Единственный роман, который можно сравнить с «La force mystérieuse/Таинственная сила», это «Le peril bleu/Синяя угроза» (1910) Мориса Ренара/Maurice Renard. Этот роман отличает прежде всего оригинальная тематика, а также общая конструкция, в которой описания и объяснения представленных загадочных явлений и событий хорошо увязываются с атмосферой таинственности и угрозы (или даже детективной загадки) и поддерживаются острым сюжетом.
Ренар не воспаряет в некий «иной мир», ограничивает себя нашим миром, в котором происходит сенсационное открытие нового вида разумных существ. Люди для этих существ – нечто неизведанное, аналогично тому, как для нас – обитатели не исследованных океанских глубин, а океан – земная атмосфера, из которой они поначалу «вылавливают» единичных особей (…) чтобы затем предпринять погружение в специальном аппарате, соответствующем нашей подводной лодке (…)
Загадочные и трагические события, сказывающиеся на судьбах тысяч людей, живущих на затронутой таинственной бедой территории, вырастают из детективной загадки до размеров катаклизма и становятся повсеместно известными, обретая «историческое» значение. Этот факт иллюстрируется многочисленными фрагментами «газетных сообщений».
Использованный в этом романе (как, впрочем, и в других произведениях М. Ренара, например – в романе «Les mains d’Orlaс/Руки Орлака», опубликованном в 1920 году <и получившем всемирную известность благодаря экранизации>) элемент детективной загадки вообще-то типичен для ранней SF (…)
В истории французской научной фантастики особое место занимает Жозеф-Анри Бëкс/Joseph-Henri Boex, один из первых членов, а затем президент Гонкуровской академии, публиковавший свои произведения первоначально под псевдонимом Ж.-А. Рони/J.-H. Rosny, а позже как Ж.-А. Рони-старший/J.-H. Rosny Aîné (…) Его произведения характеризуются особой оригинальностью и вносят в литературу SF совершенно новые и весьма существенные элементы (…) Он, несомненно, значительно опередил свою эпоху, в течении многих лет занимая по значению второе после Уэллса место среди писателей SF. Существует даже мнение, что именно Рони-старший положил начало настоящей научной фантастике, поскольку он, в отличие от прочих авторов, не занимался единственно «необыкновенными изобретениями», не ограничивался достижениями современной ему науки и очерченной ими действительности, но создал совершенно новый раздел фантастики, который в целом можно определить как: новые формы жизни, новые «миры», новая наука.
Он показал себя выдающимся автором SF уже в 1887 году, когда вышли из печати его знаменитые «Les Xipéhuz/Ксипехузы». В этом произведении события разворачиваются в далеком прошлом, когда люди древности вступают в драматическую, но победоносную борьбу с невероятными существами, представителями иной, непонятной, формы жизни, которые угрожают самому существованию человеческого рода.
Другой шедевр Рони-старшего, в котором он описывает новую форму «минеральной жизни», это роман «La Mort de là Terre/Гибель Земли», опубликованный в 1910 году. На полностью обезвоженной Земле судьба человеческого рода судьба человеческого рода близится к свершению и наступает момент, когда его место займут «les ferromagnétaux/ферромагнетики» (…)
Подобная тематика затрагивается также в романе «Les navigateurs de l’Infini/Навигаторы бесконечности» (1925), продолжение которого «Les Astronautes/Астронавты» было опубликовано только в 1960 году.
Помимо прошлого, будущего или иной планеты Рони-старший помещает также «другие» формы жизни в земном настоящем и в «параллельном мире» («Un autre monde/Иной мир», «Dans le monde des Variants/В мире вариантов»). В свою очередь, в ряде рассказов он представляет читателю необычные, неизвестные «виды» животных и растений, обнаруженные героями этих произведений в неисследованных регионах Земли (например, «Nymphhée/Нимфея», 1893; «Les profonders de Kyamo/Глубины Кийамо», 1896).
Особенно необычен и оригинален растительный и животный мир, открытый в глухом уголке Африки героями романа «L’étonnant voyage de Hareton Ironcastle/Удивительное путешествие Гертона Айронкастля», опубликованного в 1922 году.
Особое место в творчестве Рони-старшего занимают произведения, в которых он описывает доисторических людей и животных (…) Из шести его книг такого типа наиболее известен роман «Le guerre du feu/Борьба за огонь» (1909),
а хронологически первым был роман «Vamireh/Вамирэх» (1892).
Наряду с «доисторическими романами», где действие разворачивается в далеком прошлом, в ряде произведений он описывает случайное открытие доисторических людей, живущих ныне. Это, например, «Le voyage/Путешествие» (1900); «Le trésor dans la neige/Сокровище снегов» (1922), где появляется «затерянный мир», укрытый среди полярных льдов.
Рони-старший касается в своих произведениях также нескольких других тем, из которых самая оригинальная – «болезнь света» из романа «La force mystérieuse/Таинственная сила» (1913).
В нем описывается ряд сменяющих друг друга необычных явлений, происходящих на земном шаре, а также связанные с этим приключения и переживания героев, решающих, впрочем, эту особую научную загадку. Это решение сводится к осознанию того факта, что наша планета столкнулась с фрагментом иной вселенной, совершенно чуждой нашей.
Наряду с более или менее явными последователями Жюля Верна, такими как Андре Лори (Паскаль Груссе), Жорж Ле Фор, Анри де Графиньи, Поль д’Ивуа, наибольшей популярностью в начале XX века пользовался также Жан де Ла Ир/Jean de La Hire.
И если, например, Поль д’Ивуа прежде всего преумножал в своих романах «необыкновенные изобретения», то в романах Жана де Ла Ира доминирующую роль играли необыкновенные приключения их героев, а наука и техника подчинялись <соперничавшим> силам Добра и Зла. Следует отметить тот факт, что он сотворил образ <возможно первого в истории SF> «супермена», Никталопа, описав его в ряде своих романов (…)
В начале XX века публикуются также многочисленные приключенческие произведения Гюстава Ле Ружа/Gustave Le Rouge, из которых наибольшую известность получили «Le prisonnier de la planete Mars/Узник на Марсе» (1908) и «La guerre des vampires/Война вампиров» (1909), а также четырехтомный роман «La conspiration des milliards/Заговор миллиардеров», где описана попытка захвата власти над миром организацией, возглавляемой великим оккультистом.
В противоположность большинству современных ему авторов, Гюстав Ле Руж лишь в малой степени обращается к достижениям науки и техники, стремясь прежде всего к созданию атмосферы необычайности и таинственности, доминирующей над логическими построениями (столь существенными, например, у М. Ренара), а вместо четкого и объективного описания, характерного для Жюля Верна, вводит в свои произведения элемент лирического раздумья или беспокойства. Благодаря этому роман ««Le prisonnier de la planete Mars» иногда считают одним из первых текстов «science fantasy» во французской фантастической литературе.
Значительная часть опубликованных текстов связана с понятием «необыкновенных путешествий», а непосредственным источником вдохновения – независимо от более ранних традиций – послужили их авторам романы Жюля Верна/Jules Verne. К характерным особенностям этих последних относится связь заранее намеченных познавательной и образовательной функции с показом различных частей света, стран, неисследованных уголков земного шара (в том числе внутренней его части и ближайшего космического окружения) (…) Верн увлеченно интересуется своей эпохой и ее возможностями в области не только необычных технических достижений, но и широкомасштабных предприятий промышленного или социального характера. Однако хотя он по-прежнему верит в могущество науки, его оптимизм не остается непоколебимым. Наука может составить угрозу, стать орудием Зла, что было показано им еще в 1879 году в романе «Les cinq cents millions de la Bégum/Пятьсот миллионов бегумы» и с тех пор <в его творчестве> оптимистический образ научно-технического прогресса все чаще уступает место пессимистическим мотивам.
Если в 1886 году главный герой романа «Robur le Conquérant/Робур-завоеватель» показан как конструктор великолепного «Альбатроса»,
то в 1904 году он уже является воплощением Зла, как «Maître du Monde/Властелин мира» (…)
Однако наиболее, пожалуй, пессимистичным и вместе с тем одним из самых оригинальных произведений Верна является «L’Eternel Adam/Вечный Адам» (1910), где показана бесцельность усилий человека, взбирающегося по ступеням лестницы цивилизационного развития.
Высказанная в этом произведении гипотеза о цикличности развития цивилизации апеллирует как к катастрофизму Ж. Кювье, так и к эволюционизму Ламарка и теории Дарвина, не нашедшей еще <к тому времени> всеобщего признания во Франции (впрочем, Верн уже ранее обращался к эволюционной теории – в романе «Le village aerien/Воздушная деревня», написанном в 1901 году) (…)
«L’Eternel Adam/Вечный Адам» -- пример «антисипасьон», которое в его творчестве, если оставить в стороне «грядущие» устройства и изобретения, можно усмотреть только в «La Journée d’un journaliste américain en 2889/Путешествие американского журналиста в 2889 год» (поскольку «Amiens en l’an 2000/Амьен в 2000 году» -- это не более чем урбанистическая утопическая зарисовка).
Это произведение, впервые опубликованное в 1889 году американским журналом «Forum», характеризуется сходством как представленных идей, так и способа их представления с произведениями Альбера Робиды/Albert Robida, в особенности с его книгой «Le vingtième siècle/XX век», вышедшей в свет в 1883 году. Верн описывает мир далекого будущего, наполненный «чудесами техники», но при всем при этом во многих отношениях идентичный реальному миру автора (подобно XX веку Робиды) (…)
Альбер Робида – прежде всего «специализированный» автор «антисипасьон», в которых он показывает относительно недалекое будущее.
Наряду с «Le vingtième siècle/XX век» к наиболее известным его произведениям относятся «La vie eléctrique/Электрическая жизнь» (1891 – 1892),
а также «A guerre au vingtième siècle/Война в XX веке» (1883) и «L’ingénieuir von Satanas/Инженер фон Сатана» (1919), в которых он поднимает военную тему, к которой, впрочем, часто обращались и другие авторы рассматриваемого периода.
Робиде принадлежит также довольно интересный помысел обращения времени вспять, который он использовал в романе «L’horloge des siècles/Часы веков», изданном в 1902 году.
Он также снискал себе большую популярность как художник, иллюстратор SF-произведений, и как автор так называемых «романов в картинках», которые можно рассматривать в качестве зачаточной формы комикса (…)
Жюль Верн также использовал свои «необыкновенные изобретения» для воздействия на лишь нескольких связанных с ними людей, которые вместе с читателем познают истину (…) Примером такого рода «mervilleux scientifique» может служить роман «Le secret de Wilhelm Storitz/Тайна Вильгельма Шторица», в котором Верн поднимает тему невидимости, сталкивая жителей венгерского городка XVIII века с необычными явлениями, которые легко принять за демонстрацию колдовской силы.
Нечто подобное происходит и в романе «Le Château de Carpathes/Замок в Карпатах» (1892). И в том и в другом произведении развивается также тема любви, вынужденной преодолевать значительные препятствия, а в центре событий стоит женщина, что для Жюля Верна весьма необычно.
Опять же следует заметить, что составленный пани Барбарой список серий далеко не полон. Их было гораздо больше. Например, наряду с серией «VOYAGES EXTRAORDINARIES», существовала серия с похожим названием «VOYAGES EXCENTRIQUES», также посвященная творчеству одного писателя. Только писателем этим был не Жюль Верн, а Поль д’Ивуа/Paul d’Ivoi.
В более поздних выпусках серии «LES ROMANS D’AVENTURES» печатались произведения не только Жана де Ля Ира, но и других писателей. Что интересно, серия с очень похожим названием «LE ROMAN D’AVENTURES» (буквочка разницы) принадлежала издательству "Mericant".
Издательство «Tallandier» наряду с серией «BIBLIOTHÉQUE DES GRANDES AVENTURES» выпускало также серию «GRANDES AVENTURES VOYAGES EXCENTRIQUES».
Здесь надо сказать, что это издательство не скупилось на серии. Вот еще одна его серия -- «A TRAVERS L’UNIVERS ».
И еще две – «LE LIVRE D’AVENTURES» и «LE DISQUE ROUGE».
И еще серия.
Издательство «Fayard» кроме названной имело еще несколько серий, в том числе серию «L’AVENTURE»
И серию «LE LIVRE POPULAIRE»
Ну и, разумеется, даже дополненный список на полноту все еще не претендует.