Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 марта 2023 г. 22:45

4. В статье Иоанны Кулаковской/Joanna Kułakowska “Ludzie koty/Люди-коты” речь идет о ликантропии, а также племенных тайных обществах народов Африки, Азии и Америки – люди-ягуары у ольмеков; люди-тигры у бенгальцев, малайцев, даяков, батаков, лава; люди-львы у танзанийцев (мбойя, макалоло), тукумба; люди-леопарды у конголезцев (бабали, балика), нигерийцев, заирцев… И три абзаца об оборотнях в RPG и фильмах (о книгах и вовсе речи не идет). Неплохая статья, но годная скорее для журналов типа нашего «Вокруг света» или польского “Dookolo świata”, в “NF” ей делать особо нечего (стр. 10--11).

5. “Nagrody czytelników «Nowej Fantastyki» 2005/Плебисцит читателей журнала «Нова Фантастыка» 2005” (стр. 12). Напечатаны результаты заочного (письменного) голосования.

В категории «Польский рассказ»: первое место Кшиштоф Коханьский с рассказом “Interesy nie idą dobrze” (“NF” 2/2005, 23% голосов), второе место Казимеж Нагурский с рассказом “Kamenny krąg” (“NF” 12/2005, 8,5% голосов), третье место Петр Патыкевич с рассказом “Skrzatołap” (“NF 11/2005, 7% голосов). Фигурировали 22 наименования рассказов.

В категории «Иностранный рассказ»: первое место Йен Уотсон c рассказом “Czarna ściana w Jerozolimie” (“NF” 6/2005, 14% голосов), второе место разделили Уолтер Йон Уильямс с рассказом “Zaraza zielonych lampartów” (“NF” 1/2005, 7% голосов) и Леви Тидхар с рассказом “Operacja Transylwania” (“NF” 2/2005), 7% голосов). Фигурировали в опросе наименования 25 рассказов.

В категории «Публицистика»: первое место статья Грегори Бэнфорда “Prawdziwa przyszłość kosmosa. Cz. II” (“NF” 11/2005, 20% голосов), второе место интервью, взятое у Анны Бжезиньской “Kiedy wyrzucimy magię, nie zostanie nic” (“NF” 11/2005, 7% голосов), третье место статья Роберта Сильверберга “Trylobity” (“NF” 1/2005, 5,5% голосов). Фигурировали наименования 33 текстов.

В категории «Художники» победили МОНИКА РОКИЦКАЯ и МАРЦИН НОВАКОВСКИЙ (по 12% голосов). На втором месте ТОМАШ ЕНДЖЕЕВСКИЙ (11% голосов) и на третьем – АРТУР СИТНИК (10% голосов).



6. Комикс «Пастыри» НИКОДЕМА КАБАЛЫ (стр. 37—43) – четвертая часть. Продолжение следует…



7. В рубрике «Рецензии фильмов» Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski рассказывает о фильме “Aeon Flux” (реж. Карин Кусама, США, 2005),

а Пшемыслав Романьский/Przemysław Romaṅski – о фильмах “Hostel” (реж. Эли Рот, США, 2005) и “Chakushin ari” (реж. Я. Акимото, Япония, 2003; «Пропущенный звонок») (стр. 72—73).


8. В рубрике «Рецензии комиксов» напечатаны два небольших текста. К ним мы вернемся чуть далее (стр. 74).

(Продолжение следует)


Тэги: кино
Статья написана 17 марта 2023 г. 22:16

1. Открывает журнал рубрика «Галактический гонец» — короткие сообщения на самые разные темы, так или иначе касающиеся фантастики (стр. 2--3). Умерла 25 февраля Октавия Батлер (1947—2006). В США появились на DVD первые два фильма сериала “Masters of Horror”, в Польше вот-вот заработает “SCI FI Cannel” в польской языковой версии… Возобновлена подрубрика «Фантастика в сети» (все адреса, увы, уже недействительны).

2. В рубрики “Publicystyka” напечатана статья Адама Сыновца/Adam Synowiec “Szalony świat uczonych/Безумный мир ученых” (стр. 4—5). О лауреатах «Шнобелевской премии» и их «изобретениях».

3. Статья Агнешки Хаски/Agnieszka Haska и Ежи Стаховича/Jerzy Stachowicz носит название “Obcy puka do drzwi czyli panowie we frakach kontra tajemnicze cywilizacje/Чужой стучит в дверь, или Господа во фраках супротив таинственных цивилизаций” (стр. 6—7).

Чужие – «это все, кто не мы»: очень размытое определение, под которое можно подогнать все, что угодно. Ну, стало быть, вот вам Жюль Верн и его роман «Путешествие к центру Земли» (1864) «на грани эволюции» — с обнаружением образцов древней фауны и черепа предка человека. Вот Генри Райдер Хаггард с его романом «Она», в котором английский джентльмен находит в Африке неведомое королевство, которым правит бессмертная королева. Ну, опять же «Копи царя Соломона» (1885)… А вот Артур Конан Дойль с его «Затерянным миром» (1912), вот Эдгар Уоллес с «Кинг Конгом» (1932), вот еще один Эдгар -- Райс Берроуз с «Землей, позабытой временем» (1918). На Земле, впрочем, становится уже тесновато, и фантасты уходят воображением в будущее (или в космос). Опять же Жюль Верн, но более интересен Герберт Джордж Уэллс«Машина времени» (1895), «Сон» (1924), «Люди как боги» (1923), «Первые люди на Луне» (1901)… А вот и вовсе чужие – демонические культы, неведомые боги, запредельная жуть: Говард Филипс Лавкрафт с его «Зовом Ктулху» (1928) и «Мороком над Инсмутом» (1936)… К сожалению, все это обсасывалось уже много раз и очередной экзерсис нечего нового более или менее подготовленному читателю не дает.

P.S. Стоит обратить внимание на иллюстрации статьи. Собственно, эти несколько иллюстраций почерпнуты из романа Жюля Верна “Straszny wynalazca/Страшный изобретатель” – перевода на польский язык романа “Face au Drapeau/Лицом к флагу” (1886).

Впрочем, французскому книжному изданию предшествовало журнальное — в журнале Этцеля «Magasin Illustre d’Éducation et de Récréation» с 1 января по 15 июня 1896 года. Вот там-то и печатались иллюстрации к роману ЛЕОНА БЕННЕТА:

Оттуда они перешли в книжное издание – общим числом 42 плюс 6 цветных вкладок. Вот еще несколько из них.

Первый польский перевод (выполненный БРОНИСЛАВОЙ ВЕРУШ-КОВАЛЬСКОЙ) был опубликован под названием “Przygody Szymona Harta, Ojczysta bandera/Приключения Симона Харта. Отечественное знамя” в журнале “Przyjaciel Dzieci” в 1896 году.

В 1922 году роман был издан в составе серии “Powieści Juljusza Verne’a/Романы Жюля Верна” под названием “Straszny wynalazca/Страшный изобретатель” и в переводе К. БОБРОВСКОЙ в издательстве “Księgarnia Św. Wojciecha”. В этом издании сохранились лишь 13 иллюстраций Л. БЕННЕТА (часть именно их и была, вероятно, использована для иллюстрирования статьи А.Хаски и Е. Стаховича).

Первое послевоенное издание польского перевода романа вышло в 1947 году. На обложке опять же иллюстрация Л. БЕННЕТА.

Были, понятно, и другие издания. Вот тут, вторая снизу – это, похоже, издание 1990 года.

Вообще-то должен заметить, что книги Жюля Верна издавались в послевоенной (времен ПНР) Польше довольно-таки бессистемно.

Но в 1990-х годах на польскую издательскую сцену вышло издательство “Hachette Polska” – и вот результат: 70 томов Собрания сочинений.

Роман “Face an Drapeau” был напечатан в русском переводе в 1896 году в журнале «Вокруг света» под заглавием «Родное знамя» и в том же году вышел в свет отдельной книгой в издательстве И. Д. Сытина. Другой перевод под тем же названием был включен в 1907 году в Полное собрание сочинений Жюля Верна в издании П. П. Сойкина.

С тех пор роман на русском языке не издавался вплоть до выхода в составе 10-го тома 12-томного собрания сочинений в конце 1957 года.

Это издание сопровождалось четырьмя рисунками ПЕТРА ЛУГАНСКОГО.

Появились позже и другие издания (в т.ч. иллюстрированные) – пермское, московское (“Правда”) и другие, наконец издательства “Вече” с теми же иллюстрациями Л. БЕННЕТА.

Или московской “Альфа-книги” опять же с Л. БЕННЕТОМ.

Но, безусловно, росту популярности этого романа во всем мире очень сильно поспособствовал чешский волшебник-мультипликатор Карел Земан. В этом блоге мы уже касались этой темы, поэтому, чтобы не «не растекаться мысью по древу», я оставлю ссылку ЗДЕСЬ и добавлю лишь немного иллюстративного материала:

(Продолжение следует)


Статья написана 16 марта 2023 г. 21:25

Апрельский номер 2006 года (190-й «Новой Фантастыки» и 283-й, если считать ab ovo) редактируют: Мацей Маковский/Maciej Makowski (главный редактор); Павел Матушек/Paweł Matuszek (исполнительный редактор), Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski (отдел критики и публицистики), Мацей Паровский/Maciej Parowski (отдел польской литературы, заместитель главного редактора), Ирина Субоч/Irina Subocz (художественно-оформительский отдел), Павел Земкевич/Paweł Ziemkiewicz (отдел иностранной литературы), Катажина Соснович/Katarzyna Sosnowicz (секретарь редакции). В списке постоянных сотрудников числятся: Блажей Дзиковский/Błażej Dzikowski, Люция Грудзиньская/Łucja Grudzińska, Агнешка Хаска/Agnieszka Haska, Иоанна Кулаковская/Joanna Kułakowska, Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski, Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański, Роберт Сильверберг/Robert Silverberg, Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz, Камиль Смялковский/Kamil M. Śmiałkowski, Адам Сыновец/Adam Synowiec, Якуб Винярский/Jakub Winarski, Роберт Зембиньский/Robert Zębiński.

И что ж мы видим? В собственно редакции наконец-то появился руководитель отдела иностранной литературы – эту ношу взвалил на свои плечи Павел Земкевич.

И огромные перемены среди постоянных сотрудников журнала. Из их круга изгнали Яцека Дукая, Ирека Грина, Марцина Немоевского, Томаша Пëнтака, Бартека Свидерского и Рафала Земкевича. Их места заняли Люция Грудзиньская, Иоанна Кулаковская, Лукаш Орбитовский, Пшемыслав Романьский, Адам Сыновец, Якуб Винярский.

Тема номера не обозначена.

«Галереи» в этом номере также нет. Цветные страницы в середине журнала занимает продолжение комикса.

В оформлении лицевой стороны передней обложки использована работа британского художника-иллюстратора МАРТИНА МАККЕННЫ/Marcin McKenna. На внутренней стороне передней обложки напечатана реклама фильма “V – значит вендетта”.

На внутренней стороне задней обложки размещена реклама специального номера журнала “Wiedza i życie”, посвященного времени, на внешней стороне задней обложки – реклама компьютерной игры “Magia kontra Technika”. Тираж номера 31 тыс. экземпляров. Цена экземпляра – 7 злотых 90 грошей.

Содержание номера следующее:

PUBLICYSTYKA – ARTYKUŁY

Adam Synowiec SZALONY ŚWIAT UCZONYCH 4

Agnieszka Haska, Jerzy Stachowicz OBCY PUKA DO DRZWI 6

Joanna Kułakowska LUDZIE-KOTY 10


OPOWIADANIA ZAGRANICZNE

Neil Gaiman STUDIUM W SZMARAGDZIE 13

Nancy Kress NANO PRZYBYWA DO CLIFFORD FALLS 22

Martin Owton i Gaie Sebold MAGIA KRYSZTAŁU 30



OPOWIADANIA POLSKIE

Andrzej Kucharski 100 PROCENT 45

Wojciech Lasota ORZEŁ SZARY, RÓŻOWA GWIAZDA 51

Marcin Szerenos ANIOŁ 60

MINIATURY LITERACKIE 66



KOMIKS

DUSZPASTERZE odc. 4 37


PUBLICYSTYKA

GALAKTYCZNY GONIEC 2

KINOWE PREMIERY 44

Feliks W. Kres KTO MIECZEM WOJUJE, MAŁO MLEKA DAJE 76

Łukasz Orbitowski GDY PRZEMAWIA DUCH OKROPNY 78


LISTY CZYTELNIKÓW 79

RECENZJE

KSIĄŻKI 69

FILMY 72

KOMIKSY 74


LISTA BESTSELLERÓW 79

Luty 2006


KSIĄŻKI NADESŁANE 79


Статья написана 15 марта 2023 г. 22:42

12. В рубрике «Рецензии»:

Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski представляет роман из цикла «Гарри Поттер» британской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и принц-полукровка» (J.K. Rowling “Harry Potter I Książe Pólkrwi”. Tłum. Andrzej Polkowski. “Media Rodzina”, 2006);

он же, Ежи Жимовский, листает книгу Гэбриэль Кьюб «Гарри Поттер – хороший или плохой» (Gabriele Kuby “Harry Potter – dobry czy zły”. Tłum. Dorota I Wojciech Muszyńcy “Polwen”, 2006); проблема в том, что писательница (пресвитерианка, кстати) убеждена в том, что Гарри Поттер – это воплощенное зло и все факты подгоняет под это утверждение;

Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański в общем хвалит сборник рассказов польского писателя Якуба Цьвека «Обманщик» (Jakub Ćwiek “Kłamca”. “Fabryka Słów”, 2005), называя писателя «польским Гейманом»;

Павел Матушек/Paweł Matuszek полагает «удачной реактивацией» легендарной серии новый выпуск альманаха НФ «Шаги в неизвестное» (“Kroki w nieznane”. Almanach fantastyki pod redakcją Lecha Jęczmyka I Konrada Walewskiego. “Solaris”, 2005);

Сильвия Сосиньская/Sylwia Sosińska считает, что роман датской писательницы Лене Кобербëль «Необыкновенный дар Дины» (Lene Kaaberbǿl “Niezwykly dar Diny”. Tłum. Agnnieszka Cioch. “Wydawnictwo Philip Wilson”, 2005) – весьма удачное произведение в жанре фэнтези для молодежной аудитории;

Якуб Винярский/Jakub Winarski советует обратить внимание на роман польского писателя Рафала Земкевича «Огни на скалах» (Rafał A. Ziemkiewicz “Ognie na skałach”. “Fabryka Słów”, 2005); «это всего лишь вторая книга в жанре фэнтези в творчестве Земкевича, но по ней видно, что автор уверенно себя чувствует в этом жанре и, если продолжит писать эту сагу, читатели будут не просто довольны — счастливы»;

он же, Якуб Винярский, хвалит книгу польского этнолога Виктора Сточковского «Люди, боги и пришельцы из космоса» (Wiktor Stoczkowski “Ludzie, bogowie i przybysze z kosmosu”. Tłum. Robert Wiśniewski. “PIW”, 2005), темой которой является человеческая иррациональность, то есть объектом исследования являются именно люди, верующие в «богов и пришельцев из космоса»;

Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz считает, что роман Рика Шелли «Капитан KND» (Rick Shelley “Kapitan KND”. Tłum. Michał Kubiak, Włodzimierz Nowaczyk. “Zysk I S-ka”, 2005) – рядовая читательская жвачка, в самый раз для чтения в железнодорожном транспорте;

Агнешка Хаска/Agnieszka Haska приветствует появление на прилавках польских магазинов тома из цикла “Tales of the Otori” британской писательницы Джиллиан Рубинштейн, издающегося ею под псевдонимом Лин Хирн, — «В лунном свете» (Lean Hearn “W blasku księżyca”. Tłum. Barbara Kopec-Umiastowska. “W.A.B.”, 2005) – «прекрасная смесь исторического романа и фантези»

Павел Матушек/Paweł Matuszek хвалит роман британского писателя Нила Геймана «Сыновья Ананси» (Neil Gaiman “Сhłopaki Anansiego”. Tłum. Paulina Braiter. “Mag”, 2006) (стр. 69—72).


13. В рубрике «Felieton» напечатана статья “Zapomniał wół jak cielęciem był/Забыл вол, как он теленком был”, в которой Конрад Левандовский рецензирует (весьма язвительно и своеобразно) пособие Феликса Креса для начинающих писателей «Галерея сломанных перьев» (Feliks W. Kres “Galeria złamanych piór”. “Fabryka Sló w”, 2005) (стр. 76--77).


14. В этой же рубрике “Felieton” Лукаш Орбитовский/Łukasz Orbitowski в статье “Módlicie się!/Молитесь!” из цикла /“gabinet luster”/ берет заочно интервью («позвонил в ад и пригласил на пару слов») у Фридриха Ницше (стр. 78).


15. В списках бестселлеров за январь 2006 года из книг польских авторов находятся книги “Szataṅski interes” Томаша Пациньского, “Piekło I szpada” Феликса Креса, “Wyjatkowo wredna sytuacja” Томаша Бохиньского, “Ognie na skalach” Рафала Земкевича, “O wlos do piwa” Эугенюша Дембского и “Ani słowa prawdy” Яцека Пекары (стр. 79)

.

16. В рубрике «Присланные книги» перечислены 15 наименований. Интересен разброс по издательствам: “Fabryka Słów” – 2; “MAG” – 2; “Rebis” – 2; “POLWEN” – 1; “Post” -2; “Prószyṅski I S-ka” – 1; “Runa” – 3; “Słowo/obraz/terytoria” – 1; “Wydawnictwo Autorskie” — 1.


Статья написана 14 марта 2023 г. 22:57

11. Очередной фрагмент литературного обзора Агнешки Хаски/Agnieszka Haska и Ежи Стаховича/Jerzy Stachowicz, опубликованный на стр. 74—75, носит название:

ГРЯДУЩЕЕ из ЧУЛАНА II, или АХ! КАКОЕ ЧУДЕСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ!

(Przyszłość z lamusu II czyli Ach! Jaki cudowny wynalazek!)

В предыдущем отрывке мы с вами занимались геополитическими картинами будущего, рисовавшимися перед войной нашими предками. Здесь же мы решили повнимательнее приглядеться к описывавшимся ими изобретениям. Хотя литература, касавшаяся чудесных решений, изменяющих жизнь человечества, триумфировала на грани XIX и XX веков (достаточно вспомнить парижский эпизод из жизни Станислава Вокульского), романы междувоенного периода развивали это направление, вплетая в свои сюжеты элементы популярных для того времени научных теорий, открытий и изобретений.

Начнем с представления ими транспортных средств будущего. Польские фантасты не отличались оригинальностью от популяризаторов науки. И те, и другие верили в дальнейшее развитие уже существовавших транспортных средств, прежде всего автомобилей и аэропланов. Ричи Калдер (Ritchie Calder), автор научно-популярных произведений, в книге «Рождение будущего/Narodziny przyszłości» (1934), излагавшей видение развития цивилизации согласно прогнозам знаменитых английских ученых, убеждал читателей в том, что в 60-х годах XX века большинство лондонцев будет летать на собственных самолетах или геликоптерах.

Также в романе «Как могло быть/Jak być mogło» (1926) Стефана Барщевского (Stefan Barszczewski) главный герой владеет им же изобретенным супербыстрым электрическим геликоптером с характерным названием «Полония».

Анджей Воля из романа «Город Света/Miasto Światłości» Владислава Смолярского (Władysław Smolarski) путешествует, используя самолет и космический корабль на солнечной тяге.

Подобные транспортные средства представлял себе и Антоний Слонимский (Antoni Słonimski, роман «Торпеда времени/Torpeda czasu», 1924).

Летательные аппараты такого рода не способны были, по мнению наших писателей, достигать настолько значительных размеров, чтобы стать аналогами сегодняшних аэробусов либо взять под свой контроль воздушные пространства в случае войны. Здесь главную роль по-прежнему играли гигантские аэростаты, которые ушли в прошлое после катастрофы «Гинденбурга» в 1938 году. Именно они должны были перевозить сотни пассажиров и быть основными носителями огневой мощи в воздушных битвах: «корабли этой эскадры напоминали своей формой прежние цепеллины, но были, однако, значительно более стройными и наполненными негорючим газом – гелием». Битвы эти также напоминали скорее морские сражения. Аэростаты, подобно крейсерам и броненосцам, медленно маневрировали, обстреливая один другого «воздушными торпедами». Интереснее прочих описывает такое сражение Стефан Барщевский в романе «Чанду/Czandu» (1925): «Повернувшись теперь носами к неприятелю, чтобы не подставлять под удар длинные борта, польские воздушные корабли разили врага залпами своих пневматических орудий».

К этим картинам транспорта будущего следует добавить, что очарование автомобильной тематикой можно найти не только в фантастических, но и в реалистических романах. Достаточно вспомнить говорящее само за себя название романа Ежи Соснковского «Автомобиль, Ты и Я (Любовь машин)» (Jerzy Sosnkowski “Auto, Ty I Ja (Miłość maszyn)”, 1925).

Здесь в катастрофических видениях главного героя машины уподобились зверям и принялись насиловать женщин. К счастью, видения видениями и остались, а герой и его избранница жили долго и счастливо. Результатом восхищения автомобилем были в романах не только поэтизированные описания поездки в нем («свет автомобильных фар ласково лижет мокрые дорожные плиты»), но и видения будущего с оттенком horror-а. В романе Стефана Владыки «Тайна Кужентницкого замка, или Безымянные люди» (Stefan Władyka “Tajemnica zamka kurzętnickiego, czyli Ludzie bez nazwisk”, 1937) инженер Антоний Копиш конструирует «лимузин смерти». От такого автомобиля не отказались бы ни Пан Самоходик, ни Джеймс Бонд: он бесшумно разгоняется до скорости 200 километров в час, не имеет окон, шоссе и окружение отражаются на экране внутри салона. Кузов машины укреплен стальными балками, а на шасси монтируются не только кабина шофера и пассажирский салон, но и продовольственная кладовая с запасом продовольствия на несколько дней для пяти особ, а также гнезда самострельных пулеметов.

(Мне пока не известен писатель, укрывшийся под псевдонимом Стефан Владыка, да и книга что-то не попадается под руку. Поэтому я покажу хотя бы место, где происходят события романа. Тут ниже макет Кужентницкого замка, что под Хелмно, и, увы, нынешние его руины. W.)

Может показаться шокирующим с нынешней точки зрения неведение писателей относительно дальнейшего развития оружия массового поражения. Самым мощным оружием, находящимся в распоряжении воинов будущего, представляются обычно аппараты, генерирующие таинственные лучи – нечто вроде сильнейшего лазера (Смолярский) или излучателя невидимой энергии (Слонимский «Два конца света», Słonimski “Dwa koṅce świata”;

Антоний Ланге «Миранда», Antoni Lange “Miranda”).

И вообще разного вида лучи прямо-таки триумфируют в романах междувоенной поры; например, титульный герой романа Бруно Винавера «Доктор Пшибрам» (Bruno Winawer “Doktor Przybram”, 1926) изобретает «молекулярный резонатор», способный благодаря «Х-радиатору» «превращать кучу ни на что не годного гипса в чудесную субстанцию, которая днем поглощает и накапливает солнечную энергию, чтобы последующей ночью излучить ее в виде ясного холодного света». Вследствие этого ночь как таковая уходит в прошлое, чем, впрочем, отнюдь не все довольны, как это следует из монолога некоего художника: «Этот человек убил культуру! Убил живопись! Прежде я стоял здесь, там был пейзаж, с той стороны падал свет, а с той стороны была тень (…) Теперь же тени вообще нет нигде на свете! Тут светит, там что-то горит, везде блики, везде что-то отражается и что-то лучи мечет!»

В свою очередь в романе «1974 год» Болеслава Жарновецкого (Bolesław Żarnowiecki “Rok 1974”, 1927) таинственная машина Крузенштерна взвивает языки пламени, сбивающие самолеты. Кроме того, армии будущего, как правило, используют значительно усовершенствованные отравляющие газы, чему не следует удивляться – химическое оружие было величайшим военным пугалом междувоенного мира.

Интересно презентуются картины применения новых источников энергии. К возможности получения энергии из атома весьма скептически относились даже сами ученые того времени, хотя физические теории, способные привести к созданию атомной бомбы, переживали стремительное развитие. Писатели НФ делали ставку на солнечную энергию – которая, как у Винавера, при соответствующем применении должна была обеспечить человечеству вечное счастье. В свою очередь у Смолярского в «Городе Света» она служит оружием и приводит машины в движение. Интересную реализацию этого сюжета можно найти в романе «Крутой летчик (Летчик-сумасброд)» Казимежа Чижовского (Kazimierz Czyżowski “Szałony lotnik”, 1925), где изобретение Анджея Лëта спасает человечество от гибели в результате землетрясений. Лëт предлагает строительство городов на огромных железобетонных платформах; электричество получают благодаря трансформаторам солнечной энергии, главной частью которых были «удивительные стеклянные трубы, подразделявшиеся на трубы лучепоглощательные и лучеизлучающие».

Что касается других изобретений, облегчающих повседневную жизнь, предвоенные писатели, как правило, предвидели, что производство всевозможных благ будет полностью автоматизированным. Интересным предложением Смолярского был видеотелефон. Этому писателю удалось вообще предвидеть многие технические решения будущего, например его грядущая Варшава представляет собой город крупноблочной застройки. Кроме того, возможно на волне медицинских исследований гормонов и витаминов, автор «Города Света» полагал, что в будущем можно будет управлять человеческой психикой с помощью специальных, безопасных для здоровья, химических субстанций.

Правда, предвоенные писатели уже не верили столь же безусловно, как их коллеги-позитивисты, что изобретения спасут мир от катастрофы; они зачастую показывали в своих книгах, как новые открытия и изобретения как раз приводят к катастрофе. Верификации этих предвидений не пришлось долго ждать: чудесные лучи обрели форму излучения из-под гриба взрыва атомной бомбы, а гибель людям принесли не машины, а другие люди. Однако, кто знает, возможно завтра мы проснемся в мире, где не будет ночи, и станем искать собственные тени?





  Подписка

Количество подписчиков: 91

⇑ Наверх