В поток сознания два раза входить не стоит, тем более, если он так стремителен и глубок, что редкий читатель способен с первого раза достичь его середины.
Столкновение двух турецких нефтяных танкеров превратило малоазиатское побережье Турции в непригодное для туристов место, а тут еще зловредные русские отказали турецким строителям в подрядах на своей территории. Турецкое правительство разрабатывает отчаянный план по спасению гибнущей экономики. И вот в 2010 году при полном безмолвии СМИ и бездействии оранжевой власти турецкая армия вторгается в Восточную Украину, чтобы набрать среди местной молодежи секс-рабынь для публичных домов. Единственной силой, которая способна противостоять агрессору, оказываются остатки советской техники.
Для того, чтобы составить этот краткий синопсис событий, пришлось отчаянно потрудиться, собирая из сюжетных огрызков, недомолвок и непоняток, поделенных между полутором десятков героев, что-то цельное. И это не сценарий фильма-пародии, авторские ажурные логические построения сделаны на полном серьезе. Действительно, ведь турки и прочие египтяне спят и видят как прибрать к рукам самых красивых в мире женщин! А американцы мечтают как бы побольнее ударить по Восточной пророссийской Украине. Все это безобразие сильно разбавлено размышления Березина о политике в духе модных в этом сезоне backinUSSR настроениях, окрашенных в местные оранжево-голубые цвета. Похоже, перманентная политическое противостояние оборачивается тем, что почти все книги, приходящие с Украины, так или иначе пропагандируют в пользу какой-то стороны конфликта. Если честно, это ужасно надоело.
И раньше автор предпочитал писать о технике, а не о людях, но в «Украинском фронте» он превзошел свои сам себе. Наивный технократизм первых авторских книг сменило полное равнодушие к живым персонажам. Люди выцветшими тенями проносятся из главы в главы, не оставляя даже реверсионного следа. То ли дело материально-технические характеристики ракет и танков! Похоже, именно под технические инструкции автор и стилизовал язык романа. При чтении глаз постоянно натыкается на уродливые многосоставные растопыренные словища и суконные неживые словечки вроде «ибо» и «некоего». Примеры можно легко найти в отрывке, который я вывесил на прошлой неделе.
Продолжают радовать и авторские ляпы. Нет ничего сравнимого с "опустошенными яичниками", конечно, не нашлось, но автор вновь вступил в биологию, обнаружив загадочные и крайне пахучие вещества "фермионы". Позабавила и авторская транскрипция названия планеты Транай из известной повести Шекли.
Итог: Неудачная авторская попытка написать о современной войне, минимум логики, писательского умения и фантастики.
PS Раз пошла развлекуха с заказными постами, то я героически готов где-то раз в неделю писать отзывы на книги МТА. Условия по сути 2: 1) книга должна быть плоха, чтобы было за что ругать :-) 2) должна быть доступна в сети, потому что я не хочу поддерживать своей трудовой копейкой этих писателей. Заказы на ближайший месяц можно оставлять прямо в комментариях.
Трам-па-рам. Ну и кто там ждал следующую книгу из "ПЛиО"? Можете рыдать! В своем ЖЖ Мартин объявил, что несмотря на все свои надежды и читательские чаяния роман он постарается закончить не раньше июня. А в продаже в таком случае он окажется не раньше сентября-октября 2009 года. И то это только предположения о самом удачном развитии событий :-).
Предоставлю слово самому автору. "В первой половине 2008 я сильно продвинулся в написании "Танца с драконами". Так сильно, что смотрел в будущее с оптимизмом и предполагал, что роман будет закончен в конце года. К сожалению, во второй половине текста не прибавилось, и даже наоборот количество написанного несколько сократилось (Мы с мои издателем посовещавшись решили, что уже законченная глава Сансы, войдет в состав "Ветров зимы". Санса не появится в "Танце с драконами")."
Субботняя загадка. Кто автор текста? Дам одну маленькую подсказку, года два-три назад этот человек прославился фантастическим открытием в анатомии мужской половой системы.
Тем более к каждой эквивалентно-пачко-долларовой выкладке металлолома, в плане его зелено-военной значимости по отражению космо-гангстерских вторжений, обычно пристраивается еще несколько пачек из валютного резерва ЦРУ, ибо… Ну, сами понимаете. И почему, собственно, нет? Кому-то, видите ли, доверено осло-народом пихать в штанину газо-трубу, а кому-то… Что, по вашему, штаны с лампасами чем-то хуже? Не так, мол, либералистично выглядят? И очень даже либералистично и демократилично, ибо напоминают славное прошлое шароварных гетьманов-воеводов, а также другие причуды черевично-рушныкового рая без памяти. Ну и значит: «Разобрать, сдать и прочее по списку!»
Но к горю комдива Корташова, разобраться-то разобрали, однако полученные, по случаю, из заокеанского, а может, и звездно-галактического резерва плоские, нумерованные президенты сработали где-то сверху, над панелью депутатско-думского голосования, как ступор, — слюна несколько заглотнулась, вцепилась за губу и перестала капать на кнопку-самобранку. Выделение же следующей порции, из-за некоего перенасыщения (что явно свидетельствовало о необходимости безотлагательных и досрочных перевыборов), замедлилось. Ибо в самом деле, если звездно-полосатые единицы и прочие цифры с притороченными рядком нулями, по случаю военно-специальных дел совершают миграцию по шарообразной Земле мгновенно, то разные метало-собирательно-сдавательные напряги, по своему явно материально-пространственному присутствию во Вселенной требуют всяких сложнот по поводу транспортировки, погрузо-разгрузки, а также нахождению обладающего пачко-долларами покупателями, и главное, долгих подмазок всяческим таможням, налоговым управлениям, бухгалтериями и прочим службам, жаждущих обзавестись собственными зеленными слюнявчиками.
Благодаря Dark Andrew познакомился с несколькими треками из нового фэнтези-мюзикла, выходящего в марте и апреле. В основу "Последнего испытания" положен сюжет, пожалуй, лучшего подцикла "Саги о копье" — "Трилогия Близнецов". Среди исполнителей засветилось несколько довольно известных товарищей из менестрелей: Хелависа (Наталья О'Шей), Мириам (Елена Ханпиро) и Саруман (Антон Круглов). Либретто выглядит следующим образом:
ТЬМА И СВЕТ
Черный Маг Рейстлин Маджере намерен открыть Врата Бездны, чтобы сразиться с богиней Темной Луны и Магии Такхизис. Известно, что Рейстлин в свое время по необъяснимым причинам перешел на сторону Тьмы, но затем в решающий момент предал Темную Госпожу, и обрек ее на поражение в войне.
Мечтает ли теперь Маджере сразить богиню и занять ее место? Желает ли избавиться от ее преследований? Или его поступок вызван стремлением уничтожить источник Зла? Истинные цели волшебника известны только ему самому и богам. Его брат-близнец Карамон, герой Войны Копья, отговаривает его от опасного путешествия; а Крисания, Посвященная светлого бога Паладайна, получает откровение о том, что только она может остановить Рейстлина. Она назначает ему встречу в башне летописца Астинуса.
Во время встречи Рейстлину удается посеять зерно сомнений в душе Крисании, и она решается пойти за ним, чтоб разобраться в целях чародея и помешать или помочь ему. Рейстлин предлагает ей следовать за ним в Башню Высшего Колдовства. В Утехе, родной деревне Карамона и Рейстлина, Крисания берет в проводники Карамона. Ввоем они преодолевают опасный путь через Шойканову рощу и являются на Конклав Магов. Конклав обеспокоен известием о том, что Рейстлин собирается открыть Врата. Даламар, ученик Рейстлина, знает, что Врата могут открыть только Белый Жрец и Черный Маг — этот союз извечных врагов невозможно себе представить, поэтому Бездна заперта надежно. Но по приказу учителя Даламар искажает смысл заклятия и убеждает магов, отправить Крисанию и Карамона в город Истар, что бы "помешать" Рейстлину Маджере.
ВСЕ ВО ИМЯ ВЕРЫ
Истар — город жрецов светлого бога Паладайна.
Где-то в Истаре находится подступ к Вратам Бездны, которые ищет Рейстлин. Правит городом Король-Жрец, мечтающий об очищении всего мира от Зла. Кажется, что город воплощает извечную мечту о гармонии и мире.
Но на самом деле Король-Жрец проводит гонения на тех, кого считает неугодными Богу; в Истаре царят страх, подозрение и доносительство. Карамон как «подозрительный тип» попадает в тюрьму.
Крисания очарована Истаром и его Владыкой, но Рейстлин открывает ей глаза. Жрица вступает в идеологический спор с Королем-Жрецом и тоже подвергается аресту. Рейстлину приходится выручать брата и жрицу, правда, несколько необычным способом. Приняв иной облик, он выкупает брата из тюрьмы и отправляет на арену как гладиатора для «священной битвы со злом». Карамон отказывается биться, но по наущению Рейстлина на арену выводят Крисанию. Спасая девушку от гибели, Карамон побеждает и сохраняет жизнь минотавру, но Король-Жрец приносит побежденного в жертву Паладайну, моля об очищающем огне для всего мира.
Разгневанный Паладайн погружает в огонь сам Истар, уничтожив его вместе со входом во Врата. Только благодаря магии Рейстлина герои спасаются. Видя крушение Истара, Крисания теряет идеалистический взгляд на мир и начинает прислушиватся к Рейстлину.
В доступ (хотя и платный) пока выложены первые две части, которые можно скачать с официального сайта проекта.
По первым впечатлениям от треков пробничков, не могу сказать, что все одинаково хорошо, но в целом скорее неплохо.
Блаженны читатели МТА, чтение таких книг в чем-то сродни наступанию с оттягом на одни и те же грабли. Но и в беге по зубьям граблей можно найти приятные моменты. Так, чтение книг Тармашева превращается в увлекательны поиск авторских корявостей, ляпов, заимствований, ошибок и откровенных глупостей.
На дворе 2111 год (запомним эту дату, она нам еще пригодится), нефть на Земле подходит к концу. На ее остатки пытаются наложить свои загребущие руки нехорошие американцы. Столкновение в районе последнего шельфового месторождения быстро превращается в глобальную ядерную войну. Победителей нет, впрочем, как нет и проигравших. Немногие выжившие в подземных убежищах пытаются приспособиться к новой жизни. В центре повествования первой книги люди, которые спаслись в бункере, расположенном недалеко от Новосибирска. «Катастрофа» построена на хорошо узнаваемых штампах постапокалипсиса: кровожадные мутанты, обитающие на неприветливой земной поверхности, нападение быстро одичавших военных, изменение социального устройства внутри убежища, ну и напоследок появление зловещего властолюбца. Во втором томе автор выходит на оперативный простор космического боевика. Но авторскую клишивость это никак не уменьшает. Все тот же темный диктатор, ставший властелином мира, угнетает всех окружающих, а главные герои при помощи разнообразного оружия и смекалки побеждают его глупых приспешников, а также вводится обязательная любовная линия. Ну а в третьем пока не вышедшем томе читателя, похоже, ожидает встреча с космооперой гамильтоновского розлива по-русски.
Главный герой, проведший в горячих точках половину своих «тридцати лет», как будто списан с авторской фотографии. Мужественный и суровый спецназовец, отзывающийся на кличку и одновременно фамилию «Тринадцатый», тем не менее, не лишен сентименталинки и тяги к прекрасному. Он запросто способен посочувствовать летучим мышкам-мутантам или грустно посетовать на отсутствие в небе птиц. Точно также тянется к прекрасному и сам Тармашев. Авторские образы вроде мощной туши, парящей над замершим болотом или «изящный изгиб спины доктора в поясничном отделе позвоночника» заставляют заподозрить в нем знатока и тонкого ценителя словесных красот великого и могучего. Под стать метафорам и авторский язык, в котором можно найти такие чудесные перлы, как «пронеслась в голове довольная мысль» или «в правой доле мозга потеплело». Но если канцелярит МТАшных авторов уже давно стал их родимым пятном, то настолько беспардонного заимствования из чужих книг и фильмов я не читал давненько. Плазменные тесаки, сменившие опостылевшие лазерные мечи, мощнейший в Солнечной системе звездолет, первое слово в котором «звезда», летучая мышь – спутник главного героя, описания паутины, подозрительно напоминающие пластиковые нити из «Отклонения от нормы» Уиндема, все это легко обнаружить даже при самом беглом просмотре.
Список минусов не ограничивается только плохим авторским стилем и тасканием всего, что плохо лежало. Текст просто пестрит презабавнейшими ляпами. Так, например, космические станции носят гордые названия Арториус-1 и Арториус-Прайм, перевод прайма на русский оставляю на откуп читателей. Впрочем, вопрос о качестве авторского образования будет вертеться на языке еще не раз. Порой возникает стойкое ощущение, что за какими-то словами, часто используемыми в фантастике, Тармашев упорно не желает видеть хоть какую-то реальную значимость. Термоядерная бомба, взорванная над убежищем, приводит к длительному радиоактивному заражению местности, за несколько лет формируются мутантные виды растений и животных, в том числе и таких долгожителей, как медведей, нефтяной кризис соседствует с электродвигателями у автомобилей. Чего уж говорить про свое родное, фармакологическое, так в «Катастрофе» автор запросто путает транквилизаторы с психостимуляторами. Зачастую авторская неуверенность в каких то фактах приводит к забавным казусам, так на протяжении «Корпорации» читатель вначале узнает о том, что пониженная гравитация приводит к снижению роста у обитателей космических станций, а спустя сотню страниц, что, наоборот, к повышению. Еще один замечательный образчик неуважения к читателю, это маячки эпохи, Тринадцатый, родившейся в конце XXI век, сознательно поминает то «Чебурашку», то первый «Fallout».
Отдельного абзаца заслуживает беспощадный авторский юмор. В каждый том цикла вставлено по целой шутке, но вот беда, обе посвящены тому, что программное обеспечение от Microsoft и в далеком будущем будет иметь невысокое качество. Не понятно, то ли на этом поток авторской иронии выдохся, то ли это была такая тонкая лесть российским обывателям.
И что, наверное, самое обидное, потенциально текст мог получиться довольно любопытным, в первом томе встречается парочка не сильно заезженных идей, например, анабиоз, из которого время от времени выходит отряд во главе с главным героем, чтобы помочь обитателям убежища, этакая современная реинкарнация легенды о спящем под горой Фридрихе Барбароссе. Но своего развития такие идеи не получают, а в «Корпорации» автора вопрос оригинальной сюжетной линии, похоже, вообще не занимал.
Итог: простенькая постапокалиптика, полная ошибок и ляпов, плавно переходящая в подобный же космобоевик. Удовлетворять подобными произведениями книжный голод равносильно попытке снять абстиненцию пачкой пельменей (за метафору спасибо гениальной Тикки). 1/10 по фантлабовской системе и по петуховой шкале где-то 0,5 балла (за 1,0 взята эпопея "Звездная месть" покойного Ю.Петухова)