1. Читатели в своих письмах хвалят опубликованный в журнале роман О.С. Карда«Игра Эндера», спорят с напечатанной в июньском номере «Новой Фантастыки» критикой творчества А. и Б. Стругацких. Приведена также выдержка из письма Адама Висьневского-Снерга, в котором он благодарит автора рецензии на его книгу о единой теории времени и пространства (“Nowa Fantastyka” № 2/1991) за профессиональную критику представленных в книге взглядов (стр. 2).
2. Рассказ английского писателя Ричарда Каупера/Richard Cowper, который называется в оригинале «A Matter of No Greath Significance» (1985, ”The Magazine of Fantasy and Science Fiction”, Dec.) перевел на польский язык под названием «Nic ważnego/Ничего важного» АРКАДИУШ НАКОНЕЧНИК/Arkadiusz Nakoniecznik (стр. 3-5). Иллюстрации СЛАВОМИРА РОГОВСКОГО/Sławomir Rogowski.
Научно-исследовательская экспедиция космитов, завершая свою работу на Земле, готовится покинуть планету. Остается принять на борт корабля последнюю группу полевых исследователей, которая уже стремится к месту воссоединения с коллегами, используя кое-какие местные транспортные средства. Чтобы не бросаться в глаза обитателям планетных поселений, они, разумеется, носят камуфляж и отзываются на принятые в данной местности имена. Их зовут Мельхиор, Каспар и Бал-Хазар, путь их лежит с востока на запад, мимо небольшого городка Вифлеем…
Читатели журнала уже имели возможность ознакомиться с одним из рассказов писателя (см. “Nowa Fantastyka”, октябрь 1990). Рассказ «A Matter…» переводился на итальянский язык, перевода на русский язык нет. Его карточка (скорее заготовка карточки) находится здесь Биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБа пока нет, но почитать о писателе можно в этом блоге, пройдя по тэгу «Каупер Р.».
3. Рассказ американской писательницы Деборы Вессел/Deborah Wessel, который называется в оригинале «As We Forgive Those Who Trespass Against Us» (1989, “Isaac Asimov’s Science Fiction Magazine”, Sept.), перевела на польский язык под названием «Jako i my odpuszczamy naszym winowajcom/Как и мы прощаем провинившихся перед нами» АННА КОШУР/Anna Koszur (стр. 6-10). Иллюстрации БЕАТЫ НЫЧАЙ/Beata Nyczaj. Главный герой рассказа – католический священник, от которого требуется казалось бы не столь лишь и многое -- всего лишь неукоснительное следование провозглашаемым им от имени Всевышнего принципам… Это вторая публикация писательницы в нашем журнале. Первую см. «Nowa Fantastyka», № 3/1991.
Перевода рассказа «As We Furgive…» на русский язык пока нет. Карточка оригинального текста находится здесь Биобиблиографии автора на сайте ФАНТЛАБ нет, но о писательнице можно почитать в этом блоге, пройдя по тэгу «Вессел Д.».
4. Рассказ (американского?) писателя Дэвида Вейнера/David Weiner, который называется в оригинале «The Chaparral/Чапарель» (1983, ”The Magazine of Fantasy and Science Fiction”, Nov.)
перевела на польский язык под названием «Zagajnik druidów/Роща друидов» ИОЛАНТА ТИППЕ/Jolanta Tippe (стр. 11-16, 25-26) Иллюстрации ПЕТРА ГЕРАСИНЬСКОГО/Piotr Gierasinski. В заросшем колючим кустарником каньоне Топанга, рядом с небольшим поселением, творится нечто неладное, в чем, возможно, виновны члены угнездившейся неподалеку религиозной секты… К сожалению, об авторе кроме фамилии ничего более не известно. Карточки рассказа на сайте ФАНТЛАБ нет.
5. Роман американского писателя Алгиса Будриса/Algis Budrys, который в оригинале называется «Rogue Moon» (1960), перевел на польский язык под названием «Ten cholerny Księżyc/Эта чертова (злая, проказница) Луна» ЛЕХ ЕНЧМЫК/Lech Jęnczmyk (стр. 27-42). Иллюстрации КШИШТОФА ГАВРОНКЕВИЧА/Rrzysztof Gawronkiewicz. В номере публикуется вторая часть перевода романа.
О писателе можно почитать в этом блоге, если пройти по тэгу «Будрис А.».
Декабрьский номер 1991 года (18-й «Новой Фантастыки» и 111-й, если считать ab ovo), делают те же (см. № 9/1991 журнала) люди. В списке постоянных сотрудников перечислены все те же Адам Холлянек/Adam Hollanek, Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik, Анджей Невядовский/Andrzej Niewiadowski, Яцек Родек/Jacek Rodek, Дарослав Ежи Торунь/Darosław Jerzy Toruń, а также Karburator, Kunktator, Negocjator, Predator, Sekator и Wibrator. Тираж – 100 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа испанского художника ЛУИСА РОЙО/Luis Royo. Внутренняя сторона передней обложки занята рекламой романа О.С.Карда «Игра Эндера». В «Галерее» в этом номере показаны фантасмагорические, лунатические и сюрреалистические альтернативные миры в представлении знаменитых европейских художников: АЛЬБЕРА БЕЛАСКО/Albert Belasco (стр. 17), ИЕРОНИМА БОСХА/Heronymus Bosch (стр. 18), ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДИ/Giuseppe Arcimboldi (стр. 19), ПОЛЯ ДЕЛЬВО/Paul Delvaux, РЕНЕ МАГРИТТА/Rene Magritt и ИВА ТАНГЮИ/Ives Tanguy (стр. 20), МАКСА ЭРНЕСТА/Max Ernest и ХУАНА МИРО (стр. 21), САЛЬВАДОРА ДАЛИ/Salvador Dali (стр. 22), РУДОЛЬФА ХАУЗНЕРА/Rudolf Hausner (стр. 23), ВОЙТЕКА СЮДМАКА/Wojtek Siudmak и вновь АЛЬБЕРА БЕЛАСКО (стр. 24). Показ миров сопровождается небольшой статьей Анджея Бжезицкого/Andrzej Brzezicki и выдержками из стихов Рейнера Марии Рильке и Гельдерлина. На внутренней стороне задней обложки размещена реклама нового польского журнала комиксов «CDN». На внешней стороне задней обложки напечатана реклама никоим вроде боком к фантастике не прикасающейся фирмы «SANYO».
Содержание номера следующее.
Czytelnicy i “Fantastyka”
Listy 2
Opowiadania i nowele
Richard Cowper Nic dobrego 3
Deborah Wessel Jako i my odpuszczamy naszym winowajcom 6
Dawid Wejner Zagajnik druidów 11
Powieść
Algis Budrys Ten cholerny Księżyc (2) 25
Z polskiej fantastyki
Emma Popik Terminal 43
Jacek Dukaj Książę mroku musi umrzeć 50
Film i fantastyka
Terminator 2 57
Krytyka
Andrzej NiewiadowskiSłownik polskich autorów fantastyki 65
Macej ParowskiWiedźmin Geralt jako podróżnik w czasie 66
16. Пропущенный материал. В рубрике «НФ в мире» на стр. 80 напечатана небольшая заметка Валентины Дворак/Walentyna Dworak, которая называется:
ОЛЕСЬ БЕРДНИК ЖИВ
(Ołeś Berdnyk żyje)
Украинский писатель и диссидент Олесь Бердник известен польским читателям лишь по роману «Puchar Amrity/Чаша Амрiти» (PAX, Warszawa, 1971).
Готовился, правда, к изданию в Польше и даже уже был отпечатан и второй его фантастический роман – «Gwiezdny korsarz/Зоряний корсар» -- но как раз в тот момент Бердник впал в опалу у тогдашнего Генсека Брежнева, и Польша вынуждена была – по приказу из Москвы – пустить под нож весь готовый тираж.
Кружат легенды, что несколько экземпляров сумели вынести типографские работники, что существует машинописный экземпляр перевода… Однако пока что этой книги у нас нет.
Олесь Бердник родился 25 ноября 1927 года (так в тексте. Правильно 27. 11. 1926 [по документам 25. 12. 1926]. W. ). Он подростком участвовал в Великой Отечественной войне, то есть в последнем этапе Второй мировой войны. После войны учился в Театральной студии при Театре имени Ивана Франко в Киеве. За диссидентскую деятельность был сослан на крайний Север, а затем в степи Казахстана, где до сих пор живет много поляков и украинцев. В Польше ходил упорный слух о том, что Бердник погиб при таинственных обстоятельствах.
Олесь Бердник дебютировал в 1947 году в периодической печати. Его дебютной книгой был сборник рассказов «Поза часом и простором/Вне времени и пространства», изданный в 1957 году. Пятью годами позже вышел из печати его сборник рассказов для детей «Марсiанськi “зайцi”/Марсианские “зайцы”» (1962).
В течение этого пятилетия были опубликованы также несколько романов и повестей Бердника (в том числе в переводе на русский язык. W.), из чего следовало, что его писательская деятельность находила одобрение у тогдашнего «украиниста» Хрущова.
В последующие годы вышли из печати еще несколько книг писателя.
Его «звезда» закатилась тогда, когда оказалась недостаточно красной, а скорее желто-голубой. Тем самым Бердник как писатель был обречен на забвение, и лишь перестройка вернула ему расположение <власти предержащей>.
В 1988 году был опубликован первый после долгого перерыва роман Бердника «Вогнесмiх/Огнесмех» -- одновременно на русском и украинском языках (так в тексте. Однако русское издание книги вроде бы не подтверждается другими источниками информации. W.) Книгу напечатало издательство «Радянський письменник» в Киеве. Это новейшее пространное произведение, которое сам автор называет романом-феерией, соотносится с творчеством известного фантаста Александра Грина.
Журналист Грыц Гук встречает в горах Кавказа странного юношу, который овладел способностью генетического усовершенствования. Благодаря этой встрече, журналист принимает участие в невероятных приключениях и событиях. Герои книги – старик-крестьянин Васыль Гук и его сыновья: космонавт, кибернетик и почвовед, а также дочери: биолог и учительница – сострадают судьбе родной природы, будущему любимой земли (экологический мотив!). Фантастические события и приключения переплетаются в книге с современными реалиями.
Сегодня Олесь Бердник известен на Украине не только как писатель, но и как общественно-политический деятель. Он, хоть и живет под Киевом на «хуторе» Гребени, весьма активен в этой области.
8. В замечательном «Словаре польских авторов фантастики»Анджея Невядовского размещена персоналия Виктора Жвикевича/Żwikiewicz Wiktor (род. 1950) – геодезиста, литератора, графика (стр. 67). Здесь же, в подрубрике «Пожелтевшие страницы», напечатан отрывок из романа Виктора Жвикевича «Имаго» (Wiktor Żwikiewicz “Imago”, t. 1. KAW, Katowice, 1985). Иллюстрация ВИКТОРА ЖВИКЕВИЧА/Wiktor Żwikiewicz.
9. В рубрике «Рецензии» Мацей Паровский/Maciej Parowski проходится частым критическим гребнем по антологии эротических научно-фантастических и «ужасных» рассказов западноевропейских писателей «Доза любви» (“Dawka miłości” – antologia eroticznych opowiadań science fiction i horror. Wybór Uwe Luserke. Tłum. Jacek Ławicki. Dom Wydawniczy “Rebis”, Poznań, 1991) (стр. 68-69). Эротики в антологии мало, в ней сплошь порнография – его вердикт.
10. Далее Малгожата Скурская/Malgorzata Skórska, пристально вглядываясь в роман американского писателя Майка Резника «По следу единорога» (Mike Resnick “Na tropach jednoróżca” – в оригинале “Stalking the Unikorn: A Fuble of Tonight”, 1987. Tłum. Danuta Górska. “Iskry”, Warszawa, 1990), находит в нем следы влияния Реймонда Чандлера и Льюиса Кэрролла (стр. 69).
Еще далее некто Predator представляет читателям роман американского писателя Пирса Энтони «Сферы» (Piers Anthony “Sfery” – в оригинале “Cluster”, 1977. Tłum. Michał Wroczyński. “Alfa”, Warszawa, 1990); «это не удар молнии в лоб между глаз, но и не нечто на уровне грунтовых вод. Автор разбирается в астрономии и некоторых других науках, умело развивает сюжет, да и тему поднимает достаточно опасную и головокружительную: союз многих галактических рас, противостоящий захватчикам из туманности Андромеды»;
некто Karburator использует сборник рассказов Эугениуша Дембского «Это вы заказывали пытки?» (Eugeniusz Dębski “Czy to pan zamawiał tortury?”. “Agencja MARK”, Katowice, 1991) в качестве инструмента для критического анатомирования его творчества; «Рецепт рассказа по Дембскому крайне прост: берем какую-либо популярную тему (религия, инопланетяне, предметы потребления и т.д.), варьируем ее по-своему (не обязательно оригинально), оснащаем вариацию динамическим сюжетом и привлекательным героем, пропитываем живым и остроумным диалогом – и все: блюдо готово. Если кому-то требуется высший смысл, это не к Дембскому, его волнует исключительно развлекательность того, что он пишет…»;
некто Kunktator обращает внимание читателей (“не пропустите – стоящая вещь”) на небольшой сборник (повесть и два рассказа) английского классика детективной, приключенческой и научно-фантастической литературы Артура Конан-Дойля «Отравленный пояс» (Arthur Conan Doyle “Trujące pasmo”. Tłum. Lidia Owczarzak i Bronisław Falk. “Wydawnictwo Poznańskie”, Poznań, 1990);
а некто Negocjator с заметной горечью листает изрядно припоздавший (аж на восемь лет) «Литературный ежегодник» (“Rocznik Literacki – 1983”. Red. nacz. Andrzej Lam. PIW, Warszawa, 1991); «мимоходом, даже совершенно ненамеренно, замазывается роль польской научной фантастики в преодолении культурного маразма первой половины восьмидесятых годов. А ведь научная фантастика в то время была способом критического мышления, средством консолидации, языком выражения бунтарских и прочих важных идей…» (стр. 70).
Здесь же Марек Орамус/Marek Oramus одобрительно отзывается об антологии НФ рассказов, составленной из премированных на Втором литературном конкурсе «Фантастыки» текстов «Пожиратель серости» (“Pożeracz szarości”. Opowiadania nagrodzone na drugim literackim konkursie “Fantastyki”. “Reporter”, Warszawa, 1991); «Результат удивительно хорош: по меньшей мере три рассказа (“Sensorita i Ferty” Буковецкого, “Wrócieeś Sneogg, wiedziaam” Хуберата, “XXI rodział księgi Fu” Сулиги) великолепны, остальные -- на высоком или, по меньшей мере, приличном уровне. <…> При всем этом антологии не хватает элементарного: справок об авторах и рассказа Сапковского» (стр. 71).
11. В октябре 1991 года вышел из печати тиражом 3 тысячи экземпляров первый номер нового польского ежеквартальника научной фантастики «Vojager». Это скорее альманах, чем журнал, в котором напечатаны новые рассказы молодых, но уже известных польским читателям авторов, в т. ч. Яцека Пекары, Феликса Креса, Мирославы Сендзиковской, Артура Шрейтера. Редакторы ежеквартальника – Томаш Колодзейчак/Tomasz Kołodziejczak и Дариуш Зенталак/Dariusz Zientalak – обещают в следующих номерах альманаха кроме рассказов отечественных авторов напечатать также переводы коротких произведений иностранных писателей (стр. 71).
12. В июле 1991 года в Каунасе (Литва) тиражом 40 тысяч экземпляров вышел первый номер ежеквартальника научной фантастики «Kaukas» под редакцией Роландаса Масколюнаса и Гинтариса Алексониса. В номере помимо прочего напечатана проза Брайанаса Олдиса, Поласа Андерсонаса, Робертаса Шеклиса, Робертаса Сильвербергиса, Харланаса Элисонаса и… Алгиса Будриса. Полонийный аспект: комикс «Генезис», описание впечатлений об участии в краковском Евроконе/Полконе 1991 года. Анонсируется публикация в следующих номерах прозы Андреяуса Сапковскиса и Рафаласа Земкевичюса. И, кстати, титульный “kaukas” – «это нечто среднее между нашим, польским, хохликом и англосаксонским гоблином» (стр. 71). И таки да – на фото другой, более поздний номер журнала.
13. В рубрике «Наука и НФ» размещена глава из готовящейся к изданию на польском языке книги канадского астрофизика Юбера Рееве/Hubert Reeves «Час упоения. Имеет ли вселенная смысл?» в переводе АДАМА ПЕТРАСЕВИЧА/Adam Pietrasiewicz (стр. 72-74).
14. В рубрике «Читатели и “Fantastyka”» секретарь редакции Кшиштоф Шольгиня продолжает публиковать материалы читательского опроса – в этой подборке выдержек из писем речь идет о материалах рубрики «Наука и НФ» (стр. 79-80). Мацей Иловецкий, как всегда, вне всякой конкуренции.
15. И, разумеется, в номере печатается следующий фрагмент комикса «Funky Koval III/Фанки Коваль -- III» (сценарий Мацея Паровского и Яцека Родека, художник БОГУСЛАВ ПОЛЬХ) (стр. 75-78).
7. В рубрике «Библиофил в кино. Киноман в библиотеке» в хорошо иллюстрированной заметке «Mętlik absolutny/Сущая сумятица» (стр. 64) Войтек Седенько/Wojtek Sedeńko сопоставляет новеллу Филиппа Дика“We Can Remember It For You Wholesale”, напечатанную в переводе на польский язык под названием “Przypomnimy to panu hurtowo” в прекрасной антологии «Путь к научной фантастике» (Philip K. Dick “Przypomnimy to panu hurtowo” (w:)“Droga do science fiction. Od Heinleina do dzisiaj. T. 2. Tłum. Barbara Jankowiak. “Alfa”, Warszawa, 1987), с ее экранизацией (фильм “Total Recall” режиссера Пола Верхувена, США, 1990).
Автору заметки в общем-то нравятся оба произведения, а титульную сумятицу, по его мнению, вносит в польскую действительность появление на отечественном книжном рынке еще и новеллизации фильма под авторством американского писателя Пирса Энтони с названием «Абсолютная память» (Piers Anthony “Pamięć absolutna”. Tłum. Andrzej Kaniewski. “Atlantis”, Warszawa, 1990).
В этой же рубрике размещена заметка Аркадиуша Наконечника/Arkadiusz Nakoniecznik, озаглавленная «Lśniąca jasność/Сияющее сияние» и написанная на примерно ту же тему – о внесении никому не нужной сумятицы в умы читателей и зрителей. "В Польше, -- пишет он, -- хорошо известен замечательный фильм режиссера Стэнли Кубрика “Shining”. Его дублированная версия прошла по польским киноэкранам под названием “Lśnienie/Сияние”, завоевав себе признательность многих польских кинозрителей. И вот теперь на книжном рынке появился польский перевод ее литературного первоисточника – романа Стивена Кинга“Shining”.
Перевод сделан на достаточно высоком уровне, легко читается (что само по себе уже является достоинством) и разве только иногда раздражает излишней мягкостью и женственностью. <Словом, с этой стороны все хорошо>, но есть одна (зато громадная) претензия к переводчице и издательству. Назвав перевод словом “Jasność” (то есть синонимом слова “lśnienie”), они лишили его по меньшей мере части вполне заслуженного успеха…"