Джеймс Типтри-младший «Последняя из могикан, или Небо в алмазах»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Его зовут Голем. Он — инженер космической безопасности. Спектр. И сейчас он должен сконтролировать неизвестный сигнал с Сектора 12, принадлежащего компании West Ham Chemikals. Но он знает, что это за сигнал. Это сигнал с знаменитого когда-то корабля Рагнарека... И очень важно, чтобы его никто не заметил...
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1971», 1971 г.
— антологию «Best Science Fiction for 1972», 1972 г.
— сборник «Ten Thousand Light-Years From Home», 1973 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Пришельцы с небес: Старая добрая фантастика», 1998 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный рассказ года. 6-е место |
- /языки:
- русский (5), английский (6)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Комаринец (4)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 23 февраля 2022 г.
Весьма насыщенный необычными образами рассказ, написанный, к тому же, непростым фигуральным языком. Сложно представить себе, что ТАКОЕ могла написать ЖЕНЩИНА. Тем не менее, Типтри-младший — это псевдоним доктора психологии Элис Шелдон, решившей сменить свое жизненное амплуа на хлеб писателя. Я считаю, что получилось это у нее неплохо, хотя понять, о чем она конкретно говорит в своих произведениях, удастся далеко не каждому желающему. В данном конкретном рассказе речь идет о первых покорителях дальних рубежей Солнечной системы, которым повезло остаться в живых, чтобы увидеть плоды трудов своих. Впрочем, слово «повезло» всё же придется взять в кавычки, ибо время не пощадило последнюю из экипажа «Рагнарёка» и большого счастья из своего скрытного существования она явно не испытывает. Корабль практически потерял возможность свободно перемещаться, большинство систем на нем не работает так, как нужно, да и лететь теперь уже некуда — весь ближний космос поделен корпорациями на зоны влияния (франшизы). Если б не сострадательная помощь одного из инспекторов Компании, бывшую героиню человеческой экспансии уже давно бы поместили в гериатрийную клинику, а ее корабль отправили б на стоянку ближайшего музея.
Автор рассматривает в своем произведении хорошо известные ей психологические (и даже психиатрические) вопросы грядущей космической цивилизации. Люди фактически разделились на три расы, исповедующие разные пути и принципы своего развития и отношения к окружающему миру: кроме обычных людей существуют еще киборги, модифицировавшие отдельные свои органы электронными вставками. и фаги — те, кто электронным модификациям предполчел химические и биологические. В такой вот каше разнообразия и завязывается фабула рассказа. Разобраться в ее перипетиях не так-то просто, поэтому нужно сосредоточиться на чтении и не торопиться особо. чтобы не упустить ничего главного. Тогда вы наверняка сможете понять, как престарелая космолетчица смогла совершить свой последний в жизни подвиг и в чем он, собственно, заключался.
-------------
РЕЗЮМЕ: футуристская зарисовка о продвинутом мире будущего, развивающаяся вокруг древнего корабля, первым прибывшего в систему Сатурна. Предназначено для терпеливых читателей, которым не впервой расшифровывать сложные тексты Олдисса, Желязны и Дилэни.
olpo70, 29 июня 2017 г.
Большой минус этого рассказа это его затянутость. И некоторая завуалираванность происходящих событий. В какой-то момент хотелось даже отложить его в сторону. Но потом ты постепенно погружаешся в атмосферу происходящего. События ускоряются и в конце ты понимаешь что рассказ тебя зацепил и сильно. Становятся понятны поступки главного героя и становится понятной подоплека всего происходящего. И ты понимаешь что незря дочитал до конца.
Сильно задел момент в рассказе с призывом на помощь медбазы. Да как и все в мире, космос поделят крупные корпорации и если это не выгодно, то тебе никто не поможет. В мире большого, а уж тем более планетарного бизнеса, каждый сам за себя. Страшно, но факт.
Seidhe, 17 февраля 2015 г.
Произведение для восприятия весьма сложное. Понять его до конца я лично не в состоянии даже после неоднократного перечитывания. Но для 1971 года вещь несомненно уникальная. Не зря десятью годами позже молодые и дерзкие киберпанки будут называть Типтри-младшего своим непосредственным предшественником. В одну повесть уместилось множество образов, которые станут потом разрабатываться этим литературным течением — биоимплантанты и симбиоз человека с машинами; люди, родившиеся в космосе и не имеющие представления о гравитации; независимые франшизы Пояса астероидов и поделившие Солнечную систему корпорации; ну и без веществ, конечно, тоже не обошлось =))) Прочитать стоит хотя бы для общего развития, чтобы лучше понять, что Стерлинг и Гибсон придумали киберпанк не на пустом месте.
И отдельно — низкий поклон за проделанную работу Анне Комаринец. Не представляю, как ЭТО можно было перевести.
Carex, 15 февраля 2015 г.
Слушал рассказ в аудиоварианте «Модели для сборки». Несмотря на огромный опыт прослушивания аудиокниг, вошел в тему раза с пятого, каждый раз начиная прослушивание заново. От рассказа удовольствия не получил никакого. Такое ощущение, что это фрагмент чего-то большего. Поэтому очень много непонятного. Очень много деталей надо уложить в голове, а автор не особо заботится в этом плане о читателе.
vam-1970, 25 ноября 2016 г.
Примерно за 20 лет до массового киберпанка!!Навороченный сюжет, но стройность мысли и ясность цели есть — всегда уходящее поколение способно на подвиги во имя будущих.
Anthony_W, 29 июня 2012 г.
Очень замороченная и вымученная история. Множество фактов не относящихся к делу, хитросплетения слов. Создавать такую смесь имея на руках всего один смысл стоит лишь когда это необычно и интересно. В данном случае все с точностью наоборот. Автор вводит огромное количество деталей, а важное совершенно не развивает. Если учесть что определенную часть рассказа участники сидят на наркотиках, вполне понятно, что и понять можно лишь употребив что-то горячительное.
kkk72, 5 января 2011 г.
Странная история. Необычный стиль изложения заставляет довольно долго разбираться, что к чему. Мрачная атмосфера жизни в космосе, давящая необходимость подчиняться жадным дельцам давят на психику и герою рассказа и читателям. Попытка же сохранить тайну в условиях жесткого контроля и вовсе обходится герою рассказа слишком дорого. Действительно, дух романтики постепенно сменяется жаждой наживы, а на смену первопроходцам идут дельцы и политики. Почему-то эта история живо напомнила мне «Стажеров» Стругацких, хоть и написана она с точки зрения пессимиста. И даже чудесное спасение в концовке отнюдь не решает всех проблем. Так что же, «Старикам здесь не место?»