Дж. Р. Р. Толкин «Легендариум Средиземья»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези | Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | С использованием мифологии (Кельтской | Скандинавской )
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Гномы | Эльфы | Драконы | Орки )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Джон Р.Р. Толкин, профессор филологии из Оксфорда, на протяжении более чем пятидесяти лет создавал цикл легенд о вымышленном мира Средиземья (Арды). Им были созданы языки народов этого мира (в основном эльфов), их мифы и история от сотворения мира демиургом Эру Илуватаром. Хотя при жизни Толкин опубликовал только два полноценных художественных произведения о своей вселенной — «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин Колец», значительная часть легенд Средиземья долго оставалась неизвестной широкой публике. Большинство историй, сочинённых Толкином, так и не были оформлены им в виде романов или повестей.
Кристофер Толкин, сын Джона, после смерти отца начал издавать его черновые записи в своей редакции. В 1977 был опубликован «Сильмариллион», основной сборник мифов и истории Средиземья. Впоследствии из эссе, набросков рассказов Джона Толкина и статей-комментариев Кристофера была составлена серия «История Средиземья». Эти книги, не являясь полноценными романами, тем не менее, представляют интерес для поклонников, раскрывая неизвестные подробности устройства мира и неканонические версии событий, не вошедшие в итоговые редакции книг. В 2007 году Кристофером была дописана до полноценной книги легенда «Дети Хурина».
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (444), английский (95), французский (1), молдавский (1), шведский (1), финский (1), латинский (1), литовский (1), эстонский (3), украинский (30), белорусский (6), польский (2), армянский (2)
- /тип:
- в планах (2), книги (522), периодика (13), самиздат (31), аудиокниги (17), графические (3)
- /перевод:
- Е.Лебедева (1), В. А. М. (13), А. Аникина (1), Э. Ару (2), Д. Афиногенов (2), В. Ашарин (1), А. Ашарина (1), В. Баканов (2), Б. Бальчене (1), Ю. Баталина (1), М. Белоус (1), З. Бобырь (5), В. Видеманн (1), М. Виноградова (7), М. Вокер (1), В. Волковский (12), О. Гаврикова (1), В. Гаврилов (1), Е. Гаврилова (1), А. Глебовская (1), Н. Григорьева (52), И. Гриншпун (1), А. Грузберг (14), В. Грушецкий (52), Л. Денисюк (1), Е. Доброхотова-Майкова (2), А. Дубинина (4), И. Забелина (2), А. Застырец (6), М. Каменкович (25), Л. Каминская (1), В. Каррик (18), А. Кистяковский (48), И. Комарова (36), М. Коренева (1), К. Королёв (46), Г. Кружков (3), И. Куликов (2), К. Курченкова (4), С. Лихачёва (20), Э. Макарян (2), И. Мансуров (2), В. Маторина (4), В. Матузова (1), Д. Могилевцев (4), А. Мокровольский (7), В. Муравьёв (99), О. Мыльникова (1), А. Немирова (26), Е. О'Лир (8), Е. Онищук (8), П. Парфентьев (1), П. Пекканен (1), Н. Печкин (1), К.С. Пирожков (1), Ю. Понедельник (1), Н. Прохорова (3), Н. Рахманова (37), Х. Раяметс (1), Л. Раянди (1), Т. Рязанцева (1), М. Скуратовская (1), С. Степанов (13), О. Степашкина (1), В. Тихомиров (56), И. Тогоева (2), Д. Туганбаев (1), Г. Усова (37), Н. Федорак (2), О. Фешовец (4), М. Фронц (2), Ц. Фронц (2), И. Хазанов (1), Б. Хальквист (1), А. Хромова (2), А. Цуркану (1), Н. Эстель (28), К. Юва (1), Е. Яхина (2), Л. Яхнин (23)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleg83tt, 8 августа 2024 г.
Только недавно добрался до самого лучшего автора по средней оценке и решил поделится своим мнением о вселенной Легендариума Средиземья.
«Хоббит, или Туда и обратно» на мой взгляд получился одной из самых интересных книг цикла. Автору удалось создать не просто роман в жанре фэнтези, а написать сказку, причем красивую, наполненную смыслом и наделенную достойными поступками и характерами, если так можно сказать в адрес истории. Кроме того, слушается легко и затягивающее, а значит, читаться будет, как минимум также. Оценка 7 баллов.
«Братство Кольца», «Две твердыни» и «Возвращение Короля» в отзывах и мнениях равных почти не имеют, поэтому, сильно расписывать не буду, но лично для меня оказались ниже среднего. По сравнению с «Хоббит, или Туда и обратно» романы наполнились более строгим повествованием, менее сказочным и светлым наполнением, а также определенной хаотичностью и блеклостью. Не скажу, что эти моменты сильно повлияли на итоговое мнение, но отсутствие ярких действий, затянутость сцен и эпизодов повествования уже в середине первой книги начали давить, из-за чего запал при прослушивании стал пропадать, что и повлияло на мои оценки. Дополнительно отмечу, что книги оказались интересней, чем одноименные киноленты, однако, общая оценка за трехтомник только 4 балла.
«Сильмариллион» на сегодняшний день является одним из лучших произведением в жанре фэнтези. Не хочу сказать, что все остальные романы должны быть похожи во внешней структуре, слогом или повествованием, но вот по наполнению, хотелось бы, так как это великолепная работа. Такого внутреннего взлета не получал давно и хочется написать несколько слов о вышеуказанной книге. «Сильмариллион» походит на некий сборник сказаний и/или историй, мифов и/или легенд, летопись и/или историю мира Дж. Р.Р. Толкина. Иногда казалось, что это своеобразная Библия Легендариума Средиземья, так как наполнение и посыл имеют сильную и жизненную структуру, а размах, масштаб и глубина поражают воображение, хотя изначально может показаться, что сказ идет о борьбе добра и зла, зарождении и принципов каждой из сторон. Книга наделена беглым описание, без сильных деталей и подробностей, будь то битва волка и пса, предательство владык и государств, союза света и тьмы или человеческой преданностью и властью. Она имеет нестандартные повороты и ходы, эпичность во времени длинною в тысячелетия, десятки действующих лиц и отличной атмосферой не только мира, но и вселенной в целом. Тут можно увидеть отсылки к Скандинавской и Греческой мифологии, правила жизни и свод законов общества, отсылки к современной религии и иные исторические события нашей Земли, но написано и подано все это, как и многое другое, просто шикарно. Роман будоражит мысль, ее хочется остановить и запечатлеть, так как она кажется верной, но, спустя каких-то несколько секунд приходит другая, которая кажется куда весомей и значимой той, что была совсем недавно. Рекомендую не только, как книгу цикла, но и как отдельно взятое произведение. Оценка 9 баллов.
«Дети Хурина» рассказывает о погибающих эльфийских королевствах и городе, предводителям которого является главный герой, не выдавший его (город) и в отместку проклятый. Его сын переживает множество приключений, в том числе встречая свою сестру, потерявшую память и не знавши этого, они играют свадьбу, а после снятия драконьих чар, они заканчивают жизнь суицидом, так как правда оказывается горькой. Книга является более жесткой, темной и тяжелой по содержанию и менее интересной, чем первый роман, но лучше, чем основной трехтомник. Оценка 5 баллов.
В заключении отмечу, что все книги автора просты и понятны, прямолинейны и неспешны, но вкус и послевкусие у всех разное. Для себя выделил интересные романы, а закончить хочу цитатами из «Сильмариллион», так как считаю ее лучшей книгой цикла и одной из лучших в своем жанре.
«Понимать сердца, но не покорять их…»
«Для малых, как и для великих есть дела, сотворить кои они могут лишь единожды, и в этих делах живёт их дух».
«Так скончался Белег Тугой Лук. Великий воин, искуснейший следопыт, вернейший друг, он пал от руки того, кого любил больше всех на свете».
«Жажда творить живёт в моём сердце с того мига, как ты сотворил меня; а дитя, мало понимающее промыслы отца своего, может играть, подражая его делам не в насмешку, а лишь следуя своей природе».
«Смерть людей настоящая. Приходит время, и они покидают Мир, поэтому имя им здесь – Гости, Странники. Смерть – их сужденный удел, Смерть – это Дар Творца, которому с течением времени позавидуют даже Аинуры. Но Мелькор и здесь преуспел, заставив людей страшиться Смерти, затемнив ее истинную суть…».
vadim309mail, 18 августа 2022 г.
Сразу скажу что я люблю этот цикл как литературное произведение, но скоро выходит сериал по его мотивам, и становится видно что для многих людей этот цикл является чем то большим, некоторым высказыванием объясняющим что такое добро и зло, чего там как мне кажется искать точно не стоит. Экранизации этой работы на большом экране, которые стремятся больше соответствовать действительности, обычно сопровождаются комментариями вроде «Зло не способно сотворить ничего нового, оно может лишь искажать и разрушать то, что было изобретено или сделано силами добра». Проблема для меня в том, что в этих работах никаких сил добра нет, есть, если позволите, какой-то моральный эскапизм, мир в котором добро и зло являются фундаментальными понятиями, где добро это основа а зло отклонение от нормы, где всегда можно сделать правильный выбор, где ничто не может тебя принудить сделать неправильный выбор. Проблема в том что это не имеет ничего общего с нашем миром и, чтобы поверить в эту историю, надо очень аккуратно не замечать многие моменты, что не сложно — это хочется делать, хочется верить что за всем этим кроется какой-то смысл, что-то что говорит о нас и нашей жизни. Далее постараюсь аргументировать.
Зло в этих произведениях почти всегда безлико, это что-то не имеющие личности и потому не имеющие ценности. Это либо орки и остальные чудовища, которые скорее машины, либо люди которые так или иначе подчинились злу, никогда не те кто действительно верит что выступает на правильной стороне. В мире Средиземья есть загробная жизнь, но что происходит с теме же орками мы не знаем, однозначно мы даже не знаем откуда они появились. Из грязи и веток, а может оскверненные эльфы, в любом случае никакой самостоятельной ценности их существование не имеет, их убийство не является чем-то плохим. И это очень странно. Профессор воевал в первой мировой, его сын и соавтор во второй, и все равно, образ врага соткан из пропагандистских штампов — жалкая, трусливая толпа жестоких и бездумных существ не имеющая собственной воли и представляющая угрозу лишь из-за своей хитрости и воровства у нас.
Второе, зло оно зло само по себе, у него нет достойной мотивации. В качестве мотивации нам предлагают жажду власти и подавления других. И это работало бы, будь главным злом Средиземья люди, но это Мелькор, Саурон, Саруман, Балроги и остальные. Они принимали участие в сотворение материального мира. Но потом, по какой-то причине, Саурону захотелось помыкать, унижать людей — принял участие в сотворении вселенной, но потом захотелось построить себе крепость и корону. Да, был момент с тем что Мелькор имел свое видение мира и хотел его воплотить подавив представления других, вместо того чтобы дополнить их. Но этого же нигде не показано, оказалось что он только разрушает, искажает.
Прогресс, реальный прогресс, который неизбежно означает что что-то будет оставлено в прошлом, что-то будет уничтожено, воспринимается как зло. Нолдоры, эльфы-ремесленики, подняли бунт, Саурон принадлежал к свите бога-кузнеца Аулу, гномы копали слишком жадно и слишком глубоко, а Саруман в явном виде делал ужасные вещи для условного «прогресса» — вырубал леса, создавал новые виды орков и оружия. Создание чего-то нового у Толкиена конечно не всегда плохо, но относится это в большей степени к эльфам и то что создается обязательно должно быть красивым, произведение искусства, некоторый акт чистого творения. Но эти творения практически всегда бесполезны — ярчайший пример, в прямом и переносном смысле, эти сильмариллы. Не хочу показаться занудой, но там вроде раннего средневековья, и людям для жизни нужны машины, или так или детская смертность в 30%.
Силы же добра по сути существуют лишь как отражение зла, ни на что кроме сражения со злом они не способны, за пределами этого только эгоистичное, гедонистическое существование. В мире средиземья есть бог-творец, который хоть и практически не вмешивается, гарантирует что так или иначе победа будет за добрыми силами. При этом его существование для обитателей этого мира скорее факт чем вера. Есть загробная жизнь, так что смерть тоже не так страшна. Эльфы так и вовсе не покидают пределов Арды даже после смерти. Все эти свободны народы, великие королевства живут своей жизнью, то что там где-то есть орки, которые вроде как были эльфами, и которых вроде как контролируют, то что им бы помочь, что есть вестерлинги и так далее. За ошибки правителей расплачивается весь народ, хотя народ никого не выбирал и так далее. Мелиан с Тинголом пятьдесят лет за ручки держались, пока где-то эльфов ловили и в орков превращали.
В общем, быть хорошим всегда можно, это вопрос выбора который всегда есть, а зло оно все заслужило, у него и личности нет, вообще не важно что там с ними. Но это все неправда. Позволю себе претенциозное, чересчур образное и слишком абстрактное заключение. В реальном мире люди не Арагорн или Фродо. Мы скорее орки, не знающий откуда пришли и куда уйдем, наши близкие это не Сэм а скорее другие орки. Помочь и направить нас тоже некому, потому есть только другие орки, которым тоже так себе.
Так что формировать свои представления о добре и зле из этих книг не стоит.
P.S. Еще раз, мне нравятся сами книги, проблема в том, что некоторые люди находят в них и как это влияет на их взгляды на реальный мир.
tolstyi1010, 24 февраля 2021 г.
Легендарный фэнтезийный мир придуманный профессором Толкином. Просто грандиозная работа проделанная автором. Продумать все до таких мелочей. И хотя большинству читателей на ум приходят только повесть-сказка «Хоббит, или Туда и обратно» и трилогия «Властелин Колец», мир Средиземья включает в себя множество событий происходивших как до упомянутых произведений, так и после.
Я не фанат Легендариума. Из основных произведений читал только «Хоббит» и «Властелин Колец» (от чтения которых я получил истинное удовольствие и с которых и началось мое знакомство с жанром фэнтези), а также «Сильмариллион» и «Дети Хурина» (от которых я не в восторге), но это не мешает восхищаться проделанной автором работе и продуманному миру.
ItachiCelentano, 26 декабря 2022 г.
гениальный автор, все-таки. благодаря ему я узнала, кто я
Bizon, 30 декабря 2012 г.
Первую часть прочитал году в 89-90, а потом долгое время искал продолжение. Тяжеловато было с такими книгами в то далекое время. На поиски второй части ушло года два. А третью книгу прочитал уже по окончанию школы. Классика она и есть классика. В то время собираясь с друзьями думали, можно ли снять фильм по этой эпопее, и в голове не укладывалось кто бы мог это сделать. Потом читал некоторые литературные исследования о мире Толкина, его связи с мирами Льюиса. Гениально продуманный мир на основе эпоса нескольких народ, в частности кельтов и ирландцев. Толкин положил начало жанру фэнтази с детально проработаными мирами, картами, своими языками, историей. И оказал глобальное влияние на мировую литературу. При этом не ставилось цели заработать денег. Сомневаюсь, что есть те кто не читал Толкина. Последующие произведения мастера читал именно ориентируясь на автора. И хоть не особо люблю поэзию, проникся и ею, хотя представляю как тяжело перевести на русский язык было. Твердая 10.
alex2, 19 декабря 2007 г.
Я не считаю, что у меня есть полное право писать отзыв на весь этот огромный цикл. Слишком мало из него я прочёл. Но всё же... Даже того, с чем удалось познакомиться, мне хватило, чтоб с благоговением представить всю грандиозность авторского замысла! Итак — создан целый мир. Мир, глубина и продуманность которого поражают и изумляют. Мир — вместе с обитателями, языками, коими они пользуются, мифологией, которую, впрочем трудно разграничить с историей этого мира. Создан Демиург и его антагонист, а также весь пантеон богов. Пробуждены к жизни различные народы и тщательно обдуманы отношения между ними на протяжении всей истории этого мира, мотивы, желания и склонности каждого народа в его существовании. Показаны моменты величия и падения этих народов в истории, исход прошлого и изменение мира.
Отдельно хочется сказать о языках обитателей этого мира. Пускай не для всех читателей это кажется очень уж важным, но меня поразило то, как были исследованы эти самые языки на предмет их развития, взаимосвязей и изменений с течением времени. И это в придуманном мире!
Я был настолько поражён, что не мог поверить в то, что такой мир мог создать один единственный, пусть даже очень талантливый человек.Не может быть, чтоб идея этого мира пришла в виде мгновенного озарения, сразу такая глубокая, разносторонняя и продуманная!
Оказывается, автор отдал этому миру очень большУю часть своей жизни, и, уж так мне кажется, бОльшую часть души. Конечно, это не сделало его затворником и нелюдимом, и в научном мире он известен ещё и как весьма значительный учёный, и помешать любить свою семью это тоже не смогло.
Своему появлению Средиземье обязано тому, что увлечение юности Толкина — придумывание своих собственных языков — стало страстью его жизни. И тогда было решено создать мифологию мира, в котором бы говорили на придуманном им языке. Это был Квэниа — язык Вышних Эльфов... Вот так, от языка — к миру. Да ещё к какому!...
Ещё в молодом возрасте Толкин начал создавать мифологию Арды. Сейчас она известна нам под названием «Сильмарильон». Скорей всего, делалось это только для себя, ведь при жизни Автора она так и не издавалась.
А «Хоббит» — это ведь ни что иное, как сказки, которые Толкин сочинял для своих детей! И ведь были-то они как раз о приключениях этих самых детей в мире, придуманном их отцом, только в нём дети стали чудесным маленьким народцем — хоббитами — весёлыми, беззаботными, но такими крепкими и несгибаемыми в роковой момент. Именно такими хотел видеть автор и своих детей. Поэтому «Хоббит» и кажется как-то более по-детски написанным. Но эта книга была с восторгом встречена как взрослыми, так и детьми. Ведь тогда, в страшном предвоенном 1937-м, когда мир застыл в ожидании войны, людям так не хватало простых светлых историй!
Замысел рассказать историю Великого Кольца автор имел уже тогда. Но посмотрите, сколько времени создавалась книга! И можно ли говорить, что время было потрачено зря?
Ах, как многие из нынешних авторов кропают по несколько книжек в год.Пройдёт пара десятилетий — и про них вместе с их книгами мало кто будет помнить, кроме завзятых библиофилов.А Толкин и его великие творения не забудутся, уверен.
Сейчас, благодаря сыну Толкина, придуманный им мир расцветает всё новыми и новами красками.Его история становится полней и подробней.Хочу надеяться, что перевод книг «Истории Средиземья» будет продолжаться.Конечно, это — уже для тех, кто является искренним почитателем гения Профессора и созданного им мира.Но «Хоббита» и «Властелина» надо бы прочесть обязательно.Возможно, вы, как и я, откроете для себя новый мир.Мир прекрасный и живой, сказочный, но в то же время — такой реальный.
Aimless, 18 мая 2014 г.
Легендариум — да! это именно то название которое подходит.
Проработка мира настолько эпична, прекрасна и грандиозна что ты начинаешь изучать этот мир полностью до мельчайших подробностей...и когда у тебя складывается вся картина (все 4 эпохи), то у тебя просто нет слов чтоб описать насколько все это круто.
Про Толкина столько уже сказано хорошего, что думаю тот кто читает этот отзыв должен перестать его читать и сесть за Хобита и Властелин Колец.)
Мисс Марпл, 8 мая 2008 г.
Может,я и повторюяюсь,но это другая реальность. Толкиен-не просто писатель,настоящий Демиург. Всю свою жизнь он прожил в Средиземье,от первой Песни и до последней. Современные авторы могут закрутить интригу,много филосовствовать,сочными мазками обозначить характеры героев,но придумать новую реальность со всеми её аспектами-такое дано лишь одному. Интересно наблюдать,как развивался мир Толкиена,затягивая автора и читателей. Языки,сказания,сотворение и конец,расы,династии,потрясающе проработанная топография,политическое устройство,экономика-мир Профессора порою более реален,чем наш с вами. Тем любопытнее узнать,что первым опубликованным романом о Средиземье был «Хоббит»,в котором все вышеперечисленное практически незаметно.«Властелин колец»-великая эпопея,история о людях,их страданиях и радостях,история о силе,любви,самопожертвовании,вере и искушении могуществом и властью. Великий роман(ибо делить его нет смысла-его структура совершенна)-художественное произведение,в котором философия,характеры.слог,фабула и мир сплелись в единое завораживающее полотно-и мир не выходит на первый план. Наиболее полно постичь Средиземье,весь гений демиуржьего таланта автора можно в статьях и набросках,но личше всего в монументальнейшем Сильмариллионе.
Средиземье-величайший мир в фантастике и фэнтези. «Властелин колец»-один из величайших романов мировой литературы. «Хоббит»-одна из лучших авторских сказок. Простой десятки тут явно недостаточно.:pray:
garuda, 27 февраля 2011 г.
Отойду от своей привычки комментировать только свежепрочитанные вещи. Скажу только, что с этого произведения началось моё увлечение фантастикой. Это как первая любовь — абсолютно незабываемо и накладывающее отпечаток на всё последующее. «Золотой стандарт»....
Paganist, 22 декабря 2008 г.
По-моему, никто не создавал такого цельного и реального мира. И вряд ли создаст.
Согласен, многие миры могут быть интересней, совершенней, продуманней, проработанней, но... чего им всегда будет не хватать — той самой эпичности, которая делает вымышленный мир не иллюзией, а параллельной реальностью.
И если к произведениям Толкиена так часто возвращается великое множество писателей, читателей, критиков, других деятелей искусства, то, наверное, чего-то да стоят произведения старого профессора Оксфорда!
Этот мир Средиземья всегда живёт в душе. И к нему всегда возвращаешься. Как домой.
Darinella, 9 апреля 2009 г.
В общем-то, хорошо, что Дж.Р.Р. был именно первым писателем, который четко обозначил те самые границы жанра «фэнтези» — волшебной сказки. Его труд — огромный, непревзойденный по проработанности и глубине — создавался совсем не для того, чтобы заработать денег. Как настоящий ученый, Толкин писал «Легендариум» именно ради него самого, ради науки, ради понимания и знаний. Можно ругать эти книги, можно их игнорировать, можно хвалить и читать, можно сходить на них с ума, бегая по лесам с луком и стрелами или изображая из себя назгула — важно одно. Именно эта потрясающая мифология есть главная заслуга ПРОФЕССОРА Толкина. Ну а «Властелин Колец» — это в первую очередь заслуга Толкиена-писателя. Огромно значение его книг именно для науки филологии, понимания истоков английского языка, на котором говорит сейчас половина мира — вот главная цель этого титанического труда.
Vint76, 11 декабря 2008 г.
Прочитал из Толкина далеко не всё, только основное, т.е. романы. На мой взгляд немного нудновато написано.
Вместе с тем всей серии моя твёрдая 10. Ведь в этих произведениях целый мир, со своими народами, странами, обычаями, до сих пор из писателей никто так подробно не проработал свои виртуальные миры. Про то, что благодаря Толкину, эльфы теперь во всех упоминаниях в литературе не маленькие существа живущие в цветах из мифологии старой Британии, а прекрасные телом, высокие и благородные создания, вообще промолчу. Про гновов и прочих тоже не буду распинаться.
ТОЛКИЕН-СРЕДИЗЕМЬЕ — ЭТО ЛЕГЕНДА !
Вот за создание этой легенды, за кропотливый многолетний труд +10
ulika81, 28 ноября 2008 г.
За исключением эссе, истории средиземья и того, что на русский язык не переводилась, прочитала почти все. Супер. Очень люблю. Мне кажется, те, кому цикл показался скучным, не заметили, что Толкиен не рассказывал просто истории о Средиземье, он создавал мир Средиземья, а описание мира включает в себя подробности, которые могут показаться кому — то излишними и скучными: о природе, об истории и языках и т.д. Влестелин Колец, бесспорно, центр этого цикла, но... Когда я прочитала Сильмариллион, у меня в прямом смысле «снесло крышу». Я читала, что Толкиен хотел создать литературную мифологию, но не представляла, что можно выдумать настолько подробный, продуманный мир: его мифологию, «богов и героев», географию, языки, начало письменности, историю, хронологию. А генеалогии различных семей и родов! По одним только этим схемам можно понять, как автору, то есть Толкиену, все это нравилось — без этого ничего похожего написать, я думаю, было бы просто не возможно. И создавал он этот мир, собственно, в первую очередь для себя... Поэтому не удивительно, что Толкиен кому — то не нравится. просто немного жаль...
квинлин, 14 декабря 2007 г.
Проработаннейший мир, который мне приходилось видеть. Здесь всё на своих местах. Здесь в самих именах -великий смысл. Здесь — свой собственный язык, которому не хватило самую малость, чтобы быть признанным «международным», хотя неофициально он уже им и стал. Ведь язык, придуманный Толкиным, стал символом тех, кто ещё не потерял способность мечтать и фантазировать, сопережевать героям, ставить себя на место маленьких хоббитов, которым предстоит идти к Горе с величайшей ношей; Феанора. великого творца, готового на всё ради возвращения своих творений; эльфов, которые идут на зов Моря; гномов, для которых нет милей гор, металлов и камня ничего на свете; людей, которые противостоят великому злу; Эарендила, который дарит надежду всем странникам; Лучиэль, которую до сих пор вспоминают за её чудесный голос...И многих, многих других...Разве же это не прекрасно?
SwiD, 2 апреля 2008 г.
Толкин прочно занял достойное место в мировой литературе. Занял его вполне заслуженно. Придуманный им мир заслуживает как минимум наивысшей оценки! Это не просто культурное наследие, это — шедевр поразивший сердца и души множества людей!