Аластер Рейнольдс «Звёздный лёд»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Контакт | Ксенофантастика | Артефакты | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Дискретный
- Возраст читателя: Для взрослых
Близкое будущее. Спутник Сатурна Янус вдруг сходит с орбиты и начинает набирать скорость, готовясь покинуть Солнечную систему. Космический корабль, ведущий неподалёку добычу кометного льда, отправляется в драматическую погоню за Янусом.
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 5-е место | |
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2006 // Роман | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2012 // Научная фантастика (Великобритания) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dawn of Ash, 14 июля 2022 г.
Бросил примерно на трети. Дальше, может, идёт что-то интересное, но нет никакого желания продираться сквозь эту унылую драму. Автор невероятно талантливо заруинил интереснейший сеттинг, используя космос и убегающий Янус лишь как пустые декорации для драмы глупых персонажей. Отличный пример того, какой фантастика быть не должна.
primorec, 8 августа 2016 г.
Сначала о хорошем. Это Космос, темный, холодный, но все же тот самый, который, как у Кларка, «полон звезд». Это дальний Космос, приглашающий в эпическое путешествие с множеством тайн, которые по большей части не получат объяснений, как, впрочем, и положено Самым Большим тайнам. Это очень дальний Космос, охватывающий миллионы световых лет в расстоянии и во времени, запутанными причинно-следственными связями, инопланетянами всех сортов и оттенков и сравнимыми с магией технологиями.
Сюжет, действительно, очень неплох. Человечество осваивается в Солнечной системе, разрабатывая новые ресурсы, когда обнаруживается, что один из спутников Сатурна является инопланетным артефактом. Помещенный неизвестно кем и неизвестно когда, он неожиданно начинает проявлять активность. Один из кораблей с рядовыми работниками одной из компаний оказывается по случаю ближе всех и устремляется в погоню за ускользающей тайной, из-а чего оказывается вовлечен в миллионолетнее путешествие по Вселенной. Как в «Одиссее» Кларка или в его же «Свидании с Рамой»: огромная тайна, приглашающая Человечество покинуть колыбель и вовлекающая в эпическое приключение.
И в этом сюжете предусмотрено практически все, чего мы хотим от космической фантастики. Космические корабли, путешествие между звезд, инопланетяне, неразрешимые тайны, освоение новых миров, катастрофы и даже космические сражения. Есть все, но вот проблема, как это «ВСЕ» реализовано.
Я попытаюсь кратко и очень доходчиво описать, как это реализовано. Если мне, не приведи Господь, придется в жизни рекомендовать книгу, рассказывающему, почему женщин нельзя допускать до руководства вообще чем -либо серьезным, то этот роман будет первым в списке. Также он займет лидирующие позиции в списке книг, рассказывающих, почему женская дружба — сказка для маленьких девочек. Еще эту книгу я смогу рекомендовать тем, кто интересуется проблемами кадровой политики.
У меня вообще большие претензии к кадровой политике космического века, как его описывают современные писатели. Создается впечатление, что в Космос уже в ближайшем будущем будут отправлять не самых здоровых, дисциплинированных и профессионально подготовленных, а исключительно психически неустойчивых граждан, страдающих таким набором фобий и неврозов, что любой психиатр просто обзавидуется. Но это еще облегченный вариант. В отдаленном будущем вообще в Космос будут попадать исключительно психопаты, маньяки и садисты.
Поскольку речь у нас идет о не очень далеком будущем, то вариант будет все-таки более легкий. Но серьезно отягощенный обычными для любого века женскими разборками. Как вам понравится такое? В не слишком далеком будущем жили-были две лучшие подруги Белла и Света( ну, вы, поняли: не было у подруг тайн друг от друга, и доверяли они друг другу безоговорочно). Но вот беда, одна была начальником, другая ее подчиненным. Однажды случилось нечто, и подруги поссорились. Ничего такого критичного, что два разумных человека не могли бы решить, просто поговорив друг с другом с фактами на руках, но разборки приняли буквально космический масштаб, и мало никому не показалось. Такая вот обыденная история, которая повторяется ежечасно на нашей милой Земле о времени, когда у нас хвосты отвалились. А может еще и с более ранних времен, когда мы разделились на мальчиков и девочек.
Печально до слез. Поскольку все замечательные находки — эпическое путешествие через пространство и время, космические сражения, инопланетяне, вселенские тайны, совершенные технологии — оказались лишь фоном для долгой, довольно занудной и банальной истории отношений двух закадычных подруг-врагов. Любая жительница Земли от трех лет и старше может с легкостью рассказать дюжину таких и с не менее жуткими подробностями. Но кое- что полезное я из этого извлекла: мой список претензии к кадровикам из будущего пополнился новыми пунктами на тему женщин-руководительниц. И не только в Космосе.
Ev.Genia, 6 апреля 2017 г.
С первых страниц книга выглядит многообещающе. Автор раскрывает перед нами перспективу увидеть колоссальное по масштабности и свершениям путешествие, наполненное бескрайними прсторами Космоса, его опасностью, постепенным раскрытием несметных по потенциалу тайн, хранимых далёкими звёздами, погоня за неведомым, возможность первого предполагаемого контакта… и прочее. Понятно, что путешествие это должно быть опасным, сложным, оно должно нести в себе противоречие в отношениях между участниками, конфликты, ошибки, принятие решений – в общем начало книги всё это обещало. Я с лёгкостью и интересом прочла первую часть и мне она понравилась. Но на этом интерес для меня закончился.
Автор, как всегда, фантанирует идеями и они по большей части, интересные и яркие. Но в какой–то момент реализация идей переходит в противоположную крайность – во второй части они становятся всё более забористей и бредовей, а с трудом добравшись до третьей части мне показалось, что книга стала походить на огромный, бурлящий котёл, подвешанный над огнём, в него Автор кидает всё подряд, количество ингридиентов не имеет конца – там и сладкое, и солёное, и острое, и кислое, незнамо откуда взявшееся. Он даже не успевает всё это перемешивать и не объясняет зачем ему столько… Может он и предполагал, как блюдо должно выглядеть в конце, но на моих глазах из котла в итоге пошла обильная пена, которая и затушила своим содержимым костёр. Остался дым и очень неприятный запах.
Честно – я очень разочарована. Едва ли не впервые мне не понравился ни один из персонажей, мне даже зацепиться было незачто. Поначалу я ещё раставила приоритеты, но после всё сошло на нет. Конфликт двух альфа–самок хорош в начале и даёт отличную отправную точку для развития истории. Но он же перешёл в истеричный бред, продолжающийся десятилетия. Конфликт, который приносил вред на каждом шагу. И этому конфликту никто активно не противоречил, ни у кого не было голоса разума. Предполагается, что это команда мощных и сильных шахтёров, которые ,,толкают лёд'' – но я их не увидела, они существуют только на словах или где–то на очень заднем плане. А на переднем плане всё решают женщины – они на всех главных постах, все решения зависят только от них, они управляют операцией, они совершают переворот, суд и даже казнят тоже сами – они всем заправляют. А мужчины… где? где эти шахтёры? На переднем плане из них парочка геев, ещё один лежит на смертном одре, один какой–то едкий конфликтёр и корьерист, да разумнотихий муж–подкаблучник – вот все из мужчин, кто на переднем плане. Есть те, кто несмело, неумело подают голоса, иногда мелькая на страницах книги. Эта литературная ,, толерантность'' в пресонажах мне пришлась не по нраву.
В итоге книга не понравилась. Я понимаю, что эта книга полностью в стиле Автора: интереснейший замысел, замечательная интрига, великолепная атмосфера, куча идей, скомканный финал – у него почти всегда так, но, чтоб ещё и плохие персонажи… это уже перебор.
Hostis, 10 сентября 2023 г.
Самое масштабное произведение Рейнольдса из прочитанных. Хотя в начале об этом и не догадываешься. Разборки между экипажем присутствуют, но они все-же не мешают автору рисовать грандиозную картину космоса, времени, технологий и сооружений инопланетных цивилизаций. Персонажи вообще не самая сильная сторона автора и в немногих из числа его произведений они интересные. Но здесь они совсем не мешают наслаждаться хорошей научной фантастикой.
Автор, как часто это бывает, черпал вдохновение из британской телевизионной продукции, которую скорее всего смотрел в детстве. В данном случае это был сериал «Космос: 1999». Но автор, конечно, сделал свой роман гораздо более правдоподобным с научной точки зрения.
Также здесь меньше заезженных сюжетных ходов автора, которые он слишком часто стал использовать в других своих произведениях. Как, например, когда герой что-то натворил в далеком прошлом, потом напрочь забыл об этом, потом вдруг его это прошлое настигло и он начинает каяться и посыпать голову пеплом. Но здесь автор перегнул палку в другую сторону, так как одной из неприятных персонажей фактически сошло с рук предательство, сотрудничество со злобными пришельцами и последовавшие за этим взрыв Януса и потеря фемтотехнологического куба, которые были одним из немногих преимуществ человечества в инопланетной мегаструктуре.
Andrey22RU, 24 августа 2024 г.
Крайне мрачное и депрессивное чтиво. 150 человек летящих миллионы лет в никуда и не зачем, пока человеческая цивилизация не прекратила своего существования. Зато по версии автора Белла за этот безумный полёт стала практически святой, а по мне благодаря ей все в экипаже спустили свою жизнь в канализацию, имхо конечно. Такого автора читать не стану и вам рекомендовать не могу.
kirael, 20 мая 2020 г.
Что я ожидала:
-Межзвездные перелеты;
-Технические проблемы в космосе;
-Возможно, ксенофантастика;
-Столкновение чуждых разумов;
-Пища для размышлений;
Что получила:
-Мужскую книгу о женщинах, на которых в момент написания, автор был сильно обижен;
-Две самки делят территорию, пытаясь измерить, у кого больше... полномочий и навыков, конечно. Не получается — они ведь не мужчины;
-Церимониальные крики: «Я делаю это ради людей!» и «Это мои люди, я должна их спасти» сопровождаются церимониальным танцем, во время которого все окружающее уничтожается глупо и безвозвратно.
-Окружающее их стадо разумных самцов по какой-то причине молчаливо терпит. Видимо для того, чтобы будущее поколение могло учиться на исторических анналах — женщин к власти допускать нельзя!
-Проблема в том, что самки ссориться не хотели. Но автор заставил, прописав для одной из них абсолютно нелогичную линию поведения, ведущую к катастрофе для всех и к логичной агрессии со стороны другой самки. Дальше — снежный ком.
-Потом к автору подошла жена и нежно постучала сковородкой по голове. Самки поумнели,
Вопрос:
-Где здесь космос?
Конструктивные замечания:
-Вторую часть удалить. Для этого даже связующую арку между первой и третьей дописывать не нужно.
-Первую часть оставить. В третьей вспомнить про прекраснейшую Хромис, бешеную планету, Структуру и весь созданный зоопарк. Придумать интересное «почему» и ответ на него. Перестрелки с погонями выкинуть
Бессовестная критика:
-Воровать идеи у Лема не стоило — получилось фальшиво и искусственно.
-От выбора имен из глаз лились кровавые слезы. Наверняка, многие бросают книгу на первых главах уже из-за этого.
Стон в пространство:
Это могло быть прекрасно.
Я представляю, как из сюжетных поворотов на моих глазах вырастает прекраснейшая космоопера. Такое необычное решение — фонтаны... Но почему-то даже когда втаптывание в грязь матриархата пошло на спад, истории не получилось. Яркое и многообещающее окружение превратилось в колоду игральных карт. Однобокие, плоские, простые, одинаковые — как ни крути. И ведь игральных карт вообще не должно быть в космосе! Другие игры с другими правилами и мастями. Но все, что получилось у Рейнольдса — планета Земля там, где ее не было. И такая красивая и далекая планета там, где должна была быть планета Земля.
vd1991, 29 октября 2020 г.
Масштабный роман и по времени и по пространству. Сложно даже оценить объём, представленный в произведении. «Звездный лед» (“Pushing ice”) — мое первое знакомство с творчеством Аластера Рейнольдса и с современной фантастикой в целом. Сюжет интересный и нетипичный, история начинается с преследования группой людей на космическом корабле в 2057 году внезапно полетевшего за пределы солнечной системы спутника Сатурна.
Автор создал оригинальные технологии будущего, представил своё видение возможных контактов людей с инопланетными расами и все это обернул информацией, базирующейся на физических, астрономических и научных принципах. В принципе, многое, что я хотел увидеть в романе, получил при чтении. Концовка, не раскрывающая многие тайны и некоторые сюжетные линии, оставляет огромное пространство для размышления и воображения.
В целом «Звездный лёд» — крепкий роман в жанре научной фантастики. После его прочтения появилось желание ознакомиться и с другими произведениями автора, в особенности с его основным циклом «Пространство откровения».
burning_red, 13 октября 2021 г.
Долго ждал выхода этой книги на русском... и столь же долго откладывал её прочтение после появления первых отзывов. Так что, приступая к роману, испытывал некоторый скептицизм.
Начало романа интригует — недалекое будущее, космические старатели бурят и цепляют к тросам очередной астероид, дабы доставить его на препарирование на земную орбиту. Автор, приверженец «твёрдой космической оперы», описывает космическое пространство без прикрас — черная пустота, радиация, трудности и отсутствие наивной звёздной романтики.
Здесь мы знакомимся с двумя героинями истории — с инженером двигательного отсека и с капитаном корабля; обе — целеустремленные, волевые женщины, наиболее яркие представители экипажа. Ситуация внезапно меняется, и теперь космические дальнобойщики мчатся на всех парах к Янусу — спутнику Сатурна, который начал внезапное (и необъяснимое) удаление за пределы Солнечной системы.
...и вот тут повествование из космического технотриллера перетекает в триллер политический, где позиции капитана и инженера сталкиваются лоб в лоб, и специалиста по атомному двигателю без весомых доказательств обвиняют в саботаже всей миссии. Лучшие подруги становятся злейшими врагами, а далее — до самого финала истории — мы наблюдаем их противостояние: с расколом экипажа, формированием политических фракций, бунтовщиками и репрессиями. И если первоначально автор не склоняется в сторону симпатий к той или иной героине, показываю «свою правду» с обеих сторон, то ближе к финалу все становится очевидно: хорошая, невозмутимая, порядочная, готовая простить всех и вся капитан корабля (ну чисто дева Мария) против взбалмошной, невротичной, жестокой и властной соперницы. В финале книги же конфликт достигает апогея, и начинается бразильский сериал с перетягиванием каната в духе «Я забираю твою власть», «Нет, ты не можешь забрать мою власть», «НЕТ, я все-таки забираю твою власть».
Также смутил момент, который почему-то опустили другие рецензенты. Здесь, полагаю, будет СПОЙЛЕР:
Но поставил, в итоге, роману 7-ку. Я углубился в недостатки, но: это достаточно «твердая» космоопера (при чем, одиночный роман, что редкость), наполненная интересными научно-фантастическими идеями (циклопический зоопарк давно ушедшей цивилизации) и атмосферой сурового выживания в пустом черном космосе. Однако, столь тщательное разжёвывание странной, насколько мне показалось, политической линии противостояния двух женщин (тем более, слившейся в традиционную войну бобра с ослом) было неудачным для автора решением.
scafandr, 12 апреля 2021 г.
Рейнольдса я читал в той же последовательности, как его издавала Азбука. «Последний лед» был последним изданным романом перед большим перерывом (плохо продавался, читатели не оценили). У меня уже было подозрение после «Обреченного мира», что очередность издания зависела от успешности романа. Первыми были изданные самые интересные книги, а потом все пошло вниз. Мне очень хотелось, чтобы «Звездный лед» доказал мою неправоту в плане подозрений. Но, как оказалось, закономерность подтвердилась.
Этот роман рассказывает о том, как космический корабль шахтеров погнался за сошедшим с орбиты спутником Сатурна. Есть ли смысл гнаться? Может быть стоит развернуться назад? Но кажется, что за этим всем стоит какая-то инопланетная раса, поэтому за разгадку обязательно скажут спасибо жители всей Земли.
Естественно, подозрения оправдались, да вот только спутник улетел в такую даль, что думать о возвращении было бессмысленно.
И снова это типичный роман Аластера Рейнольдса. Отличное интригующее начало, потом огромная нудная середина и в итоге быстрая концовка с немного открытым финалом. Но в этом романе все-таки мне пришлось снять немного баллов. И вот за что именно.
Самая главная проблема «Звездного льда» — попытка автора поиграть в психологию. Рейнольдс поставил во главе романа двух женщин, двух подружек. Одна капитан корабля, другая подчиненная. Вот только подчиненная тоже считает, что может руководить. Довольно быстро между женщинами происходит недопонимание. Одна нашла проблему и поставил перед фактом капитана. Капитан же решила перестраховаться и посоветоваться со своим руководством, которое обвинила во вранье подчиненная. В общем, как обычно «она сказала- он сказал к делу не пришьешь». И тут начинается глупая катавасия с заключением то одной под стражу, то другой, то одна капитан, то другая... И мы следим за этой враждой до самой последней страницы романа. Рейнольдс нас пытается уверить в том, что среди ограниченного круга людей (144 члена экипажа), в стесненных обстоятельствах, в необходимости иметь под рукой светлые головы самым идеальным решением является изоляция человека, который тебе ненавистен. Апофеозом всего этого стала фраза «Да, у нас есть эликсир молодости, да, мы посадили под стражу твоего мужа на 50 лет, но ничего страшного не случится — он выйдет через 50 лет таким же молодым и вы будете счастливы».
50 лет, Карл!!! Рейнольдс даже не понимает, как он троллит устами героини. Люди через год расстаются, а тут 50 лет ждать из тюрьмы человека, который просто скрыл имена преступников. Но раз люди научились не стареть, так давайте сроки увеличим в два раза! Чтобы интереснее было.
И годы идут, а вражда остается. Прям как детском саду, в котором дети карандаши не поделили. Только ту, простите, не карандаши актуальны, а человеческие жизни.
Второй момент — роман опять растянут. Рейнольдс зажал пальцами одной руки вступление, пальцами второй руки схватил развитие событий и растянул всего дело, как гармошку. На-те вам 200 страниц нудного полета за спутником. И только к 400-ой странице становится снова интересно читать. А там уже подключились действительно интересные события.
Если бы не первые контакты, я бы может поставил роману и 6 баллов. Но все же автор мне нравится, поэтому по блату можно завысить балл. Все же после 400-ой страницы мне было интересно. Но лучше бы это был рассказ... И не про то, как две девочки мальчиков не поделили, а про маленькую колонию за задворках космоса.
Pasichko, 13 июня 2024 г.
Крайне скучно и нелогично. Ближе к концу уже перелистывал. Чистой воды графоманство.
Al_cluw, 14 января 2020 г.
На этих каникулах мы толкали лед...
Ух!.. Традицию нарушать не хотелось, и поэтому последний (по времени издания Азбукой) роман Рейнольдса оставил на эти зимние каникулы. И не прогадал.
Роман оказался хорош! Отличная НФ, причем достаточно твердая. Здесь и недалекое будущее (охота за астероидами на орбитах Сатурна и его лун), и превращение спутника Сатурна Януса в НЛО (и заодно сверх (нет, около-световое средство передвижения)), и первый контакт (будь он неладен!) сразу с двумя межзвездными цивилизациями, и попытки анабиоза, и временные искривления времени-пространства (один куб да Винчи чего стоит), и военные действия в далеком космосе и на планетоиде, и сильные женские персонажи (в отличие от большинства мужских, показанных в романе), да лирические отступления наконец... и автор остался себе верен — атмосфера мрачная и безнадежная, хотя и проглядывают блики света)). Столько всего автор собрал в своем романе, и все это не вредит, а разложено грамотно по полочкам, и как правило все срабатывает в нужный момент. Любопытна идея межгалактического зоопарка, хотя на мой взгляд тут Рейнольдс не дожал — маловато вышло и практически почти ничего нам не показал. Но за попытку все равно плюс. И украшение романа (на мой предвзятый взгляд — уж больно по душе мне творчество автора) — этакий «полет в никуда».
Книга вышла очень динамичной, действие практически не останавливается, хотя это и не экшн, но здорово и чрезвычайно интересно.
В общем, на мой вкус (или взгляд),книга вышла не хуже первых романов цикла ПО (само Пространство Откровения, Город Бездны) или отдельных романов Дом Солнц и Дождь Забвения. Читать такие романы одно удовольствие. Мое мнение — из всей обоймы азбучных авторов серии ЗНФ Рейнольдс лучший. И очень радует, что Азбука спустя несколько лет вернулась к автору — грядет переиздание ПО в омнибусном варианте + первый роман нового цикла автора. И даже не исключается выпуск малой прозы. Значит, будем ждать. Главное, чтобы покупали у нас книги замечательного фантаста Аластера Рейнольдса.
WALKER898, 15 июля 2018 г.
Такое ощущение, что автор так и не решил для себя, что же он пишет. По жанру это скорее космоопера, хотя иногда и есть попытки склониться к хардовой фантастике.
Большой акцент сделан на харктеры и взаимоотношения персонажей, но они весьма шаблонны, предсказуемы и неправдопободны. Временами начинается подробное описание деталей, а затем внезапно сюжетная линия обрывается.
В общем, любителям твердой научной фантастики читать не советую.
Incnis Mrsi, 1 мая 2020 г.
Прекрасное построение сюжета: ружья, висевшие на стене в первом–втором актах, выстреливают как надо. Релятивистская (и вообще физическая) правдоподобность; далеко не у всех выходит писать ярко и образно, не прибегая к ереси вроде «гиперпространства» и т.п. Вселенски-эпический размах почти без фальши; раздражают лишь бестолковые рассуждения на тему «который сейчас год», словно люди учили СТО по книжкам 1920-х. Умелое использование архетипических символов (
и вставленный идеально УМЕСТНО в сюжет, чего многим другим писателям было бы не добиться. Трогательный образ
Не согласен со мнением, что роман рано оборван: как раз лучше оборвать так, чем тян^W ой, _толкать_ (в данном случае) до унылой банальности конца сюжетных линий, как в «Доме солнц». И автор заметно подрос со времени «Города бездны». Снимаю два балла из-за критики персонажей со стороны женщин — им лучше, чем мне, судить о человечности персонажей Беллы и Светланы. Можно отметить торчащие из фабулы уши «Рамы»… зримо, словно стальные шипы из Януса — но всё же Рейнольдс нехило напрягся, чтобы развить сюжет в оригинальном стиле, не прибегая к клише. Также стоя́щий за кадром автор, едва ли не вслух читающий банальные морали, слегка меня напрягает. Но в целом, я думаю, роман ещё долго останется для меня сиять в качестве вехи в антологии мировой научной фантастики. На высоте, едва ли когда-либо достижимой для меня самого. Пока прочёл перевод Д. Могилевцева, но в будущем не поленюсь и оригинал прочесть.
Кропус, 15 апреля 2018 г.
Несоответствие между масштабом событий и мелочностью поступков героев поражает. Интернет-автор Крысолов делая разбор западной кинофантастики написал, что американские сценаристы похоже просто неспособны представить себе сплочённую команду: обязательно передерутся по самому идиотскому поводу. Похоже это применимо и к прозе. Все действия Светланы в романе явно проистекают из кучи комплексов. (Непонятно, как они с Беллой тест на совместимость прошли, должен же быть в команду корабля какой-то психологический отбор). Вот она предлагала решение, обещавшие спасение всем, а нехорошая Белла не послушалась. Месть ей за это, страшная месть. Но минуточку, правота Светланы была отнюдь не очевидноа, у Беллы были очень серьёзные основания ей не поверить. А ведь она даже проверку предприняла. Но нехорошая компания уже успела подменить данные. К тому же как капитан корабля она вполне имела право принять то решение которое приняла.
По моему глубокому убеждению на такое способна только психопатка одержимая кучей комплексов.
Похоже сейчас многие авторы считают, что если у героев не будет комплексов и нервных срывов, то роман выйдет не реалистичным. Жаль! Впрочем есть ещё одна причина, вся эта мышиная возня просто позволяет нагнать побольше страниц.
dimon1979, 17 мая 2017 г.
«Звездный лед» — производственная, научная фантастика с элементами дамского романа. К сожалению, и «женская» часть, и производственная превалируют над фантастической.
Казалось бы, великолепная завязка сюжета, наличие сразу нескольких разнообразных тем связанных с космосом, которые безумно интересно выглядели в завязке романа, но почему-то в итоге получилось непонятно что.
Я не перестану повторять, что Аластер Рейнольдс является одним из самых талантливых писателей-фантастов новой волны. У него отличное чувство темпа, он умеет придумывать сложные и необычные вселенные, населенные невообразимыми видами инопланетян, но всегда плохо получается заканчивать свои романы. Не станет исключением и это произведение, которое начиналось как фантастика ближнего прицела, с вполне продуманными законами физики и в технической части довольно правдоподобной.
Честно говоря, аннотация выглядит по-настоящему яркой и интригующей, а вот сама книга на ее фоне проигрывает. Ни в коем случае, я не хочу сказать, что она плохая. Просто ожидание оказалось чересчур завышенным, все располагало к самой главной встрече будущего, от которой начнется новый отсчет человеческой цивилизации. Произошла эта встреча или нет, каждый сам для себя это решит и чем в итоге обернется.
Умение писателя создавать технологии будущего, показывать насколько чуждые и неимоверно далекие в развитии цивилизации населяют нашу вселенную, является его коронной фишкой. Рейнольдсу веришь, его «чужие» вполне реально представляются в воображении, причем, никогда вы не найдете в его книгах похожих существ, всегда что-то новое и обязательно необычное.
У меня нет претензий к фантастической части, есть место и для научной части, и для любителей межзвездных путешествий, и для поклонников внеземных форм жизни. Но есть одна огромная претензия к постройке взаимоотношений между главными героями. Так получилось, что это две женщины, когда-то бывшие подругами, а впоследствии ставшие непримиримыми врагами. Их нереально много, такое ощущение, что смотришь какую-то мексиканскую «мыльную» оперу, где героини постоянно меняются ролями и положением. Для чего автор столько уделил им внимания? Для меня это большая загадка, тем более следить за их дрязгами и склоками совсем неинтересно.
В целом, «Звездный лед» вполне неплохой образец космической, научной фантастики, но не самый лучший в коллекции Аластера Рейнольдса. Поклонникам автора, да и просто любителям фантастики, читать в обязательном порядке. Всё-таки не каждый день выходят книги авторов такого масштаба и пропускать их нельзя ни в коем случае.