fantlab ru

Рэй Брэдбери «Синяя бутылка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.39
Оценок:
900
Моя оценка:
-

подробнее

Синяя бутылка

The Blue Bottle

Другие названия: Голубая бутылка / Death-Wish

Рассказ, год (год написания: 1949); цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 160
Аннотация:

Когда-то давным-давно марсиане создали Синюю Бутылку. По сей день она является не только объектом поиска, но и смыслом жизни для многих. Что ищут в ней люди? Никто не знает. Но каждый верит, что найдет то самое, чего желал, к чему всегда стремился.

Марс был мертв, а среди руин его бродили одинокие искатели...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «A Sea of Space», 1970 г.

— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— журнал «Неделя № 17 1980», 1980 г.

— газету «Публикатор № 3 1990», 1990 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第3回(1972) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


В дни вечной весны
1982 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Вино из одуванчиков. Повесть и рассказы
1989 г.
Момент бури
1991 г.
Призраки Нового Замка
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Избранные рассказы. Том 2
1995 г.
Канун всех святых
1997 г.
Здесь могут водиться тигры
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Человек в картинках
2004 г.
Далеко за полночь
2005 г.
Далеко за полночь
2006 г.
Далеко за полночь
2009 г.
Далеко за полночь
2010 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2017 г.
Далеко за полночь
2018 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.

Периодика:

«Неделя» № 17 1980
1980 г.
Публикатор № 3 1990
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Далеко за полночь
2019 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-9
2023 г.

Издания на иностранных языках:

A Sea of Space
1970 г.
(английский)
A Sea of Space
1980 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 2
2015 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В центре сюжета — таинственный артефакт, способный исполнить самые сокровенные желания людей. Однако те, кто ищет эту синюю бутылку, зачастую даже не подозревают о её магических свойствах. Они просто одержимы самой идеей найти что-то настолько легендарное и неуловимое, что готовы тратить годы своей жизни на поиски.

Рассказ повествует о том, как люди, наконец, находят эту бутылку и сталкиваются с её магией.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, что самое глубокое и тайное желание человека — это желание умереть. Для многих, кто находит эту бутылку, она становится финалом их жизни, потому что их подсознательная цель — достичь спокойствия, достигнуть финала. Найдя главное сокровище, они осознают, что всё, что будет после этого, будет уже не так ярко, и потому умирают.

Однако не все попадают под это проклятие. Один из персонажей, который не был одержим поисками бутылки, а лишь шутил, что было бы здорово, если бы в бутылке оказался хороший виски, находит внутри именно виски. Он спокойно выпивает его, и с ним ничего плохого не происходит.

Этот рассказ показывает, что бутылка действительно исполняет желания, но только те, которые человек держит глубоко в своём сердце. Те, кто одержимы поиском, на самом деле стремятся к смерти, и бутылка лишь исполняет их подсознательное желание. Это делает историю не только неожиданной, но и глубокой, заставляющей задуматься о том, что мы действительно желаем в жизни.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Синяя Бутылка» Бредбери — красивая, но мрачная деконструкция сказок о джиннах. «Будь наконец взрослым мужиком! Если бы каждый новый владелец бутылки желал дворец — весь Марс был бы во дворцах» — «Значит они пожелали что-то другое...». В этом моменте неожиданно вспомнил пушкинский остров князя Гвидона, «все на острове богаты, изоб нет — везде палаты» («палаты» от palace, «дворец»)

Вскоре выясняется, что Бутылка дает человеку не желаемое сейчас, а то чего он больше всего желал всю жизнь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одним — глоток хорошего «бурбона» (самого дорогого американского виски); а подавляющему большинству других, уставшим от бесконечной погони за счастьем в виде этой самой бутылки — «то, чего они не нашли ни на одной планете», ну то есть свободу от всего негатива, в лучших традициях буддистской «нирваны» и «мортидо» Фрейда. СМЕРТЬ. Да-да, именно так Фрейд и толковал «мортидо» — как подсознательное желание разом оборвать все негативные ощущения; с его точки зрения буддистская «нирвана» это высшее проявление «мортидо».

Хотя среди фанатов Брэдбери распространена мысль о том, что у выпившего из Бутылки тело умирает, а разум отправляется на какой-то более высокий уровень существования — и по тексты явно есть намеки, что Марс опустел именно из-за такого использования Бутылки марсианами

И авторы «Пикника на обочине» явно читали это произведение.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова великолепный, чудесный образный язык Рэя Брэдбери. Первые страница-полторы — чистейшее наслаждение. Если я когда-нибудь соберусь что-то писать, уже точно могу сказать, кто будет моим ориентиром в плане художественных средств.

Рассказ отличный, мудрый, трактуется лаборантами по-разному. Особенно меня смутило восхваление Крейга как человека прагматичного, а не Бека, имеющего беспредметную, не понимаемую им самим цель. Всё не так.

На самом деле, правильное толкование даётся в самом рассказе. Каждый человек стремится к смерти. Смерть — это завершенность, целостность. Человеку дан дар осознания собственной жизни, он существует сложнее остальных животных, подчиняющихся инстинктам, пьющим из лужи и размножающихся, как пишет автор. Но человеку дано и осознание смерти, того вечного покоя, к которому мы все стремимся, по всем естественным законам. Бытие к Смерти Хайдеггера — туда же. Есть только одно, к чему стремятся все люди — и это смерть. Понимают ли они это сами, либо их тянет к смерти сама природа.

А Крейг... а что Крейг? Вы думаете, он молодец, потому что его цель конкретна и опредмечена? Да он просто обречён на чуть более длительное животное пребывание в мире живых. Для других в Синей Бутылке была смерть. А для Крейга разве не смерть? Смерть, но ещё более издевательская. Алкоголику не светит великое просветление духа, мысли. Он продолжит своё пустое животное, и ещё более притупленное состояние жизни, останется заточенным в этой темнице ещё чуть подольше.

Удивлен, что оптимист Рэй Брэдбери написал рассказ с такой мрачной идеей. Хотя, он любил вглядываться в смерть поэтично и пытливо. Наверное, удивляться нечему. Напоследок повторю: не нужно сводить идею рассказа к примитиву а-ля «желать нужно вещи конкретные, а не расплывчато». С таким детским садом мы не уйдем дальше морали простейших детских сказок. А Брэдбери — совсем не детский писатель, если по-честному.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, идея — просто великолепная. О чём говорить.

Хотя... Мне больше по душе наивность героя Стругацких: «...Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный...».

Это как-то... ближе, что ли. Менталитету россияниа, как говрится — больше соответствует. А тут, в этом, конкретно, тексте... уж больно по-жлобски. Не хочется, почему-то, верить в то, что это и есть — Промысел Божий. Тупенько. Цинично. Не приемлет душа

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«И каждый умрёт той смертью, которую найдёт себе сам» (БГ) Как известно Танатос одна из двух главных страстей человека. Это его конечный пункт назначения. И подсознательно он хочет перестать трястись в душном вагоне или ракете, неважно в чем, выйти и ощутить себя в Вечном доме, где закончатся его душевные и физические страдания и будет только холодная прохлада вечного покоя. Смерть — это образ застывшего времени. Умерший становится современником всех, кроме живых. «Не в этом цель желанная? Умереть, уснуть» говорит Принц Датский. Но может быть и по другому. Жить текущей минутой, не заботиться о завтра. Вчера уже нет, завтра еще нет . Сейчас тебе хорошо, а завтра будет, то что будет. В рассказе Брэдбери «Синяя Бутылка» именно эти два полюса человека. Марс здесь не имеет никакого, даже условного значения. Эта Синяя Бутылка могла быть найдена в пещере в Канзасе или в некой закрытой для посещений Зоне и просто в подвале соседнего дома. Но даже и этот артефакт не имеет значения. Собственно мы и так каждый день пьем из этой Синей Бутылки.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тысячи лет назад марсианские стеклодувы создали Синюю Бутылку, способную исполнить самое заветное, самое сокровенное желание человека. Только вот знаем ли мы, чего хотим и к чему на самом деле стремимся? И даже если ты сделал поиски Синей Бутылки смыслом своей жизни, так ли уж нужна тебе сама бутылка?

Так сложно бывает человеку разобраться в самом себе! Мы живем, не чувствуя радости жизни, мы обманываем себя и друг друга, постепенно забывая, что для нас по-настоящему важно. Мы бежим от самих себя, пока не заметим случайно, в передышке на бегу, приглушенный блеск синего стекла в придорожной канаве.

Что там, в бутылке? Жизнь или небытие? А может, все же глоток старого доброго виски?

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ из цикла «Канонические марсианские хроники», лауреат Премии Сэйун 1972 года. О цели жизни каждого человека. Что желаешь получить страстно, то и получишь. Кто глоток виски, а кто и небытие. У кого запросы в жизни закончились с находкой бутылки, то и жизни уже нет. А вот любителю виски всегда мало виски. Такой тонкий юмор!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, как, на мой взгляд, очень часто мечты и желания человека бывают эфемерны и недостижимы, потому что они расплывчаты, не определены и не конкретны. Человек в вечном поиске, он гоняется за мечтой, не достигает ее, собою не доволен, страдает и в итоге бывает разочарован, а иногда вся его жизнь идет прахом. «Я хочу дом»- и никогда его может не иметь, т.к. не знает каким он должен быть. «Я хочу быть счастливым» — и не бывает, т.к не определил для себя что такое счастье. и т.д. А потом так легко все свалить на бренность, на смерть, на ее притягательность.

Я уважаю Крейга за его определенность, конкретность и практичность. У него есть четкое представление чего он хочет. В данном случае его желание пить виски, хоть и простое, но конкретное и хороший пример осуществления этих желаний. Уверена, что он и дальше шел по жизни с такими же конкретными целями и желаниями и, в результате, все их получил и был счастлив.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двоякие впечатления от этого рассказа. С одной стороны, это Брэдбери, Марс и Канонические марсианские хроники + поданная под поэтическим соусом необычная сюжетная линия, где каждый гоняется за своей собственной химерой. Химерой, воплощённой древними марсианоами в образе синей бутылки, которая исполняет желания, но взамен чаще всего забирает жизнь.

С другой стороны, это абсолютно непоэтический вариант, о том как на самом деле вымерли марсиане: Они тоже пили из своих синих бутылок. Все марсиане делали это :)) Поэтому, теперь на Марсе нет марсиан, а есть только синие бутылки.

И хотя, многие мне скажут, что Грандмастер при написании данного рассказа, имел ввиду совсем не это. Однако, как знать, как знать...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический рассказ из Канонических Марсианских Хроник. Квинтэссенция творчества Брэдбери в его марсианской ипостаси. Красиво, романтично, с легкой грустью и печалью, приправлено несбывшимися надеждами и наконец-то пойманной за хвост мечтой. Но ведь мечта должна оставаться недосягаемой, не так ли?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ нравится мне за неоднозначность. Он не дает прямых ответов.

Лично я вижу в ней размышления о человеке и его целях в жизни. Кто-то всю жизнь гоняется за недостижимым, не видя и не ценя то дорогое, что уже имеет, кто-то мыслит приземленно и наслаждается простыми земными радостями — и что интересно, в этом нет ни правильного, ни неправильного. Я хочу сказать, рассказчик не судит своих героев, по крайней мере, дает читателю оценивать самому.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брэдбери намекает, что каждый человек, или почти каждый, тайно, подсознательно стремится к смерти, отчаянно надеясь в душе, что он все же будет жить вечно:smile:.. и что ТАМ эта жизнь окажется гораздо лучше чем ЗДЕСЬ... Именно это желание автоматически и исполнялось у большинства новоиспеченных обладателей синей бутылки, в том числе и у Бека — «Он знал, что плавно падает сквозь звезды во тьму, радостную, как вино... Свечи горели у него на груди, величественные огненные колеса медленно вращались где-то глубоко внутри. Вот руки покинули тело. Он с восторгом чувствовал, как уплывают ноги... Он закрыл глаза и смеялся. Впервые в жизни он был счастлив.» А вот Крейг в свой жизни был счастлив каждый миг, здесь и сейчас, в своем физическом теле. Поэтому в той же бутылке для него всякий раз оказывался бурбон.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорили, что есть на Марсе некая Синяя Бутылка и что у того, кто выпьет из неё, сбудется самая заветная мечта...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но все, кто пил из неё, умирали. Потому что самой их заветной мечтой была смерть. Фрейдистское стремление к смерти. Инстинкт смерти.
Этот рассказ, примыкающий к «Марсианским хроникам», — мой любимый у Брэдбери, неповторимо отстранённо прекрасный в его холодной логике и человеческой теплоте.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился. Хотя и не во всём с автором согласна. Например, что желающие пить, есть (Крейг, например), как животные, удовлетворены малым, так сказать.

Впрочем, не останавливаясь на «животных» впротивовес одухотворённым искателям, нахожу идею о том, что поиск внутренней гармонии может привести к летальному исходу. Ведь гармония — это равновесие, покой. Для кого-то это равнозначно смерти.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал я этот рассказ и задумался. Почему? Почему выжил тот человек, который искал Синюю Бутылку за компанию, а те, для которых поиски стали смыслом жизни, умерли? Наверное, у всех погибших людей просто не осталось цели, ради которой стоит жить.:frown: Грустный, но, черт побери, до чего же красивый и логичный рассказ!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх