Роджер Желязны «Хроники Амбера»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Королевство Амбер не найдешь ни на одной карте. Оно таинственно, загадочно, но нет мира более реального, чем Амбер. Остальные миры, включая Землю — лишь его Тени. Исключение — Царство Хаоса. Оно и Амбер — как отрицательный и положительный полюса мира. Амбер — мир меча, Хаос — мир магии. Огненный Путь — символ Амбера. Логрус — символ Царства Хаоса. Но это не просто символы, не просто источники силы и могущетсва. Они — Боги этих миров, на их противоборстве держится все сущее.
Девять детей загадочно исчезнувшего короля Амбера Оберона — потенциальные наследники престола. В их отношениях нет теплых чувств, нет понимания и доброты. Они плетут интриги друг против друга, убивают, предают, не ведая о вещах более глобальных, чем жажда престола...
Первая половина Хроник Амбера повествует от лица Корвина — одного из членов царствующей в Амбере семьи. Он, владелец мифического меча Грейсвандир, обладая высшим мастерством фехтования и достаточным умом и коварством, имеет все шансы стать правителем Амбера. Но пройдя через множество побед и поражений, ему суждено узнать, что его роль в истории Амбера — действительно колоссальна, но не в качестве короля...
Вторая половина Хроник Амбера повествует от имени Мерлина — сына Корвина и Дары из Царства Хаоса. В Мерлине течет кровь двух миров. И та и другая — королевская кровь. Сам он — маг, что впрочем в Царстве Хаоса столь же заурядно, как и владение мечом в Амбере. Постепенно решая навалившиеся вдруг на него проблемы, Мерлин оказывается на распутье — все силы мира призывают его сделать выбор между Амбером и Хаосом, что навеки склонит чашу весов, выведя мир из состояния равновесия.
Цикл приквелов написан Дж. Г. Бетанкуром, хотя Желязны неоднократно заявлял, что он категорически против появления чьих-либо текстов, посвященных Амберу. Вопреки издательской аннотации, романы Бетанкура не основаны ни на каких черновиках покойного писателя.
Существует самодельное издание с переплёте (Р. Желязны), где склеены в один два первых тома изданий в обложке. (Р. Зелязни. «Девять принцев Эмбера» и «Ружья Авалона») Л.: Художественная литература, 1990 г. Серия «За счет переводчика»). Причём, склеены вместе с техническими данными изданий.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
- /языки:
- русский (147), английский (35), эстонский (5), украинский (20), польский (1)
- /тип:
- в планах (3), книги (175), периодика (9), самиздат (7), аудиокниги (14)
- /перевод:
- К. Андронкин (2), Н. Белякова (14), Е. Волковыский (14), М. Гилинский (3), Е. Голубева (7), В. Гольдич (14), Е. Грицайчук (8), М. Гутов (13), Е. Доброхотова-Майкова (17), К. Иторр (2), Н. Ляпкова (1), И. Милюкова (1), Г. Михайловська (7), И. Незнамов (3), И. Оганесова (14), Р. Ольшевский (1), А. Питык (9), М. Пчелинцев (14), А. Пчелинцев (12), Д. Ришард (1), А. Саган (5), Т. Сальникова (6), Ю.Р. Соколов (16), Э. Соломахина (1), Н. Сосновская (19), О. Степашкина (4), И. Тогоева (25), В. Фадеев (1), Ю. Хабихт (5), Ян Юа (8)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lennox1the1lion, 29 марта 2025 г.
Пятикнижие Корвина и Пятикнижие Мерлина — это 10 из 10. Приквелы читать не то чтобы не стоит, их читать просто запрещено — это просто изданное ради галочки или денег что попало. Вернёмся к основному циклу. Возможно в первой и второй книге все ещё не чувствуется размаха, но потерпите — дальше там такой замес начнётся. После прочтения первого Пятикнижья кажется, что больше там просто нечего рассказывать, но нет. Второе Пятикнижье ничуть не хуже. Закрученный сюжет, невероятные миры и сама идея мироустройства. Короче классика на все времена. Читать обязательно. Не понимаю тех, то ноет в комментариях. Идите дальше, и не понижайте балл этому шедевру. Через много лет вернётесь все равно чтобы поставить десятку.
Jaivey, 12 ноября 2024 г.
Ах, как же хочется поделиться своим негодованием касательно этого книжного опуса. Начитавшись восторженных отзывов об эпичности и масштабности данного произведения, изысканном языке и необходимости прочитать его каждому уважающему себя любителю фэнтези, я решился заказать в свою библиотеку книгу «Хроники Амбера». Да не просто книгу, а полный сборник из 10 повестей (назвать отдельные части романами не поворачивается язык), что стало моей самой большой ошибкой в читательской жизни. И вот, получив 1300 страничный кирпич элегантного черного цвета, с гордо красующейся на обложке надписью «Шедевр мировой фантастики» я начал читать и прочитал почти 200 страниц. И все эти 200 страниц меня не покидало ощущение, что я читаю какой-то низкопробный фанфик: максимально примитивный язык (а ведь Желязны имел степень магистра словесности), нелепые диалоги, сюжет скачущий «галопом по Европам» и прочие радости, которых я совсем не ожидал увидеть в подобном произведении. «Может дело в переводчике?» — подумал было я, читая «Девять принцев Амбера», но в следующей части, переведенной Ю. Соколовым, было все тоже самое.
Повествование больше похоже на скомканное жизнеописание, практически весь текст состоит из «я пошел сюда, я сделал то, а потом взял это и вот я уже там». О какой масштабности и эпичности может идти речь, когда, казалось бы, серьезные и судьбоносные сражения описываются подобным образом: «Впереди нас было пять сотен, все на конях. Появилась черная конница, мы встретили ее. Через пять минут они были сломлены, мы двинулись дальше»??? И ведь это еще куда ни шло.
К сюжету и персонажам также появилось достаточно вопросов. Почему Эрик — плохой, а наш удалец-молодец Корвин — хороший, за 200 страниц я так и не понял. Почему читатель должен сопереживать человеку, который особо не задумываясь отправляет свои многотысячные армии на убой, а потом открыто кидает их на произвол судьбы, сбежав с помощью магической колоды карт таро. Персонажи пропадают из поля зрения читателя также стремительно, как и появляются. Из всех принцев неподдельный интерес вызвал, разве что пройдоха Рэндом.
upd: Наткнулся на отзыв, который объясняет скудность языка и бешеный темп повествования подражанием жанру хардбойлд. Даже если это действительно так и первые книги Хроник Амбера действительно стилизованы Роджером Желязны под крутые детективы, то это объясняет, в лучшем случае, процентов 10 проблем произведения, и то крайне сомнительно. Отсутствие логики происходящего, законы мира выдумываемые на ходу, поступки героев, единственной мотивацией которых является «Ну, потому что я так решил, вооот» — все это никак нельзя оправдать так называемой «стилизацией». В общем, халтура этот ваш Амбер. Халтура эпическая и масштабная.
Ellirio, 7 февраля 2025 г.
Образец того, как надо писать фентези с Замыслом.
Это не мясо ради забавы, как у Мартина и прочих современных писателей. А глобальная и проработанная мультивселенная, в которой извечные Начала, миры-отражения и выдающиеся семейства гармонично соединены друг с другом. Где нет абстрактных «добра» и «зла», а есть Порядок и Хаос, есть решения конкретных людей — и их последствия. Зрелая и жесткая, но справедливая картина мира. Плюс множество отсылок к Скандинавии и Древней Индии, которые заметят те, кто с ними знаком.
-1 балл за относительно простой язык, без изысков. В остальном цикл хорош во всем, даже изобилие героев в начале и некоторая затянутость во втором пятикнижии на сегодняшний день не являются чем-то существенным.
Groucho Marx, 16 ноября 2024 г.
Худшее в этой плохой серии героической фэнтези даже не примитивный язык и не путаный сюжет, лишённый элементарной логики. Худшее — описание самого Амбера. По заявлению автора, Амбер — это центр Вселенной и даже огромного числа альтернативных Вселенных, все миры — только слабое и тусклое отражение Амбера. Но реально Желязны описывает даже не Диснейленд, а всего лишь некий замок, стоящий на горе, у подножия которой есть пара деревенек. Что, в самом деле это центр миллионов Вселенных? Это самое прекрасное, что может вообразить Желязны? И толпа благодарных читателей воспринимает эту хрень с восторгом и криками «Шедевральненько!», ставя серии про Амбер «десятки» и «девятки» и рассказывая про «неизгладимые впечатления»? Поистине удивительно... Неужели этих мальчишек (разных возрастов, от 14 до 75, но душевно и интеллектуально остающихся всё теми же вихрастыми мальчуганами) так легко впечатлить? Или для неизбывной неизгладимости необходима также надпись «Золотая серия ф...» на обложке и несколько восторженных рецензентов?
В общем, я понимаю обиду стареющих мальчиков на мой невосторг перед этим «шедевром» и не сержусь на их обиженные минусы. Однако остаюсь при своём мнении: талантливый писатель и умный человек Роджер Желязны просто поимел инфантильную публику, цинично расставив для неё все приманки в стиле «Читатель ждёт уж рифмы «розы»? На вот, возьми её скорей!» и не озаботился придать этому коммерческому проекту хотя бы видимость литературы. А ведь мог это сделать. У Желязны много хороших романов.
Мстислав Князев, 20 марта 2025 г.
Прочитал 5 первых книг в 1989 г., в самиздате (под копирку). Было такое. Официальных изданий американской фантастики не было. Меня очень впечатлила эта сказка. Написано визуально, поэтому получится хороший сериал. А вот продолжение — книги 6-9, с сыном героя — тоска, бессвязное что-то, провал полнейший.
Error9211, 22 июля 2024 г.
10 из 10: шедевральный цикл фэнтези, который оставил неизгладимое впечатление
Я был полностью погружен в мир «Хроник Амбера» Роджера Желязны и прочитал весь цикл на одном дыхании. Это сложное и одновременно простое произведение, написанное с изысканным вкусом, которое создало интересную атмосферу и уникальный мир.
Классные персонажи, элементы детектива и мир, полный интриг, сделали это чтение незабываемым. Я советую почитать этот цикл всем, кто любит приключения с множеством интриг.
После прочтения «Хроник Амбера» я прочитал еще много циклов, но на контрасте понимаю, что они не так сильно цепляли и не так оригинально выстроены. Не маловажную роль сыграл перевод, который помог передать всю глубину и сложность мира Амбера.
В цикле описывается мир Амбера, который является «истинным» миром, а другие миры, включая Землю, — это только его тени. Амбер и Царство Хаоса — это противоположные полюса мира, где Амбер — мир меча, а Хаос — мир магии. Девять детей короля Амбера Оберона — потенциальные наследники престола, и они плетут интриги друг против друга, не понимая более глобальных вещей, чем жажда престола.
Первая половина цикла повествует от лица Корвина, одного из членов царствующей в Амбере семьи, который имеет все шансы стать правителем Амбера. Вторая половина повествует от имени Мерлина — сына Корвина и Дары из Царства Хаоса, который должен выбрать между Амбером и Хаосом, что навеки изменит баланс мира.
«Хроники Амбера» — это шедевральный цикл фэнтези, который оставил неизгладимое впечатление. Я рекомендую его всем, кто любит сложные и интересные истории с уникальным миром и классными персонажами.
aiursun, 28 июня 2024 г.
Первое пятикнижие прочитал на морально волевых пару раз бросая — все же хвалят, может со мной что-то не то. С шестой книги бросил это читать. Неинтересно. Принцы и принцессы слабо отличимы, описания мест и людей есть но они какие-то блеклые не цепляющие, из битв запомнился только подъем по лестнице.
А недавно почитал из похожего Мартина и Суржикова и понял — со мной все нормально просто данный цикл переоценен. Дальше пойду читать Джордана.
Кстати с ведьмаком похожая история но он все же показался интереснее.
Интересно, те кто ставит 10 и 9 они вообще читали? Или им кто-то посоветовал а прочитать руки не дошили, или ничего другого не читали, или я зажрался...
lennox1the1lion, 26 февраля 2024 г.
Это стоит читать когда уже что-то в фантастике осталось за плечами. После энного фэнтезийного цикла и кучи сай фай опусов попались хроники. Это просто гениально. Идея мироустройства оригинальна до ужаса. Нигде ничего подобного нет и не будет. И с каждой новой книгой эпичность и масштабность только эскалируется. Довольно средняя первая часть, потом вторая, а потом...все только начинается. Герои просто влюбляют в себя. Сюжет закручен просто неимоверно, до конца так и не понимаешь кто главный злодей и какова мотивация. После хроник Корвина непонятно чем ещё может удивить автор...но он это делает и хроники Мерлина просто сносят крышу своим сюжетом и юмором. Это лучшее, что я читал в фантастике
obvilion, 4 мая 2023 г.
Прочитал 2 книги первого пятикнижия. Что тут можно сказать... Это одно из худших произведений из когда-либо читанных мною. И вроде книги коротенькие совсем, что не даёт развернуться автору, но ведь даже не видно, что он этого хочет.
Что ждёт читателя. Повествование ведёт автор от первого лица, в итоге всё время я я я я я я я, иногда непонятно даже что это — литературное произведение или отчёт. Пассажи аля «Я увидел тропу. Я пошёл по ней.». С юмором совсем беда. Боевые действия описаны так, что лучше бы даже не пытались. Хлопнули в ладоши — появилась армия в 100к боевых единиц, потом читаем описание вражеской армии очередной аля «вооружение было весьма разнообразно» (ну там, видимо у кого вилы, у кого бластер, кто-то с вилкой), хлопаем в ладоши и нет армии — выглядит всё как битва роялей в кустах с мыльными пузырями. Зато потом описываем как 1 главный герой с саблей наперевёс 10 человек порубил в капусту, как первого порубил, затем второго, затем третьего и т.д., а потом всё закончилось ничем, потому что гг идиот, решивший взять город группой из 100 боевых единиц — очень занятная игра барана в считалочку. Ну то есть в тех местах, где автор имеет возможность блеснуть знаниями о тактике и вооружении средневекового боя, мы читаем «вооружение весьма разнообразно» (главному герою по книге лет 400, к слову, а уровень знаний вот такой вот), где автору нужна армия, она берётся по щелчку пальцев с численностью совершенно неоправданной просто чтобы раздуть масштаб, не смотря ни на то каким образом армия организована, чем их кормить, откуда корабли / оружие / лошадей и прочее брать, а где надо резко уменьшить масштаб, там и одного гг достаточно. И самое непонятное, а Амбер то зачем нужен главному герою, если он в тенях любой другой мир себе найти может? Автор описал амбиции гг на уровне «моё! хочу!», что в принципе в рамках взглядов военной аристократии в феодальную эпоху, но за этим стояли всякие ништяки сопутствующие, а тут непонятно что, и как ради своих бестолковых амбиций он собирает войска, из доверившихся ему существ, которым просто было сказано «мой брат плохой, мочите его» и они пошли, и устраивает резню за резнёй — какое-то хреновое описание для персонажа, которому следует симпатизировать.
Надутый пафос, надутый масштаб, постоянное притягивание событий за уши, картонные персонажи и диалоги такие же. Этот цикл даже детям рекомендовать не могу, не смотря на то, что дети то подобное съедят, но слишком много хороших книг, чтобы читать такое барахло. Не выдержал я и бросил в конце второй книги, сел читать тут же Веру Камшу «Красное на красном» и после первой же страницы отлегло, тут тебе и аристократы ведущие себя как аристократы и язык литературный и персонажи на людей похожи, местами конечно свои нюансы, но это уже литература, а не отчёт о приключении ряженных манекенов. Хорошие отзывы про цикл слышал ещё лет в 16, но читать не стал, а спустя два десятка лет понял, не зря. Это нельзя назвать литературой в полной мере, сильно уж походит на первые книги начинающего автора, который не удосужился изучить матчасть не только в рамках выбранной тематики, но и по литературной форме.
DaHarms, 21 июля 2023 г.
Желязны со своими Хрониками безвозвратно устарел. Фэнтези жанр ушел далеко вперед и классические произведения на фоне современных писателей выглядят не конкурентно. Ну, то есть, у старой школы есть размах, полёт фантазии, интересные оригинальные миры. И тут Желязны разделывает какого-нибудь Аберкромби, с его банальными, куцыми штамповками как Бог черепаху. Но вот в плане писательского мастерства, профессионализма... Аберкромби на совсем другом уровне, в иной лиге.
ThorLapsy, 12 декабря 2022 г.
Роджера Желязны многие считают мэтром жанра фантастики, поэтому решил и я приобщиться к его самому знаменитому циклу романов. Прочитал все 10 книг «Хроник»(Пятикнижия и Корвина и Мерлина). Ну как прочитал — раза 4 хотел бросить от скуки, но всё же осилил — глубоко в душе теплилась надежда, а вот в конце мэтр удивит чем-то. И если откровенно, то концовки обоих Пятикнижий довольно неплохие, все события разложены по полочкам и подробно объяснены без всяких туманостей, что немаловажно для таких больших произведений. В принципе неплохой сюжет о борьбе Порядка и Хаоса, этакие 2 фэнтэзийных детектива в средневеково-магическом антураже, но все-таки местами скучно читать. Теперь о том что не особо понравилось.
Повествование от первого лица, лично для меня, всегда режет слух. Связка между магическими мира Амбера-Хаоса и бесчисленными тенями-отражением разных реальностей какая-то слишком сумбурная и непонятная. Ещё хуже, имхо, связка с тенью современной Земли — все эти навороты типа сигарет, вискаря, автомобилей, госпиталей, кафешек, адвокатов, университетов ну вообще не вяжутся с средневековьем Амбера и магией Хаоса. Династии и Порядка и Хаоса — это какие-то божества всех теней- паралельных реальностей, им всё даётся слишком просто и без напряжения. Характеры этих божеств, логика их поступков совершенно невнятны. Кстати, два основных первоэлемента этой борьбы Образ(Порядок) и Логрус(Хаос) выписаны как-то запутано и непонятно — типа не вашего ума дело. Постоянные прыжки в разные Тени, места Амбера и Двора Хаоса(особенно во втором Пятикнижии) довольно сильно напрягают. Наискучнейшая часть повествования — путешествия через Тени- слишком затянуто. Есть моменты вообще полной белиберды — сцена бара почти по Льюсу Кэрролу- чисто наркотический угар. Много чего автор надёргал из разных философских учений, по большей части эклектических и особенно эзотеризма- одни карты таро(они же Козыри- этакие телепорты) чего стоят.
Если подвести итог, «Хроники» — довольно средний цикл, временами скучный для чтения на один раз не больше — лично для меня. Непонятно только почему его считают эталоном фантастики-фэнтэзи.
astb, 2 августа 2022 г.
« Хроники Амбера» — знаменитая сага Р. Желязны, яркая книга в жанре фэнтези. Всего в цикл входит десять книг ( Пятикнижие Корвина и Пятикнижие Мерлина), однако читается он легко.
В целом, хроники повествуют о противостоянии Порядка и Хаоса, дворами Амбера и дворами Хаоса , которые в человеческом обличии и представляют понятия хаоса и порядка. Повествование начинается все же с Земли — одним из многих отражений Амбера, Янтарного королевства, единственного « настоящего» мира. Все остальные миры являются лишь тенью Амбера…
Задумка очень интересная, в ней автор вопрошает о вопросах мироздания и законах природы. В какой-то мере силы природы подчиняются упорядоченности , а в какой-то мере есть величина случайности, непредсказуемости, хаоса ( принцип Гейзенберга).
Тени являются проекцией так называемых « параллельных» миров, множественности одной реальности , понятия, применяемого как в философии, так и в физике. Существование параллельных миров , иных миров, анти-мира ( частица и анти-частица) теоретически допускается в физике учеными, включая С. Хокинга, который популяризовал многие важнейшие вопросы астрофизики.
Однако все же нельзя называть романы про Амбер научными, « Хроники Амбера» — самый настоящий фэнтези, Янтарный мир описан средневековым, похожим на раннюю Землю, которая является его проекцией. Принцы и принцессы Амбера могут путешествовать между мирами, однако их больше занимает власть и престолонаследие. Изначально Желязны предполагал изложить историю о девяти принцах Амбера , посвящая главу ( книгу) каждому из них и рассказывая их схватку с точки зрения каждого из принцев, но позже отказался от задумки. В результате, первое пятикнижие повествует о Корвине — принце, мечтающем о престоле, умном, хитром, харизматичном, но не лишенным некоторой морали, чем вызывают симпатию. Принцы могут разговаривать между собой с помощью карт, напоминающих карты таро. Кроме того, можно пройти огненный путь, дабы попасть из Дворов Амбера в его тень. Между собой они фехтуют, так как фехтование признаётся за особый вид искусства. Как и во многих книгах фэнтези, Амбер вышел этакой смесью баллад о средних веках и современного мира. Герои носят мантии, мечи ( особенные) , но также ходят в джинсах на Земле и гоняют машины. В Амбере и некоторых других его проекциях есть мир магии… Каждый из принцев и принцесс особенный, с достоинствами и недостатками. Многих из них отличает также особая любовь к искусству, литературе, поэзии.. В самой книге множество отсылок к различным литературным произведениям, мифам и легендам, являющихся сегодня частью культурного наследия всего человечества.
Корвин и Дейердре говорят между собой на французском. Интересны также и другие женские героини, как Дара и Фиона.
Многие из взглядов Корвина на жизнь изложены в его диалоге с Вороном, которого он в конце съел. Диалог все же вышел замечательным, необычным , запоминающимся моментом книги.
Пятикнижие Мерлина все же более блеклое, уступающее повествованию Корвина в новизне, оригинальности, характере. В нем подробно описываются Дворы Хаоса, к которым Мерлин себя также соотносит. Повествуется противостояние Амбера и Хаоса, стремление Хаоса поглотить Амбер, и Амбера уничтожить Хаос, в общем-то на протяжении всей саги многие из персонажей заняты непонятно чем, словно стремясь уничтожить один другого. Рассказ ведёт уже Мерлин, стремящийся глубже познать магию и клубок событий вокруг него, окружающих его людей, а также два мира — Амбер и Хаос, которые он и соединяет.
« Хроника Амбера» — самое блестящее произведение Р. Желязны, и одно из эпичных произведений жанра фэнтези. Экранизации его пока что нет, поскольку и сам Желязны запретил его к экранизации , да и задумка книги со множеством героев и сюжетов может затеряться, упроститься в визуализации. Пока что остаётся лишь читать его.
P. S. Придерживаюсь мнения, что можно читать в любом возрасте, особенно же интересны хроники все же могут быть в юношеском возрасте.
Блог Переплёт, 31 августа 2022 г.
Такой необычной Вселенной, над созданием которой Желязны трудился практически всю свою писательскую карьеру, не создавал никто. Да и невозможно создать такую же Вселенную, так как все миры, которые только могут быть созданы, придуманы и сотворены, уже существуют в Отражениях Амбера, который придумал Желязны.
Да, даже наша Земля – отражение Амбера. И Вестерос с семью королевствами – по сути, тоже. И любая далекая-далекая Галактика… Вот так, без четкой карты мира и указания направления писатель поставил и реальный, и выдуманные миры в один ряд. В одну строку своего романа. В одно Отражение своей фантазии.
Хотели бы сесть в машину и поехать, умея силой мысли менять реальность? Вот за углом, стоит только повернуть, над головой пролетает птеродактиль вместо самолета. А сейчас, за магазином, надо быть аккуратнее, чтобы не завязнуть в болоте. Заправиться надо бы – заезжайте прямо в ворота средневекового замка, где обрюзгший хозяин таверны зальет полный бак из ржавой колонки. А потом придется идти пешком, потому что в этом Отражении пары бензина уже не детонируют.
«Куда направляетесь, уважаемый? В Амбер? Но в нашем мире нет такого места. А за ближайшим лесом что за башни, чей там замок? Ах, Оберона, короля Янтарного королевства…»
Но король пропал, трон пуст и полусумасшедший архитектор рисует на полу новые линии Огненного Лабиринта, который может как стереть вашу память, так и открыть Путь в новые Отражения. Он отведет вас на морское дно в Ребму или в город Тир-на ног’т, по улицам которого ходят призрачные кошки. А может и отправить во Владения Хаоса, на встречу со Змеем. И это не самая главная проблема. Будьте осторожны и бдительны, опасность исходит со всех сторон, ваши братья и сестры могущественны и хитры.
Готовы отправиться на поиски Короля и своей судьбы вместе с главным героем первого пятикнижья – принцем Корвином и его сыном Мерлином, идущим по стопам отца в следующих пяти томах?
Так чего же ждать? В мирах, где нет только одного – слова «невозможно» — возможно все. В одну руку Колоду Карт, во вторую – Грейсвандир и делайте первый шаг на долгий и необычный Путь по Отражениям Королевства Роджера Желязны. Перед вами – великолепная Вселенная, в которой существуют всевозможные миры. Нет карты, нет направлений. Есть только Отражения и власть над ними. Власть, за которую надо сражаться.
*** Пару минусов циклу можно поставить только на недостаточно чёткую проработку мотивов некоторых персонажей (власть ради власти, зло ради зла и тому подобное), а также за затянутость последних романов второго пятикнижья. Что я и сделал. 8, а не 10.
Нескорений, 3 июня 2022 г.
Мир Янтарного королевства занимает отдельное место в зале славы фэнтези по праву. Здесь нет подробных детализированных описаний каждого вздоха героев, нет сложного пантеона божеств и системы магии, сведённой в отдельную паранаучную дисциплину. Здесь есть главное — ощущение того, что этот мир живет собственной жизнью, для уяснения принципов того, как здесь всё устроено хватит 15-и минут, может и меньше. Здесь есть дух приключений и исследования неведомых миров, могущественные артефакты, симпатичные герои, а плюсом ко всему — целый клубок хитросплетенных интриг, которых читателю хватает на 10 романов основного цикла. При первом приближении мне казалось, что Хроники Корвина выглядят полностью завершенной «вещью в себе», и не требуют продолжений. Перечитав их во второй раз и погрузившись в Хроники Мерлина, я понял, что и второе пятикнижие необходимо — для создания равновесия, ещё более глубинного погружения в эту вселенную.
Автор предлагает нам свою версию теории мультиверсума. Если убрать декорации и костюмы, а для путешествия по Теням придать героям некий прибор, вместо сверхъестественных способностей, то вполне можно воспринимать всё происходящее, как фантастику, а не сказочное фэнтези. Да и вообще, мы прекрасно помним, что любая магия — это ещё не известная нам технология более высокого порядка. Те же магические карты можно легко воспринимать в качестве смартфонов нового поколения, где добавлена функция передатчика материи. Кровь Амбера, позволяющая её носителям перемещаться в параллельные реальности, вполне может быть генетически измененной ДНК, со встроенным наноустройством, имеющим интерфейс беспроводной связи с искусственным интеллектом Огненного пути или Логруса Хаоса, являющихся сверхразумными существами. Всё это можно домыслить, понять и наблюдать, как всё работает на практике.
В основе физической вселенной здесь зашита некая матрица, упорядочивающая реальность — автор называет её Огненным путем. Однако до появления этой матрицы существовал Логрус, на основе которого функционировала реальность Владений Хаоса, эти два основообразующих принципа, хоть и конкурируют, но не являются взаимоисключающими. Вполне можно связываться и оперировать силами, как Логруса, так и Огненного пути одновременно, что показано на примере Мерлина. Если верить Дж.Г. Бетанкуру, то до появления Логруса, существовала ещё некая матрица Кейе, вокруг которой сформировалась древняя раса фейнимов, некогда победивших лордов Хаоса в продолжительном военном конфликте. Логически продолжив этот ряд, можно придти к заключению, что и до появления Кейе с фейнимами существовало нечто — получается такая «матрёшка», когда одна вселенная порождает следующую, но не гибнет в процессе, а продолжает существовать дальше.
Логрус, Путь и иже с ними можно фигурально сравнить с сигнальными маяками, отбрасывающими Тени в бескрайнем океане бытия. То что они не существовали всегда, от начала времен — факт. Путь был начерчен Дворкиным, бывшим лордом Хаоса, отцом Оберона и дедом Корвина. Дворкин, являя собой типаж безумного учёного, по факту создал, изобрел Огненный путь, как новую матрицу вселенной, воспользовавшись источником энергии, содержавшейся в Судном камне — древнем артефакте, который существовал ещё до появления хаотического Логруса, более того, из всего получается, что и Логрус был некогда создан, благодаря этому Судному камню. В Хрониках Мерлина Логрус сам заявляет свои права на этот артефакт, который некогда был украден у него Единорогом и передан Дворкину. Более того, Мерлин собственноручно создает искусственный интеллект Призрачное колесо, который по силе уже мало чем уступает Пути и может сам стать источником Теней.
Таким образом, автор представляет своих героев, как Творцов универсума, носителей позитивного порождающего начала. Дворкин создает Огненный путь, Корвин прочерчивает свой собственный Путь, спасая мир от наступления Хаоса, Мерлин изобретает и строит Призрачное колесо. Если убрать шелуху, то перед нами предстанет мифологический архетип Прометея, укравшего у богов огонь и передавшего его людям. Однако из мифа мы не знаем, так ли альтруистичны были намерения того самого Прометея или же у него были собственные цели и задачи. Сам по себе образ Прометея очень близок люциферианскому принципу. Учитывая то, что Владения Хаоса по Желязны — это такая обитель зла, населенная всякими монстрами, то Дворкин, похищающий из Хаоса Судный камень и тем самым становящийся аналогом Прометея-Люцифера, разрушает колонны дворца Демиурга, который держит в плену целую вселенную, которую олицетворяют собой Тени.
При первом приближении перед нами предстает классическое противостояние добра со злом, порядка и хаоса. Если бы это было так, то всё было бы однобоко, скучно и неинтересно. Автор показал нам в своих Хрониках лишь эпизод из общего полотна, противостояние архетипов Змея и Единорога, проведя аналогию с шахматной партией, которую ведут некие великие неизвестные. Совсем необязательно представлять себе шахматную доску в виде 2D-поверхности, с тем же успехом доска может быть многомерной, раскрываясь во многих измерениях. Добавлять в эту игру новые грани, стороны, новых игроков можно до бесконечности. Автор не дает нам готовой картины, где все разжёвано до мелочей, но лишь предоставляет ключи, используя которые можно отыскать свой путь среди множества ложных, уводящих в зеркальный коридор обманчивых образов и отражений, затерявшись в котором можно бродить в неведении до самого скончания века.
gavv, 12 декабря 2021 г.
Я не особый поклонник фэнтези, но Властелин колец и Песню льда и пламени читал несколько раз и считаю шедеврами. Иногда пытаюсь и другие известные произведения оценить. Ну вот прочёл Хроники. Мир совершенно не раскрыт. Да, задумка оригинальная, но сам Амбер практически не прописан . В чем вообще его великолепие? Обычный средневековый унылый город. Ради чего вообще идёт борьба за власть не понятно. Что даёт трон Амбера? Да ничего, в общем, свыше того, что может получить любой из них в Тени . Поэтому мотивация героев непонятна. Герои и их характеры не раскрыты вообще. Отличить одного принца от другого не возможно, как и принцесс друг от друга. Половину принцев убрать, и ничего не будет потеряно, а принцесс всех — то же самое. Только более менее Корвин, так как от его лица идёт повествование. Затянуто, хотя сюжет вроде цепляет . Второе Пятикнижие даже больше понравилось. Там хоть нормальная любовная линия, персонажи и их мотивы не такие плоские. Наверное, автор уже набил руку к 6й книге и понял, что не только о пыщ пыщ и бах бах писать нужно . Но тоже зануто. Дочитал на морально волевых.