| |
| Статья написана 2 августа 2009 г. 14:56 |
После сборника Олдей поймал себя на мысли, что к фэнтези у меня оказалось претензий меньше, чем к фантастике или магреализму. Не правда ли, созвучно с горячей темой форума? Попытался проанализировать этот факт и отметил одну особенность. Фрагмент этих размышлений был приведен еще в отзыве на сборник, а вот теперь развернутые рассуждения. Итак, с середины прошлого века мы живем в эпоху постмодерна, причем это выражается не только в романах в стиле постмодернизма (Эко "Имя Розы", Пелевин "Жизнь насекомых", "Generation П") или фильмов с цитатами ("Хранители", "Реальная любовь"), но и сама наша жизнь сплетена из множества мелочей прошлого — анекдотов при Чапаева и Штирлица, и более поздних — про Путина и "Матрицу", из СМИ, из типовых шаблонов личностей, культивируемых этими самыми СМИ, а главное — из Интернета, к которому в настоящее время имеют отношение подавляющее число людей и таких становится больше и больше. А что такое Интернет — если не среда постоянного цитирования и гиперссылок? Итак, постмодерн — это наша реальность. Теперь давайте представим фантаста, который пишет, скажем, о событиях 2020-го года, причем выстраивает линейный сюжет так, как будто нашей с вами сегодняшней многомерной реальности никогда не было, т.е. пишет фантастику 18-го, максимум 19-го века, когда космические корабли "бороздили большой театр" и никто слыхом не слыхивал про интернет и средства управления массовым сознанием. Получается нонсенс. А много ли авторов в наше время пишут с учетом этой сложной многомерной реальности? Вот в рассказах Олдей — "Где твой отец, Адам?", — где по сюжету постмодерн должен бить фонтаном мы видим бледный вялый линейный сюжет. Итак, под ударом оказываются все произведения о реальности и фантастика о ближнем и далеком будущем, потому что просто так выбросить сегодняшний гипер-бардак и снова вернуться к феодальному строю и обезьяньей простоте доброго бластера, — признак писательской слабости. Известен характерный пример. Когда Уэллс изобрел свою машину времени, он был вправе писать о невероятном чуде. Пока читательская масса еще не была пресыщена этими машинами времени многим авторам также удавалось "въехать" с удивительным изобретением. Но посмотрите, даже сейчас находятся писатели, которые закрывают глаза на многолетний опыт взаимодействия с машинами времени, пусть машины были вымышлены, но опыт-то — самый настоящий. То же самое — с фотонными звездолетами, черными дырами, параллельными мирами. Удивляться уже нечему, нужно методично обобщать, отталкиваться от прошлого опыта, а не замещать работу мысли — маханием луч-саблями, пальбой из бластеров, войнами телепатов, очередным оживлением зомби и т.п. Это касается реализма, магреализма и фантастики, пусть даже не научной. Другое дело фэнтези, которое претендует скорее на прошлое — когда-то много много лет назад..... Да, в те времена, когда жили "простые люди с палочками в носу, которые не задавали много вопросов, потому что формулировать не могли", а также простые эльфы, очень несложные гномы, простенькие некроманты, и все проблемы решались на мечах и в поединках. Да, тогда еще не было никакого интернета, никакой сложности, никаких гиперссылок, и вот фэнтези на самом деле оказывается возможным писать "по-старинке" — линейно, без гиперструктуры. По крайней мере, глаз не сравнивает с реальностью, и не происходит недоуменного недоверия к автору. Вот только в этом случае, мы приходим к неутешительному выводу — фэнтези опять же писать "проще", и еще фэнтези — это не отражение реальности (как это было с "Властелином колец" в свое время), а лишь бегство от реальности в те стародавние обезьяньи времена.
|
| | |
| Статья написана 2 августа 2009 г. 01:54 |
Больше, чем "паутины" Шелли друг мне рекомендовал Олдей, потому дочитав киберпанк я взялся за оставленный мне для ознакомления другом томик Олди, "Ваш выход", и вот — впечатления о моем первом знакомстве с флагманами русскоязычной фантастики — Громовым плюс Ладыженским. Общие впечатления. Хорошо написано. Стиль ровный, грамотный, затягивающий, сюжет выстроен, заставляет читать до самого конца, но... неглубоко как-то. От "флагманов" ожидал большего. Примерно половину книги, даже чуть больше — читал как чтиво хорошего качества, и только последние повести произвели более благоприятное впечатление. Чего не хватает: густого насыщенного текста, как следствие, — глубины, межуровненвых переходов, из-за чего интересные сюжетные находки оказываются не такими объемными и богатыми. По существу
Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой Поставил 8 за стиль и 6 за сюжет. Очень много претензий. В итоге — 7. Лучше Фрая, но "не айс". Плюсы: интересная концепция переходов — повествование -> сцена спектакля (со стороны). Вот собс-но и все. Минусы: вторичность. Герой-маньяк разыгрывающий пьесы: Джокер из Бэтмена, маньяки из голливудских фильмов, "Парфюмер"... Сам сюжет: некоему театралу (наполовину) попадает в руки артефакт — Шар в шаре. Этот артефакт заставляет героя чувствовать желание доиграть жизненную сцену до конца — т.е. до смертельного исхода, а именно, добить кого-нибудь из окружающих. Он борется более или менее успешно с этим деструктивным желанием, хотя каждый раз очень сожалеет, что не удается кого-нибудь, наконец, "добить". Т.е. не удается сделать сцену пьесы (воображаемой) идеальной. От шара избавиться невозможно, только передать кому-либо вместе с этой страшной способностью или умереть, через некоторый срок бороться с шаром станет невозможно и герой (уже маньяк) будет арестован или убит, как и многие до него, те, от кого и достался Шар герою. Знахари и маги помочь не могут. Сопливый болван требует от героя своей "доли" наследства (а Шар — все наследство героя и есть), герой "толкает" ему опасную игрушку и стучит милиции, что такой-то такой-то может убить кого-нибудь. Парня сажают. Занавес. Глубины нет. Откуда взялся шар? Каким образом этот артефакт связан с низменными человеческими инстинктами, историей, потребностями и тп? Много театральных "деталей" — из чего видно, что авторы имеют отношение к театру и спектаклям. Финальный вопрос: о чем рассказ, а точнее — ради чего написан? Герой поставлен перед выбором — продать-сбагрить шар кому-то или бороться с ним, пока он однажды не победит. Межуровневого перехода не обнаруживается: герой все-таки его сбагривает. Про Шар, доставшийся государству — бледная какая-то фича, совершенно не раскрытая (ну и что, что государству?). Короче, слабо. Был в тексте эпизод, когда могло завертеться: цыгане, которых он заставил плясать, до сих пор пританцовывают... вот он рычаг. Чувства и мысли героя, порывы через шар — транслированы на окружающий мир. И что?.. И ничего. Герой долго и нудно думает о том, что передав шар кому-то еще, он, тем самым, создаст убийцу, а потом продает вредному пацану за копейки. Мол, только забери, мальчик. Герой. Молодец. Где твой отец, Адам? То же самое. 8 стиль, 7 сюжет. Изобретено средство обмена мыслями, но некоторые люди на это не способны, они становятся "сейфами" — и чувствуют себя отщепенцами, тем временем остальные достигают светлого будущего и ухаживают за "сейфами", как за питомцами. Люди кроме сейфов объединяются в единое сознание, и в перспективе где-то маячит схлопывание всех людей до двух изначальных — Адама и Евы. Только сейфы в новом мире неумолимо вымирают. Плюсы: повесть выстроена в форме дневника, который ведет "сейф", но в конце продолжает его сын — телепат Адам, в будущем, последний человек. Таким образом, у авторов есть возможность рассмотреть ситуацию и с тз одних, и с тз других. Еще плюсы: нет отрицательных героев, если не считать двух "сейфов", которые в конце концов убивают героя. Есть противоречивый персонаж, который является нормальным, но не делает себе операции и остается с "сейфами". Минусы: Все сведено к банальному расколу, и тем хуже, что виноватыми в конце концов оказываются два "сейфа", которые типа не смогли принять новый порядок. Слабо. Основа философской концепции: Христианство (Адам и Ева) и индуизм (Сансара, перерождения, прошлые жизни). Однако, совершенно не проработана авторская концепция, две частности просто слеплены: все люди это перерождения двух начальных людей и с изобретением телепатии умирая, люди вливаются в сознания живущих, тем самым, в конце будут снова Адам и Ева. Хорошо, но... Откуда взялись люди, ведь Библия довольно четко говорит о сотворении человека и сынах адамовых и пр., о Cтрашном суде в конце и об аде и рае. Однако, авторы без каких-либо объяснений отбрасывают половину Завета, оставляют Адама и Еву, а все остальное — перерождения. Опять же, откуда в авторской концепции "взялись броненосцы", т.е. "сейфы"? Авторы говорят: они есть и они вымрут и не соединятся с личностями остальных, и баста. Показанная утопия вообще вызывает недоумение: кто создает условия, чтобы телепаты заботились о "сейфах"? Кто обеспечивает страну едой и прочими благами? По сюжету также выходит, что указанная эпидемия телепатии охватывает только территорию "Руси", а другие страны, континенты? Где социальная обстановка, слои общества и тп? У двух первых произведений есть ряд общих черт, которые мне не нравятся. 1) Мы живем в эпоху постмодерна, что означает признание, что ранее уже много было написано и все, что создается сейчас, так или иначе использует накопленный багаж. Это в частности, должно означать, что герои — не дураки, они хотя бы что-то читали, смотрели кино, слушали новости и пр. Т.е. они должны знать о "таких маньяках" (ВВ) или о телепатии (ГТО Адам), но многие фант.авторы пишут так, будто до них никто ничего не писал и строят свои миры — "с нуля", а герои в них удивляются — и "маньякам", и "телепатии". 2) Авторы — театралы. Но что для театра хорошо, для книги — может быть и не совсем подходит. Итак, авторы, создавая свой мир развешивают минимум реквизита, только то, что необходимо. Но, что удивительно, мир становится неправдоподобным: например, герои Олдей в первых двух произведениях вообще не читают книг, у них даже нет книжных полок. Герой ВВ — постановщик-режиссер-актер-и тп, а герой ГТО Адам — журналист, возможно такое?.. Видимо по той же причине, герои Олдей — бестолочи. Оказавшись в своих ситуациях они не размышляют о том, что произошло, в чем причины, следствия, не перебирают варианты, не ведут расследований, не пытаются разобраться, не размышляют. Они вяло текут по сюжету, пока тот или иной второстепенный персонаж им четко (для зрителя в зале) объяснит, что и как. Здесь и сейчас Фэнтези авторам удается лучше. Может быть, потому что мы привыкли к некоторым шаблонам и не задаемся вопросами, если замечаем отсутствие книг на полках или отсутствие обоснованной картины общества. В общем, здесь можно сконцентрироваться на поворотах сюжета. Сюжет в ЗИС крепкий, а вот его исполнение — сыровато. Плюсы: временная петля при помощи магии, возможность неоднократно изменить прошлое, переигрывание истории, как шахматной партии — открывают авторам богатый набор возможностей. Минусы: авторы, кажется, сами запутались в своих магических механиках, а уж читателя точно запутали. Нестыковки: 1). Первый персонаж побеждает на турнире, но "совершает ошибку", забрав доспех. В отношении первого героя авторы делают акцент. А другие герои не совершают таких ошибок? Как-то выпадает из внимательного авторского зрения необходимость подобной оценки, так что возникает вопрос: об остальных забыли? 2). Сама многоходовка: — кто-то (корчмарь?) вселяется в Cквожину, она ранит телохранителя в ногу и кроме того, отвлекает внимание от корчмы, так что остальные выживают; — кто-то вселяется в молодого Ендриха так, что он атакует Зигфрида, раненый в ногу телохранитель падает, стрела ранит злодея; — кто-то вселяется в Сегалта и тот становится Сутулым рыцарем — кто-то вселяется в молодого мага и тот проливает волшебный дождь, хотя буквально перед этим он признавался, что неспособен на такое; неужели, способности вселившегося опытного мага передались молодому? — кто-то кричит о гибели Зигфрида надо всей территорией, чтобы войска Рацамира услышали и снова пошли в атаку; кто? Из этой довольно невнятной концепции вытекает ряд вопросов: если победа над Зигфридом результат изменения прошлого, тогда чем занимались 20 лет герои в корчме? Что было для них в мире? Победа или прозябание под пятой Зигфрида? если в их реальности Зигфрид победил, а Сьлядек пришел и рассказал о победе — тогда все вообще интересно. сказано, что в некоторые дни корчмаря "не нужно тревожить", почему только в некоторые? по какому принципу они назначаются? Какие роли сыграл каждый из героев в той битве: маг, Ендрих и Сегалт ясно, а остальные — девушка, девочка, корчмарь?? За столько лет (20) маг не научился менять более раннее прошлое, — ведь он научился лить дождь с небес. А если научился и 20 лет не предел, тогда "фича" рассказа аннулируется: они могли сделать этот фокус в любой момент. Нереальным видится и то, что в корчме все люди так страстно ненавидели Зигфрида, что в течении 20 лет экспериментировали с прошлым, чтобы победить его, а среди людей Рацамира — не оказалось ни одного, кто сделал бы это: все занимались внуками, деньгами, здоровьем и пр. А сам Рацамир? В общем, число нестыковок невероятно. А временная петля в фэнтези — не такая уж удивительная вещь. Например, Танит Ли "Игроки зимы". Проще, но выстроено без каких-либо неясностей. По композиции же, очень напомнило Лемовскую повесть, где Трурль и Клапоуций создавали для царя идеальный мир: делали новый мир, а там все по старому, еще один — опять все то же. Ну так у Лема все глубже и серьезней. Эпизод, где отец Зигфрида пытается спасти себя от смерти, а в конце концов усугубляет дела при дворе также напоминает одну из историй "Кибериады", про электрического правителя, который постоянно ждал заговора, в конце концов остался один и был убит заговорщиками, которых сам выдумал внутри своего сознания. Кроме того, в рассказе нет явно выраженной темы, в чем мораль басни? Выбивается из Сьлядековского цикла. Оценка 7. Баллада двойников Продолжает предыдущую повесть. Идея такова: если ты где-то творишь добро, то твой двойник обязательно где-то творит гадости. И главный вопрос: творить ли хорошие дела в таких условиях, или стать обычным никаким, т.е не делать добра, чтобы тот Двойник не творил гнусностей. Очень напомнило эпизод из звездный войн, где Скайуокер, на острове мастера Йоды уходит в подземелье, и вопреки словам мастера берет с собой луч-саблю. Внутри он видит себя, но в маске Дарта Вейдера и начинает схватку с собой: чем сильнее бьется сам, тем сильнее Двойник. Единственный выход — перестать нападать. Напоминает также первого "волшебника земноморья", где герой убегал от Тени весь роман а в конце принял ее в себя. Еще предшественник — "Тень" Шварца. В общем, неплохой рассказ, но не ново, а потому — моя оценка не высока. Тоже 7. Джинн по имени Совесть Бледность не порок, маэстро! Две последние истории про Сьлядека очень понравились. Красивые притчи, но у них есть одна особенность: каждая из них разбивается на две половины — про Сьлядека и собственно притча, причем эти половины никак не связаны и если бы не было в повествовании Сьлядека, ничего бы не случилось: подумаешь, в ДПИС мы бы не узнали, что Петер чуть не умер у караванщиков, ведь речь-то не о том, или в БНПМ — какого лешего сюжету про лютню добавляет история трусоватого парня или истории парня — лютня Сьлядека? Обеим повестям поставил 8. Давно, усталый раб, замыслил я побег... Самая лучшая повесть, на грани сюрреализма, метафор и абсурда. Доктор который в свободное время гримирует манекены обнаруживает странного пациента, который способен из глины, камня, мрамора и бетона, а также железных дверей и пр. "лепить" големчеков, и вслед за этим удивительным нечеловеком доктор уходит в ирреальность, где происходят странные метаморфозы, где доктор получает имя... Очень напомнило "Последний мир" Рансмайра и учитывая разницу дат, это может быть неслучайным, но в любом случае — самая оригинальная вещь. Оценка 9.
Итак, резюме. Для развлечения — читать можно. Рекомендовать могу только последнюю историю. Петера Сьлядека не трогаю ибо полный цикл "Песен.." у меня еще впереди.
|
| | |
| Статья написана 30 июля 2009 г. 18:19 |
Нечасто встретишь книгу, которая настолько нарушает привычный размеренный ход собственных мыслей, чтобы, раскрыв рот, вдыхать: вот оно... И пусть даже текст не лишен недостатков, стиль еще не установившийся, однако, текст автора входит в тебя, захватывает, и главное, расшевеливает начинающие стираться в привычном движении шестеренки мозгов, переворачивает и заставляет крутиться в другую сторону, в противоположную, или под углом 90. Пусть не надолго, но меняет, обогащает. Вдвойне приятно, если это отечественный автор. За последние полгода таких находок было всего две, включая "Паутину" Мерси Шелли. История вопроса. Ссылочку на роман мне кинул все тот же хороший друг, периодически снабжающий меня странными, веселыми, или невеселыми новинками, — это произошло месяца четыре назад. С тех пор "Паутину" я держал на примете. Однако, роман Шелли вышел в серии "Из книг Макса Фрая", а после знакомства с оным, подобная рекомендация меня скорее оттолкнула бы, нежели привлекла. Поэтому роман долго-долго ждал своей очереди и это произошло во время моей Новосибирской поездки. Сказать по правде, из Олди ("Ваш выход"), Шелли, Киза ("Цветы...") и Рушди ("Стыд"), выбор в сторону "Паутины" был сделан по вполне банальной причине — она показалась мне тоненькой, а кроме того, звучные названия глав ("Тетрис", "Игра в бисер", "Улица Мёбиуса", "Мост"), вызывающие ассоциации со всем подряд, включая Уильяма Гибсона, Германа Гессе, Пелевина и пр. Впечатления. У книги есть свои плюсы и свои минусы. Главным плюсом для меня стал огромный поток разнородной информации, вываленный автором романа. Колоссальный объем мыслей, заметок, замечаний по жизни, размышлений, юмора и маленьких открытий. История развития сети, ряд научно-фантастических новинок, достойных если не Лема, то уж Гибсона точно, ссылки на биологические, физические, термодинамические, кибернетические теории, и еще больше ссылок на литературных предшественников: где-то иронично, где-то случайно, в бытовом разговоре, — Лукьяненко с его "Лабиринтами", Азимова с "Основанием", Гибсона с "Муравейником", Шелли с "Франкенштейном", Гессе с его "Игрой..." и многих, многих других. В размышления оказались втянуты даже вскользь упомянутые ТРИЗовцы, а уж наших бытовых реалий — СМИ, реклама, пиар, политика, коррупция, хакеры — не сосчитать. Итог — хороший фантастический постмодерн, где постмодерн — оказывается ключевым словом: само полотно романа сплетается из ниток в подобие паучьей сети — реальность, киберпространство, иллюзии, сны, прошлое, будущее. В отличие от новоявленных "киберпанковцев" (Лукьяненко, Вачовски) использующих сеть и реал только для решения уже сто раз решенных, "обезьяньих" проблем — злой искусственный интеллект, герой и его темное alter ego, — Шелли исследует феномен Сети, которую уже нельзя считать чистой фантастикой, Интернет и гипертекст стали нашей реальностью, которая не укладывается в привычное мифомышление, все еще проповедуемое из трубных динамиков фэнтези-опупей, космоопер, паропанков и пр. Мир изменился, в мир пришла Сеть, как артефакт, как феномен и мир никогда уже не станет простым, т.е. без приставки "гипер-". Роман Шелли — один из немногих,прочитанных мною, считающихся с этой реальностью. Более того, "Паутина" — это настоящее исследование феномена Сети, за что уже роман достоин пристального внимания. "Паутина" — это попытка осознать "дивный новый мир", мир, где Сеть — данность. Есть в романе и минусы: во-первых, стиль сложен, по причине специфического интернет-сленга, над которым автор в равной мере иронизирует и выжимает все возможности, во-вторых, структура романа — гипертекст, перескоки с одного на другое — с заголовка статьи к содержанию новостной колонки, к тексту электронного письма, к воспоминаниям, к событиям одной-другой-третьей реальности или нереальности. В-третьих, и это уже касается не авторского стиля, а скорее его несовершенства: в этой постмодерн феерии смещены-смазаны акценты, малозначительным вещам уделены большие абзацы, а ключевые даны штрихами, недораскрыты или разбавлены. Я вчитался только со второй части. И это может служить знаком, что именно тут начинается роман, а прежде была смысловая и литературная игра, ирония, стеб и, может быть, необходимое введение. Роман выиграл бы от правки и переработки, но даже в теперешнем своем виде — являет собой образец не чтива, а литературы, причем, литературы фантастической, в лучших значениях этого слова. Для меня идеи и идейки "Паутины" дали много пищи уму, начать хотя бы с того, что я взялся отмечать страницы и цитаты, чего уже давно не делал, а кроме того, после прочтения да и в процессе не раз откладывал книгу чтобы переварить, подумать... Итоги. Не шедевр, но яркая искра. Один раз читать в обязательном порядке любителям научной фантастики. Читать в обязательном порядке программистам — будет весело. С осторожностью вкушать тем, кто не переносит компьютерный сленг, интернет сленг и "программистские" словечки. Автору — удачи, и с нетерпением жду издания нового романа 2048 в бумаге.
|
| | |
| Статья написана 30 июля 2009 г. 15:23 |
Так получилось, что между 23:40 предыдущего дня и 00:01 нынешнего в моих ушах звучала украинская подборка — Flёur плюс Джанго, поэтому, когда в полвторого пришлось вставать и пересаживаться с Красноярского поезда на Ярославль-Иваново в моих ушах продолжали звучать знакомые мелодии. В таком, несколько странном, состоянии разума я вдруг как бы заново переслушал-перечитал звучащую по невыспанным извилинам песню и обнаружил, что "Музыка странного сна" Flёur как нельзя точно подходит к основному образному ряду рассказа "Девочка-флейта".
цитата В его сердце стучит барабан Заглушая внешние звуки Заставляя в бешеном ритме Двигаться ноги и руки Её сердце — виолончель И струны натянуты в нём Их то гладят, то дёргают пальцы То терзают упругим смычком
припев: Я сижу и не знаю, что делать Ощущениями пьяна я Слушаю музыку ветра И музыку странного сна Начиная наружу рваться Нарастают звуки опять, но Дрожит мой голос, и пальцы Не способны всё передать Её сердце похоже на флейту Сквозь него сжатый воздух проходит Открываются и закрываются Дырочки в тёплой плоти Ему хочется петь очень нежно Но всё получается басом Вибрирует кровь по струнам Гудят и пульсируют фразы припев Гитара звенела так громко, что Не было слышно крика Ведь боль от последней капли Всегда поёт очень тихо Давили на слабые кнопки И нежно играли со скрипкой И я боюсь, что не скрыть мне Дурацкой, странной улыбки
припев Может быть, сюжет и не на 100% повторяет "Девочку-флейту", но ряд образов и общий трагичный настрой — вполне.
|
| | |
| Статья написана 21 июля 2009 г. 21:02 |
Итак, я обещал отзыв на книгу "Странные занятия" Ди Филиппо, а потому, вслед за Рансмайром включил в свой read-лист именно ее, чтобы не затягивать со своим обещанием. Если говорить коротко, то Ди Филиппо мне понравился своей жизненностью, нефантастичностью, увлекательностью с оттенком "раз-". Из плюсов хочется назвать характеры, необычные, но становящиеся родными персонажи, неожиданность сюжетных поворотов, ровность рассказов сборника — не обнаружил откровенно слабых или провальных, для всех характерен довольно высокий литературный уровень. Из минусов — недостаточную глубину, местами, — увлеченность второстепенными деталями из-за чего основной сюжет оказывается беднее. Из дополнительных грустных моментов — недостатки перевода: несколько раз в тексте попались ошибки типа "ться" в глаголах третьего лица, нелитературные повторы слов, орфографические ошибки, а также неточности перевода некоторых названий — Skintwister — "Дрессировщик клеток", The Mill — "Фабрика", но в этом весь АСТ. В общем, сборник заслужил в моих глазах твердую восьмерку (8 из 10) и главное, некоторый интерес к автору, то есть, цикл "Стимпанк", вышедших в этой же серии я прочитаю точно. Теперь по существу.
Если лет десять назад я читал циклами и сериями, и, например, прикончив всего доступного Говардовского "Конана" мог взяться за поделки Спрэг Де Кампа и иже с ним, или вслед за Берроузовским "Тарзаном" устремлялся на Марс вслед за его же "Джоном Картером...". Теперь же я читаю по возможности разнообразную литературу и потому за Умберто Эко может следовать Иржи Грошек, а далее — Юкио Мисима, Кристоф Рансмайр или вот, Пол Ди Филиппо. В авторском сборнике "Странные занятия", по крайней мере в первой его половине — почти нет фантастики, есть несюжетообразующие допущения: такой-то наркотик, такая-то экономика, такая-то организация, и в рамках получившейся общественной модели автор устремлят луч прожектора не к ее исследованию, не к раскрытию плюсов и минусов своего допущения, а к персонажу, одному или нескольким, т.е. в своих выдуманных мирах автор исследует души людей, которые в свою очередь, оказывают узнаваемы, убедительны и по своему близки. В рассказах Ди Филлипо фантастика (реже — альтернативная история) настолько ненавязчива, что понимание этого приходит опосредованно, само собой. Итак, рассказы Ди Филиппо — это рассказы о людях, и в этом отношении, первый, с кем мне пршло в голову сравнить Ди Филиппо, — это Рэй Бредбери. У Брэдбери примерно половина творчества, если не больше, посвящена душам людей в разные моменты их жизни — "Бэг", "Все лето в один день", "Здравствуй и прощай" и пр. Так и в рассказах Ди Филиппо мы видим, то мальчишку-музыканта, прибившегося в бар, то пловца, испортившего себе карьеру протестом на олимпийских играх, и ставшего владельцем нищей закусочной. Малыш Шарлемань На одиноком острове в баре главного героя появляется парнишка-музыкант, который очень быстро становится для бара выгодным работником, но не только это, но и почти родительское чувство притягивает героя к этому юноше. Поэтому, когда Малыш Шарлемань влюбляется в дочку местного "босса", герой чувствует беспокойство, а еще через некоторое время Малыш оказывается мертв. Все подозрения падают на отца девушки, которому по справедливым законам грозят серьезные последствия, и только герой понимает, откуда рядом с телом взялись наркотики, и что для убийства Малыша совсем не нужна мужская сила или откровенная неприязнь. 8 за сюжет. 9 за динамику. Красивая трагичная история. 8,5 Спондуликсы Альтернативная история. Во времена появления и взлета "Макдональдса" в Америке, главный герой, владелец дешевой забегаловки, переживающей трудные времена, вместо зарплаты единственному работнику вынужден выписывать долговое обязательство на 10 гамбургеров — Спондуликс. С каждым днем он все более увязает в этой яме, пока деловые люди не превращают его долговые расписки в эквивалент денег. Еще через несколько месяцев спондуликсы в этом районе полностью вытесняют доллары. Взлеты и падения, страхи и достижения, жизнь героев в условиях нестабильности и возникновения "новой экономики" — вот о чем эта повесть. 7 за сюжет. 8 за персонажи и метафоры. 7,5 Заговор Шума Герой устраивается в странную контору, где его заставляют заниматься всякой ерундой — отвозить бессмысленные послания, писать на стенах или расклеивать бесмысленные объявления. Но за всей этой абсурдной деятельностью прослеживается чья-то расчетливая игра — манипулирование обществом методами теорий информации и информационного шума. Неожиданно для себя герой оказывается в самом центре сил, рушащих и перестраивающих общество, и именно он — одна из игл, покалывающих социум. Твердая 8 — сюжет, динамика. Минус — лишние детали. Агенты Мир охвачен мировой Cетью, причастность к ней — признак успеха, открывающихся возможностей и вообще — шанс на обретение места в новом обществе. Агенты — компьютерные двоники, аватары, призраки, прикрепленные к реальным людям — они работают за людей и несут в себе отпечатки их личности. Когда-то гениальный хакер так перепрограммировал своего агента, что после смерти самого человека — агент остался в Сети, сохранив способности маскироваться, перевоплощаться, захватывать чужих агентов, а также — сохранив автономность, т.е. независимость от человека. Главный герой рассказа покупает нелегального джинна — агента, — не подозревая, кому он раньше принадлежал и в какие неприятности он ввязывается. Твердая 8 — сюжет, динамика. Минус — лишние детали. Гарлемская сверхновая Благотворительные строители, поставившие целью восстановление некогда разрушенного города, наталкиваются на тихое противостояние: какие-то люди незаконно заняли здание, подлежащее сносу. Они должны быть выселены, но они симпатичны не только главному герою, но и всем его подчиненным — простым рабочим: дело в том, что эти нищие сами обеспечивают себя едой, водой, энергией и занимаются тем, что приводят в порядок все, что остальное общество выбросило в утиль, от чего отказалось. Сами они — изгои, которые стали ненужны обществу, и в таком служении — в востановлении поломанных механизмов, судеб и жизней, — видят свою миссию. Главному герою предстоит тяжелый выбор — альтернатива сломать, разрушить старое, чтобы дать городу новое, или альетрнатива дать возможность чужакам право на их философию и жизнь против правил социума. Отличная вещь — 9. "Каруна, Инк." Мистическая история. Мировой заговор корпораций и сильных мира сего (заговор вроде массонского) и корпорация "Каруна" (добро, жалость, милосердие), созданная личным стремлением одного человека, женщины. Может ли крошечная компания, созданная из тепла, добра, взаимовыручки и ответственности, противостоять холодному расчету, жестокости, власти и силе мирового зла? Только вмешательство мистических сил позволяет добру победить, пусть и дорогой ценой, чтобы только показать нам, что семена доброты, даже если ростки вырваны, а растения вырублены, — из поколения в поколение, из эпохи в эпоху должны прорасти. Минус за мистику и массонский заговор. 7,5 КОСТЮМы Главный герой обнаруживате себя окруженным бездушными машинами контроля климата, техники безопасности, выполненые в виде человеческих костюмов, парящих над полом по кабинетам и коридорам офисов. Всего за несколько дней число костюмов вокруг него становится настолько невероятным, что он уже начинает путать людей и костюмы, совершенно перестает понимать кем и чем он окружен и остались ли на земле люди? История на 7, но как сатирическая зарисовка — на 8. Дрессировщик клеток Самый хороший рассказ. Врачи, которые управляю генетическими механизмами: заставляют клетки обновляться, развиваться, расти. Это открыте становится началом целого спектра услуг — от спасения жизней от таких болезней как рак или диабет, выращивание новых клеток и конечностей, до косметической обработки — пластические операции без хирургического вмешательства, обновление тонуса и т.п. Много возможностей открывается перед человеком, если он следует клятве Гиппократа, но еще больше — когда он поддается соблазну преступить эту клятву. Отлинчая вещь и хотя есть лишние детяли — все-таки 9. Цветы тела Продолжение предыдущего рассказа. Герои за преступления сосланы в колонию на Марсе, чтобы искупить вину, помогая идеалистам-колонизаторам. Они сходят с ума и убивают себя от тоски. Неожиданно колонисты оказываются заражены чуждой жизнью, странным вирусом, внедрившимся в их тела. Долгожданный контакт? Вторжение? Шанс для врачей-неудачников? Значительно слабее предыдущего рассказа, в частности, из-за слишком длинных флешбеков. 7,5 Фабрика На планете все люди заняты работой на Фабрике, где поколение за поколением люди рождаются, взрослеют, исчезают в ее недрах. Фабрика же — величественное сооружение, напоминающее дракона, проглотившего реку: воды ее исчезают в утробе, вращая машины и давая энергию, и вытекает ручейком. Фабрика производит уникальнй светящийся материал, ткань, необходимую далекому космическому Богу — Фактору, который прилетает раз в год, чтобы забрать выработку. Замечательный рассказ, наподобие "Вавилонской башни" Тэда Чана.... был бы, если бы не излишки деталей: подробно описывается жизнь людей, введены персонажы, их взаимоотношения и судьбы — которые совершенно не работают на идею рассказа. Можно было бы 9, но слишком много лишнего — 8. Завод скуки Лентяя пригласили на работу: приворачивать деталь к другой, а потом отворачивать ее обратно. За эту работу с пустым выходом ему платят огромные деньги. Через некоторое время карьера лентяя взмывает вверх, но смысла в работе не становится больше — следить за двумя другми работниками, которые в сумме ничего не производят, потом за десятью, потом за целым цехом. Завод разрастается, число рабочих мест увеличивается до нескольких тысят: тысячи людей ничего не производят — собираюи и разбирают, записывают и стирают, склеивают и разрывают, соединяют и разламывают, режут и сваривают. Завод не производит ничего. Завод производит Скуку. Сатирическая зарисовка с фантастическим антуражом. Сатира — 7,5. Итак, у автора есть ряд неоспоримых плюсов — большой объем авторского жизненного опыта, простые люди, жизни и судьбы, оригинальные идеи, неожиданные повороты, внежанровость. Однако, есть и минусы — увлеченность описаниями и деталями в ущерб сюжету, из-за чего эффект от прочтения оказывается меньшим, чем мог быть. Читать или не читать — решайте.
|
|
|