Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 мая 2019 г. 19:43

ТИМОНС ЭСАЙАС

Тимонс Эсайас/Timons Esaias (род. предп. в феврале 1954) -- американский поэт, эссеист, писатель НФ.

(Фамилия валлийская с библейскими корнями – от Isaiah/Исайя. Сам писатель предпочитает прочтение “Ee-ZAY-us” (или Eh-ZAY-us), допускает прочтение “Ee-SAY-us”, не возражает против прочтения “I-SAY-us”).

Изучал биохимию в Вашингтонском университете и философию в Университете штата Миссури (г. Сент-Луис), затем работал в строительстве и коммунальном хозяйстве, (по его словам -- как это и положено начинающему писателю), преподавал писательское мастерство в Сетонхиллском университете (адъюнкт). Долгое время жил в г. Сент-Луис, в настоящее время живет в г. Питтсбург (штат Пенсильвания).

Дебютировал в жанре рассказом “Big Puff Theory Examined”, напечатанным в журнале “Vision” в августе 1991 года.

В дальнейшем опубликовал в этом же журнале, а также в журналах “Alien Worlds”, “Interzone”, “Calliope”, “Strange Horizons”, “Future Orbits”, “Anticipatia”, “Shadow Sword”, “Analog”, “Isaac Asimow’s SF” и др., а также в антологиях: ”The Age of Reason” (1999); “Sherwood” (2000), “Beyond Singularity” (2005),

“Future Games” (2005); “Finding Home: Community in Apocalyptic Worlds” (2011), “The Year’s Best Science Fiction: Thirty-Second Annual Collection” (2015),

“The Year’s Best Science Fiction & Fantasy” (2015), “Best New SF-28” (2015) около трех десятков рассказов.

Пожалуй, бóльшим признанием, чем прозаическое, пользуется его поэтическое творчество. Он был финалистом “British Science Fiction Award” (1998) и номинантом “Rhysling Award” (пять номинаций, третье место в 1997 году). Поэтические произведения печатались в периодике, две поэмы вошли в состав единственного пока авторского сборника писателя “Why Elephants No Lоnger Communicate in Greek/Почему слоны больше не говорят по-гречески ” (2016).

На русском языке опубликованы два рассказа писателя: “Норберт и система” (1993, рус. пер. 2002) и “Судный день” (1997, рус. пер. 2004).

Нам еще не раз предстоит встретиться с писателем в нашем журнале.


Статья написана 14 мая 2019 г. 06:23

1. Рассказ английского (с шотландскими корнями) писателя Иэна Маклауда/Ian R. MacLeod, который называется в оригинале “The Family Football” (1991, “Interzone”, № 53, Nov.; 1997, ант. “The Best of Interzone”; 1999, “Weird Tales”, Spring) перевелa на польский язык под адекватным названием “Rodzinny futbol/Семейный футбол” ДАНУТА ГУРСКАЯ/Danuta Gurska (стр. 3-8). Иллюстрации ЕВЫ ВАГИ/Ewa Waga. И в самом деле – занятный это был бы футбольный матч, устроенный семьей, все члены которой оборотни. И, кстати, да -- надо было бы внимательнее приглядеться к мячу...

И это первое появление писателя на страницах нашего журнала.

В карточку рассказа можно заглянуть здесь А почитать об авторе можно тут

2. Рассказ американского писателя Тимонса Эсайаса/Timons Esaias “Norbert and the System” (1993, “Interzone”, № 73, July; 1997, ант. “The Best of Interzone”) перевел на польский язык под адекватным названием “Norbert i system/Норберт и система” МАРЦИН ВАВЖИНЬЧАК/Marcin Wawzyńczak (стр. 9-16). Иллюстрации РОБЕРТА АДЛЕРА/Robert H. Adler. Личная компьютерная система (ЛКС) соединена с мозгом и может ответить на любой вопрос владельца системы – ЛКС новейших моделей способна сделать это даже до того, как будет сформулирован вопрос. Но однажды герою рассказа, частичке офисного планктона, вздумалось поинтересовался, а почему у ЛКС нет выключателя?..

И это первое появление писателя на страницах нашего журнала. Рассказ переводился на французский, чешский и румынский языки, на русский язык перевод под тем же названием "Норберт и система" выполнен в 2002 году (переводчик Д. МАКУХ).

В скудноватую карточку рассказа можно заглянуть здесь А вот биобиблиографии его автора на сайте ФАНТЛАБ пока еще нет.


Статья написана 11 мая 2019 г. 06:23

Октябрьский номер 1998 года (100-й «Новой Фантастыки» и 193-й, если считать ab ovo) редактируют: Анджей Бжезицкий/Andrzej Brzezicki (художественно-оформительский отдел), Аркадиуш Наконечник/Arkadiusz Nakoniecznik (отдел иностранной литературы), Марек Орамус/Marek Oramus (отдел критики и публицистики), Тереза Пайдзиньская/Teresa Pajdzińska (корректура), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, главный редактор), Ганна Сосиньская-Бальцер/Hanna Sosińska-Balcer (технический отдел), Кшиштоф Шольгиня/Krzysztof Szolginia (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Бартек Хациньский/Bartek Chaciński (новое имя), Яцек Дукай/Jacek Dukaj, Адам Холлянек/Adam Hollanek (имя в траурной рамке), Яцек Инглëт/Jacek Inglot, Лех Енчмык/Lech Jęczmyk, Анджей Качоровский/Andrzej W. Kaczorowski, Кшиштоф Липка/Krzysztof Lipka, Анджей Колодыньский/Andrzej Kołodyński, Дорота Малиновская/Dorota Malinowska, Доминика Матерская/Dominika Materska, Ева Попëлек/Ewa Popiolek, Анджей Сапковский/Andrzej Sapkowski, Войтек Седенько/Wojtek Sedeńko, Яцек Собота/Jacek Sobota, а также Anihilator, Inkwizitor, Karburator, Kunktator, Negocjator, Obserwator, Predator, Reanimator и Terminator. Тираж номера – те же 60,5 тысяч экземпляров. В оформлении передней обложки использована работа польского художника ДАНИЭЛЯ ЯНКОВЯКА/Daniel Jankowiak. На внутренней стороне передней обложки размещена реклама кинофильма “Lost in Space”. В «Галерее» обсуждается такое интересное явление, как разработка одной и той же темы несколькими видами зрелищно-массовой продукции -- на примере «Людей в черном» (игровое кино, мультипликация, комикс) (стр. 17-20). Часть цветных страниц предоставлена в распоряжение новой рубрике: «Киберкультура». На внутренней стороне задней обложки напечатана реклама научно-популярных книг издательства “Prószyński i S-ka”, на внешней стороне – рекламируются книги издательства “Rebis”. Цена журнального экземпляра на 40 грошей выше предыдущего -- 4 злотых 90 грошей (однако и объем журнала увеличился на 10 страниц – теперь он составляет 92 страницы).

Содержание номера следующее.

Czytelnicy i “Fantastyka”

Listy 2

Opowiadania zagraniczne

Ian R. MacLeod Rodzinny futbol 3

Timons Esaias Norbert i sistem 9

Powieść

Maciej Żerdziński Opuścić Los Raques (2) 21

Cyberkultura

Krzysztof Lipka Kino z kompaktu 37

Marcin Cichoński Muzyka z dodatkami 44

Bartek Chaciński Wirtualna gwiazda 48

Marek Hołyński Zmarszczki na ludskiej twarzy 49

Bartek Chaciński Kupuj E-książki, oszczędzaj lasy 50

Z polskiej fantastyki

Adam Wiśniewski-Snerg Zmowa 53

Wojciech Szyda Tajna krucjata 58

Film i fantastyka

Marek Oramus Odpowiedni ludzie 68

Marcin Szymila Familijny kosmos 70

Wśród fanów

Marek Oramus Krytycy o krytyce 72

Krytyka

Jacek Sobota Inwazja jako kamuflaż 74

Recenzje 77

Felietony

Adam Hollanek Pułapka techniki 80

Rafał A. Ziemkiewicz W imię skarbca 80

Lech Jęczmyk Prognoza pogody 81

Nauka i SF

Jan Buła Bliskie spotkania VIII stopnia 82

T. Zbigniew Dworak Wciąż niezidentifikowane 82

Komiks

Aleksander Ogaza Mars 1977 (3) 83

Na księgarskim rynku

Wojtek Sedeńko Tytularnia 87

Lista bestsellerów 88

(Продолжение следует)


Статья написана 8 мая 2019 г. 07:26

7. В рубрике «Кино и фантастика» Мацей Паровский/Maciej Parowski в статье «Lampa na niebie/Светильник в небе» хвалит фильм режиссера Питера Вейра "Truman Show" (США, 1998) (стр. 57-59), а Бартек Хациньский/Bartek Chaciński в статье «Odyseja złudzeń/Одиссея заблуждений» знакомит читателей журнала с полнометражным фильмом (использующим образы героев и некоторые сюжетные мотивы знаменитого сериала) «The X-Files» режиссера Боба Боумена (США, 1998) (стр. 60-61).

8. В рубрике «Среди фэнов» размещены репортаж Марека Орамуса/Marek Oramus c частного конвента Войтека Седенько (он же V Фестиваль фантастики) в Нидице и детальное сообщение самого Войтека Седенько о лауреатах премии “SFinks” 1998 года (стр. 65).

9. Далее следует весьма грустный материал – написанный Мацеем Паровским некролог, посвященный памяти первого главного редактора журнала “Fantastyka/Nowa Fantastyka” (а затем его внештатного сотрудника), известного писателя НФ и популяризатора науки, прозаика-реалиста, поэта, сценариста, мемуариста Адама Холлянека, умершего 28 июля 1998 года (стр. 66-67).

Рядом размещена очередная статья Холлянека (с втиснутым, увы, в траурную рамку именем), которая называется “Kicz kontra kicz/Безвкусица против безвкусицы” (стр. 67).

10. В рубрике «Встреча с писателем» напечатано интервью, которое Доминика Матерская/Dominika Materska взяла у канадского писателя НФ и фэнтэзи Гая Гавриэла Кея/Guy Gavriel Kay. Интервью называется “Zmieniam utarte formuły/Я изменяю привычные шаблоны” (стр. 68-69).

11. В подрубрике «Рецензии»:

Доминика Матерская/Dominika Materska в заметке под названием “Nowe odrodzenie/Новое возрождение”хвалит роман канадского писателя Гая Гавриэла Кея «Тигана» (Guy Gavriel Kay “Tigana” – это “Tigana”, 1990. Tłum. Agnieszka Sylwanowicz. “Zysk i S-ka”, 1998), автор которого в отличие от большинства коллег, стилизующих свои романы под псевдосредневековье, опирается на глубокие знания о культуре итальянского Ренессанса и соответствующих современных исторических, географических и прочих исследованиях, когда конструирует фон, на котором протекает развитие сюжета;

Яцек Инглëт/Jacek Inglot в общем одобрительно отзывается о дебютном романе американского писателя Джонатана Летэма «Пистолет с музыкальной шкатулкой» (Jonathan Lethem “Pistolet z pozytywką” – это “Gun, with Okassional Muzik”, 1994. Tłum. Mirosław P. Jabłoński. “Zysk i S-ka”, 1998. Серия “Kameleon”) в котором он находит параллели с детективными романами Раймонда Чандлера;

Марек Орамус/Marek Oramus считает весьма удачным авторский сборник рассказов американского писателя Роджера Желязного «Роза для Экклезиаста» (Roger Zelazny “Róża dla Eklezjastesa” – это “A Rose for Ecclesiastes”, 1969. Tłum. Bożena Józwiak, Jarosław Kotarski, Zbigniew A. Królicki. “Rebis”, 1998. Серия “Science Fiction”), в котором сосредоточены тексты конца 1960-х и начала 1970-х годов, «когда Желязный был в лучшей, возможно, форме, но все еще развивался, все еще умел удивлять»;

а Яцек Дукай/Jacek Dukaj продолжает изучать длинные циклы – на этот раз речь идет об очередных (5 и 6) томах цикла «Колесо времени» американского писателя Роберта Джордана «Восходящая тень; Тот, который приходит с рассветом» и «Небесные огни; Опустошенные земли» (Robert Jordan “Wschodzący cień; Ten, Który Przychodzi Ze Świtem” (IV tom) – это “The Shadow Rising”, 1992; “Ognie niebios; Spustoszone ziemie” (V tom) – это “The Fires of Heaven”, 1993. Tłum. Katarzyna Karłowska. “Zysk i S-ka”, 1996, 1997, 1998), которые он считает искусственно раздутыми, но не менее втягивающими в чтение и не менее интересными, чем предыдущие (стр. 70-71).

Далее некто Predator рассказывает о сборнике текстов Станислава Лема «Апокрифы» (Stanisław Lem “Apokryfy”. “Znak”, 1998) – это собранные воедино “Doskonała próżnia” (дополненная текстом “Non serviam” из тома “Bezsenność”), “Wielkość urojona”, “Prowokacja” и “Biblioteka XXI wieku”; то есть эссе о несуществующих книгах и отрывки из них. В качестве иллюстраций размещены проекты обложек к этим самым книгам. Рецензент считает этот сборник «свидетельством неслыханного художественного богатства писателя. Это и изобилие идей, вариантов интерпретации мира, и богатство технических средств их выражения»;

некто Reanimator несколько нерешительно откладывает в сторону роман испанского писателя Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма» (Arturo Perez-Reverte “Kłub Dumas”. Tłum. Filip Łobodziński. “Muza”, 1998. Серия “Galeria”); «дешевая демонология» книги оставила его равнодушным, но необыкновенно близким показался описанный в ней мир маниакальных библиофилов;

некто Terminator находит, что очередной том серии о планете Маджипур американского писателя Роберта Сильверберга «Валентайн Понтифекс» (Robert Silverberg “Valentine Pontifex” – это “Valentine Pontifex”, 1983. Tłum. Krzysztof Sokołowski. “Prószyński i S-ka”, 1998) неплохо читается (рецензия так и называется – “Się czyta”); и вообще, «цикл о Маджипуре – это хорошо, местами даже с полетом, написанные книги; Сильверберг избежал в них резкой, бросающейся в глаза кальки, уложил в многоцветную мозаику множество экзотических элементов… но не более того»

и он же, Terminator, не находит никаких добрых слов для романа американского писателя Терри Гудкайнда «Первый закон магии. Меч Истины» (Terry Goodkind “Pierwsze prawo magii. Miecz Prawdy” – это “Wizard’s First Rule”, 1994. Tłum. Lucyna Targosz. “Rebis”, 1998); «плохая книга, дурно написанная, не стоящая прочтения. Единственный элемент, внесенный, видимо, в нее самим Гудкайндом – это сцены садомазохистских тренировок главного героя, увенчанных смертью его партнерши, все остальное живьем содрано из самых популярных циклов фэнтези, прежде всего из “Колеса Времени” Джордана»;

а некто Kunktator довольно уныло пересказывает сюжет романа американского писателя Фреда Сейберхагена «Вторая Книга Мечей» (Fred Saberhagen “Druga Księga Mieczy”. Tłum. Urszula i Mariusz Seweryńscy. “Rebis”, 1998. Серия “Fantasy”), написанного, как ему показалось, с намерением переработать ее в сценарий компьютерной игры (стр.72).

12. В рубрике «Полемики» Ивона Михаловская/Iwona Michałowska в статье “Cortazar a realism magiczny/Кортазар и магический реализм” оспаривает некоторые положения статьи Иоанны Домбровской/Joanna Dąbrowska “Fantastyka a realism magiczny/Фантастика и магический реализм”, а Иоанна Чаплиньская/Joanna Czaplińska в реплике “Fantastyka a realism magiczny/Фантастика и магический реализм” вступается за профессора Анджея Згожельского/Andrzej Zgorzelski, автора книги “Fantastyka. Utopia. Science Fiction”, некоторые идеи которого были, по ее мнению, неверно интерпретированы в той же статье Домбровской (стр. 73).

13. В рубрике «НФ в мире» Анна Дорота Каминьская/Anna Dorota Kamińska реферирует январский 1998 года номер журнала ”Ikarie”, некто (anak) рассказывает об интересных публикациях в мартовском 1998 года номере журнала “Locus”, Кшиштоф Цыркот/Krzszysztof Zyrkot разбирается с февральским 1998 года номером журнала “Analog”, а Доминика Матерская/Dominika Materska и Ева Попелек/Ewa Popiolek внимательно разглядывают мартовский и майский 1998 года номера двумесячника “Science Fiction Age” (стр. 74).

14. В рубрике «Комикс» размещен второй фрагмент длинного комикса «Марс 1977» АЛЕКСАНДРА ОГАЗЫ/Aleksander Ogaza (стр. 75-78).

15. В рубрике «На книжном рынке» Войтек Седенько в статье “Wolna amerykanka/Свободная конкуренция” приводит примеры нечестной, как ему кажется, конкуренции между издателями, из-за чего страдают читатели… ну и рассказывает об июньских новинках НФ (стр. 79).

14. В «Списке бестселлеров» за июль 1998 года маячит единственная книга польских авторов: все та же юбилейная антология рассказов, публиковавшихся на страницах журнала “Nowa Fantastyka” -- “Miłosne dotknięcie nowego wieku/Любовное касание нового века” (стр. 80).


Статья написана 5 мая 2019 г. 08:33

3. Монополию иностранных авторов на публикацию в рубрике «Powieść» нашего журнала некогда нарушил Яцек Дукай. Этот «пролом в стене» монолитной когда-то традиции в этом номере расширяет другой выдающийся польский писатель НФ – Мацей Жердзиньский/Maciej Żerdziński. Его повесть (начальная часть текста) “Opuścić Los Raques/Покинуть Лос-Ракес” печатается на стр. 25-40. Иллюстрации КШИШТОФА ГАВРОНКЕВИЧА/Krzysztof Gawronkiewicz.

«Сбитый над Землей космический корабль падает на поверхность планеты. Выясняется, что плоть найденного в корабле пришельца действует на людей подобно наркотику: создает фантосы – альтернативные миры, пожирающие действительность. Этому коварному, как цивилизационному, так и духовному нападению пытается противостоять парочка аутсайдеров: наркоман-шизофреник и врач-убийца. “Opuścić Los Raques” – одно из самых оригинальных польских произведений НФ. Оно многое черпает из научной фантастики и киберпанка, но также в значительной степени их освежает. В нем речь идет не только о вторжении инопланетян на Землю, целью которого является захват наших разумов и эмоций. Это также образное представление всепроникающей и всеобъемлющей рекламы, которая внедряется в умы людей так умело, что заслоняет этим людям действительность. А также – а может быть, и прежде всего – история о борьбе Добра со Злом, об искушении и свойственном людям стремлении к свободе и праву самим решать свою судьбу» («Еncyklopediafantastyki.pl»). «В этой повести мы вступаем в круг мрачных наркотических видений, ужасающих деформаций, жуткого физического и духовного упадка. Хорошая, нестереотипная, беспокойная и захватывающая проза…» (Мацей Паровский).

Напомню, что это уже шестая наша встреча с писателем на страницах журнала “Nowa Fantastyka” (предыдущие пять см. №№ 11/1991, 10/1992, 6/1993, 4/1994, 8/1995). На русский язык повесть не переводилась, а на ее карточку (повесть, кстати, номинировалась на получение премии “Srebrny Głob”) можно глянуть здесь А вот биобиблиографии ее автора на сайте ФАНТЛАБ нет. Кое-что о нем можно узнать, пройдя в этом блоге по тэгу “Жердзиньский М.”

4. В рубрике «Из польской фантастики» напечатана небольшая подборка литературных миниатюр Матеуша Юзефовича/Mateusz Józefowicz, Патриции Шалковской/Patrycja M. Szałkowska и Петра Грабовского/Piotr Grabowski (стр. 41).

5. В этой же рубрике размещен рассказ Веслава Гвяздовского/Wiesław Gwiazdowski “Sprawiedliwi inaczej/Справедливые по-другому (Иное правосудие)” (стр. 42-48). Иллюстрации ПЕТРА КОВАЛЬСКОГО/Piotr Kowalski.

Это один из его «беспокойных, нестереотипных рассказов, насыщенных социо-каннибальскими эмоциями, хладнокровно сдерживаемыми художественной уздой» (Мацей Паровский).

Напомню, что нам уже приходилось встречаться с писателем на страницах нашего журнала (см. “Nowa Fantastyka” №№ 12/1995, 5/1997, 1/1998). На русский язык рассказ не переводился, а на его карточку можно глянуть здесь Биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБ нет.

6. И последняя публикация в этой рубрике – рассказ “Żywa gotówka/Живые деньги”, который иллюстрировал МАРЕК АДАМИК/Marek Adamik, а написал Рафал А(лександр) Земкевич/Rafał A. Ziemkiewicz – один из самых интересных и плодовитых писателей НФ 1990-х годов и блестящий журналист – вот и в нашем журнале мы находим в последнее время его статьи чуть ли не в каждом номере.

Вообще-то о РАЗ-е можно много и долго говорить, но для начала тем, кому это интересно, стоит пройтись хотя бы по тэгу «Земкевич Р.» в этом блоге (потому что биобиблиографии писателя на сайте ФАНТЛАБ нет). А этот его рассказ – лукавая история в духе Конрада Левандовского (недаром ведь герой рассказа – журналист Рафал Александрович так похож на любимого героя рассказов Левандовского -- журналиста желтой прессы Радослава Томашевского), где оригинально обыгрывается само ее название -- блестяще написанная и с замечательной концовкой. Текст номинировался на получение главной польской НФ-премии – имени Януша Зайделя, а также на получение премии “Srebrny Glob”. Позже рассказ вошел в состав авторского сборника писателя “Coś mocniejszego/Чего-то покрепче” (2006). На русский язык он не переводился, а на его карточку можно глянуть здесь

(Окончание следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 94

⇑ Наверх