Рэй Брэдбери «Зелёное утро»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Здорово, когда ты можешь увидеть, как твоя самая заветная мечта воплощается в реальность: главный герой мечтал засадить Марс деревьями.
Опубликован в журнале «Наука и жизнь» №9, 1961 г.
Журнал «Пионер», 1994, №8 (Рис. Натальи Пархоменко), стр.20-22.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > роман «Марсианские хроники», 1950 г.
— журнал «Вокруг света 1961'11», 1961 г.
— антологию «Новая сигнальная», 1963 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— антологию «Зелёная книга фантастики», 1989 г.
— антологию «Ночная погоня», 1989 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе. 5-7 классы», 1999 г.
- /языки:
- русский (43), английский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (40), периодика (2), аудиокниги (3)
- /перевод:
- З. Бобырь (1), Л. Жданов (31), Д. Моничелли (1), Т. Шинкарь (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 30 декабря 2020 г.
Кто-то видит в этой зарисовке труд американских аграриев или щедрые дары Марса за работу, а мне видится нечто совсем другое.
На мой взгляд, «Зеленое утро» о человеке, который не задумываясь вмешивается в сформированное тысячелетиями пространство и начинает захватнически насаждать нечто инородное, чужое. Типичное «не будем прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Плохо дышится — изменим атмосферу. Нет знакомых деревьев — насадим.
Отсутствие уважения к захваченной планете, узколобость безосновательной уверенности в собственной правоте приводят к тому, что садовод после первого же дождичка получает нечто неожиданное. Природа Марса реагирует не так, как на Земле. Итог — потеря сознания от резких изменений атмосферы и повезло, что на этом беды закончились.
Baskk, 27 января 2023 г.
Рассказ о покорителе природы. Мы приспосабливаем окружающий мир под свои привычки и «хотелки» не задумываясь о последствиях, а потом рассуждаем об однообразии и о том что всё надоело
Darth_Veter, 14 ноября 2020 г.
«Марсианские хроники» — весьма неоднородный по качеству сборник новелл. Тут есть очень сильные произведения с ценной моралью и интересными персонажами, а есть и откровенно «проходные» темы, нужные только для связи с последующим материалом или просто для нагнетания определенной атмосферы. «Зеленое утро» — одна из немногих полноценных новелл, что не несет какой-то особой философской нагрузки. Автор написал ее уже в 1950 году с единственной целью — объяснить, откуда на Марсе взялись привычные для землян растения. Оказывается, их посадил некий упоротый агроном по имени Бенджамин Дрисколл. Причина такого рвения проста: ему не подходит разреженный воздух планеты, а заниматься терраформированием никто из администрации Нового Марса не желает! Совершенно абсурдная выдумка, не имеющая под собой ни логического, ни экономического обоснования. Как можно посылать на планету массу людей, если ее атмосфера многим не подходит?! Как они там будут жить? Понимаю, что на Земле кризис, и отправкой занимаются второпях, но какой-то отбор среди поселенцев должен быть! А у меня лично создалось впечатление, что на Марс отправляли по принципу «с глаз долой — из сердца вон.» Разве так делаются эпохальные дела? Первое, чем должны заниматься поселенцы — это вовсе не строить фабрики с заводами, а ТЕРРАФОРМИРОВАТЬ планету, т.е. изменить состав ее атмосферы, построить жилье для прибывающих колонистов (причем, первые дома обязательно должны быть под защитой герметичного купола) и подготовить почву для высева с/х культур. Именно в таком порядке, как это описано.
Сошлюсь в качестве примера на известный фильм Джеймса Кэмерона «Чужие» (Aliens). Поселенцы, живущие на «разрабатываемой» планете LV-426, перво-наперво построили атмосферный процессор и рабочий поселок с полностью автономной средой. К моменту прилета туда Рипли атмосфера в основном была уже переработана и можно было ходить без скафандров (как делал это ранее экипаж Nostromo). Однако мы по-прежнему видим в поселке герметичные двери и роллставни, а внутри помещений — мощную систему воздуховодов (по ним перемещается одна из героинь фильма — девочка по имени Newt (Тритошка)). Надобность в них уже отпала, но они остались в кадре, чтобы создать атмосферу правдоподобия.
У Брэдбери в новелле «Зеленое утро» такого правдоподобия нет. За отбором людей никто не следит, их отправляют на совершенно неподготовленную для жизни планету, а Координатор утверждает, что «проект зеленых посадок не будет пользоваться успехом». Говоря проще: Компании нет никакого дела до создания на Марсе пригодной для дыхания атмосферы. Абсурд! Однако автору этого показалось мало, и он добавляет в рассказ «драйва», чтобы читатель не поставил книгу на полку: посеянные деревья начинаю расти сразу после прошедшего на Марсе дождя, причем растут они фантастически-быстро — прямо на глазах! Наверное, всё дело в чудотворной почве, поясняет автор. Ох, уж эти сказки... Ох, уж эти сказочники! Зачем нужно было портить атмосферу правдоподобия, которая была создана четырьмя предшествующими новеллами? Чтобы показать полную некомпетентность администрации Нового Марса и нереальные качества марсианского грунта? Нет, автору просто понадобилось поднять вопрос о высокой морали колониста — создавать новое взамен отжившего старого. Тем самым он фактически дезавуировал свое же мнение о сохранении наследия древней марсианской цивилизации, выраженное одним из членов экипажа четвертой экспедиции (новелла «И по-прежнему лучами серебрит простор луна»).
Если же говорить о словесной форме новеллы, ее литературном стиле, то здесь всё в порядке — талант автора никуда не делся. За одно это уже ставлю ему 7 баллов.
-----------
ИТОГ: странная, на мой взгляд, новелла с абсолютно сказочным финалом. Не в тему основной идеи «Марсианских хроник». Возможно, Брэдбери написал ее по настоянию издателей, чтобы прославить в веках славный труд американских аграриев. Если вы ее случайно пропустите, большой трагедии не будет.
zotovvg75, 2 февраля 2022 г.
Этот рассказ есть как бы американский прозаический аналог известной советской песне «И на Марсе будут яблони цвести». Данным строкам суждено было стать крылатым выражением, воплотившем в себе романтику ожидаемого освоения Солнечной системы. Мечты не воплотились в реальность, однако в фантастической литературе все возможно и Брэдбери в рассказе показал свершение небывалого.
Необычный стиль писателя наделяет жизнью и душой предметы, вещи, категории. Костер это шутливый и веселый товарищ, имеющий розовые глаза, а чтобы услышать поступь грядущих годов, нужно приложить ухо к земле. Под стать этому и герои Брэдбери. Ведь человек в прямом смысле может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Известные и важные персоны зачастую оказываются пустышками, а персонажи писателя всегда есть простые люди, но имеющие настоящую живую душу. Таков герой этого рассказа-Бенджамен Дрисколл. Он как бы делится своей животворной силой с пустынной природой Марса, передавая планете частичку собственной души. Деревья это как будто дети Дрисколла и поэтому понятна его радость от воплощения своих трудов и надежд.
evridik, 30 мая 2013 г.
Кажется, что Марс и само понятие «зелёный» несовместимы. Кажется, что нельзя посадить на Красной планете деревья, которые привнесут в её атмосферу новый кислород. Кажется, что не может один человек с Земли захотеть благоустроить другую планету вопреки действиям большинства.
Ан нет, всё это только кажется. В «Зелёном утре», воспринимаемом после других рассказов-зверств из «Марсианских хроник» как глоток свежего воздуха, находится человек, который решается на терраформирование Марса. Насадить деревья с Земли на Красной планете, лишённой даже травы, – вот цель и мечта, и он работает, работает, ждёт дождя и надеется.
Вообще это очень светлый рассказ, несмотря на то, что за спиной у американского Мичурина другие первопроходцы роют недра Марса. Он, конечно, волшебный, совершенно ненаучный, и в нём чистые порывы в душе землян оказываются сильнее жажды наживы.
+9
Mierin, 6 ноября 2010 г.
Когда-то давно, когда мне было пять лет, и я крутилась у взрослых под ногами на даче, мне, чтобы не мешала, дали палку и велели посадить. Я честно посадила ее. Поливала. И из нее выросло дерево. Эта яблоня до сих пор плодоносит. И это было самое большое чудо в моей жизни. Если очень сильно верить — может, и получится. Как получилось Бенджамена Дрисколла. Мечты должны сбываться. Хотя бы в книгах.
Orion-Seregil, 2 февраля 2018 г.
Один из самых любимых мной рассказов у Бредбери. Прочитал его впервые в далеком детстве и был так впечатлен, что на всю жизнь запомнил его глубокий смысл... Перечитывать такие вещи одно удовольствие.
Halkidon, 6 марта 2017 г.
Самый светлый и добрый рассказ в «Марсианских хрониках». Марс может не только убивать, но и щедро одаривать, а вернее, вознаграждать, обрушивать лавину богатейших даров за достойную и благородную работу. Герой рассказа бескорыстен и верит в то, что его труд может принести пользу другим людям. Он приехал не грабить и разрушать, а созидать и возрождать. Он человек труда, а это было, есть и будет самое высокое и уважаемое звание как на Земле, так и теперь на Марсе. Рассказ очень лиричен, мелодичен и музыкален.
geodem, 18 ноября 2016 г.
«Его звали Бенджамен Дрисколл, ему был тридцать один год. Он хотел одного — чтобы весь Марс зазеленел, покрылся высокими деревьями с густой листвой, рождающей воздух, больше воздуха; пусть растут во все времена года, освежают города в душное лето, не пускают зимние ветры». В течение месяца, не покладая рук он засевает семенами пустынную планету и ждал... Суть в том, что кто имеет цель и старается, тот достигнет ее, несмотря на боль и страх, и никогда нельзя опускать руки. «Делай добро, и оно добром к тебе вернётся».
ukavgiz, 19 августа 2013 г.
Мой самый любимый рассказ Брэдбери из двух (другой — «Земляничное окошко»). Правда, именно в переводе Татьяны Шинкарь, другой перевод как-то не тронул.
Да уж, человек может преодолеть любую закавыку, даже отсутствие кислорода в атмосфере. Ну как же хотелось бы там оказаться, тоже идти по Марсу, все вперед, с надеждой, но не суетясь! (Вот оно, вот оно — «и на Марсе будут яблони цвести», мечты 60-х, понимаешь). Человек поистине «звучит гордо», пусть его труд никому не слышен, и не виден до поры. Главное — делать свое дело, а там посмотрим. Только я бы все же не удержалась, смотрела бы назад. Из любопытства.
Вот что хочу сказать, и это сугубо личное мнение. Думаю, многие читатели пытались представить себя на месте героев книг; я не исключение. И я в таких случаях всегда ощущаю какую-то дистанцию, не получается вжиться в мысли и чувства героя. Может, потому, что уж очень мы разные — русский, американец, или там, японец, сириусянин, француз... Разные по традициям, по менталитету, по образу жизни и образу мышления. Да и хорошо, что разные, мы же не роботы одной серии! Но сейчас не об этом. И вот эта дистанция, некий люфт между мной, читателем, и героем присутствует всегда. Но только не в случае с Брэдбери. У меня легко и просто получается мысленно влезть «в шкуру» его героя и эта шкура на мне, как влитая, будто родилась я в ней. Полное отождествление, даже растворение; и герой думает как я, и я думаю как он. И почему-то люди в книгах Брэдбери какие-то родные, свои. И даже марсиане.
И как же это у Брэдбери получается, вот загадка? Он, по-моему, единственный такой писатель, вне стран, вне наций, вне времен. Конечно, огромный талант. Но, может, не только в таланте дело? Он, наверное, волшебник. Волшебство, ясный перец!
Ev.Genia, 30 января 2013 г.
Замечательный рассказ — очень короткий, но красивый и светлый. Он похож на сказку, где мечта становится явью. В то время, как одни колонизируют планету, строят рудники и налаживают быт, находится один, кто даже в самом труднодоступном месте, способен сотворить чудо. Велика мечта и желание всего лишь одного человека — Бенджамена — вдыхать полной грудью чистый воздух, любоваться могучими деревьями, зеленым ковром из травы и слушать шепот дождя среди деревьев.
Сажают ли сейчас деревья? Раньше в школе нас почти каждый год обязывали садить по одному дереву возле школы или где-нибудь поблизости. Мне всегда помогал папа. Эти деревья и сейчас растут, а одно прямо возле подъезда дома — высокая и красивая береза. Приятно!
Chuck73, 6 марта 2016 г.
Очень правильное и глубокомысленное произведение. Если вспомнить, что автор написал его в далеком 1950 году, то уважение к нему множится многократно!Оглянитесь вокруг-каменные джунги наступают!В наших городах вырубаются сады и скверы в угоду очередной многоэтажки, под лозунгом:«Каждой семье-отдельное жильё!», а садам оставляют жалкую крышу или мансарду с формулировкой «зимний«! По-больше бы в наше время на Земле Бенджаменов Дрисколлов...
Нортон Коммандер, 8 апреля 2013 г.
У героя этого рассказа появилась мечта — сделать мир лучше. Он не думал о том, что никто ему в этом не поможет. Он просто шёл вперёд, никогда не оглядываясь, и сажал семена и саженцы деревьев.
Разумное, доброе, вечное — до чего банально это звучит. А вы прочтите этот рассказ и, может быть, вы сможете почувствовать настоящий забытый смысл этих слов.
DeadPool, 26 ноября 2011 г.
Вот так начинается строительство нового мира. Не с постройки городов, дорог и всяких там закусочных, а именно с этого. Воздвигнуть город — это здорово, но воздвигнуть его в пустыне — это здоровенная глупость. Давайте будем жить на пустоши, на костях умершей планеты? Звучит привлекательно, не правда ли? Или может возьмём саженцы и посадим их? Где? Да везде!
Планета мертва, на ней ничего нет. Значит нужно оживить её, воскресить каждый клочок иссохшей Земли, насытить каждый кубометр воздуха кислородом, наполнить каналы водой. Пусть новый Марс живёт!
Пока одни люди решают кажущиеся им важными проблемы, пока на Марс прилетают строительные бригады, а поселенцы устраивают свою жизнь, другие просто берут семена и уходят. И на каждом шагу своём сеют жизнь, вдыхают её в ещё не остывшее тело планеты. И это куда более важно, чем всё остальное на свете. Вот истинные создатели мира — такие незаметные, но пожалуй самые важные.
Alexandre, 1 ноября 2009 г.
Это не фантастика, это волшебная сказка. Человек захотел, чтобы Марс стал похожим на Землю, причем именно на тот край, где ему довелось родиться и вырасти. Он очень захотел, и совершив некое количество магических действий, добился своего.
Вот, собственно, о чем написал автор в этом своём рассказе. Написано неплохо, перевод, кажется мне удачным.
Довольно лиричное повествование, просто, читая эту притчу, не следует думать.
А если начнёшь думать, то мысли будут следующими: на Земле есть высокогорья, в которых воздух такой же разреженный, как на Марсе. И там тоже живут люди. Только равнинные деревья там не растут — просто не могут. И никакое дерево не может добавить воздуха в атмосферу планеты — это тоже выдумка, тоже сказка. И везде, где деревья могут расти — они уже растут, природа умнее нас, побеги деревьев вырастают на карнизах и крышах домов, на высоченных трубах, поднимающихся над городами и в глубоких котлованах, если их не залило водой.
И посадить дерево в городе — вопрос сложный, просто где попало — не разрешат, а самовольно посаженное — уберут, вырвут с корнем. А вот в степи, где нет вообще деревьев, они и не вырастут, сколько ни сажай.
Так что сказка, она и есть сказка. Просто автору захотелось, чтобы Марс был таким, каким он его придумал.
А вот насчёт Земли — деревья следует сажать там, где их вырубали. И такая деятельность ведётся. Только не все, кто рубит деревья их потом сажают — затраты велики. Так что желающим посадить деревья довольно далеко придётся уезжать от своего дома — в тропические леса Африки и Южной Америки, или в нашу тайгу — Сибирскую и Карельскую...