использовать его именно с такими целями. :-)
Сергей Лукьяненко "Осенние визиты", автор — Ярослав Заров, книга — "Солнечный котенок". Поначалу Лукьяненко яростно отрицал его как своего книжного двойника, а затем смирился, вот и в "Черновике" Заров — это Лукьяненко
8) А вам никогда не хотелось побывать на месте любимого писателя? Наверное, да хоть раз но хотелось. Герою этого романа повезло и он преодолев временную пропасть, хоть и не по своей воле, очутился в шкуре человека, чьим творчеством он занимался последние годы и заново воссоздал все его книги. Добавлю, cамое интересное, что хоть этот поэт и выдуман, книги за его авторством уже не раз выходили. :-)
Тим Пауэрс "Врата Анубиса", автор — Уильям Эшблесс, под этим псевдонимом Пауэрс с Блейлоком выпустили пару книг
9) Это очень книжная книга. И конечно, именно книга и стала отправной точкой путешествия главного героя для поиска ее автора. Но, к сожалению, ему удалось познакомиться только с пожароопасной авторской тенью, облеченной в королевское достоинство.
Вальтер Моэрс "Город Мечтающих Книг", автор — Тень-Король, книга — безымянный рассказ, присланный литературному крестному ГГ
10) В начале этой истории, в которой тесно переплелись книжный мир и реальность, тоже была книга. И в конце тоже она была, но с измененной автором концовкой. Ведь только так можно было победить страшного злодея.
Корнелия Функе "Чернильное сердце", автор — Фенолио, книга — "Чернильное сердце"
дуал от Vladimir Puziy Стивен Кинг "Темная башня", автор — сам Кинг, книга — "Темная башня"
Результаты:
kira raiven — 0 баллов
Андромаха — 2 балла (10)
Орденоносец — 2 балла (1)
Грешник — 2 балла (6)
MiKat — 3 балла (7)
etonoeva — 4 балла
мисс Марпл — 6 баллов (1,9)
Nog — 6 баллов (8,9)
necrotigr — 7 балла (2,3,9)
kkk72 — 8 баллов (3,4,7,9)
flinx — 8 баллов (2,3)
Алёнушка — 14 баллов (1,8,9,10)
VuDu — 14 баллов (2,3,9,10)
Goto Dengo — 15 баллов (2,3,8,9)
iRbos — 16 баллов (1,2,3,4,7)
а книжных червей, прогрызших дыры почти во всех заданиях, на этот раз двое, и... все замерли в предвкушении
Vladimir Puziy на один балл опередил Felicitas, но произошло это в первую очередь за счет дуалов, так что мне кажется честным объявить победителями сразу обоих, надеюсь обид это не вызовет.
Felicitas — 24 балла (2,3,4,5,9,10)
Vladimir Puziy — 25 балл (3,4,5,7,8,10)
PS надеюсь я нигде не ошибся в своих расчетах и записях, но если это вдруг произошло, приношу самые большие извинения.
PPS и еще совсем позабытая благодарность Kons за помощь в составлении вопросов, 10-й целиком его заслуга :-)