Рэй Брэдбери «Канонические марсианские хроники»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Возраст читателя: Любой
Марс...
Красная планета, всегда манившая нас, людей с Земли. И, всё-таки, мы смогли туда отправиться. Мы смогли ступить на планету, когда-то наполненную жизнью. Но здесь оказались и свои обитатели, для которых Красная планета была домом...
Об отношениях марсиан и людей, их судьбах, покорении Марса и многих других проблемах будущего и идет в речь в этом цикле из множества рассказов Рэя Брэдбери.
Итоговый состав цикла определен автором (издание Subterranean Press, 2010):
- два предисловия автора,
- «Марсианские хроники»,
- послесловие («Как я написал эту книгу»),
- «Иные марсианские хроники»,
- два варианта сценария.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (287), английский (139), немецкий (3), испанский (3), французский (5), португальский (3), итальянский (1), молдавский (1), голландский (2), украинский (14), белорусский (1), польский (3), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (402), периодика (39), самиздат (3), аудиокниги (19), графические (1)
- /перевод:
- Т. Адаменко (1), О. Акимова (8), Ф. Андреев (1), С. Бархатов (1), О. Битов (13), З. Бобырь (5), Л. Боженко (1), И. Бондаренко (2), М. Брага (1), О. Венгер (1), В. Гаков (3), Н. Галь (87), Р. Герман (1), А. Гонзалес (1), Н. Григорьева (10), Е. Грицайчук (1), А. Гришин (3), В. Грушецкий (10), А. Гёнц (1), А. Девякович (1), П. Дробышев (1), Е. Дрозд (3), Е. Емцова (1), Б. Ерхов (2), Л. Жданов (102), Я. Закржевский (2), М. И. Брага (1), С. Ирбисов (1), Б. Клюева (12), Е. Крижевич (3), А. Лебедев (13), Ю. Левашев (2), Р. Льопис (1), Б. Мартен (1), В. Мартиньо (1), Н. Мацукатов (1), С. Михальчук (1), М. Молчанов (3), Д. Моничелли (1), И. Мынэскуртэ (1), В. Мюнхен (1), П. Науджак (1), И. Нечаева (1), С. Николаев (1), В. Новиков (1), Р. Облонская (5), А. Оганян (19), М. Оранская (2), Е. Петрова (13), А. Питык (1), Б. Плющ (1), Т. Покидаева (4), В. Попов (2), О. Радчук (1), А. Робийо (2), Р. Рыбкин (13), Б. Салик (1), Ю. Седова (1), К. Сенин (4), В. Серебряков (12), С. Стэць (1), В. Тальми (4), А. Терех (8), Ф.-М. Уоткинс (1), Ж.-П. Харрисон (1), Л. Цекова-Маринова (1), Д. Чавиано (1), А. Чапковский (13), В. Чарный (5), Ж. Шамбон (1), А. Шаров (1), Т. Шинкарь (23), Т. Шлюк (1), М. Щавурская (1), В. Эрнстинг (1), А. Якубович (1), А. ван де Вен (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 30 августа 2024 г.
Когда-то, прочитав «Марсианские хроники» (в сборнике 1987 года «О скитаньях вечных и о Земле» — в самой первой редакции), сначала не сильно ими впечатлился, однако простые и в чём-то неказистые истории запомнились. Затем в разного рода сборниках и антологиях регулярно натыкался на другие рассказы Брэдбери из марсианского цикла, в одноимённую книгу то собственно и не вошедшие. Шли годы, моё восприятие «Хроник» менялось, уже во взрослом возрасте я наконец-то оценил их по достоинству (про ту, классическую книгу я отзыв уже писал) и появилось у меня странное желание увидеть всё, написанное автором на эту тему под одной обложкой. Бойтесь своих желаний — они иногда сбываются. :) И вот тут то мне и попадается сборник Эксмо «Марсианские хроники. Полное издание».
Что ж, «Марсианские хроники» в очередной раз перечитаны, в современной, так сказать, редакции — с рассказами «Огненные шары» и «Пустыня», ранее мной не читанными. В очередной раз я получил удовольствие, перелистнул страницу, приступил к разделу «Иные марсианские хроники» и, увы, волшебство развеялось. Сами по себе рассказы (по крайней мере большинство) всё так же хороши, но хронология и сквозная концепция развалились — я читаю просто какой-то очередной сборник Брэдбери, не хуже и не лучше остальных. Какие-то рассказы, написанные в тех же 1940-50-х, но опубликованные лишь в 2010 — наброски, варианты развития событий, явно слабоваты и не просто так в своё время убраны автором в стол. В общем, дочитал я книгу, что-то мне понравилось, что-то — не очень, но не более того.
Как мне кажется, читать и перечитывать стоит оригинальный сборник (именуемый романом), среди других произведений тоже есть весьма достойные и их тоже стоит перечитывать, но не подряд, а в тех авторских книгах рассказов, в которые они и были изначально включены.
Кстати, русскоязычное название цикла здесь звучит как «Канонические марсианские хроники», а английское — «The Complete Edition» (Полное издание) и оно более точно, на мой взгляд, ибо канонические то как раз — те самые, а не все вместе. :)
dima9275, 8 июля 2024 г.
Какая же это бредятина! И кто назвал эти бумагомарательские пи***страдания фантастикой? Т.е. если бы изначально эту писанину подавали бы как прозу/лирику — вопросов бы вообще не было. И подход к тексту был бы соответствующий, а скорее всего я бы даже и читать подобное не стал.
От фантастики здесь только Марс — в остальном это какая-то непонятная смесь ипохондрии с попытками в социальную прозу и не понятно чего ещё.
Читать не интересно, не современно и вообще весь текст полная бездарность.
SnickS, 23 ноября 2021 г.
В начале читать книгу действительно странно: вроде по Марс, но мало что сходится с действительностью. Но немного погодя, реальность Рэя увлекает и отвлекает от действительности.
Меня книга равнодушным не оставила. Так отмечу эмоциональное переживание, когда на Земле происходит
А новая мысль, на которую на меня навёл Бредбери, что людям ничего колонизировать нельзя: мы не можем разобраться с нашим миром, так что с чужим нам делать ничего не позволительно. Вообще грустно осознавать, что человеческое общество за многие века учится и учиться, но научиться не может.
drugndrug, 3 января 2021 г.
“Марсианские хроники” – это выдающийся шедевр литературной фантастики. В нём звучит авторский призыв, обращённый ко всему человечеству, о том, как важно в самом себе ценить человека, как важно держать себя в руках и обуздывать свои наклонности к насилию и разрушению.
У Брэдбери в его романе на Марсе происходило тоже самое, что происходит на Земле. На самом деле, в этом романе люди никуда не полетели, просто их родная планета силою авторского воображения превратилась в Марс. И именно оно – то есть, авторское воображение – и есть основной фантастический элемент в этом повествовании.
Редко литературный мир сподобляется получить на свои книжные полки подобное произведение. Такие книги уникальны и неповторимы. Такие книги пишутся только всего один раз.
“Марсианские хроники” – это незабываемое путешествие читателя в собственный внутренний мир, который в ходе чтения этого романа может открыться ему, как новая незнакомая планета, загадочная, сокрытая в пространстве беспредельного космоса…
zvezdochet2009, 26 апреля 2020 г.
«Хроники» — это ранний Брэдбери, а ранний Брэдбери помимо всего прочего был «певцом звездных трасс». Где-то в 40-50-х он пишет большинство своих космических рассказов про астероиды, Венеру, Меркурий, дальние миры и, конечно же, Марс. Рэя очень интересует вопрос колонизации внешних планет, опасности, подстерегающие нас в космосе, ошибки и достижения человека, контакт с иным разумом, наше место во Вселенной. Кто мы, откуда, куда идем и что ждет нас Там – вот о чем пишет Брэдбери-фантаст, попадая в струю тогдашней популярной фантастики. Но Рэй не был бы самим собой, если бы строчил придуманные истории ради одного лишь развлечения. Нет, его миссия важнее и наиболее полно она раскрывается в цикле рассказов о планете Марс.
К концу 40-х Рэй был известен как автор коротких выразительных рассказов, которыми усердно снабжал журналы типа «Planet Stories». За плечами – ни одного романа. И вот писатель решается на крупный сольный проект, но роман создает не из единого текста, и даже не из одной истории, а из разрозненных рассказов, составленных в единую хронологическую цепь и повествующих о колонизации Красной планеты. Роман выходит в 1950 году и приносит автору сначала национальную, затем мировую известность. Все. Отныне Рэй Брэдбери – популярный писатель-фантаст.
Марсианские хроники по своей сути – сборник философских историй о том, как человек осваивает Terra Incognita и что из этой затеи получается. Постепенно, по мере погружения в произведение, можно поймать себя на том, что подобные сюжеты где-то уже встречались. Ну конечно! Все очень просто: колонизация Америки. Повторяя исторический алгоритм, Брэдбери как бы ставит человечество перед зеркалом и говорит: смотрите. Мы все это уже проходили. Колонисты высаживались на новые берега, пытались выжить, строить города, сталкивались с местным населением и даже уничтожали его. Такое было, и такое будет, только в иных масштабах. Те же проблемы – столкновение с иным народом (марсиане), размежевание человечества на Старый и Новый свет (Земля и Марс), выживание на этом новом берегу (на этой пустынной ржавой планете), расовые предрассудки, этические, экологические проблемы и – войны. Неизбежные разрушительные войны, этот бич, это проклятие рода людского, которое, в конечном счете, сыграет свою разрушительную роль в «Хрониках». И напоследок тема всепоглощающего одиночества, которое гораздо страшнее войны и смерти – эффектный аккорд в потрясающих рассказах «Долгие годы» и «Будет ласковый дождь»…
Сейчас хронология завоевания Марса может показаться современному читателю наивной. Действительно, события в романе происходят с 1999 по 2026 годы – этот как бы уже наши дни, а говорить не то что о Марсе, — о заселении Луны — приходится с трудом. Кроме того, брэдбериевские представления о Марсе середины XX века и сегодняшняя картина – две большие разницы. Брэдбери полагал, что на планете есть пригодная для дыхания атмосфера, холмы с голубоватым отливом, всерьез говорил о разумной жизни, но, как известно, все это не так. Тем не менее, научно-технические недочеты нисколько не умаляют художественной ценности «Марсианских хроник», которые сейчас можно назвать если не научной, то «мягкой», гуманитарной фантастикой.
Тема колонизации Марса вообще весьма популярна в фантастической литературе. Десятки известных и не очень авторов писали и продолжают писать на эту тему, тем более что колонизация планеты из дальней постепенно превращается в ближнюю перспективу, в то, что может стать реальностью уже в наши дни. Но Брэдбери сумел создать свой неповторимый образ Марса – эту глобальную метафору человеческих надежд и пороков, этот легко узнаваемый слегка фэнтезийный мир, куда отчаянно хочется попасть, и жить там, и сажать яблони, и смотреть по вечерам в земляничное окошко на одинокую покинутую Землю.
JenDo, 18 августа 2020 г.
Думаю, даже у не очень читающих фантастику да и вообще книги людей спросить — знаете ли вы Брэдбери — уверен — все сразу вспомнят и скажут — Марсианские Хроники)) Это как запись на подкорке))) Брэдбери — Хроники)) Ну или наоборот — Марсианские хроники — и первое что приходит в голову — Рэй Брэдбери)) Зачитывался в свое время, перечитывал много раз, очень люблю эти рассказы. Не могу сказать — лучшее это или не лучшее у автора — много чего еще не читал. Но думаю, Хроники — это ни с чем не сравнимая вселенная. И однажды туда попав — вы ее не забудете уже))
daesunglove, 14 января 2015 г.
Когда я первый раз читала 'Марсианские хроники', мне было лет 10. Прошло пять лет, а желания перечитывать нет абсолютно.
Страшно, товарищи... Страшно было в детстве, страшно и сейчас, ибо детские страхи просто так не оставят... Страшно потому, что много выдуманного, необычного и неизвестного...
Будем надеяться, что пересилить себя и перечитать все-таки получится.
Ничего не поставлю, потому как страхи могут быть и ошибочными...
Alex Kolz, 2 августа 2012 г.
Очень странный цикл. Плавный и лиричный, печальный и задумчивый. Интересно, что Брэдбери печалится о будущем, размышляет о нем и словно иногда даже плачет.
mamaychik, 6 июля 2010 г.
Для меня с Брэдбери началось знакомство с фантастикой. И я до сих пор не уверена, что мои родители поступили правильно, когда прочли мне 5-6и летней этот рассказ и заодно еще некоторые, вроде «Электрическое тело пою».
Иногда перечитываю Брэдбери каждый раз вспоминая с наслаждением, детское чувство ужаса. Сладкого страха перед иной реальностью, которая живет на родительской книжной полке в книге с красным переплетом.
armitura, 14 ноября 2007 г.
«Марсианские хроники» для меня — это просто Библия научной фантастики, книга, обязательная к прочтению каждому, кто любит этот жанр (если не каждому вообще). Восторг, восхищение и искреннее преклонение перед мастерством автора, который создал книгу, котороую хочется перечитывать и перечитывать...
mastino, 19 января 2008 г.
«Марсианские хроники» — произведение, отношение к которому менялось от детско — восторженного до сдержанного. С чем связано это изменение — с возрастом, с изменением каких — то взглядов, не знаю... В юности я назвал бы этот цикл одним из лучших в НФ. Сейчас, наверно, тоже, но несколько более сдержанно. Без сомнения, эпохальное произведение, но врядли буду перечитывать... Хотя не могу не признать величие этого цикла...
Ny, 25 ноября 2006 г.
Что тут можно сказать? — сплав романтики, мистики, волшебства, рока, веры в добро и какой-то щемящей печали по чему-то едва уловимому. Мир сильных и мужественных людей еще рыцарской закалки, бросивших вызов беспощадной и слепой судьбе. Этот сборник осветил мою молодость.
Yazewa, 23 января 2008 г.
Читается замечательно. В любом возрасте — найдешь что-то новое, еще какой-то эмоциональный оттенок, еще какую-т мысль. Классика!