Фриц Лейбер «Фафхрд и Серый Мышелов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
История о двух грубых, эксцентричных, алчных и эгоистичных искателях приключений, варваре-северянине Фафхрде и ловком воришке-горожанине Сером Мышелове. Эта парочка не собирается спасать мир, если, конечно, им за это не заплатят. Они бредут по жизни в поисках острых ощущений, денег, мести и любовных интрижек. Этот цикл -- издевательство над классической адвенчерной героической фэнтези в стиле Роберта Говарда. Действие цикла разворачивается в волшебном мире Нивон, центром которого является великий город Ланкмар (именного его спародировал Пратчетт в виде Анк-Морпорка). Романы и повести написаны с изрядной толикой юмора, и являются одной из самых знаменитых эпопей «героической фэнтези».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (27), английский (103), немецкий (4), испанский (1), французский (1), итальянский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (123), периодика (9), самиздат (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Белов (1), Н. Блинов (1), Т. Вестермайр (2), Т.В. Голубева (3), С. Грикса (1), Л. Довлатов (1), В. Залипаев (1), К. Королёв (1), Е. Кравцова (3), И. Кравцова (1), И. Куцкова (1), Х. М. Палларес (1), Н. Маслова (3), Н. Михайлов (1), К. Пилоян (1), Р. Рамбелли (1), Б. Русев (1), И. Русецкий (12), Н. Снежко (1), Ю.Р. Соколов (1), С. Троицкий (1), И. Шаргородская (3), Т. Шлюк (1), Л. Штрасль (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 5 августа 2022 г.
Ну, почитал. Архаичное унылое дотолкиеновское фэнтези (описания довлеют над пафосом, мессианство героев не выражено, идея не очерчена) в условно героическом стиле — гулко-пустое, несообразное, часто бессмысленное и излишне многословное.
Не уловил зачем написано — если автор и шутил над героями Говарда, то сделано это запредельно нудно. Больше похоже на издевательство над читателем, чем на издевательство над каноном. И над чем автор вообще собирался иронизировать в конце 30 — начале 40 годов (особого засилья героических фэнтезийных приключений ещё просто не было)? Дальше, если Лейбер пытался «нарисовать» собственный мир, то не смог — Хайбория выглядит основательнее и целостней призрачного Невона. Если упражнялся со стилистикой, то промахнулся — цикл настолько разнобойный и разнокалиберный (от быстрых приключенческих сценок на десяток страниц до невероятно затянутых, полных туманных отсылок, тяжёлых повестей), что выпадает глаз и опускаются руки. Выделяется и фантазия автора — он нарочно громоздит нелепости одна на другую: иногда таким способом удаётся выстроить что-то необычное, но чаще всего получается обыкновенный винегрет. Тема каждого отдельного произведения вводится исподволь: в обрывках разговоров, в общем тоне, в разбросанных по тексту намёках. И в сумме выходит пространный текст, состоящий из отдельных сцен с минимумом диалогов, не акцентирующийся решительно ни на чём. Ну да, вот это и это произошло, да — герои вышли из таверны, а над головами у них трепетали на ветру звёзды. И что? Восторгаться 5 граммами иронии, горстью удачных эпитетов и растянутой на весь текст (до почти полной невидимости) одной мыслью? Неужели это и есть «тонкая стилизация», о которой сказано в биографии автора?
С героями тоже не слишком задалось — мода на приключения фэнтезийных мошенников к 40 годам прошлого века ещё не наступила, а опыт авантюристов классической литературы и детектива тут годился мало. Поэтому читать 50 страниц как два товарища напоказ готовятся к чему-то грандиозному, а по итогу получился пшик, весьма скучно. Вообще, герою, который только пинает балду, бродяжничает, придуривается, крадёт и убивает ради сиюминутных прихотей, очень сложно сопереживать. Лейбер, вопреки уверениям критиков в «проработке характеров», просто не смог наделить своих персонажей нужной долей харизмы и сделать их образы достаточно глубокими. Чем они живут, для чего, почему — нет ответов. Также не вышло у автора и с общим сюжетным замыслом — неясно откуда у полудикого варвара (весьма субтильного, загнанного под каблук и забитого, если верить «Снежным женщинам») вдруг взялась стать, буйный характер и навыки опытного путешественника. И как вдруг бывший ученик волшебника стал лучшим вором известного мира. Где они оба научись ездить верхом, разбираться в сложных вещах и мастерски драться на мечах — не объясняется. Автор просто каждый раз надевает на привычные имена нужные ему маски, не стараясь выстроить хоть какую-то преемственность, создать последовательный характер. И читаешь каждый раз словно сначала, не узнавая и не понимая.
Подробности невонской реальности или самого Ланкмара путанны и странны. Часто они ставят в тупик. Минголы, жестокие конники степей, вдруг стали опытными матросами? Запросто! Чернокожие пигмеи из далёкой тропической страны создают и много лет лелеют странный культ где-то в ледяных горах далёкого севера? Получите и распишитесь! Источником грозной опасности, с которой наши герои бились изо всех сил, стал едва живой от старости обрюзгший маразматик? Навалом! И ладно бы это подавалось с юмором, но нет — абсолютно серьёзно, с придыханием и воспеванием. Автор, да это же просто тупо! Неужели ты сам не чувствовал?
Интриги? Главным образом, как один вор обокрал или обставил другого — прямо шедевр художественной мысли! Сражения? Герои однозначно всех вздуют за полминуты. Тут без вариантов. Куртуазные любовные похождения? Здесь под этим понимается прыжок в койку с выкриком «Я так люблю тебя!». Ну, встречаются сцены ограблений и пьянок. Но это нечасто — видимо, на сладкое. Так персонажи и бродят по кругу: украл, выпил, потискал кого-то, всё спустил и опять в поход. Иногда отчего-то в эту нехитрую схему вмешиваются высшие силы или меж приятелями происходит размолвка. Вот и весь сюжет цикла.
А вот с объяснениями по ходу действия вечно беда. Почти никаких фактов и размышлений — только описания. Если уж наши герои и пускаются в раздумья, то задаются вселенскими вопросами: почему небо синее или отчего солнце круглое. Трудно передать как это интересно!
Впрочем, есть и хорошее. Лейбер неплохо описывает события, привлекая внимание читателя к разным мелочам — этого у него не отнять. Кроме того, выдумка автора порой столь причудлива, что перекрывает любые несуразности (например, любовь к девушке-скелету или волчки-водовороты морской ведьмы) — хочется просто посмотреть чем это кончится. Ради таких маленьких деталей, ради забавного символизма, ради детской непосредственности героев, в истории о двух друзьях, скитающихся по Невону, стоит заглянуть хотя бы раз.
Подводя итог, я бы сказал, что цикл представляет, главным образом, историческую ценность — на нём удобно отслеживать как именно развивался стиль фэнтези после экспериментов Дансени, стилизаций Кейбелла, исторических авантюр Говарда и полусказочного речитатива Миррлиз. Отдельные произведения у Лейбера получились читабельными и достаточно своеобразными. Но читать подряд то, что он сотворил, практически невозможно: архаика, скука, нелепости и пустота.
zvezdochet2009, 4 января 2025 г.
Добро пожаловать в мир Невона – очередной удивительный фэнтезийный мир, созданный воображением писателя Фрица Лейбера. Лейбер известен также как создатель двух легко узнаваемых персонажей жанра, а именно колдуна Серого Мышелова и варвара Фафхрда. Это два закадычных приятеля, однажды повстречавшихся в огромном и великом городе Ланкмаре, что стоит на берегу Внутреннего моря и смотрит своими бастионами на север. О великий Ланкмар, цитадель порока и страстей…
Цикл героического фэнтези о похождениях этих двух героев Лейбер начал писать еще с 1940-х годов, а завершил аж в 1980-х годах, отчего в нем накопилось изрядно рассказов, повестей и романов, которые были объединены в условные сборники с собирательным названием «Мечи». Так появились «Мечи против колдовства», «Мечи и ледовая магия» и далее по списку. Цикл оказался настолько внушительным, что по объему вполне может соперничать со сборниками произведений о Конане-варваре, а по культурному влиянию стоит с ним как минимум наравне.
Дело в том, что Лейбер как хороший писатель знал и умел создавать интересный мир и интересных героев. Он не пошел торной тропой Толкиена и последователей, и не стал сочинять эпические саги о целых народах, государствах и расах, и их нелегких взаимоотношениях. Его мир не богат географическими подробностями и содержит минимум мест для успешных приключений. А что касается героев, его внимание привлекли всего два персонажа, но зато какие.
Взглянем на них внимательно.
Первый – невзрачный, худощавый колдун по прозвищу Серый Мышелов. Ученик черного мага и сам обладающий определёнными знаниями в этой области, Мышелов оказался слишком независим, умен и человечен, чтобы подвизаться в отведенной ему ниве. Так рождаются отступники. Неуживчивый, конфликтный, но с отличным чувством черного юмора, этот парень просто не способен к близости ни с кем и обречен на вечное одиночество.
Второй – словно противоположность первого, отражение в кривом зеркале. Рослый, мускулистый, с громоподобным голосом и отличным аппетитом, правда не слишком обременённый интеллектом, зато знающий кое-что про честь и совесть. Варвар Фафхрд из северных земель – тоже изгнанник из своего рода. Говорят, противоположности притягиваются, и видимо Лейбер решил, что так тому и быть.
В результате читатели фэнтези получили цикл приключенческих историй про двух друзей, которые из одного эпизода в другой постоянно попадают во всяческие переделки, по своей воле или же из-за сложившихся обстоятельств. Здесь интересен подход Лейбера к конструированию протагонистов, отличный от аналогичных фэнтези-циклов.
Во-первых, героев двое. Раньше был один герой (Конан) или целая команда (братство Кольца). Нет, Лейбера это не устраивает, и новый избранный тип – дуэт. И это не главный герой и его помощник, как часто принято писать в героических сочинениях, вовсе нет, оба имеют одинаковое положение, оба равны и полностью свободны в своих действиях. Их связывает не долг, не служба или властно-подчиненные отношения, а простая дружба, основанная на взаимной симпатии и взаимовыручке.
Во-вторых, по своему типажу колдун и варвар – не эпические герои, и не антигерои, а обычные люди, наемники, обладающие определенными талантами и за скромное вознаграждение готовые выполнить любое задание определенной сложности. При этом оба хитры (Мышелов конечно больше), сильны (Фафхрд конечно больше) и не особо связаны какими-то моральными принципами, кроме воровской и воинской чести, отчего способны и на аморальные, и на формально хорошие поступки. Но в любой ситуации они стараются преследовать свою выгоду, шкурный интерес, отчего порой попадают в забавные, жуткие, опасные, комические, трагические и загадочные ситуации.
В итоге получается, что Лейбер ввел в арсенал фэнтези новый тип героя – плут-наемник. Этот пронырливый типаж потеснил простоватого героя-силача Конана, героя-рыцаря Арагорна, героя-изгнанника Элрика и занял вакантное место поближе к кухне, и подальше от опасностей. Никаких пророчеств, никакого спасения мира, никаких подвигов и никакого колдовства без особой надобности – все это глупости для простаков. Пока не зазвенит звонкая монета, такой герой не шевельнет и мизинцем. И то, еще хорошенько подумает и если сможет побороть свою природную лень и разгильдяйство.
Такой герой порочен, это правда. Однако он не злодей, скорее философ. Такой герой не аристократ, он родом из низов, а значит знает жизнь простых людей, хоть и отличается от обывателей своими талантами и харизмой. Такие герои способны лгать, обманывать, прятаться, сдаваться, спасаться бегством, ехидничать, пьянствовать, словом подвержены всем обычным людским порокам.
Именно из образов Фафхрда и Мышелова последующие писатели фэнтези будут черпать и развивать образы таких персонажей, как вор и мошенник («Ниффт-проныра» Майкла Ши, «Локка Ламора» Скотта Линча) или солдат-наемник («Черный отряд» Глена Кука, «Первый закон» Джо Аберкромби), и те станут невероятно популярными в жанре, вытеснив старых героев.
«Фафхрд и Серый Мышелов» — новое слово в жанре фэнтези, авантюрно-плутовское направление в фэнтезийной героике, хоть и не лишенное некоторых изъянов (истории в цикле есть не только интересные, бывают и скучные), но очень фактурное и самобытное, а посему заслуживает внимания любого ценителя жанра меча и магии.
Reddish_Cat, 5 апреля 2018 г.
Удивлен столь низким баллом данного цикла книг, всего лишь 7 с хвостиком.
Прекрасная сказка, чудеснейшая — о дружбе, любви и, конечно же, приключениях.
Помню долгие осенние вечера, которые проводил за книгами по приключениях двух совсем не похожих друг на друга друзей. Впервые мне достался томик Лейбера еще в советском варианте издания, без суперобложки и с переводом «Мечи против колдовства».
Чудеснейшие повести. Всем любителям фентези просто маст рид — моя оценка 10 из 10.
JohnNorrik, 25 февраля 2019 г.
Не смог пройти мимо, не отписав отзыв про фэнтези моего детства. Один из лучших представителей смеси героического и темного фэнтези, как по мне.
Особенно зацепили антураж и атмосфера произведений. Понимаете, книги писались в далекие времена расцвета героического фэнтези, когда уже немного отошли в прошлое «конановские» шаблоны, но при этом было очень далеко до всяких Дриззтов Темных Эльфов и прочего продукта настольных ролевок. Да, в фэнтези этой эпохи много порнографии, много пародий на шаблоны жанра, много крови и махания мечами вперемешку с часто наивными сюжетами. Но это ведь особый стиль!
«Сага о Фафхрде и Сером Мышелове» по стилю, антуражу, сценам, описаниям и сюжетам не похожа на нынешнее фэнтези от слова «совсем»! Когда читаешь, сразу же удивляет почти полное отсутствие толкиновских шаблонов в виде эльфов, гномов и прочих орков. Думаю нынешнего читателя уж очень бы удивило, что великанов называют «снежными эльфами». :)
Конечно же, в ней есть немного от говардовского «Конана», есть что-то из фантастики, но, по большей части, это полностью самобытное произведение, которое отличается от нынешнего фэнтези настолько, насколько отличались кельтские легенды от «Властелина Колец». Но кельтские легенды и «Властелин Колец» люди продолжают читать, а вот такие Саги понемногу уходят в забытье, даже не смотря на их оригинальность. Так что стилистика такого фэнтези может оказаться полностью утраченной и забытой со временем. А жаль.
Стоит ознакомиться, если хочется прикоснуться к чему-то новому и неизведанному. Главное, не судить книги относительно нынешнего фэнтези, так как нельзя поставить оценку им в системе, к которой они не принадлежат.
А Лейберу спасибо, чтиво было стоящим. Я не пожалел, перечитав многое из того, что читал в детстве.
ANTI_VSE, 22 января 2022 г.
Прошу прощения ибо знаю что не принято так выражаться на серьёзных литературных обсуждениях, но по моему Фриц Лейбер — чокнутый графоман, а его знаменитая сага о Фафхрде (тьфу!... Язык сломаешь, прости Господи!) и Сером Мышелове — гадость с большой буквы Г!!!...
Сумеречных мир сумеречного сознания шизофреника!
Никому не посоветую такое читать и сам больше не буду.
P. S. С трудом осилил одно произведение и пару глав другого.
vam-1970, 16 января 2018 г.
Цикл состоит из множества самостоятельных и не совсем произведений.И написан на протяжении 1939 -1988 годов!Почти полвека! Автор полюбил героев и не мог с ними расстаться -неоднократно спасал их по сюжету от планируемой смерти в начале действия.
Жизнь героев — подана как она есть на самом деле — без излишнего морализирования.Главное выжить в этом мире и при возможности — преуспеть.Где-то нас манят золотые горы -бросаем возлюбленную и детей и мчимся к приключениям! Хочется выпить -пропьём сразу всё заработанное и украденное. Хотим секс — самые изощрённые проститутки к вашим услугам. А затем и возлюбленные. Автор не стесняется в картинках любви, поэтому весь цикл под грифом «Только для взрослых!»
От традиций Фэнтэзи автор ушёл -нет здесь королевств и принцесс, которых надо спасать и жениться. Так, походя можно этим побаловаться, но всколзь.
Мир окружающий суров, холодно в морях и темно в подземных мирах. И нет драконов.
От знаменитого цикла о Конане отличает одно -Конан рубил чудовищ и магов. Наши герои этим не занимаются- поединки только на хитрость и удачу.
Неплохой легко читаемый цикл о приключениях.
Oleg_D_, 31 июля 2014 г.
Меланхолическая бесконечная история о двух бродягах, которые ищут смысл для своей жизни в авантюрах, тщетно надеясь ухватить в конце-концов призрак простого счастья. Несмотря на формальную незамысловатость этих историй, некоторые пассажи меня просто вводили в транс. Мастер. Из ничего, после некоторых манипуляций престидижитатора сделать что-то гипнотизирующее!
Robin Pack, 24 сентября 2008 г.
Примерно до середины серии это остроумная пародия на героическую и авантюрную фэнтези, начиная от икающего каждый раз Конана, и заканчивая Полом Андерсоном. Герои лезут на рожон, и выбираются с рожна живыми только благодаря боевым качествам и невероятному везению по воле автора. Жанр варьируется от чисто юмористического до чисто приключенческого в разных рассказах. Редко когда Фрицу хватает сил перейти в режим повести и начать писать сквозной сюжет — по моему, только в «Мечах против колдовства» он был. Да он, по большому счету и не нужен, малая форма выдерживалась мастерски, идея фантастического допущения раскрывалась до дна.
К сожалению, все имеет свое начало и свой конец. Чем дальше, тем больше автор скатывается в описание постельных похождений своих героев. Многие из рассказов после середины 70-х представляют собой такую порнографию, что В. Сорокин должен пойти и сам сжечь на площади эти книги — из зависти. Сцены секса двух лесбиянок и изнасилования Мышелова червями — это не спойлеры, это предупреждение. Подробное описание утех, в том числе и однополых, возможно, кому-то и покажется привлекательным, но сюжета как такового не остается. Даже более-менее пристойные рассказы этого периода представляют собой однотипные зарисовки: Ф и СМ увидели девицу, погнались за ней, а тут на них амбалы, а они их побили, но девица им не досталась.
За второй физический том нашего издания не рекомендую браться тем, кто не хочет испортить себе все удовольствие от первого. Не смотрите на позор старика, имейте уважение.
UnrealQW, 8 декабря 2012 г.
7/10 Фриц Лейбер «Сага о Фафхрде и Сером Мышелове» -- фэнтезийная сага в пяти книгах (куда входят множество рассказов, повестей и романов), описывающая похождения двух воров: одного -- маленького и ловкого, другого -- огромного варвара с севера. Серия прочитана 10.07.2003. Это -- безусловно, развлекательные произведения; они легко читаются и так же легко забываются. Приключения героев довольно (но не чрезмерно) разнообразны и, в целом, увлекательны. Хороший литературный язык. Средний психологизм, неплохие характеры. Грубоватый юмор. Всем пяти книгам дал оценку 7/10.
Резюме: классическая развлекательная фэнтези, лучше «Конана»
Вит, 4 ноября 2009 г.
Цикл не однозначный. С начала всё действительно очень не плохо и увлекательно, имеют место быть даже некоторые рассуждения над смыслом жизни, и всё такое, но к концу всё это действительно начинает напоминать бред. Тем не менее это довольно обьёмная серия увлекательных рассказов, которые в массе своей мне понравились. Читайте, но до конца не советую
el-rusalka, 27 октября 2009 г.
Вот это как раз книга для подростков! интересные и не банальные приключения в необычном мире, два друга, и почти полное отсутствие детально-прописанных кровавых и сексуальных сцен. Зато много авантюр, драк и красивых девушек! Хорошая книга хорошего автора.
glupec, 12 апреля 2008 г.
То ли Фриц Лейбер повлиял на Майкла Муркока, то ли наоборот — но тот, кто любит обоих авторов, найдёт в данном цикле некоторое количество «пасхалок». Серый Мышелов кое в чём напоминает Мунглума (Хмурника) из Саги об Элрике, и при этом он и его друг считают себя «половинками души» некоего легендарного героя... В общем, интересно проследить сюжетные и тематические переклички :wink:
Zvonkov, 11 марта 2009 г.
Я купил «Сагу о Ф...» в 92, (4 в верхнем ряду). Начал читать и бросил. Может быть, вина переводчика, а может, автора. Не знаю. Стало скучно. Что очень странно. Ведь Лейбер написал любимую книгу «Серебряные яйцеглавы». Я не отговариваю никого. Есть любители квестовых историй типа (Саги о копье), это для них. У меня этот том так и стоит не дочитанным...
DemonaZZ, 28 декабря 2007 г.
Честно говоря, мне не очень понравилось-юмор какой-то слишком наивный, герои прямолинейны, очень уж все выглядит архаичным, хотя на вкyс и цвет...
PoMax, 21 февраля 2007 г.
Лейбер — классик. Но его произведения написаны так, как будто он пишет сегодня: свежо, с юмором, стильно. Герои Фафхрд и Серый Мышелов пережили своего создателя, и, думаю, проживут ещё долго.