Рэй Брэдбери «Бетономешалка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Марсе собирают армию для вторжения на Землю. Эттил против похода на Землю, т.к. он прочитал множество земных фантастических книг о том, как марсиане пытаются завоевать Землю, и что из этого получается.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > Не вошедшее в канон
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— журнал «Литературная Россия № 22 1964», 1964 г.
— журнал «Урал, 1964, № 4», 1964 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «Сборник фантастических рассказов», 1990 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
- /языки:
- русский (36), украинский (1)
- /тип:
- книги (30), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Н. Галь (28), Е. Крижевич (1), Ю. Левашев (3), А. Якубович (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 20 марта 2025 г.
Почему в советское время так любили этот рассказ, понятно, уж очень откровенна заложенная в его основу идея... но она не так проста, как кажется!
Не «плавильный котёл», а бетономешалка. Сплав — вещь прочная, сталь куда прочнее одного железа, но бетон... О, бетон поглощает в себя всё! Бетономешалка всё смешает в единую массу, серую, скучную, никакую, масскульт создаёт унылое, но яркое единообразие, причём единообразие добровольное. Обыватель — живучая и совершенно мерзкая тварь, от которой даже не сыщешь спасения, они закидают нас, великих покорителей, коробками с шоколадом и модными журналами, и их бесконечная пошлость вольётся в нашу кровь. Какая соблазнительная яркость, как просто поддаться красивой упаковке роскошной жизни!
Но это же не всё, ну что вы. Марсиане-завоеватели, которые с удовольствием были поглощены масскультом — такая же омерзительная, единообразная масса из бетономешалки, только уже красноватого, марсианского оттенка. Они шагают в ногу — но изначально шагали наравне с сапогами товарища майора, теперь же они поравнялись с модными лабутенами законодателей мод, только и всего.
И те, и другие — носители одинаковых синапсов, только выражены они по разному.
Брэдбери же остаётся верным себе. Марсианин, который держит в руке Книгу, понимает всё с самого начала, и понимает, что экспансия бессмысленна. Он знает свой народ, как облупленный, и быстро понимает, в какую сторону крутит земная бетономешалка, и очень чётко, с самого начала осознаёт, чем всё закончится. Книга — по прежнему лучшее орудие против единообразия и серости, нельзя сказать, чтобы читатели всегда побеждали бы мэйнстрим, но мы — всё равно сильнее, чем носители кабриолетов и сумок «Гуччи». По крайней мере нам, книгоносцам, приятно так обманывать себя...
Darth_Veter, 13 февраля 2025 г.
Марсиане вторгаются на Землю, чтобы завоевать планету и поработить ее население. Но прилетев туда, неожиданно для себя встречают со стороны людей весьма радушный прием... Ох, уж эти марсиане... Сначала в своих «Марсианских хрониках» Брэдбери сделал их жертвами земной экспансии, а теперь вот отыгрался «в обратную сторону»: в этой новелле уже марсиане выглядят агрессорами, а люди — невинными, но очень хитрыми овечками. Смысл их операции зиждется на привычках, которые побеждают здравый смысл. Если вы не можете победить своего врага в честном и открытом бою, сделайте это «обходными путями», заставив противника играть по вашим правилам игры. Тогда он уже не сможет победить, ибо новые правила не предусматривают этого. Зато у вас на руках окажутся одни козыри. Именно это и произошло в рассказанной нам истории: земляне победили агрессора, навязав ему свою собственную культуру и традиции. Прибыв на планету, марсиане не встретили никакого сопротивления и стали слишком беспечны. И потому слишком легко поддались на уловку землян: переняли их привычки, вкусы и поведение, превратившись в самых натуральных людей. Как метко выразился герой рассказа: «Нас сокрушит не их оружие, но их радушие». Если вы хорошенько вспомните «Марсианские хроники», то подобный алгоритм когда-то применили и сами марсиане, подсунув людям имитацию человеческого города. Ничто так не расслабляет врага, как привычная ему среда и обстановка. Никакое другое оружие не способно будет принести вам такой легкой и быстрой победы.
----------
РЕЗЮМЕ: рассказ про то, как земляне избежали захвата собственной планеты, продемонстрировав врагу свое радушие. Если б не вторичность сюжета, можно было бы и восхититься.
primorec, 8 сентября 2012 г.
«Они накинутся на нас, забросают коробками шоколада и модными журналами, их жирно намазанные, ярко-красные рты оглушат нас визгом! Они затопят нас потоками пошлости, все наши чувства притупятся и заглохнут». Они перемешают наши мысли, чувства и идеи, и все то, что делает нас неповторимыми, станет однообразной серой массой, которая, застывая прочным бетоном, поймает нас навечно в ловушку обыденности.
Потрясающий рассказ, насмешливый и злой, не утративший свое значение за почти 70-лет. Знал ли Мастер, когда смеялся над жизнью обывателей -своих любимых американцев — модными журналами, попкорном, гамбургерами, жевательной резинкой, накрашенными и завитыми домохозяйками и юными девицами, мечтающими о роскошных авто и богатых спутниках, гогочущими юнцами, лживыми шоуменами -что все это никуда не исчезнет с годами, а расползется по миру, как чума. И теперь в самом глухом уголке Мира Вы можете встретить все тот же набор — модные журналы, попкорн, гамбургеры и т.д.
Куда марсианам против этой сплоченной, одноликой массы, с показным радушием предлагающей все «блага цивилизации«! «Мы брошены в нее, как горсть семян в громадную бетономешалку. От нас ничего не останется. Нас сокрушит не их оружие, но их радушие. Нас погубит не ракета, но автомобиль...» Хотя и марсиане тоже хороши: стали они готовы принять все эти «подарки», когда впервые заиграли оркестры и зашагали в ногу бравые ребята — покорители чужой планеты, а рядом полетели в огонь книги. Когда и у них начала работу Бетономешалка, подравнивая всех под единый стандарт.
Но есть, есть средство избежать общей участи. Вспомните, единственный трезвомыслящий в рассказе, непохожий на остальную серую массу — марсианин Эттил — Читатель! А чего больше всего боится накрашенная девица? Книг! Может нам с Вами, читателям, и не стоит так уж бояться ее, Бетономешалки... Или уже стоит?
Одиссей, 29 июня 2012 г.
У Рэя Брэдбери, как у замечательного писателя, есть одна очень поразительная черта (вообще-то, эта черта является неотъемлемой частью малой прозы – рассказа, но Брэдбери владеет ею с изумительным мастерством): умение под элементарным и незамысловатым названием рассказа скрыть глубокий смысл. И в данном случае это можно с полным правом отнести и к рассказу «Бетономешалка». Кто бы мог подумать, что в тени этого нехитрого строительного термина Брэдбери упрячет пороки современного общества, культуры и трагизм личности в дурманящих парах масскульта. Но обо всё по порядку.
В центре сюжета данного рассказа мы становимся свидетелями очередного вторжения зловредных марсиан на беззащитную и ничего не подозревающую Землю. Однако среди множества милитаристски настроенных марсиан, как всегда и в любом обществе, находится один, который выступает против планов по завоеванию Земли, так как они заведомо обречены на неудачу в силу «заряженности» земной культуры и общества на сопротивление и победу нал захватчиками. Не буду подробно останавливаться на дальнейшем описании сюжета, скажу лишь то, что помимо собственной воли герой поступает «добровольцем» в марсианскую армию и отправляется на войну, войну, которую ещё не видывал свет мировой фантастики.
А теперь перейдём к краткому анализу рассказа. Итак, в настоящем рассказе Брэдбери поднимает целый пласт культурных, общественных и иных проблем. Первое, что бросается в глаза так это излюбленный мотив в творчестве Брэдбери о противостоянии личности и общества. Здесь этот мотив приобретает ироническое и порой даже гротескное звучание: чего хотя бы стоит начало самого рассказа, состоящее из перепалки главного героя с пожилыми (но патриотично настроенными) соседками и своим (столь же патриотично настроенным) тестем. В этой череде взаимных обвинений и упрёков намеренно делая их как можно более смехотворными, Брэдбери первый раз сталкивает главного героя с общественным мнением и не позволяет читателю усомниться в безопасности всего происходящего. Но Брэдбери сразу и жёстко рушит это впечатление: перепалка с соседями – это одно, а противостояние государству – это нечто совсем уже иное и более опасное дело. И вновь, как и во многих других рассказах Рэя Брэдбери государственная машина подминает противостоящую ей шестерёнку и продолжает свое упрямое движение.
Во-вторых, в данном рассказе Брэдбери поднимает проблему национальных, социальных, культурных и иных стереотипов. Этими стереотипами больно не только само общество или государство возомнившие себя уже победителями над землянами, но и главный герой, безапелляционно поверивший в непобедимость землян исходя только из прочитанных комиксов и книг. Его представление о враге столь же смехотворно, как и уверенность остальных марсиан в быстрой победе. Более того, высвечивая эту проблему, автор ставит вопрос о том, а на чём основано уже наше представление друг о друге и не столь же оно смехотворно как у самоуверенных марсиан-захватчиков?
В-третьих, именно в культурном столкновении марсиан и землян рушатся стереотипы первых, что в свою очередь порождает настороженное отношение к «порабощённым» землянам, а порой и панический страх «чужого». И здесь Брэдбери переходит в открытое наступление: военное столкновение обернулось для неподготовленных марсиан культурным поражением. Мощный поток американского масскульта на неокрепшее сознание захватчиков делает своё паршивое дело. Череда весёлых, но кажущихся абсурдными песен и гимнов, угощение марсиан пивом, кукурузой, пирогами, вином и прочим в сопровождении поцелуев Мисс Америка 1940 превращает начало завоевания Земли в самое абсурдное действо, какое когда-либо видели марсиане. Более того, высмеивая эти символы одноэтажной Америки, Брэдбери сквозь годы проводит аналогию и с современным миром, когда культурное влияние Америки распространилось по всем странам и континентам, когда Кока-Кола и Макдоналдс стали неотъемлемыми приметами конца XX — начала XXI вв. Это печально и это страшно. Мы все оказались на положении ошарашенных марсиан, что особенно было заметно в России 90-х гг., когда погоня за проамериканским стилем жизни затмила былые ценности и идеалы, когда большинство людей оказались в этой «культурной бетономешалке», которая перемалывала их представления о мире и о себе. Но бетономешалка Брэдбери, это не столько зловредная и коварная Америка, сколько сама массовая культура и её влияние на развитие общества потребления.
В-четвёртых, безусловно, талант Рэя Брэдбери измеряется не тем, сколько проблем он поднял в своём коротком рассказе, а тем КАК он сумел проделать столь мастерскую работу. Надо отметить, что на протяжении всего рассказа, какие бы темы он не затрагивал, всё сопровождается искромётной иронией и юмором. Встреча марсиан на космодроме, их рассуждения о землянах и встреча главного героя с настырной сектанткой являются сладкими изюминками всего рассказа и дарят настоящее наслаждение от чтения. Ну не мог обойти Рэй Брэдбери и проблему киноиндустрии. В одном из эпизодов он мастерски высмеивает низкопробную кинофантастику 50-х гг. с блондинками-марсианками одетыми в бикини.
Итог: «Бетономешалка» Рэя Брэдбери является чисто брэдбериевским рассказом со всеми сопутствующими деталями и мотивами, но от этого абсолютно не теряет своей ценности и актуальности. Читайте и наслаждайтесь!
KindLion, 28 марта 2008 г.
Написанный в 1949 году, этот рассказ Брэдбери является типичным образчиком «Брэдбери периода «Марсианских хроник»». Раньше я марсианские хроники не понимал и не принимал, читал их через силу. Но этот рассказ, прочитанный после перерыва во много лет, здорово изменил мое восприятие «Марсианских хроник».
Раньше, в порыве юношеского максимализма и строго научно-технического подхода в восприятии мира, я воротил нос от «Марсианских хроник» по причине, как мне тогда казалось, полнейшего технического идиотизма автора. «Фи, — думалось мне, — что это такое – ракеты из бронзы! Разве непонятно, что любая бронзовая ракета сгорит, не долетев до Земли?»
Что же я увидел в этом рассказе ныне? А увидел я Брэдбери, переполняемого идеями. Он жонглирует этими идеями, как ловкий ребенок – камешками. Он безмерно щедр, вставляя эти идеи по 2, по 3, по 4, и более в один рассказ — он щедр безмерно, раздаривая эти идеи – по нескольку в один рассказ. Надо только уметь их увидеть, эти идеи.
Вот, например, несколько из увиденных мной идей этого рассказа: 1) Лит. герой рассказа, марсианин Эттил, отказывается идти на войну с землянами. Война – зло! – говорит нам автор. 2) Мотивация отказа Эттила тоже весьма оригинальна – запрещенные на Марсе, земные фантастические книги. Которые, 9 из 10, как одна, ведут рассказы о том, что марсиане вторглись на Землю и потерпели поражение. Фантастика – суть полезная литература, способная воспитать высокий моральный дух. 3) Тем не менее, Эттил идет в армию и летит воевать на Землю. Летит потому, что об этом его попросил сын. Уж лучше погибнуть бессмысленно, уж лучше – попрать все свои идейные принципы, чем выглядеть трусом в глазах собственного сына. 4) Землян прилетели завоевывать, а они встречают завоевателей поцелуями мисс Америка и громом духовых оркестров. Здесь Брэдбери яростно выступает против благодушия и расслаблености по отношению к врагам.
И так далее, и так далее, и так далее. В этом рассказе – еще и куча сатиры на увиденное автором в конце 40-х годов 20 века американское общество, общество высокого потребления и низкой морали.
Оценка снижена за некий примитивизм в подаче своих идей.
amak2508, 7 октября 2013 г.
Еще одна великолепная вещица от Мастера. Причем замысел ее, как все гениальное, достаточно прост и, прочитав рассказ, читателю надлежит чесать затылок и удивляться, как это до Брэдбери никто до такой, лежащей буквально на поверхности, темы раньше не додумался. А как все просто: древние культура и цивилизация гибнут не от какой-нибудь там сокрушительной войны, а всего лишь от столкновения с массовой культурой (даже не культурой — ее так и назвать-то стыдно, а так, пошлым и серым образом жизни) на нашей Земли.
Отдельное «Спасибо!» Брэдбери за название рассказа. Не секрет, что часто авторы дают своим произведениям такие названия, что в пору гадать, какое отношение они имеют к прочитанному. Это же название, краткое и емкое, как нельзя лучше передает саму суть этого замечательного рассказа.
Sawwin, 7 ноября 2019 г.
Рассказ не имеет никакого отношения в уровню культуры. Он повествует об уровне агрессии. Марсиане проявляют агрессию примитивного военного толка, к тому же, наносную и плохо усвоенную. А им противостоит самый страшный из известных на настоящий момент видов агрессии: разрушение собственной культуры и замена её попартом. Бетономешалка имеет отношение к тупой механической силе и никоим образом не может быть фактором высокой культуры. Работать на бетономешалке можно обучить обезьяну, от этого она интеллектуалом не станет. Несчастные захватчики влезли в бетономешалку, после чего не стали никаким новым обществом, а всего-лишь бракованным раствором.
Рассказ гениальный, мы сейчас воочию наблюдаем, как бетономешалка перемалывает нашу культуру, не давая ничего взамен.
MrBambook, 16 января 2015 г.
Господина Рэя Бредбери уместнее причислять к категории сказочников нежели фантастов. По крайней мере, все то, что касается «Каононических Марсианских хроник» в общем, и рассказа «Бетономешалка» в частности, можно поименовать «злые сказки для 16 и старше».
Развивать диспут во круг «Медных ракет», «оркестров перед марсианскими кораблями», «импорта американского хардкора на Марс» как-то пошловато, ибо невооруженным глазом виден декорационный характер этого нагромождения и явное намерение автора свести все это лицедейство к абсурду. Однако, позволив себе немного занудства, можно с полной уверенностью утверждать, что с сайнс фикшенном у написанного Бредбери цикла общее только одно — ракеты. Возможно подобные утверждения и попахивают неким «научно-фантасическим ханжеством», однако, помимо социально-философского подтекста и оригинальной идеи, есть такие вещи как художественное повествование и какая-то «правдоподобность» что ли.
Творчество Рэя Дугласа имеет сходство с американским кинематографом, где первичным и основополагающим является то, что проще всего воспринимается массовым зрителем. Если в кино это визуализация (эпичные сцены, спецэффекты), то в книге это идея. «Бетономешалка» (читай «Канонические марсианские хроники) очень Американская вещь, очень Американского автора прежде всего с точки зрения воплощения в жизнь задуманных автором идей. Жирнющими размашистыми яркими мазками Бредбери рисует свою мораль. Здесь нет тонких линий, изящных (каких-либо) деталей, оттенков. Здесь нет скрытого подтекста, художественных изысков, нескольких точек зрения, двоякого толкования. Все в лоб, все на поверхности. Именно поэтому написанные Бредбери произведения в большей степени сказочны нежели фантастичны.
При всем этом, Бредбери очень впечатляет искусством создания мрачности и безысходности с самых первых строк своих произведений. Действительно удивительным является тот факт, что тексты автора заставляют буквально содрогаться от отвращения и неприязни к описываемым явлениям. Бетономшалка (Канонические марсианские хроники) цепляет и не позволяет перевести дух, что, в принципе, сводит все описанные художественные недостатки на нет. А может быть и не сводит. Лично я определится так и не смог.
kaplya, 25 февраля 2012 г.
«Илиада» в новой транскрипции: Америка — Троянский конь наоборот, мирно впускающий в себя древнюю цивилизацию — на ее погибель. Ассимиляция, использующаяся в качестве абсолютного оружия. Ироничный взгляд со стороны на плоды технической революции, индустрию красоты и киноискусства, на бездумность, с которой Земля летит в тартарары. Еще один рассказ-предупреждение.
god54, 1 октября 2009 г.
Когда не можешь победить оружием, можно и ассимилировать захватчиков. Таков был непреложный принцип древних войн. И самое главное, он всегда заканчивался победой. Всегда. Только на этот раз просто ужасаешься чем впитывают, нужно ли такое сохранять. Прав марсианин: землян нужно просто всех перебить. Не зря так поступают многие покорители Земли в других произведениях. Сама человеческая сарояновская культура средненького человечка просто страшна в своей обнаженности. А ведь мы её впитываем ежечасно, ежесекундно из всех СМИ, TV и книг.
Alexandre, 22 января 2009 г.
Мне достался другой перевод с другим названием — «Мельница». Но, как понимаю, суть дела от этого не меняется.
Правильно герой рассказа не хотел идти на войну. И зря пошел. Хотя пребывание марсиан на Земле — это откровенный фарс, такого не могло бы быть никогда. Но простим знаменитому фантасту его завихрения. Здесь сатира на современное писателю общество. Но разве оно может быть другим? Люди работают, живут, на серьезные духовные усилия не хватает ни сил, ни времени. Но из-за того, что пьющий пиво и глазеющий на стриптизерш водороводчик свое дело-таки делает, могут жить и талантливые писатели вроде Бредбери. Марсианина жаль, он столкнулся с внешней стороной жизни на Земле, с пеной, и в итоге погиб.
Интересно, что сцена гибели Эттила повторяет аналогичную сцену с машиной в «451 по Фаренгейту», правда там герой остается жив.
deanta, 2 августа 2009 г.
Было бы смешно, если б не было так грустно… Вот мы – земляне, с большой осторожностью (даже настороженностью) относимся к вероятному визиту инопланетных существ. О вторжении с их стороны вообще не говорю. Побьюсь об заклад, что практически ни одному человеку не приходило в голову, что такими же не очень желанными гостями можем стать и мы для иных цивилизаций. Почему-то мы решили, что нас встретят с распростёртыми объятиями.
Позабавил портрет «скромного предпринимателя»: сделает деньги на чём угодно, из чего угодно и продаст что угодно кому угодно. Ведь марсиане — кто? Те же папуасы, люди «из джунглей», просто добираться до них подольше придётся. Но он готов и их одарить земным счастьем...
zotovvg75, 20 февраля 2023 г.
Прекрасное название для данного рассказа! Бетономешалка перемешивает в своем чреве все составляющие в единую серую вязкую массу бетона, в этом заключается ее предназначение. Брэдбери с присущей ему образностью, сравнивает с этим нехитрым механизмом все «прелести» тупого мещанского общества потребления материальных благ, штампующего серую,однообразную людскую массу. На самом деле это страшная сила, бесплотная и невидимая, но тем не менее вещественная в плане получения готового продукта-некоего биологического робота, внутренне мертвых людей, напоминающих истинного человека лишь по внешней форме. Недаром в рассказе земляне не боятся завоевателей, ведь им известна вся мощь этой образной бетономешалки, с гарантией качества готового продукта. Так что напрасно Эттил опасался опасался встретить на Земле человека читающего, а значит думающего, слово «книга» вызывает у случайной знакомой марсианина лишь приступ смеха.
В своих произведениях Брэдбери всегда пишет о настоящем Человеке, сопереживает ему и антитезисом показывает мир уничтожающий человеческую натуру творца, искателя, созидателя. Именно такой мир показан в этом рассказе, у меня создалась ассоциация с некой болезненной опухолью, непрерывно разрастающейся и поглощающей все живое и позитивное. Эта опухоль выражает собой только злобное, тупое, подлое скрывающееся за ширмой достижений научно-технического прогресса. Брэдбери как писатель-гуманист в высокохудожественной форме наглядно иллюстрирует подобное, в этом состоит суть и смысл данного замечательного рассказа.
URRRiy, 4 июля 2017 г.
Яркий, сатирический, гротескный рассказ о победе над марсианами с помощью бацилл морального разложения, своего рода ответ Бредбери Уэллсу. К сожалению, в данной шутке оказалось очень много правды, на Земле сейчас доминируют стандарты общества потребления, а ведь семьдесят лет назад, когда автор написал эту историю, всё было иначе. Не опустись так человечество, вполне вероятно человек мог бы достигнуть Красной планеты в указанные автором в «Марсианских хрониках» сроки. В общем, чистая победа радужной идеи над красной.
Alex Kolz, 8 октября 2012 г.
Великолепный, остроумный, очаровательный рассказ. Чем-то он мне напомнил Марка Твена — недостатки показанны с неожданного ракурса, так невинно о них рассказано, с такой тайной улыбкой, доброй, но грустной.
Армия нашествия с Марса захлебывается на Земле. Но не из-за героев, а из-за серости и пошлости. Все привычные недостатки современного (а для Бредбери только предрекаемого) общества понемногу отравляют марсиан. Хорошо откормленные, деловитые, постоянно жующие жвачку, помешанные на развлечениях и совершенно бездумные земляне представляют большую угрозу, но вряд ли Брэдбери имел в виду, что для марсиан.
(а как замечательно Стругацкие поднимут эту тему Брэдбери...)