Это очень традиционный Рейнольдс. Прекрасные задумки и слабая их реализация. Только в этот раз реализация вполне описывается словом "странная". Не поймите меня неправильно. Я ничего не имею против женщин, эмансипации и равных с мужчинами прав во всех областях жизни. Но если подавать тему таким образом, как в этом романе, можно добиться противоположного результата. Но решать вам: Аластер Рейнольдс "Звездный лед":
Сначала о хорошем. Это Космос, темный, холодный, но все же тот самый, который, как у Кларка, "полон звезд". Это дальний Космос, приглашающий в эпическое путешествие с множеством тайн, которые по большей части не получат объяснений, как, впрочем, и положено Самым Большим тайнам. Это очень дальний Космос, охватывающий миллионы световых лет в расстоянии и во времени, запутанными причинно-следственными связями, инопланетянами всех сортов и оттенков и сравнимыми с магией технологиями.
Сюжет, действительно, очень неплох. Человечество осваивается в Солнечной системе, разрабатывая новые ресурсы, когда обнаруживается, что один из спутников Сатурна является инопланетным артефактом. Помещенный неизвестно кем и неизвестно когда, он неожиданно начинает проявлять активность. Один из кораблей с рядовыми работниками одной из компаний оказывается по случаю ближе всех и устремляется в погоню за ускользающей тайной, из-за чего оказывается вовлечен в миллионолетнее путешествие по Вселенной. Как в "Одиссее" Кларка или в его же "Свидании с Рамой": огромная тайна, приглашающая Человечество покинуть колыбель и вовлекающая в эпическое приключение.
И в этом сюжете предусмотрено практически все, чего мы хотим от космической фантастики. Космические корабли, путешествие между звезд, инопланетяне, неразрешимые тайны, освоение новых миров, катастрофы и даже космические сражения. Есть все, но вот проблема, как это "ВСЕ" реализовано.
Я попытаюсь кратко и очень доходчиво описать, как это реализовано. Если мне, не приведи Господь, придется в жизни рекомендовать книгу, рассказывающему, почему женщин нельзя допускать до руководства вообще чем -либо серьезным, то этот роман будет первым в списке. Также он займет лидирующие позиции в списке книг, рассказывающих, почему женская дружба — сказка для маленьких девочек. Еще эту книгу я смогу рекомендовать тем, кто интересуется проблемами кадровой политики.
У меня вообще большие претензии к кадровой политике космического века, как его описывают современные писатели. Создается впечатление, что в Космос уже в ближайшем будущем будут отправлять не самых здоровых, дисциплинированных и профессионально подготовленных, а исключительно психически неустойчивых граждан, страдающих таким набором фобий и неврозов, что любой психиатр просто обзавидуется. Но это еще облегченный вариант. В отдаленном будущем вообще в Космос будут попадать исключительно психопаты, маньяки и садисты.
Поскольку речь у нас идет о не очень далеком будущем, то вариант будет все-таки более легкий. Но серьезно отягощенный обычными для любого века женскими разборками. Как вам понравится такое? В не слишком далеком будущем жили-были две лучшие подруги Белла и Света( ну, вы, поняли: не было у подруг тайн друг от друга, и доверяли они друг другу безоговорочно). Но вот беда, одна была начальником, другая ее подчиненным. Однажды случилось нечто, и подруги поссорились. Ничего такого критичного, что два разумных человека не могли бы решить, просто поговорив друг с другом с фактами на руках, но разборки приняли буквально космический масштаб, и мало никому не показалось. Такая вот обыденная история, которая повторяется ежечасно на нашей милой Земле со времени, когда у нас хвосты отвалились. А может еще и с более ранних времен, когда мы разделились на мальчиков и девочек.
Печально до слез. Поскольку все замечательные находки — эпическое путешествие через пространство и время, космические сражения, инопланетяне, вселенские тайны, совершенные технологии — оказались лишь фоном для долгой, довольно занудной и банальной истории отношений двух закадычных подруг-врагов. Любая жительница Земли от трех лет и старше может с легкостью рассказать дюжину таких и с не менее жуткими подробностями. Но кое- что полезное я из этого извлекла: мой список претензии к кадровикам из будущего пополнился новыми пунктами на тему женщин-руководительниц. И не только в Космосе.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
P.S. Следующая рецензия: Роберт М. Вегнер "Сказания Меекханского пограничья: Север-Юг"
Дорогие друзья! Из-за чрезвычайной занятости на работе примерно до середины сентября колонка будет заполняться нерегулярно, возможно, с большими интервалами между статьями.. Приношу вам свои извинения, но иначе никак не получается.
Не буду в этот раз писать длинное предисловие, все ниже. Да, крови и трупов много и, на мой вкус, чересчур много. Но множество неожиданных ходов и остающаяся интрига сглаживают впечатление и удерживает интерес. Итак, Стивен Эриксон"Память льда":
В мире Малазана, в котором сотни тысяч лет воюют все со всеми, Книга Павших становится практически вечной по времени и бесконечной по объему, как сама Вселенная. И нам вместе с автором в очередном томе эпопеи предстоит вписать в нее новые имена. Многие, очень многие имена.
Но немного отвлечемся на небольшой совет. Сюжет "Памяти льда" является прямым продолжением "Садов Луны", оттого читать этот роман без первой части просто бессмысленно. И еще одно. Я начала читать роман спустя два года после ознакомления с первой частью. За это время забылись многочисленные имена, названия, подробности взаимоотношений и связей героев, цели и содержание запутанных интриг, которые итак-то запомнить было очень нелегко. Поэтому где-то треть книги было тяжело: приходилось мучительно вспоминать, кто эти герои такие, и почему они важны для сюжета. И если это было так тяжело в отношении действующих лиц-людей, то что тогда говорить о сложном и разветвленном пантеоне богов, многочисленных прочих расах, здравствующих и уже отошедших в мир иной, и разнообразных системах магии? Потому, мой вам совет, освежите в памяти события "Садов Луны" перед тем, как приступать к этому тому.
Если вы поступите таким образом, то просто плавно и без проблем перейдете от одного эпизода Малазанской войны к другому, в котором бывшие враги Дуджек и Бруд объединяют усилия против общего врага- империи Паннионско пророка, затмевающей безумством и запредельной жестокостью даже непрекращающуюся кровавую войну.
Достаточно быстро становится понятным, что дело выходит далеко за пределы обычных конфликтов и порождений рядовых человеческих тираний. Конечно, вам поможет поучительная история, рассказанная в качестве пролога, которая во многом объясняет все происходящее.
Удивительно, как в мире Малазана переплетаются разные слои его древней истории. Открываются забытые курганы, вновь пробуждаются старые боги, и легионы неупокоенных душ вновь оказываются на полях войны, которая ждала сотни тысяч лет, чтобы разгореться с новой силой, вовлекая в действие участников, которые и слыхом не слыхивали о древних конфликтах. Удивительно, как сплетаются судьбы старых знакомых: Дуджека, бравых вояк-саперов вместе с капитаном Параном, боевых магов с Молотком и Быстрым Беном, великого повелителя Лунного Семени Аномандера Рейка и еще десятков и десятков героев, чьи имена нам хорошо известны и чьи только предстоит узнать. А сплетаются они не просто между собой, а еще с десятками ниточек: старыми легендами, полузабытыми сказками, историями новых и старых Богов и волшебных созданий. И все это скрепляет Магия.
Магия на этих страницах льется широким и необузданным потоком. По большей части, магия злая, своевольная и опасная для человека. Она пробуждает древних чудовищ и превращает в чудовищ людей, а затем бросает целые их легионы на войну. Этих живых и неживых монстров такое огромное количество, что иногда память иллюстрировала чтение картинками из фильмов про зомби-апокалипсисы, подобные "Обители зла" или "Войне миров Z". И соответственно подобное порождает совсем уж запредельное количество крови и жертв, которые пополняют и пополняют списки Малазанской книги павших.
На мой вкус, количество трупов так уж чересчур велико. И это было бы исключительно печально, если бы Эриксон в этой кровавой бане не нашел интересные ходы. С появлением и становлением нового Повелителя Колоды, с возрождением старых Богов-волков или с трогательно-мучительной историей "Серых мечей" и их командира. Причем, практически все сюжетные линии отдельных героев получили неожиданное развитие. Мы узнаем, что практически все персонажи имеют свои тайны, и если не раскроем все из них, то хотя бы прикоснемся к большинству. А некоторые- неразлучная парочка некромантов, художник с жабой или странный командир бродяг- оставят нас гадать о своей роли в сюжете, сохраняя интригу для последующих томов Малазанской книги павших.
Интересно, сколько еще призрак "Матрицы" будет гулять по литературе и кино? 17 лет уже прошло, а отголоски нет-нет еще можно услышать. Как отзвуки Большого Взрыва. Нашла я их и в этом очередном, и, признаюсь, вполне занимательном, романе о виртуальной реальности. Рекомендую тем, кто любит путешествия в виртуальную реальность в любом ее виде: Эл Робертсон "Взломанные небеса":
Позвольте, немного истории, из тех времен, когда "Матрица" была еще не классикой жанра, не затасканной до зеленых символов, а вполне себе новаторской идеей. Виртуальный мир еще был землей неизведанной. Мультяшные герои, плоские страны и предсказуемые события из первых игр казались такими безобидными и простыми, что сама мысль о том, что это может вырасти в мир, способный затмить реальность и изменить до неузнаваемости нашу жизнь, взрывала мозг.
Мне до сих пор симпатичен первый "матричный" фильм с его наивной попыткой осмыслить место человека в мире и его непростые отношения с технологиями, когда надо решить, какая из двух сторон хозяин, а какая инструмент. Но именно первый фильм, а не второй и не третий, которые быстро выродились в обычные боевики. Хотя... сейчас мне кажется, что именно такая обратная эволюция более полно подчеркивает справедливость фобий первого фильма: виртуальная картинка быстро и без особого сопротивления побеждает реальный мир.
С того далекого времени уж сколько раз являли миру всякие сценарии виртуальной реальности. И, по большей части, неприятные для Человечества. Впрочем, с моей точки зрения, вполне реалистичные: мы ведь уже давно выбрали "не ту" таблетку, утешая друг друга мифами о новых Нео, находящих баланс между двумя мирами.
Вот перед нами еще один вариант. Только с маленькой добавкой: аналогами Матрицы и Зенона здесь управляют машины. Мало ли что могло такое приключиться: была третья таблетка, серверы зависли, и перезагрузка не удалась или революция не состоялась.
Итак, в этом мире последние представители рода человеческого влачат довольно жалкое существование. Земля погибла, и по некоторым намекам, не без помощи машин. Люди ютятся на космической станции, оказавшись целиком в подчинении искусственных интеллектов, которых почитают как богов. А как еще назвать того, от кого полностью зависит вся твоя жизнь? Именно они дают воздух, пищу, определяют профессию и награждают благами в реальности, почти такой же суровой, как матричный Зенон, и в мире виртуальном, почти таком же прекрасном, как утерянная Земля. А еще они наказывают. И самое страшное наказание — отлучение от матрицы.
А еще эти БОГИ ИЗ МАШИНЫ интригуют, создают союзы и фракции, враждуют и даже ведут войны между собой. Да, да, все то же: есть программы благожелательные, есть равнодушные, есть те, кто жаждет абсолютной власти. И в этой большой Игре виртуальных престолов люди — лишь самые малые пешки, какими бы амбициями они не обладали.
Нашего нового Нео зовут в миру Джек Форстер. Бывший аудитор, бывший почитатель машинного бога Сумрака, бывший солдат проигравшей стороны. Прожив долгое время в плену вне сказочной виртуальности и вдали от своих Богов, он возвращается из плена на родину, имея уникальную возможность взглянуть на происходящее со стороны и оценить реальное положение вещей.
Но, какова Матрица, таков и ее Нео. Наш герой — сломленный и разбитый на части человек, не романтик виртуальных боев, не борец за свободу от механического рабства, не новый Спаситель. Если бы не близкая смерть, гибель любимой и отрешение от виртуала, то он вполне мог бы вновь, с небольшими перестановками в силах, вписаться в существующую систему. Его цели вполне приземленные и никакой высокой философии: личное выживание, месть, освобождение близких и небольшая коррекция существующего порядка.
Если опять же вернуться к матричному циклу, то это скорее вторая-третья части с погонями в виртуале и в реале, поисками ключей-подсказок, благостными программами, которые помогают, и злыми, которые преследуют. К нашему Нео, естественно, прилагается местная версия возлюбленной Тринити и даже агента Смита — некой новой сущности, ставшей врагом герою и системе в целом.
Поэтому не стоит ждать от этого романа каких-то особых философских и социальных идей или научности в подаче материала. Это крепкий, немного мрачный (но не слишком) НФ-боевик с элементами детектива на фоне модных декораций. Некоторое задумки — война программ, Тотальность, существование псевдоличностей умерших людей в Гробовых Драйвах — действительно интересны, но реализованы исключительно в качестве второстепенной составляющей для боевика. От этого ощущение новизны и интерес быстро проходят. Но один образ порадовал и сделал чтение занимательным до финала. Это программа-убийца Фист, маленькая и злая кукла, которая получилась значительно живее и интереснее, чем образ главного героя. Она растет, она эволюционирует, преподносит сюрпризы, оживляя сюжет яркими деталями и высказываниями, и, как следствие, повышая оценку всему роману.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
P.S. Следующая рецензия: Стивен Эриксон "Память льда" — объемный роман, только в конце следующей недели дочитаю
Все, кто уже давно со мной, знают, что современное российское — равно фэнтези или НФ — дается мне исключительно тяжело. Несколько скучных и насквозь штампованных вещей отбили охоту надолго. Все мои обещания "пересилить и начать", даваемые вам неоднократно (каюсь), так и оставались обещаниями. И вот свершилось. Не совсем свежее, но все же российское и относительно современное. В выборе именно этого произведения сыграли роль положительные отзывы нескольких уважаемых мною лаборантов и длинный перечень похожих произведений, среди которых оказались те, которые я сама вам не раз рекомендовала. Но довольно пустых слов, перейдем к делу: Сергей Жарковский "Я, Хобо: Времена смерти":
Я из тех, кто любит и ценит хорошие новости, потому, если выбирать, что сообщать первым — хорошую новость или плохую — предпочитаю сначала первую. Тогда, если повезет, маленькая ложка дегтя в финале воспринимается не фатально, а как нечто остренькое и необычное. Так и поступим.
Хорошая новость в том, что это действительно интересная и действительно фантастическая книга. Во-первых, Космос, причем, Космос дальний — неизвестные звезды, загадочные планеты и Великая Пустота. Во-вторых, этот Космос не киношный, когда ради яркой и красочной картинки нарушаются все известные физические законы, а научно-обоснованный, реальный, как картины Хаббла, холодный и подчиненный строгим правилам, пренебрежение которыми карается быстро и беспощадно.
Представьте себе, несмотря на многие и многие просмотренные шикарные фильмы о Космосе и прочитанные на эту тему фантастические книги, захватывающие и любимые, я верю, что будет все совсем не так, как нам пишут и показывают. И если вообще будет, то отнюдь не победно, показательно, с фанфарами, флагами, пафосными речами о первопроходцах и подвигах. А будет как в этом романе: будничная и тяжелая работа, опасная и изнурительная, где каждый шаг, вздох, слово описаны скупыми строчками инструкций(тех самых, написанных кровью). А еще будет много непонятного: событий, фактов, происшествий, которые будут более мистическими, чем научными, легенд и мифов, возникших из этого непонятного, когда немногие очевидцы даже не находят слов, чтобы описать увиденное.
И еще я верю, что столь глубокое проникновение в неизведанное навсегда разделит человечество на тех, кто ушел, предпочтя, волей или неволей, неизвестность и опасность, и тех, кто остался в уюте, тепле и знакомой опасности родного мира. Мы ведь очень гибкие и умеем приспосабливаться к самым разным условиям, таким, что и представить сейчас невозможно. Мы отправимся изменять Космос, но, скорее всего, Космос изменит нас. И этот последний факт потребует неимоверных усилий от разделенного человечества, чтобы через образовавшуюся пропасть прокинуть мосты понимания. И вся наша история говорит, что на этом пути будет много тяжелого, кровавого и несправедливого, пока не будет найдено приемлемое решение.
Все это стало для меня, читателя, хорошей новостью. Космос — опасный и непредсказуемый, холодный и полный недоступных пониманию тайн, с событиями и местами, для которых еще не придумали слов, где все не такое, как виделось в телескопы и предсказывалось уравнениями. Реалистичный мир первопроходцев, создавших идеальную социальную структуру для выживания в самых невероятных условиях. Добавим сюда недосказанность и таинственность, открывающие для читателя огромные возможности для работы ума и сердца. Даже мистический момент с мечами, печатями, божественными беглецами и силами творения на фоне чистого НФ вполне вписался в сюжет, не вызывая бури протеста в моей взращенной на Леме и Стругацких читательской душе.
Моя ложка дегтя совсем иная. Она, к сожалению, родилась из той массы слов, за которую роман чаще всего хвалят. Будучи фактически профессиональным переводчиком с русского разговорного на русский письменный, я на своем опыте знаю, как сильно отличаются два этих языка. Поверьте, речь 90% людей не имеет ничего общего с письменным изложением: она полна несогласованных слов, слов-паразитов, профессионального сленга, специфических терминов, и лишенных смысла (или имеющих таковой) эмоциональных вставок. Изложенная дословно на бумаге, она представляет обычно бессмысленный и не несущий информации набор слов. Как понимаем друг друга? Да благодаря дополнительной информации: мимике, жестам и чтению эмоций.
А теперь объясните, зачем весьма специфическую разговорную речь воспроизводить дословно, множественно и постоянно в романе? Многие скажут: но ведь создан целый словарь из новых и весьма старых русских слов и устойчивых выражений, добавляющий атмосферы, эмоциональной насыщенности и реалистичности. Замечательно! Но... Зачем так много? Помниться, было такое слово "Массаракш". Одно единственное яркое слово-эндемик для целой планеты Саракш, обозначающее практически все эмоциональные состояния героев. Но... все знали, какие за ним прятались общеизвестные слова и выражения. И что они значили. Вот это она и есть — вершина мастерства в переводе с разговорного на письменный: написать так, чтобы не было ни одного бранного слова, но все услышали через обычные слова, без многоточий и одиноких букв, самые яркие русские выражения и накал страстей.
Или другой момент. Множество деталей и подробностей, которые к сюжету не имеют отношения. Считается, что такая детализация "оживляет" мир. А по мне, так один эпизод, когда новоиспеченный губернатор колонии падает в обморок от красоты и богатства земного корабля, внес в "оживление" больше, чем все описания механизмов, их названий, назначений и способов применения вместе взятые.
Как всегда, сказанное — всего лишь мое частное мнение читателя. Моя личная ложка дегтя, сделавшая целую бочку несколько горьковатой, как всякая плохая новость, и неожиданно скучноватой, из-за явной избыточной концентрации. Но, все же.. .Я благодарна автору и роману, которые помогли преодолеть мою вечную подозрительность к отечественному НФ. Прочту ка я еще что-нибудь из нашего. Но не сразу, не сейчас.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
P.S. Следующая рецензия: Эл Робертсон "Взломанные небеса"
У меня ушла большая часть жизни, чтобы кое-что понять о себе, окружающих и о своей профессии. В основном, это касалось своих возможностей, способностей и , главное, ограничений. Никто мне не предлагал к чтению умные книги Терри Пратчеттта по этим вопросам, и все пришлось постигать методом "научного тыка", а именно набивать шишки и получать от жизни оплеухи. Для нынешнего же поколения такое пособие есть. И предлагаю с ним всем ознакомиться: Терри Пратчетт"Шляпа, полная неба":
Казалось, так просто стать Ведьмой. Научись смотреть Первым взглядом, видя мир в истинном свете и не обманывая себя иллюзиями. Пользуйся Задним умом, принимая мир и людей такими, какие они есть, а не такими, какими хочется тебе. Добавь решимости и находчивости, немножечко магического умения и профессиональную униформу, и яркие атрибуты. И, пожалуйста, на свет появилась новая Ведьма.
А вот и нет. Чтобы стать настоящей Ведьмой, оказывается, всего этого недостаточно. Как недостаточно одного таланта и желания, чтобы стать Мастером в любом деле. Надо кое-что еще. Ну, к примеру, много и прилежно учиться и много практиковаться. И тогда, может быть, достигнешь главного. Нет, я не об отточенных профессиональных приемах. И не о новаторских идеях. Я о самой сути выбранной профессии, понимание которой делает тебя лучшим из лучших в глазах не только обычных людей, но собственных коллег.
Это такая вершина мастерства, когда не нужны никакие призы, грамоты и сертификаты, атрибуты и ритуалы. Когда все, включая и тебя самого, знают и признают твои умения, достижения и... пределы. В нашем случае, это когда Ведьме не нужны черное одеяние, метла и остроконечная шляпа, а лишь ум, знания, умения и душа. И тогда даже в самом обычном деревенском наряде и головой, покрытой только небесами, все узнают настоящую Ведьму.
Прошло уже два года с того времени, как Тиффани Болен победила королеву Волшебной Страны и нашла свое призвание. Не многим в жизни так везет, согласитесь. Тут порой всю жизнь мучишься, ищешь, да так и не находишь дело по душе и способностям. А тут едва ли не первая попытка — и все срослось, как надо: талант, возможности, учителя. Первый взгляд распахнут, Задний ум отточен. Даже Шляпа уже есть.
Зачем учеба, да еще такая странная? Никаких заклинаний, изучения волшебных книг и магических приемов. Ходишь, лечишь больных, утешаешь увечных, моешь и убираешь у выживших из ума стариков, подтираешь носы сопливых детишек, утихомириваешь вздорных соседей, которые вместо благодарности готовы сплетничать за спиной. Или эти глупые ученицы Ведьм, которые даже представить себе не могут, что значит настоящее ведьмовство, а лишь играют в него! Не такого ждала наша юная героиня. И как тут не начать сомневаться в себе и в старших коллегах?
Разные они бывают эти сомнения. Иногда очень полезные, заставляющие оттачивать мастерство и искать новые знания. А бывают такие, когда всякие дурные мысли рождаются даже в самых умных, рассудительных и добрых головах. Иногда все так надоест — и больные старики и сопливые носы — что подумаешь: для этого ли надо владеть Магией? Думать то не возбраняется, но если такие мысли начинают задерживаться и ОБДУМЫВАТЬСЯ, то жди беды. Мгновение, и ты — уже и не ты, а чудовище из иного мира. Оно вытащит на божий свет твои мимолетные и не совсем чистые мечты и мысли и воплотит их буквально. Разве ты не мечтала о чудесном платье? Не завидовала красивым шляпам и мантиям? А разве не думала сколько раз, что не дело это ведьм заниматься бытовыми проблемами фермеров и ремесленников? Что дело Ведьм — вершить великие дела, противостоять всяким волшебным силам и самим творить это самое волшебство?
Как всегда, книга с двойным, а то и тройным смыслом. Которая не просто рассказывает занимательную историю. Учит, но не поучает. Если в первой книге сэр Терри говорил о том, что надо, чтобы стать самостоятельным и умным человеком, найти себя и сделать жизнь наполненной смыслом, то этот роман доходчиво и занятно, с волшебными превращениями и Магией, приключениями и героическими подвигами малого народца, неспешной и вдумчивой помощью Эсме Ветровокс, рассказывает о том, как не поддаться соблазнам и дурным мыслям, остаться верным самому себе и не променять наполненность жизни на внешний, скрывающий пустоту, блеск. И это, самое сложное, чему предстоит научиться Тиффани.
Ну и немножко, самую малость, о профессионализме. О том, что отличает крепких ремесленников от Мастеров, которым не требуются для признания коллег и осознания собственных сил( а главное собственных ограничений!)ни шляпы, ни мантии, ни метлы. О тех немногих, чью голову, смотрящую первым Взглядом и думающую Задним Умом, венчают небо, облака и звезды.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
P.S. Следующая рецензия: Сергей Жарковский "Я, Хобо: Времена смерти" (Да,да, отечественная. Не ждали?)