Рэй Брэдбери «Синяя бутылка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда-то давным-давно марсиане создали Синюю Бутылку. По сей день она является не только объектом поиска, но и смыслом жизни для многих. Что ищут в ней люди? Никто не знает. Но каждый верит, что найдет то самое, чего желал, к чему всегда стремился.
Марс был мертв, а среди руин его бродили одинокие искатели...
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— антологию «A Sea of Space», 1970 г.
— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— журнал «Неделя № 17 1980», 1980 г.
— газету «Публикатор № 3 1990», 1990 г.
— антологию «Момент бури», 1991 г.
— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.
— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第3回(1972) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (27), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (26), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Бондаренко (1), Р. Герман (1), Н. Григорьева (10), В. Грушецкий (10), А. Оганян (2), Р. Рыбкин (9)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 24 августа 2024 г.
В центре сюжета — таинственный артефакт, способный исполнить самые сокровенные желания людей. Однако те, кто ищет эту синюю бутылку, зачастую даже не подозревают о её магических свойствах. Они просто одержимы самой идеей найти что-то настолько легендарное и неуловимое, что готовы тратить годы своей жизни на поиски.
Рассказ повествует о том, как люди, наконец, находят эту бутылку и сталкиваются с её магией.
Однако не все попадают под это проклятие. Один из персонажей, который не был одержим поисками бутылки, а лишь шутил, что было бы здорово, если бы в бутылке оказался хороший виски, находит внутри именно виски. Он спокойно выпивает его, и с ним ничего плохого не происходит.
Этот рассказ показывает, что бутылка действительно исполняет желания, но только те, которые человек держит глубоко в своём сердце. Те, кто одержимы поиском, на самом деле стремятся к смерти, и бутылка лишь исполняет их подсознательное желание. Это делает историю не только неожиданной, но и глубокой, заставляющей задуматься о том, что мы действительно желаем в жизни.
David Blain, 31 января 2022 г.
«Синяя Бутылка» Бредбери — красивая, но мрачная деконструкция сказок о джиннах. «Будь наконец взрослым мужиком! Если бы каждый новый владелец бутылки желал дворец — весь Марс был бы во дворцах» — «Значит они пожелали что-то другое...». В этом моменте неожиданно вспомнил пушкинский остров князя Гвидона, «все на острове богаты, изоб нет — везде палаты» («палаты» от palace, «дворец»)
Вскоре выясняется, что Бутылка дает человеку не желаемое сейчас, а то чего он больше всего желал всю жизнь
Хотя среди фанатов Брэдбери распространена мысль о том, что у выпившего из Бутылки тело умирает, а разум отправляется на какой-то более высокий уровень существования — и по тексты явно есть намеки, что Марс опустел именно из-за такого использования Бутылки марсианами
И авторы «Пикника на обочине» явно читали это произведение.
martinthegod9, 5 декабря 2018 г.
И снова великолепный, чудесный образный язык Рэя Брэдбери. Первые страница-полторы — чистейшее наслаждение. Если я когда-нибудь соберусь что-то писать, уже точно могу сказать, кто будет моим ориентиром в плане художественных средств.
Рассказ отличный, мудрый, трактуется лаборантами по-разному. Особенно меня смутило восхваление Крейга как человека прагматичного, а не Бека, имеющего беспредметную, не понимаемую им самим цель. Всё не так.
На самом деле, правильное толкование даётся в самом рассказе. Каждый человек стремится к смерти. Смерть — это завершенность, целостность. Человеку дан дар осознания собственной жизни, он существует сложнее остальных животных, подчиняющихся инстинктам, пьющим из лужи и размножающихся, как пишет автор. Но человеку дано и осознание смерти, того вечного покоя, к которому мы все стремимся, по всем естественным законам. Бытие к Смерти Хайдеггера — туда же. Есть только одно, к чему стремятся все люди — и это смерть. Понимают ли они это сами, либо их тянет к смерти сама природа.
А Крейг... а что Крейг? Вы думаете, он молодец, потому что его цель конкретна и опредмечена? Да он просто обречён на чуть более длительное животное пребывание в мире живых. Для других в Синей Бутылке была смерть. А для Крейга разве не смерть? Смерть, но ещё более издевательская. Алкоголику не светит великое просветление духа, мысли. Он продолжит своё пустое животное, и ещё более притупленное состояние жизни, останется заточенным в этой темнице ещё чуть подольше.
Удивлен, что оптимист Рэй Брэдбери написал рассказ с такой мрачной идеей. Хотя, он любил вглядываться в смерть поэтично и пытливо. Наверное, удивляться нечему. Напоследок повторю: не нужно сводить идею рассказа к примитиву а-ля «желать нужно вещи конкретные, а не расплывчато». С таким детским садом мы не уйдем дальше морали простейших детских сказок. А Брэдбери — совсем не детский писатель, если по-честному.
mputnik, 8 декабря 2019 г.
Да, идея — просто великолепная. О чём говорить.
Хотя... Мне больше по душе наивность героя Стругацких: «...Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный...».
Это как-то... ближе, что ли. Менталитету россияниа, как говрится — больше соответствует. А тут, в этом, конкретно, тексте... уж больно по-жлобски. Не хочется, почему-то, верить в то, что это и есть — Промысел Божий. Тупенько. Цинично. Не приемлет душа
hunkydory1967, 16 ноября 2018 г.
«И каждый умрёт той смертью, которую найдёт себе сам» (БГ) Как известно Танатос одна из двух главных страстей человека. Это его конечный пункт назначения. И подсознательно он хочет перестать трястись в душном вагоне или ракете, неважно в чем, выйти и ощутить себя в Вечном доме, где закончатся его душевные и физические страдания и будет только холодная прохлада вечного покоя. Смерть — это образ застывшего времени. Умерший становится современником всех, кроме живых. «Не в этом цель желанная? Умереть, уснуть» говорит Принц Датский. Но может быть и по другому. Жить текущей минутой, не заботиться о завтра. Вчера уже нет, завтра еще нет . Сейчас тебе хорошо, а завтра будет, то что будет. В рассказе Брэдбери «Синяя Бутылка» именно эти два полюса человека. Марс здесь не имеет никакого, даже условного значения. Эта Синяя Бутылка могла быть найдена в пещере в Канзасе или в некой закрытой для посещений Зоне и просто в подвале соседнего дома. Но даже и этот артефакт не имеет значения. Собственно мы и так каждый день пьем из этой Синей Бутылки.
Kalkin, 11 февраля 2017 г.
Тысячи лет назад марсианские стеклодувы создали Синюю Бутылку, способную исполнить самое заветное, самое сокровенное желание человека. Только вот знаем ли мы, чего хотим и к чему на самом деле стремимся? И даже если ты сделал поиски Синей Бутылки смыслом своей жизни, так ли уж нужна тебе сама бутылка?
Так сложно бывает человеку разобраться в самом себе! Мы живем, не чувствуя радости жизни, мы обманываем себя и друг друга, постепенно забывая, что для нас по-настоящему важно. Мы бежим от самих себя, пока не заметим случайно, в передышке на бегу, приглушенный блеск синего стекла в придорожной канаве.
Что там, в бутылке? Жизнь или небытие? А может, все же глоток старого доброго виски?
vam-1970, 28 мая 2019 г.
Рассказ из цикла «Канонические марсианские хроники», лауреат Премии Сэйун 1972 года. О цели жизни каждого человека. Что желаешь получить страстно, то и получишь. Кто глоток виски, а кто и небытие. У кого запросы в жизни закончились с находкой бутылки, то и жизни уже нет. А вот любителю виски всегда мало виски. Такой тонкий юмор!
Ev.Genia, 31 января 2013 г.
Рассказ о том, как, на мой взгляд, очень часто мечты и желания человека бывают эфемерны и недостижимы, потому что они расплывчаты, не определены и не конкретны. Человек в вечном поиске, он гоняется за мечтой, не достигает ее, собою не доволен, страдает и в итоге бывает разочарован, а иногда вся его жизнь идет прахом. «Я хочу дом»- и никогда его может не иметь, т.к. не знает каким он должен быть. «Я хочу быть счастливым» — и не бывает, т.к не определил для себя что такое счастье. и т.д. А потом так легко все свалить на бренность, на смерть, на ее притягательность.
Я уважаю Крейга за его определенность, конкретность и практичность. У него есть четкое представление чего он хочет. В данном случае его желание пить виски, хоть и простое, но конкретное и хороший пример осуществления этих желаний. Уверена, что он и дальше шел по жизни с такими же конкретными целями и желаниями и, в результате, все их получил и был счастлив.
Denver_inc, 17 ноября 2014 г.
Двоякие впечатления от этого рассказа. С одной стороны, это Брэдбери, Марс и Канонические марсианские хроники + поданная под поэтическим соусом необычная сюжетная линия, где каждый гоняется за своей собственной химерой. Химерой, воплощённой древними марсианоами в образе синей бутылки, которая исполняет желания, но взамен чаще всего забирает жизнь.
С другой стороны, это абсолютно непоэтический вариант, о том как на самом деле вымерли марсиане: Они тоже пили из своих синих бутылок. Все марсиане делали это :)) Поэтому, теперь на Марсе нет марсиан, а есть только синие бутылки.
И хотя, многие мне скажут, что Грандмастер при написании данного рассказа, имел ввиду совсем не это. Однако, как знать, как знать...
Сказочник, 12 декабря 2016 г.
Классический рассказ из Канонических Марсианских Хроник. Квинтэссенция творчества Брэдбери в его марсианской ипостаси. Красиво, романтично, с легкой грустью и печалью, приправлено несбывшимися надеждами и наконец-то пойманной за хвост мечтой. Но ведь мечта должна оставаться недосягаемой, не так ли?
Iricia, 17 марта 2012 г.
Этот рассказ нравится мне за неоднозначность. Он не дает прямых ответов.
Лично я вижу в ней размышления о человеке и его целях в жизни. Кто-то всю жизнь гоняется за недостижимым, не видя и не ценя то дорогое, что уже имеет, кто-то мыслит приземленно и наслаждается простыми земными радостями — и что интересно, в этом нет ни правильного, ни неправильного. Я хочу сказать, рассказчик не судит своих героев, по крайней мере, дает читателю оценивать самому.
Crossbow, 20 июня 2011 г.
Брэдбери намекает, что каждый человек, или почти каждый, тайно, подсознательно стремится к смерти, отчаянно надеясь в душе, что он все же будет жить вечно:smile:.. и что ТАМ эта жизнь окажется гораздо лучше чем ЗДЕСЬ... Именно это желание автоматически и исполнялось у большинства новоиспеченных обладателей синей бутылки, в том числе и у Бека — «Он знал, что плавно падает сквозь звезды во тьму, радостную, как вино... Свечи горели у него на груди, величественные огненные колеса медленно вращались где-то глубоко внутри. Вот руки покинули тело. Он с восторгом чувствовал, как уплывают ноги... Он закрыл глаза и смеялся. Впервые в жизни он был счастлив.» А вот Крейг в свой жизни был счастлив каждый миг, здесь и сейчас, в своем физическом теле. Поэтому в той же бутылке для него всякий раз оказывался бурбон.
neky, 14 июля 2011 г.
Говорили, что есть на Марсе некая Синяя Бутылка и что у того, кто выпьет из неё, сбудется самая заветная мечта...
Anastasia2012, 14 августа 2012 г.
Рассказ понравился. Хотя и не во всём с автором согласна. Например, что желающие пить, есть (Крейг, например), как животные, удовлетворены малым, так сказать.
Впрочем, не останавливаясь на «животных» впротивовес одухотворённым искателям, нахожу идею о том, что поиск внутренней гармонии может привести к летальному исходу. Ведь гармония — это равновесие, покой. Для кого-то это равнозначно смерти.
АвК, 15 января 2011 г.
Прочитал я этот рассказ и задумался. Почему? Почему выжил тот человек, который искал Синюю Бутылку за компанию, а те, для которых поиски стали смыслом жизни, умерли? Наверное, у всех погибших людей просто не осталось цели, ради которой стоит жить.:frown: Грустный, но, черт побери, до чего же красивый и логичный рассказ!