В дофантлабовскую эру (середина 90-х- начало 21 века) я серьёзно увлекался историей и статистикой футбола, регулярно участвовал в спортивных викторинах от разных СМИ ("Спорт-экспресс", "Мой футбол", "Радио России", "Радио Спорт", "Мировой футбол", "НТВ") с призами и, как правило, входил в число призёров. А сейчас решил и сам провести небольшой конкурс, посвящённый чемпионату мира.
Когда в 1978 году в Аргентине проводился чемпионат мира по футболу, то Борхес написал, что собирается "переждать эту напасть за границей". Но это отношение к футболу разделяли далеко не все коллеги знаменитого писателя, многие литераторы писали о футболе с удовольствием. И писатели-фантасты не остались в стороне. Футбол упоминается во моих фантастических и сказочных произведениях, я постарался выбрать довольно известные. Конечно, сейчас, в век Интернета, искать ответы намного легче, но, думаю, многим будет интересно проверить свою память и смекалку без помощи сети. Да и ничего плохого нет в том, что человек воспользуется поиском. В любом случае — это возможность вспомнить ещё раз об интересных книгах.
Выбирайте один из вариантов ответа. И присылайте в личку ответы на все 10 вопросов. Чтобы было интереснее, я вручу победителям через неделю (их будет двое, выбранных по жребию из числа правильно ответивших) хорошие книги — и . Право окончательного решения по спорным вопросам (неоднозначность толкования ответов, спорные моменты по срокам и призам и т. п.) оставляю за собой.
1. С каким счётом в повести Кира Булычева "Путешествие Алисы" закончился проводившийся на Луне футбольный матч на кубок Галактического сектора "Земля" – "планета Фикс"?
1. 1-1
2. 3-1
3. 4-0
4. 1-2
2. В повести С. Ярославского (Аркадия Стругацкого) исправившийся пират Двуглавый Юл увлёкся на Земле новой разновидностью футбола, "футболом без ограничений». Вратари здесь могли бегать по полю, взвалив ворота на плечи, в игре могли принимать участие зрители… Как называлась эта игра?
1. Футбол Микаловица
2. Футбол Малевича
3. Футбол Модрича
4. Футбол Михайловича
3. В сатирической повести Николая Елина и Владимира Кашаева "Жертва Бермудского треугольника" футболист команды "Трикотажник", совершавшей турне по Южной Америке, Олег Ямщиков после "нарушения режима" был отправлен домой, но вместе с самолётом оказался затянут в районе Бермудского треугольника в антимир. В антимире всё наоборот, но здесь тоже существует футбол и проводится чемпионат. Какая проблема особенно беспокоит местных болельщиков и специалистов?
1. Засилье легионеров из параллельного мира
2. Низкая результативность
3. Команды слишком много забивают
4. Грубость на поле
4. В рассказе "Талантливый футболист" спортивного журналиста и писателя-фантаста из ГДР Гюнтера Теске в состав команды-аутсайдера приняли нового игрока, который прежде никогда не занимался футболом. Новичок, однако, учился прямо на глазах и в первой же официальной игре помог своей команде победить со счётом...
1. 14:0
2. 21:0
3. 7:0
4. 3:0
5. Повесть "Приключения Лана и Поуна" Владимира Санина. Попавшие в далёкое прошлое московские школьники обучают первобытных людей разным видам спорта и проводят Олимпийские игры. Главной изюминкой игр стал первый в истории футбольный матч между "Мамонтами" и "Буйволами". По ходу матча вратарь "Буйволов" был наказан сразу тремя пенальти за одно нарушение. Что он натворил?
1. Укусил форварда другой команды
2. Огрел палицей судью
3. Сорвал набедренную повязку, празднуя гол своей команды
4. Сдвинул штанги
6. Нестареющая классика. "Старик Хоттабыч" Лазаря Лагина. Во второй редакции книги на стадионе присутствует сосед Вольки по дому Евгений Захарович, ярый болельщик, даже кота своего назвавший в честь знаменитого вратаря. А кота звали...
1. Хомич
2. Планичка
3. Бартез
4. Таффарел
7."Нужна свободная планета" Кира Булычева.
На родной планете Гнеца-18 есть игра очень похожая на футбол — цукенол, но из-за перенаселённости число игроков пришлось уменьшить — с десяти до...
1. Трёх
2. Двух
3. Семи
4. Пяти
8. В юмористическом рассказе Сергея Дика "Матч века" описывается проходящий в середине 21 века товарищеский футбольный матч. Обе команды активно используют ЭВМ и радиосвязь. Какие команды встречаются в матче?
1. "Реал" и московский "Спартак"
2. Сборная Бразилии и сборная СССР
3. Московский "Спартак" и "Васко да Гама"
4. "Арсенал" и московское "Динамо"
9.
цитата
— А что делать нам, если нас растерзал дикий зверь? — спросили те, которых растерзал дикий зверь.
На это колдун ответил:
— Ничего не поделаешь! Если вас растерзал дикий зверь, остается прыгать на одной ножке и гонять собственную голову.
Стали они прыгать на одной ножке и гонять собственную голову, в результате чего научились играть в футбол.
В какой книге приводится эта версия происхождения футбола?
1. "Фердинанд Великолепный" Л. Е. Керна
2. "Муфта, Полботинка и Моховая Борода" Э. Рауда
3. "Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт" В. Незвала
4. "Академия пана Кляксы" Я. Бжехвы.
10. Почему через сорок минут был прекращён футбольный матч роботов в рассказе Э. Либенци "Туристы астроклуба"?
1. Батарейки сели
2. Зрители потеряли интерес к матчу
3. На поле осталось всего два игрока — роботы-вратари обеих команд, остальные уничтожили друг друга в ходе матча.
Рассказ одного из самых заметных мастеров "серебряного века" Фёдора Сологуба (1863-1927) Тени (1896), публиковавшийся также под названиями "Свет и тени", "Тени и свет".
Творчеству Сологуба вообще свойственна болезненность: семейно-бытовая история мальчика, который увлёкся книжкой о примитивном театре теней и стал плохо учиться в школе, записанная тёмным пером мастера, превращается в мрачный социальный рассказ о бесцельной трате жизни, эскапизме, попытке спрятаться в собственном мирке и невозможности из него выйти ("везде стены"). Рассказ тяготеющий к хоррору. Теневые фигуры предстают щупальцами извечной тьмы, пиявками, вытягивающими из людей жизнь и надежду.
И безумие кажется желанным и блаженным.
Рассказ включался в антологии "мистики серебряного века", хотя к мистике он имеет лишь косвенное отношение. Но описания теней и ощущение безысходности заставляют вспомнить о "Двойной тени" Кларка Эштона Смита. Во всяком случае, у меня история Сологуба вызвала эмоциональные ассоциации именно с этим выдающимся рассказом.
цитата
Мама прошлась несколько раз по комнате. Она заметила, что за нею на полу движется ее тень, и — странное дело! — первый раз в жизни ей сделалось неловко от этой тени. Мысль о том, что есть тень, беспрестанно приходила ей в голову,- но Евгения Степановна почему-то боялась этой мысли и даже старалась не глядеть на тень
А тень ползла за нею и дразнила ее. Евгения Степановна пыталась думать о другом,- напрасно.
Она внезапно остановилась, бледная, взволнованная.
— Ну, тень, тень! — воскликнула она вслух, со странным раздражением топая ногами,- ну что же из того? что же?
И вдруг сразу сообразила, что глупо так кричать и топать ногами, и притихла.
Она подошла к зеркалу. Ее лицо было бледнее обыкновенного, и губы ее дрожали испуганной злобой.
"Нервы,- подумала она,- надо взять себя в руки"
Традиционно — мой фан-арт (точнее — эскиз для фан-арта).
"Тень является как бы душой всех вещей, проекцией их глубокой внутренней сути, проявлением скрытых значений" (С. Грабинский).
Рассказ Елены Щетининой, современного российского писателя-фантаста и критика, Лягушка прожорливое брюшко (2016).
Рассказ опубликован в антологии "Самая страшная книга 2017", а затем в антологии "Самая страшная книга: Лучшее".
Если депрессивный Сологуб превратил в кошмар историю о нерадивом ученике — Носов или Драгунский написали бы на эту тему весёлые повести о пионерах, помогающих товарищу встать на путь исправления, — то Щетинину вдохновила на жуткий рассказ строчка из детской песенки.
Недавно я писал о "Веерном отключении" Алексея Провоторова. Рассказ Щетининой — ещё один прекрасный пример "хоррора спальных районов", "хоррора квартирного". Ужас таится в самых обыденных вещах и действиях. События в таких произведениях происходят на ограниченном пространстве — "ареной" становятся знакомые всем типовые "двушки", "трёшки" и "однушки", детские площадки, однообразные дворы спальных районов (уже только в этом однообразии скрываются семена хоррора) и автору остаётся только бросить все силы на создание атмосферы. Жуткий рассказ. Тревога за ребёнка перерастает в паранойю и оборачивается неожиданным финалом.
цитата
И тут раздался звонок.
Громкий, особенно в тишине крепко спящего дома, он истошно трещал, визжал и переливался.
– Те-е-е-етьли-и-и-ис! – захныкал за спиной невесть откуда появившийся Кирюша.
Он стоял, закрыв уши руками, и раскачивался из стороны в сторону.
Всю стену рядом с входной дверью закрывал самодельный шкаф-купе, сделанный, видимо, еще в нищие девяностые каким-то местным умельцем. Именно оттуда и доносилась разрывающая голову трель звонка.
Алиса притащила из кухни шаткий колченогий табурет и вскарабкалась на него. С трудом удерживая равновесие, она стала выкидывать с антресолей пустые обувные коробки, какие-то тряпки, старые резиновые перчатки – весь тот мусор, что копится годами до первого же переезда, затем любовно пакуется «на всякий случай» и в итоге остается единственным, что достигает нового места жительства без потерь.
Наконец она добралась до дребезжащей (казалось, что та даже ходит ходуном) белой коробочки и, вцепившись, рванула на себя. Трель захлебнулась, из распотрошенной дырки в стене расщеперились разноцветные проводки.
– Ну вот и все, – тяжело дыша, сказала Алиса Кирюше. Сама она не очень верила этим словам, но упорно повторила: – Ну вот и все.
Одна из лучших песен "Наутилуса" и Кормильцева "Всего лишь быть". Песня о рефлексирующем поэте, который устал от житейской мышиной возни, от одноразовой любви. Он хочет просто быть самим собой, просто жить, без опутавшей жизнь паутины фальши. Песня с легендарного альбома "Разлука" (1986).
цитата
я могу взять тебя
быть с тобой
танцевать с тобой
пригласить тебя домой
у меня есть дома рислинг
и токай
новые пластинких
77-й "AKAI"
твой мускус мой мускул
это так просто до утра вместе
но я уже не хочу быть мужчиной
но я уже не хочу
это так просто
я хочу быть
всего лишь...
Так в авторской орфографии — без знаков препинания.
В детстве мне больше нравились другие песни "Нау", более дерзкие, бунтарские. Но с возрастом тянет к философии и я всё больше стал ценить песню "Всего лишь быть". Долгое время я никак не мог разобрать слова. Сначала понял про "рислинг и токай", потом — про акай. Но решил, что это видак. Видак — это было очень круто и им вполне можно было гордиться. И лишь несколько лет назад полез в Интернет и узнал, что такое "семьдесят седьмой акай". Это крутой японский катушечник. Akai GX-77. Выпускался в начале 80-х и стоил, как мне сообщила статья на хабре , 128 тысяч йен, а на "чёрном рынке" в СССР — не менее тысячи рублей. Деньги огромные! Герой песни был очень небедным — по советским временам — человеком. Но счастья ему это не приносило.
А вот и "семьдесят седьмой акай".
Красавец! Когда я впервые слушал песню, то мечтал о японском двухкассетнике и не смог бы оценить в полной мере прелесть 17-киллограммового катушечника. Но сейчас — смотрю на фото и любуюсь. Немного жаль, что время бобин ушло. И даже Миа Уоллес не смогла вернуть к ним интерес.
Нашёл такое фото с Интерпресскона-2011. Не пойму, что написано на дипломе, но, как я помню, этим дипломом Фантлаб был отмечен. Подпись Б. Стругацкого различима. И Сидоровича, кажется.
А сам приз я просто подержать взял. Не помню уже, кто им был награждён.