Рэй Брэдбери «Марсианский затерянный город»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Актер, охотник, поэт, его жена, актриса и ее служанка, капитан звездолета, охотник — все эти люди получают приглашение от богача прокатиться на его яхте по каналам Марса в поисках загадочного города...
Первый вариант рассказа написан в 1949 г.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— сборник «Электрическое тело пою!», 1969 г.
— антологию «Усовершенствованная мышеловка», 1993 г.
— антологию «The Playboy Book of Science Fiction», 1998 г.
- /языки:
- русский (15), английский (4), молдавский (1)
- /тип:
- книги (20)
- /перевод:
- О. Битов (6), А. Гришин (3), И. Мынэскуртэ (1), М. Оранская (2), К. Сенин (4), В. Тальми (4)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 27 октября 2020 г.
Рассказ тяжёлый, если так можно выразиться — оказался тяжеловесным для меня. Как по идее, заложенной автором, так и по реализации — стиль вязкий, через текст пробирался с трудом. Брэдбери как всегда философичен, а данный рассказ выдержан в ключе его знаменитой лирики, где грусть запросто может соседствовать с жёсткостью и даже некоторым цинизмом. Но без такой своеобразной встряски зачастую задуматься читателя не заставишь, ведро холодной воды помогает.
В произведении автор поднимает несколько этических вопросов. Например, ценность победы, доставшейся, что называется, «на халяву». Победы, которая при таком раскладе не особо вкусна, она пресная и воспринимается как само собой разумеющееся. Поэтому и потерять достигнутое не особо страшно.
Космолётчик же выступает в роли противовеса. Он — человек, привыкший рассчитывать на свои силы, ставит перед собой большие цели, в отличие от его спутников, погрязших в излишней роскоши и приторном свете неоправданного преклонения со стороны толпы.
Incnis Mrsi, 16 июня 2021 г.
С недоумением вижу десять плюсиков к отзыву от vaz-1987, где можно прочесть об «излечении поэта Харпуэлла». От человеческого отношения к своей жене? Говоря мягко, мы видим недостаточно последующих поступков поэта, чтоб делать однозначный вывод.
Что же до самого рассказа, не знаю даже, как к нему относиться. Если вспомнить, что в ту эпоху фэнтези для взрослых не было социально востребовано, Каттнер и Мур изобрели в качестве заменителя семейство Хогбинов, а (уже позже) Джордж Мартин — ужастики в космическом антураже, то придётся считать, что Брэдбери хотел написать рассказ о волшебной стране осуществления желаний с налётом достоевщины. А Марс и ржавые роботы — пароль для входа в издания, печатающие НФ. Возможно, Брэдбери просто писал памфлет против буржуазии, а на Марс её отправил опять-таки затем, что это было модно и стильно.
Если же писатель именно таким видел вероятное наследие древней технически развитой цивилизации, то имеем свидетельство убогости мышления фантастов 1949 года, а также (специфической в то время для США) зацикленности на теме потребления. Неудивительно, что Шекли открыто насмехался над брэдберианскими «городами» в «Координатах чудес».
Персонажи упрощены до карикатурности; некоторые, возможно, пародируют реальных людей, но нам это теперь ни к чему.
Сказочник, 10 февраля 2018 г.
Кажется, что рассказ написан по старому алгоритму, который Брэдбери нашел еще в середине сороковых. Тем не менее, рассказ цепляет этой своей простотой, при этом оставаясь чемоданчиком с двойным дном. И да, я считаю «Марсианские хроники» Мастера лучшим циклом его произведений.
Isk888, 5 мая 2017 г.
«Только в грёзы нельзя насовсем убежать...» (c)
Рассказ говорит о ценности реальной деятельности. Подобным образом многие советские фантастические произведения прославляли труд — с этим рассказом Брэдбери в чём-то перекликается, например, повесть Войскунского и Лукодьянова «Формула невозможного». Но как примитивен искусственный мир там — и как богат и разнообразен здесь!..
А способность марсианского города лечить душу напомнила мне театр из «Степного волка» Гессе.
vaz-1987, 12 мая 2014 г.
Удивительно простой и вместе с тем глубокий рассказ. Я бы назвал его сказкой: череда героев, наказанных или награжденных в соответствии со своими заслугами или грехами. Этакий «Теремок» на новый лад.
На первый взгляд — наивная критика общества потребления: человек вырождается, перестает быть человеком, когда все его потребности насыщаются, а он перестает быть активным субъектом, становится «Богом на протезах», как говорил старина Фрейд. Но искуситель Брэдбери предлагает нам реализацию самого сокровенного — найти собственное призвание, дело по душе, и прожить жизнь наиболее лучшим из возможных способов. Наиболее стойкий из героев — капитан Уайлдер — сумел отвергнуть соблазны механической утопии, потому что не приемлет готовых решений и привык бороться. И вот Город предложил ему борьбу — и Уайлдер не устоял. Все мы на самом деле хотим оказаться в таком городе, и неважно, что он пожрет нас. В конце концов, зловещую концовку можно и опустить. Важно другое — никто никогда не определит вашего предназначения за вас. А иногда очень хочется уйти от деятельного выбора, чтобы кто-то за меня решил, кем мне быть и что делать...
Другой вариант испытания Городом — излечение поэта Харпуэлла. В литературных кругах существует язвительное мнение о том, что настоящий поэт должен умереть молодым, а жизнь прожить на грани между жизнью и смертью. Только тогда его стихи пронзительны и беспощадны, только тогда они трогают за душу. Оборотной стороной поэтического таланта является болезненная тяга к самоубийству. В рассказе Брэдбери не очень талантливый и совсем немолодой поэт проходит испытание смертью — и излечивается, обретает желание жить. Очень может быть, что он совсем перестал быть поэтом. Но важен сам момент катарсиса — очищения. Очищения от внутреннего «мусора» — нереализованных желаний, комплексов, мучительной жажды саморазрушения.
Именно поэтому я хотел бы посетить Диа-Сао, затерянный марсианский город. Чтобы найти себя и излечиться.
Iricia, 1 января 2012 г.
Я люблю «города Брэдбери». Особенно этот рассказ. В нем столько всего, столько различных мыслей, над которыми хочется подумать.
Город — большая игрушка, объединившая в себе многие те, что встречаются в жизни. То, как он действует на людей сходно с тем, как действуют на них те, с которыми они привыкли играть. Одних он может исцелить, при условии что они будут готовы остановится, для других он изначально — не более чем фальшивая игрушка, а третьи... третьи способны заблудится, утонуть в городе. Каждый герой истории — определенный характер, за каждым своя история: будь то история стареющей актрисы или поэта с неудачной семейной жизнью, искателя или путешественника.
god54, 24 сентября 2009 г.
Как похожи эти города у Брэдбери и Абернети, даже у Кларка. Город, который пожирает своих родителей. Эта та плата, которую наши дети заплатят за наше желание комфорта и уюта, механических удобств и всевидящих камер слежения и контроля. Уже сегодня каждый наш шаг виден, просмотрен и задокументирован и занесен в наше досье. О нас знают всё и мы рабы города, а не его хозяева.
ozor, 7 апреля 2009 г.
Ох, и хитрец Брэдбери: написано Марс, читай Земля. А нас самих не поглотила кажущаяся благостность комфортной городской жизни? Считанные прозревают и уезжают в деревню. Не только от радиации и выхлопных газов, но и от телевизора!
wayfarer, 24 февраля 2008 г.
Ничто не даётся просто так — истина известная. Но преподнести её так, как это сделал Брэдбери — далеко не каждому под силу.
И далеко не каждому под силу оказалось сопротивляться Городу, который исполняет самые заветные желания — подобно дьяволу, которому надо лишь отдать свою душу, и мечта окажется у твоих ног. Только вот расплата в таких случаях обычно оказывается страшной. А остаться до конца жизни рабом своей мечты, пускай и самой заветной — как по мне, незавидная перспектива.
IlyaS144, 11 декабря 2008 г.
Что ж, каждый получил то, что желал. Жаль только, что в такие моменты отключается логика и разум. Остается лишь сила воли, которая повинуется здравому смыслу. Жаль, что в большинстве случаев, эта самая сила воли слишком слаба, что бы человек сказал нет. Вообщем мораль такова — если не уверены в своей силе воли, лучше сразу отказаться ото всех искушений, иначе последствия могут зайти слишком далеко.
p.s. + 1 балл за еще одну встречу с сэмом паркхиллом:smile: (все читали марсиансккие хроники?)
armitura, 13 ноября 2007 г.
А я даже знаю, ради чего я бы остался в этом городе навсегда — ради огромной библиотеки, рядом с которой стоял бы кинозал со всеми фильмами, снятыми на данный момент...
Вот тогда я бы наплевал на мир, жизнь и прочую ерундистику — и остался бы навсегда:)
А вообще — жуткий рассказ. Город, как цветок-мухолов заманивает жертв и медленно переваривает их...
Yazewa, 5 января 2008 г.
Очередной Живой Город. И снова опасный, как опасно все сверхестественное.
Ох, уж эти наши желания... хорошо ли нам будет, если найдется сила, способная их воплотить?
Рассказ занятный, но, на мой вкус, слишком прямолинейный. Избаловал Р.Б. неожиданными ходами...
asb, 4 октября 2006 г.
«Алчная пасть Диа-Сао поглотила несколько атомов теплоты, несколько крошечных людишек затерялись там внутри. Теперь врата пребудут запертыми во веки веков. Хищник получил то, что ему требовалось, и этой пищи ему хватит теперь надолго...» Но люди тоже получили то, что действительно хотели. И стали счастливы....наверное
ЛюСтра, 12 мая 2007 г.
Интересно. Думаете, что живёте городом? Нееет, он вами!
Счастье — странная штука...
ZiZu, 19 декабря 2006 г.
Город давал каждому то, что он хотел получить. Кто искренне желал этого не смог воспротивиться, а некоторые смогли.