ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ (Fantastyka 10/49, 1986) (ч.10)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ (Fantastyka 10/49, 1986) (ч.10)

Статья написана 29 августа 2015 г. 09:34

Значительная часть опубликованных текстов связана с понятием «необыкновенных путешествий», а непосредственным источником вдохновения – независимо от более ранних традиций – послужили их авторам романы Жюля Верна/Jules Verne. К характерным особенностям этих последних относится связь заранее намеченных познавательной и образовательной функции с показом различных частей света, стран, неисследованных уголков земного шара (в том числе внутренней его части и ближайшего космического окружения) (…) Верн увлеченно интересуется своей эпохой и ее возможностями в области не только необычных технических достижений, но и широкомасштабных предприятий промышленного или социального характера. Однако хотя он по-прежнему верит в могущество науки, его оптимизм не остается непоколебимым. Наука может составить угрозу, стать орудием Зла, что было показано им еще в 1879 году в романе «Les cinq cents millions de la Bégum/Пятьсот миллионов бегумы» и с тех пор <в его творчестве> оптимистический образ научно-технического прогресса все чаще уступает место пессимистическим мотивам.

Если в 1886 году главный герой романа «Robur le Conquérant/Робур-завоеватель» показан как конструктор великолепного «Альбатроса»,

то в 1904 году он уже является воплощением Зла, как «Maître du Monde/Властелин мира» (…)

Однако наиболее, пожалуй, пессимистичным и вместе с тем одним из самых оригинальных произведений Верна является  «L’Eternel Adam/Вечный Адам» (1910), где показана бесцельность усилий человека, взбирающегося по ступеням лестницы цивилизационного развития.

Высказанная в этом произведении гипотеза о цикличности развития цивилизации апеллирует как к катастрофизму Ж. Кювье, так и к эволюционизму Ламарка и теории Дарвина, не нашедшей еще <к тому времени> всеобщего признания во Франции (впрочем, Верн уже ранее обращался к эволюционной теории – в романе «Le village aerien/Воздушная деревня», написанном в 1901 году) (…)

«L’Eternel Adam/Вечный Адам» -- пример «антисипасьон», которое в его творчестве, если оставить в стороне «грядущие» устройства и изобретения, можно усмотреть только в «La Journée d’un journaliste américain en 2889/Путешествие американского журналиста в 2889 год» (поскольку «Amiens en l’an 2000/Амьен в 2000 году» -- это не более чем урбанистическая утопическая зарисовка).

Это произведение, впервые опубликованное в 1889 году американским журналом «Forum», характеризуется сходством как представленных идей, так и способа их представления с произведениями Альбера Робиды/Albert Robida, в особенности с его книгой «Le vingtième siècle/XX век», вышедшей в свет в 1883 году. Верн описывает мир далекого будущего, наполненный «чудесами техники», но при всем при этом во многих отношениях идентичный реальному миру автора (подобно XX веку Робиды) (…)

Альбер Робида – прежде всего «специализированный» автор «антисипасьон», в которых он показывает относительно недалекое будущее.

Наряду с «Le vingtième siècle/XX век» к наиболее известным его произведениям относятся «La vie eléctrique/Электрическая жизнь» (1891 – 1892),

а также «A guerre au vingtième siècle/Война в XX веке» (1883) и «L’ingénieuir von Satanas/Инженер фон Сатана» (1919), в которых он поднимает военную тему, к которой, впрочем, часто обращались и другие авторы рассматриваемого периода.

Робиде принадлежит также довольно интересный помысел обращения времени вспять, который он использовал в романе «L’horloge des siècles/Часы веков», изданном в 1902 году.

Он также снискал себе большую популярность как художник, иллюстратор SF-произведений, и как автор так называемых «романов в картинках», которые можно рассматривать в качестве зачаточной формы комикса (…)

Жюль Верн также использовал свои «необыкновенные изобретения» для воздействия на лишь нескольких связанных с ними людей, которые вместе с читателем познают истину (…) Примером такого рода «mervilleux scientifique» может служить роман «Le secret de Wilhelm Storitz/Тайна Вильгельма Шторица», в котором Верн поднимает тему невидимости, сталкивая жителей венгерского городка XVIII века с необычными явлениями, которые легко принять за демонстрацию колдовской силы.

Нечто подобное происходит и в романе «Le Château de Carpathes/Замок в Карпатах» (1892). И в том и в другом произведении развивается также тема любви, вынужденной преодолевать значительные препятствия, а в центре событий стоит женщина, что для Жюля Верна весьма необычно.

(Продолжение следует)





332
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 августа 2015 г. 10:48
Спасибо. Ваша колонка — глоток свежего воздуха в форуме торгашей и тяжело больных графоманов по большей части.
Ваш обзор французской фантастики в картинках подтверждает старую истину: пионерами НФ были французы. Англосаксы же всего лишь подражатели.


⇑ Наверх