fantlab ru

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
4327
Моя оценка:
-

подробнее

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Do Androids Dream of Electric Sheep?

Другие названия: Bladerunner; Бегущий по лезвию бритвы; Бегущий по лезвию; Снятся ли андроидам электроовцы; Мечтают ли андроиды об электрических овцах?

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 283
Аннотация:

После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Вымерли почти все животные. Большинство людей давно перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Те же, кто был вынужден остаться, влачат жалкое, унылое существование в городах, тоже приходящих в упадок. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?

Примечание:

Существует также серия сиквелов к экранизации Ридли Скотта, три книги К. У. Джетера «Blade Runner sequels».


Входит в:

— условный цикл «Мерсерианский цикл»

— антологию «Бегущий по лезвию», 1992 г.

— антологию «Чужой», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1990 // Переводной роман / сборник (США)

лауреат
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2024 // Награда "Феникс" – классика жанра

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1968 // Роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1968)

Экранизации:

«Бегущий по лезвию» / «Blade Runner» 1982, США, Гонконг, реж. Ридли Скотт



Похожие произведения:

 

 


Бегущий по лезвию
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Бегущий по лезвию бритвы
1992 г.
Мечтают ли андроиды об электрических овцах?
1992 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
1992 г.
Человек в высоком замке
1992 г.
Чужой
1993 г.
Гибельный тупик
1993 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2003 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2004 г.
В ожидании прошлого
2004 г.
Свободное радио Альбемута
2010 г.
Бегущий по лезвию бритвы
2011 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2016 г.
Бегущий по лезвию: Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2017 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2018 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2021 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2022 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Особое мнение
2017 г.

Аудиокниги:

Бегущий по лезвию бритвы
2008 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2017 г.
Мечтают ли андроиды об электроовцах?
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Do Androids Dream of Electric Sheep?
1968 г.
(английский)
Les Androïdes rêvent-ils de moutons électriques?
1979 г.
(французский)
Czy androidy śnią o elektrycznych owcach?
1993 г.
(польский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
1997 г.
(английский)
Blade Runner
1999 г.
(английский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
1999 г.
(английский)
Philip K. Dick: Four Novels of The 1960s
2007 г.
(английский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
2009 г.
(английский)
Do Androids Dream Of Electric Sheep?
2010 г.
(английский)
Blade Runner. Czy androidy marzą o elektrycznych owcach?
2011 г.
(польский)
Do Androids Dream of Electric Sheep?
2011 г.
(английский)
Do Androids Dream Of Electric Sheep?
2012 г.
(английский)
Чи мріють андроїди про електричних овець?
2016 г.
(украинский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  51  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже лет десять периодически вспоминал об этом произведении и об экранизации с Фордом. И всё это время что-то смутно из детства припоминал. Вроде бы читал, вроде бы нравилось. Что и о чем — не помню. Настал какой-то момент, фильм скачан, роман прочитан.

Ниже: много недовольства, спойлеров, цитат.

Итак.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Они умеют создавать абсолютно схожих с человеком андроидов, но животные — механические и ломкие подделки с металлическими внутренностями? Учитывая сложность проверки андроида (костный мозг?) они могут каждому желающему продавать отличное животное-робота. У ГГ, судя по первой сцене с овцой, устаревшая версия овцы. Хотя, с его уровнем одержимости животными, почему устаревшая?

2. Производители анди хотели его (полицию, ловцов, Рика) обмануть. Выбрали контрольную группу для проверки тестом, подумывали над подменой каких-то конвертов с ответами. А как его готовили избегнуть ожидаемого обмана в Управлении? Тест мог провалиться, суть как раз в его ненадежности и перепроверке. Контрольную группу после теста нужно подвергать абсолютной проверке по костному мозгу. О чем никто не заикался. И проверка ведь почти провалилось на первом экспонате и не продолжалась. Объяснений этому не вижу. А начальник — так вообще после проверки просто спросил, как она прошла. Ему слов простого подчиненного в столь важном вопросе достаточно. Их отношения с Риком — не такие доверительные. А дело — слишком важное. Не верю.

3. Странное разоблачение Полокова (первый анди). Отсюда и далее всё трещит по швам. Я не понял пары фраз диалога (Полоков-Рик) и того, как всё произошло.

«Из ховера выбрался краснолицый, розовощекий и пухлый мужчина лет пятидесяти пяти, одетый в солидную и дорогую, русского покроя, шинель; «, «Рик отметил характерный славянский акцент».

Как Полоков узнал, под кого маскироваться? Анди сменил внешность? Предположим, в досье нет фото. Но ведь модели выпускаются на заводах, партиями. Всё это есть в базах данных, включая «стереографии».

Его (Полокова) незнакомая модель пистолета — откуда?

4. Между главой 8 и 9 Рик летел к оперному от дома Полокова. А взорванная голова и капли мозга на кителе и по всей кабине — про это ни слова. Ну да ладно, что там того мозга.

5. Почему Люба Люфт (второй анди) не убила Рика, как только имела эту возможность, а вызвала товарищей? Позже в романе подтверждается, что она была без ложной памяти, знала про свою сущность.

6. Как прервали разговор по видеофону с Брайантом и почему его не удалось восстановить?

7. «Я знаю всех охотников за премиальными» говорит прибывший по вызову Крэмс. Не узнает ГГ или обманывает, причем это — как обманывать, что в городе второе отделение полиции, а первого нет. Бессмысленно. Жители окружающих участок домов что же, все обмануты? Все анди? Глупые? А работники, они тоже все в заговоре или глупцы?

(«В этом здании замкнутая система связи. Какой бы номер вы ни набрали, вы соединитесь с одним из кабинетов здания.» — это как-то отметает работников-людей)

«Гарленд: Мы знаем о том, что вокруг нас город, но город не знает, что внутри него мы» — ну да. А ведь полицейские машины (с большой надписью «Полиция») приземляются на крышу регулярно. Крэмс садит его на сидение рядом, чтобы отвезти в участок. Силовой экран, решетка? Про меры безопасности ничего.

«Он втолкнул Рика в кабину своего кара, на кузове которого красовалась разборчивая надпись: “ПОЛИЦИЯ”. Оказавшись внутри, рядом с Риком, он вызвал по внутренней связи еще одну патрульную машину, дав указание забрать останки Полокова. «

Судя по этим строкам — он явно чувствует себя настоящим полицейским (хотя ведет себя не как таковой). Полиция в городе сильно тупит, так как не замечает «лишних» машин, переговоров, трупов. Оставлять тело на посещаемой крыше оперного — это нормально.

8. Так как Рик удивился, что инспектор Гарленд в списке на усыпление, получается, что и этой фотки в его досье нет. И как тогда по описанию распознавать? По неизменным имени-фамилии? Про распознавание по письменным приметам — очень неправдоподобно. Особенно учитывая одинаковые модели. Еще об этом: в лифте, после участка, Рик перебрал инфокарты и выяснил, что Реш не в них. Без фото — как?

9. Реш, псевдо-охотник анди, не слышал о шкале Войт-Кампфа. Почему? Ему не вживили очень важные данные, это мягко говоря.

«Гарленд: Иначе он бы не смог стать охотником, это работа для андроидов, люди здесь не годятся.» — конечно, люди не годятся для фиктивного полицейского участка и вживления ложной памяти. Из таких вот фраз складывается однозначная и необъяснимая картина: в участке часть анди, осознающих себя, и часть кретиноидов-рабов с ложной памятью, которая непонятно откуда взялась и продумана до мелочей. Вот Реш, например, «помнит» Полокова.

«Полоков неприятно поразил меня своим хладнокровием, — объяснил Реш. — Исключительно расчетливый, предусмотрительный и все время насторожен.»

omg/ Полоков — мусорщик. А «человек» в костюме полковника со снесенной головой — маскировался под полковника русских органов Кадали. Как они проводят анализ костного мозга за считанные минуты, если не могут правильно идентифицировать тело? Предполагаю, это ляп. Реш помнит Кадали. Причем ложной памятью. /omg)

10. «Луч, направленный опытной рукой, за долгие годы отработавшей искусство усыпления, выжег аккуратное отверстие в черепе инспектора.». Напомню, это ложная память. А в анатомии и нервных цепях отличий от человека нет. То есть... он думал, что метко стреляет и случайно метко попал после падения с перекатом. Ну ок. Ну.. и еще он не знал, стреляет в человека или анди, а инспектора знал уже «давно». И не появилось у него подозрений, что убил зря. Кремень, а не парень. С ним и дальше будет мутно.

11. Тест показал, что Реш человек. Один в целом отделении. Охотник на анди. С ложной памятью... А если он человек.. то он доверился незнакомому тесту в очень важном вопросе. Рик получил 3 тысячи. То есть Реш — не получил свои 2. Про него вообще забыли. Он потерял работу и 2 тысячи долларов. Всё так «логично» с этим Решем...

Арест, второе полиц. отд. — все диалоги, действия, выводы героев — это какая-то чушь. Как будто ребенок написал. Надеюсь, все ляпы исправлены в сценарии фильма. Описывать даже рука не поднимается, так много.

12. Три анди в квартире Изидора:

а) « — А сигнал не повредит нам? — спросил Изидор.

— А он прав, — Прис посмотрела на Роя Бати. — Сигнал подействует на Изидора.»

Вывод: есть такой сигнал, который влияет только на людей.

б) « — Устройство вводит андроида в состояние каталепсии, — сообщила Рейчел, не открывая глаз. — На несколько секунд. Останавливает вдох, твой тоже, но люди могут функционировать без вдоха.., или выдоха?., несколько минут, но блуждающий нерв у анди...»

То есть явно есть способ попроще ненадёжных психологических тестов. Основной стержень романа хрупковат.

13. маленький ляп (гл.22) «Как пустоголовый Изидор, для которого Мерсер оживил паука.»

Рик не мог этого знать.

Главный неразрешенный вопрос:

какой смысл создавать похожих, слабых, хрупких человекоподобных анди? И почему не отмечать их какими-либо знаками, как автомобиль? Зачем им такая же система питания?

Насчет эмпатоскопа: любопытно, что больше, величина вселенской радости или скорби?

В целом:

сюжет — так себе

cцены экшна — очень плохо

атмосфера — хорошо. Есть ощущение упадка и отчаяния. Хорошая детализация.

персонажи — некоторые удались. Некоторые — картон.

За всеми огрехами мог не увидеть чего-то «главного», какой-то идеи. Но для меня такие огрехи непростительны.

Оценка: 6
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

На этот роман сложно писать отзыв, поскольку смысл происходящего в нем постоянно ускользает от сознания, его приходится заново ловить, привязываясь к той или иной опорной точке повествования.

Первой такой точкой для меня стала дата событий — 3 января 1992 года. Филип Дик относится к числу смельчаков, которые не боялись показаться смешными, прогнозируя ближайшее будущее. В романе представлен мир, каким он будет 25 лет спустя, всего лишь четверть века после создания книги, — время, до которого многим первым читателям и критикам суждено дожить. Возможно, именно благодаря таким смельчакам для нас, ныне живущих, 23 года назад подобной истории не случилось, и мир, в котором мы живем, несмотря на все его недостатки, все-таки лучше того, что есть в романе. Кое-каких фатальных ошибок человечество смогло избежать на данном временном отрезке. Предупреждения фантастов, и Филипа Дика в том числе, сработали. Это самое ценное в романе, поскольку доказывает необходимость и своевременность его создания.

Дик показал нам странный мир, где планета выглядит умирающей, люди похожи на андроидов, а андроиды имитируют поведение людей. Действительно ли Земля в романе погибает от последствий ядерной катастрофы, точно неизвестно. В романе столько чудовищных логических нестыковок сюжета, что объяснение этому приходит только одно: Рик Декард и другие герои видят свои фрагменты мира, а что там в целом, неизвестно. Планета вроде бы непригодна для жизни, но жизнь на ней есть, и вся инфраструктура города исправно работает. Много брошенных домов, имущества, которое постепенно превращается в хлам и захватывает жизненное пространство, оставленное людьми. Но при этом люди все-таки есть, и ничто не препятствует им расчистить от хлама некоторую территорию, обустроить ее доступными сохранившими полезные свойства предметами и жить достаточно комфортно: вода, электричество, транспорт, больницы, сфера обслуживания — все это есть и по цене доступно даже водителю-специалу. Это не очень похоже на умирающий мир. Скорее это мир на перекрестке, от которого можно двинутся как вперед, к обустройству жизни, постепенно преодолевая последствия ядерной катастрофы, так и назад, к полному опустошению планеты и вымиранию. Являющийся героям Мерсер об этом им и говорит: вы будете карабкаться вверх вместе со мной до тех пор, пока не утратите окончательно желание жить.

В желании жить заключается главная проблема. Мы не видим целостной картины мира, потому что сами герои собственными глазами мира вокруг давно уже не видят. Они люди, по крайней мере Рик, Айрис, Изидор представляются людьми, но при этом настроение человека формируется генератором эмоций, пресловутая эмпатия стимулируется эмпатоскопом, да и психотропной фармакопеей герои не пренебрегают: Декарт принимает препараты, чтобы снять переутомление, Изидор — как назначенное лекарство. Вся чувственно-эмоциональная сфера героев искусственна, жить собственными эмоциями они отвыкли. Такие люди вполне могут не замечать второе управление полиции, или нестыковку с необходимостью для человека-мужчины за пределами помещения носить свинцовый гульфик, но сохранением способности к деторождению животными, живущими на крышах, то есть на открытом воздухе. Они не задаются вопросами, почему андроиды с маниакальным упорством бегут с Марса на Землю, именно с Марса и именно на Землю. Сознание, мышление, чувства людей настолько искажены постоянным психотехническим и медикаментозным воздействием, что они могут видеть вокруг себя все, что угодно, и не замечать объективно существующих предметов и явлений, это вопрос настройки стимулятора.

В этом уродливом мире человек и андроид противопоставлены друг другу. Граница между живым и искусственным проходит по способности к эмпатии, и люди изо всех сил доказывают друг другу и самим себе, что у них эта способность есть. Мне не показалось, что в этом мире сложился культ живого, животных. Это просто такой тест — если у тебя есть живая овца или коза, и ты заботишься о них, ты человек, тебе доступно чувство любви и потребность в сопереживании. А что на самом деле испытывает человек к своей звурюшке и что он вообще способен испытывать, если отключить его от генератора эмоций и эмпатоскопа, большой вопрос. Если людям от природы свойственна эмпатия, зачем им эмпатоскопы? Если людям от природы свойственна потребность заботиться о ком-то, почему они не могут заботится друг о друге? Почему объектом заботы непременно должна стать овца или коза, а не другой человек, находящийся рядом? Полное отчуждение людей друг от друга уничтожило грань, отделяющую человека от андроида. В романе и те, и другие существуют вне социума, в пустоте, где есть только Я и не существует других Я, которые воспринимаются как близкие люди, круг друзей, семья.

При этом автор умело играет чувствами читателя. Сначала мы сочувствует андроидам, ведь к ним относятся хуже, чем к животным — животных берегут, обихаживают, андроидов убивают. Эпизод с убийством Любы Люфт укрепляет это отношение. Кажется, что так нельзя, они же осознают себя, у них есть таланты, желание заниматься каким-то делом, чувство эстетики, ассоциативное мышление, потребность существовать. Эпизод с пауком резко меняет восприятие. Возможно, они и хотят свободы и жизни, но при этом за другим живым существом право на жизнь и неприкосновенность не признают, им просто интересно. Андроиды оказываются опасными для живого, причем для беспомощного живого. И их уже не жалко, их хочется уничтожить.

В целом же по завершении чтения у меня осталось стойкое ощущение, что на Земле проводится один большой эксперимент. Производитель андроидов — крупнейшая корпорация в масштабе всех освоенных человечеством планет, тестирует свою продукцию и людей на предмет достижения максимальной схожести. Людей приучают жить с искусственно создаваемыми эмоциями, андроидов учат имитировать эмоции человека. Поэтому андроиды бегут только с Марса, где их создают, поэтому они бегут только на Землю, где условия жизни таковы, что люди приучены к генераторам настроения и эмпатоскопам. Идеальный полигон. Каждая группа уверена, что играет по своим правилам, а оставшийся за кадром игрок — мегакорпорация — следит за ходом схватки и время от времени корректирует процесс, вбрасывая технические новинки или абсурдные сюжетные повороты.

И в связи с этим появляется ответ на вопрос, давший заглавие роману. Андроиды мечтают об электроовцах, если это встроено в их базовую программу. Но если об электроовцах мечтают люди, человечеству пришел конец. Люди не могут все мечтать об одном и том же. Не может быть так, что всем людям сразу для полноты жизни понадобилась электроовца, или живая коза, или музыка с литературой. Мечты людей всегда разные, потому что один человек не похож на другого. Индивидуальность внутреннего мира — вот что отличает человека от андроида, выпускаемого серийно. Вопрос идентификации человека и андроида в романе стоит так остро именно потому, что люди подошли к критической грани утраты внутренней индивидуальности, когда настроение каждого варьируется в рамках стандартных кодов, а эмпатия стала неким коллективным действом, требующим участия пророка и толпы. Один человек перестал быть нужным другому, поэтому так трудно понять, кто ты есть.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то во второй половине 90-х мне попалась игра на восьмибитке — Power Blade 2. В ней ты играл за крутого офицера безопасности, который бегал по уровням и уничтожал киборгов. Кто-то из друзей сказал, что игра по сюжету напоминает фильм «Бегущий по лезвию», которого я на тот момент не смотрел и вообще спутал его с другим фильмом — «Бегущий человек», который с Арнольдом Шварцнеггером. Тем более что в игре главный герой очень похож на Арни. Долгое время я считал, что «Бегущий по лезвию» и «Бегущий человек» — это один и тот же фильм, пока дома не появился интернет, из которого я узнал, что был неправ. Дело было за малым — устранить пробел и посмотреть «Бегущий по лезвию».

Несмотря на свой солидный возраст (фильм снят в 1981 году), он произвел на меня очень хорошее впечатление. Фильм рассказывает о будущем, в котором клоны людей перемешались с самими людьми и угрожают геноцидом. Клоны (репликанты) хотят жить обычной жизнью человека, но не могут по задумке создателей. А у людей проблема в идентификации репликантов, чтобы понять, кто перед тобой — обычный нормальный человек или опасный клон? Фильм снят роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Почему-то долгое время я игнорировал книгу, потому что считал, что раз фильм посмотрел, но этого достаточно. Но потом где-то прочитал, что фильм отличается от книги, в которой концовка была совсем иной. Это ли не повод взяться за книгу?

Как оказалось, роман довольно сильно отличается от фильма. Главная суть та же — люди и клоны, как их отличить? Но если в фильме клоны хотели долго жить и иметь равные права, то репликанты в книге на долгожительство не претендовали. Они выполняют прислужников-рабов на Марсе, но каким-то образом проникают на Землю, чтобы зажить нормальной жизнью простого обывателя. Не обходится без убийств, поэтому для устранения опасных преступников-клонов нанимают специальных киллеров. Главный герой романа — как раз такой киллер. За устранение репликанта дают много денег, которых можно потратить на удобства или на покупку настоящего живого животного, а не робота-животного, которым никого не удивишь. Да, в мире будущего животные на грани вымирания, а многие виды и вовсе уничтожены. О живых животных мечтают люди, поэтому в названии и задается вопрос о том, мечтают ли бездушные клоны об электроовцах?

Когда много читаешь, то книгу, от которой невозможно оторваться, находить становится с каждым разом все сложнее. И какое же счастье, когда ты находишь именно такую книгу. В этом году для меня таким «залипательным» романом стала именно эта книга. Она небольшая, всего 350 страниц. Обычно такие книги у меня читаются на 4-5 дней, но от этой я не мог оторваться и готов был прочитать еще 10 страниц, потом еще 10, а потом ждешь скорее завтрашнего дня, чтобы дочитать. Это действительно шедевр, и мне очень обидно за то, что я не прочитал его 10-15 лет назад. Роман нисколечки не устарел, его спокойно можно читать в любом возрасте, в любое время и при любой погоде. Я бы поставил на вершину киберпанка именно эту книгу. Книга задает огромное количество вопросов — чем отличаются клоны от людей? Может ли клон иметь душу? Может ли человек страдать за то, что убил клона или может ли клон страдать за убитое животное или человека?

Это шедевр. Как и все творчество Филипа Дика. 10/10.

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то давным-давно (а по меркам вечности, наверное, не очень) один господин по имени Декарт сформулировал главный и единственный критерий истинности нашего бытия. «Думаю, следовательно, существую».

Фамилия главного героя романа, Рика Декарда, отнюдь не случайно столь схожа с фамилией известного философа. Филип Дик — за что мы его любим и уважаем — вообще имел обыкновение «заигрывать» с реальностью. Можно вспомнить и «Человека в высоком замке», и «Убика», и ряд других его произведений. Мир в романах Дика иллюзорен и чертовски хрупок; не раз приходится задаться вопросом, подобно Рене Декарту — а что же все-таки существует? Что реальность, а что лишь мираж?

Как известно, Декарт постановил: картина мира привязана к самому наблюдателю. А Филип Дик в романе «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (не могу, очень уж мне нравится название) изучил свойства этого самого наблюдателя.

Место действия: далекое и несчастливое будущее, которое мы все так любим. Впрочем, если вы представили себе орды голодных мутантов и всеобщий хаос, поспешу вас разочаровать. Люди на Земле живут по-прежнему — а вот сама Земля умирает, погребенная под слоем радиоактивной пыли. Это мир, где любовь ко всему живому (увы, уже почти вымершему) приняла абсурдные, болезненные формы. Это мир, где для людей чуть ли не самым важным является способность сочувствовать, сопереживать друг другу. Это мир, где есть существа, способные мыслить, как люди, но решительно непохожие на них — андроиды.

Тут впору тяжело вздохнуть. Уж сколько раз твердили миру! Каждый уважающий себя поклонник НФ сталкивался с произведением, где так или иначе использована следующая схема: 1) андроиды считаются чем-то вроде сильно усложненных калькуляторов; 2) выясняется, что они вовсе не такие и вообще почти как люди. Только железные.

Знаем-знаем. Проходили.

Вот тут Ф.Дик и показал, на что он способен. Он вывернул классическую схему наизнанку, поставив читателя перед вопросом: а что, если андроиды и впрямь лишь мыслящие машины? Сложные, умные, даже с набором определенных чувств — но очень, очень эгоистичные и совсем не способные к элементарному сочувствию. К обычному приятию и пониманию другого, того, который ближний наш.

Что тут делать несчастному читателю? Он привык, что «мыслить значит существовать», а про всякий «цемент меж кирпичами общества» и позабыл уже (кстати, Рене Декарт в понятие «мыслить» вкладывал не только шевеления интеллекта, но и вообще весь внутренний мир человека, чувства и эмоции включительно).

Впрочем, можно сказать и так: умение мыслить дает андроидам право существовать, но вовсе не делает их людьми. Скорее наоборот: их можно считать чем-то наподобие взбунтовавшихся кофеварок и поступать с ними соответственно.

Чем, кстати, и занимается главный герой, Рик Декарт, попутно поддаваясь обычным человеческим исканиям и сомнениям.

В романе все выверено, как на аптекарских весах. Каждая деталь имеет значение, каждая мелочь играет на главную идею. Экшен и абсурд использованы дозировано, дабы легонько припугнуть читателя, подстегнуть его интерес. Атмосфера всепоглощающа и по-своему прекрасна — как и всегда у Дика.

В названии романа — вопрос, и в конце будет ответ. Что для Дика совсем уже нехарактерно.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Филипу Дику не хватило буквально нескольких месяцев жизни до выхода на большие краны знаменитой экранизации Ридли Скотта, сделавшей роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» культовым на все времена. Между тем, само произведение было выпущено значительно раньше, в 1968 году, и стало предвестником эпохи киберпанка. В те времена, когда Дик создавал свой самый знаменитый роман, научно-фантастическое сообщество интересовали совсем другие проблемы. Подозреваю, что именно поэтому книга была не сразу принята. В известной степени она опередила свое время, став образчиком концептуальной фантастики.

Для Филиппа Дика, испытавшего в 60-е сильное влияние психотропных веществ, проблема двойственности реальности, виртуального и действительного, становится центральной в творчестве. К идеям о влиянии наркотиков на мышление он еще не раз вернется (например, в культовом «Помутнении», также экранизированном Ричардом Линглейтером, или «Стигматах Палмера Элдрича»). Однако, именно в «Электроовцах», как мне кажется, Дик выходит на совершенно иной уровень осмысления симулякров мира человеческого, будто бы пророчески предрекая грядущую катастрофу смерти субъекта, как бы выразился Бодрийяр.

Для 68-го года идея книги кажется революционной и провокационной. Как искусственный человек может стать заменой реального? Но в то же время, проблема настолько глубока в своей основе, что поднимает едва ли не фундаментальные тезисы философии гуманизма с времен античности. Что есть человек? И может ли он сам играть роль создателя-бога? Теперь представим себе, что знаменитый философский трактат «Общество потребления» ранее упомянутого Бодрияйра выходит лишь в 70-м году, а «Различие и повторение» Делеза в 69-м. Дик был действительно, гениальным новатором своего времени, поскольку фактически в то же время успел почувствовать грядущие изменения в мире. Да и имя главного героя, Декарда, как я думаю, появилось тут неспроста и отсылает нас Декарту и его критическому субъективизму. «Мыслю, следовательно, существую», а не «существую и мыслю» — возможно это единственный признак определения человечности при прохождении теста Войта-Кампфа в романе Филипа К. Дика.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор этой книги успел вытерпеть немало боли, он много перевидал плохого за свою жизнь: пять раз разводился, часто принимал наркотики и психотропные вещества, скитался по психиатрическим лечебницам, — и в его книге содержится много мыслей, соображений, родившихся, я думаю, под влиянием всего этого. Книгу «Мечтают ли андроиды об электроовцах» считают главной предтечей киберпанка и, в общем-то, неспроста: мир книги хоть и не антиутопия, но от него через всё повествование, в каждой главе веет каким-то сумасшествием, неправильностью; высокие технологии, позволяющие создавать андроидов, которых невозможно отличить неопытному человеку без специальных приборов, или тех же электрических животных, имеющихся в каждом доме, если у владельцев нет настоящих; кризис в жизни главного героя, из-за которого всю книгу он задаётся разными вопросами, как правило, этического характера: «хорошо ли это?», «правильно ли так поступать?» Данная книга, в отличие от многих других, ставящих похожие вопросы и оставляющих их на совесть и разумение читателя, — отвечает на них весьма определённым образом.

Сначала я бы хотел рассмотреть технику, язык, общую атмосферу книги; затем перейти к тем самым вопросом, к содержанию, к философии романа.

Первое, что заставляет автор нас чувствовать, — это обыденность: жена, дом, работа — всё настолько буднично, просто, отчего начинаешь забывать, что это не реалистическая проза, а фантастический роман, — и только необычные технологии, как, например, пенфилдовский генератор настроений, напоминают об этом. Такая обыденность — весь роман: начальник — самый обычный человек, не манекен, не кукла, не амплуа, а именно, что человек; в этом романе каждый персонаж — человек, даже если андроид; работа: бумаги, формальности, усталость — будто бы вспоминаешь свой собственный рабочий день; даже все фантастические элементы преподнесены так просто, так естественно, что воспринимаются как само собой разумеющееся, будто бы по-другому и быть не могло. Повествование ведётся очень медленно и подробно (хоть и есть некоторые отступления в историю мира, религии и технологий, вся книга охватывает всего лишь одни сутки плюс маленькое ничего), поэтому никакая важная деталь не упущена, и мало того, каждая присутствующая деталь — важна, каждая как-то соотносится с другими, создавая яркую проработанную картину. Объединившись: простота, обыденность и подробность — заставляет жить вместе с героем в его мире, чувствовать то, что чувствует он: сомнение, потерянность, усталость, неуверенность, слабую надежду и, наконец, желание найти ответы на вопросы.

Уилбур Мерсер (mercy — сострадание, mercer — сострадающий) — воплощение сочувствия и сострадания; как Христос для религии христианства, так и Мерсер для религии мерсеризма — пророк, чудотворец. Все вопросы, вся философия романа так или иначе связана с Мерсером, и именно он в самом конце даёт ответы. Способен ли человек сочувствовать андроиду? электрическому животному? и следует ли? где граница человеческому сопереживанию? бывает ли такое, что следует пойти против сочувствия: убить, уничтожить, сотворить зло? — это главные темы, которые я выделил в книге. В романе всё очень тесно сплетено, каждое событие — веха в размышлении, всё выстраивается в одно, всё соответствует и помогает главному, всё-всё-всё: и странный заговор в истории с оперной певицей, от которого веет паранойей; и холодная отстранённость, чрезмерная рациональность андроидов, наряду с их таким человеческим поведением, с подробно описываемыми настолько человеческими реакциями, страхами, надеждами, желаниями; какая-то абстрактность, условность происходящих событий и одновременно с этим чувство, будто проживаешь каждое событие сам. Сложно выразить словами моё восхищение.

Книга — с глубочайшим смыслом, с великолепным языком, увлекательнейшая; что больше всего в ней впечатляет — это то, что во все события охотно верится, притом что они неожиданны и удивительны; и чем дальше о них думаешь, чем больше их вспоминаешь и разбираешь, тем больший вес каждое событие приобретает. Такой шедевр просто не может не заслужить наивысшей оценки!

P. S. Читал в переводе Пчелинцева: отличнейший перевод.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из моих самых любимых книг — те что перечитываешь с интересом, а бывает и открываешь новые глубины. В «Андроидах» как раз именно такой случай — при каждом новом чтении я открывал для себя новые пласты смысла и истории заложенные автором.

Книга без сомнения стоит прочесть, особенно если вы любитель «Бегущего». На конкретике всё, дальше пойдут мысли.

Моё знакомство с бегущими по лезвию началось с просмотра легендарного фильма в который я просто влюбился — я ничерта не понял в том возрасте но фильм меня зацепил. Знаете когда интуитивно влюбляетесь в какую-то вещь, разумом не можете объяснить, но любите сразу, и только через года прокачав мозги до нужного уровня уже можете дать себе пояснение за что же вы тогда полюбили это — интутивно, душой!

Ну а первое чтение книги, точнее начало вообще сложилось курьёзно — зашли мы ночью к подруге, ребята решили уединиться я же ещё в прошлые разы заприметив томик пошёл на кухню чтобы наконец-то открыть для себя оригинал. Правда углубится в чтение у мня не получилось — у них там что-то не пошло и через непродолжительное время мы покинули место. Пришлось искать книжку.

Фильм противоположен книге по подаче репликантов и людей (в книге репликанты жестокие и убогие машины с интеллектом 3-летнего ребёнка, не все конечно, но они в основе своей жестоки и не ценять жизнь. Декарт же планомерно отстреливающий всю эту погань со временем начинает сомневаться в своей человечности и боится того что сам начинает превращаться в холодную безэмоциональную машину — в этом-то страхе Декарта и есть основной посыл книги.) А ещё в книге есть очень важная ветка о всечеловеческом сопричастии посредством месмеризма (по фамилии одного учёного. У Дика кстати много таких мелких отсылок к разным ученым и течениям) — и здесь думать можно много (есть даже небольшой рассказ о месмеризме написанный несколькими годами ранее «Чёрный ящичек», он так же входит во вселенную Бегущего).

Ктому же книга на мой взгляд более жёсткая по сравнению с фильмом — ну всё таки репликанты реально холодные и жёсткие ублюдки тактики да глава коропорации тот ещё жук. Рэйчел вообще сука каких поискать (мне кажется создатели Бегущего 2049 вдохновлялись оригинальным образом при создании Лав, уж сильно она похожа на книжный оригинал). Они тут не философствуют, а сразу пытаются оторвать тебе голову, либо всячески убедить что ты сам робот которого нужно убить. Да вообще высшего уровня репликанты того и гляди скоро захватят человечество по тихому. Дик показывает власть таких моделей не явно намёками, интервью, вторым уровнем сюжета. Его мир холоден и в нём нужно думать и строить такие же цепочки к победе как в игре престолов — не щучу — во время проверки инструмента эспер (допрос РЭйчел в фильме) Тайрел и его племянница так крепко взяли Декарта за яйца, что он чуть ли не ручным наёмник стал.

В общем в книге много уровней и идей, которые открываются с новым прочтением. Читать книгу одно удовольствие (там и подумать и экшн и крутые повороты и как обычно у Дика ты сам не знаешь человек ли ты. И даже мистики чуть-чуть).

Оценка: 10
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни в идейном, ни в фантастическом плане книга, по-моему, не несет особой ценности. Название, — пожалуй, самая оригинальная и содержательная часть романа. Меня название ввело в заблуждение. Верилось, что книга будет этаким «поиском андроида, т.е. человека в себе» в фантастическом антураже. На деле идея оказалась почти и невыраженной, сюжет невнятным, а антураж непроработанным.

Что все-таки хотел сказать автор? Показать, что андроиды – это бездушные машины, потому что не умеют сочувствовать? Очень злободневное и ценное утверждение. К тому же изображены андроиды штришками, что и вовсе не доказывает верность утверждения. Я вообще не заметила, в чем же отличие. Разве нет подобных людей, которые зациклены на себе, не испытывают жалости к животным, не умеют сочувствовать? Да вот-то и оно, что есть. Один тот факт, что по книге люди уничтожили собственную планету с помощью ядерного оружия, доказывает это. Автор для верности иногда добавляет, что «он был холодным, как все андроиды». Наверное, чтоб никто не подумал чего другого.

Как фантастическое произведение роман тоже не впечатляет. Постъядерный, умирающий мир, как его заявляет автор в начале. Интересно. Отличный фон для поисков человеческого в человеке. Но мы обмануты. В полуразрушенном, опустевшем Сиэттле есть все: вода, электричество (даже в уже пустых домах на окраине), опера, выставки, школы, ОТЕЛИ (для кого??? если большинство эмигрировало) с полным сервисом, вино, рабочие места, магазины, полиция, аэропорты. Из-за этого создается впечатление, что в книге рассказывается о подверженном депрессиям офисном работнике, а не охотнике за сбежавшими с Марса андроидами. Автору, видимо, ленно было продумать все последствия ядерной войны. Поэтому единственное ее напоминание – некая пыль над городом.

Нельзя не упомянуть тех самых электроовец, то есть искусственных животных, которых держат дома, т.к. настоящие почти все вымерли. Вроде как в описанном обществе такое трепетное отношение к животным, потому что их почти нет. Но в чем, скажите, пожалуйста, заключается это трепетное и бережное отношение, если лошадей, овец, страусов держат на крышах многоэтажек прямо среди той самой радиоактивной пыли? И распродают по каталогам! Эти немногие животные умирают (как овца главгероя) из-за неумелости и незнания их хозяев, потому что им, этим бедненьким депрессивным офисным работникам, так хочется иметь дома живую, а не искусственную овечку или кошечку. Это ли не символ потребительского общества и хищнического отношения к природе во всей красе?

По-моему, все проблемы, одолевающие героев, чисто американские, надуманные. С жиру у него депрессия, и у жены его с жиру депрессия. Бесконечное комедийное ТВ-шоу, которое они смотрят, чисто американское. И каталоги тоже американские. Да и псевдорелигию новую, мерсеризм, в таком виде тоже только американский разум мог создать. А эти слияния с Мерсером вообще создают ощущение каких-то навеянных наркотиками видений.

В общем, осталась разочарованной. А еще в сомнениях, читать ли теперь «Убик» и «Человек в высоком замке».

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мечтают ли андроиды об электроовцах?

(Также как мечтают люди в этой книге о настоящих овцах, козах, лошадях)

Прочитал этот роман с таким необычным и можно сказать странным названием.

Это мое первое знакомство с Филипом Диком в письменной форме. Я как и все смотрел популярные фильмы снятые по его произведениям — скучного, но красивого Бегущего по лезвию Ридли Скотта, и его продолжение снятое уже Дэнни Вильневым, которое по атмосфере даже ближе к оригинальной истории, чем первый фильм; Вспомнить всё — старый и новый, Крикуны — все эти фильмы имеют особенный сюжет, ломающий мозг; не зашел мне только фильм Помутнение с Киану Ривзом, но скорее просто из за картинки — режиссер Линклейтер испортил фильм, решив выпендриться и разукрасив каждый кадр киноленты, превратил ее в какое то искусственное нечто — и не фильм и не мультфильм. Мне не зашло. Совсем.

Что же до романа Дика.

Он очень грустный. И Странный. Есть эти фирменные игры с нереальностью реальности.

В целом я и разочаровался и с другой стороны мне было интересно читать — язык простой, порой кажется что слишком, и что это подростковая книга.

Концовка странная и не совсем понятная. Куда он там восходил и зачем. Что с Рейчел. Что со вторым охотником? Привык я к объемным современным книгам, а тут всего 180 страниц, очень мелкого текста в издании от Эксмо 2010 года (серия ШФ).

180 — так мало. Хотелось бы продолжения. Но его нет.

Но произведение все же хорошее, так как читалось взахлеб, наполненное какой-то неуловимой добротой, даже гуманизмом, рассуждениями о живом и неживом, о людях и андройдах, о настоящих животных и их электрических копиях. И захотелось пересмотреть оба фильма. В каждом есть что то от оригинальной истории. В первом Декарт и Рейчел. Во втором атмосфера выжженной пустыни (так вот откуда она взялась! из книги).

А и да киберпанка в книге нет — всех этих китайских красных мигающих и неоновых вывесок, на рынках с их стряпней и в витринах магазинов, сверкающих в ночи на узкой оживленной улице, взломов компьютеров, в общем всего того что привнес Ридли Скотт в своем фильм Бегущий по Лезвию.

Но в книге есть своя атмосфера и свои достоинства. Правда она оставляет все же чувство великой грусти.

7/10.

Плюсы и минусы, с частичным раскрытием сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из плюсов —

- Атмосфера мира после масштабной ядерной войны. Пыль, песок. Разруха и опустение. Последствия радиоактивной пыли для людей.

- Оригинальные идеи — люди-андройды, секс с андройдом, прибор настроения, прибор религиозной симуляции (не очень понял что это и зачем, кроме общего принципа — приобщения)

- Расследование и постоянное движение (кроме линии Изидора, она менее интересная, но не менее трогательная). Нет воды.

- Фирменные диковские майндфак-моменты (вас обманули и все что вы знали до этого — ложь и обман — работа, жена и все остальное)

- Простой язык, быстро читается.

- Вскользь поднимаются философские вопросы — что есть человек и живое существо и не живое. Этим не тычут в лицо. Поданно органично.

- Любовная линия с девушкой-андройдом!

Минусы:

- Слишком простой язык, быстро читается. Хотелось бы больше прочитать об этом мире, и об этих героях. Хотелось бы наверное чуть более объемного и сложного языка, чтобы читалось ни как совсем уж подростковое пустяковое чтиво без изысков.

- Спорная линия с религиозной коробкой, и всем с этим связанным, в частности с восхождением героя на пыльную гору ближе к финалу. И те его бредовые речи в разговоре по телефону со своей секретаршей.

- Сама идея про владение НЕ домашними животными (лошадьми, баранами, козами) в городе, в многоквартирных домах вызывает смешанные чувства и кажется попросту чрезмерно наивной.

- Финальный бой с Роем Бейти — главарем группы сбежавших андройдов в книге — никакой, по сравнению с фильмом. Это и боем не назвать, одна сценка очень скоротечная и всё. Вызвала разочарование.

- В целом концовка открытая. Мы не знаем какие решения принял главный герой. Что с ним будет, с женой, с девушкой-андройдом. Не хватает продолжения.

- Действительно грустные моменты. Особенно убийство оперной певицы-андройда, которая хотела просто жить и заниматься любимым делом, и не представляла по описанию никакой опасности для людей.

- Оборванные и забытые сюжетные линии. Причем в таком то маленьком романе. Целый фиктивный полицейский участок из андройдов — забыт и Декарт даже не доложил о нем начальству. Как? Также безвестно со страниц исчезает и безжалостный но интересный персонаж — еще один охотник на андройдов из фиктивного участка.

- Всбирание на гору с закидыванием камнями в религиозном приборчике. Видения пророка Декарту. Раны от камней полученные в симуляции этого прибора отображаются в реальной жизни. И какая то нарисованная луна и небо где то. В этом приборе? Все это никак не объяснено.

- Вызывает грусть при прочтении.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После просмотра фильма Бегущий по лезвию 2049, причем в кинотеатре, решил прочесть оригинал, и скажу это шедевр! Нахожусь в полной прострации, настолько сильная вещь, даже объяснять и рассказывать нечего, это надо читать! Многое теперь стало понятным и логичным, тк после фильма было много вопросов, книга же является началом истории, продолжение которой показали в фильме Бегущий по лезвию 2049! Грусть и печаль и радость и уау, всё вперемешку, спасибо, Филипп Дик, получил удовольствие нереальное, ещё раз окунулся в ту атмосферу, зачёт!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю большинство творчество Дика, и долго подбирался к этой книге.

Однако.. разочарование таки настигло. Вроде как Дик пытался поднять философские вопросы сосуществования людей и машин, но вышло это как-то крайне невнятно. Ввод делириумных персонажей вроде Мерсера только еще больше запутал фабулу произведения.

В плане реалистичности есть бооольшие вопросы, ляпы и сомнения — даже диву даешься, как тот же автор мог написать гораздо более прилизанную «Вторую модель» которая косвенно, но затрагивает ту же тему.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Далекое (или нет?) будущее, где после ядерной войны большую часть человечества заставили переселиться на внеземные колонии (из-за последствий радиации, а в качестве дополнительного стимула — слуги-андроиды, сопровождающие людей на новых местах). Также почти все животные вымерли, а оставшиеся виды представляют большую финансовую и социальную ценность — иметь домашнее животное считается роскошью. Почему-то показалось странным, что человечество приходится ЗАСТАВЛЯТЬ переехать с полуразрушенной планеты на более пригодные для жизни земли, да еще и с бесплатной прислугой — было бы наоборот более логичным, если бы все сразу захотели сами улететь подальше. В такой постапокалиптической атмосфере в центре внимания — история Рика Декарда, охотника за головами, помогающего полиции отлавливать беглых андроидов, вернувшихся на Землю.

Лучше всего Дику удалось передать сложность определения наличия сознания у андроидов — здесь они практически не отличимы от человека, а идентифицируют их с помощью специальных тестов, например, самый практичный — проверка психологической реакции на те или иные события. В итоге главному герою не раз приходится задуматься о собственном разуме и поступках андроидов, преследуемых им. Часть романа, где Рик встречается со своим «братом по профессии» Филом Решом мне понравилась больше всего, здесь все персонажи становятся неоднозначными, теряется грань кто же есть кто на самом деле?

Вторая половина, наоборот, по большей части разочаровала, так как в основном связана с культом мерсеризма — религиозно-философского учения (больше смахивает на секту), последователи которого с помощью специального прибора «вселяются в тело» божества-мученика и вместе с ним проходят восхождение по горе, забрасываемые камнями. Имхо — такое себе развлечение. Подается это здесь как проявление способности к эмпатии и состраданию и помогает сравнить человека с андроидом, но я бы предпочел увидеть более приемлемую аллегорию для этого.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа, у меня сложилось впечатление, что автор сначала придумал первую половину романа — бодрый приключенческий фантастический боевик с неожиданными сюжетными поворотами, но не придумал сценарий после сцены в лифте и проверки Фила Рэша. Однако издатель, видимо, требовал от него формата полноценного романа, а не повести, из-за этого в оставшейся половине книги автор ударяется в философствования, преимущественно на религиозные темы. Словно это два разных произведения.

В первой половине романа нас старательно убеждали, что андроиды обладают теми же качествами, что и люди. Что они, возможно, даже лучше людей. Ведь каких людей нам уже показали? Рика Декарта, безжалостного истребителя роботов, и его невменяемую жену, с которой он, кажется, живёт просто по привычке, и какие-то чувства, если они были, давным-давно исчезли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или наслаждающегося убийствами Фила Рэша, кажется, не испытывающего никаких симпатий к кому-бы то ни было.
Да и вообще, есть ли у этих людей настоящие, неподдельные, чувства? Или все их чувства — результат работы «генератора Пенфилда», который магическим образом внушает людям любые эмоции, которые те выставят в его настройках? Ведь даже местная нездоровая любовь к немногочисленным выжившим животным явно принудительно навязана на социальном и законодательном уровнях.

Во второй половине автор резко начинает говорить полностью противоположное, выставляя андроидов редкостными гадами, у которых нет никаких моральных ценностей. И это, должен сказать, не выглядит так, будто мы увидели андроидов с другой точки зрения. Скорее это выглядит так, как будто нам демонстрируют других андроидов, злых, но есть и хорошие. Впрочем, во второй половине романа андроиды вообще отходят далеко на второй план, а на первый выходит тема Мерсеризма — местной религии, которой поклоняются все живые люди, и которую совершенно не понимают андроиды. И не удивительно, что они её не понимают, ведь понять её достаточно сложно даже читателям. Почему главный герой из вполне себе адекватного и рассудительного человека внезапно превратился в какого-то шизофреника? Почему он, в отличии от своей жены не являющийся особо религиозным и не часто пользующийся эмпатоскопом, ВНЕЗАПНО становится самым верным последователем местной религии? Лично я не увидел в романе никаких предпосылок к этому.

В общем и целом, на мой взгляд, роману остро не хватает логичности и целостности. И именно это основная его проблема. Вовсе не художественные ляпы в местном мироустройстве и сценарии. Не в том, что «невероятно продвинутый искусственный мозг Нексус 6» ни разу не демонстрирует каких-либо выдающихся интеллектуальных способностей. Роботы по умственному развитию, кажется, находятся даже ниже, чем несчастный Джон Изидор, который называл их гениями. Не в том, что посреди города находится

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
таинственный полицейский участок, населённый одними андроидами, о существовании которого никто не знает.
И не во многом другом. Ключевая проблема в том, что роман представляет из себя будто бы две разные повести, сшитые друг с другом белыми нитками.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общество патентованных лицемеров, которые безо всякого сострадания истребляют беглых рабов, биоандроидов-репликантов, за то, что те, якобы, не способны испытывать эмпатию.

Обыватели так носятся со своими зверушками, большой частью механическими, и так мало в действительности делают для сбережения оставшейся биосферы планеты, что быстро понимаешь: ими движет не чувство вины и не потребность заботиться о живом существе, а стремление подчеркнуть свой социальный статус. Животные стали большой редкостью после катастрофы, а что редкое — то и ценится.

Регулярные сеансы коллективной эмпатии лишь подчёркивают лицемерие, поскольку такая «эмпатия» бесплодна, она не приносит реальной пользы окружающим, особенно тем, кто нуждается в живом и деятельном сочувствии.

Вот такие впечатления остались от книги по прошествии лет. Даже если автор был бы не согласен с вышеизложенной интерпретацией ни по одному пункту.

На долю романа выпал неожиданный успех. В масштабах творчества Филипа Дика он не то, чтобы проходной, скорее даже входит в десятку главных. Но именно этот роман Ридли Скотт очень вовремя и очень удачно переиначил в духе набиравшего тогда популярность киберпанка.

Как и о всякой классической вещи, об «Электроовцах» можно рассуждать долго, только зачем? В других отзывах и так сказано слишком много.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень большое количество ляпов, недостоверностей и логических провалов.

Философские вопросы внятно и остро не поставлены. Читатель фантастики, уже будучи опытным, ставит их себе сам, потому что знает, про что тут может идти речь.

У меня сложилось впечатление, что роман сырой и недоработанный.

Тем не менее, этот роман — очень важная веха в развитии фантастики. Но с сегодняшних позиций представляет скорее исторический интерес.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх