Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 октября 2009 г. 17:53

Предуведомление.

Заказал в магазине книгу Китса с поэмой "Гиперион" для того, чтобы сравнить использованные Симмонсом картины, места и события с поэтическим оригиналом, поэтому статья не претендует на полноту, а лишь отмечает первое впечатление от книги.

Много

Резюме.

Книга имеет массу достоинств, но все они какие-то эпизодические, точечные. Учитывая большой объем романа, плохую скомпонованность и слабый уровень достоверности при незначительной новизне идей высоко оценить ее не могу. Возможно, для своего времени... Возможно, если бы я читал роман лет десять назад.

Популярность в конце 80-хх и середине 90-хх, а также получение престижных фантастических премий могу объяснить лишь уникальностью "Гипериона" по сравнению с основным потоком литературы тех лет. У нас — это боевики, без какой-либо научной проработки и психологической достоверности и/или художественной ценности. По сравнению с таким чтивом "Гиперион" выделяется и эпическим размахом, и образной базой, и сложной конструкцией мира, и достоверным персонажами. Однако, ИМХО, по сравнению с лучшими произведениями мировой литературы роман Симмонса остается лишь представителем хорошей популярной литературы и требует значительной доработки.

Оценка 7,5, хотя за отдельные истории поставил бы 8 и даже 9. Но в целом, как-то так...

Рекомендовать или нет? Скорее, да. Первый роман прочитать стоит, поскольку он все-таки во многом необычен, но не стоит ждать от него откровения. Его стоит хотя бы прочитать, чтобы решить, нужно ли читать еще и продолжения.




Статья написана 26 сентября 2009 г. 15:50

Предуведомление.

У меня есть две особенности. Одна психологическая, другая физическая.

Психологическая заключается в том, что у меня хорошо развито абстрактное мышление (очевидно, левое полушарие), языковые и математические способности, логика. Это в частности, означает, что если я читаю книгу, то в первую очередь обращаю внимание на смысл, сопоставляю одну часть текста с другой, ищу связи и аналогии. Т.е. я "думаю" текст, а не "чувствую" его. Есть лишь несколько книг, которые поглощают меня атмосферой и образами, и эти книги крайне иррациональны.

Вторая особенность — физическая, — связана с тем, что я, будучи кинестетиком, слабо различаю запахи. Как-то так сложилось. Кинестетик, а запахи различаю плохо. И там, где иной за версту чует зловоние, я чувствую себя довольно комфортно. Возможно, также и с книгами: где иные наслаждаются запахом (атмосферой, красотой слова) я сразу жую, и обнаруживаю пресную жвачку. И наоборот, то, от чего иные воротят нос за версту, я могу воспринять совершенно обыденно: ну дрянь и дрянь.

По полочкам

Собственно, объективная оценка произведению 4-5. Текст, достойный школьника, ну или самиздата.

Такую рукопись ни один редактор бы не пропустил. Однако, издав себя сам, Юрий Петухов обеспечил тиражами журнала ПиФ практически всю страну. Журналы лежали, полагаю, не только в крупных библиотеках, но даже в библиотеках деревень и сел, подобно д.Богданиха Ивановской области. Лежали и пользовались популярностью. Мою подшивку журналов за '93 год с "Бунтом вурдалаков" у отца увели. Взяли почитать и не вернули.

Оценивая произведение сейчас, я могу высказать двоякое мнение:

— с точки зрения романа, "Ангелу возмездия" требуется кардинальная правка и переработка для того, чтобы автор устаканил свои социальные мотивы и выбрал способ их удачного воплощения, в первую очередь, язык, потому что это произведение могло бы стать культовым;

— с точки зрения идей Юрия Петухова желать роману "Ангел возмездия" стать культовым — антисоциально, ибо одного фашизма нам вполне достаточно.

Рекомендовать... не знаю. Из устойчивых ассоциаций сейчас — продолжения "Искателя смерти" Саймона Грина, одинаково подростковое поведение героев, чернуха и прочие прелести. Любителям, может быть, и пойдет.

Вместо постскриптума.

...Все-таки обидно за Систему и Осевое, за шлюзы, миры-пуповины, квазиярусы и прочий бред. Ах, какая бы игрушка вышла.




Тэги: Петухов
Статья написана 22 сентября 2009 г. 18:33

Я люблю постмодерн. Мне нравится эта Игра, я люблю видеть и замечать аллюзии и отсылки, раскрывающие смысл иначе, чем просто заложено в словах, открывающие взору особую глубину и трехмерность. Буквально на днях я, неожиданно для себя, обнаружил, что едва ли не родоначальником постмодернизма в песнях у нас оказывается Владимир Семенович Высоцкий. Это открытие и сподвигло меня сделать обзор нескольких поэтов-исполнителей, творчество которых тесно замешано на литературной игре и цитировании.

Итак, в начале был В.С. Высоцкий

Текст песни "Скоморохи на ярмарке"

Вообще, если рассматривать стихи Высоцкого, то таких примеров можно набрать очень много. Некоторые попроще — "Лукоморья больше нет", "О несчастных лесных жителях", в них цитирование еще точечное, избирательное, но есть вещи прямо-таки шикарные с точки зрения многосложной смысловой архитектуры, например, "Письмо в редакцию передачи 'Очевидное-невероятное'".

Продолжателем Высоцкого во всех смыслах является Шаов и хотя постмодерн в его стихах присутствует, все-таки по сравнению с Высоцким поэзия его — скорее регресс и перепевка старых мотивов с новым аккомпанементом.

Текст песни "Ночной свистун"

Цитирование же приобретает форму самоцели, ощущение общей бредовости для того, чтобы подчеркнуть сатирическую направленность текстов.

* * *

Другим самобытным поэтом-песенником активно использующим многоуровневое конструирование своих стихов-песен является иркутский бард Олег Медведев. Глубина образного цитирования в его стихах порой зашкаливает, а на сайте бардовского клуба "Полнолуние" все тексты Медведева сопровождаются подробными комментариями.

Текст песни "Вальс гемоглобин"

Вообще, творчество Олега Медведева требует самого пристального внимания людей, требующих от песни смысла. А в рамках заявленной темы, если творчество Высоцкого — это начало постмодерна, то творчество Медведева можно обозначить как расцвет постмодерна в авторской песне.

* * *

Ну и итогом, финальной стадией я бы назвал творчество группы "Зимовье зверей". В их текстах литературная игра порой балансирует на границе — цитаты ради самих цитат. Текст богатый аллюзиями, находками, смешением всего со всем, но вот образная обоснованность порой вызывает сомнение. Т.е. еще чуть больше постмодерна и песни станут вещами в себе и для себя, а не для слушателя.

Текст песни "Дети лилит"

Основными цитатниками Константина Арбенина (лидера группы) являются Греческие мифы, Библейские сюжеты, исторические персонажи и события, разные литературные произведения и герои (сред них Дон Жуан, королевство "Лапута" Свифта, Робин Гуд, Дон Кихот и еще многие), все это намешано в невероятный коктейль. Узнавать и угадывать оригиналы оказывается настоящим удовольствием, но, как оказывается, от процесса "Игры в бисер" устаешь гораздо быстрее, чем от подчиненного некоему единому образу и идее текста. Поэтому Медведев или Высоцкий, зачастую, слушаются легче и надоедают не так быстро.

* * *

Постмодерн есть в песнях "Несчастного случая", Вени Д'ркина, "Белой гвардии" и еще многих. Так или иначе, постмодерн является неотъемлемой частью сегодняшнего времени и переработка прежних сюжетов всегда в той или иной мере имевшая место в творчестве поэтов, в текстах современных песен также является неотъемлемой частью.




Статья написана 21 сентября 2009 г. 18:37

Сейчас чуть не каждый мало-мальски окрепший фантаст берется рассказывать истории от лица предмета, с которым человек взаимодействует. Васильев — от лица бутылки пива, Олди — от лица "живых" мечей. А между тем, данный метод одушевления предметов, является разделом целого научного метода — синектики:

цитата
Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

(с) Википедия

Но мне хочется отметить другой более интересный случай использования этого приема, а именно, песня Владимира Высоцкого "Як-истребитель"

цитата

Я — "Як"-истребитель, мотор мой звенит,

Небо — моя обитель,

А тот, который во мне сидит,

Считает, что он — истребитель.

_

В этом бою мною «Юнкерс» сбит,

Я сделал с ним что хотел.

А тот, который во мне сидит,

Изрядно мне надоел.

_

Я в прошлом бою навылет прошит,

Меня механик заштопал,

А тот, который во мне сидит,

Опять заставляет — в штопор.

_

Из бомбардировщика бомба несёт

Смерть аэродрому,

А кажется — стабилизатор поёт:

«Мир вашему дому!»

_

Вот сбоку заходит ко мне «Мессершмидт».

Уйду — я устал от ран.

Но тот, который во мне сидит,

Я вижу, — решил: на таран!

_

Что делает он? Вот сейчас будет взрыв!

Но мне не гореть на песке!

Запреты и скорости все перекрыв,

Я выхожу из пике.

_

Я — главный, а сзади... Ну чтоб я сгорел! -

Где же он — мой ведомый?

Вот он задымился, кивнул и запел:

«Мир вашему дому!»

_

И тот, который в моём черепке,

Остался один — и влип.

Меня в заблужденье он ввёл и в пике

Прямо из мёртвой петли.

_

Он рвёт на себя, и нагрузки — вдвойне.

Эх! Тоже мне, лётчик-ас!

Но снова приходится слушаться мне,

И это в последний раз.

_

Я больше не буду покорным! Клянусь!

Уж лучше лежать на земле.

Ну что ж он не слышит, как бесится пульс,

Бензин — моя кровь — на нуле?!

_

Терпенью машины бывает предел, -

И время его истекло.

И тот, который во мне сидел,

Вдруг ткнулся лицом в стекло.

_

Убит! Наконец-то лечу налегке,

Последние силы жгу.

Но что это, что?! — я в глубоком пике

И выйти никак не могу!

_

Досадно, что сам я немного успел,

Но пусть повезёт другому.

Выходит, и я напоследок спел:

«Мир вашему дому!»...

Что еще интересно, хотя и не относится к синектике: в этом стихотворении-песне фраза "мир Вашему дому" ("шалом алейхем") — посмертная фраза самолета: первый раз ее произносит "ведомый" главного героя, естественно самолет, а не пилот самолета, а во второй — в самом конце песни, — сам главный герой.

Текст совсем не прост, в нем столько мелочей об образе мыслей самолета, заблуждениях, душе и пр., что невольно веришь, что это не просто метафора, но что именно так и могло быть, так и произошло. И в этом отношении, конфликт между человеком, который привык управлять бездушным предметом, и душой этого самого живого предмета в тексте песни Высоцкого отражен даже ярче, глубже и правдоподобнее, нежели в произведениях Васильева и Олди. Так что, Владимиру Семеновичу — только честь и хвала.


Тэги: разное
Статья написана 18 сентября 2009 г. 15:15

Я вот тут пару дней назад поймал себя на мысли, что Гессе ни много, ни мало дал описание такого явления, как постмодернизм, когда само оно еще только зарождалось:

цитата
Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение ее — удел будущего, если, разумеется, к тому времени сохранятся как источники, так и духовные предпосылки. Еще того менее наш труд может служить учебником Игры — таковой вообще никогда не будет написан. Правила этой Игры игр усваиваются только обычным, предписанным путем, на что уходят годы, и никому из посвященных не придет на ум упрощать или облегчать процесс их усвоения.

Эти правила, язык знаков и грамматика самой Игры суть не что иное, как высокоразвитая тайнопись, в создании которой участвуют многие науки и искусства, в особенности же математика и музыка (соответственно музыковедение), и которая способна выразить и связать друг с другом смыслы и результаты почти всех научных дисциплин. Таким образом, наша Игра стеклянных бус есть игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры, мастер играет ими, как в эпоху расцвета живописи художник играл красками своей палитры. Всем, что в свои творческие эпохи

человечество создало в сфере познания, высоких мыслей, искусства, всем, что в последующие столетия было закреплено в научных понятиях и стало, в результате, общим интеллектуальным достоянием, — всем этим неимоверно богатым духовным материалом мастер Игры владеет, как органист своим органом, и орган этот обладает почти непредставимым совершенством, его клавиатура и педали воспроизводят весь духовный мир, его регистры почти неисчислимы, теоретически на таком инструменте можно проиграть все духовное содержание вселенной. Эта клавиатура, педали и регистры строго зафиксированы, их число и распорядок могут быть усовершенствованы разве что в теории: обогащение языка самой Игры через внесение в нее новых смыслов подлежит строжайшему контролю верховного руководства Игры. Напротив, в рамках этого остова, или, чтобы продолжить наше сравнение, в рамках сложной механики гигантского органа, перед мастером открываются безграничные возможности и комбинации: среди тысяч строго по правилам сыгранных партий нельзя обнаружить две хотя бы внешне схожих одна с другой. Предположим даже, что два мастера избрали содержанием своих партий одну и ту же узкую тематику, но и тогда обе игры могут решительно отличаться друг от друга образом мыслей, характером, настроением, виртуозностью игроков, а соответственно этому различную окраску обретает и самый ход Игры.

"Игра в бисер", Герман Гессе, 1945 год

Развитие постмодернизма в литературе приходится на конец 50-х гг до нашего времени ([1]). Интересно, что в сравнительной таблице модернизма и постмодернизма последний сравнивается с "игрой".

Так вот, то явление, в котором сейчас находится литература и искусство, как мне кажется, есть стремление к Идеалу Игры в бисер, описанному Гессе в романе. Всякий, кто читал эту книгу, наверняка хотя бы на мгновение мечтал понять, познать, увидеть и почувствовать радость этого процесса, но в этом отношении роман Гессе глух. Мы не узнаем ничего, в нас лишь разжигается это стремление познания. Мы не увидим Игры, мы лишь узнаем о ней, о том, что есть некая Касталия, для которой Игра оказывается высшим идеалом.

И не постижению ли этого идеала посвящены романы Кортасара, Эко, Пелевина, Павича и многих современных писателей, наполненные изящной словесной игрой, цитатами и аллюзиями?

----

За Гессе признают первенство ([2]), предсказание будущей модели культуры постмодерна. Но если приглядеться повнимательнее, не он ли ее создал? Не он ли очертил и тем самым ограничил рамки, в которых литература следующих десятилетий будет строить свои партии?

Мне на ум приходит образ из постмодернистского романа Рансмайра "Последний мир": Метаморфозы Овидия, воссозданные гением поэта на далеком берегу в городке Томы, полностью подчиняют себе, включают в себя, ограничивают и определяют течение жизни и времени героев романа, настолько, что они сами оказываются внутри "Метаморфоз" и даже чужак — Котта — не в силах выбраться из замкнутого магического мира — не существующего, но реального.

Также и самые значительные произведения эпохи постмодерна оказываются как бы заранее описанными, т.е. уже предсказанными гением Германа Гессе (как Котта был предсказан Овидием), и являются отражением давлеющего надо всем силуэта Игры.

Материалы взяты с сайтов:

[1] — (с) http://ru.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм

[2] — (с) http://www.infoliolib.info/philos/postmod...





  Подписка

Количество подписчиков: 112

⇑ Наверх